Конспект занятия с детьми старшей группы "Путешествие в зимний лес"
план-конспект занятия по окружающему миру по теме

Ситницкая Светлана Васильевна
Цели:
- уточнить и  расширить знания о характерных признаках зимы;
- закреплять знания о сезонных изменениях в жизни лесных обитателей;
- повторить правила поведения на природе;
- развивать интерес к миру природы;
- расширять знания о внешних признаках, повадках, зимнем образе жизни лесных обитателей;
- обогащать словарный запас, развивать связную речь.
 
Предварительная работа: наблюдение примет зимы в природе с воспитателями и родителями; беседы о зимних забавах; рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений о природе, русских народных и авторских сказок о животных, составление описательных рассказов (из личного опыта, по серии сюжетных картин); отгадывание загадок; беседы о правилах поведения в лесу.
 
Оборудование: презентация к мероприятию, зимняя музыка, стулья (пенёчки), элементы декорирования (ёлочки, снег из ваты, снежинки), маски животных (лиса, волк), ножницы, заготовки  снежинок.
 
Методидеские приемы: сюрпризный момент, превращение в животных, беседа, загадывание загадок, показ иллюстраций, вопрос, уточнение, музыкальное  сопровож дение, дидактические игры, презентация «Зимний лес», презентация «Правила поведе ния в лесу.
 
Ход занятия:
 
I. Вводная часть
 Организационный момент (Дети заходят в группу, звучит лёгкая  фоновая музыка)
- Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим им наши улыбки. ….
 
II. Основная часть
- Ребята,  давайте вспомним, какое время года у нас наступило?  (Ответы детей)
- А какие приметы зимы вы знаете? (Выпадает снег, на улице холодно, льдом покрываются реки и озёра, метут метели, дуют холодные ветра)
- Вам нравится зима?    
- Ребята, а вы в зимнем лесу были?                                                                                              
- Я приглашаю вас на прогулку в зимний лес. Но сначала давайте посмотрим на экран и вспомним  как нужно вести себя в лесу, что можно делать, а что нельзя.

Презентация – слайдов “Правила поведения в лесу” (дети комментируют каждый слайд, изображающий правила поведения в лесу)

СлайдНе шуметь в лесу
- Итак,  наше первое правило  "Не шуметь в лесу" (можно ли громко разговаривать в лесу, можно ли шуметь? Вы не должны нарушать тишину леса, громко не  кричать, не включать громкую музыку, можно напугать диких животных)
СлайдНе ломай ветки деревье
СлайдНе пугайте и не забирайте живоных домой
- А как вы думаете, ребята как мы должны относится к животным в лесу?
- Не пугать их, не трогать, не брать их домой.
- Ребята, а почему нельзя забирать животных домой?
- Потому что их дом это лес, они дикие животные и должны жить в лесу.
-  И так четвёртое наше правило
  Слайд Не пугайте и не забирайте животных домой
- И пятое правило СлайдНе разжигайте костёр (потому что на месте пепелища ещё пять лет не будет расти трава)
- СлайдПокормите птиц зимой  (для птичек зимой страшнее всего голод, такт как им нечего есть, и наша задача их покармливать)
 -  И какое правило последнее ...СлайдНе оставляйте мусор
- Будьте внимательны и соблюдайте правила поведения в лесу.
- Ну вот, теперь можно отправляться в путь.
- А на чём можно добраться до зимнего леса? (Ответы детей)
- В лесу, большие сугробы снега и я думаю, что самый удобный вариант для прогулки – это лыжи, которые будут скользить, а ноги не будут проваливаться в снег. Давайте мы встанем на лыжи, а для равновесия в руки возьмём лыжные палки (имитация)
- Все готовы, можем отправляться                                                                                       
 
