ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ во второй младшей группе «Отчего и почему?»
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа) на тему
ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ во второй младшей группе «Отчего и почему?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota.docx | 32.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ во второй младшей группе «Отчего и почему?»
Автор: Грачева А.Н.
Пояснительная записка.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание окружающего мира: рвёт бумагу и смотрит, что получиться; проводит опыты с разными предметами, измеряет глубину снежного покрова на участке, объём воды и т.д. Всё это – объекты исследования.
Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения
представлений о мире. У детей 3—4 лет ярко проявляется любопытство. Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы, что свидетельствует, как минимум, о трех важных достижениях: у детей накопились определенные знания: появилось понимание, что знание можно получить вербально от взрослого человека: сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробель в своих знаниях. Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку поставить небольшой опыт. Дети младшего возраста еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым, поэтому участие педагога в совершении любых действий обязательно. Во время работы можно иногда предлагать выполнить не одно, а два действия подряд, если они просты. Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов своих действий: «Что получится, если...» Приобретая личный опыт, дети 4 лет уже могут предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения взрослого, но сами следят за соблюдением правил безопасности совершенно неспособны. Младшие дошкольники уже способны улавливать простейшие причинно-следственные связи, поэтому, впервые начинают задавать вопрос «Почему?» и даже сами отвечать на него. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия.
Цель: формирование и развитие познавательной активности и исследовательских умений детей младшего дошкольного возраста в ходе экспериментальной деятельности.
Задачи:
- формировать знания детей о свойствах и качествах объектов неживой природы, таких как солнце, почва, вода, воздух, песок, глина, камни, магнит;
- развивать умения и навыки проведения элементарных опытов с предметами неживой природы;
- развивать речь детей, умение логически рассуждать, строить гипотезы, делать выводы;
- развивать наблюдательность;
- воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
- воспитывать такие качества как , желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач. Воспитание экологической культуры детей любить оберегать и ценить окружающую нас природу родной земли.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 15 минут (вторник/среда)
Формы работы:
1. Беседы с применением наглядных пособий
2. Практическая работа
3. Опытно-исследовательская работа
4. Мини-занятия (дидактические игры, рассматривание иллюстраций, чтение литературы и т. д.)
Ожидаемые результаты
Показателями результативности реализации программы « Отчего и почему?», является:
-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
-формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью
взрослого, а затем и самостоятельно;
-формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
-возникновение желания к самостоятельной исследовательской деятельности, самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
-рост уровня любознательности, наблюдательности;
-активизация речи детей, пополнение словарного запаса многими понятиями;
Взаимодействие с родителями
НОЯБРЬ
Предложить провести игру «Что относится к жидкостям?». Предложить рассмотреть с ребенком сосульки, выяснить, откуда они появились. Предложить придумать сказку « Приключения Воздушного шарика».
ДЕКАБРЬ
Привлечь родителей к оформлению развивающей среды группы. Изготовление вертушки в домашних условиях. Предложить придумать сказку о растениях.
ЯНВАРЬ
Выставка литературы на экологическую тему. Привлечение родителей к подбору материалов для уголков экспериментирования и познавательной деятельности
ФЕВРАЛЬ
Оформление информационного материала для родителей «Это интересно». Предложить рассмотреть с ребенком форму его носа, носов мамы и папы; найти в них сходства и различия. Дидактическая игра «Угадай на вкус» Дидактическая игра «Найди и промолчи»
МАРТ.
Организация проведения «Дня открытых дверей». Изготовление книжек «Береги свое здоровье». Привлечение родителей к проведению развлечения «Приключения солнечных зайчиков».
АПРЕЛЬ.
Выставка поделок из бумаги. Дидактическая игра «Найди одинаковые по фактуре ткани». Дидактическая игра «Назови все пластмассовые предметы». Дидактическая игра «Назови резиновые предметы».
