программа кружка
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Программа кружка по позновательному развитию в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.doc | 687 КБ |
Предварительный просмотр:
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ОМСКА «ДЕТСКИЙ САД №130»
Программа кружка
«Почемучка»
Воспитателя:
Кичиной Юлии Игоревны
Омск – 2018
Пояснительная записка
Педагоги образовательных учреждений считают, что задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработан план кружка «Почемучка» для детей подготовительной к школе группе. Ведущая идея кружка заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественно-научных представлений дошкольников.
Цель программы – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Расширить представление детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Развивать умственные способности.
4. Социально-личностное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Освоение программного материала кружка «Почемучка» рассчитано на три месяца.
Совместная деятельность руководителя кружка и воспитанников организуется два раза в месяц, продолжительностью 30 минут.
В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
Перспективное планирование
Месяц | Тема | Задачи | Оборудование |
Февраль | 1. Космос(планеты, звезды, галактики, кометы) 2. До нас кто был? ( первобытные люди, динозавры, мамонты) | Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать об интересных фактах и событиях космоса. 2. Дать знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на земле. продолжить знакомство с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным. 3. Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношения друг к другу, 4. Расширять кругозор и активизировать словарь дошкольников. 5. Воспитывать уважение и любовь к Земле, дающей всё необходимое для жизни. Чувство гордости за свою Родину, историю своей планеты, за достижения учёных, космонавтов. 1 Познакомить детей с представителями древнейшей фауны на Земле – динозаврами , их видами, особенностями, чтобы показать разнообразие животного мира . 2 Дать общие представления об эволюции человека и окружающего мира, показать его преемственность; вызвать у детей интерес и прививать вкус к простейшим формам исследовательской и научной работы на материале проекта. 3 Учить детей умению отражать в своей речи наблюдения, в беседе пользоваться такими важнейшими приёмами как рассуждения, умозаключения, постановка вопросов и попытка дать на них развёрнутые ответы. | Иллюстрации с изображением космоса, планет, космонавта, скафандра, ракеты, спутника. Доски с иллюстрациями Арзамаса и древнего мира, макет древних людей, мамонта, древнего огня, картинки с изображением древних орудий труда, пещеры, сосудов. |
Март | 1. Древний мир 2. Древняя Русь и до наших дней. | 1. Познакомить детей с богами Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Египта. 2. Расширить представление детей о Древнем Мире. 3. Обогатить словарный запас. 4. познакомить с достопримечательностями разных стран, формировать интерес к культуре и истории других народов, воспитывать толерантное отношение к населению различных государств, развивать любознательность. 1. Обогатить знания детей об истории Древней Руси, о том, как жили древние славяне. 2. Формировать понимание того, что Россия – страна с многовековой историей. 3. Закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси, самом любимом народном герое-богатыре - Илье Муромце, а также Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче. 4.Закреплять умение детей творчески использовать в изобразительной деятельности знакомые им нетрадиционные техники исполнения. 5. Развивать связанную речь детей, обогатить словарный запас исконно – русскими словами: предки, вороги; летопись, богатырь. 6.Развивать творческие способности детей. 7. Воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков, к истории возникновения России, любовь к Родине, желание подражать богатырям. | Иллюстрации Богов, Древнего Рима, Греции, Египта. Одежды, посуды. - Штурвал; - игрушки: рыбы, морские обитатели, овощи, фрукты; - обруч; - два контейнера (тазика); - воротца, кочки и любой другой спорт. инвентарь для полосы препятствий; Русские – народные костюмы для детей и ведущего; карта Древней Руси, макеты придорожного камня, иллюстрации о богатырях, репродукция картины Васнецова «Три богатыря», щиты и мечи для богатырей, вышитые платочки, магнитофон, аудиозапись былины. |
Апрель | 1. Природа (животные, насекомые) 2. Природа (растения, природные явления) | 1.Продолжать расширять знание о многообразии насекомых. 2.Познакомить с особенностями их строения. 3.Учить различать по внешнему виду, находить отличия. 4.Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому. 5.Развивать логическое мышление 6.Закреплять знания детей о животных нашей планеты, развивать связную речь детей, способствовать к определению задач на основе поставленной проблемы. 1. Познакомить детей с природными явлениями. | иллюстрации |
Май | Отчетный | Закрепление знаний, а так же подготовка отчета. |
Приложение
Февраль (занятие 1)
1Беседа «Что такое космос».
Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.
2. Беседа «Голубая планета - Земля».
Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
3. Беседа «Луна - спутник Земли».
Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.
4. Беседа «Первый в космосе»
Цель: Продолжать знакомство с первым летчиком космонавтом Ю. А. Гагариным
5. Беседа «Солнце - источник жизни на Земле».
Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит
НОД:
1Конструирование (оригами)
Тема: «Космические ракеты».
Цель: изучить название составных частей ракеты; конструировать ракету из бумаги
2.Рисование», «Открытый космос»
Цель: Расширять кругозор, знания детей о космосе; развивать цветов восприятие; поддерживать интерес к изобразительной деятельности.
3.Лепка «Космонавты»
Цель: учить детей лепить космонавта «пружинку», используя игрушку в качестве натуры; передавать форму частей игрушки
2 Совместная деятельность
1 Просмотр мультфильмов "Тайна третей планеты", "Белка и Стрелка".
2 Конструктивные игры:
-«Космодром»,
- "Космический корабль"
3 Дидактические игры:
- «Найди пару»,
- «Четвертый лишний»
- «Подбери словечко»
4 Подвижные игры:
- «Ждут нас быстрые ракеты»,
- «Невесомость»,
- «Космическая эстафета»
3 Сюжетно – ролевые игры
1 «Космическое путешествие»,
2 «Космонавты»
4 Чтение художественной литературы
1В. Бороздин «Первый в космосе»,
2 Любовь Талимонова "Сказки о созвездиях"
3 Загадки о космосе
4.Коллективное панно «Полет на луну»
Подвижные игры:
«Ждут нас быстрые ракеты»
По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг и игра начинается сначала.
«Космонавты»
Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
- Запускаем мы ракету « У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса,
- Завели моторы «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.
- На заправку полетели: присели - руки вперёд, заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.
«Ракетодром»
Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет!
Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.
«Невесомость»
Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети вставшие на вторую ногу садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.
«Солнышко и дождик»
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.
Дети сидят на скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко» ,дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик. Скорей домой!» дети на свои места.
«Солнце – чемпион».
Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:
На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.
- Космические загадки с ответами
В небе виден желтый круг
И лучи, как нити.
Вертится Земля вокруг,
Словно на магните.
Хоть пока я и не стар,
Но уже ученый –
Знаю, то - не круг, а шар,
Сильно раскаленный. (Солнце)
Ночью с Солнцем я меняюсь
И на небе зажигаюсь.
