Программа кружковой работы по экспериментальной деятельности "Маленькие учёные" в подготовительной группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Согласовано» «Утверждаю»
Старший воспитатель Заведующий МБДОУ
МБДОУ «Полтавский детский сад «Полтавский детский сад
«Березка» «Березка»
___________ Григорян О.В. __________ Авакян С.Н.
«___» _________2019 г. «___» _________2019 г.
Программа кружковой работы
по экспериментальной деятельности
«Маленькие учёные»
в подготовительной группе (6-7 лет)
на 2019-2020 учебный год
Разработала: воспитатель Кехтер Татьяна Алексеевна |
2019 г.
Пояснительная записка
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребѐнка через его включение в различные виды деятельности. Формирование у дошкольников познавательного интереса в различных областях знаний и видах деятельности является одной из важнейших задач развития дошкольника. Именно уровень развития познавательной деятельности ребенка определяет готовность к усвоению школьной программы. Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому необходимо уделять должное внимание их развитию в дошкольном детстве. Важно развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.
Исследовательская технология как специально - организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира и познанию окружающей действительности дошкольника. Изучение особенностей предметов в специально созданных уголках и составляют задачу экспериментально - исследовательской деятельности. Эта технология является ведущим творчеством дошкольника.
В дошкольном учреждении, создавая уголок для детского экспериментирования, воспитатель создает атмосферу творческого единодушия, где каждый ребенок может найти дело по своим интересам и способностям. В исследовательской деятельности, как и в любом творчестве, существует пространство свободы, где ребенок самореализует себя. Это проявляется в деятельности и развивается согласно текущему процессу.
В исследовательской деятельности особое внимание уделяется: постановке цели проводимого эксперимента, предвидении способов его достижения и слежением за протекающим процессом деятельности, включающим в себя взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных проявлениях личности. Каждый из этих элементов является необходимым и целостным компонентом экспериментального процесса.
Для эффективного развития познавательной активности старших дошкольников необходимы новые подходы, игры, упражнения, направленные на совершенствование ориентировки детей в окружающем. Такими приемами обладает технология решения творческих задач (ТРИЗ).
Эта технология позволяет формировать единую гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка, создать ситуацию успеха, взаимообмена мнений.
Использование технологии проблемного обучения в работе с дошкольниками по экспериментальной деятельности положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Способствует формированию у дошкольников таких качеств, как способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и самим ребенком.
В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.
Современные средства обучения, в том числе мультимедийные средства очень увлекательны. Однажды заинтересовавшись ими, ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.
Использую следующие техники и формы организации обучения, выполняемые по определенному алгоритму (на основе Сингапурской технологии):
ХАЙ ФАИВ (High Five) - сигнал тишины и привлечения внимания (дословно «дай пять»). Воспитатель поднимает руку и говорит «Хай файв», дети перестают разговаривать и делать, то чем занимались, поднимают руку. Рука педагога не опускается до тех пор, пока не наступит тишина.
МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Mix-Freeze-Group) - обучающая структура, в которой участники смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы. Количество участников в группе зависит от ответа на какой-либо вопрос.
ТАЙМД РАУНД РОБИН (Timed Round Robin) - обучающая структура, в которой каждый воспитанник проговаривает ответ в команде по кругу в течение определенного количества времени. Данная структура подходит для детей дошкольного возраста. Они приучаются говорить по очереди и слушать других. По сигналу педагога дети начинают отвечать на вопрос в команде (не выкрикивая).
ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН (Take off - Touch down) - обучающая структура («встать – сесть») для получения информации о команде (кто так считает и почему).
КОНЭРС (Corners) - обучающая структура, в которой участники распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа. Дети в дошкольном возрасте еще не читают, поэтому воспитатели вывешивают по углам группы картинки.
Предложенные обучающие структуры можно использовать при организации образовательной деятельности в интеграции, а также применять в познавательно-исследовательской деятельности, экспериментировании. Важнейшей чертой данной технологии обучения является осуществление индивидуального подхода педагога к каждому воспитаннику в целях активизации познавательной деятельности и развития креативного мышления. Работая в команде, дошкольники учатся строить дружеские отношения, воодушевлять и мотивировать друг друга, мобильно и решительно подходить к проблемным ситуациям.
При оценке сформированности навыков экспериментальной деятельности у детей интересны не количественные, а качественные показатели. Поэтому я воспользовалась методиками, разработанными Л.И. Прохоровой «Выбор деятельности» (определение навыка ОЭД
«мотивационная готовность»), «Маленький исследователь» (определение навыка ОЭД «целеполагание», «планирование»); Н.В.Ковалёвой «Радости и огорчения» (определение навыка ОЭД «умение делать выводы, обобщать, анализировать»).