МАЙ
Оформление информационного материала для родителей «Это интересно». Предложить придумать сказку «История одной свечи». Анкетирование родителей «Экспериментальная деятельность в группе»
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц |
Тема |
Задачи |
Материалы и | |
Ноябрь
Декабрь
Январь
| 1.«Почему песок | Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого). | Песок, глина, емкости, лупа, ширма, сито «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ» | |
2 «Глина, ее качества и свойства». Опыт N4 «Глиняные игрушки» | Формировать представления о свойствах глины (моется, бьется, размокает) | Глина, вода, салфетки, схемы изготовления игрушек, дощечки для работы. «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ» | ||
3. «Ветер», | Выявлять изменения свойства песка при взаимодействии с ветром и водой | Песок, глина, прозрачные емкости, закрытые крышками; полиэтиленовые | ||
4. «Свойства и качества воды» (Окрашивание | Ознакомить детей со свойствами воды; Формировать у детей | Вода, молоко, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, горячая вода, «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ» 2) | ||
1.«Откуда берется | Ознакомить детей с одним из состояний воды —паром Ознакомить детей с процессом конденсации | Кипяток, термос (емкость с кипятильником) Дыбина О.В. «Неизведанное рядом», стр. 5-6; Папка с опытами | ||
2. «Замерзание | Ознакомить детей с различными жидкостями; помочь выявлению различий в процессах замерзания различных жидкостей | Одинаковое количество обычной и соленой воды, молоко, сок, растительное масло, ёмкости, алгоритм деятельности «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ» | ||
3. «Где теплее?», | Познакомить детей со свойствами теплого и холодного воздуха | Горячая вода, два термоса, чайник | ||
4. «Ветер в комнате» | Формировать представления детей об образовании ветра | Две свечи, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный за нить) Дыбина О.В. «Неизведанное рядом», стр. 85; Папка с опытами | ||
1.«Наши помощники — органы | Познакомить детей с органами чувств и их названиями; формирование потребности в уходе за органами чувств | Лимон, яблоко, сахар, вода, «чудесная коробочка» (с дырочками), коробочка с бубном, «чудесный мешочек», непрозрачный чайник «Ребёнок познаёт мир» Смирнова Т.В, стр.91«ОО-ЭР в ДОУ», стр 72 | ||
2.«Язычок-помощник» | Познакомить детей со строением и значением языка. | Набор разнообразных продуктов питания (горьких, сладких, кислых, соленых), схематичное изображе | ||
3. «Глаза — орган | Познакомить детей с органами чувств — глазами, их назначением, правилами ухода и охраны | Вода, непрозрачный чайник «Ребёнок познаёт мир» Смирнова Т.В, стр.99; | ||
Февраль
Март | 1«Ухо — орган слуха», | Познакомить детей с органом чувства —ухом, его значением, | Коробочка с бубном, музыкальные инструменты, знаки запрещающие действия, которые могут приводить к «Ребёнок познаёт мир» Смирнова Т.В, стр.80; | |
2 «Как распространяется звук?», опытN1 | Познакомить детей со способом распространения звука, с понятием «звуковые волны» | Вода, камешки, стол с ровной поверхностью, емкости, шашки (монеты) Дыбина О.В. «Неизведанное рядом», стр. 11; Папка с опытами | ||
3 «Спичечный телефон», | Познакомить детей с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии | Два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички | ||
4 «Бумага, «Древесина, ее качества и свойства» | Познакомить детей со свойствами бумаги (мнется, рвется, режется, горит) и | Вода, писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, емкости, алгоритм описания свойств материала Дыбина О.В. «Неизведанное рядом», стр. 16; Папка с опытами | ||
1.«Ткань, | Обучить детей узнавать вещи из ткани, определение ее качества и свойства (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит). | Образцы тканей, вода, ножницы, спиртовка, спички, емкости, алгоритм описания свойств материала Дыбина О.В. «Неизведанное рядом», стр. 17; Папка с опытами | ||
2 «Мы — фокусники!» | Формировать у детей умения выявлять выявлять материалы, взаимодействующие с магнитами Вода, растительное масло, кусочек ткани, деревянный шарик со вставленной внутрь металлической пластиной, обычный деревянный шарик, емкость, «волшебная» рукавичка с магнитом внутри, иголка материалы, взаимодействующие с магнитами | |||
