Дополнительная общеобразовательная программа
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 7 «Жар-птица»
Дополнительная общеобразовательная программа
Обучению шахматной игре детей 5-7 лет
«Юный шахматист»
(срок освоения – 2 года)
г. Нижневартовск
Содержание:
1.Пояснительная записка
- Цели и задачи программы
- Планируемые результаты освоения программы
- Тематическое планирование
- Материально-техническое обеспечение
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Заказчик программы |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Жар-птица»
|
Нормативноправовые основы разработки программы |
(ред. От 05.07.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013);
программа дошкольного образования «От рождения до школы»;
и утверждена комитетом по спорту РФ (рецензенты: мастер спорта по шахматам Ю.М. Котков, тренер-общественник А.П. Шкуматова). |
Сроки реализации
|
2 года |
Цели
|
шахматного кодекса;
|
Задачи | 1.Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом. 2.Научить ориентироваться на шахматной доске. 3.Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ. 4.Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами. 5.Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат. 6.Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход. 7.Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур. 8.Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур. 9.Сформировать умение записывать шахматную партию. 10.Сформировать умение проводить элементарные комбинации. 11.Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. |
Ожидаемые результаты
| К концу первого года обучения дети должны знать:
К концу первого учебного года дети должны уметь:
|
К концу второго года обучения дети должны знать
К концу второго года дети должны уметь:
| |
Объект программы |
Воспитанники старшего и подготовительного дошкольного возраста |
Разработчик программы | Шаймарданова Айгуль Филарисовна, воспитатель |
«Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления»
В.А.Сухомлинский
Пояснительная записка
Программа «Юный шахматист» по обучению детей старшего и подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы разработана на основе программы В.Г. Гришина «Малыши играют в шахматы». Одобрена и утверждена комитетом по спорту РФ (рецензенты: мастер спорта по шахматам Ю.М. Котков, тренеробщественник А.П. Шкуматова). Настоящая программа разработана для работы с начинающими шахматистами дошкольного возраста, не обладающими начальными навыками шахматной игры.
Программа кружка «Юный шахматист» рассчитана на два года обучения. Занятия проводятся по подгруппам с детьми старшей и подготовительной группой, 1 раз в неделю продолжительностью 30 мин.
Каждая подгруппа включает до 12 детей.
На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками.
Занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к шахматам. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию способности действовать в уме.
Программа направлена на развитие творческих способностей каждого юного шахматиста, совершенствование его шахматных умений при изучении теории шахматной игры.
Цели программы:
- Обучить правилам игры в шахматы.
- Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
- Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.
Задачи программы:
- Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
- Научить ориентироваться на шахматной доске.
- Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
- Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
- Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
- Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
- Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
- Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
- Сформировать умение записывать шахматную партию.
- Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
- Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Планируемые результаты:
К концу первого года обучения дети должны знать:
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
К концу первого учебного года дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
К концу второго года обучения дети должны знать:
- правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу второго года дети должны уметь:
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах;
- ставить мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
Итоги реализации дополнительной образовательной программы подводятся в форме игровых соревнований в дошкольном учреждении, участие в городских конкурсах.
Перспективный план шахматного кружка для детей старшего дошкольного возраста
(с 5 до 6 лет)
Сентябрь
неделя 1
Цель:
- Познакомить детей с историей возникновения шахмат.
- Пробудить интерес к шахматной игре.
Неделя 2 Цель:
- Познакомить детей с шахматной доской.
- Закрепить знания квадрата и количественного счета в пределах 8.
- Развивать интерес к занятиям шахматами.
Неделя 3 Цель:
- Рисование шахматной доски в тетради в клетку, чтобы угловая клеточка слева была белая.
- Учить штриховать косыми линиями черные поля.
- Развивать мелкую моторику руки.
Неделя 4 Цель:
- Сравнить косые и прямые линии: каждая прямая линия состоит из 8-ми полей, у косых – от 2-х до 8-и полей.
- Развивать внимание.
Октябрь
Неделя 1 Цель:
- Познакомить детей с горизонтальными линиями и их обозначением.
- Закрепить цифры от 1 до 8.
- Развивать память, речь.
Неделя 2 Цель:
- Познакомить детей с вертикальными линиями и их буквенным обозначением.
- Упражнять детей в произношении латинских букв: А (а), В (бэ), С (цэ), D (дэ), Е (е), F (эф), G (жэ), Н (аш).