Сыплю мягкими лучами,
Словно серебром.
Полной быть могу ночами,
А могу - серпом. (Луна)
Ночью посмотри в оконце –
В небе высоко Зажигаемся,
как солнца, Очень далеко. (Звезды)
В телескоп скорей взгляните
Он гуляет по орбите.
Там начальник он над всеми,
Больше всех других планет.
В нашей солнечной системе
Никого крупнее нет. (Юпитер)
Все планеты с полюсами,
Есть экватор у любой.
Но планеты с поясами
Не найдете вы другой.
В этих кольцах он один,
Очень важный господин. (Сатурн)
В небе я свечусь нередко,
Ваша ближняя соседка.
Я Меркурию сестра,
И на мне всегда жара (Венера)
Это красная планета
По соседству с нами.
Он зимой и даже летом
Мерзнет надо льдами.
Странно, что ни говори, -
Лед не сверху, а внутри. (Марс)
Вот планетам младший брат,
По размеру маловат.
К солнышку всех ближе он,
Потому и раскален. (Меркурий)
В космосе с хвостом летаю,
Пыль вселенной подметаю.
Как метла, мой длинный хвост
Проведет уборку звезд. (Комета)
Эти звездочки, как искры,
Падают и гаснут быстро.
Зажигают среди ночи
В небе звездный дождик,
Словно эти огонечки
Рисовал художник. (Метеориты)
Я лечу вокруг Земли,
Отражаю вниз сигнал,
Чтобы зрители могли
Принимать телеканал. (Спутник)
Космонавты, крепко сели?
Скоро в космос выхожу!
Вкруг Земли на карусели
По орбите закружу. (Ракета, космический корабль)
Он в скафандре, со страховкой
Вышел на орбиту.
Кораблю поправил ловко
Кабель перебитый. (Космонавт, астронавт)
В космосе нет сковородки
И кастрюли тоже нет.
Тут и каша, и селедка,
И борщи, и винегрет -
Расфасованы, как крем!
Космонавтом буду.
Из чего-то я поем,
Вовсе без посуды. (Из тюбиков)
В космосе всегда мороз,
Лета не бывает.
Космонавт, проверив трос,
Что-то надевает.
Та одежда припасет
И тепло, и кислород. (Скафандр)
Есть окошко в корабле -
"Челенджере", "Мире".
Но не то, что на Земле -
В доме и в квартире.
В форме круга то окно,
Очень прочное оно. (Иллюминатор)
Конспект для подготовительной группы
«Ю. А. Гагарин – первый космонавт». Беседа. Чтение стихотворения В. Степанова «Юрий Гагарин».
Программные задачи: дать детям новые знания о космосе, первом космонавте – Юрии Алексеевиче Гагарине. Ввести в словарь детей слова: космос, космодром, планета, космическая ракета, скафандр. Помочь понимать стихотворные произведения. Продолжать учить детей отвечать на вопросы по содержанию. Развивать интерес к космонавтам, чувство гордости за них.
Предварительная работа: чтение отрывков из книги Ю. Нагибина «Рассказы о Гагарине», рассматривание иллюстраций.
Материал: портрет Ю. А. Гагарина. Сюжетные картинки: старт космического корабля; космическая ракета «Восток» в космосе; снимок планеты Земля (из космоса); космонавт.
Ход.
Воспитатель показывает картинку космонавта.
- Дети, как вы думаете, кто это? (ответы).
Дети, рассматривают одежду космонавта, называют ее с помощью воспитателя.
- Что делают космонавты? (ответы).
- На чем они летают? (ответы).
Воспитатель показывает картинку «Старт космического корабля».
- А кто был первым космонавтом на Земле? (ответы).
- Правильно, первого космонавта Земли звали Юрий Алексеевич Гагарин. Хотите побольше узнать о нем?
Рассказ воспитателя.
«12 апреля 1961 года русский человек первым полетел в космос, звали его Ю. А. Гагарин. Полетел он на космической ракете «Восток» (показывает рисунок). Космическая ракета на борту с Гагариным облетела Землю один раз»
- Как звали первого космонавта? (ответы)
- Когда Гагарин полетел в космос? (ответы)
- Да. Первый полет в космос был 12 апреля. И поэтому в этот день мы празднуем День космонавтики.
- Дети, а вы хотите стать космонавтами? (ответы).
- Тогда давайте готовиться!
Физкультминутка.
Дети вместе с воспитателем выполняют несколько физических упражнений.
- Из космоса Ю. А. Гагарин наблюдал за нашей планетой и сфотографировал ее. Дети, где мы живем? (ответы).
- Правильно, мы живем на планете Земля. Вот посмотрите, какая красивая наша Земля! (снимок Земли из космоса).
- Весь мир знает первого космонавта Ю. А. Гагарина. О нем написаны песни, стихи. Послушайте одно из них. Стихотворение В. Степанова «Юрий Гагарин».
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться в космос смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
На веки будут вместе
Гагарин и апрель.
- Дети. Теперь вы знаете, кто такие космонавты? (ответы).
- Как звали первого космонавта Земли? (ответы).
- Какой это был человек? (ответ).
Поведение итогов.
Беседа «Что такое космос»
Программное содержание:
Познакомить детей с понятием “Солнечная система”. Расширять знания детей о планете земля. Рассказать о том, как люди раньше представляли нашу планету - Земля. Формировать у детей умение образовывать имена прилагательные от имен существительных, изображать объекты по представлению, создавать композицию на широком пространстве неба. Закрепить знания детей о строении Солнечной системы, космических явлениях; понятия "звезды", "планеты", "кометы", " спутники", названия планет, умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом. Развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память, артикуляционный аппарат, художественно-творческие способности: свободно экспериментировать, воображение и чувство композиции. Воспитывать самостоятельность, активность, познавательные интересы, аккуратность, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций на тему “Космос”, беседа о космосе; просмотр иллюстраций о космосе; рисование “Космическая фантазия”, звездное небо, чтение стихотворений и рассказов о космосе.
Материалы и оборудование:
Тонированные листы бумаги синего цвета А-4, салфетки, стеки или пластиковые палочки,, фонограмма старта космической ракеты; карточки со словами с пропущенными буквами; рисунок звезды для гимнастики для глаз; кроссворд: картинки на тему: “Космос”.
Ход занятия
- Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
- Здравствуйте.
- Ребята, какое у вас сегодня настроение?
- Хорошее, радостное, веселое.
- Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
- Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Хорошо. Послушайте о чем следующее стихотворение.
Дома за книжкой и в детском саду
Мечтают мальчишки, мечтают девчонки
Лететь на Луну.
Упорно мечтают они о Луне
И даже летают, но только во сне.
