План Профессионального саморазвития на 2017-2020 учебный год
методическая разработка (младшая группа) на тему
План
Профессионального саморазвития
на 2017-2020 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya.docx | 37.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №16»
План
Профессионального саморазвития
на 2017-2020 учебный год
Разработал: воспитатель
МБДОУ «Детский сад №16»
Шандина Н.В.
г.Богородск, 2017 год.
Ф. И. О. Шандина Надежда Владимировна
Должность: воспитатель
Квалификационная категория: I
Стаж педагогической работы: 20 лет
План самообразования составлен на 3 года (2017-2020)
Возраст детей: от 1.5 до 3 лет
Тема: « Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не усваивают программу.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др.
Тема по саморазвитию на 2017 – 2018 учебный год:
«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через
дидактические игры».
Цель: Совершенствование профессионального мастерства. Обеспечение освоение детьми образовательных технологий. Закрепление раннее полученных знаний и умений.
Задачи:
- Изучение учебной и научно-методической литературы.
- Определение содержание работы с детьми с использованием инновационных форм организации работы.
- Создание условий для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
- Внедрение наиболее эффективных форм работы с детьми по изучаемой проблеме.
- Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста
- Обобщение и систематизация работы по распространению своего опыта.
| |||
Сроки | Изученный материал | Форма | Практические выходы |
Сентябрь | Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб.: КОРОНА-ВекГод: 2007 Ткаченко М.А. развиваем мелкую моторику. - М.: ЭКСМО, 2007. | Изучение собственных возможностей и потребностей | Анкетирование, самоанализ Отбор необходимой литературы |
Октябрь | Османова Г.А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: КАРО :2008 | Изучение программно -методического обеспечения, психолого- педагогических исследований по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста через художественную литературу. | Консультация для воспитателей «Формирование развития мелкой моторики у детей раннего возраста через художественную литературу» Консультации для родителей: «Игры на развитие мелкой моторики рук» |
Ноябрь | Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. | Изучение методической литературы и периодической печати | Папка-передвижка «Прищепки и шнуровки» |
Декабрь | Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка» | Изучение инновационных форм работы с детьми | Картотека игр с массажными мячиками; Д/И «Веселые упражнения с карандашами», Д\И «Массажный мячик» и др. |
Январь | Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. | Изучение методической литературы и периодической печати | Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками» Настольная игра «Мозаика». |
Февраль | Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. Интернет – ресурсы. | Обобщение опыта на уровне ДОУ Изучение новых форм работы с родителями | Методические рекомендации для педагогов. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры» Анкета «Играете ли вы с детьми дома пальчиковыми играми» Папа-передвижка «Играем пальчиками» |
Март | Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. | Обобщение опыта работы на уровне ДОУ Апробация форм работы с родителями | Семинар – практикум для педагогов на тему: «Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста», «Пальчиковые шаги» Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики дошкольников развитие и совершенствование движения кистей и пальцев рук. |
Апрель | Османова Г.А.: Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику | Обобщение педагогического опыта на уровне ДОУ Апробация форм работы с родителями Апробация форм работы с детьми | Выставка для родителей и педагогов дидактических игр и пособий на развитие мелкой моторики дошкольников Практикум для родителей: «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста»; Сказка «Ёжик» (упражнение с шариком массажёром) Д/И «Чудесный мешочек» определи игрушки на ощупь Заучивание пальчиковых игр: «Большая стирка», «Рыбка» |
Май | Елена Косинова: Уроки логопеда. Игры для развития речи Эксмо, 2011 г. | Подведение итогов проделанной работы | Создание методической разработки на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры». |
Тема по саморазвитию на 2018 – 2019 учебный год:
«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через
пальчиковые игры».
Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Задачи:
- Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.
- Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр.
- Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.
- Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
- Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- Улучшить общую двигательную активность;
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
2018-2019 год
Сроки | Форма работы | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь | - Изучение методической литературы по теме «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через пальчиковые игры » | 1. Анищенко Е. С. "Пальчиковая гимнастика для развития речи", 2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. 3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. В течение года | -Анкетирование, самоанализ
- Отбор необходимой литературы |
Октябрь | - Разработка программно-методического обеспечения пед процесса. - Участие в методической работе ДОУ | - Ознакомление с опытом работы в социальной сети работников образования(nsportal.ru) | - Картотека пальчиковых игр для детей раннего дошкольного возраста. - Пальчиковая игра «Теремок» |
Ноябрь | - Изучение нормативно-правовой, научной и методической литературы по созданию развивающей предметно-пространственной среды. ФГОС дошкольного образования от 17.10. 2013г. №1155. Программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. - Апробация форм работы с родителями по развитию речи | - Повышение педагогической компетенции. - Повышение педагогической компетенции родителей по вопросам развития речи | - Создание предметно-развивающей среды в группе - Консультация для родителей « Игры на развитие мелкой моторики рук » |
Декабрь | - Изучение методической литературы по теме «Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» | 1. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 211с. 2. Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008. – 320 с. | - Изготовление дидактических игр «Кто что ест», «Сухой бассейн» - Оформление картотеки пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста. |
Январь | - Апробация форм работы с родителями по развитию мелкой моторики через пальчиковые игры | Повышение педагогической компетенции родителей по вопросам развитию мелкой моторики через пальчиковые игры. | Мастер-класс «Развитие мелкой моторики в домашних условиях» Оформление картотеки дидактических игр. |
Февраль | - Разработка программно-методического обеспечения пед. процесса. - Апробация форм работы с родителями по развитию речи | - Подбор упражнений для пальчиковых игр. - Повышение педагогической компетенции родителей по вопросам развития речи. | Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников. Пополнение картотеки дидактических игр. |
Март | Подбор литературы для родителей. | 1. Тимофеева Е. Ю. Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. – 32 с. 2. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: «Эксмо», 2006. – 25 с. | Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы» Памятка для родителей: «Наши пальчиковые игры» |
Апрель | Участие в методической работе ДОУ | Повышение профессионального уровня. | Семинар-практикум для педагогов по развитию мелкой моторики через пальчиковые игрыдетей раннего возраста. |
Май | Обобщение опыта | Публикация на сайте | Совместное с родителями развлечение «В гостях у сказки» |
Тема по саморазвитию на 2019 – 2020 учебный год:
«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через
нетрадиционные техники рисования».
Цель: формирование у детей младшего дошкольного возраста художественно творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала
Задачи: Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Формирование трудолюбия и желания добиваться успеха собственным трудом.
Сроки | Форма работы | Содержание работы | Практический выход |
сентябрь | Изучение ФГОС Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» | Повышение профессионального уровня. | Д/и «На что похожи наши ладошки?», «Собери букет», «Разноцветные шары» |
октябрь | Поиск необходимой литературы. Апробация новых форм работы с детьми | Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное воспитание. – 2010. - №18 4.Е.Черенкова Развивающие игры с пальчиками. – М.2010. 5. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml | Рисование на тему «Дождик, дождик пуще», «Листья желтые летят» Участие в конкурсе «Золотая осень» |
ноябрь | Знакомство детей с техникой рисования ладошкой. | Подарок ко дню матери «Букет для мамы» | Оформление папки передвижки ко дню матери. Оформление стенгазеты на тему «Здоровый образ жизни» |
декабрь | Составление презентации «Домашние птицы» Знакомство детей с техникой рисование пальцем. | Рисование пальцем «Раскрась хвост петушку», «Украсим елочку шарами». | Участие в проекте «Покормите птиц зимой», участие в конкурсе «Лучшая новогодняя игрушка» |
январь | Апробация новых форм работы с детьми | «Развивающие игры с пальчиками» Е.Черенкова | Рисование на тему «Вот зима кругом», «Снег идет» «Бусы для Кати» |
февраль | Знакомство детей с техникой печатания карандашом | Рисование подарка папам по тематике: «День защитника отечества» «Галстук для папы» | Подарок папам на день защитника отечества |
март | Знакомство детей с рисованием ватными палочками | Обыгрывание сюжетов: «Угостим маму пирогами», выполнение подарка маме ко дню 8 марта «Цветок в вазе» | Подарки мамам на 8 марта |
апрель | Составление презентации на тему «Космос» | Коллективная работа, посвященная дню космонавтики «На ракете мы летим, все изведать мы хотим» | Оформление папки передвижки ко дню космонавтики. Участие родителей в проекте «Полет в космос» |
май | Оформление выставки «Наши ладошки» | Коллективная работа «Тюльпаны расцвели» | Консультация для родителей: «Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребенка» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный план профессионального саморазвития по обучению дошкольников правилам дорожного движения 2016-2021 уч. г.
Образовательный план профессионального саморазвития по обучению дошкольников правилам дорожного движения 2016-2021 уч. г....
План Профессионального саморазвития на 2016-2017 учебный год
Тема по саморазвитию на 2016 – 2017 учебный год:«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста черездидактические игры»....
План профессионального саморазвития «Развитие математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО» на три года
Цель методической разработки: Повысить теоретический и практический уровень профессионального мастерства и компетентность по развитию математических представлений дошкольников в соответствии с ФГОС ДО...
План профессионального саморазвития Тема: «Психологическая готовность детей к школьному обучению»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 «Рябинушка» Планпрофессионального саморазвитияТема:«Психологическая готовность детейк шк...
План работы по самообразованию 2017-2020 учебный год
ТЕМА: «Познавательное развитие детей раннего возраста посредством опытов и экспериментов»ЦЕЛЬ:Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросу «детское эксперим...
Индивидуальный план самообразования на межаттестационный период по повышению профессионального уровня на 2017 – 2020 годы
Индивидуальный план самообразования на межаттестационный период...
Индивидуальный план профессионального саморазвития педагога на 2023-2025 учебный год.
Индивидуальный план профессионального саморазвития педагога....