Программа кружковой работы по экспериментальной деятельности "Маленькие учёные" в подготовительной группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Кехтер Татьяна Алексеевна

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Согласовано»                                                            «Утверждаю»                                                                                                                                                                                    

 Старший воспитатель                                               Заведующий МБДОУ                                                                                                                              

 МБДОУ «Полтавский детский сад                          «Полтавский детский сад                          

«Березка»                                                                     «Березка»

___________ Григорян О.В.                                       __________ Авакян С.Н.

«___» _________2019 г.                                               «___» _________2019 г.

        

                                                                                                                                                       

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

        

Программа кружковой работы

по экспериментальной деятельности

«Маленькие учёные»

в подготовительной группе (6-7 лет)

на 2019-2020 учебный год

Разработала: воспитатель               Кехтер Татьяна Алексеевна

                                                                   2019 г.

Пояснительная записка

     Одним  из  основных  принципов  Федерального  государственного образовательного   стандарта  дошкольного   образования   является формирование  познавательных  интересов  и  познавательных  действий ребѐнка через его включение в различные виды деятельности. Формирование у дошкольников познавательного интереса в различных областях знаний и видах деятельности является одной из важнейших задач развития  дошкольника. Именно  уровень  развития  познавательной деятельности  ребенка  определяет  готовность  к усвоению  школьной программы. Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому необходимо уделять должное внимание их развитию в дошкольном детстве. Важно развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.

    С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

      Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.

     На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

      Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.

   Исследовательская технология как специально - организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира и познанию окружающей действительности дошкольника. Изучение особенностей предметов в специально созданных уголках и составляют задачу экспериментально - исследовательской деятельности. Эта технология является ведущим творчеством дошкольника.

     В дошкольном учреждении, создавая уголок для детского экспериментирования, воспитатель создает атмосферу творческого единодушия, где каждый ребенок может найти  дело по своим интересам и способностям. В исследовательской деятельности, как и в любом творчестве, существует пространство свободы, где ребенок самореализует себя. Это проявляется в деятельности и развивается согласно текущему процессу.

        В исследовательской деятельности особое внимание уделяется: постановке цели проводимого эксперимента, предвидении способов его достижения и слежением за протекающим процессом деятельности, включающим в себя взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных проявлениях личности. Каждый из этих элементов является необходимым и целостным компонентом экспериментального процесса.

        Для эффективного развития познавательной активности старших дошкольников необходимы новые подходы, игры, упражнения, направленные на совершенствование ориентировки детей в окружающем. Такими приемами обладает технология решения творческих задач (ТРИЗ).

Эта технология позволяет формировать единую гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка, создать ситуацию успеха, взаимообмена мнений.

       Использование технологии проблемного обучения в работе с дошкольниками по экспериментальной деятельности положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Способствует формированию у дошкольников таких качеств, как способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и самим ребенком.    

        В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.

      Современные средства обучения, в том числе мультимедийные средства очень увлекательны. Однажды заинтересовавшись ими, ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.

Использую следующие техники и формы организации обучения, выполняемые по определенному алгоритму (на основе Сингапурской технологии):

ХАЙ ФАИВ (High Five) - сигнал тишины и привлечения внимания (дословно «дай пять»). Воспитатель поднимает руку и говорит «Хай файв», дети перестают разговаривать и делать, то чем занимались, поднимают руку. Рука педагога не опускается до тех пор, пока не наступит тишина.

МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Mix-Freeze-Group) - обучающая структура, в которой участники смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы. Количество участников в группе зависит от ответа на какой-либо вопрос.

ТАЙМД РАУНД РОБИН (Timed Round Robin) - обучающая структура, в которой каждый воспитанник проговаривает ответ в команде по кругу в течение определенного количества времени. Данная структура подходит для детей дошкольного возраста. Они приучаются говорить по очереди и слушать других. По сигналу педагога дети начинают отвечать на вопрос в команде (не выкрикивая).

ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН (Take off - Touch down) - обучающая структура («встать – сесть») для получения информации о команде (кто так считает и почему).

