Конспект НОД в старшей группе по разделу познавательное развитие (с элементами нетрадиционного рисования) Тема: Как звери к зиме готовятся.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
ЦЕЛЬ : закреплять представления о диких животных в осенний период.
Образовательные:
Закреплять представления детей о диких животных (внешний вид, части тела, характерные признаки, место обитания)
Формировать обобщающее понятие «дикие животные»
Формировать интерес к нетрадиционной технике рисования.
Продолжать знакомить с приемом рисования «тычком» жесткой сухой кисточкой, имитируя шерсть животного.
Продолжать учить рисовать по всей поверхности бумаги.
Коррекционно-развивающие:
Закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными в именительном, родительном падеже.
Продолжать учить отвечать на вопросы простыми и сложноподчиненными предложениями.
Развивать зрительное восприятие, развивать мелкую моторику, упражнять кисти рук в быстрой смене тонуса.
Развивать словесно-логическую память и мышление, связную речь
Воспитательные задачи:
Воспитывать аккуратность в работе.
Воспитывать умение выслушивать ответы других детей, не перебивая их.
Воспитывать умение радоваться результатам своего и общего труда.
Воспитывать интерес к миру диких животных.
Оборудование и материалы:
Мольберт с изображениями животных, иллюстрации диких животных, панно лес (приготовленный заранее НОД «Осень в лесу»). Шаблоны животных, краски акварельные, подставки для кисточек, кисточки для клея, баночки с водой, тряпочки, клей.
Задачи:
Образовательная:
Уточнение представлений о приметах осени, сезонных изменениях в природе; систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме; закрепить технику рисования сухой кистью.
Развивающая:
Умение определять отличительные признаки животных; обогащать и активизировать словарь по теме; продолжать развивать мелкую моторику.
Воспитательная:
Прививать любовь к природе, уважительное отношение к лесным обитателям; умение слушать друг друга.
Предварительная работа:
-наблюдение за изменениями в природе осенью (прогулка);
-беседы об осени, о подготовке лесных животных к зиме;
-рассматривание картин с изображением диких животных, обсуждение содержания
-чтение рассказов Г.Скребицкий «Четыре художника».
-дидактическая игра «Когда это бывает»;
-тематические физ.минутки.
Интеграция образовательных областей:
Познание (ознакомление с природой), художественное творчество (нетрадиционная техника рисования).
Материалы к занятию:
-картина «Времена года»;
-картинки с изображением диких животных;
-дидактическая игра «Когда это бывает»;
-музыкальное сопровождение;
-на каждого ребенка шаблон дикого животного;
-кисти;
-клей.
Ход занятия.
Воспитатель - Ребята, я вам предлагаю совершить путешествие по временам года (картина «Времена года»)
Вот лето и осень, зима и весна,
Приходит весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
Красное - лето пришло - все цветет
И спелые ягоды просятся в рот.
Желтая осень раскрасит наш сад
Красивые листья по ветру летят.
Зима засыпает снегами поля
И синего цвета дремлет земля.
А теперь давайте немного поиграем.
Игра "Когда это бывает".
У детей цветные карточки. Синие карточки обозначают - зиму, зеленые - весну, красные - лето, желтые – осень.
Воспитатель – Я вам буду загадывать загадки, а отгадки вы мне будете показывать.
Снег на полях,
Лёд на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
Ответ: Зимой
Тает снежок
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
Ответ: Весной
Солнце печёт,
Липа цветёт.
Рожь поспевает,
Когда это бывает?
Ответ: Летом
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
Ответ: Осенью
Свои ответы дети сопровождают поднятием карточек.
Воспитатель - Какое сейчас время года? Какие признаки осени вы знаете?
(Небо серое и хмурое; солнышко реже светит, не такое теплое; часто идут дожди; листья желтеют и опадают; люди тепло одеваются; птицы улетают в теплые края).
Рассказ сопровождается показом зрительных символов (картинок).
Беседа о том, как звери готовятся к зиме.
Воспитатель - Да вы правильно назвали все признаки осени, мы собирали урожай, надели теплую одежду – мы готовы к зиме. Интересно, а лесные звери готовятся к морозам. Давайте разберемся.
Воспитатель, загадывает загадки по мере отгадывания, выкладывает изображение животных (картинки).
1.Загадка:
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
Ответ: Ёж
Воспитатель - Спинка, бока и даже часть головы ежика покрытыми острыми иглами.
