Планирование кружковой работы по экспериментальной деятельности «Опыты и эксперименты» в подготовительной группе
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Сентябрь - октябрь
«Экспериментирование с воздухом»
Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность;
- развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
- уточнить понятие детей о том, что воздух - это не «невидимка», а реально существующий газ;
- расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.
Ноябрь - декабрь
«Экспериментирование с песком»
Цель: Познакомить детей со свойствами песка,
- Развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты,
- Развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать.
- Устанавливать причинно - следственные зависимости и делать выводы.
- Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.
Январь – февраль
«Экспериментирование с водой»
Цель: Формировать у детей знание о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода - растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов.
· Развивать навыки проведения лабораторных опытов:
· Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками;
· Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
· Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
Прививать бережное отношение к воде.
Март
«Эволюция»
Цель: Объяснить происходящие в природе изменения, пользуясь полученными ранее знаниями
· Определить, как преобразовались первые Живые клетки.
· Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы
· Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.
· Понимать, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям
Март
«Эволюция»
Цель: Объяснить происходящие в природе изменения, пользуясь полученными ранее знаниями
- Определить, как преобразовались первые Живые клетки.
- Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы
- Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.
- Понимать, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям
Апрель
«Электричество»
Цель: Показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов.
- Показать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.
- Показать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.
- Показать, что в воде электроны свободно перемещаются.
Май
«Разное»
Цель: Показать реакции при взаимодействии разных жидкостей и веществ.
- Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
- Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
- Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
- Развивать творческую исследовательскую активность детей.
- Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_kruzhkovoy_raboty_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti.docx | 28.88 КБ |
kartoteka_opytov.docx | 52.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №14 «РОМАШКА»
Планирование кружковой работы по экспериментальной деятельности
«Опыты и эксперименты»
в подготовительной группе №10
на 2016-2017 уч. год
Воспитатель:
Шушвал Л.Н.
г. Белореченск
2016 г.
Сентябрь - октябрь
«Экспериментирование с воздухом»
Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность;
- Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
- Ууточнить понятие детей о том, что воздух - это не «невидимка», а реально существующий газ;
- Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.
Месяц/ неделя | Эксперименты и опыты | Материал и оборудование |
Сентябрь: 1 неделя | «Поиск невидимки» | 2 баночки разного размера, краски |
2 неделя | «Воздух надувает шарик» | Пластиковая бутылка, шарик, горячая вода |
3 неделя | «Теплый воздух поднимается вверх» | 2 одинаковые стеклянные банки, кусок картона |
4 неделя | «Что в «пустой» бутылке?» | Бутылка, воронка с узким горлом, стакан с водой, немного пластилина |
Октябрь: 1 неделя | «Как доказать что воздух существует?» | Стакан, лист бумаги, блюдо или тазик с водой (можно окрасить) |
2 неделя | «Сухим из воды» | Тарелка, стакан, монетка, спички, кусок бумаги |
3 неделя | «Воздух перемещается» | Прозрачная воронка (срезанная бутылка), сдутый воздушный шарик, кастрюля с подкрашенной водой |
4 неделя | «Яйцо в бутылке» | Бутылка, яйцо, горячая вода |
«Экспериментирование с песком»
Цель: Познакомить детей со свойствами песка,
- Развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты,
- Развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать.
- Устанавливать причинно - следственные зависимости и делать выводы.
- Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.
Месяц/ неделя | Эксперименты и опыты | Материал и оборудование |
Ноябрь: 1 неделя | «Откуда берется песок» | Камни, листы белой бумаги, лупа |
2 неделя | «Рассеянный песок» | Сито, карандаш, ключ, песок, лоток. |
3неделя | «Песчаный конус» | Сухой песок. |
4 неделя | «Барханы» | Блюдо с песком, резиновый шланг |
Декабрь: 1 неделя | «Своды и тоннели» | Трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги, карандаш, песок. |
2 неделя | «Природный фильтр» | Пластиковая бутылка, кусок ткани величиной с дно бутылки, песок. |
3 неделя | «Куда исчезла вода?» | Песок, глина, 2 стакана |
4 неделя | «Песочные часы» | 2 пластиковые бутылки, скотч, шило |
Январь – февраль
«Экспериментирование с водой»
Цель: Формировать у детей знание о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода - растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов.
- Развивать навыки проведения лабораторных опытов:
- Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками;
- Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
- Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
- Прививать бережное отношение к воде.