Неделя 3
Цель:
- Учить правильно показывать вертикальные, горизонтальные, диагональные линии.
- Нарисовать их на шахматной доске карандашами разных цветов.
- Закрепить их обозначение.
Неделя 4
«Шахматная эстафета»
Цель:
- Учить детей хорошо ориентироваться на шахматной доске, используя игры: «Разложи на доске», «Составь доску», «Шахматное лото», «Пройди и назови поле».
- Развивать внимание, память.
ноябрь
неделя 1 Цель:
- Познакомить детей с пешкой – она не является фигурой.
- Объяснить, что белые пешки располагаются на 2-ой горизонтали, а черные – на 7-ой.
- Прививать интерес к шахматам.
Неделя 2 Цель:
- Продолжать знакомить детей с пешками, на каких полях они стоят, называть их.
- Игра «Кто в домике живет» (см. приложение № 1).
- Объяснить, как ходит пешка. (Идет прямо, с исходной позиции может перейти на 2 поля вперед).
- Воспитывать терпеливость.
Неделя 3
«Пешечная эстафета»
Цель:
- Учить детей расставлять пешки на скорость, называя вслух поля.
- Игра «Кто вперед» (выигрывает тот, кто скорее достигнет 8-ой горизонтали (белые) или 1-ой (черные пехотинцы)).
- Развивать мышление, внимание.
Неделя 4
Цель:
- Объяснить детям, как пешка бьет пешку противника (наискосок, влево или вправо по диагонали), куда она ставится.
- Разучить игру «Кто больше побьет пешек противника».
- Воспитывать самостоятельность.
Декабрь
Неделя 1
Цель:
- Познакомить детей с пешечными заповедями: начинай игру центральными пешками по вертикалям: «С», «D», «E», «F», не допускай сдваивания пешек на одной горизонтали, выручай «застрявшую» пешку, стремись добраться до 1-ой или 8-ой горизонтали...
- Воспитывать усидчивость, терпеливость.
Неделя 2
Развлечение «В стране шахматных чудес» (см. приложение № 2).
Неделя 3
Цель:
- Объяснить детям правила для играющих в шахматы: «Тронул – ходи», «Ход сделан, обратно не вернешь» и т.д.
- Рисовать пешку, штриховать в одном направлении простым карандашом.
- Развивать мелкую моторику руки.
Неделя 4
Цель:
- Развивать логическое мышление на основе конкретного.
- Изучить пешки, выполнить посильные задания и практические упражнения, (см. В.Г. Гришина «Малыши играют в шахматы» М., «Просвещение» – 1991 – стр. 41-42).
Январь
Неделя 1
Цель:
- Провести игры для развития наблюдательности и шахматной памяти: «Что изменилось?» и «Чего не стало?».
- Развивать внимание, память (см. приложение № 1).
Неделя 2
«Праздник пешки» (2-е команды)
Цель:
- Закрепить знания о том, как ходит пешка, что делать, если мешает своя пешка, можно ли вернуться на исходную позицию, является ли пешка фигурой? По каким линиям ходит пешка.
За каждый ответ – фишка.
Победителю (или команде) – сладкий приз.
- Развивать находчивость, речь, сообразительность.
Неделя 3
Цель:
- Познакомить детей с новой фигурой – ладьей.
- Показать, что при записи она обозначается большой буквой «Л».
- Развивать внимание, интерес к игре в шахматы.
Неделя 4
Цель:
- Учить ставить ладьи на первоначальное место:
Белые – Л al и Л h1? черные – Л а8 и Л h8.
- Объяснить и показать ход ладьи, взятие.
- Развивать логическое мышление.
Февраль
Неделя 1
«Тайны шахматной доски»
Цель:
- Продолжать обучение игре в шахматы, углубляя знания детей, о том, как ходят другие фигуры.
- Воспитывать интерес к игре в шахматы, развивать память, внимание, логическое мышление (см. приложение № 3)
Неделя 2
(Практическое занятие)
Цель:
- Выполнение упражнений, как при ходе белых пешек, ладья бессильна против пехоты, и что меняется при ходе черных.
- Сделать вывод, кто сильней, ладья или 8 пешек.
- Развитие изобретательности, логического мышления.
