«МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ»
консультация (подготовительная группа) на тему
В своей консультации я знакомлю коллег с практической организацией предметно-пространственной среды в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_pps_v_dou_20.03.18_g.docx | 24.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 г. Пугачёва Саратовской области»
«МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
СРЕДЫ В ДОУ»
Воспитатель:
Зимарёва Л.А.
2018 г.
Индивидуализация – это создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей дошкольников.
Г. М. Коджаспирова
Опыт последних десятилетий убедительно свидетельствует о важности естественного вхождения принципа индивидуализации в образовательный процесс ДОУ. При этом он должен прослеживаться в течении всего дня, а не соблюдаться только в специально отведенные часы или при выполнении особых форм деятельности, например, на занятии, спортивных, развлекательных мероприятиях.
Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды заключается в том, что каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Это особенно важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников "заражаться" текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.
В своей работе по организации предметно – пространственной среды в ДОУ с учётом ФГОС ставим задачи:
• формирование предметно-развивающей среды, способствующей самообучению и саморазвитию ребенка, стимулированию становления его как субъекта разных видов деятельности;
• стимулирование к приобретению способности делать выбор, принимать решения, нести ответственность за выбор и результаты своих действий и поступков;
• овладение педагогами новыми образовательными технологиями и методами работы с детьми в образовательной, в том числе предметно-развивающей и игровой среде, способствующими повышению их профессиональной компетентности;
Использование отдельных компонентов развивающей предметно-пространственной среды.
В своей работе с детьми подготовительной группы мы используем следующие компоненты предметно - пространственной среды:
«Смайлики настроения» - На личном шкафчике дошкольника помещается двусторонний смайлик – фишка в соответствии с настроением детей, также можно усложнить, используя для этого пиктограммы эмоционального состояния (слайд 1);
«Уголок именинника» - где прикреплена фотография ребёнка и дети могут разместить поздравления, рисунки, поделки в подарок имениннику (слайд 2);
«Наше творчество» - это мини выставка детских работ выполненных в различных техниках в детском саду или дома с родителями (слайд 3);
«Остров сокровищ» - сундучок, в котором мы храним игрушки, принесённые из дома, наши сокровища (слайд 4);
Дети любят собирать, коллекционировать разные мелкие предметы. Мы помогаем изучать коллекции искать новые экспонаты. Пополняем, знания детей используя книги, энциклопедии. Представляя детям чью-либо коллекцию, рассказывая о ней, воспитатель вызывает интерес к созданию собственной (слайд 5);
«Мой дом»- в группе также есть патриотический уголок с картой, глобусом, фотографиями нашего города, здесь же могут быть размещены книги о России, национальной одежде, а также прикреплены стикеры с адресом каждого ребенка (слайд 6);
«Деловые хлопоты»- коробочка заполнена бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребёнок хочет исполнить: «гардеробщик», «эколог», «главный строитель», «Директор гаража», «Дизайнер», «Художник-оформитель», «Счетовод» и др. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, участвовать в игре, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность (слайд 7);
«Копилка личных достижений» - формирование копилки личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни (слайд 8);
«Коврик примирения» - помогает детям-дошкольникам разрешать споры, конфликты, сложившиеся в ходе игры (слайд 9);
«Уголок уединения» - зона психологической разгрузки воспитанников должна быть оборудована уголками для уединения (палатка, ширма и т.д.), фотоальбомами с семейными или групповыми фотографиями. В уголках для уединения дети могут «спрятаться» от внешнего мира, отдохнуть от детского коллектива, просто посидеть или полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном или групповом альбоме. Используя переносные ширмы, ребенок может создать «своё» личное пространство, сделать комнату для игры, таким образом, создать свой собственный мир (слайд 10);
«Я научился»- информирует о достижениях ребёнка, что помогает созданию положительной атмосферы, пробуждает ресурсы, развивает веру в себя и собственные силы (слайд 11).
Организованная таким образом личностно ориентированная среда стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.
Рекомендуем Вам использовать и другие компоненты предметно - пространственной среды в дошкольном учреждении:
«Здравствуйте, я пришёл» - размещая утром свою фотографию, ребёнок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых;
«Ладошки успеха» - это ежедневное поощрение детей за успехи и достижения;
«Чудо - варежки» - воспитатель может поочерёдно крепить на стенд «варежки дошкольника» с карточкой – заданием для индивидуальных занятий ребёнка с родителями дома;
«Творческая мастерская» - проектирование и изготовление игр и игрушек, атрибутов;
«Мини - музеи» - это персональные тематические выставки в мини - музее, подготовленные ребёнком и родителями по интересам дошкольника;
Стенд - «Мы спортсмены» - используется для выражения ребёнком своего отношения к занятиям физической культурой, собственного увлечения каким-либо видом спорта, обмена мнениями внутри детского коллектива ДОУ;
«Эко - полянка» - лаборатория под открытым небом. Опытно – экспериментальная, исследовательская деятельность и т д..
Среда группы, организованная с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.
Родители активно включаются в работу с детьми, видят их успехи и достижения.
Конечно, работа по преобразованию предметно-пространственной среды в детском саду необходимая, сложная, многоплановая и творческая деятельность всех участников образовательного процесса. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой.
Мы стараемся максимально эффективно использовать пространство группы для реализации идеи индивидуализации среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель предметно-развивающей среды в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ как средство оптимизации речевого развития детей с нарушениями речи
Назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.1....
Содержательная модель модернизации образовательной среды
Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества - экономической, социальной, политической, культурной, не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потен...
Модель предметно – развивающей среды
Модель предметно – развивающей среды, созданная в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет воспитателем ...
Модель предметно развивающей среды дошкольного учреждения
Модель предметно развивающей среды дошкольного учреждения с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (схема)...
Проект по созданию инновационной модели развивающей образовательной среды
Проект по созданию инновационной модели развивающей образовательной среды....
Модель предметно-развивающей среды как средство развития речи дошкольника 6-7 лет
Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, иниациативного, активного и творческого ребенка. Она должна способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности...
Модель описание развивающей среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возраста.
Условная зона пространства группового помещения с подвижными зонами границ....