Концептуальное изложение педагогического опыта по теме "Социокультурное развитие дошкольников через образ народной тряпичной куклы"
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Детский сад « Ромашка», структурное подразделение Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «Центр развития ребёнка — детский сад « Светлячок»
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
«АВТОРСКАЯ ИДЕЯ В МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»
Социокультурное развитие дошкольников
через образ народной тряпичной куклы.
Матулевич Елена Васильевна,
воспитатель
2017 г.
Содержание:
- Введение
- Роль народной куклы в социокультурном развитии дошкольников
- Моделирование образовательного пространства в группе с использованием народной куклы
- Взаимодействие и сотрудничество с семьями воспитанников
- Заключение. Результативность
- Список литературы
«Тряпичная кукла - кладезь народной
мудрости, хранительница преданий,
обрядов и традиций своего народа».
М.Е.Салтыков - Щедрин
- Введение.
Сразу после своего рождения ребёнок попадает в мир, полный уже сложившихся норм, ценностей и традиций. Все эти и многие другие факторы участвуют в становлении его личности, формируя индивидуальные представления, установки и способы взаимодействия с другими людьми. Л. Н. Толстой считал, что в течение первых пяти лет жизни человек приобретает в своем развитии больше, чем за всю последующую жизнь.
Идут годы, сменяются экономические и общественные формации, нарушается преемственность поколений в воспитании детей. И, прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, жизненных ценностей и установок. Ситуация в России тоже не стала исключением. За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Результаты этого не заставили себя долго ждать, их плоды мы пожинаем ежедневно и повсеместно. Заметно снизилась ценность детско-родительского общения, совместного времяпрепровождения, домашних традиций и обычаев, семейного единения. Стремительный рост новых (информационных) технологий привел к замене живого общения, культурно-развлекательных походов в кино, театр, музеи. В детской культуре все меньше места остается традиционным для нашей страны играм и игрушкам, книгам и фильмам, национальным героям и персонажам. Современное телевидение оказывает агрессивное и негативное воздействие на сознание ребенка, разлагая систему традиционных культурных ценностей. Снижается значение в детской жизни сюжетно-ролевой игры. Современные дети мало играют вместе, не умеют договариваться, принимать во внимание интересы других, им неинтересно общаться друг с другом.
Одной из важнейших задач дошкольного образования согласно Федеральному государственному стандарту выступает задача приобщения детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества, государства. Также отмечается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях своего народа и других народов.
Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные эталоны нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь многое, в том числе и самодельную куклу.
Кукла – первая среди игрушек, самая древняя и наиболее популярная. Это игрушка, о которой можно с полной уверенностью сказать: «стара, как мир». Её значение многообразно: ритуальное, магическое, исцеляющее, развлекательное. Народная кукла – это важный педагогический инструмент этнопедагогики. Играя с куклой, ребёнок имитирует поведения того или иного человека, апробирует новые способы взаимодействия, приобретает навыки коммуникации, повышает грамотность речи. Эта игрушка является своеобразным образцом для подражания и влияет на развитие половой идентичности, формирование гендерных установок. Дети дают своим куклам имена, упоминают о них в разговорах, заботятся о них, как о живых существах. Кукла несёт в себе огромную информацию о быте, искусстве, обычаях, характере, темпераменте, о смысле жизни и предназначении. И, самое главное, народные куклы активно побуждают детей к различным играм, требующим их живого участия. А это особенно актуально в век засилья компьютерных игр, которые требуют механического выполнения заданий.
Игровая культура народов России формировалась на протяжении многих веков, передавалась из поколения в поколение, отражала различные стороны традиционной культуры семейного и общественного быта. Народная кукла всегда давала большие возможности для самовыражения. Дети самого разного возраста старались создать своими руками простую и в тоже время красивую и многофункциональную игрушку. По мнению доктора педагогических наук И.А. Лыковой в статье «Куколки из сундучка», «игрушки были не только простыми забавами и «потешками», но также первыми учителями и даже врачевателями детей. С их помощью дети постигали премудрости и умения, без которых невозможен переход во взрослую жизнь». В процессе создания кукол девочки из далекого прошлого учились шить, вышивать, прясть. К куклам относились очень бережно. Их никогда не разбрасывали по избе, не оставляли на улице. Кукол брали на посиделки, в гости. Их передавали по наследству, невестам дарили в день свадьбы.