- Скажите ребята, о чем я прочла сейчас стихотворение? Недавно наша страна отметила “День космонавтики”. Исполнилось 51год с момента полета в космос первого человека. Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет. А вы ребята хотели бы стать космонавтами? Кто такие космонавты? Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным выносливым и т.д.).
- Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос. Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая ... (ракета)
-Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Итак, мы скоро отправимся в космическое путешествие к планетам солнечной системы. Но сначала давайте сделаем гимнастику для наших язычков. Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.
- Чу - чу - чу, в космос полететь хочу.
- Им - им - им, на ракете полетим.
- Ды - ды - ды, долетим мы до звезды.
- Ой - ой - ой, затем вернёмся мы домой.
Игра с мячом “Образуй прилагательные от существительных”.
-Нам надо занять свои места, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос, какой? (звезда -звездный, туман - туманный, солнце - солнечный, луна - лунный, ночь -ночной, холод-холодный, кислород-кислородный...).
-Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту.
(Звук запуска ракеты).
- Итак, мы отправились в космическое путешествие к планетам солнечной системы.
- Посмотрите - как выглядит наша планета в космическом пространстве. (Показ картинки).
- В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как тарелка и можно добраться до края Земли. Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли и можно ли с него упасть. Они отправлялись в путь пешком или верхом на лошади, или на корабле. Те люди, которые путешествовали пешком или верхом, добирались рано или поздно до большой воды и считали, что это край Земли, и их путешествие заканчивались. Но были и такие, которые, дойдя до берега, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие, они-то и убедились, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, возвращаешься туда, откуда началсвоё путешествие. Тогда они поняли, что Земля не плоская, как блин, она круглая как шар.
- Ученые выяснили, что наша планета в Солнечной системе не одна. А что же такое солнечная система?
Д.: Это солнце - вокруг которого вращаются девять планет, множество мелких планет - астероидов и комет.
- А какие вы планеты знаете? (Дети перечисляют).
- Чтобы лететь дальше, нам нужно разгадать кроссворд.
- Назовите самую дальнюю планету. (Плутон)
- Какая планета ближе к Земле? (Марс)
- какая планета состоит из газа и жидкости и окружена огромными кольцами из кусков льда и камня? (Сатурн)
- какая планета такая яркая, что её принимают за НЛО? (Венера)
- какая планета населена живыми существами? (Земля)
-А есть ли в космическом пространстве, ещё какие-то объекты, кроме планет Солнечной системы? (Кометы, метеориты, астероиды, звёзды, спутники, ракеты, созвездия). Небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они похожи на маленькие сверкающие точки и расположены далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие (показ карт). И вот однажды, смотрел человек на звездное небо, и ему захотелось узнать, что же это за звезды и почему они такие яркие. Ученые придумали специальные приборы - телескопы, в которые наблюдали за космосом, звездами, планетами и т. д. (показ картинки).
- Звёзды в космическом пространстве находятся по отдельности или образуют какие-то группы? Как они называются? (Созвездия) А сейчас выполним графический диктант и узнаем какое созвездие под ним скрывается.
клеточки вверх; 1 влево; 1 вверх; 2 вправо; 3 вниз; 2 вправо; 2 вниз; 3 влево;
- Что получилось? (Ковш - Большая медведица).
-Какие созвездия вы знаете? (Ответы детей).
- Каждый из вас родился под каким-то созвездием. (Дети называют, под каким созвездием они родились.). А какую самую большую звезду вы знаете? Правильно, солнце самая большая и горячая звезда в нашей Солнечной системе. Нельзя долго смотреть на нее открытыми глазами. Давайте сделаем гимнастику для глаз, чтобы они отдохнули.
- Давайте нарисуем звезду глазами.
- А какие вы планеты еще знаете? (Дети перечисляют).
- Чтобы лететь дальше, нам нужно выполнить следующее задание. Нужно вписать пропущенные буквы в названия планет.
(дети вписывают.)
- ВЕН...РА
- ЮП...ТЕР
- МА...С
- ...ЛУТОН
- НЕПТ...Н
- До звёзд ещё люди не долетали, а вот планеты уже изучали.
- Люди хотели знать, есть ли жизнь на других планетах. Какие там живут существа, похожи ли они на нас, есть ли воздух на других планетах. Но чтобы это узнать, надо обязательно долететь до них. Самолеты для этого не подходили. Кто знает, почему? (потому что до планет очень далеко). И вот ученые под руководством конструктора Королёва (показ картинки) изобрели первый спутник, установили на нем приборы и запустили в космическое пространство. На борту его были две собаки - белка и стрелка, они удачно вернулись на Землю. А потом 12 апреля 1961 года впервые в космос отправился человек. Кто же был первым космонавтом на Земле? (показ картинки). Когда Юрий Гагарин полетел впервые в космос, вся страна следила за его полетом, все люди волновались. И когда он приземлился, то все радовались. Люди выходили на улицы городов и устраивали праздник. Мы все гордились, что именно российский гражданин первым в мире полетел в космос.
Физкультминутка.
Мы летим к другим планетам
Объявляем обо всем (Поднимаем руки)
Весь игрушечный народ
С нами просится в полет (шагают и хлопают)
Даже плюшевый медведь
Хочет к звездам полететь (руки на пояс и качаются с ноги на ногу)
И с Большой Медведицей
В синем небе встретиться (шагают).
-А теперь мы с вами будем рисовать. Но рисовать мы с вами будем необычным способом: на специальных листах, которые мы уже подготовили заранее. Рисунок мы будем процарапывать стеками. Этот способ изображения называется граттаж или по-другому - царапины. Придётся приложить некоторые усилия, чтобы процарапать и изобразить ваш рисунок. Рисовать мы будем космос и все что с ним связано. Продумайте содержание и композицию вашего представления о космосе, выделите главные элементы и второстепенные и приступайте. Для того чтобы некоторые объекты (кометы, планеты, луна) казались более объёмными, нужно полностью процарапать всю поверхность внутри контура.
По мере выполнения работы собираю детские рисунки и помещаю их на доске.
- Подошло к концу наше путешествие. Давайте ещё раз, как настоящие космонавты проведём несколько минут в невесомости.
Февраль (занятие 2)
Ход НОД.
- Посмотрите, ребята, нам в группу пришли письма от ребят из разных стран. Они приглашают нас к себе в гости. Хотите отправиться в путешествие?
- Но на конвертах написаны примеры. Чтобы узнать, в какую страну мы отправимся вначале, нам нужно их решить (решают математические примеры) .
- Итак, первым мы открываем конверт, где получился ответ с цифрой 1. Это письмо от мальчика Дэшэна из Китая. Давайте посмотрим на карту и решим, на каком виде транспорта можно добраться в эту страну.
(Рассматривают карту на экране, воспитатель выслушивает предложения детей)
- Да, вы правы. Отправляемся на поезде.
