План профессионального саморазвития Тема: «Психологическая готовность детей к школьному обучению»
методическая разработка на тему
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №18 «Рябинушка»
План
профессионального саморазвития
Тема:
«Психологическая готовность детей
к школьному обучению»
Воспитатель:
Дмитриева Любовь Александровна
2017 – 2018 уч.год
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
( Венгер Л.А.)
Актуальность темы: Поступление в школу - это новый этап в жизни ребѐнка. Многие дети с трепетом и тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника. Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее Поступление в школу – серьѐзный этап в жизни каждого ребѐнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь. Если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то теперь такую роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность. Поэтому одной из главных задач дошкольного учреждения является подготовка детей к обучению в школе. Педагоги и родители видят, насколько год от года усложняются требования к уровню подготовленности детей к школьному обучению. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение.
В отечественной психологии проблемой готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению занимались: Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, Н. Г. Салмина, Е. Е. Кравцова, Н. В. Нижегородцева Г. А. Цукерман и др.
Мы живем в XXI веке и сейчас очень высокие требования жизни к психологическим особенностям детей дошкольного возраста.
Цель: влияние педагога на психологическое развитие дошкольника и подготовка детей к обучению в школе.
Проводя работу по самообразованию, я перед собой поставила следующие задачи:
1. Подготовка детей к школьному обучению через познавательный интерес и познавательную деятельность.
2. Совершенствовать работу по сотрудничеству педагога и семьи. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, через современные формы взаимодействия.
3. Рассмотреть основные ориентиры на этапе завершения дошкольного образования подготовки детей к школе в соответствии с ФГОС.
4. Повысить уровень собственных знаний по теме, а также повысить уровень психологической готовности к обучению детей в школе.
Основные ожидаемые результаты :
Для воспитателя: повысится собственный уровень знаний по данной теме.
Для детей: повысится уровень психологической готовности к обучению в школе. Сформируется позитивное отношение к обучению в школе. Повысится уровень развития познавательной активности.
Для родителей: Развитие педагогического сотрудничества в вопросе подготовки детей к школе. Знакомство с особенностями психического развития детей .
Формы и методы:
· Беседы
· Выставки рисунков
· Цикл сюжетно ролевых игр.
· Проведение выставок, экскурсий, походов …
План на 2017 -2018 учебный год
Этапы разработки | Сроки реализации | |
Работа с документацией. Изучение закона «Об образовании», ФГОС, других нормативных документов по теме. | В течении года | |
Планирование работы с детьми на новый учебный год. Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. | Сентябрь | |
Мониторинг познавательной деятельности детей старшей группы | Сентябрь | |
Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. | Октябрь | |
Подбор литературы по теме самообразования. | октябрь | |
Работа с личной библиотекой, интернетом. | В течении года | |
Изучение теории по теме: "Психолого-педагогическое сопровождение старших дошкольников при переходе на начальное обучение в школу в соответствии с ФГОС ДО" | ноябрь | |
Разработка серии картотек для детей старшей группы: - «Картотека подвижных игр»; - «Картотека игр по ФЭМП»; - «Картотека музыкально-дидактических игр». | В течение года | |
Размещение материалов по опыту на Интернет сайте социальных работников на nsportal.ru | В течение года | |
Участие в системе методической работы Обобщение педагогического опыта, выступление на педсовете | В течение года | |
Создание ППРС. Изготовление дидактического и раздаточного материала. | В течение года
| |
Работа с семьей, социумом | ||
Родительское собрание. «Индивидуализация ППРС в группе в соответствии с ФГОС». | сентябрь | |
Разработать для родителей наглядные и устные консультации для родителей. | Папка-передвижка «Скоро в школу» Консультации: «Нужно ли спешить с обучением детей», «Развитие мелкой моторики рук и ее роли в подготовке детей к школе» Рубрика «Как подготовить ребенка к школе» Консультация. «Подготовка детей в семье к школе» Папка-передвижка. «Подготовка детей в семье к школе» | В течение года
Ноябрь
декабрь |
Определение мотивационной готовности детей группы к обучению в школе. | Консультация «Мотивационная готовность детей к обучению в школе» | |
Изготовление буклетов | Игры и упражнения для детей дома", "Рекомендации родителям". | февраль |
Повторный мониторинг познавательной деятельности детей старшей группы | май | |
Подготовить материал к отчету о проделанной работе | Май |
Литература
1. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка [Текст] : сборник метод. материалов / М.Р. Битянова. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997 – 112 с.
