Содержательная модель модернизации образовательной среды
материал по теме

Афанасьева Ольга Викторовна

Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества - экономической, социальной, политической, культурной, не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития.

Поэтому не удивительно, что одним из стратегических направлений в образовании определилась инновационная деятельность образовательных учреждений.

Понимание необходимости реформирования системы образования приводит на практике к неизбежности включения образовательных учреждений в инновационные процессы, постоянного нахождения их в своем "инновационном поле" поле создания и, самое главное, освоения конкретного новшества.

Это особенно актуально для нашего времени, так как является - и условием выживания образовательного учреждения (как в прямом, там и в переносном смысле), и условием обеспечения социальной безопасности как его воспитанников, так и всех членов педагогического коллектива.

Жизнь ставит перед образовательными учреждениями новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств.

Способность к изменениям является в настоящее время решающим фактором развития, обеспечивающим конкурентоспособность того или иного образовательного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержательная модель модернизации образовательной среды, обеспечивающая перевод образовательного учреждения в инновационный режим

Содержание

                                                                                                                                  стр

           Введение                                                                                                     3-4

  1. Обоснование необходимости решения проблемы проектным методом                                        

1.1.  Технологические основы перевода ОУ в инновационный режим         5

1.2.   Этапы перевода ОУ в инновационный режим                                     5-7

2.   «Проблемное поле» образовательного учреждения                                   7-9

2.1.  Модель модернизации образовательной среды                                  9-10

2.2. Этапы инновационного процесса                                                             10

3.    Результаты исследования и их анализ                                                    11-17

3.1. Этапы работы над проектом                                                                      18

3.2. План мероприятий по реализации проекта                                         19-20

3.3. Риски и ограничения реализации проекта                                               21

  Заключение                                                                                                            22           Приложения

1. «Проблемное поле» школы                                                                    23

2. Структурирование выявленных проблем                                              24

3. Группировка проблем ключевого блока                                               25

4. Установка взаимосвязей решаемых проблем                                       26

5. Модель модернизации образовательной среды                                   26

6. Оценка состояния образовательной среды                                      27-32

Введение

Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества - экономической, социальной, политической, культурной, не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития.

Поэтому не удивительно, что одним из стратегических направлений в образовании определилась инновационная деятельность образовательных учреждений.

Понимание необходимости реформирования системы образования приводит на практике к неизбежности включения образовательных учреждений в инновационные процессы, постоянного нахождения их в своем "инновационном поле" поле создания и, самое главное, освоения конкретного новшества.

Это особенно актуально для нашего времени, так как является - и условием выживания образовательного учреждения (как в прямом, там и в переносном смысле), и условием обеспечения социальной безопасности как его воспитанников, так и всех членов педагогического коллектива.

Жизнь ставит перед образовательными учреждениями новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств.

Способность к изменениям является в настоящее время решающим фактором развития, обеспечивающим конкурентоспособность того или иного образовательного учреждения.

По данным социологических исследований, более 90% школ Российской Федерации охвачены в настоящее время поиском новых средств, методов и форм образовательной и воспитательной деятельности. В учреждениях образования, особенно в последнее десятилетие, осуществляется огромное количество разнообразных инновационных процессов. Это количественная статистика.

Вместе с тем качественный анализ показывает, что учреждения образования, вследствие приказа сверху или моды, берутся за разработку и внедрение разнообразных новшеств, органично никак не связанных с жизнедеятельностью конкретного образовательного учреждения. В итоге получается либо традиционный "план мероприятий", либо сложное "произведение искусства", созданное руководителем, непонятное, чуждое для коллектива и, как следствие этого, отторгаемое им.

Одной из основных причин такого несоответствия является отсутствие системы управления инновационными процессами в конкретном учреждении образования. На практике это выражается в том, что, осваивая те или иные новшества, образовательные учреждения решают какие угодно и чьи угодно проблемы, только не собственные. Т.е. нововведения не являются средством решения проблем конкретного учреждения образования и, как следствие, средством его развития.

В предлагаемой работе мы будем основываться на точке зрения, согласно которой все инновации должны решать проблемы конкретного образовательного учреждения, т.е. быть средством, а не самоцелью. В этом плане инновационный процесс становится управляемым и ключевая роль в нем принадлежит руководителям образовательных учреждений.

Не разработанность, с точки зрения управления, начального этапа инновационного процесса в учреждениях образования, а также собственная практика работы в школе и практика управленческого консультирования дают нам основание поделиться собственным опытом и имеющимися методическими разработками со своими коллегами - всеми руководителями, работающими в системе управления образованием.

   Исследование  закономерностей  модернизации образовательной среды, направленной на перевод ОУ в инновационный режим, на наш взгляд, является актуальной по той причине,  что часто инновационные процессы разрозненны, малоуправляемы, плохо продуманы и неподготовлены.

Цель работы: определение рациональных организационно-педагогических путей осуществления инновационных процессов в учреждении.

Объект исследования: процесс модернизации образовательной деятельности учреждения

Предмет исследования:  организационная и социальная подсистема

Гипотеза: Если выявить проблемы и произвести необходимые изменения в организационной подсистеме, то изменится взаимодействие педагогов с детьми и родителями и, следовательно, процесс перевода ОУ в инновационный режим  будет успешнее.