Сегодня невозможно полностью возродить традиционную культуру наших предков, восстановить естественные связи и способы передачи культурного наследия. Мир меняется, значительная часть того, что принадлежало крестьянскому быту, исчезло. Но как хочется хоть что-то сохранить, чтобы это не пропало без следа. Возродить в душах детей интерес к прошлому, необычному, загадочному, такому старому, но новому для современных детей. Поэтому в своей работе мы решили использовать образ народной куклы как важное средство в социокультурном развитии дошкольников.
Цель: создание условий для социокультурного развития дошкольников посредством использования народных кукол.
Задачи:
- Изучить историю возникновения народной куклы.
- Расширить знания детей о культуре русского народа (традиции, праздники, приметы, загадки, поговорки, потешки).
- Познакомить детей и родителей с техникой изготовления тряпичных народных кукол.
- Развивать навыки игрового взаимодействия, творческое воображение дошкольников.
- Привлечь к творческому взаимодействию родителей (законных представителей) с детьми и педагогами.
- Пополнить предметно-развивающую среду в группе.
- Роль народной куклы в социокультурном развитии дошкольников.
Вопросам социокультурного развития детей в дошкольном возрасте уделяли внимание такие исследователи как Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, Н. Я. Большунова, С. В. Кахнович, С. А. Козлова и другие.
С.В. Кахнович исследовал возможности произведений изобразительного искусства, которые помогают в формировании у детей представлений об истинных ценностях человеческой культуры. Т.И. Бабаева характеризует социокультурное развитие дошкольников в игре как процесс вхождения в современную игровую культуру, предполагающую ориентировку детей в многообразии детских игр; внесение в игры разнообразного социального содержания; реализацию разных форм взаимодействия. К.И. Чижова изучала особенности социокультурного развития детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.
Опираясь на позиции С. В. Кахнович, С. А. Козловой мы определили понятие «социокультурные ценности» - это ценности, характерные для конкретного общества, позволяющие отличать одну культуру от другой, определять ее самобытность, уникальность культурно-исторического общества. Социокультурными ценностями являются: уважение к историческому прошлому своего народа, уважение к традициям семьи и своего народа, отношение к себе и к другим людям, коммуникативные умения: умение устанавливать контакт, поддерживать и понимать другого человека. Исследователи проблемы социокультурного развития детей дошкольного возраста Н. Я. Большунова, О. Л. Князева, С. А. Козлова отмечают, что социокультурное развитие во многом определяется способностью сопоставлять жизнь с образцами. Эти образцы должны быть представлены как система человеческих установок и стилей общения, а также с помощью ритуалов, праздников, чтении и инсценировки сказок, пословиц и поговорок, потешек, игровых тренингов, подвижных и сюжетно-ролевых игр, тематических проектов, выставок и мн. др., которые должны быть в системе дошкольного образования.
Известный психолог Г. А. Урунтаева говорила, что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками, с помощью которых дети узнают о цвете, форме, объеме, социальных ролях, быте, природе Игрушки способствуют передаче общественного и культурного опыта. Функции игрушки - развивать, развлекать и воспитывать, или, говоря языком социологии, социализировать личность ребенка.
Производство большинства современных игрушек поставлено на «поток». Приобретая их в магазинах, родители зачастую руководствуются, прежде всего, ценой или яркими красками. Немаловажным фактором также являются капризы и желания детей, формируемые, как правило, рекламными роликами. Изготовленные из искусственных материалов, порой непонятного назначения, сомнительного качества и происхождения такие игрушки отрицательно влияют на развитие ребёнка.
Наша страна обладает богатым духовным, культурным и историческим прошлым. Источником такого наследия для наших детей может стать традиционная народная кукла, которая была незаслуженно забыта. Игрушка, служившая и детской забавой, и средством воспитания, и предметом магии, она считалась хорошим праздничным подарком, непременным свадебным атрибутом и украшением.
