Концептуальное изложение педагогического опыта "Су-Джок" стимуляторы и камешки "Марблс" - универсальные нетрадиционные материалы используемые в логопедической работе
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Цель нашей работы – это использование нетрадиционных материалов в создании комфортных условий для достижения высокой результативности в развитии речи дошкольников. Исходя из этого, нами определены следующие задачи:
- Формирование у детей интереса и положительного отношения к логопедическим занятиям;
- Развитие у детей практических навыков в использовании камешков «Марблс» и «Су-Джок» стимуляторов на логопедических занятиях;
- Решение коррекционно-логопедических задач при помощи использования нетрадиционного материала на логопедических занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya_rodionova.doc | 264 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОРОДСКОЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА «ПЕДАГОГ ГОДА – 2015»
НОМИНАЦИЯ «ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА – 2015»
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
«СУ-ДЖОК» СТИМУЛЯТОРЫ И КАМЕШКИ «МАРБЛС» – УНИВЕРСАЛЬНЫЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Родионова Анастасия Павловна,
учитель-логопед
МАДОУ д/с № 79 к/в города Тюмени
Оглавление
Использование камешков «Марблс» в работе логопеда 4
Использование Су-Джок терапии в логопедической работе 5
«Не в количестве знаний заключается образование,
а в полном искусном применении всего того, что знаешь».
А. Дистерверг
Актуальность
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. На важное значение речи для развития мышления и формирования личности неоднократно указывал Л. С. Выготский, который писал: «Развитие речи представляет собой, прежде всего историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта».
Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих нарушения речи.
Нарушения речи – это собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной речевой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации.
У детей с речевыми нарушениями имеются существенные отклонения не только в речевом, но и в психомоторном развитии. Отмечается несформированность мелкой и артикуляционной моторики. Наблюдается сужение объема внимания, памяти, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого). Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность.
Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий. Положительная динамика достигается за счет нарастания сложности речевых упражнений. Но повторение речевого материала не вызывает у детей интереса. Вместе с тем эффективность работы во многом зависит от положительного фона занятия, интереса детей к заданиям. Ребенок должен посещать логопедические занятия с желанием. В противном случае, наносится вред его психическому здоровью, вырабатывается нежелание учится чему-либо.
Одной из приоритетных задач современного дошкольного образования и нашего детского сада в том числе, является сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Поэтому перед нами возникла задача, как наиболее эффективно организовать логопедическое воздействие так, чтобы каждое занятие было оптимальным по времени, регулярным, интересным, разнообразным, сочетало работу не только над развитием всех речевых компонентов, но и над мелкой моторикой, психическими функциями, способствовало укреплению здоровья детей.
Все выше сказанное, подтолкнуло нас к поиску новых нетрадиционных материалов, которые помогли бы нам эффективно организовать логопедическую работу.
Так получилось, что разноцветные камешки были у меня дома как элемент декора. Однажды, мой трехлетний сын достал вазочку, наполненную этими камешками, и с большим удовольствием стал их рассматривать.
С этого дня прошло около года, но кругляшки остаются одной из любимых игрушек сына. Сейчас, с их помощью строятся разнообразные трассы для машин и многое другое. Я решила попробовать применить камешки в своей работе и, вскоре, поняла, какую бесценную службу они нам сослужили в качестве развивающего материала.
Таким образом, определилась цель нашей работы – это использование нетрадиционных материалов в создании комфортных условий для достижения высокой результативности в развитии речи дошкольников. Исходя из этого, нами определены следующие задачи:
- Формирование у детей интереса и положительного отношения к логопедическим занятиям;
- Развитие у детей практических навыков в использовании камешков «Марблс» и «Су-Джок» стимуляторов на логопедических занятиях;
- Решение коррекционно-логопедических задач при помощи использования нетрадиционного материала на логопедических занятиях.
Использование камешков «Марблс» в работе логопеда
Марблс – это небольшая сферическая игрушка, обычно – камешек, изготовленный из стекла. Эти камешки различаются по размеру, цвету и форме (Рис. 1).
Марблс применяются для различных целей:
1) Игры марблс, простые и очень увлекательные, есть различные варианты (например: «Круг», «Регби», «Тик-Так»);
2) Коллекционирование;
3) Использование в декоре;
4) Различные развивающие занятия для детей (сортировки, логические ряды, обучение счёту, мозаики, выкладывание узоров, тропинок), игры в песочнице, лабиринты для шаров.
Камешки «Марблс» – это универсальный материал, при помощи которого можно изготовить разнообразные пособия, способствующие физическому и умственному развитию ребенка.