Основные задачи:

  1. Разработать функциональную модель развития инновационных процессов в учреждении с учетом его особенностей;
  2. изучить организационный климат учреждения;
  3. оценить состояние образовательной среды;
  4. систематизировать опыт равботы учреждения по инновационной деятельности;

Практическая значимость проекта заключается в том, что полученные результаты можно будет использовать при планировании этапов перевода ОУ в инновационный режим.

  1. Обоснование необходимости решения проблемы проектным методом
  1. Технологические основы перевода ОУ в режим развития

На наш взгляд, несмотря на довольно подробное описание в литературе различных аспектов инновационной деятельности, практически нигде не встречается технологического описания тех или иных этапов инновационного процесса. Существующая практика показывает, что каждый здесь идет своим путем, путем проб и ошибок, ориентируясь больше на собственную интуицию, чем на какие-либо существующие нормы.

В предлагаемом разделе, опираясь на собственный опыт, мы обозначим систему конкретных управленческих действий, обеспечивающих эффективную подготовку и включение педагогического коллектива образовательного учреждения в инновационный процесс. С этих позиций мы вправе говорить о технологических основах перевода общеобразовательных учреждений в режим развития.

Считаем необходимым перед обозначением конкретных шагов в данной работе пояснить следующее:

  - во-первых, для осуществления инновационного процесса необходим особый настрой всех членов педагогического коллектива, что потребует особого внимания и дополнительных усилий всех руководителей образовательного учреждения, так как сформированная мотивация персонала (не только педагогического, но и технического) выступает важнейшим условием и гарантией положительного освоения того или иного запланированного новшества;

- во-вторых, все принимаемые управленческие решения, обеспечивающие режим развития, должны быть коллективными, ибо только это условие обеспечивает быстрое, успешное и надежное включение большинства членов педагогического коллектива в инновационный процесс.

  1. Этапы перевода ОУ в инновационный режим

В процессе перевода образовательного учреждения в режим развития нам представляется возможным выделить следующие этапы:

I этап. Осознание важности, необходимости и неизбежности будущих преобразований одним из членов административной команды образовательного учреждения, т.е. наличие своего рода «идейного вдохновителя» и «генератора» будущих идей. Как показывают наши исследования, самым продуктивным, для последующих действий, является вариант, когда этим «вдохновителем» является директор школы - уже формальный лидер, со своими властными полномочиями.

II этап. Формирование им своей команды — подразумевающей в нашем случае не столько административную (менеджерскую) команду, что само по себе является непременным и необходимым условием, сколько идейных сторонников из педагогического коллектива, методически и технологически подготовленных к внедрению того или иного новшества.

III этап. Мотивация членов педагогического коллектива и формирование готовности учителей к инновационной деятельности. Главное здесь заручиться поддержкой и пониманием как минимум четверти членов педагогического коллектива. Это именно та "критическая масса", без наличия которой бессмысленно и даже опасно начинать какие-либо изменения. В целом формы и методы мотивации педагогического и технического персонала определяет на данном этапе руководитель образовательного учреждения.

    IV этап. Проблемный анализ школы, построение "проблемного поля" и определение главной (ключевой), на сегодняшний день, проблемы своего образовательного учреждения.

V этап. На основе полученных результатов проблемного анализа и выявленной ключевой проблемы - выработка проектной идеи развития школы на ближайший период. Это выбор объекта нововведений, который должен исходить из жизненной необходимости конкретной школы и однозначно быть понимаемым большинством участников образовательного процесса. На этом этапе решается принципиальный вопрос: какой будет сфера будущих инноваций? Будет она касаться учебной или внеучебной деятельности? Какая из них будет приоритетной?

VI этап. Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи, т.е. составление плана или программы ее реализации.

VII этап. Отслеживание первых шагов по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий.

Предлагаемый алгоритм перевода образовательного учреждения в режим развития имеет, как минимум, двойное значение:

Во-первых, это механизм формирования и дальнейшего развития инновационного потенциала педагогического коллектива;

Во-вторых, наличие в школе развивающегося педагогического коллектива рассматривается нами как необходимая гарантия, условие и средство для более эффективного и надежного обеспечения режима развития конкретного образовательного учреждения.

В предлагаемых этапах перевода образовательного учреждения в режим развития ключевым является IV этап, в ходе которого определяется главная проблема своего образовательного учреждения. Без этого все дальнейшие шаги и усилия, кто бы и как бы их ни предпринимал, будут носить чисто формальный характер, так как без определения конкретной проблемы невозможно начать инновационную деятельность - деятельность, которая решала бы конкретные проблемы конкретного образовательного учреждения.

Нам хотелось бы разобрать (как один из апробированных и практико-ориентированных) вариант проведения проблемного анализа образовательного учреждения, итоги которого, при условии правильного и корректного его проведения, составляют реалистичные основы Программы развития конкретной школы и позволяют сконцентрировать усилия всех участников учебно-воспитательного процесса на решении реально существующих проблем. А они, естественно, в каждой школе будут свои - специфические.

