Дополнительная общеразвивающая программа "Малышок"
рабочая программа (младшая группа) на тему
Дополнительная общеразвивающая программа "Малышок" Для младшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malyshok_no1.doc | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«МАЛЫШОК»
Направленность программы: физкультурно-музыкальная
Уровень программы: вводный
Возраст детей: 3-4 года
Срок реализации программы - 1 год
Авторы - составители программы:
педагоги дополнительного образования
Д.М. Дадабаева, Н.В. Мартынова
Москва
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное,
что есть в жизни - это свободное движение под музыку
И научиться этому можно у ребенка…
А.И. Буренина
Направленность:
Дополнительная общеразвивающая программа «Малышок» реализуется в соответствии с физкультурно - музыкальной направленностью дополнительного образования, в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013 №1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП».
Основная направленность программы «Малышок» - это целостное развитие личности ребенка в физкультурно - музыкальной деятельности, раскрытие его творческого потенциала, приобщение к здоровому образу жизни, музыкальному искусству. Способствует психологическому раскрепощению ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного инструмента.
Музыкально - ритмические движения основаны на движениях под музыку, развивающие музыкальный слух и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Работая по программе «Малышок » мы способствуем развитию музыкальности, двигательных качеств и умений, творческих способностей детей, потребности самовыражения в движении под музыку.
Уровень программы:
Уровень освоения программы в соответствии с Приказом ДОгМ от 17.12.2014г. №922 – вводный;
возраст детей 3-4 года;
срок освоения программы – 1 год ;
время обучения – 1 час в неделю.
Актуальность программы:
В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Мы живём во времена бурного развития массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеров, сотовой связи и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья.
Данная программа направлена на физическое и эстетическое развитие детей и вводит их в мир танцевального искусства: искусства владения своим телом, которое способствует формированию здорового образа жизни.
У детей укрепляется здоровье, укрепляются мышцы, улучшается работа органов дыхания, кровообращения, а также в процессе занятий дети избавляются от стеснительности, зажатости и комплексов.
Программа составлена с учетом межпредметных связей по областям: «Физическая культура», «Музыка», «Здоровье». Двигательная активность вызывает у ребенка радостные эмоции, которые существенно влияют на его физическое, психическое и социальное развитие.
Педагогическая целесообразность:
И. М. Сеченов писал: «Не умеешь двигаться – не умеешь познавать мир, знания такой души перекошены на один бок». Опираясь на вышесказанные слова, можно с уверенностью считать, что музыкально - ритмические движения (физкультурные упражнения, танцевальные движения, музыкально-подвижные игры и т. д.) автоматически становятся приоритетным видом деятельности в развитии дошкольников. Дошкольный возраст является основным периодом в организации процесса обучения музыкально – ритмическим движениям. Именно в этом возрасте необходимо воспитывать в детях «мышечные чувства», которые в свою очередь способствуют успешной работе мозга. Обучение музыкально – ритмическим движениям, является универсальным средством развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения.
Регулярные занятия способствуют гармоничному развитию тела, развитию физических качеств: выносливости, координации, силы, быстроты, гибкости; формируют правильную осанку, также способствуют интеллектуальному и духовному развитию.
Принципы обучения:
1. Дидактики - от простого к сложному.
2.Систематичности.
3.Комплексная реализация целей: развивающая, воспитывающая. 4.Коммуникативной направленности.
5. Наглядности;
6. Повторности;
7. Самостоятельности;
8. Сотрудничества;
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения музыкально – ритмическим движениям, овладение детьми элементарными двигательными навыками и умениями, развития координационных способностей.
Отличительные особенности программы:
- заключаются в том, что в ней интегрированы такие разделы, как
игроритмика, игрогимнастика, танцевально-ритмическая гимнастика, игропластика, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, музыкально - подвижные игры, креативная гимнастика;
- в процессе непосредственно образовательной деятельности используются различные виды музыкально – ритмической деятельности: образно – игровые композиции, включающие имитационные, пантомимические движения, танцевальные композиции и сюжетные танцы.
