План профессионального саморазвития
материал

Дорожинская Наталия Сергеевна

Представлен план самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu_logoped.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

План

самообразования учителя-логопеда

Дорожинской Наталии Сергеевны

Методическая тема: Развитие связной речи у детей  дошкольного возраста с ОНР

Сроки разработки темы:  2022 - 2024 год.

Цель самообразования: повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний;

2. Разработать перспективный план работы с детьми;

3. Провести диагностику на начало и конец учебного года;

4. Создать рабочую учебную программу;

5. Оформить в группе и в кабинете центр речевой активности;

6. Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей на тему;

7. Участвовать в семинарах, конференциях, вебинарах различной формы и уровня;

Обоснование выбранной темы.

Количество воспитанников с речевыми нарушениями возрастает год от года, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его сверстниками и взрослыми.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

В этой связи одной из главных задач учителя - логопеда дошкольной образовательной организации сявляется организация единого образовательного процесса при взаимодействии специалистов (учителя - логопеда, педагогов групп всех возрастов детского сада, педагога - психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре) и родителей с целью создания эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.

 Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество дошкольной подготовки, в частности, речевой, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).

Самообразование - одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ДОУ, уровнем владения педагогом научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории воспитания.

План самообразования.

  • Профессионально-педагогическая деятельность.

Содержание работы

Сроки

Своевременное выявление детей с особыми потребностями развития, сбор анамнеза, разработка анкет и проведение анкетирования, формирование групп коррекции, выработка индивидуального маршрута коррекции речи каждого ребенка.

Начало учебного года

Организация образовательного процесса.

В течение. Года

Создание доступной, безопасной, вариативной, полифункциональной предметно – развивающей среды согласно ФГОС ДО.

В течение года

Помощь музыкальным руководителям в подготовке детей к утренникам, фестивалям, конкурсам.

По плану ДОУ

Подготовка детей к конкурсам – чтецов, творческим конкурсам,  литературному жанру

В течение года

Разработка сценариев и проведение мероприятий совместно с педагогами ДОУ: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.

В течение года

Консультации для родителей: групповые и индивидуальные: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Взаимодействие на всех уровнях», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Не навреди», «Что я знаю о своем ребенке», «Речевое дыхание: что это?», «Голосообразование», «Дикция или фикция», «Целевые ориентиры», «Единство требований в детском саду и семье: выработка стратегии», «Как сделать речь детей образной и выразительной»

В течение года

«Совместная картотека» - подбор, поиск, изготовление, создание дидактических игр, пособий, которые можно использовать как в детском саду, так и в домашних условиях. Формы работы: круглый стол, творческая мастерская, поиск в магазинах, в сети Интернет, совместные проекты.

В течение года

10

Семинары – практикумы, интегрированные занятия по развитию дыхания, голоса, интонации и моторики дошкольника

В течение года

Семинары - практикумы «Методы и приемы развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка»

По плану МО.

«Роль детской книги в речевом развитии ребенка» - создание книжек – малышек по теме недели совместно с детьми и их родителями. Выставка изготовленных книжек.

В течение года

«Профилактика дисграфии у детей 5-7 лет» - подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики

В течение года

Реализация проекта «Рука в руке» - педагогическая поддержка родителей детей с речевыми трудностями

В течение года

Подготовка и проведение ПМПК: обследование детей

Апрель

Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах.

В течение года

 Творческое сотрудничество с педагогами ДОУ.

В течение года

Методическая работа.

Пополнение методической копилки, обобщение и распространение практического опыта по теме.

Содержание работы

Сроки

1

Изучение новых программ и методических пособий по теме и смежным наукам и дисциплинам.

2022 год и далее.

2

Изучение нормативно-правовой документации по вопросам дошкольного воспитания: Закон РФ от 01.09.2013г. «Об образовании»; ПриказМинобразования РФ от 17.10 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования»; Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"; Примерная основная образовательная программа ДОУ  

Начало года, регулярно

3

Разработка и утверждение годового плана работы, рабочей программы учителя—логопеда на учебный год.