Цель программы:
∙ Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2.Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
3.Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
4.Создавать условия для развития интеллектуальных, познавательных способностей ребенка, развивать мотивацию к исследовательской деятельности и творчеству.
5.Развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
6.Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
7. Побуждать детей к соблюдению правил техники безопасности при проведении экспериментов.
Основное оборудование:
Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;
разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма.
Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена.
Утилизированный материал: кусочки кожи, ткани, дерева, меха.
Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.
Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.
Ожидаемые результаты:
- дети умеют сравнивать и обобщать собственные наблюдения, делать выводы, связанные с различными природными явлениями;
-предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
Направленность программы «Маленькие учёные» является научно - познавательной, по форме организации - кружковой, по времени реализации –1 год. Занятия проводятся 4 раза в месяц, во второй половине дня, продолжительность: 30 минут. Всего 36 занятий в год.
Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения старших дошкольников, включает в активную познавательную деятельность.
Приоритет в обучении отдается совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Перспективное планирование
познавательно-исследовательской деятельности детей
в подготовительной группе
№ | Тема | Задачи | Материал | Литература |
Сентябрь | ||||
Тема: «Орган слуха и обоняния» | ||||
1 | «Наши помощники» | 1.Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные. 2.Формировать умение при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. 3.Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха. | Схема человеческого уха, картинки животных (слона, зайца, волка), д/и «Определи по звуку», гитара, бумажные листы на каждого ребенка, баночки с разными предметами (скрепки, деревянные палочки, поролон, песок, аудиозапись со звуками леса, реки, птиц и т.д. | Мой организм. Авт.-сост. Козлова С.А. – М., 2013 г., с.58. |
2 | Опыт: «Как мы чувствуем запахи?» | 1.Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными. 2.Сформировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа. 3.Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу экспериментирования. | Продукты с явно выраженными характерными запахами (чеснок, лук, перец и т.д.), матерчатые мешочки, туалетное мыло, флакончик из-под духов, картинки животных (утконоса, лисы). | Мой организм /Авт.-сост. Козлова С.А. – М., 2013 г., с.71. |
Октябрь | ||||
Тема: «Вещество. Воздух и его свойства» | ||||
1 | «Знакомство со свойствами воздуха» Опыты: «Где теплее?», «Подводная лодка», «Упрямый воздух», «Что быстрее?» | 1.Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, растений, животных. 2.Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. 3.Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность. 1.Дать представление о том, что воздух легче воды; он может вытеснить воду и что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх. 2.Развивать умение делать выводы. | Воздушные шары на каждого ребенка, банка с водой, стаканчики и соломинки, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты. Два термометра, посуда с горячей водой; изогнутая трубка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой; пипетки, шприц, подкрашенная вода; два листа бумаги | Волчкова В.Н. Познавательное развитие. – Воронеж, 2014 г., с.159. Дыбина О. В. Неизведанное рядом с. 43 |
2 | «Может ли растение дышать?» Опыты: Нужен ли корешкам воздух? Есть ли у растений органы дыхания?
| 1.Формировать умение выявлять потребность растения в воздухе, дыхании. 2.Выяснить, как происходит процесс дыхания у растений. | Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа. | Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» с.28
|
3 | «Почему листья осенью опадают?» Опыт: Вверх к листочкам, Как увидеть движение воды через корешки? | 1.Формировать умение устанавливать зависимость роста и развития растений от поступления влаги в корни растений. 3.Развивать умение делать выводы. | Губки, деревянные бруски, емкости с водой, опавшие листья. | Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» с.33-34 |
4 | «Вода – растворитель» | 1.Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека. 2.Закрепить свойства воды – вода растворитель. 3.Развивать навыки лабораторных опытов, по схемам – закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами. | Прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (узкие, широкие), сосуды фигурной формы, стеклянные воронки и стеклянные палочки, фильтрованная бумага, лупа, сахар, соль, настойка календулы или ромашки, настой мяты, растительное масло. | Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2015, с.41-42. |
Ноябрь. | ||||
Тема: «Магнетизм»
| ||||
1 | «Магнит – фокусник» Опыт: «Мы – фокусники». | 1.Познакомить детей с магнитом, его свойствами. 2.Пронаблюдать взаимодействие магнита с разными материалами и веществами. 3. Развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность. | Магнит, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки. | Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников . – М., 2015, с.48-49., |
2 | «Сила тяготения» Опыт: «Почему все падает на землю» | 1.Дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. | Глобус, небьющиеся, разные по весу предметы: листы бумаги, шишки, детали от конструктора (пластмассовые, деревянные, металлические), мячи.