Неделя 3
- Провести соревнование «пешки против ладьи».
- Предложить детям решить позицию, (см. диаграмму 21а В.Г. Гришина «Малыши играют в шахматы» М., «Просвещение» – 1991 г. – стр. 48).
- Приучать ребят к решению проблемных ситуаций.
Неделя 4
Цель:
1. Учить детей решать шахматные позиции (см. диаграмму 22а и 23а, В.Г. Гришина «Малыши играют в шахматы» М., «Просвещение» – 1991 г.
– стр. 41- 42).
2. Развивать память, внимание, мышление.
Март
Неделя 1
«Загадки шахматной шкатулки».
Цель:
- Отвечать на вопросы, где стоит ладья на доске до начала игры, чем отличается ее ход от хода пешки? Что у них общего?
- Как ладья осуществляет взятие пешек и ладей противника?
- Игра «Найди сходство и различие» (см. приложение № 1).
- Воспитание усидчивости.
Неделя 2
Цель:
- Провести конкурс, кто правильно и быстро покажет и объяснит, какое преимущество дают игроку сдвоенные ладьи?
- Заучивание стихотворения о ладье (см. Г.М. Зенков « Первый шах» стр. 24).
- Развивать память, речь.
Неделя 3
Цель:
- Познакомить детей со слоном, его обозначением и расположением.
- Чтение стихотворения о нем (см. Г.М. Зенков «Первый шах» стр. 28) 3. Развивать память, дисциплинированность у детей.
Неделя 4
Цель:
- Закрепить место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Игра на уничтожение. Слон против слона. Два слона против двух.
- Развивать способность самостоятельно принимать решения.
Апрель
Неделя 1
Цель:
- Закрепить с детьми понятия: чернопольные и белопольные слоны.
- Сосчитать, сколько полей может контролировать слон, находясь на начальной позиции.
- Закрепить порядковый и количественный счет.
Неделя 2
Цель:
- Провести турнир на «лучшего игрока» (см. приложение № 4).
- Закрепить знания во сколько очков оценивается каждая изученная фигура и пешка, почему слонов надо быстрее выводить в центр.
- Развивать сообразительность, находчивость.
Неделя 3
Цель:
- Провести эстафету с пешками, ладьями и слонами на правильную и быструю их расстановку на исходную позицию, называя вслух поля, на которые они ставятся.
- Закрепить полученные знания, развивать целеустремленность, внимание.
Неделя 4
Цель:
- Объяснить детям, как спастись от слона, если он напал на пешку или ладью, почему слона называют легкой фигурой, а ладью – тяжелой?
- Игра «Шахматный мешочек» (см. приложение № 1).
- Развивать логическое мышление, память.
Май
Неделя 1
Цель:
- Познакомить детей с могучей фигурой – ферзем, как он передвигается, в чем заключается его сила, где он располагается до начала игры.
- Практически закрепить передвижение ферзя по полю.
- Воспитывать сосредоточенность, выдержку.
Неделя 2
- Расширить знания детей о ферзе: куда нужно поставить его, чтобы он держал под контролем наибольшее число полей доски, как ферзь берет пешки и фигуры противника, когда выводить его с исходной позиции.
- Игра «Что изменилось» (см. приложение №1).
- Развивать сообразительность, находчивость.
Неделя 3
Турнир на «Чемпиона недели»
Цель:
- Закрепить полученные знания детей на предыдущих занятиях.
- Воспитывать интерес к шахматам, усидчивость, владение навыками решения простейших шахматных задач.
Ответь на вопросы из «Шахматной коробки».
- Назвать по-шахматному адрес дома, где «живет» ферзь.
- Сколько полей вместе контролирует ладья и слон и сколько один ферзь?
- Как спастись от ферзя?
- Как взаимодействует ферзь с пешками и фигурами?
- Развивать умственные способности детей.
Неделя 4
Развлечение «В Царстве шахмат»
Цель:
- Овладевать шахматной игрой.
- Отгадывать загадки о шахматных фигурах.
- Воспитывать любовь детей к шахматам, уверенность в своих силах (см. приложение № 5).
Перспективный план шахматного кружка для детей
подготовительной группы
(с 6 до 7 лет)
Сентябрь
Неделя 1
Цель:
- Закрепить знания детей по шахматам, полученные в старшей группе (игра пешками, слонами, ладьей, ферзем).