 2. "Проблемное поле" как основа программы развития образовательного учреждения

Проблемный анализ, ядром которого является построение "проблемного поля" образовательного учреждения, представляет собой результат групповой работы наиболее профессиональных и заинтересованных в изменениях педагогов школы. Его результаты являются реальной основой инновационной деятельности образовательного учреждения. При этом стоит отметить особо, что принять в нем участие насильно заставить никого нельзя. Мы рекомендуем руководителям образовательных учреждений добиться осознанного участия в проблемном анализе как минимум четверти своего коллектива. При этом нужно учитывать то, что проблемы есть (или могут появиться) у тех, кто заинтересован в развитии своей школы. В таких образовательных учреждениях и будет уместным проведение проблемного анализа, и, в дальнейшем те или иные планируемые нововведения будут являться средством решения выявленных ключевых проблем. В противном случае ситуация в вашем образовательном учреждении будет выглядеть явно абсурдной: когда проблем никаких и ни у кого нет (по крайней мере заявленных), а инновационные процессы вдруг идут.

Шаг первый. Генерирование и обозначение проблем (Приложение 1). В современной литературе отмечается, что сбор информации для определения проблем может осуществляться различными способами, как традиционными (посещение уроков, беседы, анкетирование и т.д.), так и посредством использования специально разработанных карточек проблем. Тем не менее, на наш взгляд, более эффективным является коллективное генерирование и обозначение проблем, например, в форме семинара, совещания или даже педагогического совета. При этом очень важно, чтобы все участники находились друг против друга. Практика показывает, что ведущим данной встречи должен быть человек посторонний, который сам не может обозначить никакой проблемы данной школы, а может только все это действие организовать и "держать" его в установленных рамках.

Каждый участник данного совещания, к которому обращается ведущий, самостоятельно обозначает проблему образовательного учреждения, какой бы стороны жизнедеятельности она их не касалась. При этом критические замечания, высказывания и комментарии других участников исключаются. За один раз каждому можно обозначить лишь одну проблему, потом это право переходит к другому и т.д. "по кругу". Это продолжается до тех пор, пока не иссякнет обозначение проблем. Обычно этот процесс занимает по времени 1-1,5 часа.

Шаг второй. Структурирование выявленных проблем по проблемным блокам (Приложение 2). В условиях общеобразовательных школ данными блоками могут быть: учебно-воспитательный процесс (отдельно по каждой ступени образования + воспитательная работа), содержание образования, организационно-управленческий процесс, организационная культура, ресурсное обеспечение. На этом же этапе происходит выявление ключевого блока. Ключевым считается тот, в котором оказалось наибольшее количество проблем.

Шаг третий. Структурирование, или группировка, проблем ключевого блока (Приложение 3). Основания для такого структурирования могут быть самые разнообразные. Например: по сферам деятельности они могут быть школьными и внешкольными, по субъектам решения - преподавательскими (учительскими), административными, вышестоящего отдела образования; по результату - решаемыми и не решаемыми нами, т.е. конкретным образовательным учреждением, в настоящих условиях.

Структуризация проблем может быть произведена по семи классам.

Первый класс включает проблемы, связанные с несоответствием уровня и качества организации и осуществления образовательного процесса в данном учебном заведении современным психолого-педагогическим и научно-методическим требованиям.

Второй класс – это проблемы, связанные с отсутствием в учебном заведении систематической работы по сбережению здоровья учащихся.

Третий класс – проблемы, связанные с  повышения квалификации кадров.

Четвертый класс – проблемы, связанные с несоответствием содержания и качества в содержания взаимодействия с родительской общественностью современным требованиям.

Пятый класс – это проблемы, связанные с несовершенством финансово-экономической системы.

Шестой класс включает проблем, связанные с несоответствием административной деятельности требованиям теории и практики управления.

Седьмой класс – это проблемы, связанные с несоответствием кадровой политики с реальным социально-экономическим положением сотрудников.

Семь классов проблем, выявленных методом оценки, дают нам интегрированную характеристику «проблемного поля» и полное представление о состоянии дел в данном учебном заведении. Это своего рода «диагноз». Дальше надо думать о решении этих проблем. Но их множество, и каждая связана с наличием (или отсутствием) необходимых для ее разрешения условий (кадровых, информационных, методических, материально-технических, финансовых, социальных и т.д.). Так, что все разом не охватишь, и необходимо определить и выбрать только те проблемы, которые, во-первых, являются наиболее острыми и, во-вторых, для их разрешения имеются или могут быть созданы в ближайшее время соответствующие условия.

Шаг четвертый. Установление взаимосвязей решаемых проблем ключевого блока (Приложение 4). В этом блоке необходимо проанализировать каждую проблему с последующей на предмет их первичности: какая из вышеозначенных проблем может быть решена за счет решения другой.

Шаг пятый. Подсчет количества выборов каждой проблемы и определение ключевой. Ею будет являться та, которая получила всех больше выборов. Это и будет ключевая проблема конкретного образовательного учреждения, которую и необходимо будет решать в течение определенного времени.

2.1. Модель модернизации образовательной среды, обеспечивающая перевод образовательного учреждения в инновационный режим

С целью решения вышеперечисленных проблем, мы разработали модель модернизации образовательной среды как средства повышения качества образования, представленную на схеме  (Приложение 5).