- А вы помните, как нужно вести себя в поезде и на вокзале? Давайте с вами вместе повторим правила поведения на железной дороге.
Правила эти железнодорожные -
Строгие очень, но вовсе не сложные,
Ты их запомни, слушай внимательно,
В жизни помогут они обязательно.
Не подлезайте под вагоны!
Не устраивайте подвижных игр на платформе!
Не высовывайтесь из окна на ходу поезда!
Не ходите и не играйте на железнодорожных путях!
На вокзале и в других многолюдных местах держитесь за руку взрослого!
- Мы прибыли в Китай. Здесь нас встречает Дэшэн (ребёнок в кимоно). Он приветствует нас на своём языке (ни хао). Давайте ответим ему (произносят слова приветствия) .
Дэшэн знакомит нас с самой известной достопримечательностью – великой китайской стеной.
Великая Китайская стена — один из крупнейших и древнейших памятников архитектуры в мире. Её начали строить более двух тысяч лет назад для защиты страны от набегов врагов. Общая длина Великой Китайской стены составляет 8 тысяч 851 километр и 800 метров. Только вдумайтесь в эту цифру, правда впечатляет? (Приложение, слайд № 1)
- Поблагодарим Дэшэна за интересный рассказ. Ну а нам пора отправляться в следующую страну. А тебя Дэшэн мы приглашаем вместе с нами, ведь путешествовать с друзьями всегда очень интересно. Открываем конверт с цифрой 2 с письмом от Родона из Греции. Посмотрите на карте, где находится эта страна (интерактивная доска). Садимся в поезд, торопимся в путь!
Физкультминутка «Путешествие на поезде»
Это что за перестук? ладони возле ушей
Тук-тук-тук, да тук-тук-тук топают ногами
Смело ты в ладоши бей, хлопки
Собирайся поскорей! ходьба на месте
К путешествию готовы? кулаки на коленях
Да! руки вверх, ладони раскрыть
В путь отправимся мы снова: двигают согнутыми в локтях
руками
Сядем мы на паровоз вперёд-назад
Чтоб скорей он нас отвёз. руки вытянуты в стороны.
По рельсам мчится поезд наш,
Качаясь, будто на волнах! ладони лодочкой, одна вверх,
вторая вниз
Поезд спешит, ребром ладони двигаем по коленям
Колеса стучат, кулачки стучат по коленям или по
столу
Едет в нём многоподушечками пальцев поочередно
Весёлых ребят. нажимаем на колени.
Перечислить имена детей. Дети повторяют и хлопают ладонями по коленям или по столу.
Детей встречает мальчик в греческом костюме.
-Здравствуй, Родон.
- Я сас! На моём языке это означает, здравствуйте. Я расскажу вам о главной достопримечательности моей страны – Акрополе. Он расположен на высокой скале над городом Афины. В древние времена это была крепость, а сейчас Акрополь играет роль религиозного и культурного центра. В центре Акрополя находится храм – Парфенон, посвящённый богине Афине. Его окружают 46 колонн, которые мы и видим на различных изображениях Акрополя. (Приложение, слайд №2)
- Спасибо, Родон, нам очень понравился твой рассказ. Мы приглашаем тебя поехать дальше вместе с нами. А куда, нам сейчас подскажут ребята. Давайте выберем письмо со следующей цифрой. Письмо под номером 3 пришло нам от девочки Уми, которая живёт в Египте (рассматривают карту на интерактивной доске). Занимаем места в поезде и отправляемся в путь.
- А чтобы в пути нам не было скучно, Родон подарил нам пазлы с изображением флага своей страны. Соберём их.
- Вот и приехали в Египет. Давайте узнаем, как здороваются местные жители.
Детей встречает девочка. Здороваются на арабском языке (мархаба). Она рассказывает детям о пирамидах.
Египетские пирамиды — величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес света» — пирамида Хеопса. Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы, использовавшиеся в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Слово «пирамида» — греческое, означает многогранник. По мнению одних исследователей, большая куча пшеницы и стала прообразом пирамиды. Всего в Египте было обнаружено 118 пирамид. (Приложение, слайд № 3)
- Скажем Уми спасибо за замечательную историю о пирамидах. Мы приглашаем тебя вместе с нами продолжить наше путешествие. Назовите номер следующего конверта. Правильно, это № 4, а значит, мы отправляемся во Францию (рассматривают карту) .
Садимся в вагоны, а чтобы не заскучать по дороге споём весёлую песенку. (Поют песню из мультфильма «Паровозик из Ромашково»)
Встречает девочка.
- Бонжур, ребята. Добро пожаловать в Париж, столицу Франции. Меня зовут Жозефина, я покажу вам самую красивую башню в мире. (Приложение, слайд № 4)
Эйфелева башня — самая узнаваемая архитектурная достопримечательность Парижа, всемирно известная как символ Франции, названная в честь своего конструктора Гюстава Эйфеля. Высота башни – 324 метра.
Эйфелева башня является самой посещаемой и самой фотографируемой достопримечательностью мира. Этот символ Парижа задумывался как временное сооружение — башня служила входной аркой парижской Всемирной выставки 1889 года. От планировавшегося сноса (через 20 лет после выставки) башню спасли радиоантенны, установленные на самом верху, — это была эпоха внедрения радио.
- Спасибо тебе, Жозефина, за очень познавательный рассказ. Приглашаем тебя продолжить вместе с нами увлекательное путешествие. Открываем конверт с цифрой 5 и едем в Италию, а где она находится, посмотрим на карте. Садятся в поезд.
Пальчиковая гимнастика «Путешествие»
Тук – тук – тук, каждый палец стучит о большой три
Тук – тук – тук, раза.
Наши ушки слышат стук.
Вот ладошечки шуршат, гладят поочерёдно ладони.
Наши пальчики трещат. щелчки пальцами.
Теперь в ладоши громко бей, хлопки в ладоши.
А теперь ты их согрей. дышат на ладошки.
Ехать с нами все готовы? кулачки на коленях.
Да! руки вверх
Отправляемся в путь снова: вращательные движения кистями
Едет поезд, ребром ладони двигаем по столу.
Чух – чух –чух. топают ногами.
В Риме ждёт нас тоже друг! три хлопка по коленям, руки поднять вверх.
- Ребята, мы прибыли на вокзал Рима, в Италию. А кто это ждёт нас на перроне? Да это же Барталамио, наш итальянский друг.