Месяц/ неделя | Эксперименты и опыты | Материал и оборудование |
Январь: 1 неделя | «Свойства воды» | Сосуды разной формы, соль сахар, сок лимона, настойка валерианы, гуашь. |
2 неделя | «Вода — источник жизни» | 2 срезанные веточки с быстро распускающимися почками |
3 неделя | «Неутомимая путешественница» | Цветок в горшке, банка |
Февраль: 1 неделя | « Круговорот воды в природе» | Большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая пленка |
2 неделя | «Всасывание воды» | Срезанный цветок, стакан, краситель |
3 неделя | «Разноцветный сахар» | Стакан, две ложки сахара на десять ложек питьевой воды, пищевые красители, фольга и несколько блюдец (их количество равно числу пищевых красителей). |
4 неделя | «Вода может перемещаться» | 8 деревянных зубочисток, неглубокая тарелка с водой (глубина 1-2 см). Пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого), жидкость для мытья посуды, пинцет. |
Март
«Эволюция»
Цель: Объяснить происходящие в природе изменения, пользуясь полученными ранее знаниями
- Определить, как преобразовались первые Живые клетки.
- Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы
- Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.
- Понимать, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям
Месяц/ неделя | Эксперименты и опыты | Материал и оборудование |
Март: 1 неделя | «Как появились моря и океаны?» | Емкость с горячей водой или разогретым пластилином, накрытая крышкой, снег или лед. |
2 неделя | «Живые комочки» | Емкость с водой, пипетка, растительное масло. |
3 неделя | «Растущие малютки» | Емкости с крышкой, молоко. |
4 неделя | « Заплесневелый хлеб» | Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа. |
5 неделя | «Чем нюхает червяк?» | Земляные черви, бумажные салфетки, ватный шарик, пахучая жидкость, лупа. |
Апрель
«Электричество»
Цель: Показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов.
- Показать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.
- Показать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.
- Показать, что в воде электроны свободно перемещаются.
Месяц/неделя | Эксперименты и опыты | Материал и оборудование |
Апрель: 1 неделя | «Понятие об электрических зарядах» | Воздушный шарик, шерстяной свитер. |
2 неделя | «Танцующая фольга» | Тонкая алюминиевая фольга (обертка от шоколада), ножницы, пластмассовая расческа, бумажное полотенце. |
3 неделя | «Разделение соли и перца» | Чайная ложка молотого перца. чайная ложка соли, бумажное полотенце, воздушный шарик, шерстяной свитер. |
4 неделя | «Гибкая вода» | Раковина и водопроводный кран, воздушный шарик, шерстяной свитер. |
Май
«Разное»
Цель: Показать реакции при взаимодействии разных жидкостей и веществ.
- Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
- Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
- Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
- Развивать творческую исследовательскую активность детей.
- Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.
Месяц/ неделя | Эксперименты и опыты | Материал и оборудование | |
Май: 1 неделя | «Извергающийся вулкан» | Вулкан: Конус из пластилина, сода- 2 ст. ложки. Лава: Уксус 1/3 стакана, ккрасная краска, ккапелька жидкого моющего средства, чтобы вулкан лучше пенился. | |
2 неделя | «Плавающее яйцо» | Литровая банка, сырое куриное яйцо, поваренная соль | |
3 неделя | «Невидимые чернила» | Лимон, ватная палочка | |
4 неделя | «Мост из бумаги» | 2 стакана, лист бумаги, игрушечная машинка |
Предварительный просмотр:
Сентябрь
1. «Поиск невидимки»
Что потребуется: 2 баночки разного размера, краски.
Воздух-вещество. Воздух может быть жидким, как вода, и твердым – как лед. Только вот увидеть такой необычный воздух нам не удается.
Дело в том, что газообразное вещество, без которого нельзя прожить ни минуты, в жидком виде очень опасно, оставляет страшные ожоги.
А вот с самым обычным воздухом познакомиться очень даже интересно. Давайте поищем этого невидимку. И начнем это с простой банки.
Опыт. Возьмем большую стеклянную банку с широким горлом и наполним ее наполовину водой. Подкрасим воду акварелью. Чуть-чуть! Теперь возьмем баночку поменьше. Такую, которая легко входит в большую. Крепко держим баночку за дно и осторожно, горлышком вниз, начинаем опускать в подкрашенную воду. Наблюдаем, что происходит.
- Что ей мешает? Ведь банка-то пустая! Или нет? А может быть здесь притаился невидимка?
2. «Воздух надувает шарик»
Что потребуется: пластиковая бутылка, воздушный шарик
Инструкция
1. Наденьте воздушный шарик на бутылку
2. Поместите бутылку в горячую воду
Что происходит?
Шарик надувается.
Почему это происходит?
Всем известно, что теплый воздух поднимается вверх. Когда мы нагрели бутылку, он поднялся и надул шарик.
Попробуйте перевернуть бутылку, чтобы надутый шарик оказался внизу.
Воздух, как и все вещества вокруг состоит из маленьких частичек - молекул. Молекулы при нагревании расталкиваются, воздух в бутылке расширяется, давление возрастает. Потому он и надувает шарик.
3. «Теплый воздух поднимается вверх»
Что потребуется: две одинаковые стеклянные банки, кусок картона.
Инструкция
Промойте одну банку очень холодной водой, а другую - горячей. Тщательно протрите их.
Поставьте банки одну на другую, поместив картонку между ними. Холодная банка при этом устанавливается наверх, тёплая - вниз.
Поджечь кусочек газеты, бросить в нижнюю банку и задуть, так, чтобы внутри банки образовался дым.