Данная модель направлена на решение следующих задач:

  • В педагогической подсистеме:

- приведение программно-методического комплекса в соответствие с существующими и предполагаемыми потребностями детей и их родителей и требованиями государственных образовательных стандартов к условиям его осуществления;

- перевод характера образовательного процесса  на деятельностный;

- создание специальных зон для различных видов деятельности, придание им здоровьесберегающей и развивающей направленности;

- обеспечение ситуации успеха каждому воспитаннику

  • В организационной подсистеме:

- развитие общественной составляющей для включения всех субъектов образовательного процесса;

- организация личностно-ориентированного методического и психологического сопровождения индивидуальной линии развития каждого педагога;

- организация мероприятий по поддержанию и развитию мотивации педагогов к профессиональному и личностному росту

  • В социальной подсистеме:

- организация взаимодействия субъектов образовательного процесса, направленного на полноценное развитие воспитанников;

- построение отношений с широким социальным окружением с позиций гражданского диалога.

Все это приведет к повышению качества образования и будет способствовать переводу ОУ в инновационный режим.

2.2. Этапы инновационного процесса

Если обратиться к теории, то инновационный процесс - процесс поиска, создания, освоения и распространение новшества. Можно выделить следующие этапы инновационного процесса:

1. Зарождение потребности в изменениях.  На этом этапе происходит выявление проблем и осознание необходимости в изменении.
2.
Разработка новшества. Здесь ожидается представление новшества в виде концепции, проекта, составляется план запуска новшества, а также учитываются все условия необходимых для этого запуска.
3.
Запуск новшества.
4.
Апробация новшества.  Ожидаемыми результатами этого этапа являются:
- сбор данных о состоянии дел в практике до апробации новшества;
- данные о том насколько результативно вводимое новшество (как с его помощью решается проблема);
- пробное решение проблемы на экспериментальной базе;
- уточнение планов инновационной деятельности.
5.
Освоение новшества, что должно привести к решению поставленной
проблемы.
6.
Институализация новшества - его переход в норму. Инновационный процесс - процесс циклический.

3. Результаты исследования и их анализ

      Система управленческих мер инновационного характера для введения инноваций в практику работы  предполагает взаимодействие 4 видов управленческих действий: планирование - организация - руководство - контроль. Каждый компонент этой структуры имеет свое строение.

   На этапе планирования нами был сделан проблемно ориентированный анализ деятельности школы, в результате которого выявились недостатки в УВП школы, была сформулирована проблема и поставлена цель. На этом же этапе была прописана концепция новой школы и разработан план действий, который позднее вылился в «Комплексно-целевую программу развития школы до 2012 года».

     В последние 2 года основной задачей педсоветов была активизация инновационной деятельности педагогов, рефлексия этой деятельности и определения ближайших перспектив развития. Об этом свидетельствуют и темы педсоветов («Школьное образование сегодня: особенности и перспективы»; «Роль и задачи системы дошкольной подготовки детей»; «Организация инновационной, исследовательской и опытно-экспериментальной работы в школе»; «Ориентация на личность ребенка в учебной и внеучебной деятельности»).

     Развивающее обучение - система развивающаяся, и педагог - ключевая фигура образовательного процесса. После проведения реорганизации учреждения педагогический коллектив обновился почти на 50%. Именно этому коллективу предстояло осваивать новую образовательную систему.

    Национальная инициатива «Наша новая школа» установила чёткую взаимосвязь кадровых, учебно-методических, материально-технических и других условий с возможностью получения детьми необходимых образовательных результатов и сохранения, укрепления и развития их здоровья (Приложение 6а, 6б). Остановимся на одном из его направлений: введении новых государственных образовательных стандартов и оценим степень готовности кадров школы к их внедрению.

        Новые государственные образовательные стандарты включают три группы требований: к структуре образовательных программ; к результатам их освоения и к условиям их реализации. Соответствие условий реализации образовательных программ требованиям стандарта рассматривается в контексте:

  • соответствия требованиям комплексной безопасности пребывания детей в образовательном учреждении;
  • наличия условий для полноценного физического развития, удовлетворения потребности в разнообразной двигательной активности;
  • наличие условий для формирования потребности в здоровом образе жизни;
  • оснащения основных и дополнительных функциональных зон современным комплектом игрового, учебного и компьютерного оборудования;
  • предоставления возможностей для самопредъявления личностных достижений учащихся и их участия в творческой, исследовательской и других видах конструктивной деятельности

Для выполнения требований ФГОС к условиям и развивающим возможностям образовательного процесса нужны педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытие ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы. Таким образом, в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов успех изменений зависит от инновационного потенциала и компетентности педагогов в вопросах внедрения нового содержания образования, обеспечивающего ориентацию на потенциальные возможности ученика, на перевод его из зоны актуального в зону ближайшего развития:

  • направленность содержания на формирование способов и средств построения деятельности (анализ, сравнение, синтез, моделирование, планирование, контроль);
  • направленность содержания на формирование у детей ценностных ориентаций общечеловеческого характера; основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры;
  • направленность содержания на личностное развитие; развитие познавательных функций; на формирование ключевых компетентностей;
  • направленность на максимально полное удовлетворение потребностей семьи за счёт дополнительных программ (для одарённых детей; для детей с ограниченными возможностями здоровья; и т.п.)
  • использование (соответствующих содержанию и индивидуальным, возрастным, психофизиологическим особенностям развития детей) различных форм проведения занятий и развивающих методов обучения и воспитания.