- Бонджорно, друзья! Я приветствую вас в самой древней столице Европы и готов показать самую грандиозную постройку Рима - Колизей. (Приложение, слайд № 5)
Колизей являлся театром пышных зрелищ. Основными видами которых были бои гладиаторов, охота на животных; но на арене происходили, также, и выступления фокусников, спортивные состязания, конные турниры и морские битвы - навмахии. Игры проводились по случаю знаменательных дат, ежегодных праздников и чрезвычайных событий. Колизей имеет форму овала. Арена, покрытая песком, С виду Колизей являлся четырехъярусным зданием. В течение веков здание заметно было разрушено, этому способствовали природные катаклизмы (землетрясения, пожары, также в средние века, блоки, из которых было построено здание, брались на постройку дворцов и церквей. Но позднее стали заботиться о сохранности памятника.
- Спасибо тебе, Барталамио, за интересный рассказ о Колизее. Но нас уже ждёт следующая страна, а какая, мы сейчас узнаем (открывают шестой конверт). И эта страна – наша любимая Россия. Барталамио, приглашаем тебя и остальных наших друзей теперь к нам в гости. Посмотрите на карту, какая огромная у нас страна. А как называется столица нашей Родины? Правильно, мы отправляемся в Москву.
Дети садятся в вагоны. Делают друг - другу точечный массаж «Рельсы, рельсы… »
Март (2 занятие)
Ход НОД:
Дети вместе с бабушкой Маланьей под русскую – народную песню “Ах, ты степь, широкая” змейкой заходят в зал и приветствуют гостей.
Тетушка Маланья: Детушки, посмотрите, там, в дальнем-далеке виднеется Родина. Нравится она вам? Эх, оседлать бы Сивку – Бурку, взлететь к самым небесам и окинуть взором нашу великую Русь - матушку. Так и хочется воскликнуть: “Ух, красотищи – то сколько!” Как же нам досталось такое невиданное богатство? Именно, об этом мы сегодня и узнаем из нашего путешествия. Хотите ли вы отправиться вместе со мной в путешествие по Древней Руси?
Дети: Да.
Тетушка Маланья: Начинаем наше путешествие. (Звучит русская – народная музыка “Вижу чудное приволье”). Детушки, посмотрите, что это за камень лежит у дороги и черный ворон на нем сидит? Давайте прочитаем, что на нем написано.
Кто прямо пойдет,
Тот Древнюю Русь попадет! (на старославянском языке).
Тетушка Маланья: Вы все поняли, о чем здесь написано?
Дети: Нет.
Тетушка Маланья: Почему?
Дети: Это старославянские слова. Так говорили и писали наши предки.
Тетушка Маланья: Правильно, так раньше говорили и писали наши предки. Детушки, путь нам предстоит длинный и Сивка – Бурка сегодня не помощник. Как говорится в народной пословице “Медленнее идешь – быстрее придешь”. Но сначала давайте посмотрим на карту (показывает) и узнаем, откуда пошла земля Русская. Много воды утекло с тех пор, как впервые вступили на землю, что называется Россией, наши с вами предки. А вы знаете, как они тогда назывались?
Дети: Славяне.
Тетушка Маланья: Правильно, славяне. В далекие времена, когда и книг – то никаких не было, а история передавалась от отца к сыну, а от сына к его детям, обосновались славяне вдоль могучей реки Днепр (показать на карте). Как вы думаете, как им тогда жилось?
Дети: Нашим предкам жилось сытно, привольно, свободно, радостно, вольготно, широко.
Тетушка Маланья: Да, привольно жилось нашим предкам, земля плодородная, края теплые, растений и животных в лесах, а рыбы в реках видимо – невидимо. Не ушли бы миролюбивые славяне с освоенных земель, но стали их теснить более сильные соседи. Часть славян двинулась на север и на запад, другие на юг, а наши с вами предки – ушли далеко на восток. Год от года росла сила и мощь молодой Руси, увеличивались ее пределы. Ребятушки, а как вы думаете, откуда мы с вами все это узнали?
Дети: Мы обо всем узнали из летописи и былин.
Тетушка Маланья: Расскажите, что такое – летопись?
Дети: Летопись – это произведение, где монахи описывали, как наши предки жили в древние времена.
Тетушка Маланья: Совершенно верно. Летопись – это древнее историческое произведение, в которой по годам или летам (отсюда и название – лето или год) описывалось все, что происходило на русской земле в древние времена.
Тетушка Маланья: Расскажите, что такое былины?
Дети: Былины это русские народные песни о подвигах богатырей. Былина – старина, “старинушка”, о действие происходящем в прошлом.
Тетушка Маланья: Кто сказывал былины?
Дети: Былины сказывал певец в Древней Руси.
Тетушка Маланья: Я предлагаю вам послушать отрывок из былины. Вспомните как она называется? О ком эта былина?
Слушание былины в аудиозаписи.
Дети: Былина называется « Илья Муромец».
Тетушка Маланья: Каких еще богатырей вы знаете?
Дети: На Руси еще были богатыри: Добрыня Никитич, Алеша Попович, Микула Селянинович, Вольга Святославович, Садко, Никита Кожемяка…
Тетушка Маланья: Для чего нужны были богатыри?
Дети: Защищать землю Российскую от злых ворогов.
Показ картины «Богатыри»
Вот они - богатыри земли русской на картине русского художника В.М. Васнецова.
Тетушка Маланья: Как одевались богатыри?
Дети: Одежда богатырей состояла из шлема, кольчуги, шею защищала сетка – брамица. На ноги они надевал поножи, а на руки – поручи.
А как называется снаряжение богатыря?
(булава, колчан, стрела, лук, копье, щит, меч).
2. Посмотрите, на каких конях они сидят! Что вы о них скажете? А почему такие большущие и сильные кони под ними? А если бы они были маленькими, выдержали бы они своих богатырей?
Тетушка Маланья: Молодцы, много знаете про богатырей. А сейчас узнаем про их заботы.
(на фоне музыки звучат слова: “Нет, не перевились еще богатыри на земле русской”.
Мальчики:
Наша сила велика
И крепка у нас рука.
Ты, вражина, убирайся,
А не то намнем бока.
(Под музыку “Богатырская наша сила” мальчики пляшут с мечами и щитами в середине пляски к ним присоединяются с платочками девочки).
В конце пляски девочка говорит слова:
Мы платочки вышивали,
Встречи с вами ожидая.
Вас защитники Руси
Благодарим от всей души.
Девочки дарят платочки “богатырям”, а взамен получают мечи и вместе уходят.
Тетушка Маланья. Не только платочки дарили богатырям. Красивые вышитые узорами рубахи дарили богатырям матери, сестры или невесты. Она сопровождала богатырей во всех дальних походах на ворога. Вот мы и узнали как, готовятся богатыри к защите своей Родины.
Как вы думаете, как же простые люди становятся богатырями?
Дети: нужно много тренироваться; нужно учиться бить врагов; нужно быть здоровым и умным.