Упражнение – разминка “В лес на лыжах мы пойдем”:
Лыжи быстро мы берем и по снегу мы идем,
По сугробам высоко ноги поднимаем,
А по льду совсем легко тихонечко шагаем.
Чтоб в снегу не провалиться, быстро, быстро мчимся.
Мы деревья и кусты змейкой обойдем
И к лесной опушке вскоре мы придем.
   СлайдЗимний лес
- Ну, вот мы и пришли с вами в лес, сядем на пенёчки  и насладимся красотой зимнего леса.                                                                                                             
Слайд Презентация «Зимний лес»
- Деревья стоят в снежном убранстве, кустарники принакрылись снежными шапками. Лес как будто притаился.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
СлайдПейзаж «Зимний лес»
 
Подбор слов – признаков
- Как красиво поэт говорит о зимнем лесе. Давайте назовём с вами зимний лес красивыми словами. Я начну, а вы продолжайте: лес заснеженный. Ещё какой?
(Ответы детей: красивый, таинственный, волшебный, сказочный, удивительный).
- Ребята, какие вы все внимательные и наблюдательные. А сейчас мы с вами будем создавать свою картину зимнего леса. (изображена картина леса на доске)
- На первый взгляд нам кажется, что зимний лес тихий, безмолвный, но здесь можно встретить зверей, птиц.  
- Животные, которые живут в лесу, они какие домашние или дикие? Почему они дикие?                                                                                                                      
- Сейчас я загадаю вам загадки, а отгадки у меня на столе, отгадываем и расселяем  зверей в наш лес.                               
Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт?
(Медведь)                                                                                                                                                           
- По каким словам из загадки вы догадались, что это медведь? (бурый, косолапый, любит мёд.                                                                                                                                 
- Правильно, это медведь (крепим картинку медведь)                                                                                      
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц) (крепим картинку заяц)
-  А что вы ещё знаете о зайце и его повадках?
Кто это скачет с ветки на ветку?
   На ветке не птичка –
   Зверёк-невеличка,
   Мех тёплый, как грелка.
   Кто же это?
(Белка)
- По каким словам из загадки вы догадались, что это белка? (Скачет с ветки на ветку, мех тёплый, как грелка)
- Конечно в лесу очень много животных, мы узнали, как они живут.                                                           
- Давайте послушаем разговор двух зверей.                                                       
 
Инсценировка «лиса и волк»                                                                                                           
Волк: Лисавета, здравствуй!                                                                                                                                                  
Лиса: Как дела, Зубастый!                                                                                                                                                                
Волк: Ничего идут дела, голова ещё цела.                                                                                                                           
Лиса: Где ты был?                                                                                                                                                                      
Волк: На рынке?                                                                                                                                                                            
 Лиса: Что купил?                                                                                                                                                                        
 Волк: Свининки.                                                                                                                                                                   
Лиса: Сколько взяли?                                                                                                                                                                      
Волк: Шерсти клок, отодрали правый бок, хвост отгрызли в драке.                                                                 
Лиса: Кто отгрыз?                                                                                                                                                                    
Волк: Собаки.                                                                                                                                                                 
Лиса: Сыт ли милый куманёк?                                                                                                                                                            
Волк: Еле ноги уволок!
 
- Итак, вы догадались каких животных можно встретить в лесу? (клеим картинку лисы и волка)                                                                                                                                        
- В лесу очень холодно, мы замёрзли, давайте немного  согреемся.
                    
 Физ. минутка:  Игра "Это я, это я, это все мои друзья!"  (Дети встают, шагают под слова, отвечают хором, где нужно)                                                     
Кто из вас в реке купался
И на пляже загорал?
А когда домой собрался
Мусор за собой убрал?
  