- Как вы думаете зачем? (ответы детей)
Ёж осенью готовит себе норку, утепляет ее мхом, сухой листвой.
Выберет место, где листья сухие свернется клубком и начинает кататься по ним. Соберет листья на свои колючки, подбежит к норке, избавится от этих листьев и снова побежал.
- А чем же еж питается? (ответы детей)
Охотятся ежи по ночам, осенью они усиленно питаются и толстеют - к зиме готовятся. Чтобы залечь в норку и проспать до весны. Еж зимой спит.
2. Загадка
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
Ответ: Медведь
Воспитатель - Медведя еще называют косолапым, это так и есть, это видно, если посмотреть на его следы: он ставит лапы пятками наружу.
- Чем медведь все лето и осень питается? (ответы детей)
Медведь на зиму делает запасы? Почему? (ответы детей)
Вот и приходится медведю, как ежу, наедаться и нагуливать жир на всю холодную зиму.
- Где всю зиму спит медведь? (в берлоге)
Но сон медведя очень чуткий, он скорее не спит, а дремлет и слышит все что происходит вокруг. Поэтому шуметь в зимнем лесу не надо. Зимой берлогу закроет снежное одеяло, тепло будет в ней медведю.
Оздоровительная минутка
Наш Мишутка потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Лапы в стороны развел
Видно меду не нашел.
дети выполняют движения согласно тексту
Мишка в улей влез и вот
изображают походку медведя
Лижет с лапы сладкий мед
имитация текста
А вот еще один лесной житель.
3.Загадка: Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
Ответ: Волк
Воспитатель - Волк тоже к зиме готовится. Шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо, ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Волки живут зимой семьями – это волчья стая. Днем они спят, а ночью охотятся. Есть такое выражение: «Волка ноги кормят». Действительно, в поисках пищи он пробегает много километров. У волка широкие, сильные лапы.
-А чем же питается волк? (ответы детей)
4.Загадка: Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут ее…
Ответ: Лиса
Воспитатель - Идет лиса тихо, не слышно. Зимой у лисы на лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было. Ходит лиса как в валенках.
- Чем питается лиса? (ответы детей)
- Любит она мышей из-под снега доставать. Слух у лисицы хороший, услышит она, как под снегом мыши возятся, пищат и начинает лапами разгребать.
Воспитатель - Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять цвет шубки?
5.Загадка: Комочек пуха,
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку. Ответ: Заяц
Воспитатель - Заяц меняет цвет шубки. Какой он был летом, а к зиме?
Интересно он меняет цвет шубки. Сначала белеет хвост, потом – задние лапы. Поглядишь на такого зайца, словно на нем белые штаны надеты. Потом белеет спина, за ней – уши, но не до самых кончиков: они остаются черными.
- Зачем зайцу шубу менять? (ответы детей)
- Кого боится заяц, от кого прячется? (ответы детей)
- Как заяц спасается? (ответы детей)
- Что помогает зайцу так быстро бегать? (ответы детей)
- Где заячий дом? (ответы детей)
Заяц нору себе никогда не роет. Днем он спит под кустом. В большие морозы зарывается в сугроб – там теплее. Ночью выходит заяц еду добывать.
- Какую? (ответы детей)
6. Загадка Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
Ответ: Белка
Воспитатель - Правильно. Это белка. Но посмотрите, раньше она была рыжая, а сейчас какая? (ответы детей)
- Она шубку поменяла на более теплую.
- А как вы думаете, почему цвет шубки стал другим? (ответы детей)
- Какие запасы делает белка на зиму? (ответы детей)
Всю свою жизнь белка проводит на деревьях. На землю спускается лишь для того чтобы гриб сорвать. И снова наверх. Грибы белка сушит, натыкая их на острые ветки, а орехи в ямки прячет, которые выкапывает сама среди кустов. Если попадается вам такая кладовая, не трогайте ее, белкам эти орешки нужнее.
- Скажите, какой у белки хвост? (ответы детей)
Хвост у белки, как парашют. Прыгнет белка с елки на елку, распушит хвост и плавно опустится на ветку.
- Как называется домик у белки? (ответы детей)
Внутри свое жилище зверек выстилает листьями; в таком дупле обычно один вход, который в сильные морозы белка затыкает своим хвостом.