- Поддерживать интерес к шахматной игре.
Неделя 2
Цель:
- Познакомить ребят с главной фигурой – королем: стоит на клетке Е4, ходит на одну клетку во всех направлениях, каким значком обозначается на диаграммах.
- Развивать внимание, память.
Неделя 3
Цель:
- Обойти королем шахматную доску с al, побывать на центральных клетках d4, d5, e4, e5 и вернуться обратно.
- Взятие. Короля не бьют, под бой ставить нельзя. Игра «Король против короля».
- Развивать логическое мышление.
Неделя 4
Цель:
- Ответь на вопросы из «шахматного мешочка».
а) Почему король слабее ферзя, но главнее его?
б) Когда король опасен?
в) Почему в начале игры короля надо прятать подальше?
г) Полагается ли королю приз, если он, как и пешка, достигает 1-ой
горизонтали (черный) и 8-ой белый король.
- Развивать речь, память.
Октябрь
Неделя 1
Цель:
- Познакомить детей с рокировкой – единственным ходом в шахматах, который делается сразу двумя фигурами – королем и ладьей.
- Игра изученными фигурами из начального положения.
- Развитие комбинационного зрения.
Неделя 2
Цель:
- Закрепить знания детей о короткой и длинной рокировке, показать на магнитной доске. Записать обозначение о-о – короткая и о-о-о длинная рокировка.
- Развивать усидчивость, внимание (см. приложение № 7).
Неделя 3
Цель:
- Рассказать о 3-х правилах, когда нельзя делать рокировку.
- Развивать память, логическое мышление.
Неделя 4
Цель:
- Познакомить ребят с самой ловкой и единственной фигурой, которая может перепрыгивать через другие фигуры – конем. Место коня в начальном положении.
- Рисование коня и штриховка.
- Развивать внимание, мелкую моторику руки.
Ноябрь
Неделя 1
Цель:
- Продолжать знакомить детей с легкой фигурой – конем, что его ход напоминает букву «Г». Взятие.
- Развивать мышление, интерес к шахматной игре.
Неделя 2
Цель:
- Закрепить материал: конь, двигающийся с белого поля, всегда попадает на черное и наоборот. Игра на уничтожение (конь против коня, два коня против двух).
- Воспитывать усидчивость, терпение.
Неделя 3
Цель:
- Игра. Конь против ферзя, ладьи, слона, пешек.
- Развитие памяти, внимание, логического мышления.
Неделя 4
Цель:
- Показать позицию, в которой конь ставит «Вилку».
- Придумать такую шахматную позицию, в которой конь ставит «Вилку».
- Развивать сообразительность.
Декабрь
Неделя 1
Цель:
- Ответь на вопросы из «Шахматной шкатулки»:
а) между какими фигурами на доске стоит конь?
б) чем конь отличается от всех фигур?
в) как конь уничтожает фигуры и пешки неприятеля?
г) почему конь называется легкой фигурой.
- Игра всеми фигурами.
- Воспитывать любознательность, активность, решать простейшие шахматные задачи.
Неделя 2
- Коллективная игра на магнитной доске.
- Закрепить весь пройденный материал.
- Отметить успехи ребят.
- Овладение элементарными основами шахматной игры.
Неделя 3
Цель:
- Объяснить ребятам, что такое шах (нападение на короля).
- Какие защиты есть от шаха. Цель шахов.
- Дидактическая игра « Шах или не шах?».
- Развитие последовательности мышления.
Неделя 4
Цель:
- Расставить на доске позицию:
Белые: Крс4, Фс3, Па7,СеЗ, Ке5, пешки с6, е6.
Черные: Kpd8, ФпЗ, Пп8, Cg8, пешки с5, d6.
Какими ходами ставят шах белые – черному королю, черные – белому королю. Назвать все ходы.
- Развивать логическое мышление.
Январь
Неделя 1
Цель:
- Объяснить, что такое мат (Победа одного и поражение другого шахматиста).
- Показать матовые ситуации на магнитной доске.
- Развивать внимание, память.
Неделя 2
Цель:
- Познакомить ребят с патовой ситуацией и ничьей.
а) ничья при равенстве сил.
б) ничья при трехкратном повторении ходов.
в) ничья при позиции «Вечный шах».
г) ничья при недостаточном преимуществе.