2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] : учебное пособие / Н.И. Гуткина. –СПб.: Питер, 2009. – 208 с.
3. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей [Текст]: пособие по практической психологии / Т.Д. Марцинковская. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997 – 176 с.
4. Рогов Н. И. Настольная книга практического психолога, М. 1999 – кн. 1, 214 с.
Вывод: в результате проделанной работы у детей сформировалось положительное отношение к школе, учебной деятельности и самому себе.
Работа с родителями.
Вывод: в результате проделанной работы за первые полгода родители убедились, что общение их с детьми, с педагогами, помогает лучше почувствовать своего ребёнка, принять его индивидуальность. Использование различных форм и методов в общении с родителями дало возможность увидеть типичные проблемы отношения с детским садом и школой, моделировать воображаемые контакты с учителем и ребёнком в роли первоклассника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_podgotovka_k_shkole.docx | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №18 «Рябинушка»
План
профессионального саморазвития
Тема:
«Психологическая готовность детей
к школьному обучению»
Воспитатель:
Дмитриева Любовь Александровна
2017 – 2018 уч.год
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
( Венгер Л.А.)
Актуальность темы: Поступление в школу - это новый этап в жизни ребѐнка. Многие дети с трепетом и тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника. Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее Поступление в школу – серьѐзный этап в жизни каждого ребѐнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь. Если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то теперь такую роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность. Поэтому одной из главных задач дошкольного учреждения является подготовка детей к обучению в школе. Педагоги и родители видят, насколько год от года усложняются требования к уровню подготовленности детей к школьному обучению. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение.
В отечественной психологии проблемой готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению занимались: Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, Н. Г. Салмина, Е. Е. Кравцова, Н. В. Нижегородцева Г. А. Цукерман и др.
Мы живем в XXI веке и сейчас очень высокие требования жизни к психологическим особенностям детей дошкольного возраста.
Цель: влияние педагога на психологическое развитие дошкольника и подготовка детей к обучению в школе.
Проводя работу по самообразованию, я перед собой поставила следующие задачи:
- Подготовка детей к школьному обучению через познавательный интерес и познавательную деятельность.
- Совершенствовать работу по сотрудничеству педагога и семьи. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, через современные формы взаимодействия.
- Рассмотреть основные ориентиры на этапе завершения дошкольного образования подготовки детей к школе в соответствии с ФГОС.
- Повысить уровень собственных знаний по теме, а также повысить уровень психологической готовности к обучению детей в школе.
Основные ожидаемые результаты :
Для воспитателя: повысится собственный уровень знаний по данной теме.
Для детей: повысится уровень психологической готовности к обучению в школе. Сформируется позитивное отношение к обучению в школе. Повысится уровень развития познавательной активности.
Для родителей: Развитие педагогического сотрудничества в вопросе подготовки детей к школе. Знакомство с особенностями психического развития детей .
Формы и методы:
- Беседы
- Выставки рисунков
- Цикл сюжетно ролевых игр.