Аккуратно, уберите перегородку, вытянув картон.
Что происходит?
Вы увидите, что дым будет подниматься вверх из нижнего в верхний сосуд.
Так как перегородку убрали, воздуху внутри сосудов ничто не мешает перемешиваться, вот он и перемешивается. Дым поднимается вверх. Чистый воздух из верхней банки опускается вниз.
А если мы поменяем банки местами?
Попробуйте проделать тот же опыт, но, поместив холодную банку вниз, а тёплую вверх.
Что происходит? Дым остался внизу.
Тёплый воздух легче холодного, так как молекулы в нём сильнее расталкивают друг друга. Более плотный и тяжёлый холодный воздух опускается вниз, выталкивая тёплый воздух наверх.
4. «Что в «пустой» бутылке?»
Что потребуется?
Бутылка
Воронка с узким горлом
Стакан с водой
Немного пластилина
Инструкция
Вставьте воронку в горлышко пустой бутылки. Замажьте пластилином щель между воронкой и горлышком бутылки. Налейте воду в воронку. Обратите внимание на то, что происходит. Затем аккуратно уберите пластилин, придерживая воронку.
Что происходит?
Сначала вода остается в воронке, не попадая в бутылку, когда пластилин удаляется, вода свободно течёт в бутылку.
Почему это происходит?
"Пустая" бутылка заполнена воздухом. Чтобы наполнить её водой, необходимо освободить путь для выхода воздуха. Пластилин не позволяет пройти воздуху между воронкой и горлышком бутылки, когда пластилин убираем, воздух свободно утекает, освобождая место для воды.
Октябрь
1. Как доказать что воздух существует?
Все мы слышали, что нас постоянно со всех сторон окружает воздух. Но его нельзя ни увидеть, ни потрогать руками. Так может и нет никакого воздуха, а все разговоры, лишь домыслы перемудривших ученых? Не будем доверять слухам, а проверим с помощью эксперимента.
Что потребуется?
Стакан
Лист бумаги
Блюдо или тазик с водой (для эффектности можно окрасить воду пищевым красителем)
Инструкция
Сомните лист бумаги и затолкайте его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана.
Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием.
Достаньте стакан и проверьте, намокла ли в нем бумага?
Что происходит?
Бумага в стакане остается сухой.
Почему это происходит?
Воздух всё-таки существует! Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. "Пустой" стакан полон воздуха. Воздух - газ. Он не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство.
2. «Сухим из воды»
В тарелку положите монетку и налейте немного воды, так чтобы монетка была полностью закрыта.
Предложите малышу вынуть ее, не замочив пальцев. Только как это сделать? Возьмем стакан и зажжем внутри него бумажку. Когда воздух в стакане нагреется, быстро опрокинем стакан на тарелку рядом с монеткой. Через некоторое время бумажка погаснет, воздух начнет остывать, и вода втянется под стакан, а тарелка окажется сухой. Тогда монетку можно будет взять, не намочив пальцы.
Почему же так получилось? Оказывается, воздух сначала нагрелся и расширился, а когда остыл, то стал сужаться. воздух снаружи стал давить на воду сильнее, чем изнутри стакана, и вода втянулась под стакан на освободившееся место.
3. «Воздух может перемещаться»
Цель: Доказать, что невидимый воздух может перемещаться.
Оборудование:
1. Прозрачная воронка (можно использовать пластиковую бутылку с отрезанным дном).
2. Сдутый воздушный шарик.
3. Кастрюля с водой, слегка подкрашенной гуашью.
Опыт: Рассмотрим воронку. Мы уже знаем, что она только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. А можно ли его переместить? Как это сделать? Наденем на узкую часть воронки сдутый воздушный шарик и опустим воронку раструбом в воду. По мере опускания воронки в воду шарик раздувается. Почему? Мы видим, что вода заполняет воронку. Куда же делся воздух? Вода его вытеснила, воздух переместился в шарик. Завяжем шарик ниточкой, можем играть в него. В шарике – воздух, который мы переместили из воронки.
Вывод: Воздух может перемещаться.
4. «Яйцо в бутылке»
Что потребуется: бутылка с широким горлышком, сваренное вкрутую яйцо.
Можно убедиться, что воздух давит сверху, проделав простой опыт.
Опыт. Вставить яйцо в горлышко бутылки. Убедимся, что она плотно закрывает горло, но не проходит в него до конца. Снимем яйцо, а бутылку на несколько минут поставим в горячую воду.
Согреется стекло. От него нагреется заключенный в бутылке воздух. И что происходит с ним?
Теперь нужно снова закрыть горло бутылки яйцом и подождать. Воздух в бутылке начинает остывать, а от этого сжиматься. Шлеп! – яйцо проскакивает в бутылку. А протолкнул его воздух, который давил на «пробку» сверху.
Ноябрь
1. «Откуда берётся песок»
Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.
Ход эксперимента:
Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.
- Как вы думаете, что это сыплется?
