программа кружка Сайгачонок
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Список детей 2016-2017 год
- Абушинов Бадма
- Безрученко Арсений
- Березовский Матвей
- Винокурова Ира
- Кобцев Илья
- Колесник Ангелина
- Маштакова Даша
- Петров Арсений
- Петров Арсений
- Титаренко Максим
- Хохолкина Инесса
- Фомин Вова
- Учурова Таня
Тематический план
№ | Тема занятия |
1 | Кто такие животные |
2 | Какие звери живут в лесу |
3 | Живое не живое |
4 | Планета Земля |
5 | Свет тепло воздух |
6 | Мы ветры |
7 | Беседа о перелётных птицах |
8 | Сравнение белого и бурого медведей |
9 | Дед Мазай и зайцы |
10 | Подготовка животных к зиме |
11 | Зачем зимой снег |
12 | Воздух - невидимка |
13 | Беседа о лесе |
14 | Поможем природе |
15 | Берёзы тоже плачут |
16 | Экскурсия в лесопарк |
17 | Дом для кисточки |
18 | Птицы |
Протокол опроса детей
Место проведения МКДОУ «Алёнушка» Группа средняя
Фамилия Имя ребёнка | Октябрь | май | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
1 | Абушинов Бадма | + | 0 | + | + | 0 | 0 | + | + | 0 | + | + | + | |
2 | Безрученко Арсений | + | + | - | + | + | - | + | + | + | 0 | 0 | + | |
3 | Березовский Матвей | - | + | + | 0 | + | -- | 0 | + | + | + | + | + | |
4 | Винокурова Ира | + | 0 | 0 | + | 0 | + | + | + | + | + | + | + | |
5 | Кобцев Илья | + | 0 | + | 0 | 0 | + | + | + | 0 | + | 0 | 0 | |
6 | Колесник Ангелина | 0 | - | + | 0 | + | - | + | + | + | + | + | + | |
7 | Маштакова Даша | + | 0 | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | |
8 | Манунова Милана | 0 | 0 | + | 0 | + | - | 0 | + | + | + | + | 0 | |
9 | Петров Арсений | + | + | + | + | + | 0 | + | + | + | + | + | + | |
10 | Титаренко Максим | + | + | 0 | + | 0 | + | 0 | + | + | + | 0 | + | |
11 | Хохолкина Инесса | + | 0 | 0 | + | 0 | + | 0 | + | + | + | + | 0 | |
12 | Фомин Вова | + | 0 | + | 0 | + | + | + | + | + | + | 0 | 0 | |
13 | Учурова Таня | + | 0 | 0 | + | 0 | + | 0 | + | + | 0 | + | + |
Октября май
+ высокий -42 - 54 % + высокий -61 – 78 %
0 - средний – 27 - 35% 0 средний – 17 – 22 %
- низкий – 8 - 11 % - низкий – нет
Диаграмма на октябрь
Диаграмма на май
Аналитическая справка кружка «Сайгачонок»
первого года обучения
Средняя группа
Воспитатель Малышева В.П.
Кружок работает первый год. Посещают кружок 13 человек. НОД проводились 2 раза в месяц, длительностью 20-25 минут.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия: миром людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности.
Ведущими целями работы являлись
1.Образовательные: Обогащать представления детей о многообразии признаков животных и растений, обитающих в разных климатических условиях (жаркого климата юга и холодного севера). Объединять в группы растения и животных по признакам сходства (деревья, кустарники, рыбы, птицы, звери и т.д.). Формировать понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них.
2.Развивающие: Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учётом избирательности и предпочтений детей. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. Развивать самостоятельность детей в уходе за животными и растениями.
3.Воспитательные: Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому, преодоление потребительского отношения к природе.
Цели, реализованные в процессе применения разнообразных методов и приёмов
- Наглядные методы. В их число входит наблюдение, просмотр познавательных фильмов, картинок, демонстрация различных моделей. Данная группа методов позволяет сформировать в сознании ребенка определенные яркие и устойчивые образы. Практика работы с дошкольниками показывает, что они легко становятся узнаваемыми и формируют у детей вполне конкретные представления об окружающей природе.