Работу с камешками «Марблс» мы сравнили с праздником. А праздник всегда вызывает у детей радость, улыбку, положительные эмоции, ожидание волшебства. Работа с разноцветными камешками так же как праздник вызывает у детей положительную реакцию.
Игр с «Марблс» можно придумать множество, вот наиболее очевидные идеи применения:
- Сортировка: сортировать можно по цвету, размеру, форме, прозрачности;
- Счет: марблс – прекрасный материал для простейших арифметических действий
(Рис. 2);
- Мышление: при помощи камешков можно играть в игру «Четвертый лишний»
(Рис. 3);
- Творчество: с «Марблс» очень легко фантазировать и составлять невероятные по красоте и яркости картины (Рис. 4);
- Тактильные ощущения: сухой бассейн с «марблс», позволяющий ребенку снять мышечное напряжение (Рис. 5).
Также камешки «Марблс» очень удобно использовать непосредственно в логопедической работе для:
- составления звукового анализа слов (Рис. 6);
- формирования фонематического слуха и восприятия (Рис. 7);
- дифференциации звуков (Рис. 8);
- составления схемы предложения (Рис. 9);
- освоения навыков чтения и письма (Рис. 10);
- развития цветовосприятия (Рис. 11).
Таким образом, применение камешков «Марблс» помогает решить большинство логопедических задач, при этом привносит в занятие элемент игры и способствует созданию благоприятного фона.
Использование Су-Джок терапии в логопедической работе
Еще одним нетрадиционным приемом, используемым нами, является Су-Джок.
Су-Джок терапия – это одно из последних достижений восточной медицины, разработанное южнокорейским ученым Пак Чже Ву.
В переводе с корейского «Су» – кисть, «Джок» – стопа. Данная технология оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Поэтому Су-Джок терапия может быть направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений (Рис. 12).
Эту уникальную возможность мы адаптировали в работе с детьми на логопедических занятиях. Для чего использовали два раздела Су-Джок терапии: работа с эластичным кольцом и ручной массаж пальцев и кистей массажными шариками (Рис. 13).
Методика работы с эластичным кольцом:
Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны, до ее покраснения и ощущения тепла. Эту процедуру можно сочетать с речевым сопровождением (Рис. № 14).
Методика работы по проведению ручного массажа пальцев и кистей
массажным шариком:
Ладони и пальцы необходимо массировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм. Самомассаж сопровождается стихотворными текстами (Рис. 15).
Неоспоримыми достоинствами использования в логопедической практике элементов Су-Джок терапии являются:
- Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект;
- Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред;
- Универсальность – могут использовать педагоги в своей работе, а также родители в домашних условиях;
- Доступность – можно приобрести в аптеке по доступной цене.
Мы в своей работе использовали стимуляторы «Су-Джок» не только по их прямому назначению, а также
- для автоматизации звуков;
- для развития памяти и внимания;
- для звукового анализа (Рис. 16);
- при совершенствовании навыков употребления предлогов (Рис. 17);
- для слогового анализа слов (Рис. 18);
- для развития цветовосприятия (Рис. 19);
- для формирования счетных операций (Рис. 20);
- для развития фонематического слуха и восприятия (Рис. 21);
- для формирования образа буквы (Рис. 22).
Таким образом, использование Су-Джок, в сочетании с вышеперечисленными упражнениями, способствует повышению физической и умственной работоспособности. Это позволяет значительно повысить эффективность занятий в условиях детского сада.
Взаимодействие с родителями
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому мы в своей работе уделяем большое внимание сотрудничеству с родителями.
Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна:
- во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка;
- во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей.
Чтобы привлечь родителей и осознанно ввести их в коррекционный процесс с участием нетрадиционных материалов мы использовали несколько форм взаимодействия логопед – родитель:
- Консультация
Для начала мы «заочно» познакомили родителей с историей создания камешков «Марблс» и «Су-Джок» терапии.
- Мастер-класс по использованию камешков «Марблс» и «Су-Джок» стимуляторов в работе логопеда».
Мы рассказали родителям о целях и способах использования данного нетрадиционного материала на занятиях логопеда и дали рекомендации по использованию его в домашних условиях.
- Семинар-практикум
Также для родителей был проведен семинар-практикум, на котором они совместно с детьми могли выполнить задания с камешками «Марблс» и сделать массаж при помощи «Су-Джок» стимуляторов (Приложение 3).
Данные мероприятия помогли нам привлечь активное внимание родителей к коррекционной работе логопеда. Это позволило нам в дальнейшем строить эффективную работу по взаимодействию с родителями.