- Возьмите лупы, рассмотрите это.
- Как мы получили песок?
- Как в природе появляется песок?
Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
2. «Рассеянный песок»
Цель. Установить свойство рассеянного песка.
Материалы. Сито, карандаш, ключ, песок, лоток.
Процесс. Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте с ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на рассеянном.
Итог. Рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям.
3. «Песчаный конус»
Цель. Установить свойства песка.
Материалы. Сухой песок.
Процесс. Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы; движение песка похоже на течение.
Итог. Песок может двигаться.
4. «Барханы»
Оборудование: блюдо с песком, резиновый шланг
Для проведения этого опыта подберите иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы. Рассмотрите её перед началом работы. Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушайте, но не комментируйте, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта).
Поставьте перед каждым ребёнком стеклянную банку с сухим песком и резиновым шлангом. Песок в банке - это личная пустыня каждого ребёнка. Опять превращаемся в ветры: несильно, но довольно долго дуем ан песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого "добросовестного" ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.
Вернитесь к иллюстрации с изображением пустыни. На барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему? Наверное, им что-то не нравится. А что именно, сейчас мы постараемся выяснить. "Посадите" (воткните) в песок палочку или сухую травку. Теперь дети должны дуть на песок таким образом, чтобы он перемещался в сторону палочки. Если они правильно будут это делать со временем песок почти засыплет всё ваше растение. Откопайте его так, чтобы видна была верхняя половина. Теперь ветер дует прямо на растение (дети тихонько выдувают песок из-под палочки). В конце концов, песка возле растения почти не останется, оно упадёт.
Вернитесь опять к вопросу о том, почему на барханах мало растений.
Вывод: Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.
Декабрь
1. «Своды и тоннели»
Цель. Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.
Материалы. Трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги, карандаш, песок.
Процесс. Вставляем в трубочку карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка осталась не смятой.
Итог. Песчинки образуют предохранительные своды, поэтому насекомые, попавшие в песок, остаются невредимыми.
2. «Можно очистить воду с помощью самодельного фильтра из песка».
Для того, чтобы сделать фильтр из песка понадобится:
пластиковая бутылка, кусок ткани величиной с дно бутылки, песок.
Ход работы:
1. Отрезаем у бутылки горлышко, чтобы было удобнее засыпать в нее песок и заливать воду.
2. В дне бутылки, там где у нее углубления, сделать шилом или гвоздем несколько отверстий.
3. Положить на дно бутылки кусок ткани (мы использовали кухонную вискозную салфетку).
4. Насыпать в бутылку песок примерно до половины высоты.
5. Ставим бутылку в какую-нибудь емкость: кастрюлю, миску и т.п. В ней будет собираться очищенная вода.
Фильтр для воды готов
После этого берем воду, которую мы собираемся очищать, и тонкой струйкой заливаем в наш фильтр. Вода проходит через слой песка и просачивается через отверстие в дне. При этом все загрязняющие ее частицы застревают между песчинками, и в миске собирается совершенно чистая вода. Только на дне появляется осадок из нескольких песчинок песка, но от него легко избавиться, просто перелив воду в другую емкость.
В зависимости от загрязненности воды, этот фильтр можно использовать несколько раз. А потом его легко поменять, просто высыпав старый и добавив новый песок.
Но, может быть, в нашем фильтре песок вовсе и не нужен? Может, достаточно пропустить воду через плотную ткань, чтобы получить такой же эффект? Мы с детьми решили это проверить. Для наглядности эксперимента мы сделали совсем уж грязную воду, досыпав в нее земли. Получилась точно как вода из лужи. А после этого попробовали ее очистить.
Вода, проходя через ткань, становилась заметно чище, из нее исчезали травинки и прочий мусор, но цвет ее все же оставался очень непривлекательным для питья. Вода в миске после фильтрации оставалась почти такой же грязной, как и в фильтре. Хотя, когда мы достали ткань, мы увидели, сколько грязи она все же сумела задержать.
А вот когда вторую половину грязной воды мы пропустили через песочный фильтр, эффект был совершенно другой! Вода в миске получилась совершенно прозрачная.
3. «Куда исчезла вода?»
Воспитатель. Ребята, давайте в стаканчик с песком нальем воды. Потрогаем песок. Каким он стал? Куда исчезла вода? (Мокрым, она впиталась в песок). Затем нальем воды в стаканчик с глиной. Следим, как вода впитывается: быстро или медленно? (Медленнее, чем в песок. Часть воды остается сверху на глине.) Вывод: вода впитывается в песок быстрее, чем в глину.
4. «Песочные часы»
Возьмите две одинаковые пластиковые бутылки. Склейте крышки плоскими сторонами скотчем. Середину обеих пробок пробейте тонким гвоздем, чтобы получилось небольшое сквозное отверстие. Я делаю это так: беру гвоздь плоскогубцами, нагреваю его и расплавляю нужное отверстие быстро и ровно.