КОНЭРС (Corners) - обучающая структура, в которой участники распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа. Дети в дошкольном возрасте еще не читают, поэтому воспитатели вывешивают по углам группы картинки.

Предложенные обучающие структуры можно использовать  при организации образовательной деятельности в интеграции, а также применять в познавательно-исследовательской деятельности, экспериментировании. Важнейшей чертой данной технологии обучения является осуществление индивидуального подхода педагога к каждому воспитаннику в целях активизации познавательной деятельности и развития креативного мышления. Работая в команде, дошкольники учатся строить дружеские отношения, воодушевлять и мотивировать друг друга, мобильно и решительно подходить к проблемным ситуациям.

        При оценке сформированности  навыков экспериментальной деятельности у детей  интересны не количественные, а качественные показатели. Поэтому я воспользовалась   методиками, разработанными Л.И. Прохоровой «Выбор деятельности» (определение навыка ОЭД

«мотивационная готовность»), «Маленький исследователь» (определение навыка ОЭД «целеполагание», «планирование»);  Н.В.Ковалёвой «Радости и огорчения» (определение навыка ОЭД «умение делать выводы, обобщать, анализировать»).

Цель программы:

         Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.

     

 Задачи:

1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

2.Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать,  устанавливать         причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

3.Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.

4.Создавать условия для развития интеллектуальных, познавательных способностей  ребенка, развивать мотивацию к исследовательской деятельности и  творчеству.

5.Развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

6.Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

7. Побуждать детей к соблюдению правил техники безопасности при проведении экспериментов.

 

Основное оборудование:

Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;

разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма.

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена.

Утилизированный материал: кусочки кожи, ткани, дерева, меха.

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.

Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.

    Ожидаемые результаты: 

- дети умеют сравнивать и обобщать собственные наблюдения, делать выводы, связанные с различными природными явлениями;

-предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.

     Направленность программы  «Маленькие учёные» является научно - познавательной, по форме организации - кружковой, по времени реализации –1 год. Занятия проводятся 4 раза в месяц,  во второй половине дня, продолжительность:  30 минут. Всего 36 занятий в год.

      Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения старших дошкольников, включает в активную познавательную деятельность.

      Приоритет в обучении отдается совместной практической деятельности воспитателя и детей.

                                   Перспективное планирование

познавательно-исследовательской деятельности детей

в подготовительной   группе

 

Тема

Задачи

Материал

Литература

Сентябрь

Тема: «Орган слуха и обоняния»

1

«Наши помощники»
Опыт: «Слушай во все уши»  
      

1.Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные.

2.Формировать умение при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков.

3.Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха.    

Схема человеческого уха, картинки животных (слона, зайца, волка), д/и «Определи по звуку», гитара, бумажные листы на каждого ребенка, баночки с разными предметами (скрепки, деревянные палочки, поролон, песок, аудиозапись со звуками леса, реки, птиц и т.д.

Мой организм. Авт.-сост. Козлова С.А. – М., 2013 г., с.58.

2

Опыт: «Как мы чувствуем запахи?»      

1.Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными. 2.Сформировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа.

3.Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу  экспериментирования.        

Продукты с явно выраженными характерными запахами (чеснок, лук, перец и т.д.), матерчатые мешочки, туалетное мыло, флакончик из-под духов, картинки животных (утконоса, лисы).        

Мой организм /Авт.-сост. Козлова С.А. – М., 2013 г., с.71.

Октябрь

Тема: «Вещество. Воздух и его свойства»   

1

«Знакомство со свойствами воздуха»     

Опыты: «Где теплее?», «Подводная лодка», «Упрямый воздух», «Что быстрее?»

1.Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха  и его ролью в жизни человека, растений, животных. 2.Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе.

3.Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.       

1.Дать представление о том, что воздух легче воды; он может вытеснить воду и что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.

2.Развивать умение делать выводы.
3.Воспитывать  интерес к исследовательской деятельности.

Воздушные шары на каждого ребенка, банка с водой, стаканчики и соломинки, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты.

Два термометра, посуда с горячей водой; изогнутая трубка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой; пипетки, шприц, подкрашенная вода;  два листа бумаги

 Волчкова В.Н. Познавательное развитие. – Воронеж, 2014 г., с.159.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом с. 43

2

«Может ли растение дышать?»