| Дыбина О.В. «Неизведанное рядом»,стр.51 |
3 | « Хитрости инерции» | 1.Познакомить детей с физическим явлением – инерцией. 2.Показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни. 3. Развивать умение выдвигать гипотезу, защищать свое мнение. | Игрушечные машины, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки, монеты, стаканы с водой, сырое и вареное яйцо. | Картотека воспитателя |
4 | «Что мы знаем о времени»
| 1.Дать понятие «время», объяснить смену дня и ночи, смену времен года. 2.Закрепить понятие «беречь время». временные категории. | Глобус, теллурием, свеча, сосуд с водой, макет солнечных часов, разные виды часов, картинки с изображением времен года, схема «Измерение времени делами» | Электронная презентация «Детям о времени». |
Декабрь | ||||
Тема: « Вещество. Камни» | ||||
1 | «Знакомство с камнями. Какими бывают камни?»
| 1.Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. 2. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор). 3.Развивать умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения. | Наборы речных и морских камней; сосуд с водой, лупа; салфетки на каждого ребенка, пластилин; керамзит, гранит, лимон, кремень, сахар, соль; «Ящик ощущений» . фото: памятник А.С.Пушкину, Памятник неизвестному солдату и т.д. | Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 77, Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой – М., 2013 г., с.23 |
2 | «Живые камни» Опыт: «Что есть в почве?» | 1.Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми. 2. Побуждать детей выражать словами свои тактильные ощущения. 3.Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. | Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь. | Дыбина О.В. Неизведанное рядом с.38 |
3 | «Как появляются горы?» «Извержение вулкана». | 1.Познакомить детей с причиной образования гор: движение земной коры, вулканическим происхождением гор. 2.Развивать умение детей делать выводы. 3. Соблюдать технику безопасности при проведении опытов. | Иллюстрация с изображением вулкана, модель вулкана, сода, уксус, сухая краска, пипетка. | Тугушева Г.П. «Эксперименталь-ная деятельность» стр. 87-91 |
4 | «Твердая вода. Почему айсберги не тонут?» | 1.Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. 2.Формировать умение устанавливать зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы. 3.Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать. | Таз с водой, пластмассовая рыбка, куски льда разного размера, разные по форме и размеру емкости, кораблик, иллюстрации с изображение айсбергов. | Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр. 78-85. |
Январь | ||||
Тема: «Вещество. Песок и глина» | ||||
1 | «Если зимушка пришла, много снега принесла»
| 1.Формировать представление об агрегатных состояниях воды (лед, жидкость, пар). 2.Развивать умение сравнить свойства воды, льда, снега, выявлять особенности их взаимодействия. 3.Поддерживать интерес к опытнической работе . | Ёмкости со снегом, водой, льдом; пластилин, свеча, баночка для тушения свечи, металлическая тарелочка. | Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» стр. 42, 54. |
2 | «Огонь – друг или враг» | 1.Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. 2. Познакомить со способами тушения пожара. 3.Учить соблюдению правил безопасности при проведении опытов. | Камни, свеча, банка, бутылка с отрезанным дном, спички, зажигалка. | Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2015, с.145. |
3 | «Кто как видит » Эксперимент: 1. Одинаково ли видят оба глаза. | 1.Путем экспериментирования установить, как видят человек и некоторые животные, проследить зависимость особенностей зрения животных от среды их обитания и образа жизни. 2.Проследить зависимость особенностей зрения животных от среды обитания и образа жизни. 3.Воспитывать бережное отношение к своему зрению, соблюдать меры предосторожности и правила ухода за ними. | Повязка для глаз, прозрачная банка с водой, в которой находятся мелкие предметы; зеркало, фотографии животных. | Презентация по теме
|
Февраль | ||||
Тема: «В мире электричества» | ||||
1 | «Как увидеть и услышать электричество» Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка» | 1.Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. 2.Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. 3.Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством. | Воздушный шарик, ножницы, салфетки, линейка, расчески, пластилин, большая металлическая скрепка, шерстяная ткань, прозрачная пластмассовая салфетка, зеркало, вода, антистатик.
| Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М., 2015, с.98 - 100. |
2 | «Почему горит фонарик?» | 1.Уточнить представления детей о значении электричества для людей. 2.Познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.
| Картинка с изображением электрического ската, коллаж «Электричество вокруг нас», карманный фонарик, лампочка для фонарика, 6-8 лимонов, медная изолированная проволока, скрепки, иголка. | Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» № 29,стр.110 |
3 | «Электро-приборы» | 1.Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). 2.Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа). 3.Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками). | Дерево, стекло, резина, пластмасса, металлические предметы, вода, электроприборы. | Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.40. |
4 | «Радуга в небе»
| 1.Познакомить детей со свойствами света превращаться в радужный спектр. 2.Расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет. 3.Упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме – алгоритму. | Стеклянная призма, картинка «радуга», мыло в куске, жидкое мыло, чайные ложки, пластмассовые стаканы, палочки с кольцом на конце, миски, зеркала. | Картотека воспитателя
|
Март | ||||
Тема: «В царстве растений» | ||||
1 | «Первоцветы. Как растут растения?» Опыт: «Что внутри?»; «Вверх к листочкам» | 1.Обобщить представления о росте и развитии растений. 2.Формировать умение устанавливать связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды. 3. Учить быть внимательным и заботливым по отношению к растениям. | Стебель моркови, петрушки, деревянные бруски, лупа, емкость с водой, срезанные ветви деревьев. | Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.34. |
2 | «Где растения любят жить?»