Затем насыпьте в бутылку сухого, лучше просеянного песка. Соедините бутылки пробками. Часы готовы. Осталось только по наручным часа определить, за какое время пересыпается песок из одной бутылки в другую. Добавьте или отсыпьте песок в таком количестве, чтобы часы показывали удобное для вас время: 5 минут или 15.
Январь
1. «Свойства воды»
1. Вода не имеет формы. Налейте воду в сосуды разной формы и объясните детям, что она принимает форму того сосуда, в который ее наливают. Потом пролейте на пол. Что происходит с водой?
2. Вода не имеет вкуса. Дать детям попробовать на вкус воду. Какой у нее вкус? Потом в стакан бросить сахар и размешать. Какой теперь вкус у раствора? Потом в один стакан бросить соль, в другой стакан с водой капнуть сок лимона.
3. Вода не имеет запаха. В стакан с водой добавляются вещества, имеющие резко выраженный запах, и сравнивают запахи.
4. Вода не имеет цвета. В стакан с водой добавить красящие вещества или гуашь и понаблюдать, что происходит с водой. В ней растворяются красящие вещества
2. «Вода — источник жизни»
На прогулке срезать веточки с дерева и поставить их в вазу с водой, а одну в пустую вазу и понаблюдать за тем, что будет происходить с веточками.
3. «Неутомимая путешественница»
Вспомните: при каких условиях испаряется вода? Верно, при любых. Но чем выше температура, тем больше испарение. Значит, днем и ночью с поверхности реки или любого другого водоема поднимается пар – вода-невидимка. А с поверхности земли? Конечно, тоже. Даже после очень сильного и продолжительного дождя, лужи в конце концов высыхают – вода из них испаряется. Испаряется вода с травы, с листьев деревьев. И поднимается вверх. А над землей, чем выше, тем холоднее.
Так ли это? А может быть, вода испаряется только с поверхности воды? Давайте проверим. Для опыта нам понадобится цветочный горшок с небольшим комнатным растением, которое можно накрыть стеклянной банкой. Главное условие – земля должна быть влажной, а банка – совершенно сухой.
Опыт. Накрываем сухой банкой цветок в горшке. Наблюдение начинаем через 2-3 часа.
Бумажной салфеткой промокни жидкость, которая собралась капельками на стенках и дне банки. Как вы думаете, что это?
Совершенно верно, вода. Она испарялась с листьев растения, с поверхности земли. Пар поднимался вверх, наталкивался на холодное донышко банки и снова становился водой.
Февраль
1. «Круговорот воды в природе»
Вам потребуются: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая пленка.
Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.
2. «Всасывание воды»
Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды называется осмосом.
3. «Разноцветный сахар»
Предлагаем сделать вместе с детьми еще один простой, но увлекательный эксперимент, демонстрирующий свойства воды.
Вам понадобятся: стакан, две ложки сахара на десять ложек питьевой воды, пищевые красители, фольга и несколько блюдец (их количество равно числу пищевых красителей).
В стакане с водой тщательно размешайте сахар до полного растворения. Положите на каждое блюдце фольгу и налейте по две ложки сладкого раствора. Добавьте красители. Аккуратно перемешайте. После этого оставьте блюдца в теплом месте на три дня. Вода за это время испарится, а у вас останутся кристаллы цветного сахара. Их можно раздробить и перемешать, получится разноцветный сахар.
Что происходит: молекулы воды испаряются, т.е. переходят из жидкого состояния в парообразное, а молекулы сахара, смешанные с красителем, остаются.
***Плотность воды.
Материалы: вода, стакан, иголка, бумага, железная пластина, камни.
Ход опыта: На поверхность воды положить бумажную, железную пластину, иголку. Вода удержит предмет. Накрыть наполненный водой стакан бумагой, выпустив воздух. перевернуть. Наполнить стакан водой на половину, постепенно заполнять камнями. Обратить внимание на поверхность воды, она выходит за края, пока не прольется.
Вывод: Вода имеет плотность, натяжение, поэтому железные предметы могут удержаться на поверхности. Вода способна притянуть лист бумаги, не проливаясь. Молекулы воды плотно держат поверхность, эффект =натяжения=, пока не происходит прорыв водной поверхности.
4. «Вода может перемещаться».
Цель: Доказать, что вода может перемещаться по различным причинам.
Оборудование:
1. 8 деревянных зубочисток.
2. Неглубокая тарелка с водой (глубина 1-2 см).
3. Пипетка.
4. Кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого).
5. Жидкость для мытья посуды.
6. Пинцет.
Опыт: Показываем детям тарелку с водой. Вода в покое. Наклоняем тарелку, потом дуем на воду. Так мы можем заставить воду перемещаться. А может ли она перемещаться сама по себе? Дети считают, что нет. Попробуем это сделать. Аккуратно выложим пинцетом зубочистки в центре тарелки с водой в виде солнца, подальше друг от друга. Дождемся, пока вода полностью успокоится, зубочистки замрут на месте. В центр тарелки аккуратно опускаем кусочек сахара, зубочистки начнут собираться к центру. Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, зубочистки "разбегутся"! Почему? Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться.