д) пат – это особый вид ничьей.
- Игра «Дай шах».
- Развивать познавательный интерес, логическое мышление.
Неделя 3
Цель:
- Закрепить знания детей, полученные на предыдущих занятиях.
- Игра в парах.
- Воспитывать усидчивость, внимательность, точно рассчитывать правильные ходы.
Неделя 4
Цель:
- Познакомить ребят с началом партии – дебютом. Подготовительная стадия к борьбе.
- Развивать логическое мышление.
Февраль
Неделя 1
Цель:
- Рассказать о 3-х главных правилах дебюта.
а) борьба за центр.
б) выводить в центр «легкие» фигуры.
в) рокировка.
- Развитие внимательности, памяти.
Неделя 2
Цель:
- Шахматный турнир на личное первенство (см. приложение № 4).
- Развивать находчивость, сообразительность, умение общаться друг с другом.
Неделя 3
Цель:
- Показать, как поставить мат ферзем.
- Игра в парах.
- Развивать у ребят комбинационное чутье.
Неделя 4
Цель:
- Линейный мат или мат двумя ладьями.
- Игра на магнитной доске: группа мальчиков против группы девочек.
Март
Неделя 1
Цель:
1. Развлечение «В гостях у шахматного короля» (см. приложение № 6).
Неделя 2
Цель:
- Как поставить мат двумя слонами.
- Игра парами.
- Развивать комбинационное зрение, предвидеть результат.
Неделя 3
Цель:
- Познакомить с правилами «Взятие на проходе» (Если пешка с начальной позиции делает ход сразу на 2-е клетки, но при этом перескакивает через клетку, бьющуюся чужой пешкой, то эта чужая пешка имеет право взять движущуюся вперед пешку так, как будто она пошла только на одну клетку).
- Развивать логическое мышление, планировать свою деятельность.
Неделя 4
Цель:
- Закрепить полученные знания.
- Игра на магнитной доске (2-е команды).
- Воспитание выдержки, собранности, внимания.
Апрель
Неделя 1
Цель:
- Объяснить ребятам правило квадрата.
- Учить считать шахматные варианты.
- Тренироваться в позиции: белые Кр h1, пешка b2, черные: Кр h8.
Сумеет ли пешка сама пройти в ферзи, если ход белых, если ход черных?
- Развивать логическое мышление, память.
Неделя 2
Цель:
- Познакомить с правилом «ключевых полей».
- Определять поля превращения, ближайшие ключевые поля для пешек.
- Воспитывать сосредоточенность, интерес к шахматной игре.
Неделя 3
Цель:
- Шахматный турнир с бывшими воспитанниками, посещающими Областную специализированную детско-юношескую школу Олимпийского резерва.
- Наладить связь с юными шахматистами, воспитывать дружеские отношения, развивать способность к самодвижению.
Неделя 4
Цель:
- Ответить на вопросы «шахматной коробочки»:
а) как правильно начинать игру? Как играть дебют?
б) какие ходы считать хорошими, а какие следует избегать?
в) чем отличаются ловушечьи ходы от обычных?
г) рассказать о мате «Легаля».
- Развивать речь детей, любовь к игре в шахматы.
Май
Неделя 1
Цель:
- Тренировочная шахматная партия. Игра всеми фигурами.
- Овладение элементарными основами шахматной игры.
- Воспитание морально – волевых качеств ребят.
Неделя 2
Цель:
- Экскурсия в областной СДЮШОР по шахматам на Советском проспекте № 77, тренер Прокопьева Ольга Анатольевна.
- Развивать стремление детей к регулярным занятиям шахматами, после выпуска из дошкольного учреждения.
Неделя 3
Цель:
- Заключительный шахматный турнир с родителями.
- Закрепить владение навыками решения простейших шахматных задач.
Неделя 4
Цель:
- Проведение первенства Ленинского района среди дошкольных учреждений на приз «Белая ладья».
- Чествование победителей с вручением грамот и призов.
Материально- техническое обеспечение
1. Зенков, Г.М. Пешка Аська. [Текст] / Г.М. Зенков. – Кемерово: «Кузбассвузиздат», 2002.
2. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
3. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000. 4. Гришин, В.Г. Малыши играют в шахматы. [Текст] / В.Г. Гришин. – М.: «Просвещение»,2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"
Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...