Опыты: Нужен ли корешкам воздух?     Есть ли у растений органы дыхания?

 

1.Формировать умение выявлять потребность растения в воздухе, дыхании.

2.Выяснить, как происходит процесс дыхания у растений.
3.Развивать умение выслушивать ответы сверстников, не перебивая их.

Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.

Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» с.28

 

3

«Почему  листья осенью опадают?»

Опыт:  Вверх к листочкам, Как увидеть движение воды через корешки?

 1.Формировать умение устанавливать зависимость роста и развития растений от поступления влаги в корни растений.
2.Выявить в процессе проведения опыта потребность растения в воде.

3.Развивать умение делать выводы.

 Губки, деревянные бруски, емкости с водой, опавшие листья.

 Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» с.33-34

4

 «Вода – растворитель»

 1.Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека.

2.Закрепить свойства воды – вода растворитель.

3.Развивать навыки лабораторных опытов, по схемам – закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами.       

 Прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (узкие, широкие), сосуды фигурной формы, стеклянные воронки и стеклянные палочки, фильтрованная бумага, лупа, сахар, соль, настойка календулы или ромашки, настой мяты, растительное масло.  

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2015, с.41-42.

Ноябрь.

Тема: «Магнетизм»

 

1

«Магнит – фокусник» 

Опыт: «Мы – фокусники».

1.Познакомить детей с магнитом, его свойствами.

2.Пронаблюдать  взаимодействие магнита с разными материалами и веществами.  

3. Развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность.

Магнит, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки.

 Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для  дошкольников . – М., 2015, с.48-49.,

2

«Сила тяготения»   

 Опыт: «Почему все падает на землю»

 1.Дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает  предметы и любые тела к  Земле.
2.Развивать умение делать выводы.
3.Воспитывать  интерес к исследовательской деятельности.

 Глобус, небьющиеся, разные по весу предметы: листы бумаги, шишки, детали от конструктора (пластмассовые, деревянные, металлические), мячи.

 

Дыбина  О.В. «Неизведанное рядом»,стр.51

3

 « Хитрости инерции»

 1.Познакомить детей с физическим явлением – инерцией.

2.Показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни.

3. Развивать умение выдвигать гипотезу, защищать свое мнение.

 Игрушечные машины, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки, монеты, стаканы с водой, сырое и вареное яйцо.

 Картотека воспитателя

4

«Что мы знаем о времени»

 

1.Дать понятие «время», объяснить смену дня и ночи, смену времен года. 2.Закрепить понятие «беречь время».
3.Развивать  навыки  использования  в  речи  слов,  обозначающих

временные категории.

Глобус, теллурием, свеча, сосуд с водой, макет солнечных часов, разные виды часов, картинки с изображением времен года, схема «Измерение времени делами»

Электронная презентация «Детям о времени».

Декабрь

Тема: « Вещество. Камни»

1

«Знакомство с камнями. Какими бывают камни?» 

 

 1.Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог.

2. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор).

 3.Развивать умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения.     

Наборы речных и морских камней; сосуд с водой, лупа; салфетки на каждого ребенка, пластилин; керамзит, гранит, лимон, кремень, сахар, соль; «Ящик ощущений» . фото: памятник А.С.Пушкину, Памятник неизвестному солдату и т.д.

Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 77, Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой – М., 2013 г., с.23

2

«Живые камни»    

Опыт: «Что есть в почве?» 

1.Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми

2. Побуждать детей выражать словами свои тактильные ощущения.

3.Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. 

Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь.        

Дыбина О.В. Неизведанное рядом с.38

3

«Как появляются горы?» «Извержение вулкана».

1.Познакомить детей с причиной образования гор: движение земной коры, вулканическим происхождением гор.

2.Развивать умение детей делать выводы.

3. Соблюдать технику безопасности при проведении опытов.        

Иллюстрация с изображением вулкана, модель вулкана, сода, уксус, сухая краска, пипетка.

Тугушева Г.П. «Эксперименталь-ная деятельность» стр. 87-91

4

«Твердая вода. Почему айсберги не тонут?»

