Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Зимний лес»
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста
на тему: «Зимний лес»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Зимний лес» | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
ДЕТСКИЙ САД №60 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «ГНЕЗДЫШКО»
🖂: 192241, С-Пб, пр. Славы, д. 46, кор2; 🕿: (812) 360-85-30, факс: (812) 361-04-14
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста
на тему: «Зимний лес»
Образовательная область: познавательное развитие; интегрируется: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Подготовила: Громова Наталья Викторовна
воспитатель
высшей квалификационной категории
г. Санкт-Петербург
2022
Цель: Обогащение знаний о зимней природе и лесных обитателях.
Задачи:
Образовательные: Систематизировать и углублять представления детей старшего дошкольного возраста о зимних изменениях в природе, о лесе и его обитателях в зимний период. Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.
Развивающие: Развивать память, мышление, совершенствовать диалогическую речь, активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы полными предложениями. Развивать слуховое внимание, воображение, опираясь на представление об окружающем мире. Развивать творческие способности детей в продуктивных видах деятельности (лепка, рисование).
Воспитательные: Воспитывать любовь к природе в любое время года, видеть её красоту. Прививать интерес к сотрудничеству в коллективной работе.
Развивающая предметно-пространственная среда: Доски для лепки, пластилин, веточки для создания зимнего леса, основа из пенопласта (размер примерно 30*40), белая гуашь, кисти, сосновые шишки (по количеству детей), оборудование для показа презентации (экран, компьютер, флеш-карта), карточки с изображениями следов лесных зверей и зимующих птиц (на обратной стороне следа - загадка о животном).
Используемые технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, ИКТ, проблемные ситуации.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за сезонными изменениями в природе, беседы о лесных животных и зимующих птицах, чтение стихотворений о зиме, рассматривание сюжетных картинок с изображениями зимней природы.
Содержание непосредственно-образовательной деятельности
Вводная часть
Организационный момент
Воспитатель: Дорогие ребята! Обычно каждый понедельник, когда вы приходите в детский сад утром, я вас спрашиваю о том, как вы провели свои выходные. И слышу от вас удивительные истории. Сегодня же мне хочется поделиться с вами впечатлениями об удивительном месте, в котором я побывала на выходных. Только вам придётся угадать, где же мне удалось побывать.
Наступила волшебная сказка,
Снег пушистый на ветках полёг,
И снежинок искристая шапка
Украшает деревьев чертог...
Здесь кругом белоснежные ели
И пушистых сугробов снега,
И лесные доверчиво звери
Приоткроют на зиму глаза...
Воспитатель: Как вы думаете, о каком месте сказано в стихотворении?
Дети: о зимнем лесе.
Основная часть
Воспитатель: Правильно, ребята. Слайд №1. Сегодня мы с вами заглянем в зимний лес. Многие художники и поэты восхищались красотой зимней природы.
Демонстрация презентации. Слайд №2
- Посмотрите каким изобразил лес Иван Иванович Шишкин, свою картину он так и назвал «Зима». Ребята, какими словами можно описать этот лес?
Дети отвечают. Лексический словарь: заснеженный лес; деревья, покрытые инеем; снеговые шапки; спящая природа; белоснежное покрывало и т.д.
- А вот как описал красоту зимней природы русский поэт Фёдор Тютчев:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
- Ребята, как вы думаете, о какой жизни в, казалось бы, «спящем» лесу говорит поэт?
Ответы детей. Слайд №3
- Оказывается, что несмотря на то, что растения и некоторые животные впадают зимой в спячку, но жизнь в зимнем лесу продолжается. Посмотрите на картинку, как вы думаете, кто здесь изображён?
Ответы детей.
- Правильно, ребята, это – лось. Своими широкими копытами лоси откапывают из-под снега вечнозеленые веточки брусники и черники, грызут кору рябины, осины, берёзы или едят хвойные ветви. Но не только лосей можно встретить зимой в лесу. Посмотрите, какие следы на снегу оставили дикие звери. Предлагаю вам пройти со мной по зимней тропинке.
Воспитатель заранее раскладывает на полу карточки с изображениями следов диких зверей (волка, лисы, зайца, а также зимующих птиц – синичек и снегирей). На обратной стороне следа загадка о животном. Дети вместе с воспитателем переходят от следа к следу, отгадывают загадки, на каждый правильный ответ, демонстрируется слайд из презентации.
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?..(Волк) Слайд №4
По снежку зимой бежала,
И следы все заметала.
Рыжий мех, а хвост – краса!
Подскажите, кто это ...(Лиса) Слайд №5
В белой шубке меховой
Кто примчится в сад зимой,
Чтобы с яблони чуток
Сгрызть в обед коры кусок?..(Заяц) Слайд №6
Он тайги хозяин строгий,
Любит спать зимой в берлоге,
А когда начнёт реветь,
Знай, поблизости...(Медведь) Слайд №7
С ветки прыгает на ветку,
По земле гуляет редко.
Домик сделала в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле…(Белка) Слайд №8
Пятнистая хищница, леса гроза,
На ушках по кисточке, злые глаза.
Живёт она в тёмной чащобе лесной
И лучше её обходить стороной.
По лесу скитается целую ночь.
Все звери спешат от разбойницы прочь.
На дерево может залезть без труда,
Для птиц зазевавшихся это беда.
Добычей зайчишка-беляк может стать,
Глухарь или рябчик, коль будут дремать.
Прогнать ты не сможешь её словом “брысь”.
Разбойница эта, конечно же…(Рысь) Слайд№9
Прилетели на зимовку
Птицы, что в морозы ловко
Скачут по деревьям, веткам
В красно-огненных жилетках.
