Методическая разработка по слушанию музыки в подготовительной группе «Баллада о лесном пожаре»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Шмелева Людмила Викторовна
 

БАЛЛАДА О ЛЕСНОМ ПОЖАРЕ

1-Е ЗАНЯТИЕ.

- Ребята, сегодня - мы с вами послушаем песню, которая называется «Баллада о лесном пожаре » А.Арутюнова.

Что такое баллада?

 

Баллада - это  повествование, рассказ под музыку. Помните, как в сказке « САДКО»? Садко играл на гуслях и рассказывал нараспев.

В балладах рассказывалось о разных исторических событиях, о народной жизни, о рыцарских подвигах, о войнах. В балладах обязательно есть место фантазии, выдумки, преувеличению.

Давайте послушаем песню «Баллада о лесном пожаре»

СЛУШАНИЕ.

- Что произошло в лесу?

- Кто первым увидел этот пожар?

- Зачем мальчик бросился воевать с огнем?

(Чтобы спасти зайчат и птенцов)

-Почему он  так поступил? Каким  был мальчик?

(Добрый, смелый, бесстрашный, решительный, отважный, сильный)

- Правильно.  Скажите,  а этим слова   соответствуют характеру, настроению песни?

(Да)

- Не каждый бы так поступил.

- Слушая эту песню-балладу, какие чувства вы испытали?

(Чувство тревоги, жалости, волнения, сопереживания, страха)

-Как звучала музыка?

(Энергично, тревожно, взволнованно, грустно)

- Да, музыка звучала по-разному. Послушаем еще раз, хотите?

(Да)                                                                     

2-е занятие

- На  прошлом занятии мы послушали  песню – баллада, как она называется?

-Определили с вами,  что это песня вызвала у нас чувство тревоги,  жалости,  волнения и  сострадания

( музыкальный руководитель вспоминает вместе с детьми)

- Определили и характер музыки – помогайте мне – тревожный, беспокойный, взволнованный, героический и в тоже время грустный и лирический.

- Сейчас мы с вами еще раз будем слушать песню и  прислушиваться, когда меняется характер музыки.

 СЛУШАНИЕ.

Музыкальный  руководитель  исполняет песню, останавливаясь на сменах характера музыки.

- Да, в конце песни ярко выражено другое настроение – грустное, сдержанное, серьезное и в тоже время светлое, гордое.

- А вызнаете, что можно по- разному грустить.

Например,  если вы провинились,  сломали игрушку,  обидели малыша и вас наказали, то  вам грустно и мрачно – это темная грусть.

А  если вы вспоминаете о чем- то  веселом, добром,  например о прошедшем лете или дне рождении, о мамочке , то вы грустите, но ваше сердечко  полно света и тепла – это называется светлой грустью.

 Так  и в этой песни - в конце звучит музыка светлой грусти, мальчик погиб,  но он совершил добрый и смелый  поступок,  который  называется  подвигом.

Слушают отрывок из песни.

Мальчик уже нет на нашей земле,  нет среди друзей. Но его помнят  и никогда не забудет -  тот  лес, те зайчата и птахи, не забудут и его друзья. Все птицы поют в лесу его имя.

« Но в шорохе синего леса того,

Мальчишки вы слышите  имя его»

СЛУШАЮТ еще раз от середины и окончание  песни

3-Е ЗАНЯТИЕ.

- Ребята послушайте и определите что это за песня?

Исполняет начало песни без слов.

Дети называют песню.

-Что такое баллада?

Сейчас я буду играть песню небольшими частями, а вы будете определять характер музыки и складывать в музыкальную шкатулку.

(М.Р. делает « клювиком» кисть  правой руки и сказанное  слово попадает в «Музыкальную шкатулку»)

 Музыка звучит  просящая, умоляющая и тревожная, взволнованная, решительная…

 Дети отмечают остановку в музыке – паузу, которая заставляет всех слушателей задуматься и помолчать.

Далее  дети определяют  характер светлой грусти. Дают определения героической музыки и ее торжественного окончания.

 

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по слушанию музыки в старшей группе детского сада

Цель: ü Познакомить детей с творчеством Д. Шостаковича Задачи:v     Вызвать эмоциональный отклик на музыкальное произведениеv      Развивать тво...

Музыкально-методическая разработка по слушанию музыки в младшей группе

Слушание произведения "Баю, бай", музыка М.Красева. Музыкальный материал систематизирован по музыкальным занятиям....

методическая разработка по слушанию музыки

знакомство детей с классической музыкой...

Методическая разработка конспекта НОД с детьми подготовительной группы "Путешествие в лесную школу"

Методическая разработка конспекта НОД с детьми подготовительной группы "Путешествие в лесную школу". Основная ОО "Познавательное развитие". Интеграция образовательных областей...

"Эта волшебная музыка" конспект беседы по слушанию музыки в подготовительной группе

quot;Эта волшебная музыка" конспект беседы по слушанию музыки в подготовительной группе по произведениям П.И. Чайковского...