Тетушка Маланья. Я с вами согласна. Богатырями не рождаются, богатырями становятся! И это происходит по-разному Можно быть сильным, но трусливым. А можно быть слабым, но очень любить свою Родину, свой народ и тогда родная земля сделает тебя богатырём.
Тетушка Маланья. Ну что же детушки есть у нас доспехи,
а что же еще нужно настоящим богатырям?
Дети: Богатырю нужен настоящий богатырский конь.
Тетушка Маланья. Я предлагаю вам отправиться в творческую мастерскую, в которой мальчики изготовят для себя настоящего богатырского коня, а девочки вышьют для них красивую русскую рубаху. Вы согласны? Тогда проходите и усаживайтесь.
Но прежде чем начать работу давайте разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
1,2,3,4,5 – пальчики «здороваются».
Русь идём мы защищать – (указательный и средний пальцы идут по столу
«ножки»).
Нам поможет щит и меч – (ладонь и скрещенные указательные пальцы).
Родину навек сберечь – (сцепить пальцы в один кулак).
Дети выполняют работу.
Тетушка Маланья. Хорошие у нас получились работы. Я предлагаю девочкам подарить рубахи.
Итог занятия
Где вы сегодня побывали?
Что нового узнали?
Что вам особенно понравилось в путешествии?
Что вам запомнилось?
Надеюсь, что в будущем наши мальчики будут настоящими защитниками нашей Родины. А наше путешествие по Древней Руси подошло к концу.
Дети вместе с тетушкой Маланьей под музыку выходят из группы.
АПРЕЛЬ (занятие1)
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1 Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами пришли на луг. Посмотрите вокруг, кто же здесь живёт? (Воспитатель показывает игрушки насекомых)
Дети: ( называют) Бабочка, кузнечик, жук.
Воспитатель: А как можно назвать одним словом, тех кого мы перечислили?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Молодцы! Вот о них мы сегодня и поговорим. Название «Насекомые» произошло от слова насечки. Дело в том, что на теле насекомых есть поперечные полоски, похожие на насечки. Вот от этих слов «Насечки», « насекать» и произошло название « Насекомые» У насекомых есть свои особенности строения. Тело насекомых состоит из трёх частей (отделов) : головы, груди и брюшка (показывает на плакате). На голове располагаются : глаза, рот, усы. На туловище имеются три пары конечностей, тоесть всего 6 лапок, и крылья. У некоторых на брюшке есть жало ( пчела, шмель)
Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, чем питаются насекомые?
Дети : Выдвигают свои предположения.
Воспитатель: Пища насекомых разнообразна. Одни –питаются нектаром, например, шмели, бабочки. Другие поедают листья и стебли растений, например, жуки-листоеды, жук майский. Есть хищные насекомые, которые поедают других насекомых- это стрекозы, кузнечики, муравьи. Остатками пищи человека питаются мухи и тараканы.
2 Пальчиковая игра « Насекомые»
Дружно пальчики считаем
Насекомых называем:
( сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зелёным брюхом
( поочерёдно сжимают пальцы в кулак)
Кто же это тут звенит?
(вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь!
( прячем руки за спину)
3 Воспитатель: А теперь, ребята, загадки отгадаем, и кто обитает на лугу скорей, сейчас узнаем !
На цветок пахучий
Сел цветок летучий.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,-
Он вспорхнул и улетел!
Что это за насекомое?
Дети: Бабочка.
Воспитатель показывает картинку с изображением бабочки.
Воспитатель: С чем в загадке сравнили крылья бабочки?
Дети: с цветком.
Воспитатель: Какие крылья у бабочки?
Дети: Яркие, воздушные, лёгкие, большие.
Воспитатель: Сколько крыльев у бабочки?
Дети: Четыре.
Воспитатель: А как вы думаете, чем питаются бабочки?
Дети: Нектаром цветов.
Воспитатель: Нектар бабочки собирают при помощи хоботка, порхая с цветка на цветок.
А теперь следующая загадка:
Если ты увидишь на цветах и листочках
На красной спинке чёрные точки,
Летает и бегает ловко
Скажи ка скорее кто это?
Дети: Божья коровка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку божья коровка –это очень известный и узнаваемый жук. Мы любим её за такую яркую необычную окраску. Божья коровка хищное насекомое, она питается тлями. Тля –это вредное насекомое, которое питается соками растений. Божьи коровки съедают тлю, тем самым, спасая растения от гибели. На нашей планете очень много разнообразных жуков. Все они, очень интересны. ( воспитатель показывает иллюстрации с жуками)
Воспитатель: А теперь , ответьте мне на вопрос: «Сколько ножек у жука?»,
Дети: Шесть.
Воспитатель: А есть ли крылышки?
Дети : Да!
Воспитатель: А теперь давайте превратимся в божьих коровок!
4 Физкультминутка « Божьи коровки»
Мы божьи коровки (прыжки)
Быстрые и ловкие, (бег на месте)
По травке сочной мы ползаем, (волнообразные движения руками)
А после в лес гулять пойдём (идём по кругу)
В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем)…
Устали ноги от ходьбы , ( наклоны)
И кушать мы давно хотим ,(гладят животик)
Домой скорее полетим ( летят на свои места)
Воспитатель: А теперь послушайте следующую загадку:
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой
Похлопочет над цветком
Он поделится медком.
Дети: Пчела.
Воспитатель: Ребята, рассмотрите изображение пчелы. А есть ли у неё крылышки?
Дети: Да!
Воспитатель: А ножки? Сколько их?
Дети: Шесть.
Воспитатель: Правильно! Пчёлы –это большие труженицы. Целый день они летают с цветка на цветок, собирают пыльцу и нектар, которые перерабатывают в мёд. Живут пчёлы большой дружной семьёй в улье. А теперь ребята, давайте с цветочной поляны перенесёмся к опушке леса. Что это там под сосной? ( Воспитатель показывает картинку с изображением муравейника)
В лесу у пня беготня, суетня
Народ рабочий весь день хлопочет
Без работы хоть убей
Жить не может
Дети: Муравей.
Воспитатель: А как называется дом муравьёв?
Дети: Муравейник.
Воспитатель: А как вы думаете, из чего строят дом муравьи?
Дети: Выдвигают свои предположения ( Из хвои , листьев, крошек смолы, кусочков земли, дерева)
Воспитатель: Муравьи очень дружны, делают всю работу сообща, помогают дргуг другу. Питаются муравьи разнообразно: они поедают вредных насекомых, незря их называют санитарами леса, любят лакомиться сладкими ягодами, соками растений и делают запасы на зиму.
А вот ещё одна загадка:
Среди травы живёт скрипач
Носит фрак и ходит вскачь.
Дети: Кузнечик.
Воспитатель: (показывает изображение кузнечика) Рассмотрите ножки у кузнечика, какие они?
Дети: Длинные, три пары.