Сентябрь

4

Освоение методологической базы, методической литературы, ознакомление с доступными и проверенными интернет – ресурсами, обобщение имеющегося по проблеме опыта работы педагогов.

2022

5

Разработка программы коррекции на учебный год.

Начало года

6

Оформление стендов, групп, кабинета ширмами, памятками, буклетами: « Советы логопеда»

В течение года

7

Разработка сценариев совместных с педагогами ДОУ мероприятий: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.

В течение года

8

Подготовка консультационного материала для родителей на темы: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Взаимодействие на всех уровнях», «Рука в руке», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Не навреди», «Что я знаю о своем ребенке», «Речевое дыхание: что это?», «Голосообразование», «Дикция или фикция», «Целевые ориентиры», «Единство требований в детском саду и семье: выработка стратегии», «Как сделать речь детей образной и выразительной».

В течение года

9

«Совместная картотека» - создание картотеки и базы дидактических игр, пособий для использования в детском саду и дома.

2022 г.

10

Разработка методов и приемов развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка

2023 г.

11

«Роль детской книги в речевом развитии ребенка» - создание книжек – малышек по теме недели совместно с детьми и их родителями. Выставка изготовленных книжек.

В течение года

12

Разработка программы по профилактике дисграфии у детей 5-7 лет (подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики)

2022-2024 гг.

13

Оформление проекта «Рука в руке» - педагогическая поддержка родителей детей с речевыми трудностями

2023 г.

14

Подготовка и проведение ПМПК: разработка сценария выпуска детей, заполнение документации к ПМПК, отчет

Апрель

15

Самостоятельная разработка методических материалов различного уровня и характера.

В течение года

16

Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары, ТЦ Сфера,  

В течение года

17

Обучение, курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, самообразование по теме «Связная речь»

Постоянно

18

Систематизация и пополнение портфолио материалами по теме самообразования.

2022-2024 гг.

19

Участие в методическом активе МО учителей – логопедов: разработка рабочей программы, подбор тем заседаний МО учителей - логопедов

По плану ст. логопеда

План по самообразованию учителя-логопеда

Дорожинской Наталии Сергеевны.

на 2021-2022 учебный год

 

Индивидуальная тема самообразования:

«Развитие связной речи у дошкольников в процессе работы над пересказом и рассказом».

Время работы над темой: сентябрь 2021г – май 2022г

Источники самообразования:

  •  методическая литература,
  •  интернет ресурсы,
  •  обмен опытом на базе МБДОУ
  •  обмен опытом на МО логопедов

Результат работы:

  •  консультирование педагогов МДОАУ

Обоснование выбора темы:

Данная тема по самообразованию выбрана не случайно. Учить ребёнка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития устной речи детей в ДОУ. Она же является важнейшей и в логопедической работе с дошкольниками. При формировании связной речи происходит совершенствование всех сторон устной речи ребёнка. Всё это необходимо как для наиболее полного преодоления дефектов речевого развития детей, так и для подготовки дошкольников старшего возраста к предстоящему школьному обучению.

План работы

Задачи

Формы и методы реализации

Сроки

1.      

Планирование работы на учебный год

Определение темы самообразования.

Сентябрь

Разработка перспективного плана работы по изучаемой теме.

2.      

Изучение информации из различных источников по теме самообразования

Изучение методической литературы.

в  течение  года

Обзор информации в интернете.

Ознакомление с инновационными методиками по теме.

Изучение психолого-педагогических исследования проблемы обучения составлению рассказов и пересказов дошкольников.

3.      

Выявление особенностей нарушений при составлении рассказов и пересказов у старших дошкольников

Диагностирование связной речи детей подготовительных групп.

 

 

Октябрь

4.      

Осуществление коррекционного воздействия на дошкольников, посещающих логопедические занятия.