Цель программы: целостное развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Задачи программы:
1. Обучающие задачи
- развивать двигательные качества и умения: координацию движений, гибкость и пластичность, умение ориентироваться в пространстве;
- обогатить двигательный опыт разнообразными видами движений;
- развивать чувство ритма – способность выражать в движении ритмическую пульсацию мелодии; слухового внимания – умение начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом музыки; способность менять темп и характер движения в соответствии с изменением темпа и характера звучания;
- развивать музыкальный слух: звуковысотный, динамический, ладовый;
- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, образно-игровых движений.
2. Воспитательные задачи
- воспитывать самостоятельность и инициативу.
- воспитывать потребность двигаться под музыку.
- воспитывать желание ходить на занятия.
- воспитывать желание быть активными на занятиях
- воспитывать умение понимать образно – игровые композиции
- воспитывать доверительные отношения взрослых и детей
3. Развивающие задачи
Развитие музыкальности:
- развивать способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
- развивать музыкальную память.
Развитие двигательных качеств и умений:
- развивать ловкость, точность, координацию движений;
- развивать гибкость и пластичность;
- формировать правильную осанку, красивую походку;
- развивать умения ориентироваться в пространстве;
- обогащать двигательный опыт разнообразными видами движений;
- развивать творческие способности, потребность самовыражения в движении под музыку:
- развивать творческое воображение и фантазию;
- развивать способность к импровизации в движении.
4. Оздоровительные:
- формировать правильную осанку;
- содействовать профилактике плоскостопия.
Организация образовательного процесса
Возраст детей 3 - 4 года.
Количество детей в группе 10 - 15человек.
Форма занятия – групповая.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 30 минут.
Режим занятий в процессе реализации программы:
Год обучения | Возраст для зачисления | Кол-во занятий в неделю | Кол-во учебных часов в неделю | |
1 год | 3-4 | 2 | 1 час |
Планируемые результаты освоения программы.
В результате изучения курса дошкольник будет знать:
- средства музыкальной выразительности (темп: быстрый, медленный; способы исполнения);
- простейших элементах народных плясок (поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой и другой, топающий шаг);
- ходьба – бодрая, спокойная, на носках, на пятках, приставным шагом, с движениями рук;
- бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички» и т.д.).
Будет уметь:
- самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары;
- начинать и заканчивать движения вместе с музыкой;
- выполнять простейшие танцевальные движения;
- выражать свои эмоции – радость, грусть, страх например: «Зайчик испугался», «Мишка радуется» и т.д.;
Получит навыки:
- координации движений;
- ходьбы с правильным положением корпуса;
Построение занятий.
Структура проведения занятий состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Деление на части относительно. Каждое занятие – это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.
Подготовительная часть Задачи этой части подготовить организм ребенка к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание. Подготовительная часть начинается со строевых упражнений с использованием элементов игроритмики, музыкально-подвижные игры малой интенсивности, игры на внимание, танцевальные шаги, пальчиковая гимнастика.
Основная часть Основные задачи – формирование двигательных умений и навыков, идет основная работа над развитием двигательных способностей: гибкости, мышечной силы, быстроты движений, ловкости, выносливости. Дается большой объем знаний, достигается оптимальный уровень физической нагрузки. В эту часть входят элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, танцевальные композиции, игропластика, креативная гимнастика, подвижные игры.