«Это я, это я, это все мои друзья!»                                                                                       
На привале кто в лесу
Жег засохшую сосну?
А потом так поспешил 
Что костер не затушил?
(молча топают)
Кто, гуляя на лугу,
Зря не топчет там траву,
Насекомых кто не ловит 
И цветы совсем не рвет?
                                                                                                                                                         
«Это я, это я, это все мои друзья!»
Кто животных, птичек любит?
Кто кормушки мастерит
Кто природу охраняет?
За порядком кто следит?
                                                                                                                                                                
«Это я, это я, это все мои друзья!»
- Ну что согрелись,  а теперь давайте отправимся дальше.                                                
 - Ой, ребята  прислушайтесь (звучит аудиозапись «Голоса птиц»), вы слышите как поёт синица, а это стрекочет сорока.
- С приходом зимы многие птицы улетают в тёплые края, но есть птицы, которые остаются зимовать, их называют зимующие птицы.                                                                  
– Давайте вспомним, какие птицы с нами зимуют?                                                                             
 
Презентация Птиц (игра «Четвёртый лишний»)                                                                                         
- Посмотрите ребята на этих птиц. Мы должны выбрать лишнюю птицу.                                                                                                                              
- Какие это птицы? Зимующие                                                                                                        
- А кто здесь лишний? Ласточка                                                                                                                        
- А какая это птица? Перелётная
- Посмотрите на этих птиц, какая здесь лишняя птица? Грач                                                                  
- А почему она лишняя?
 
Игра «угадай, что за птица»   (Слайды)                     
- А теперь посмотрите внимательно, кто спрятался? (Синица)   
- А на этой  картинке? (Сорока)                           
- А здесь кто спрятался? (Голубь) 
- А вот на этой картинке? (Дятел)                                                                                                                               
- Давайте расселим наших птиц (Крепим птиц на картину)                                                                               
- Ребята, а мы должны заботиться о птицах, особенно зимой?                                                                                                  
- И мы тоже повесим кормушку для наших лесных птиц.
- Вот и подошла к концу наша прогулка по зимнему лесу.
- Мы создали картину зимнего леса, наш лес оживился.
- Нравится вам наша картина?

III. Заключительная часть

- Ой, ребята, мы не заметили, как пошёл снег. Давайте немного поиграем со снежинкой. (Воспитатель предлагает вырезать снежинку из заготовок. Дети вырезают снежинки по контуру.)
- Теперь мы с ними волшебство совершим….Сложим все снежинки в волшебный ларец, произнесём все вместе волшебные слова и посмотрим, во что они превратятся…
волшебные снежинки – украшение).
- Ребята, давайте возьмём снежинки с собой, и пусть они напоминают вам о сегодняшнем путешествии. А сейчас нам уже пора возвращаться в детский сад, с каким настроением   мы возвращаемся?
- У вас на столах лежат смайлики. Выберите смайлик, которые подходят вашему настроению.
- Понравилось вам путешествие?
- Что понравилось больше всего?
- Были ли трудности на пути?
- А теперь я хочу поблагодарить вас ребята за ваши знания и активность. Мне было очень приятно и весело. Давайте будем беречь всё живое на нашей планете  земля. Спасибо за внимание!

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшей группы из цикла "Женские рукоделия" Тема занятия: "Вышивка"

Продолжать знакомить детей в мини-музее сада "Русская изба" с экспонатами музея, традицией совместного труда девушек на посиделках. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к рукоделиям....

Конспект занятия для детей старшей логопедической группы "Зимние забавы"

Занятие подготовлено в видепрогулки, путешествия....

Конспект занятия для детей старшей логопедической группы «Зимние забавы»

Цели занятия:Коррекционно-образовательная:- учить детей называть  имена прилагательные.Коррекционно-развивающие:- учить составлять простые предложения- расширять и активизировать словарь по темеК...

Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Волшебство зимней природы»

Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Волшебство зимней природы" Образовательная область - изобразительная деятельность, рисование. Цель: создание условий для развития творческих...

Конспект ННОД с детьми старшего дошкольного возраста «Зимние виды спорта»

Конспект  непосредственно образовательной деятельности  с  использованием здоровьесберегающих технологий в старшей  группена тему: «Зимние виды спорта»...

Психопрофилактическое занятие с детьми старшей логопедической групп «Зимняя сказка»

Цель:использование оборудования сенсорной комнаты для нормализации эмоционально-волевой сферы дошкольников.Задачи:-закрепление знаний детей по теме «Зима»;-развитие позитивного общения и н...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Зимний лес»

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возрастана тему: «Зимний лес»...