| 1.Углубить представления о растениях, о существовании их в разных экосистемах – в пустыне, океанах, горах, тундре. 2.Способствовать установлению причинно – следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды. 3.Развивать умение сравнивать, анализировать. | Горшки с растениями, воронки, стеклянные палочки, прозрачная емкость, вода, вата, лупа. | Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.38. |
3 | «О чем поют весной птицы?» «Как утроены перья у птиц?» | 1.Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период. 2.Рассмотреть строение птичьего пера. 3.Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать. | Перья куриные, гусиные, лупа, замок-молния, свеча, волос, пинцет. | Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.40 |
4 | «Кто как гнездо вьет?»
| 1. Расширить представления о месте обитания птиц, о видах гнезд и их размещении 2. Формировать умение устанавливать зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида птиц. | Плотный ком земли или глины, муляжи клювов из разных материалов, емкости с водой, мелкие легкие камешки, кора деревьев, зернышки, крошки. | Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.32, 40 |
Апрель | ||||
Тема: «Солнце. Земля и ее место в солнечной системе» | ||||
1 | «Солнце, Земля и другие планеты» | 1.Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы, о смене дня и ночи. 2. Развивать умение детей ясно выражать свои мысли. 3. Развивать любознательность. | Настольная лампа, шары, схема Солнечной системы. | Гризик Т.И. Познаю мир. – М., 2014 г., с.136. |
2 | «Этот загадочный космос» Опыт: «Темный космос», «На орбите» | 1.Познакомить детей с символикой созвездий. 2.Расширять представления о профессии космонавта. 3.Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость. | Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю.Гагарина, космических кораблей. Фонарик, стол, линейка; ведерко, шарик, веревка. | Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.55-56 |
3 | Опыт: «Вращение Земли вокруг Солнца» | 1.Уточнить представления о солнечной системе, о названии планет, их расположении. 2.Совершенствовать умение детей отражать в речи результаты экспериментирования . 3. Развивать умение анализировать и сравнивать. | Два мяча разного размера | Картотека опытов и экспериментов |
4 | «Рукотворный мир» Опыт: «Родственники стекла», «Мир вещей». | 1.Расширять представления детей о свойствах бумаги, стекла, ткани, пластмассы, металла. 3.Развивать умение сравнивать, анализировать, делать простейшие выводы. | Предметы из различных материалов, эл.презентация. | Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.59 |
Май | ||||
Тема: «Свет и цвет» | ||||
1 | «Откуда радуга берется?». Опыт: «Как увидеть радугу?», «Мыльные пузыри».
| 1.Познакомить детей с солнечной энергией и особенностями ее проявления. 2. Развивать поисковую активность через экспериментирование и практическую деятельность. 3.Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе. | Пульверизатор, фонарик, лист белой бумаги, хрустальный стакан, трехгранная призма.
| Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников .– М., 2015, с.150. |
2 | «Свет вокруг нас».
| 1.Дать детям представление о свете. 2.Формировать умение определять принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение. 3.Обогащать и активизировать словарь детей. | Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа. Игрушечный фонарик и несколько предметов, которые не дают света.
| Картотека воспитателя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы по развитию речи ("Говорушечки" Iмл.группа), по ИЗО деятельности ("Мир красок")
В программе кружка разработана работа с детьми по данной теме. Темы соответствуют общеобразовательной программе ДОУ....
ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ во второй младшей группе «Отчего и почему?»
ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ во второй младшей группе «Отчего и почему?»...
Кружковая работа по экспериментальной деятельности в средней группе «Маленькие почемучки».
Пояснительная записка Мы живем в стремительном меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мильной связи, интернета, поэтому сюжетно-ролевая игра уходит на з...
Программа кружковой работы «Умелые ручки» ( художественно-эстетическое направление) группы № 4 (вторая младшая группа) на 2019-2020 уч. год
Программа кружковой работы «Умелые ручки»...
Программа кружковой работы по экспериментальной деятельности «Маленькие учёные» в средней группе (4-5 лет) на 2020-2021 учебный год
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о е...
Программа дополнительного образования по кружковой работе "Умелые ручки" для детей подготовительной группы
Работа по программе «Умелые ручки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей....
Кружковая работа по экспериментальной деятельности в средней группе «Маленькие учёные»
Кружковая работа по экспериментальной деятельности в средней группе «Маленькие учёные»...
- Мне нравится (1)