Воспитатель – Ребята, а давайте и мы с вами поселим зверей в наш осенний лес? Дети соглашаются.
Воспитатель – Ребята, тогда занимайте свои места и обратите внимание, что звери еще не готовы к зиме. Как вы думаете почему ?
Ответы детей…
Воспитатель: Правильно. Они не поменяли окраску, а у кого то не выросла теплая шерсть.
Художественное творчество (рисование сухой клеевой кистью )
Пока дети выполняют работу, звучит музыка П.И Чайковского "Золотая осень. Октябрь", из цикла "Времена года"
Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь я думаю, что звери благополучно перенесут холодную, длинную зиму. А теперь я предлагаю взять ваших зверей и приклеить на наше панно «Осень в лесу».
7. Рефлексия.
- Какие признаки осени вы знаете?
- О каких диких животных мы говорили?
- Что нового узнали?
- Вам понравилось занятие?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД " Подготовка к зиме" | 21.08 КБ |
kak_zveri_gotovyatsya_k_zime.docx | 21.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе по разделу познавательное развитие
(с элементами нетрадиционного рисования)
Тема: Как звери к зиме готовятся.
ЦЕЛЬ : закреплять представления о диких животных в осенний период.
Образовательные:
Закреплять представления детей о диких животных (внешний вид, части тела, характерные признаки, место обитания)
Формировать обобщающее понятие «дикие животные»
Формировать интерес к нетрадиционной технике рисования.
Продолжать знакомить с приемом рисования «тычком» жесткой сухой кисточкой, имитируя шерсть животного.
Продолжать учить рисовать по всей поверхности бумаги.
Коррекционно-развивающие:
Закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными в именительном, родительном падеже.
Продолжать учить отвечать на вопросы простыми и сложноподчиненными предложениями.
Развивать зрительное восприятие, развивать мелкую моторику, упражнять кисти рук в быстрой смене тонуса.
Развивать словесно-логическую память и мышление, связную речь
Воспитательные задачи:
Воспитывать аккуратность в работе.
Воспитывать умение выслушивать ответы других детей, не перебивая их.
Воспитывать умение радоваться результатам своего и общего труда.
Воспитывать интерес к миру диких животных.
Оборудование и материалы:
Мольберт с изображениями животных, иллюстрации диких животных, панно лес (приготовленный заранее НОД «Осень в лесу»). Шаблоны животных, краски акварельные, подставки для кисточек, кисточки для клея, баночки с водой, тряпочки, клей.
Задачи:
Образовательная:
Уточнение представлений о приметах осени, сезонных изменениях в природе; систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме; закрепить технику рисования сухой кистью.
Развивающая:
Умение определять отличительные признаки животных; обогащать и активизировать словарь по теме; продолжать развивать мелкую моторику.
Воспитательная:
Прививать любовь к природе, уважительное отношение к лесным обитателям; умение слушать друг друга.
Предварительная работа:
-наблюдение за изменениями в природе осенью (прогулка);
-беседы об осени, о подготовке лесных животных к зиме;
-рассматривание картин с изображением диких животных, обсуждение содержания
-чтение рассказов Г.Скребицкий «Четыре художника».
-дидактическая игра «Когда это бывает»;
-тематические физ.минутки.
Интеграция образовательных областей:
Познание (ознакомление с природой), художественное творчество (нетрадиционная техника рисования).
Материалы к занятию:
-картина «Времена года»;
-картинки с изображением диких животных;
-дидактическая игра «Когда это бывает»;
-музыкальное сопровождение;
-на каждого ребенка шаблон дикого животного;
-кисти;
-клей.
Ход занятия.
Воспитатель - Ребята, я вам предлагаю совершить путешествие по временам года (картина «Времена года»)
Вот лето и осень, зима и весна,
Приходит весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
Красное - лето пришло - все цветет
И спелые ягоды просятся в рот.
Желтая осень раскрасит наш сад
Красивые листья по ветру летят.
Зима засыпает снегами поля
И синего цвета дремлет земля.
А теперь давайте немного поиграем.
Игра "Когда это бывает".
У детей цветные карточки. Синие карточки обозначают - зиму, зеленые - весну, красные - лето, желтые – осень.
Воспитатель – Я вам буду загадывать загадки, а отгадки вы мне будете показывать.
Снег на полях,
Лёд на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
Ответ: Зимой
Тает снежок
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
Ответ: Весной
Солнце печёт,
Липа цветёт.
