Кружковая работа по экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста
проект на тему
Материал для педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti.docx | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация и проведение кружковой работы по
экспериментально-опытной деятельности дошкольников
Пятилетний малыш выходит гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное – большущая лужа в самой середине двора, в которой весело отражается весеннее солнышко. А что если кинуть в лужу камешек? Испугается солнышко или нет? От камушков по воде расходятся по воде круги. Лужа морщится. От маленького камушка – немножко. От большого – по воде расходятся широкие круги. Надо бы еще камушков, но их почему-то не оказывается под рукой.
Что делал малыш? Баловался? Отнюдь нет. Он занимался наисерьезнейшим делом – экспериментировал. Никто не ставил перед ребенком никакой специальной задачи, никто не организовывал его деятельность. Действия его были вызваны исключительно природным любопытством. Это можно назвать «бескорыстным экспериментированием», что является показателем умственной активности ребенка. Без нее, невозможно нормальное интеллектуальное и творческое развитие детей.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятие, прогулку, сон. Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью – дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям со временем не угас. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если…), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности мы выбрали детское экспериментирование. Нами был организован кружок «Юные исследователи».
Цель исследовательской деятельности в данном кружке – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста можно сформулировать так:
- Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
- Развитие у детей представления о химических свойствах вещества (выделение вещества путём отстаивания фильтрования)
- Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (испарения, магнетизм, сила тяготения и др.)
- Развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня.
- Развитие элементарных математических представлений о мерке – как о способе измерения объема, массы, длины, о мерках измерения длины.
- Развитие у детей умение пользоваться приборами – помощниками, при проведение экспериментов (увеличительные стёкла, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокли)
- Развитие у детей умственных способностей.
- Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение.
Структура проведения совместной образовательной деятельности по экспериментированию
С учетом возрастных особенности детей, нами разработан перспективный план экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Тематический план занятий-экспериментов
месяц | тема | задача |
октябрь | Воздух «Надувание напальчника» «Что в пакете?» «Загадочные пузырьки» «Надувание мыльных пузырей» | Обнаружить воздух. Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха. Сравнить свойства воздуха и воды. Обнаружить воздух в других предметах. Обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место. |
ноябрь | Волшебное мыло «Знакомство с мылом» «Свойства мыла» «Рисуем мылом и акварелью» «Лепим из мыла фигурки» | Познакомить детей с различной консистенцией мыла. Дать детям представление о том, что мыло имеет запах, мыло хорошо пенится, мыло пластичное. Познакомить детей с новой техникой рисования. Развитие фантазии, воображения, мелкой моторики рук. |
декабрь | Песок, глина. «Почему песок хорошо сыплется» «Посадим дерево» «Где вода?» «Волшебный материал» | Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. Определить, что песок и глина по-разному впитывают воду. Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании. |
январь | Вода «Какая бывает вода?» «Вода растворитель» «Можно ли пить талую воду?» «Плавает – тонет» | Продолжать знакомить со свойствами воды – вода не имеет формы, разливается, течет. Показать, что даже самый чистый снег грязнее водопроводной воды. Показать, что тяжелый предмет тонет, а легкий нет. |
февраль | Снег. «Почему тает снег?» «Где снег не тает?» «Изготовление цветных льдинок» «Взаимодействие воды и снега» | Подвести к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла. Установить зависимость изменений в природе от сезона года. Выявить свойства воды – превращаться в лед, принимать форму емкости. Сравнить свойства воды и снега: прозрачность, текучесть – хрупкость, твердость. Проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние. |
март | Особенности сезона «Где быстрее наступит весна?» «Нужен ли растениям снег?» «Тепло – холодно» «Где будут первые проталины?» | Установить зависимость изменений в природе от сезона. Установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения |
апрель | Свет «Свет вокруг нас» «Когда это бывает» «Как развивается растение» «Что любят растения» | Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света. Посадка растения. Выделить циклы развития растения. Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними. |
май | Мы фокусники «Испытание магнита» «Почему иногда два магнита отталкиваются» «Рисуем магнит» «Рыбалка» | Знакомство с понятием магнит. Формирование представлений о свойствах магнита. Продемонстрировать, какой узор образуют магнитные поля вокруг магнитов различной формы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фотоотчет о проделанной работе в рамках методической разработки «ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ЧАСТЬ 1
Фотоотчет о проделанной работе в рамках методической разработки «ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
Фотоотчет о проделанной работе в рамках методической разработки «ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ЧАСТЬ 2
Фотоотчет о проделанной работе в рамках методической разработки «ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ЧАСТЬ 2...
Фотоотчет о проделанной работе в рамках методической разработки «ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ЧАСТЬ 3
Фотоотчет о проделанной работе в рамках методической разработки «ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ЧАСТЬ 3...
Пояснительная записка на тему: «Использование инновационных форм работы в организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...
Презентация «Использование инновационных форм работы в организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...
Система работы по организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста как фактор развития их познавательной активности
Проблемы модернизации образовательного процесса в ДОУ и школе.Педагогический форум Самарского региона 2019 года...
Опыт работы "Организация опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«ДС №16»Опыт работы по теме«Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста».Воспитат...