1.Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне.

2.Формировать умение устанавливать зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы. 3.Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.     

Таз с водой, пластмассовая рыбка, куски льда разного размера, разные по форме и размеру емкости, кораблик, иллюстрации с изображение айсбергов.

Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр. 78-85.

Январь

Тема: «Вещество. Песок и глина»

1

«Если зимушка пришла, много снега принесла»
Опыты: «Какие свойства», «Твердые - жидкие»

 

1.Формировать представление об агрегатных состояниях воды (лед, жидкость, пар).

2.Развивать умение сравнить свойства  воды, льда, снега, выявлять особенности их взаимодействия.

3.Поддерживать интерес к опытнической работе .

Ёмкости со снегом, водой, льдом; пластилин, свеча, баночка для тушения свечи, металлическая тарелочка.

Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» стр. 42, 54.

2

 «Огонь – друг или враг»
Опыты:  1. Как первобытные люди добывали огонь?
2. Человек подчинил себе огонь.
3. Чем тушить огонь? Свеча в баке.

1.Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня.  

2. Познакомить со способами тушения пожара.

3.Учить  соблюдению правил безопасности при проведении опытов.   

Камни, свеча, банка, бутылка с отрезанным дном, спички, зажигалка.     

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2015, с.145.

3

«Кто как видит »

Эксперимент:

1. Одинаково ли видят оба глаза.
2. Как видят заяц и птица.
3. Какие глаза видят лучше: большие или маленькие?
4. Как видит крот?

1.Путем экспериментирования  установить, как видят человек и некоторые животные, проследить  зависимость особенностей зрения животных от среды их обитания и образа жизни.

2.Проследить зависимость особенностей зрения животных от среды обитания и образа жизни.

3.Воспитывать бережное отношение к своему зрению, соблюдать меры предосторожности и правила ухода за ними.

Повязка для глаз, прозрачная банка с водой, в которой находятся мелкие предметы; зеркало, фотографии животных.

 Презентация по теме

 

Февраль

Тема: «В мире электричества»     

1

 «Как увидеть и услышать электричество»

Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка»  

 1.Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии.

2.Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. 3.Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.       

 Воздушный шарик, ножницы, салфетки, линейка, расчески, пластилин, большая металлическая скрепка, шерстяная ткань, прозрачная пластмассовая салфетка, зеркало, вода, антистатик.

 

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М., 2015, с.98 - 100.

2

«Почему горит фонарик?»

 1.Уточнить представления детей о значении электричества для людей.

2.Познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.
3.

 

 

 

Картинка  с изображением электрического ската, коллаж «Электричество вокруг нас», карманный фонарик, лампочка для фонарика, 6-8 лимонов, медная изолированная проволока, скрепки, иголка.

 Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» № 29,стр.110

3

«Электро-приборы»

1.Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.).

2.Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа). 3.Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками).      

Дерево, стекло, резина, пластмасса, металлические предметы, вода, электроприборы.        

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.–  с.40.

4

     «Радуга в небе» 

 

1.Познакомить детей со свойствами света превращаться в радужный спектр.

2.Расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет.

3.Упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме – алгоритму. 

 Стеклянная призма, картинка «радуга», мыло в куске, жидкое мыло, чайные ложки, пластмассовые стаканы, палочки  с кольцом на конце, миски, зеркала.

 Картотека воспитателя

 

Март

Тема: «В царстве растений»

1

«Первоцветы. Как растут растения?»

Опыт: «Что внутри?»; «Вверх к листочкам»

 1.Обобщить представления о росте и развитии растений.

2.Формировать умение  устанавливать связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды.

3. Учить быть внимательным и заботливым по отношению к растениям.

Стебель моркови, петрушки, деревянные бруски, лупа, емкость с водой, срезанные ветви деревьев.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.–  с.34.

2

«Где растения любят жить?»
Опыт: «Где растения быстрее получат воду»,  «Хватает ли света?»

 

1.Углубить представления о растениях, о существовании их в разных экосистемах – в пустыне, океанах, горах, тундре.

2.Способствовать установлению причинно – следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.

3.Развивать умение сравнивать, анализировать.