Рожь поспевает,
Когда это бывает?
Ответ: Летом
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
Ответ: Осенью
Свои ответы дети сопровождают поднятием карточек.
Воспитатель - Какое сейчас время года? Какие признаки осени вы знаете?
(Небо серое и хмурое; солнышко реже светит, не такое теплое; часто идут дожди; листья желтеют и опадают; люди тепло одеваются; птицы улетают в теплые края).
Рассказ сопровождается показом зрительных символов (картинок).
Беседа о том, как звери готовятся к зиме.
Воспитатель - Да вы правильно назвали все признаки осени, мы собирали урожай, надели теплую одежду – мы готовы к зиме. Интересно, а лесные звери готовятся к морозам. Давайте разберемся.
Воспитатель, загадывает загадки по мере отгадывания, выкладывает изображение животных (картинки).
1.Загадка:
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
Ответ: Ёж
Воспитатель - Спинка, бока и даже часть головы ежика покрытыми острыми иглами.
- Как вы думаете зачем? (ответы детей)
Ёж осенью готовит себе норку, утепляет ее мхом, сухой листвой.
Выберет место, где листья сухие свернется клубком и начинает кататься по ним. Соберет листья на свои колючки, подбежит к норке, избавится от этих листьев и снова побежал.
- А чем же еж питается? (ответы детей)
Охотятся ежи по ночам, осенью они усиленно питаются и толстеют - к зиме готовятся. Чтобы залечь в норку и проспать до весны. Еж зимой спит.
2. Загадка
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
Ответ: Медведь
Воспитатель - Медведя еще называют косолапым, это так и есть, это видно, если посмотреть на его следы: он ставит лапы пятками наружу.
- Чем медведь все лето и осень питается? (ответы детей)
Медведь на зиму делает запасы? Почему? (ответы детей)
Вот и приходится медведю, как ежу, наедаться и нагуливать жир на всю холодную зиму.
- Где всю зиму спит медведь? (в берлоге)
Но сон медведя очень чуткий, он скорее не спит, а дремлет и слышит все что происходит вокруг. Поэтому шуметь в зимнем лесу не надо. Зимой берлогу закроет снежное одеяло, тепло будет в ней медведю.
Оздоровительная минутка
Наш Мишутка потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Лапы в стороны развел
Видно меду не нашел.
дети выполняют движения согласно тексту
Мишка в улей влез и вот
изображают походку медведя
Лижет с лапы сладкий мед
имитация текста
А вот еще один лесной житель.
3.Загадка: Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
Ответ: Волк
Воспитатель - Волк тоже к зиме готовится. Шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо, ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Волки живут зимой семьями – это волчья стая. Днем они спят, а ночью охотятся. Есть такое выражение: «Волка ноги кормят». Действительно, в поисках пищи он пробегает много километров. У волка широкие, сильные лапы.
-А чем же питается волк? (ответы детей)
4.Загадка: Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут ее…
Ответ: Лиса
Воспитатель - Идет лиса тихо, не слышно. Зимой у лисы на лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было. Ходит лиса как в валенках.
- Чем питается лиса? (ответы детей)
- Любит она мышей из-под снега доставать. Слух у лисицы хороший, услышит она, как под снегом мыши возятся, пищат и начинает лапами разгребать.
Воспитатель - Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять цвет шубки?
5.Загадка: Комочек пуха,
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку. Ответ: Заяц
Воспитатель - Заяц меняет цвет шубки. Какой он был летом, а к зиме?
Интересно он меняет цвет шубки. Сначала белеет хвост, потом – задние лапы. Поглядишь на такого зайца, словно на нем белые штаны надеты. Потом белеет спина, за ней – уши, но не до самых кончиков: они остаются черными.
- Зачем зайцу шубу менять? (ответы детей)
- Кого боится заяц, от кого прячется? (ответы детей)
- Как заяц спасается? (ответы детей)
- Что помогает зайцу так быстро бегать? (ответы детей)
- Где заячий дом? (ответы детей)
Заяц нору себе никогда не роет. Днем он спит под кустом. В большие морозы зарывается в сугроб – там теплее. Ночью выходит заяц еду добывать.
- Какую? (ответы детей)
6. Загадка Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
Ответ: Белка
Воспитатель - Правильно. Это белка. Но посмотрите, раньше она была рыжая, а сейчас какая? (ответы детей)
- Она шубку поменяла на более теплую.