- Практические методы. К ним по праву относят игру, моделирование и проведение самых элементарных опытов и экспериментов. Эта группа методов позволяет закрепить имеющиеся знания и обогатиться новыми, во время игры дети учатся строить простые логические цепочки. Кроме того, практические методы позволяют активно формировать ценностные ориентиры дошкольника.
- Словесные методы. Конечно же, это рассказы воспитателя, беседы с детьми, чтение литературы с экологическим подтекстом, рассказы самих детей. Использование данных методов позволяет формировать гуманное и эмоционально положительное отношение к природе, систематизировать полученные знания.
По результатам проведённого мониторинга выявлены следующие результаты:
На октябрь месяц На май месяц
Высокий уровень: 54% Высокий уровень: 78%
Средний уровень: 35% Средний уровень: 22%
Низкий уровень: 11% Низкий уровень: -
Более ярко выражены способности: Арсения Петрова, Тани Учуровой, Титаренко Максима они знают основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщённый, системный характер. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные, и общие связи. Пользуется наблюдением для познания природы. Моделирует признаки объектов и связи. Владеют трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться.
Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира.
Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.
Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года.
Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Мотивом бережного отношения к природе служат понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту.
Менее выраженные способности, и которым больше необходимо уделять внимания это Березовский Матвей, Колесник Ангелина, Винокурова Ира, Абушинов Бадма они различают большое количество объектов природы, вычленяет характерные и - под руководством педагога – существенные признаки. Знают признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладели общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняют самостоятельно, достигают хороших результатов. Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки.
- В нашей группе оборудована экологическая лаборатория, где есть все необходимое для проведения различных опытов. В итоге этой работы ребенок проводит настоящие исследования и опыты, например, с помощью системы очистки воды занимается самостоятельной экспериментальной работой, получая первые навыки ее проведения, учится ставить себе исследовательские задачи и успешно их решать. И вовсе не важно, открыл ли ребенок что-то принципиально новое или сделал то, что всем давно известно.
- Я поставила перед собой задачу: научить детей не только видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в ее создании. Но с чего начать? Остановились мы на выращивании цветов – это самое доступное для детей практическое занятие.
- В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития. В процессе трудовой деятельности в уголке природы формирую в детям бережное, заботливое отношение к живой природе. Дети ухаживают за растениями, за рыбками в аквариуме. Учу детей ориентироваться на характерные признаки, необходимые для того чтобы определить нуждается ли растений в поливе. Подвожу к осознанию зависимости состояния растений от условий их произрастания. Дети узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. Осознание этих связей и зависимостей оказывает влияние на отношение к деятельности, делая ее более осмысленной и целенаправленной. Помимо реализации воспитательных задач в процессе труда в природе решаю и образовательные задачи.
- Мною были разработана картотека НОД где дети получают представление об объектах труда, свойствах, качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных – их внешнем виде, повадках, потребностях, способах передвижения, сезонных изменениях. Дети учатся устанавливать взаимосвязи между средой обитания, образом жизни животного и способами ухода за ним в уголке природы. Чтобы возрос интерес к уголку природы, я даю детям возможность общения с ее обитателями в любое время, даю задания, связанные с наблюдением и требующие определенного времени общения, как следствие дети замечают индивидуальность каждого растения, и мы учимся составлять о них сказки и загадки. Рассказы детей фиксирую и использую в изготовлении книжек-самоделок о природе, выпустила сборник экологических сказок.
Вывод: Результаты показали, что экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе, ее понимание. Прежде всего, это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе и к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам. Дети наши должны быть милосердными. Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился, живет. Моя задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении, в природе родного края.