Горшки с растениями, воронки, стеклянные палочки, прозрачная емкость, вода, вата, лупа.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.–  с.38.

3

«О чем поют весной птицы?»

«Как утроены перья у птиц?»

1.Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период.

2.Рассмотреть строение птичьего пера.

3.Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать.

Перья куриные, гусиные, лупа, замок-молния, свеча, волос, пинцет.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.–  с.40

4

«Кто как гнездо вьет?»


Опыт: «У кого какой  клюв»

1. Расширить представления о месте обитания птиц,  о видах гнезд и их размещении

2. Формировать умение устанавливать зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида птиц.
3.Развивать интерес к жизни птиц.

Плотный ком земли или глины, муляжи клювов из разных материалов, емкости с водой, мелкие легкие камешки, кора деревьев, зернышки, крошки.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.–  с.32, 40

Апрель

Тема: «Солнце. Земля и ее место в солнечной системе»        

1

«Солнце, Земля и другие планеты»


1.Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы, о смене дня и ночи.

2. Развивать  умение детей ясно выражать свои мысли.

3. Развивать любознательность.      

Настольная лампа, шары, схема Солнечной системы.    

Гризик Т.И. Познаю мир. – М., 2014 г., с.136.

2

 «Этот загадочный космос»     

 Опыт:  «Темный космос», «На орбите»

1.Познакомить детей с символикой созвездий.

2.Расширять представления о профессии космонавта. 3.Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость.       

Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю.Гагарина, космических кораблей. 

Фонарик, стол, линейка; ведерко, шарик, веревка.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.–  с.55-56

3

Опыт: «Вращение Земли вокруг Солнца»

1.Уточнить представления о солнечной системе, о названии планет, их расположении.

2.Совершенствовать умение детей отражать в речи результаты экспериментирования .

3. Развивать умение анализировать и сравнивать.

Два мяча разного размера

Картотека опытов и экспериментов

4

«Рукотворный мир»

Опыт: «Родственники стекла», «Мир вещей».

1.Расширять представления детей о свойствах  бумаги, стекла, ткани, пластмассы, металла.
2.Совершенствовать умение детей различать природные объекты  и  предметы, сделанные руками человека.

3.Развивать умение сравнивать, анализировать, делать простейшие выводы.

Предметы из различных материалов, эл.презентация.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.–  с.59

Май

Тема: «Свет и цвет»

1

 «Откуда радуга берется?».   

 Опыт: «Как увидеть радугу?», «Мыльные пузыри».

 

 1.Познакомить детей  с солнечной энергией и особенностями ее проявления.

2. Развивать поисковую активность через экспериментирование и практическую деятельность.

3.Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе.  

Пульверизатор,  фонарик, лист белой бумаги, хрустальный стакан, трехгранная призма.        

 

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для  дошкольников .– М., 2015, с.150.

2

«Свет вокруг нас».        

 

1.Дать детям представление о свете. 2.Формировать умение определять принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение.

3.Обогащать и активизировать словарь детей.  

Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа. Игрушечный фонарик и несколько предметов, которые не дают света.        

 

Картотека воспитателя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы по развитию речи ("Говорушечки" Iмл.группа), по ИЗО деятельности ("Мир красок")

В программе кружка разработана работа с детьми по данной теме. Темы соответствуют общеобразовательной программе ДОУ....

ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ во второй младшей группе «Отчего и почему?»

ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  во второй младшей группе «Отчего и почему?»...

Кружковая работа по экспериментальной деятельности в средней группе «Маленькие почемучки».

Пояснительная записка Мы живем в стремительном меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мильной связи, интернета, поэтому сюжетно-ролевая игра уходит на з...

Программа кружковой работы по экспериментальной деятельности «Маленькие учёные» в средней группе (4-5 лет) на 2020-2021 учебный год

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о е...

Программа дополнительного образования по кружковой работе "Умелые ручки" для детей подготовительной группы

Работа по программе «Умелые ручки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей....

Кружковая работа по экспериментальной деятельности в средней группе «Маленькие учёные»

Кружковая работа по экспериментальной деятельности в средней группе «Маленькие учёные»...