- А как вы думаете, почему цвет шубки стал другим? (ответы детей)
- Какие запасы делает белка на зиму? (ответы детей)
Всю свою жизнь белка проводит на деревьях. На землю спускается лишь для того чтобы гриб сорвать. И снова наверх. Грибы белка сушит, натыкая их на острые ветки, а орехи в ямки прячет, которые выкапывает сама среди кустов. Если попадается вам такая кладовая, не трогайте ее, белкам эти орешки нужнее.
- Скажите, какой у белки хвост? (ответы детей)
Хвост у белки, как парашют. Прыгнет белка с елки на елку, распушит хвост и плавно опустится на ветку.
- Как называется домик у белки? (ответы детей)
Внутри свое жилище зверек выстилает листьями; в таком дупле обычно один вход, который в сильные морозы белка затыкает своим хвостом.
Воспитатель – Ребята, а давайте и мы с вами поселим зверей в наш осенний лес? Дети соглашаются.
Воспитатель – Ребята, тогда занимайте свои места и обратите внимание, что звери еще не готовы к зиме. Как вы думаете почему ?
Ответы детей…
Воспитатель: Правильно. Они не поменяли окраску, а у кого то не выросла теплая шерсть.
Художественное творчество (рисование сухой клеевой кистью )
Пока дети выполняют работу, звучит музыка П.И Чайковского "Золотая осень. Октябрь", из цикла "Времена года"
Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь я думаю, что звери благополучно перенесут холодную, длинную зиму. А теперь я предлагаю взять ваших зверей и приклеить на наше панно «Осень в лесу».
7. Рефлексия.
- Какие признаки осени вы знаете?
- О каких диких животных мы говорили?
- Что нового узнали?
- Вам понравилось занятие?
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе по разделу познавательное развитие
(с элементами нетрадиционного рисования)
Тема: Как звери к зиме готовятся.
ЦЕЛЬ : закреплять представления о диких животных в осенний период.
Образовательные:
Закреплять представления детей о диких животных (внешний вид, части тела, характерные признаки, место обитания)
Формировать обобщающее понятие «дикие животные»
Формировать интерес к нетрадиционной технике рисования.
Продолжать знакомить с приемом рисования «тычком» жесткой сухой кисточкой, имитируя шерсть животного.
Продолжать учить рисовать по всей поверхности бумаги.
Коррекционно-развивающие:
Закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными в именительном, родительном падеже.
Продолжать учить отвечать на вопросы простыми и сложноподчиненными предложениями.
Развивать зрительное восприятие, развивать мелкую моторику, упражнять кисти рук в быстрой смене тонуса.
Развивать словесно-логическую память и мышление, связную речь
Воспитательные задачи:
Воспитывать аккуратность в работе.
Воспитывать умение выслушивать ответы других детей, не перебивая их.
Воспитывать умение радоваться результатам своего и общего труда.
Воспитывать интерес к миру диких животных.
Оборудование и материалы:
Мольберт с изображениями животных, иллюстрации диких животных, панно лес (приготовленный заранее НОД «Осень в лесу»). Шаблоны животных, краски акварельные, подставки для кисточек, кисточки для клея, баночки с водой, тряпочки, клей.
Задачи:
Образовательная:
Уточнение представлений о приметах осени, сезонных изменениях в природе; систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме; закрепить технику рисования сухой кистью.
Развивающая:
Умение определять отличительные признаки животных; обогащать и активизировать словарь по теме; продолжать развивать мелкую моторику.
Воспитательная:
Прививать любовь к природе, уважительное отношение к лесным обитателям; умение слушать друг друга.
Предварительная работа:
-наблюдение за изменениями в природе осенью (прогулка);
-беседы об осени, о подготовке лесных животных к зиме;
-рассматривание картин с изображением диких животных, обсуждение содержания
-чтение рассказов Г.Скребицкий «Четыре художника».
-дидактическая игра «Когда это бывает»;
-тематические физ.минутки.
Интеграция образовательных областей:
Познание (ознакомление с природой), художественное творчество (нетрадиционная техника рисования).
Материалы к занятию:
-картина «Времена года»;
-картинки с изображением диких животных;
-дидактическая игра «Когда это бывает»;
-музыкальное сопровождение;
-на каждого ребенка шаблон дикого животного;
-кисти;
-клей.