Главной задачей логопеда при взаимодействии с семьёй ребёнка с нарушением речи является не только выдача рекомендаций по коррекции речи и воспитанию ребёнка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем.
Результативность
Говорить о больших успехах пока рано. Но по результатам наблюдений можно утверждать, что применение нетрадиционных материалов, таких как камешки «Марблс» и Су-Джок в логопедической работе способствует:
- Созданию благоприятных условий для работы с детьми, а именно:
- у детей появился интерес к занятию;
- дети стали более усидчивыми и внимательными;
- на занятиях нет места монотонности и скуке, повысилась работоспособность, устойчивость к утомлению;
- эмоциональный подъем, характерный для детей в играх, и развитие положительной мотивации к логопедическим занятиям также способствовали закреплению новых речевых навыков, скорейшему усвоению образца правильного звукопроизношения и расширению речевых возможностей каждого ребенка;
- процесс коррекции происходит более быстро и эффективно, так как тренировка и закрепление навыков правильной речи и поведения проводились в более интересных для детей условиях.
- Развитию высших психических процессов. А так как познавательные процессы развиваются в тесной взаимосвязи между собой и представляют сложные системные образования, то каждое упражнение, адресованное какому-либо определенному познавательному процессу, одновременно влияет и на другие;
- Развитию мелкой моторики рук.
- Творческому развитию детей. На начальном этапе работы по собственному замыслу дети выкладывали элементарные рисунки из камешков (приложение). На сегодняшний день по самостоятельному замыслу дети выкладывают картины, в которых используются камешки разнообразных цветов и разных размеров (приложение).
Таким образом, вариативность использования в логопедической практике разнообразных нетрадиционных материалов в коррекции речи детей говорит о явных преимуществах: сократились сроки коррекционной работы, повысилось качество работы, родители стали более заинтересованы логопедическим процессом.
Заключение
Су-Джок стимуляторы и камешки «Марблс» – это действительно универсальный материал, используемый в логопедической работе. С его помощью педагогу удалось:
- решить большинство коррекционно-логопедических задач;
- сформировать положительный интерес ребенка к занятию;
- развить творческое мышление.
Свою универсальность данный материал доказал и тем, что смог заменить множество дидактических пособий, применяемых для решения той или иной логопедической задачи (шнуровки, мозаики, пазлы, счетный материал, кубики, буквы, фишки красного, синего, зеленого цвета и т. д.).
В настоящее время мы накапливаем и совершенствуем методическую базу для работы с нашей идеей: ведется работа по созданию картотеки игр и упражнений с «Су-Джок» стимуляторами и камешками «Марблс».
В перспективе думаем о новых поисках нетрадиционных методов и материалов для логопедической работы.
Подводя итог, хочется еще раз отметить, что использование комплексной методики, сочетающей традиционные по структуре и содержанию логопедические занятия с привлечением нетрадиционных материалов, расширяет границы положительного воздействия на детей, позволяет получить более высокий результат и шире охватить проблему коррекционной деятельности логопеда в детском саду. Используемые в нашем детском саду нетрадиционные методы просты в использовании, доступны, эффективны, не требуют дорогостоящего оборудования, практически не имеют противопоказаний и возрастных границ, а личностно ориентированный подход в работе с ребёнком даёт отличный эффект.
Список литературы
- Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
- Платонов О. А. Су-Джок терапия для всех; М; АСТ; СПб.; Сова, 2007, - 126с.; ил.
- Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т.Б. Логопедия. – Екатеринбург, 1998.
- Цвентарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.
Родионова Анастасия Павловна, учитель-логопед МАДОУ д/с № 79 к/в города Тюмени
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концептуальное изложение педагогического опыта "Развитие игровой деятельности детей средствами макетирования"
Концептуальное изложение педагогического опыта...
Концептуальное изложение педагогического опыта по теме "Социокультурное развитие дошкольников через образ народной тряпичной куклы"
Конкурсный материал. ...
Концептуальное изложение педагогического опыта
laquo;Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»...
Методическая разработка "Повышение мотивации у детей с речевыми нарушениями к логопедическим занятиям, при помощи универсальных нетрадиционных материалов".
Методическая разработка...
Тема: Нетрадиционные упражнения, используемые на логопедических занятиях.
Цель: применение здоровьесбережения и нетрадиционных упражнений в коррекционном учебно - воспитательном процессе.Задачи: обучить детей приёмам сохранения здоровья, восстановления сил, развит...
«Использование нетрадиционных материалов в коррекционно-логопедической работе с детьми с нарушениями речи».
По мнению известного исследователя детской речи М.М. Кольцовой, «… есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой то...
Игры, используемые в логопедической работе
В статье описаны игры, которые используются в работе логопеда...