Заключительная часть Используются упражнения на расслабление мышц, игровой самомассаж, подвижные игры с малой интенсивности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего часов | Количество часов | Формы контроля | |||
Теория | Практика | ||||||
1. | Техника безопасности | 0,5 | 0,5 | ||||
2. | Игры-путешествия | 2 | 2 | ||||
3. | Игроритмика (специальные упражнения для согласования движений с музыкой) | 1,5 | 1,5 | Наблюдения за детьми, в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий. | |||
4. | Игрогимнастика (строевые упражнения, общеразвивающие упражнения, упражнения на расслабление мышц, дыхательные упражнения). | 8 | 8 | Выполнения специально подобранных заданий. | |||
5. | Танцевально-ритмическая гимнастика (танцевальные движения, танцевальные композиции). | 14 | 14 | Наблюдения за детьми, в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий. Участие в открытых мероприятиях. | |||
6. | Игропластика | 1 | 1 | Наблюдение за детьми в процессе занятий. | |||
7. | Пальчиковая гимнастика | 1 | 1 | Наблюдение за детьми в процессе занятий. | |||
8. | Игровой самомассаж | 1 | 1 | Наблюдение за детьми в процессе занятий. | |||
9. | Музыкально-подвижные игры | 2,5 | 2,5 | Наблюдение за детьми в процессе занятий. | |||
10. | Креативная гимнастика | 1 | 1 | Наблюдение за детьми в процессе занятий. | |||
Всего: | 32,5 | 0,5 | 32 |
Содержание учебного плана
Название темы | Вид учебного занятия, количество часов | Содержание | Дидактические игры и упражнения |
Тема 1 Вводное занятие, техника безопасности | Теория 0,5ч | Познакомить детей с требованиями по технике безопасности для того, чтобы образовательный процесс был бы безопасным и безвредным для здоровья. Дети должны заниматься в чистой, опрятной спортивной одежде, позволяющей свободно выполнять различные двигательные действия. На первом занятии познакомить детей с правилами технике безопасности. При возникновении чрезвычайных ситуациях занимающиеся должны выполнять все указания педагога. Во время проведения занятий: дети должны выполнять все требования и команды педагога, запрещается самостоятельно выполнять различные физические действия, выходить из спортивного зала без указания педагога. | |
Тема №2 Игры-путешествия (или сюжетные занятия) | Практика 2ч | Сюжетные занятия: «Осенний лес», «Путешествие в зимнюю сказку», «Веселая детвора», «В гостях у Дюймовочки» | ходьба: бодрая, спокойная, на носках, на пятках, вперед и назад спиной, высокий шаг в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках; бег – легкий, широкий (волк), острый; прыжки с продвижением вперед, прямой галоп, поскоки |
Тема №3 Игроритмика | Практика 1,5ч | Хлопки и удары ногой на каждый счет и через счет; только на 1-ый счет; выполнение движений руками в различном темпе; различие динамики звука «громко-тихо». | «Хлопушки»,«То-потушки»,«Лошадки бьют копытом»,«Ловим комаров», «Пушистые снежинки» |
Тема №4 Игрогимнастика | Практика 8ч | Построение в шеренгу и в колонну; перестроение в круг; бег по кругу и по ориентирам «змейкой»; перестроение из одной шеренги в несколько; дыхание с задержкой; грудное дыхание; брюшное дыхание; смешанное дыхание; | «Солдаты», «Матрешки на полке», «Звери в клетках», «Хоровод», «Хитрая лиса», «У каждого свой домик», «Поздороваемся» «Поменяемся местами». «Ветер»; «Воздушный шар»; «Насос»; «Подышите одной ноздрей»; «Паровоз»; «Гуси шипят»; «Волны шипят»; «Ныряние»; «Подуем»; |
Тема №5 Танцевально-ритмическая гимнастика | Практика 14ч | танцевальные движения общеразвивающие упражнения образно-танцевальные композиции (из ранее разученных движений). | выставление ноги на носок, пятку в разных направлениях; «Мой веселый, звонкий мяч», «Разноцветные обручи», «Мухоморы» «Маленькая страна» (композиция с платочками) «Лучики» (упражнения с ленточками) «Цыганочка», «Салют». |
Тема 6 Игропластика | Практика 1ч | Группировка в положении лежа и сидя; перекаты вперед-назад; сидя ноги врозь широко; упражнения для развития мышечной силы и гибкости в образных и игровых двигательных действиях. | «Камушки», «Кочки», «Улитка», «Побежали пальчики», «Яблочко», «Бревнышко», «Бабочка». «Верблюд», «Корзинка», «Змеи», «Пантеры», «Рыбка», «Бегемоты». «Паучки» «Обезьянки» |