Развивающий характер образовательного процесса предполагает, прежде всего, личностно ориентированное взаимодействие субъектов образовательного процесса:

  • личностно – ориентированный подход в методической работе;
  • личностно – ориентированный подход к детям;
  • личностная ориентированность во взаимодействии педагогов (и других работников) с родителями, обеспечивающая их активное участие в педагогическом процессе;

Взаимодействие участников образовательного процесса зависит от личностных и профессиональных качеств педагогов, индивидуальных и возрастных особенностей детей и педагогической культуры родителей:

        Ориентированность педагога на личность ребёнка отражают его коммуникативные умения:

  • слушать воспитанника (ученика);
  • верно воспринимать индивидуальность ребёнка;
  • отказаться от воздействия и перейти к взаимодействию, организовать общение «не от себя», а «от детей».

Эффективность анализа и самоанализа деятельности определяется наличием у педагогов умения:

 - изучать коллектив и личность;

 - диагностировать развитие детей;

 - анализировать конкретные педагогические ситуации;

 - изучать и обобщать свой педагогический опыт;

 - определять эффективность собственной деятельности.

        Личностно-ориентированное взаимодействие требует от педагога умений морально-волевой саморегуляции:

  • осознавать свои чувства и контролировать их проявление в любой ситуации;
  • проявлять деликатность и предупредительность;
  • соотносить собственные мотивы и потребности с потребностями других людей.

Личную ориентированность педагога определяет его готовность к аналитической деятельности:

  • осознание собственных затруднений и достижений, интересов и потребностей позволяет выбрать эффективные формы повышения квалификации и актуальные темы самообразования, максимально использовать свой педагогический потенциал в образовательном процессе;
  • определение собственной роли в развитии и образовании детей для формирования чувства ответственности за качество образования.

Дополнительные исследования уровня готовности к личностно-ориентированному взаимодействию учителей со школьниками (на основе вышеназванных критериев) как необходимого условия для введения новых образовательных стандартов, проведенные в ходе разработки проекта, выявили ряд проблемных зон:

  • уровень развития профессиональной, информационной и коммуникативной компетентности значительной части (32%) учителей не позволяет им перейти от воздействия к воздействию, организовать общение «не от себя», а «от детей»;
  • уровень развития профессиональной компетентности большинства учителей (56%) недостаточен для использования различных форм проведения занятий и диалогических технологий обучения на исследовательской основе;
  • у значительной части учителей (49%) отмечена завышенная самооценка, связанная с неадекватной оценкой собственных затруднений и достижений, интересов и потребностей;
  • уровень мотивационной готовности части учителей (46%) к инновационным изменениям не обеспечивает системное использование ими соответствующих индивидуальным, возрастным, психофизиологическим особенностям развития школьников деятельностных методов обучения и воспитания и к проектированию развивающего образовательного процесса.

Возможные причины данных проблемных зон:

  • недостаточная направленность методического сопровождения профессиональной деятельности учителей на создание условий для самовыражения каждого специалиста; предоставление возможности самостоятельного выбора педагогами маршрутов профессионального роста и их вовлечение в процесс управления деятельностью ОУ;
  • недостаточный спектр используемых администрацией социально-психологических методов стимулирования педагогов к творчеству, профессиональному и личностному росту;
  • отсутствие системы профилактики профессиональных деструкций педагогов.

Гипотеза раздела: Разработка и внедрение личностно-ориентированной модели методического и психологического сопровождения профессиональной деятельности педагогов обеспечит:

  1. Развитие творческого потенциала учителей на основе индивидуальной образовательной траектории их профессионального и личностного роста.
  2. Формирование педагога, готового и способного к проектированию личностно центрированного образовательного процесса в условиях инновационных изменений. Другими словами, каждым учителем будет обеспечиваться:
  • Создание психолого-педагогической безопасности и ситуации развития для каждого ученика;
  • Обучение каждого из учащихся различным способом деятельности и жизненного проектирования;
  • Организация личностно-ориентированного взаимодействия с детьми и их родителями.

Роль администрации на этом этапе заключается в следующем:

1) Глубокое изучение индивидуальных особенностей и профессиональной компетенции каждого учителя.
2) Постоянная мотивация педагогов на освоение и внедрение новшества и рефлексию своей деятельности.
3) Методическое обеспечение деятельности учителя.

На базе МОУ НОШ № 65 был разработан и апробирован цикл проектов в целях решения выявленных проблем. Данные проекты могут быть использованы в учреждениях города для решения аналогичных вопросов. Представляем содержание инновационных проектов.

«Технопарк»

Задача: создание современной, информационно-насыщенной образовательной среды с широким применением новых информационно-коммуникативных технологий, обеспечивающих качественные изменения в организации и сопровождении образовательного процесса.