Воспитатель: Правильно. Благодаря длинным ногам кузнечики высоко прыгают. Питаются они мелкими насекомыми и листьями. « Поют» кузнечики, благодаря крыльям, потирая их друг о друга, получается знаменитое стрекотанье. А вот еще одно насекомое я вижу вдали, отгадайте загадку и вы узнаете какое:
Охотницей быстрой слывёт,
Стремителен, лёгок, полёт.
Солнечной летней порой
Летает она над водой
Большие имеет глаза
Кто это скажи –
Дети: Стрекоза. (Рассматривают изображение стрекозы)
Воспитатель: Сколько пар крыльев у стрекозы?
Дети: Две.
Воспитатель: А ног?
Дети: Три.
Воспитатель: Правильно. Чаще всего стрекозу можно увидеть над водой. Она охотится на комаров и других мелких насекомых, и очень быстро летает. А как вы думаете, почему стрекоза быстрее многих насекомых?
Дети: Потому что у неё две пары крыльев.
Воспитатель: Правильно, а теперь , давайте посмотрим, какой он мир насекомых? ( Воспитатель показывает слайды с фотографиями бабочек на цветах, муравьёв у муравейника, жуков, ночных мотыльков) Надеюсь, ребята, после просмотра фотографий, вы запомнили, что мир насекомых разнообразен, рядом с нами живут тысячи самых красивых, самых необычных и удивительных насекомых!
Воспитатель : А теперь ребята, давайте поиграем!
5 Дидактическая игра :« Чего не хватает?»
Дорисуйте на карточках части тела насекомых, с помощью, которых они передвигаются. Как передвигаются мухи, бабочки, стрекозы? ( летают) Как передвигаются муравьи? (бегают). Как передвигается кузнечик? (прыгает). Дети выполняют задания.
6 Дидактическая игра «Назови правильно»
Под зелёным листком спрятались насекомые. Дети достают насекомых и называют.
Воспитатель: Ребята, вижу вы постарались, всё правильно дорисовали, всех насекомых нашли! Наше путешествие по лугу подошло к концу. Давайте вспомним, что нового мы с вами сегодня узнали.
О, ком мы сегодня разговаривали?
Какие особенности строения тела насекомых вы запомнили?
Чем питаются насекомые?
С какими насекомыми мы сегодня познакомились?
(Дети отвечают на вопросы воспитателя)
Воспитатель: Молодцы, всё правильно запомнили! Наше занятие закончено.
Апрель (занятие 2)
Ход.
Воспитатель
"Я сорвал цветок, и он увял, я поймал мотылька, и он умер, и тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».
Воспитатель:
Дети как вы понимаете эти слова? Ответы детей. Да, действительно природой надо восхищаться, любоваться, беречь её. Приходя в лес, надо быть гостем. Не сорить, не шуметь, не рвать, не топтать. А вы часто бываете в лесу? Ответы детей. Я сегодня предлагаю отправиться на прогулку в лес. Согласны? Да. А чтобы было всё по- настоящему, давайте включим грамзапись «Звуки леса». Закройте пожалуйста глаза и послушайте.
Воспитатель:
Чьи голоса слышны в лесу? Да, это поют птицы, стрекочут кузнечики, жужжат пчёлы, пищат комары, квакают лягушки у озера.
Чтение стихов о лесе.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои!
С. Погорельский
В лесу
Словно сказочной книги страница
Лес открылся, листвою звеня.
Понимаю и зверя, и птицу,
И они понимают меня.
Может быть, на тропинках звериных
В непроглядной лесной глубине
Вдруг избушка на ножках куриных
Неожиданно встретится мне.
И нельзя мне в лесу заблудиться,
Хоть брожу от людей вдалеке.
Потому что и звери, и птицы
На родном говорят языке.
Автор: В. Орлов
Воспитатель:
А какие деревья встречаются в лесу? Назовите их. Сейчас я предлагаю вам игру: «Подбери дерево» Я раздам вам по листику, а вы должны прикрепить его к дереву. Молодцы, справились с заданием.
Воспитатель:
Что ещё растёт в лесу? Правильно, ягоды. Отгадайте загадки.
Ягодку сорвать легко —
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка —
Там созрела... (земляника)
Эту ягодку найдете
Не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка,
Красненькая... (клюковка)
Не на шутку, а всерьез
Куст колючками оброс.
Темных ягодок сорви-ка.
Что за кустик? (Ежевика)
Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с(малиной)
Ягоды лесные эти
Любят бурые медведи.
Не рябина, не калина,
А с колючками... (малина)
Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка.
Эти бусины —... (черника).
Воспитатель:
Молодцы, ребята.
Физкультминутка
Мы немножко отдохнем, (Встать, ноги вместе, руки)
Встанем, глубоко вздохнем. (через стороны –вверх- вдох, опустить вниз)
Дети по лесу гуляли, (Ходьба на месте,)
За природой наблюдали. (Повороты головой влево-право)
В верх на солнце посмотрели (Встать на носки, руки через стороны)
И их лучики согрели. (вверх и посмотреть вверх)
Чудеса у нас на свете (Присесть, руки на поясе.)
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали (Встать на носочках, руки на поясе)
Великанами мы стали. (спина прямая, тянемся вверх)
Бабочки летали, (Бег на месте, плавно махая руками.)
Крыльями махали.
Дружно хлопаем, (Хлопки в ладоши,)
Ногами топаем. (Притопы на месте)
Хорошо мы погуляли (Дети присаживаются на свои места)
И немножечко устали. (И слушают пение птиц.)
Воспитатель:
Ой, ребята, мы с вами уже долго бродим по лесу. Сколько же сейчас времени? Вот беда, мы не взяли с собой ни телефона, ни часов. Как же нам быть? Кто знает ответ на этот вопрос? Ребята, кажется я догадалась. Нам в этом помогут живые часы природы. Знаете, что это такое? Нет. Тогда усаживайтесь поудобнее и слушайте. Оказывается, в природе всё взаимосвязано.
Сейчас, наверное, никто бы и не задумался об определении времени. У каждого есть часы. Часы везде: на руке, в сотовом, в машине и т. д… Люди уже не могут представить себя без них, они даже не задумываются о том, что природа сама по себе — большие часы. Нужно только уметь ими пользоваться. Интересно, что время действительно можно определить с помощью птиц! Птицы пробуждаются в разное время суток, поэтому они могут быть ориентирами во времени.
Так, к примеру воробей,эту птицу можно считать аристократом, потому что она начинает бодрствовать позже всех, не раньше 5-6 часов утра.
Кукушка и иволга-эти птицы начинают просыпаться в районе 3-4 часов утра.
Уже ближе к 4 часам свою активность начинают проявлять щегол и скворец.