На всех этапах развития ребёнка игрушка выполняла и выполняет следующие функции:
• духовную (с помощью игрушки старшее поколение передавало, а младшее принимало и сохраняло накопленный жизненный опыт);
• социальную (игрушка - удобное и эффективное средство для удовлетворения растущих потребностей широких слоёв населения);
• психологическую (игрушка выступает действенным средством для гармоничного развития всех душевных сил ребёнка и его воображения, которое лежит в основе всякой художественной деятельности);
• эстетическую (вместе с воспитанием она стремится к развитию чувства любви и красоты, правды и добра, которые являются наиболее существенным средством народного искусства);
• экологическую (являясь поэтическим отображением природы, игрушка способна ослабить вредные последствия влияния удалённости от природной среды у детей больших городов).
По мнению психологов, процесс создания куклы не только развивает образное мышление, погружаясь в творческий процесс изготовления куклы, мы отстраняемся от окружающего мира, погружаясь при этом в медитативное состояние, что уже само собой благотворно влияет на наш организм, успокаивая и гармонизируя внутренние процессы. Куклы, с незапамятных времен, были самой известной и любимой игрушкой русского народа. Они сохранили для нас обряды и предания предков, которые всегда были важны людям, помогали им выживать и передавать знания из поколения в поколение. Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. В этой традиционности главное отличие от современных игрушек.
Бартрам Николай Дмитриевич – художник, историк, коллекционер, создатель первого музея детской игрушки, так высказывался о народной кукле: «… народная игрушка, подобно каплям живой воды, вызывает к жизни те творческие семена, которые без этого могли бы пролежать бесплодными в душе ребенка». Покровский Егор Арсеньевич выдающийся представитель российской науки, известный московский врач-педиатр: «… куклы немало содействуют доброму направлению ума и фантазии ребенка и что еще драгоценнее, мало - помалу содействуя, таким образом, с малых лет развитию добрых семейно - нравственных понятий и правил».
Тряпичные обереги сопровождали человека с рождения, они играли огромную роль в жизни человека, их использовали как обереги счастья, добра, благополучия и продолжения рода, кукла была непосредственным участником праздников и обрядов. С ними встречали гостей, их дарили, придумывали о них сказки и стихи, песни и пословицы. Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, поскольку, играя в них, ребенок познавал мир и себя, учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, кукла - зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых - это единственная возможность вернуться в мир детства. Также кукла играла для женщины роль проводника и служила символом перехода из одного состояния в другое - от девочки к девушке, от девушки к женщине и т.д.
В современном обществе роли мужчин и женщин искажены и женщина иногда очень надолго «зависает» в одном из состояний, когда фактически ей уже пора играть совсем другую роль. От этого у нее в жизни многое не складывается, что вызывает ощущение неудовлетворенности и негативно сказывается на отношениях в семье и на жизни в целом. Ценность народных кукол - в их пластическом совершенстве, образном и смысловом богатстве.
Кукла, сделанная из ткани, травы, соломы или цветов бабушкой для внучки или матерью для ребенка содержит информацию любви, защиты, доброжелательности. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками. Современная технологическая эра разрушает психику людей. Ведь известно, что старинная изба с деревянным полом была намного полезнее современного жилья. И понятен интерес малышей к традиционной кукле, которая приятна на ощупь, мягкая, с ней так приятно засыпать. А еще детям нравится то, что она не имеет нарисованных черт лица, а значит, можно нафантазировать характер, настроение своей куклы.
Поучительно также, что игрушка в старину являлась атрибутом детской частной собственности. Естественно, в семье на этом моменте внимание не акцентировалось, но разумно стимулировалось в детях, так как оно способствовало развитию бережливости, стремления пополнить свой запас, смастерить что-то своими руками или же заработать в качестве подарка.