Направления решения:

- проведение комплекса мероприятий с целью расширения информационного пространства педагога (пополнение ресурсов медиатеки, систематизация имеющихся и создаваемых методических разработок);

- отбор, анализ, апробация существующих и создаваемых учебно-дидактических комплектов, отвечающих разработанным требованиям, ожидаемым результатам и  специфике образовательного пространства школы

 «Здравствуй»

Задача – отработка моделей физической подготовки учащихся, обеспечение качественного повышения эффективности психологического, методического и медицинского сопровождения развития учащихся.

Направления решения:

- развитие оздоровительной инфраструктуры образовательной среды образовательного учреждения;

- анализ, отбор и внедрение в образовательный процесс здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий;

- создание реестра апробированных в образовательных учреждениях города и района педагогически целесообразных технологий по разделу

«Профессионал»

Задача – осуществить необходимые мероприятия для создания условий во всех структурных подразделениях школы, обеспечивающих личностный и профессиональный рост педагогов

Направления решения:

- обеспечение организационных и материально-технических условий для создания педагогами школы разнообразных по содержанию и направлению элективных курсов;

- организация участия педагогов в создании учебных пособий и методических материалов по предметам на уровне города, региона;

 - внесение изменений в организацию деятельности методической службы и повышение квалификации педагогов с учетом перехода на новые образовательные стандарты;

- выявление и распространение передового педагогического опыта;

- продолжение работы по формированию системы мер мотивации, морального и материального поощрения труда педагогов, участвующих в инновационной деятельности;

- совершенствование системы психолого-педагогической поддержки всех педагогов;

«Дебютант»

Задача – Оказание необходимой помощи всем категориям педагогических работников школы для повышения их квалификации с целью их подготовки к работе в новых условиях

Направления работы:

- Разработка индивидуальных программ повышения квалификации педагогов; реализация программы через краткосрочные разноуровневые курсы, самообразование педагогов, обучающих семинаров на базе учреждения;

- создание условий для предъявления результатов профессионального роста (открытые уроки, участие в конкурсах различных уровней);

- продолжение работы по оптимальной расстановке педагогов и специалистов

«Шире круг»

Задача – совершенствовать формы и методы организации взаимодействия всех субъектов образовательного процесса

Направления работы:

- разработать систему мероприятий, обеспечивающих вовлечение в процесс управления школой представителей педагогической и родительской общественности;

- отработать различные варианты совместных акций, мероприятий и долгосрочных проектов, направленных на решение актуальных проблем учреждения;

- реализация проекта «Карта города» с целью расширения социального партнерства;

- организация сайта, обеспечивающего оперативное информирование родителей, педагогов и социальных партнеров о жизни школы;

- придание всем мероприятиям школы статуса «открытых» для родителей, социальных партнеров и представителей ОУ города.

Ожидаемые результаты:

  • Увеличение процента педагогов, имеющих индивидуальные программы коррекции профессиональных трудностей до 100% от числа педагогов, имеющих затруднения.
  • Увеличение процента педагогов с оптимальным уровнем сформированности:

-   профессиональной компетентности – до 86%;

-   информационной компетентности – до 89%;

-   коммуникативной компетентности – до 83%.

  • Увеличение процента педагогов, участвующих в инновационной деятельности:

-   педагогов, имеющих публикации – до 45%;

- педагогов, участвующих в разработке познавательных программ,       соответствующих выявленным и предполагаемым потребностям учащихся до 30%;

 -  педагогов, имеющих интеллектуальные продукты, размещенные на сайте школы до 30%;

  • Уменьшение количества проявлений профессиональных деструкций:

- доведение охвата психологическим сопровождением педагогов, имеющих стаж работы свыше 20 лет до 100%.

3.1. Этапы работы над проектом

        В ходе анализа ситуации в нашем ОУ был выявлен как имеющийся «задел» для внедрения инноваций, так и проанализировано «проблемное поле» тормозящее их внедрение.

        Данная работа включает в себя следующие этапы:

1 этап (2009 - 2010у.г.) – проектно-созидающий

основные направления работы:

- разработка структуры модификации образовательной среды;

- определение алгоритма перевода ОУ в режим развития;

- обучение педагогического коллектива ДОУ, занятого в реализации проекта.

прогнозируемые результаты:

-  разработка содержательной стороны предметного окружения;

- освоение педагогами методических навыков практико-ориентированного взаимодействия с воспитанниками;

- определение алгоритма организации воспитательно-образовательного процесса.

2 этап (2010 – 2011у.г.) – корректирующий

основные направления работы:

- коррекция содержательных основ темы исследования;

- экспертиза продуктов исследования;

- накопление опыта работы по данному направлению.

прогнозируемые результаты:

-создание модели модернизации образовательной среды, обеспечивающей перевод ОУ в инновационный режим;

- внешнее экспертное заключение.

3 этап (2011 – 2012 у.г.) – обобщающий

основные направления работы:

- обобщение теоретического и практического опыта;

- оформление авторских прав разработчиков темы исследования.

прогнозируемые результаты:

- обобщение опыта работы в исследовательском режиме (презентации, семинары);

- публикация материалов исследования, авторские свидетельства участников эксперимента.