Не узнать нам их нельзя -
Любим птичку – …(Снегиря) Слайд №10
Это маленькие ножки.
Их хозяйка любит крошки.
Яркая, как солнышко,
С желто-синим перышком.
Вам подсказка: это птичка.
А зовут ее …(Синичка) И. Счастнева Слайд №11
Последними на тропинке дети находят сосновые шишки
Сюрпризный момент:
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, нам лесные звери оставили подарки. Кто знает, что это?
Дети отвечают: шишки.
- Как вы думаете с какого дерева они упали?
Дети отвечают: сосна.
- Посмотрите, ребята, кто-то вытащил из шишек все орешки. Как вы думаете, кто мог их съесть?
Дети отвечают: белки, птицы.
- Есть в лесу удивительная птица, которая тоже очень любит грызть шишки. Слайд №12. Посмотрите на экран, чтобы удобнее было доставать из шишек семена, клювик у неё на кончиках перекрещивается, поэтому птицу назвали – клёст.
- А теперь, ребята, предлагаю с шишками поиграть, ручки себе размять.
Физкультминутка:
«Самомассаж сосновыми шишками»
Сосновую шишку возьму я в ладошку,
В ладошке ее покатаю немножко,
Кручу и катаю, катаю-кручу,
Ладошки и пальчики ей щекочу,
Я шишкой своей проведу по ладошке,
И сразу на ней остаются дорожки,
Я шишку в ладошке сжимаю, сжимаю,
Здоровье себе сохранить помогаю.
Воспитатель: - Ребята, если приглядеться к сосновой шишке, то можно заметить, что она похожа на дерево. Как вы думаете, на какое? (Подсказка: зимой и летом одним цветом).
Дети отвечают: ель.
- Друзья мои, у меня родилась идея. Давайте сделаем зимний лес своими руками. Я приготовила для вас белую полянку.
Воспитатель показывает лист пенопласта.
- Как же нам сделать на ней зимний лес?
Предложения детей: из шишек и веточек сделать деревья.
- Только, шишки и веточки у нас коричневые, а ведь зимой деревья покрыты инеем. Как сделать их белыми?
Дети отвечают: нужно их покрасить.
- Прекрасная идея! Ребята, только ведь настоящий зимний лес наполнен не только деревьями. Кто же ещё живёт в лесу?
Дети отвечают: животные, птицы.
- Ребята, чтобы сделать и деревья, и животных, и птиц – нам нужно объединиться в команды. Каждая группа будет выполнять своё задание. Работая вместе, мы сделаем красивый зимний лес!
Воспитатель помогает организовать группы детей (примерно по три человека). Каждая команда получает своё задание, дети-дежурные приносят на столы необходимые материалы (заранее приготовленные на подносах). Воспитатель оказывает помощь детям.
Задачи для команд:
1) Создание деревьев (покрасить веточки белой гуашью, в основе из пенопласта проделать отверстия и вставить ветки, чтобы получился зимний лес);
2) Создание ёлочек (покрасить сосновые шишки в зелёный цвет, прикрепить с помощью пластилина к основанию, посыпать «снежной крошкой»);
3) Изготовление пенька (пробку от бутылки приклеить к основанию с помощью коричневого пластилина);
4) Лепка спящего медведя, затем уложить его на основание, накрыть веточками и сверху «снежным одеялом» - кусочками синтепона или ваты);
5) Лепка волка;
6) Лепка лисички;
7) Лепка зайчика:
8) Лепка синичек;
9) Лепка снегирей;
10) Лепка белочки.
Воспитатель по мере того, как дети справляются с задачами, хвалит их за старание, аккуратность, творческий подход к делу. Когда коллективная поделка – макет зимнего леса завершён, воспитатель приглашает детей полюбоваться своей работой (рефлексия).
Заключительная часть
Анализ результатов деятельности.
Воспитатель: «Что хотели сделать? …Что получилось?»
Дети: Зимний лес своими руками
Подведение итогов.
Воспитатель: Давайте с вами вспомним ребята где мы сегодня побывали?
Дети: в лесу.
Воспитатель: Что можно увидеть на снегу в лесу?
Дети: Следы лесных зверей и птиц.
Воспитатель: Кого можно повстречать зимой в лесу?
Дети перечисляют.
Воспитатель: Что вам особенно понравилось сегодня на занятии?
Дети высказывают свои впечатления.
Воспитатель: Сегодня мы научились с вами по следам узнавать лесных зверей. Из веточек и шишек создавать красивую поделку. Мне очень понравилась ваша групповая работа. Запомните, что, работая дружной командой и помогая друг другу, можно получить лучший результат, чем, когда вы работаете в одиночку. Благодарю вас за старание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: " В здоровом теле-- здоровый дух" ЗОЖ. 2014 год.
Конспект по Здоровому Образу Жизни....
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: " Професcий много разных есть"
Конспект по развитию речи....
Конспект заняти с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Экскурсия в мини-музей "Чудо-нить"
Закрепление знаний детей об экспонатах музея (государственной символике), о малой родине. Знакомство с творческими материалами музея вязанной игрушки ...
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Путешествие в увлекательный мир журналистики».
Цель: создание условий для совершенствования знаний о работе журналиста....
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Буква и звук Ю».
Цель: создание условий для знакомства с буквой и звуком Ю.Задачи: - познакомить с буквой и звуком Ю;- продолжать учить выполнять звуковой разбор слов; называть звуки, давать им характеристики;- закреп...
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Полюбуйся, весна наступает».
Цель: создание условий для развития речи детей посредством включения их в игровую деятельность....
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме " Птицы".
Конспект занятия с детьми в старшей группе дестского сада....