Внедрение современных образовательных технологий в коррекционный процесс по развитию связной речи дошкольников с целью исправления нарушений устной речи, формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации дошкольников.

в  течение  года

Совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса.

5.      

Обобщение педагогического опыта по теме

Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме.

в течение года

Оформление папок – передвижек для консультирования законных представителей дошкольников.

Написание отчета о проделанной работе.

Консультирование педагогов ДОУ по теме.

Публикация на сайте ДОУ.

Изучение методической литературы

Вопросы для изучения

Сроки

Литература

Формы отчетности

1

Программные требования к развитию связной речи дошкольников

август

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014

Консультирование воспитателей

 

2

Методика формирования связной монологической речи дошкольников

сентябрь

Глухов В. П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. Учеб. пособие по спецкурсу. – М.: Альфа,1996.

Жукова Н.С. и др. логопедия.

Консультирование воспитателей

 

Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998

3

Лингвистические и аспекты исследования проблемы составления рассказа и пересказа дошкольниками.

октябрь

Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1964.

 

Консультирование родителей

4

Направления коррекционной работы по обучению составления рассказа и пересказа дошкольниками.

ноябрь

Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд. испр. и доп. . – М.: Просвещение, 1982

Консультирование   воспитателей

 

Колодяжная Т.П. Маркарян И.А. Речевое развитие детей дошкольного возраста. – М.УЦ Перспектива, 2009

5

Образовательные технологии, используемые в обучении составления рассказа и пересказа дошкольниками.

декабрь

январь

Изучение интернет ресурсов.

 

Оформление папки «Дополнительный материал»

6

Методики формирования навыков составления описательных рассказов посредством наглядного моделирования

 

         февраль   март

Смышляева Т.Н. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников [Текст]/Т.Н. Смышляева, Е.Ю. Корчуганова // Логопед - 5 – С.28

Оформление папки «Метод наглядного моделирования»

 

Применение наглядного моделирования при формировании связных речевых высказываний у старших дошкольников с ОНР Пищикова О. В. -(http://festival.1september.ru)

Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР [Текст]/ Н. Малетина, Л Пономарева // Дошкольное воспитание. – 2004.- 6.

7

Содержание и методика обследования состояния связной речи дошкольников

 апрель

  май

Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования.: метод. Пособие.- М.: Айрис-пресс, 2005

Оформление папки «Обследования состояния устной речи дошкольников»

Обследования речи у детей. Под общей редакцией И. Т. Власенко, Г. В. Чиркиной. Составитель Т. П. Бессонова. Выпуск 2. Москва. 1996

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный план профессионального саморазвития по обучению дошкольников правилам дорожного движения 2016-2021 уч. г.

Образовательный план профессионального саморазвития по обучению дошкольников правилам дорожного движения 2016-2021 уч. г....

План Профессионального саморазвития на 2016-2017 учебный год

Тема по саморазвитию на 2016 – 2017 учебный год:«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста черездидактические игры»....

План профессионального саморазвития «Развитие математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО» на три года

Цель методической разработки: Повысить теоретический и практический уровень профессионального мастерства и компетентность по развитию математических представлений дошкольников в соответствии с ФГОС ДО...

План профессионального саморазвития Тема: «Психологическая готовность детей к школьному обучению»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 «Рябинушка» Планпрофессионального  саморазвитияТема:«Психологическая готовность детейк шк...

План Профессионального саморазвития на 2017-2020 учебный год

ПланПрофессионального саморазвитияна 2017-2020 учебный год...

План Профессионального саморазвития

Речевое поведение - это сложная совокупность умений и навыков, которые нуждаются в систематическом и целенаправленном формировании, закреплении и автоматизации, чтобы потом стать привычными....

Долгосрочный индивидуальный план профессионального саморазвития педагога

Эффективная программа профессионального развития - набор конкретизированных по времени действий с указанием ориентиров и, если это возможно, с четким количественным измерением качества достижения пост...