Вывод: Не только ветер или неровная поверхность заставляют двигаться воду. Она может перемещаться по многим другим причинам.
Март
1. Как появились моря и океаны?
Задачи: Объяснить происходящие в природе изменения, пользуясь полученными ранее знаниями о конденсации.
Материалы и оборудование: Емкость с горячей водой или разогретым пластилином, накрытая крышкой, снег или лед.
Ход: Дети рассказывают, что планета Земля когда-то была раскаленным телом, вокруг нее — холодный космос. Обсуждают, что с ней должно происходить при остывании, сравнивая с процессом остывания горячего предмета (когда предмет остывает, теплый воздух от остывающего предмета поднимается вверх и, попадая на холодную поверхность, превращается в жидкость — конденсируется). Дери наблюдают за остыванием и конденсацией горячего воздуха при соприкосновении с холодной поверхностью. Обсуждают, что произойдет, если будет остывать очень большое тело, целая планета (при остывании Земли на планете начался многолетний сезон дождей).
2. «Живые комочки»
Задачи: Определить, как преобразовались первые Живые клетки.
Материалы и оборудование: Емкость с водой, пипетка, растительное масло.
Ход: Взрослый обсуждает с детьми, могли ли на Земле сразу появиться все живые организмы, которые живут сейчас. Дети объясняют, что из ничего не может появиться сразу ни растение, ни животное, предполагают, какими могли быть первые живые организмы, наблюдая за единичными масляными пятнышками в воде. Дети вращают, покачивают емкость, рассматривают, что происходит с пятнышками (они объединяются). Делают вывод: возможно, так объединяются и живые клетки.
3. «Растущие малютки»
Задачи: Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы.
Материалы и оборудование: Емкости с крышкой, молоко.
Ход: Дети предполагают, что мельчайшие организмы есть во многих продуктах. В тепле они разрастаются и портят продукты. Согласно началу алгоритма опыта дети выбирают места (холодное и теплое), в которые ставят молоко в закрытых емкостях. Наблюдают в течение 2—3 дней; зарисовывают последнее звено алгоритма (в тепле эти организмы развиваются быстро). Дети рассказывают, что люди используют для хранения продуктов (холодильники, погребы) и почему (холод не дает организмам размножаться, и продукты не портятся).
4. «Заплесневелый хлеб»
Задачи: Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.
Материалы и оборудование: Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа.
Ход: Дети знают, что хлеб может портиться — на нем начинают расти мельчайшие организмы (плесневые грибки). Составляют алгоритм опыта, помещают хлеб в разные условия: а) в теплое темное место, в полиэтиленовый пакет; б) в холодное место; в) в теплое сухое место, без полиэтиленового пакета, Проводят наблюдения в течение нескольких дней, рассматривают результаты через лупу, зарисовывают (во влажных теплых условиях — первый вариант — появилась плесень; в сухих или холодных условиях плесень не образуется).
Дети рассказывают, как люди научились дома сохранять хлебопродукты (хранят в холодильнике, сушат из хлеба сухари».
5. «Чем нюхает червяк?»
Задачи: Понимать, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям.
Материалы и оборудование: Земляные черви, бумажные салфетки, ватный шарик, пахучая жидкость, лупа.
Ход: Дети рассматривают червяка через лупу, выясняют особенности его строения (гибкое членистое тело, оболочка, отростки, с помощью которых он передвигается); определяют, есть ли у него обоняние. Для этого смачивают вату пахучей жидкостью, подносят к разным частям тела и делают вывод: червяк чувствует запах всем телом.
Давайте понаблюдаем, как будет вести себя животное, если поднести ватный шарик, смоченный духами, к переднему его концу. Червь резко отползает в сторону. Но то же самое можно увидеть, если поднести ватку к заднему концу и к середине туловища. Следовательно, червь чувствует запах всем телом. Это всё равно, если бы мы захотели понюхать спиной или животом. Вот какие черви интересные животные!
Апрель
Занимательные опыты со статическим электричеством
Во всех проводимых в этом разделе опытах мы используем статическое электричество. Электричество называют статическим, когда ток, то есть перемещение заряда, отсутствует. Оно образуется за счет трения объектов. Например, шарика и свитера, шарика и волос, шарика и натурального меха. Вместо шарика иногда можно взять гладкий большой кусок янтаря или пластмассовую расческу. Почему мы используем в опытах именно эти предметы? Все предметы состоят из атомов, а в каждом атоме находится поровну протонов и электронов. У протонов заряд - положительный, а у электронов - отрицательный. Когда эти заряды равны, предмет называют нейтральным, или незаряженным. Но есть предметы, например, волосы или шерсть, которые очень легко теряют свои электроны. Если потереть шарик (янтарь, расческу) о такой предмет, часть электронов перейдет с него на шарик, и он приобретет отрицательный статический заряд. Когда мы приближаем отрицательно заряженный шарик к некоторым нейтральным предметам, электроны в этих предметах начинают отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону предмета. Таким образом, верхняя сторона предмета, обращенная к шарику, становится заряженной положительно, и шарик начнет притягивать предмет к себе. Но, если подождать подольше, электроны начнут переходить с шарика на предмет. Таким образом, через некоторое время шарик и притягиваемые им предметы снова станут нейтральными и перестанут притягиваться друг к другу.