3.2. План мероприятий по реализации проекта

Этапы реализации

Направление

Действия

Сроки

Ответственные

Предполагаемые результаты

1 этап

(2009-2010у.г.)

проектно-созидающий

- разработка структуры модификации образовательной среды;





-определение алгоритма перевода ОУ в режим развития;







-обучение педагогического коллектива ОУ, занятого в реализации проекта.

- формирование пространственно-развивающей среды для организации развивающего образовательного процесса;



- создание творческой группы по разработке алгоритма и его апробации


- разработка методического сопровождения каждого педагога



- участие в семинарах-практикумах, педагогических советах, консультациях;

-формирование компетентностей участников воспитательно-образовательного процесса в вопросах личностно-ориентированного взаимодействия



Сентябрь-декабрь 2009г





Август 2009г



Сентябрь2009г  




в течение года








директор

Щеглова С.А.,  

педагоги МОУ  





зам. дир. по ВМР Афанасьева О.В.,

зам. дир. по УВР Кайданович С.М., члены творческой группы




зам. дир. по ВМР Афанасьева О.В.,

зам. дир. по УВР Кайданович С.М .


члены творческой группы




-разработка содержательной стороны предметного окружения




- модифицированный учебный план;

- создание банка методических материалов





- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах эффективности практико-ориентированного взаимодействия с воспитанниками

2 этап

(2010 – 2011у.г.)

корректирующий

-коррекция содержательных основ темы исследования;








- накопление опыта работы по данному направлению;



- экспертиза продуктов исследования

- совершенствование пространственно-развивающей среды для организации развивающего образовательного процесса;


- анализ результатов мониторинга показателей воспитанников;


- обобщение и систематизация опыта, подготовка презентации



- внешнее экспертное заключение

Сентябрь- ноябрь 2011г




май 2011г




2010-2011у.г




май 2011г

директор

Щеглова С.А.,  

зам. дир. по ВМР Афанасьева О.В.,

зам. дир. по УВР Кайданович С.М.,

педагоги ОУ




директор

Щеглова С.А.,  

зам. дир. по ВМР Афанасьева О.В.


директор

Щеглова С.А.,  

зам. дир. по ВМР Афанасьева О.В.

- создание модели модернизации образовательной среды, обеспечивающей перевод ОУ в инновационный режим





- обобщение опыта работы в исследовательском режиме


- получение рецензии на проект

3 этап

(2011 – 2012 у.г.)

обобщающий

-обобщение теоретического и практического опыта;








-оформление авторских прав разработчиков темы исследования

-разработка презентации для руководителей района и города;

-участие в городских и региональных мероприятиях по представлению опыта работы




-публикация материалов исследования


2011-2012у.г









апрель 2012г

директор

Щеглова С.А.,  

зам. дир. по ВМР Афанасьева О.В.

педагоги, члены творческих групп





директор

Щеглова С.А.,  

зам. дир. по ВМР Афанасьева О.В.

- обобщение опыта работы в исследовательском режиме (презентации, семинары);

-увеличение количества образовательных учреждений, использующих наш опыт;

-авторские свидетельства участников проекта.

3.3. Риски и ограничения при реализации проекта

Риски и ограничения

Мероприятия по устранению (минимализация)  рисков

1.

Недостаточный уровень профессиональных знаний педагогов

  • Разработка индивидуальной образовательной траектории для педагогов;
  • Организация обучения на курсах повышения квалификации (по ИОЧ и на хозрасчетной основе), а также на базе учреждения

2.

Низкий уровень мотивации педагогов на внедрение инновационной деятельности

  • Внесение изменений в систему стимулирования (оплаты) труда;
  • Привлечение к участию в работе творческих групп;
  • Проведение тренингов личностного роста;
  • Организация системной работы по профилактике профессиональных деструкций;
  • Введение организационных форм осуществления творческой командной коммуникации как нормы профессиональной деятельности.

3.

Отсутствие обратной связи с родителями воспитанников

  • Проведение имиджевых кампаний по привлечению родителей к совместной работе;
  • Утверждение диалогического управления с привлечением родительской общественности;
  • Размещение информации в периодической печати, на сайте учреждения;
  • Проведение презентаций для родителей

3.

Недостаточное бюджетное финансирование

  • Применение нетрадиционных форм ресурсного обеспечения; обеспечение инвестиционной привлекательности образовательного учреждения;
  • Участие в конкурсах грантовой поддержки:

- Фонд «Развитие через образование»;

          - Конкурс на соискание премии имени В. Татищева


Заключение

Разработка разнообразных инноваций, механический перенос авторских методик и концепций из одной образовательной системы в другую, по различным причинам часто не оправдывает себя. Основная причина этой ситуации - неадекватность внедряемого новшества проблемам своего образовательного учреждения.

Многообразие, неоднозначность и сложность проблем, возникающих в процессе деятельности образовательных учреждений, выдвигает перед управлением постоянно растущие требования.

Мы уверены и в своей работе постарались это показать, что старыми, испытанными методами управлять инновационными процессами невозможно. Это, как показывает практика, заводит в тупик, приводит к разочарованиям.