3 «Почему все | Формирование у детей представления о том, что Земля обладает силой притяжения | Предметы из дерева и пластмассы, пух, бумага, вода, песок Дыбина О.В. «Неизведанное рядом», стр. 10; Папка с опытами | ||
4. «Солнечные зайчики» | Научить детей отражать свет зеркалом – пускать солнечных «зайчиков» | Зеркала по количеству детей, источник света. | ||
Апрель | 1. «Что в коробке?» | Познакомить детей со значение света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа). Показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. | Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь. Фонарик, лампа. | |
2. «Проращивание луковицы в стакане с водой и без воды» | Выделить фактор внешней среды – воду – как существенную необходимость для роста и развития лука. | Две одинаковые луковицы, два стаканчика (один наполненный водой, другой – пустой). Опыт отсрочен по времени 2-3 недели | ||
3. «Проращивание семян в блюдцах с водой и без воды» | Выделить фактор внешней среды - воду – как существенную необходимость для роста и развития семян. Наглядный: показ, наблюдение; словесный: беседа, рассказ | Семена кабачка или гороха, два блюдца, небольшие кусочки марли, стакан воды. Опыт отсрочен во времени 1 – 2 недели | ||
4. «Игры с воздушным шариком и соломинкой» | Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. | Два воздушных шара (один надут слабо – мягкий, другой надут сильно – упругий, воздушные шарики, емкости с водой – для каждого ребенка | ||
Май | 1.«Нарисуем свой портрет» | Познакомить детей со строение тела человека и пространственным расположением его частей | Маркеры, губки, зеркала – большие и маленькие, салфетки, кисти, клей. | |
2. «Что в пакете?» | Учить детей обнаруживать воздух в окружающем пространстве. | Полиэтиленовые пакеты по количеству детей | ||
3.«Надувае мыльных пузырей» | Научить детей пускать мыльные пузыри и познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь | Тарелка (подночс0, стекланная воронка, соломинка, палочка с колечками на конце. Мыльный раствор в емкости. | ||
4. «Как очаровать червя? | Дать детям знания о том, что черви любят дождь (они берегут кожу от высыхания, чувствуют вибрацию земли от дождевых капель. | Лужайка (клумба) со слегка влажной почвой; вилы лопата, лейка с водой; бубны. |
Литература
- Дыбина О.В. , Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/Под ред.О.В Дыбиной. – М.: ТЦ СФЕРА, 2013.
- Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1/ Сост. Н.В.Нищеева. – СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2013.
- Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2/ Сост. Н.В.Нищеева. – СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2013.
- «Ребёнок познаёт мир» ( игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников)/авт.-сост. Т.В.Смирнова. – Волгоград, 2011. – 167 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование кружковой работы «Волшебные клубочки» во второй младшей группе
Планирование кружковой работы «Волшебные клубочки» во второй младшей группе...
Перспективный план кружковой работы " Веселые пальчики" во второй младшей группе
Мир ребенка эмоциональный и красочный. В ребенке уже заложено стремление узнавать и создавать. И не для кого, не секрет, что дети любят рисовать. Рисовани...
Кружковая работа по ПДД во второй младшей группе "Малинки" д/с "Орленок"
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых – доступно разъяснить правила реб...
План кружковой работы «Веселые пальчики» во второй младшей группе
ВведениеВ раннем дошкольном возрасте уделяют большое внимание мелкой моторике. В плане кружковой работы отражено содержание по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоц...
Перспективное планирование кружковой работы «Веселые художники» во второй младшей группе.
Перспективное планирование кружковой работы«Веселые художники»во второй младшей группе...
Отчет по кружковой работе "Юный эколог" во второй младшей группе
Отчет по кружковой работе во второй младшей группе «Сказка» Главная цель экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей п...
Кружковая работа «Занимательная сенсорика» во второй младшей группе
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. ...