1. Понятие об электрических зарядах.
Цель: Показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов.
Оборудование:
1. Воздушный шарик.
2. Шерстяной свитер.
Опыт: Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер и попробуем дотронуться шариком до различных предметов в комнате. Получился настоящий фокус! Шарик начинает прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку. Почему?
Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. Но есть предметы, например - шерсть, которые очень легко теряют свои электроны. В результате контакта между шариком и шерстяным свитером происходит разделение электрических разрядов. Часть электронов с шерсти перейдет на шарик, и он приобретет отрицательный статический заряд. Когда мы приближаем отрицательно заряженный шарик к некоторым нейтральным предметам, электроны в этих предметах начинают отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону предмета. Таким образом, верхняя сторона предмета, обращенная к шарику, становится заряженной положительно, и шарик начнет притягивать предмет к себе. Но если подождать подольше, электроны начнут переходить с шарика на предмет. Таким образом, через некоторое время шарик и притягиваемые им предметы снова станут нейтральными и перестанут притягиваться друг к другу. Шарик упадет.
Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов.
2. «Танцующая фольга».
Цель: Показать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.
Оборудование:
1. Тонкая алюминиевая фольга (обертка от шоколада).
2. Ножницы.
3. Пластмассовая расческа.
4. Бумажное полотенце.
Опыт: Нарежем алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Высыпем полоски фольги на бумажное полотенце. Проведем несколько раз пластмассовой расческой по своим волосам, а затем поднесем ее вплотную к полоскам фольги. Полоски начнут "танцевать". Почему так происходит? Волосы. о которые мы потерли пластмассовую расческу, очень легко теряют свои электроны. Их часть перешла на расческу, и она приобрела отрицательный статический заряд. Когда мы приблизили расческу к полоскам фольги, электроны в ней начали отталкиваться от электронов расчески и перемещаться на противоположную сторону полоски. Таким образом, одна сторона полоски оказалась заряжена положительно, и расческа начала притягивать ее к себе. Другая сторона полоски приобрела отрицательный заряд. легкая полоска фольги, притягиваясь, поднимается в воздух, переворачивается и оказывается повернутой к расческе другой стороной, с отрицательным зарядом. В этот момент она отталкивается от расчески. Процесс притягивания и отталкивания полосок идет непрерывно, создается впечатление, что "фольга танцует".
Вывод: Разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.
***Прыгающие рисовые хлопья.
Цель: Показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.
Оборудование:
1. Чайная ложка хрустящих рисовых хлопьев.
2. Бумажное полотенце.
3. Воздушный шарик.
4. Шерстяной свитер.
Опыт: Постелим на столе бумажное полотенце и насыплем на него рисовые хлопья. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к хлопьям, не касаясь их. Хлопья начинают подпрыгивать и приклеиваться к шарику. Почему? В результате контакта между шариком и шерстяным свитером произошло разделение статических электрических зарядов. Часть электронов с шерсти перешло на шарик, и он приобрел отрицательный электрический заряд. Когда мы поднесли шарик к хлопьям, электроны в них начали отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону. Таким образом, верхняя сторона хлопьев, обращенная к шарику, оказалась заряжена положительно, и шарик начал притягивать легкие хлопья к себе.
Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.
3. Способ разделения, перемешанных соли и перца.
Цель: Показать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.
Оборудование:
1. Чайная ложка молотого перца.
2. Чайная ложка соли.
3. Бумажное полотенце.
4. Воздушный шарик.
5. Шерстяной свитер.
Опыт: Расстелим на столе бумажное полотенце. Высыплем на него перец и соль и тщательно их перемешаем. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Это еще один пример действия статического электричества. Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд. Потом мы поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к нему. Это произошло потому, что электроны в перечных пылинках стремились переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобрела положительный заряд и притянулась отрицательным зарядом шарика. Перец прилип к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда мы подносим к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда, она остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.
Вывод: В результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.
4. «Гибкая вода».
Цель: Показать, что в воде электроны свободно перемещаются.
Оборудование:
1. Раковина и водопроводный кран.
2. Воздушный шарик.
3. Шерстяной свитер.
Опыт: Откроем водопроводный кран таким образом, чтобы струя воды была очень тонкой. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к струйке воды. Струя воды отклонится в сторону шарика. Электроны с шерстяного свитера при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет ее к себе.
Чтобы перемещение струи было видимым, она должна быть тонкой. Статическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало, и ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды коснется шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в воду; как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому струйка снова потечет ровно.
Вывод: В воде электроны могут свободно перемещаться.