Тема 7 Пальчиковая гимнастика | Практика 1ч | Упражнения для развития: ручной умелости; мелкой моторики; координации движений рук; | Мальчик с пальчик» «В гости к пальчику» «Наша семья» «Будем пальчики считать» «Мыртышки»; «Бабушка кисель варила»; «Жук»; «Паучок»; «Чашка»; «Червячок» |
Тема 8 Игровой самомассаж | Практика 1ч | Поглаживание рук и ног в образно-игровой форме; поглаживание отдельных частей тела в определённом порядке в образно-игровой форме;
| «Лепим лицо»; «Упругий живот»; «Ушки»; «Ладошки»; «Красивые руки»; «Быстрые ноги»; |
Тема 9 Музыкально-подвижные игры | Практика 2,5ч | Игры на определение динамики музыкального произведения; игры для развития ритма и музыкального слуха; подвижные игры; игры-превращения;
| «Карлики и великаны», «Круг, колонна, шеренга», «Автомобили», «Воробьи и журавли», «Поздороваемся», «Собачка в конуре», «Ракета»; «Соседи»; «Шапочка». |
Тема 10 Креативная гимнастика | Практика 1ч | упражнения, направленные на развитие выдумки; воображения творческой инициативы. | «Море волнуется раз»; «Зеркало»; «Угадай кто я»; «Раз, два, три замри», «Ледяные фигуры» «Я танцую» |
Формы контроля и оценочные материалы
Диагностические мероприятия по контролю результатов усвоения программы позволяют проанализировать успехи дошкольников на каждом этапе обучения. Предусматривается проведение стартового и итогового мониторинга обучаемости воспитанников. Педагогический анализ освоения программы проводится 2 раза в год методом наблюдения за детьми, в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.
Уровень освоения программы:
Высокий уровень – Ребенок полностью самостоятелен в выполнении заданий. Движения выполняет четко, уверенно использует свой двигательный арсенал в такт музыки.
Средний уровень- Ребенок не полностью самостоятелен в выполнении заданий, справляется с заданием с помощью взрослого.
Низкий уровень- Ребенок не уверен в себе, не справляется с заданием.
Для контроля знаний детей и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия:
- проведение открытых занятий;
- участие в конкурсах, концертах.
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Материально-технические:
- музыкальный центр;
- синтезатор;
- аудио материал (флешки, диски);
- листочки по кол-ву детей в группе;
- ленты разных цветов по 2 на ребенка;
- платочки разных цветов;
- мячи разных размеров по кол-ву детей в группе;
- гимнастические палки;
- скакалки;
- обручи;
- ребристые доски;
- канаты, веревочки;
- воротики;
- колечки;
- гимнастические скамейки.
Предлагаемый материал дает возможность проводить занятия в интересной, увлекательной форме.
Список литературы:
1.А.И. Буренина «Ритмическая мозаика» Программа по ритмической пластике для детей. Санкт Петербург ЛОИРО 2000г.
2. Т.Ф. Коренева «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного возраста» в 2-х книгах. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос» 2001 год.
3. Т.И. Суворова «Танцуй малыш» в двух книгах Санкт Петербург издательство «Музыкальная палитра».
4. Т.И. Суворова «Танцевальная ритмика для детей» в пяти книгах Санкт Петербург издательство «Музыкальная палитра» 2004-2007 годы.
5. Т.И. Суворова «Танцевальная ритмика. Новогодний репертуар» Санкт Петербург издательство «Музыкальная палитра» 2009 год.
6. Т.И. Суворова «Спортивные олимпийские танцы» в двух книгах Санкт Петербург издательство «Музыкальная палитра» 2008г.
7. Ж.Е. Фирилева, Е.Т. Сайкина «Са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей Санкт Петербург издательство «Детство - пресс» 2010 г
8. Н.И.Бочкарева Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии. Учебно-методическое пособие; 1998 – 63
9. Хореография. Сборник образовательных технологий (в помощь педагогу дополнительного образования). Кемерово, 2002.
10. Е.А. Алябьева Нескучная гимнастика. ООО «ТЦ Сфера» 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Дополнительные услуги дополнительного образования для дошкольников
Сегодня образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, но его разносторонним развитием как личности, системе ценностей, способностей к активной социальной адаптаци...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...
- Мне нравится (1)