Старинная кукла вобрала в себя все, чего нам так не хватает в ХХІ веке - золото пшеницы и запах сена, нежность и мягкость шерсти и домотканого полотна. Обряд создания куклы - это обряд сохранения жизни, защита от зла. Народная кукла хранит древние образы, пронесенные сквозь тысячелетия. Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и погружения в народный культурный опыт. Нельзя не согласиться с высказыванием Ю. М. Лотмана, который считал, что: «Кукла требует не созерцания чужой мысли, а игры. Кукла - стимулятор, вызывающий нас на творчество».
Тряпичная кукла - игрушка с ценными воспитательными качествами. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну. Эта универсальная игрушка имеет духовное наполнение - здесь кроется притягательность лоскутной куклы. Кукольный народец хранит в себе мастерство и искусство своих создателей, труд собирателей, коллекционеров и ученых. В кукольной хронике высвечивается жизнь российской культуры, негаснущая народная память. И у каждого, кто делает тряпичные куклы, получается своя "лоскутная история".
- Моделирование образовательного пространства в группе
с использованием народной куклы.
Народная тряпичная кукла - «кладезь народной мудрости», несет в себе массу скрытых возможностей, позволяющих применить её в воспитательно - образовательном процессе в ДОУ. Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном - о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать.
Её мы используем как эффективное средство для поддержания познавательного интереса, активизации деятельности детей в образовательном процессе. Кукла была у нас и «гостем группы», ведущей праздников, развлечений. Весенняя кукла Мартиничка знакомила с математическими понятиями, кукла Масленица учила вплетать в косы ленты, завязывать бантики и узелки.
С целью обобщения и систематизации представления детей о народной тряпичной кукле, ее назначении в жизни наших предков, месте и роли в их быте, труде, мировоззрении нами были созданы в группе мини-музеи «Куклы наших мам и бабушек», «История народной куклы». Во время «путешествий» в историю народной игрушки дети получают информацию о народных календарных праздниках, традициях, о том, по какому случаю «вертели» лоскутных кукол. Стилизованный уголок «Бабушкина шкатулка» существует для сюжетных и театрализованных игр с тряпичными куклами. Проведен цикл бесед «Русский человек без родни не живет», «Веселье и труд рядом живут», нацеленных на формирование у детей представления о традиционной жизни, труде крестьян, знакомство с традициями и обычаями русского народа.
Нами, совместно с музыкальным руководителем, подобраны и разработаны сценарии праздников и развлечений на народную тематику с применением тряпичных кукол, в ходе которых ребята погружаются в атмосферу старины («В гости к Дарьюшке-хозяюшке», «Аришины прибаутки», чаепитие «На завалинке»). На праздниках дети разучивали поговорки, пословицы о прославлении русского гостеприимства, узнали о традиционных блюдах русской кухни, о праздничном каравае, пели частушки, водили хороводы. Украшением стола были тряпичные куклы. Интересно прошли мероприятия, приуроченные к календарным праздникам наших предков: «Осенины», «Рождественская Ёлка», «Масленица», «Весна- красна», на которых так же были применены народные тряпичные куклы. Дети познакомились с народными календарными играми «Баба Яга», Жмурки», «Капуста», «Платок», «Пастух и стадо», развивающие смекалку, ловкость, внимание.
Создана комфортная среда для игр с народными куклами. Наша коллекция состоит из традиционных тряпичных кукол, обрядовых, игровых, обереговых. Выполнены они без игл с использованием натуральных тканей, природного материала (ветки, солома, поленца, крупы). Коллекция постоянно пополняется педагогами, детьми и родителями. У ребят есть возможность использовать их в различных сюжетно-ролевых играх, осваивать новые социальные роли.
Народные куклы являются ярким демонстрационным и дидактическим материалом. Нами созданы и используются игры «Узнай по описанию», «Наряд для матрёшки», «Укрась куклу», «Заплети косу», «Слово из сундучка» и другие. В этих играх через образ народной куклы дошкольники знакомятся с основными цветами, геометрическими фигурами, учатся сравнивать и обобщать, развивают мелкую моторику рук. По различным наблюдениям, приметам народом был составлен календарь игр и игрушек. Такой появился и в нашей группе («Хоровод круглый год»). Его использование позволяет детям лучше усвоить очерёдность времён года, названия месяцев, узнать о назначении обрядовых кукол, а заодно поучаствовать в народных праздниках. Каждый из которых связан с народными обрядами, традициями, играми и забавами.