Так как воробьи куда более распространены и их громкое чириканье может узнать каждый, то они являются наилучшей точкой отсчета для времени.
А ещё можно ориентироваться по цветам. Какие цветы растут в лесу. Ответы детей. Правильно.
Одуванчики – это растение можно найти почти в каждом месте, где растет трава. Данные цветы раскрывают свои бутоны примерно в 6 часов утра, а закрываются они около 3-4 часов дня.
Также хорошим вариантом для определения времени в дневное время будет цветок мать-и-мачехи, они начинают свое открытие немного позже, нежели бутоны одуванчика, происходит это в 10-11 утра.
Если же время необходимо узнать вечером, то сделать это благодаря ночной фиалке, раскрываться она начинает ближе к 9-ти часам вечера.
В случае, когда рядом есть водоем, то определить врем легко по кувшинкам, их раскрытии припадает на 9 часов утра, а закрытие происходит в период с 19 и до 20 часов вечера.
Хочу заметить, что даже и в наши дни, когда существуют новейшие технические приспособления для ориентирования во времени, умение обходиться без приборов не утратило своего значения. Люди самых разных профессий неожиданно могут оказаться в условиях, когда знание природы имеет очень важное, а порой и решающее значение. В этой области человечеством накоплен большой опыт. Для ориентировки во времени и пространстве можно использовать самые разнообразные предметы и явления природы — от звезд на небе до камня на земле. И чтобы закрепить весь полученный материал, я предлагаю вам нарисовать живые часы природы: это могут быть либо птицы, либо цветы. Дети рисуют и подписывают время, затем рассказывают о своей работе. Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по лесу. Вы сегодня узнали, что время легко определить и без часов.
«Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться».
Леонардо да Винчи.
Звучит мелодия к передаче «В мире животных». На экране телевизора заставка к этой передаче.
Ведущий передачи в мире животных (воспитатель):
— Дорогие, друзья! В эфире передача « В мире животных». Сегодня мы подведём итог нашего путешествия по планете Земля. В нашей студии собрались, большие знатоки животного мира нашей планеты, ребята из группы «Сказка». Всё самое интересное о животных мы планеты Земля мы записывали, фотографировали, зарисовывали. Так получилась книга « Рассказы о животных»
Демонстрация книги «Рассказы о животных»
Ведущий: А сейчас наши специальные корреспонденты расскажут,где побывали и каких необычных животных повстречали.
(Дети (корреспонденты) подходят к карте и рассказывают о животных разных континентов, используя наглядный материал из книги «Рассказы о животных»
Ведущий: Из рассказов наших уважаемых корреспондентов мы узнали, что на нашей планете обитают разные животные. Они живут на севере и на юге, и в лесах, и в воде. У каждого животного есть свой дом, своя среда обитания.
Сейчас мы с вами поможем животным заселиться в свои дома, чтобы им было уютно и тепло.
Игра «Засели животного в домик».
На доске домики с изображением природы средней полосы, жарких стран, Севера, морского дна. Детям раздаются наклейки с животными. Задача детей поместить животных в свои домики.
Ведущий – Ребята, сейчас мы ненадолго покинем нашу студию и отправимся на прогулку в лес.
Динамическая минутка «Прогулка».
Ведущий произносит фразы и показывает движения, дети за ним повторяют.
— Выходим из детского сада и идём по тротуару (топают ногами).
— Сварачиваем на про сёлочную дорогу, старая листва шуршит под ногами (скользящие движения ногами).
— Впереди река, идём по песочку (встают на носочки и шагают на месте).
— Песок под ногами поскрипывает (трут ладонью о ладонь).
— А сейчас по деревянному мостику переходим через реку (хлопки ладонями по коленям).
— А вот и лес. Деревья вокуг большие качаются (руки над головой, качаются).
— Вот отличная полянка. Давайте присядем и послушаем как поют птицы.
Задание: « Узнай птицу по голосу». Звучит запись голосов птиц ( ворона, воробей, синица, соловей). Дети отгадывают.
Игра « Прилетели птицы».
Ведущий. А сейчас поиграем в игру « Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем.
Воспитатель. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи И стрижи…(дети хлопают)
Что неправильно, почему?
Дети. Мухи- насекомые.
Воспитатель. Прилители птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…
Дети хлопают, называют лишнее слово.
Воспитатель. Прилетели птицы: голуби, куницы, аисты, вороны…
Воспитатель. Прилетели птицы: голуби, синицы, комары, кукушки…
Ввоспитатель. Молодцы, ребята, ни разу не ошиблись
Ведущий: - Ребята, в нашем лесу обитает много зверей. Угадайте, какие это звери.(Дети выполняют задания на листах).
Ведущий:- Ребята, а какой знак вы нарисовали бы в свободном круге?
Ведущий: - К сожалению, нам нужно возвращаться в студию в программу «В мире животных».
Динамическая минутка «Прогулка» .
Ведущий. Вот мы и в студии. И снова в эфире программа « В мире животных». А теперь настало время заглянуть в эту книгу (показывает).
Цвет имеет книга красный,
Много в ней названий разных.
Здесь живут лиса, синица и растенье « медуница».
Подскажите мне, друзья,
Книга эта для чего нужна?
(Ответы детей).
А теперь вас попрошу подумать и назвать
Животных, которых нам надо охранять.
Задание «Красная книга».
Дети читают стихи:
Знают все взрослые, знают все дети,
Что вместе с нами живут на планете…
Лев и журавль, попугай и лисица.
Волк и медведь, стрекоза и куница.
Белые рощи, лесные дубравы,
Реки, речушки, деревья и травы!
Синее море, лесной ручеёк,
Все доверяют тебе человек!
Ты — самый умный, а значит, в ответе
За всё живое, что есть на планете!
Ведущий: - Наша передача «В мире животных» подошла к концу. Но я надеюсь, что эта передача и подготовка к ней убедили вас в том, что природу, животный мир нашей планеты надо постоянно беречь и охранять.
Май Отчетная выставка по всем темам.
Литература
- Ждейн Элиот и Колин кинг « Детская энциклопедия» « Росмэн». 1994г.
- Н.П. Кузин и др. « Детская энциклопедия. Издательство « Педагогика»,М.1997г.
- https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/11/05/konspekt-zanyatiya-dlya-podgotovitelnoy-gruppy-v-mire
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/05/17/konspekt-zanyatiya-v-podgotovitelnoy-gruppe-na-temu
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/03/12/puteshestvie-v-egipet
- ladraz.ru/blogs/blog19476/zhivye-chasy-ili-opredelenie-vremeni-po-pticam-i-rastenijam.html
- http://ist.na5bal.ru/istoriya/17263/index.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"
Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие - днем, в соответствии с Прог...
ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»
Пояснительная записка. Изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...
Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"
Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....
Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет
Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....
"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...