- Проведение выставок, экскурсий, походов …
План на 2017 -2018 учебный год
Этапы разработки | Сроки реализации | |
Работа с документацией. Изучение закона «Об образовании», ФГОС, других нормативных документов по теме. | В течении года | |
Планирование работы с детьми на новый учебный год. Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. | Сентябрь | |
Мониторинг познавательной деятельности детей старшей группы | Сентябрь | |
Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. | Октябрь | |
Подбор литературы по теме самообразования. | октябрь | |
Работа с личной библиотекой, интернетом. | В течении года | |
Изучение теории по теме: "Психолого-педагогическое сопровождение старших дошкольников при переходе на начальное обучение в школу в соответствии с ФГОС ДО" | ноябрь | |
Разработка серии картотек для детей старшей группы: - «Картотека подвижных игр»; - «Картотека игр по ФЭМП»; - «Картотека музыкально-дидактических игр». | В течение года | |
Размещение материалов по опыту на Интернет сайте социальных работников на nsportal.ru | В течение года | |
Участие в системе методической работы Обобщение педагогического опыта, выступление на педсовете | В течение года | |
Создание ППРС. Изготовление дидактического и раздаточного материала. | В течение года | |
Работа с семьей, социумом | ||
Родительское собрание. «Индивидуализация ППРС в группе в соответствии с ФГОС». | сентябрь | |
Разработать для родителей наглядные и устные консультации для родителей. | Папка-передвижка «Скоро в школу» Консультации: «Нужно ли спешить с обучением детей», «Развитие мелкой моторики рук и ее роли в подготовке детей к школе» Рубрика «Как подготовить ребенка к школе» Консультация. «Подготовка детей в семье к школе» Папка-передвижка. «Подготовка детей в семье к школе» | В течение года Ноябрь декабрь |
Определение мотивационной готовности детей группы к обучению в школе. | Консультация «Мотивационная готовность детей к обучению в школе» | |
Изготовление буклетов | Игры и упражнения для детей дома", "Рекомендации родителям". | февраль |
Повторный мониторинг познавательной деятельности детей старшей группы | май | |
Подготовить материал к отчету о проделанной работе | Май |
Литература
- Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка [Текст] : сборник метод. материалов / М.Р. Битянова. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997 – 112 с.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] : учебное пособие / Н.И. Гуткина. –СПб.: Питер, 2009. – 208 с.
- Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей [Текст]: пособие по практической психологии / Т.Д. Марцинковская. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997 – 176 с.
- Рогов Н. И. Настольная книга практического психолога, М. 1999 – кн. 1, 214 с.
Вывод: в результате проделанной работы у детей сформировалось положительное отношение к школе, учебной деятельности и самому себе.
Работа с родителями.
Вывод: в результате проделанной работы за первые полгода родители убедились, что общение их с детьми, с педагогами, помогает лучше почувствовать своего ребёнка, принять его индивидуальность. Использование различных форм и методов в общении с родителями дало возможность увидеть типичные проблемы отношения с детским садом и школой, моделировать воображаемые контакты с учителем и ребёнком в роли первоклассника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекция для педагогов на тему: "Психологическая готовность детей к школьному обучению"
Лекция в интересной форме даёт полный ответ на вопрос "Что такое психолгическая готвность к школьному обучению?" Материал можно использовать для просветительской работы с педагогами и родителями....
Сообщение (на родительском собрании) на тему: «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
Сообщение(на родительском собрании)на тему:«Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»...
Индивидуальный план по повышению профессионального уровня на 2018-2022 учебный год тема: «Психологическая готовность детей к школьному обучению».
повышение профессионального уровня педагога-психолога ДОУ...
Родительское собрание. Тема: Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению
В конспекте дано определение психологической готовности к обучению в школе, раскрыты основные составляющие, затронута тема родительких установок....
План профессионального саморазвития Тема: «Психологическая готовность детей к школьному обучению»
Планпрофессионального саморазвитияТема: «Психологическая готовность детей к школьному обучению»Актуальность темы: Поступление в школу - это новый этап в жизни ребѐнка...
«Психологическая готовность детей к школьному обучению. Внимание! Дети. Здоровье ребенка в наших руках»
Протокол родительского собрания...
Родительское собрание Тема: «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
Цель: Обратить внимание родителей на психологическую готовность ребенка к обучению в школе....