Ход занятия.
Воспитатель - Ребята, я вам предлагаю совершить путешествие по временам года (картина «Времена года»)
Вот лето и осень, зима и весна,
Приходит весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
Красное - лето пришло - все цветет
И спелые ягоды просятся в рот.
Желтая осень раскрасит наш сад
Красивые листья по ветру летят.
Зима засыпает снегами поля
И синего цвета дремлет земля.
А теперь давайте немного поиграем.
Игра "Когда это бывает".
У детей цветные карточки. Синие карточки обозначают - зиму, зеленые - весну, красные - лето, желтые – осень.
Воспитатель – Я вам буду загадывать загадки, а отгадки вы мне будете показывать.
Снег на полях,
Лёд на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
Ответ: Зимой
Тает снежок
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
Ответ: Весной
Солнце печёт,
Липа цветёт.
Рожь поспевает,
Когда это бывает?
Ответ: Летом
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
Ответ: Осенью
Свои ответы дети сопровождают поднятием карточек.
Воспитатель - Какое сейчас время года? Какие признаки осени вы знаете?
(Небо серое и хмурое; солнышко реже светит, не такое теплое; часто идут дожди; листья желтеют и опадают; люди тепло одеваются; птицы улетают в теплые края).
Рассказ сопровождается показом зрительных символов (картинок).
Беседа о том, как звери готовятся к зиме.
Воспитатель - Да вы правильно назвали все признаки осени, мы собирали урожай, надели теплую одежду – мы готовы к зиме. Интересно, а лесные звери готовятся к морозам. Давайте разберемся.
Воспитатель, загадывает загадки по мере отгадывания, выкладывает изображение животных (картинки).
1.Загадка:
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
Ответ: Ёж
Воспитатель - Спинка, бока и даже часть головы ежика покрытыми острыми иглами.
- Как вы думаете зачем? (ответы детей)
Ёж осенью готовит себе норку, утепляет ее мхом, сухой листвой.
Выберет место, где листья сухие свернется клубком и начинает кататься по ним. Соберет листья на свои колючки, подбежит к норке, избавится от этих листьев и снова побежал.
- А чем же еж питается? (ответы детей)
Охотятся ежи по ночам, осенью они усиленно питаются и толстеют - к зиме готовятся. Чтобы залечь в норку и проспать до весны. Еж зимой спит.
2. Загадка
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
Ответ: Медведь
Воспитатель - Медведя еще называют косолапым, это так и есть, это видно, если посмотреть на его следы: он ставит лапы пятками наружу.
- Чем медведь все лето и осень питается? (ответы детей)
Медведь на зиму делает запасы? Почему? (ответы детей)
Вот и приходится медведю, как ежу, наедаться и нагуливать жир на всю холодную зиму.
- Где всю зиму спит медведь? (в берлоге)
Но сон медведя очень чуткий, он скорее не спит, а дремлет и слышит все что происходит вокруг. Поэтому шуметь в зимнем лесу не надо. Зимой берлогу закроет снежное одеяло, тепло будет в ней медведю.
Оздоровительная минутка
Наш Мишутка потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Лапы в стороны развел
Видно меду не нашел.
дети выполняют движения согласно тексту
Мишка в улей влез и вот
изображают походку медведя
Лижет с лапы сладкий мед
имитация текста
А вот еще один лесной житель.
3.Загадка: Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
Ответ: Волк
Воспитатель - Волк тоже к зиме готовится. Шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо, ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Волки живут зимой семьями – это волчья стая. Днем они спят, а ночью охотятся. Есть такое выражение: «Волка ноги кормят». Действительно, в поисках пищи он пробегает много километров. У волка широкие, сильные лапы.
-А чем же питается волк? (ответы детей)
4.Загадка: Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут ее…
Ответ: Лиса
Воспитатель - Идет лиса тихо, не слышно. Зимой у лисы на лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было. Ходит лиса как в валенках.
- Чем питается лиса? (ответы детей)
- Любит она мышей из-под снега доставать. Слух у лисицы хороший, услышит она, как под снегом мыши возятся, пищат и начинает лапами разгребать.
Воспитатель - Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять цвет шубки?
5.Загадка: Комочек пуха,
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку. Ответ: Заяц
Воспитатель - Заяц меняет цвет шубки. Какой он был летом, а к зиме?