Разработаны и используются в работе коррекционные упражнения с применением «экспонатов» коллекции для развития у детей мелкой моторики и тактильных ощущений, упражнения для пальчиковой гимнастики, динамических пауз с опорой на знания детей о тряпичных куклах. Рукотворная игрушка не только способствует развитию тактильно-кинестетических ощущений, но и благотворно влияет на формирование психического и физического здоровья детей. Для этого нами созданы куклы – насыпушки, наполнителем для которых служат крупы разного размера: фасоль, горох, манка, гречка; кукла – Кубышка и Травница для ароматерапии.
Также куклы являются неотъемлемым элементом сказкотерапии. В руках детей они становятся не только главными героями уже известных сказок («Снегурушка», «Крупеничка», «Гуси-лебеди» и др.). Ребята с удовольствием придумывают новые истории, концовки сказок, вводят новых героев, разворачивая свои собственные интересные сюжеты с использованием малых форм народного фольклора.
Народная игрушка является замечательным средством развития речи дошкольников. Играя тряпичной куклой, дети не боятся ошибиться, они раскрепощаются в своих действиях и высказываниях, учатся вести диалог, общаться. Мы знакомили наших воспитанников с употреблением в речи народных оборотов, ласковых уменьшительных обращений ( доченька, голубушка, золотинка моя, сходи по водицу, травушка - муравушка, и др). Обыгрывая народную игрушку мы используем детский фольклор. Это происходит в разных видах деятельности: в образовательной деятельности, наблюдениях, в подвижных, хороводных играх, в играх на развитие мелкой моторики (самомассаж, игры с пальчиками, хлопки и др.), в театрализованной деятельности. С этой целью нами была создана методическая копилка «Фольклорный сундучок», в котором живут: потешки, пестушки, попевки, игры-забавы, заклички, загадки, считалки, необходимые для работы с детьми. Они помогают не только пополнить словарный запас детей, но и усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, многозначность и образность речевых оборотов. Всё чаще у нас стали звучать колыбельные песенки. Их напевность, особый ритм учат ребят плавному произношению фраз, предложений, развивают фонематический слух. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и словосочетания, на основе которых дети учатся подбирать однокоренные слова: кот, котенька, коток, котик, заяц - зайка, заинька, зайчишка и др.
Но самый большой интерес вызывает процесс изготовления кукол. На этих занятиях формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе. Ребята выясняют строение кукол, знакомятся с новыми материалами, технологиями изготовления («верчение», «кручение»). А это элементы исследовательской деятельности. Создавая новую куклу, каждый ребёнок индивидуально подходит к её оформлению, назначению. Образ каждой игрушки складывается у детей в процессе ее создания: они стараются придать неповторимый облик, используя различные материалы. В уголке творчества есть всё необходимое для самостоятельной работы дошкольников. Дети, изготавливая своих кукол, вкладывают в них частичку своей души. Такая деятельность способствуют формированию творческой активности и развитию эстетического вкуса детей.
Очень тесно работаем с Заводоуковским краеведческим музеем. Нами посещены экспозиции «Быт сибирских крестьян», «Ингальская долина», «История нашего города». Наша коллекция народных кукол тоже стала участницей выставки в музее.
- Взаимодействие и сотрудничество с семьями воспитанников.
Поддерживая интерес у детей к народным куклам, мы старались, чтобы это закреплялось в семье. Объявляли различные конкурсы, готовились к выставкам совместного творчества, оформляли фотовыставки.
С большим интересом родители участвовали в мастер-классах по изготовлению народной куклы, совместных праздниках, развлечениях. Зимними вечерами, готовясь к проведению новогодних и рождественских праздников, дети вместе с родителями сочиняли дома сказки про кукол, которые оформляли в книжки – самоделки. Книжки и сказки получились самыми разными и очень интересными.