Список детей 2017-2018 год
- Безрученко Арсений
- Березовский Матвей
- Винокурова Ира
- Кобцев Илья
- Колесник Ангелина
- Маштакова Даша
- Манунова Милана
- Петров Арсений
- Трафименко Ваня
- Титаренко Максим
- Хохолкина Инесса
- Фомин Вова
- Учурова Таня
- Юношева Маша
- Дацко Саша
Протокол опроса детей
Место проведения МКДОУ «Алёнушка» Группа старшая
Фамилия Имя ребёнка | Октябрь | май | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
1 | Безрученко Арсений | - | 0 | + | 0 | + | + | + | 0 | + | + | + | + | ||
2 | Березовский Матвей | 0 | 0 | + | + | 0 | - | + | + | 0 | + | + | + | ||
3 | Винокурова Ира | 0 | + | 0 | + | + | 0 | 0 | + | + | + | + | + | ||
4 | Кобцев Илья | + | 0 | + | 0 | 0 | + | + | 0 | + | + | + | + | ||
5 | Колесник Ангелина | + | + | 0 | + | 0 | + | + | + | + | + | + | + | ||
6 | Маштакова Даша | 0 | + | 0 | + | 0 | 0 | + | + | 0 | + | + | + | ||
7 | Манунова Милана | - | 0 | - | + | 0 | + | 0 | + | + | + | + | + | ||
8 | Петров Арсений | + | + | + | + | + | 0 | + | + | + | + | + | + | ||
9 | Трафименко Ваня | 0 | - | 0 | + | 0 | + | 0 | + | 0 | + | + | + | ||
10 | Титаренко Максим | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
11 | Хохолкина Инесса | + | 0 | _ | + | 0 | + | + | + | 0 | 0 | + | + | ||
12 | Фомин Вова | + | + | + | 0 | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
13 | Учурова Таня | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
14 | Юношева Маша | + | 0 | + | 0 | + | + | + | + | + | + | + | 0 | ||
15 | Дацко Саша | + | 0 | + | 0 | + | + | + | 0 | + | + | + | + |
Октября Май
+ высокий - 53 – 59% 79 – 88%
0 - средний – 31 – 35% 11 – 12%
- низкий – 6 – 7% - низкий - 0%
Диаграмма мониторинга кружка «Сайгачонок» на октябрь
Диаграмма мониторинга кружка «Сайгачонок» на май
Аналитическая справка кружка « Сайгачонок»
второго года обучения
Старшая группа
Воспитатель Малышева В.П.
Кружок работает второй год. Посещают кружок 15 человек. НОД проводились 2 раза в месяц, длительностью 20-25 минут.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия: миром людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности.
Ведущими целями работы являлись
1.Образовательные: Обогащать представления детей о многообразии признаков животных и растений, обитающих в разных климатических условиях (жаркого климата юга и холодного севера). Объединять в группы растения и животных по признакам сходства (деревья, кустарники, рыбы, птицы, звери и т.д.). Формировать понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них.
2.Развивающие: Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учётом избирательности и предпочтений детей. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. Развивать самостоятельность детей в уходе за животными и растениями.
3.Воспитательные: Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому, преодоление потребительского отношения к природе.
Цели, реализованные в процессе применения разнообразных методов и приёмов
- Наглядные методы. В их число входит наблюдение, просмотр познавательных фильмов, картинок, демонстрация различных моделей. Данная группа методов позволяет сформировать в сознании ребенка определенные яркие и устойчивые образы. Практика работы с дошкольниками показывает, что они легко становятся узнаваемыми и формируют у детей вполне конкретные представления об окружающей природе.
- Практические методы. К ним по праву относят игру, моделирование и проведение самых элементарных опытов и экспериментов. Эта группа методов позволяет закрепить имеющиеся знания и обогатиться новыми, во время игры дети учатся строить простые логические цепочки. Кроме того, практические методы позволяют активно формировать ценностные ориентиры дошкольника.
- Словесные методы. Конечно же, это рассказы воспитателя, беседы с детьми, чтение литературы с экологическим подтекстом, рассказы самих детей. Использование данных методов позволяет формировать гуманное и эмоционально положительное отношение к природе, систематизировать полученные знания.