Интересно он меняет цвет шубки. Сначала белеет хвост, потом – задние лапы. Поглядишь на такого зайца, словно на нем белые штаны надеты. Потом белеет спина, за ней – уши, но не до самых кончиков: они остаются черными.
- Зачем зайцу шубу менять? (ответы детей)
- Кого боится заяц, от кого прячется? (ответы детей)
- Как заяц спасается? (ответы детей)
- Что помогает зайцу так быстро бегать? (ответы детей)
- Где заячий дом? (ответы детей)
Заяц нору себе никогда не роет. Днем он спит под кустом. В большие морозы зарывается в сугроб – там теплее. Ночью выходит заяц еду добывать.
- Какую? (ответы детей)
6. Загадка Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
Ответ: Белка
Воспитатель - Правильно. Это белка. Но посмотрите, раньше она была рыжая, а сейчас какая? (ответы детей)
- Она шубку поменяла на более теплую.
- А как вы думаете, почему цвет шубки стал другим? (ответы детей)
- Какие запасы делает белка на зиму? (ответы детей)
Всю свою жизнь белка проводит на деревьях. На землю спускается лишь для того чтобы гриб сорвать. И снова наверх. Грибы белка сушит, натыкая их на острые ветки, а орехи в ямки прячет, которые выкапывает сама среди кустов. Если попадается вам такая кладовая, не трогайте ее, белкам эти орешки нужнее.
- Скажите, какой у белки хвост? (ответы детей)
Хвост у белки, как парашют. Прыгнет белка с елки на елку, распушит хвост и плавно опустится на ветку.
- Как называется домик у белки? (ответы детей)
Внутри свое жилище зверек выстилает листьями; в таком дупле обычно один вход, который в сильные морозы белка затыкает своим хвостом.
Воспитатель – Ребята, а давайте и мы с вами поселим зверей в наш осенний лес? Дети соглашаются.
Воспитатель – Ребята, тогда занимайте свои места и обратите внимание, что звери еще не готовы к зиме. Как вы думаете почему ?
Ответы детей…
Воспитатель: Правильно. Они не поменяли окраску, а у кого то не выросла теплая шерсть.
Художественное творчество (рисование сухой клеевой кистью )
Пока дети выполняют работу, звучит музыка П.И Чайковского "Золотая осень. Октябрь", из цикла "Времена года"
Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь я думаю, что звери благополучно перенесут холодную, длинную зиму. А теперь я предлагаю взять ваших зверей и приклеить на наше панно «Осень в лесу».
7. Рефлексия.
- Какие признаки осени вы знаете?
- О каких диких животных мы говорили?
- Что нового узнали?
- Вам понравилось занятие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
По познавательному развитию с элементами нетрадиционного рисования «Литературный калейдоскоп» во второй младшей группе
Задачи: 1.Развивающие задачи: - развивать умение правильно составлять предложения,- закрепить знание сказок, повторяя отдельные фрагменты,- закрепить умение рисовать пальчиком, наносит...
Интегрированное занятие в старшей группе по ознакомлению с природой, с элементами нетрадиционного рисования «Батик» по теме: «Весна пришла, тепло принесла»
Конспект занятия в старшей группе поознакомлению с природой и элементами нетрадиционного рисования по ткани....
Интегрированное занятие в старшей группе по ознакомлению с природой, с элементами нетрадиционного рисования (монотипия) по теме: «Весна пришла, тепло принесла».
Программное содержание:Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, художественно-продуктивная деятельность, социализация.Цели.Уточнить и обобщить знание детьми о названиях весенних ме...
Конспект открытой НОД по освоению ОО "Познавательное развитие" с элементами экспериментирования на тему: "Удивительные пузыри" для детей старшей группы
Материал может быть полезен работникам ДО...
Познавательное развитие .Формирование целостной картины мира. Тема: «Как звери к зиме готовились».
1.Систематизировать знания детей о диких животных; расширять представления детей о жизни диких животных.2.Развивать внимание, наблюдательность, воспитывать любовь к природе....
Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений» Тема: «Как звери к Новому году готовились»
Цель: Формирование у детей элементарных математических представлений.Задачи:Обучающие:1. Упражнять в счете в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?».2. Совершенствовать умение сравнивать...
Непосредственная образовательная деятельность во второй младшей группе по познавательному развитию с элементом нетрадиционного рисования «Мишенька в гостях у ребят»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №6 «Сказка»» п. Приволжский ...