Особенную активность проявили родители в конкурсе на лучшую авторскую куклу. Делая их вместе с детьми, они увидели, что дети хотят играть с ними дома, поэтому некоторым пришлось делать 2 куклы: одну на выставку, другую для игры.
Большой интерес вызвали выставки совместных творческих работ «У берёзки хоровод», «Город мастеров».
Детьми, родителями и педагогами были просмотрены видеофильмы «Народная кукла - прошлое и настоящее», «Всё о куклах», слайд-шоу «Коллекция народных кукол», презентация «Загадка тряпичных кукол». Это позволило расширить представления детей и родителей о народных куклах, национальных традициях русского народа.
Развлечение для детей с участием родителей «В тереме расписном живу, к себе в гости приглашу» с использованием тряпичных кукол сопровождалось прослушиванием народных мелодий, песен, разучиванием народных хороводов.
Нами разработаны рекомендации для родителей и педагогов по проблеме влияния тряпичных рукотворных кукол на духовно-нравственное воспитание, познавательное, психическое развитие ребенка. Собран и оформлен информативный материал для родительского уголка «История создания «домодельных кукол», «Проблемы понимания различных видов народных кукол», «Народная тряпичная кукла - воплощение культурных и жизненных ценностей народа». Проведены консультации для родителей «Баю-баюшки-баю…», «Как укладывать ребенка спать» (с использованием куколки для сна), «Мир лоскутных кукол», выступление на родительском собрании «Из страничек «Потешной летописи». На родительских встречах обсуждали вопросы о роли народных кукол в познавательно - речевом развитии детей.
Были проведены мастер-классы для родителей «Народная кукла Куватка», «Куколка на пасхальное яйцо», цель которых - обратить внимание родителей к проблеме сохранения культурного наследия народа, возможности использования народной куклы для развития и воспитания современного ребёнка.
Благодаря активному участию родителей в воспитательно - образовательном процессе у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка; совместная творческая деятельность меняет представления детей о добре, милосердии, великодушии, отзывчивости, трудолюбии, гражданственности и патриотизме.
Знакомя детей с новой куклой, мы обязательно знакомили с ней и родителей. Нам важно было подвести их к пониманию того, как важен каждый день, каждый час, каждая минута в общении с ребенком.
Дети и их родители не только получили новые знания о традиционной культуре, традиционном семейном воспитании, научились изготавливать народные куклы, но и, возможно, сделали для себя определенные жизненные выводы.
Мы считаем, что использование в воспитательном процессе традиций русской культуры невозможно без поддержки семьи. Нам удалось установить тесное сотрудничество с родителями, которые принимали активное участие не только в совершенствовании развивающей среды, но и были непосредственными участниками воспитательного процесса.
- Заключение. Результативность.
Традиционная тряпичная кукла в современной России переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.
Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, но и важнейший атрибут древних обрядов, символ продолжения рода, залог семейного счастья.
По результатам работы в данном направлении стало понятно, что знакомство с историей народной куклы и технологией её изготовления, можно начинать с детского сада. Эта работа предоставляет большие возможности для творческого самовыражения детей, формирования навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми. У детей развивается чувство цвета, ритма и пропорции, глазомер, эстетический вкус. Одним из важных моментов в изготовлении игрушки является то, что её можно выполнить без иглы и ножниц. У детей активизируется память, мыслительные операции, активно развивается речь, снижается утомляемость, что позволяет дольше сохранять внимание, концентрировать целенаправленность деятельности детей, позволяет максимально раскрыть личностный потенциал каждого ребенка.
Благодаря работе в данном направлении у наших воспитанников повысился интерес к народной культуре, расширились представления о традиционной народной кукле, народных женских эстетических и духовно-нравственных идеалах, что, в свою очередь, отразилось на эмоциональном состоянии детей, познавательных интересах. Можно было также отметить положительную динамику развития отношений, игр. Снизилась конфликтность в группе. Играя в куклы, дети становятся добрее, учатся договариваться между собой, находить общие решения. Жизнь в детском саду стала еще интересней, насыщенней, запоминающейся.