Май
1. «Извергающийся вулкан»
Для этого опыта нужно сначала слепить «вулкан» из пластилина.
Необязательно лепить «вулкан» из нового пластилина, вполне подойдет уже использованный.
Как лепить «вулкан»
Разделить пластилин на 2 части. Одну половину расплющить (это будет основание), а из другой слепить полый конус размером со стакан с отверстием сверху («склоны и жерло вулкана»). Тщательно соединить обе части, чтобы «вулкан» получился герметичным. Перенести «вулкан» на тарелку, а тарелку – на поднос.
Как готовить «лаву»
Добавить внутрь «вулкана»:
– столовую ложку соды;
– немного красного пищевого красителя (например, свекольного сока);
– чайную ложку жидкости для мытья посуды.
Финальный аккорд: добавить в «жерло вулкана» четверть стакана уксуса.
Именно уксус, вступив в реакцию с содой, и спровоцирует «извержение вулкана».
Зрелище действительно эффектное.
2. «Тонет или нет?» ( Плавающее яйцо)
Материалы и оборудование:
- Литровая банка
- Сырое куриное яйцо
- Поваренная соль
Теория:
Все, наверное, знают, что в соленой воде плавать легче, чем в пресной. Это происходит потому, что плотность соленой воды выше. Это прекрасно видно на примере яйца. Сырое куриное яйцо тяжелее обычной пресной воды. Оно в ней будет тонуть.
Но когда мы в раствор добавим соль, вода станет тяжелее, и яйцо станет легче жидкости, находящейся в банке - оно всплывет. Когда же мы добавим в банку еще пресной воды, то раствор станет не таким концентрированным, его плотность уменьшится, и яйцо снова утонет.
Ход эксперимента:
Налейте в банку до половины обычной воды из водопроводного крана. Опустите в нее яйцо. Что с ним случилось? Правильно, оно утонуло.
Достаньте яйцо и добавьте в банку 4-5 чайных ложек соли. Размешайте соль, чтобы она полностью растворилась, и снова опустите в банку яйцо. Оно теперь не тонет, а плавает!
А теперь налейте в стакан пресной воды и потихоньку добавляйте в банку с яйцом. Вы увидите, как оно сначала начнет погружаться в воду, а потом и совсем утонет.
Симпати́ческие (невидимые) черни́ла — это чернила, записи которыми являются изначально невидимыми и становятся видимыми только при определенных условиях (нагрев, освещение, химический проявитель и т. д.)
Чернилами для секретной переписки, то есть симпатическими, пользовались еще в древние времена:
- Тайные агенты Ивана Грозного писали свои донесения луковым соком. Буквы становились видимыми при нагревании бумаги.
- Ленин использовал для тайнописи сок лимона или молоко. Для проявления письма в этих случаях достаточно прогладить бумагу горячим утюгом или подержать ее несколько минут над огнем.
3. «Невидимые чернила»
Используем лимонный сок
Налейте немного лимонной кислоты и смочите кисточку или палочку. Всё, - можно что-нибудь написать. После того, как надпись сделана, дайте её высохнуть.
Чтобы проявить надпись, надо нагреть листок бумаги, например над электрической лампочкой или прогладить утюгом. Лимонная кислота (или сок) темнеют при воздействии температуры и таким образом становятся видимыми.
4. «Мост из бумаги»
Может ли бумага быть прочной, как мост?
Возьмите обычный листок бумаги и положите его сверху на два стакана. Попробуйте положить что-то сверху. Бумага прогнется под тяжестью, и мостик сломается.
Скажите, что сейчас вы сделаете так, что мост из бумаги станет таким прочным, что по нему сможет проехать даже автомобиль (конечно, игрушечный). Сложите бумагу несколько раз, чтобы она стала гармошкой.
Теперь мост готов выдержать самые сложные испытания!
«Мы провели настоящую инженерную работу. Согнув листок бумаги гармошкой, мы создали так называемые ребра жесткости, которые и придали прочность всей конструкции, что позволило мосту выдержать вес даже стакана с водой! Здорово!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружковая работа по экспериментальной деятельности.
Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захот...
Кружковая работа по экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста
Материал для педагога...
ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ во второй младшей группе «Отчего и почему?»
ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ во второй младшей группе «Отчего и почему?»...
Кружковая работа по экспериментальной деятельности в средней группе «Маленькие почемучки».
Пояснительная записка Мы живем в стремительном меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мильной связи, интернета, поэтому сюжетно-ролевая игра уходит на з...
Программа кружковой работы по экспериментальной деятельности "Маленькие учёные" в подготовительной группе
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о е...
Программа кружковой работы по экспериментальной деятельности «Маленькие учёные» в средней группе (4-5 лет) на 2020-2021 учебный год
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о е...
Кружковая работа по экспериментальной деятельности в средней группе «Маленькие учёные»
Кружковая работа по экспериментальной деятельности в средней группе «Маленькие учёные»...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Очень интересный и
Очень интересный и познавательный кружок.Рекомендую,доступно изложен материал.