По результатам проведённого мониторинга выявлены следующие результаты:
На октябрь месяц На май месяц
Высокий уровень: 59% Высокий уровень: 88%
Средний уровень: 34.4% Средний уровень: 12%
Низкий уровень: 6.6% Низкий уровень: -
Более ярко выражены способности: Арсения Петрова, Тани Учуровой, Титаренко Максима они знают основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщённый, системный характер. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные, и общие связи. Пользуется наблюдением для познания природы. Моделирует признаки объектов и связи. Владеют трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться.
Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира.
Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.
Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года.
Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Мотивом бережного отношения к природе служат понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту.
Менее выраженные способности и которым больше необходимо уделять внимания это Березовский Матвей, Колесник Ангелина, Винокурова Ира, Абушинов Бадма они различают большое количество объектов природы, вычленяет характерные и - под руководством педагога – существенные признаки. Знают признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладели общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняют самостоятельно, достигают хороших результатов. Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки.
В нашей группе оборудована экологическая лаборатория, где есть все необходимое для проведения различных опытов. В итоге этой работы ребенок проводит настоящие исследования и опыты, например, с помощью системы очистки воды занимается самостоятельной экспериментальной работой, получая первые навыки ее проведения, учится ставить себе исследовательские задачи и успешно их решать. И вовсе не важно, открыл ли ребенок что-то принципиально новое или сделал то, что всем давно известно.
Я поставила перед собой задачу: научить детей не только видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в ее создании. Но с чего начать? Остановились мы на выращивании цветов – это самое доступное для детей практическое занятие.
В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития. В процессе трудовой деятельности в уголке природы формирую в детям бережное, заботливое отношение к живой природе. Дети ухаживают за растениями, за рыбками в аквариуме, канарейкой. Учу детей ориентироваться на характерные признаки, необходимые для того чтобы определить нуждается ли растений в поливе. Подвожу к осознанию зависимости состояния растений от условий их произрастания. Дети узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. Осознание этих связей и зависимостей оказывает влияние на отношение к деятельности, делая ее более осмысленной и целенаправленной. Помимо реализации воспитательных задач в процессе труда в природе решаю и образовательные задачи.
Мною были разработана картотека НОД где дети получают представление об объектах труда, свойствах, качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных – их внешнем виде, повадках, потребностях, способах передвижения, сезонных изменениях. Дети учатся устанавливать взаимосвязи между средой обитания, образом жизни животного и способами ухода за ним в уголке природы. Чтобы возрос интерес к уголку природы, я даю детям возможность общения с ее обитателями в любое время, даю задания, связанные с наблюдением и требующие определенного времени общения, как следствие дети замечают индивидуальность каждого растения, и мы учимся составлять о них сказки и загадки. Рассказы детей фиксирую и использую в изготовлении книжек-самоделок о природе, выпустила сборник экологических сказок.
Вывод: Результаты показали, что экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе, ее понимание. Прежде всего, это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе и к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам. Дети наши должны быть милосердными. Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился, живет. Моя задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении, в природе родного края.
Сравнительная таблица 2016-2018 учебный год
Итоговый результат | 2016-2017 | 2017-2018 |
высокий | 78 | 88 |
средний | 22 | 12 |
По данным сравнительной таблицы видно, что результаты работы кружка «Сайгачонок» воспитанников в течение с 2016 по 2018 учебного года показывают устойчивую положительную динамику, которая позволяет сформировать у ребёнка целостное представление о мире. Прослеживается положительная тенденция к увеличению показателей в данных разделах.
Этому способствует: использование различных форм работы, нетрадиционных методов и приемов, творческое сотрудничество детей и педагогов, участие в выставках и конкурсах, сотрудничество с социумом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"
Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие - днем, в соответствии с Прог...

ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»
Пояснительная записка. Изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...

Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"
Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет
Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...