В данное время мы работаем в разновозрастной группе. В этом году прибыли дети младшего возраста, для которых самое сложное было – адаптация к условиям детского сада. Наблюдения и сравнительный анализ показали, что в настоящем году детей с легкой степенью адаптации составило 70%. Период длился от 7 до 14 дней, у детей быстро установилось устойчивое эмоциональное состояние, адекватное поведение, они легко вступали в контакт со сверстниками и взрослыми, быстро восстановились крепкий, спокойный сон и хороший аппетит. Средняя степень адаптации была у 23% детей. Тяжелая степень адаптации – 7 %. В сравнении с предыдущими показателями – результат улучшился на 13 %.
В процессе работы над проектом сформировались дружеское творческое взаимодействие с семьями воспитанников. Значительно повысился уровень знаний родителей и педагогов по проблеме, пополнилась и обновилась предметно – развивающая среда группы.
На народную игрушку не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. Тряпичная кукла благотворно влияет на воспитание духовно-нравственных качеств личности, способствует развитию коммуникативных способностей, дает возможность самовыражению и самопознанию. В этом основная ценность традиционной народной куклы.
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» (К, Д, Ушинский)
Список литературы:
- Берестнева Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. М., ООО «Белый город», 2004.
- Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла, традиции, технология. М.,2007г.
- Дайн Г.Л., Русская игрушка. Альбом. М., «Советская Россия», 1987.
- Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. Раритет.2010.
- Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. Волгоград: Учитель, 2012.
- Лыкова И. А. Куколки из сундучка. Издательство «Цветной мир», 2012 .
- Марков Б.В. Культура повседневности. Учеб. пособие./Питер, 2008.
- Морозова Е.Ю. Кукла как образ человека. // Дошк. воспитание. №1, 2009.
- Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100, Детский сад 2100», под ред. Д.И. Фельдштейна, изд. «Баласс», 2011.
- Тараканова Л.В. Народная тряпичная кукла - эффективное средство духовно- нравственного воспитания дошкольников./Начальное и дошкольное образование в условиях модернизации / под ред. Макашиной Т.Ю., Широких О.Б.-Коломна: МГОСГИ, 2013.
- Урунтаева Г. А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. - М., 1997.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.,2008.
- Интернет – ресурсы:
http://cyberleninka.ru/article/n/narodnaya-igrushka-kak-sredstvo-sotsializatsii-doshkolnikov,
http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00362347_0.html
http://sociosphera.com/publication/conference/2012/147/narodnaya_igrushka_kak_sredstvo_socializacii_doshkolnikov/
http://research-journal.org/pedagogy/sociokulturnoe-razvitie-detej-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-izobrazitelnoj-deyatelnosti/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концептуальное изложение педагогического опыта "Развитие игровой деятельности детей средствами макетирования"
Концептуальное изложение педагогического опыта...
Концептуальное изложение педагогического опыта
laquo;Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»...
Концептуальное изложение педагогического опыта "Су-Джок" стимуляторы и камешки "Марблс" - универсальные нетрадиционные материалы используемые в логопедической работе
Цель нашей работы – это использование нетрадиционных материалов в создании комфортных условий для достижения высокой результативности в развитии речи дошкольников. Исходя из этого, нами определе...
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: « Приобщение дошкольников к русской народной культуре»
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что боль...
из опыта работы по теме "Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной тряпичной куклы"
Данный опыт будет полезен для воспитателей ДОУ, студентов педагогического колледжа. Куклы любого народа имеют свои педагогические, художественные и технологические традиции — простые и ясные, оп...
Обобщение педагогического опыта "Формирование экологических представлений дошкольников через проектную деятельность"
Обобщение педагогического опыта воспитателя детского сада...
МАСТЕР-КЛАСС «Социокультурное развитие дошкольников через образ народной тряпичной куклы»
Одним из немаловажных факторов приобщения детей к социокультурным ценностям является знакомство с культурным наследием нашей страны, с народными костюмами. Это очень важно, так как позволяет показать...