Напротив, вдумчивое отношение к своей работе, видение своего объекта управления, знание конкретных его механизмов, выход из позиции "школьного завхоза" - важнейшие требования, предъявляемые к руководителям современной практикой управления, обеспечивающие индивидуальное развитие своего образовательного учреждения и выработку механизмов оптимального соотношения и сосуществования в образовательном учреждении двух сопутствующих режимов: развития и функционирования.

Помочь построить свою управленческую деятельность по оптимальному и эффективному управлению инновационными процессами в своем образовательном учреждении - вот основная задача, которую мы ставили в процессе подготовки данного проекта.

В целом нам хочется пожелать всем руководителям системы образования, на каком бы уровне управления они ни находились, более тщательно и основательно заниматься проблемами своего конкретного учреждения или курируемого участка работы, не поддаваясь на "высокие" пожелания и рекомендации, особо не ориентируясь на моду, строить свою работу в направлении решения конкретных проблем своего учреждения.

ПРИЛОЖЕНИЯ

  материал представлен на примере муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 65
городского округа Тольятти


 
Приложение 1

"Проблемное поле" школы

(итоги совместного заседания педагогического совета и администрации школы)

Шаг первый – обозначение проблем:

  1. Отсутствие системы индивидуальной коррекции учащихся.
  2. Отсутствие системы воспитательной работы.
  3. Отсутствие обратной связи с родителями воспитанников.
  4. Попредметное, не интегрирующее содержание, не дающее единой общей картины мира.
  5. Профессиональные знания, навыки и умения педагогов не соответствуют современным требованиям.
  6. Резкое омоложение коллектива - потеря преемственности.
  7. Отставание содержания образования от социального заказа ближайшего окружения школы.
  8. Низкий уровень педагогической культуры у значительной части родителей
  9. Методическая работа не направлена на личность педагога.
  10. Слабое здоровье детей (наличие всевозможных нарушений).
  11. Недостаточная эффективность работы психологической и медицинской службы школы.
  12. Не в полной мере используются существующие материально-технические ресурсы ОУ для организации физкультурно-оздоровительной работы 
  13. Ненаправленность внеклассных мероприятий на решение насущных проблем учреждения.
  14. В образовательном процессе не достаточно используются современные образовательные технологии.
  15. Несоответствие социального заказа и реальных возможностей школы.
  16. Недостаточная материальная база.
  17. Большая часть  педагогов имеет низкий уровень готовности к инновационным изменениям в содержании и технологиях образовательного процесса

Приложение 2

Шаг второй – структурирование выявленных проблем

Проблемные блоки 

Содержание проблемных блоков 

I.  Содержание образования

1. Отсутствие на практике стержневой идеи образования.
2. Попредметное, не интегрирующее содержание, не дающее единой общей картины мира.
3. Отставание содержания образования от социального заказа ближайшего окружения школы.

4.  Профессиональные знания, навыки и умения педагогов не соответствуют современным требованиям.

II. УВП 


Начальная школа

Воспитательная работа

1. Отсутствие системы и возможностей индивидуальной коррекции учащихся.
2.Недостаточная готовность детей к школе.
3. Отсутствие модели выпускника школы

4. Слабое здоровье детей (наличие нарушений)

1.Отсутствие системы воспитательной работы.
2.Ненаправленность внеклассных мероприятий на решение насущных проблем.

III. Организационно - управленческий

1.  Недостаточная эффективность работы психологической и медицинской службы школы.

2.Недостаточное изучение социального заказа ближайшего школьного окружения.
3.Несоответствие социального заказа и реальных возможностей школы

4.Недостаточная материальная база.
5.
 Большая часть  педагогов имеет низкий уровень готовности к инновационным изменениям в содержании и технологиях образовательного процесса 

6. Методическая работа не направлена на личность педагога.

IV. Организационная культура 

1.Разрозненность коллектива (каждый за себя).
2.Резкое омоложение коллектива - потеря преемственности.
3.
 Не в полной мере используются существующие материально-технические ресурсы ОУ для организации физкультурно-оздоровительной работы.

4.Низкий уровень педагогической культуры у значительной части родителей

Приложение 3

Шаг третий – классификация проблем ключевого блока, определение наиболее острых и решаемых

  Класс проблемы

Содержание проблемных блоков

1 класс. Проблемы, связанные с несоответствием уровня и качества организации и осуществления образовательного процесса, современным психолого-педагогическим и научно-методическим требованиям.

  1. Профессиональные знания, умения и навыки педагогов не соответствуют современным требованиям.
  2. В образовательном процессе не достаточно используются современные образовательные технологии.
  3. Недостаточно развита система психологического сопровождения индивидуального развития ребенка.

2 класс. Проблемы, связанные с неэффективностью здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений.

1. Слабое здоровье детей (наличие всевозможных нарушений).

2. Недостаточная эффективность работы психологической и медицинской службы школы.

3. Не в полной мере используются существующие материально-технические ресурсы ОУ для организации физкультурно-оздоровительной работы

3 класс. Проблемы, связанные с недостатками содержания повышения квалификации кадров

1. Методическая работа не направлена на личность педагога.

2. Большая часть педагогов имеет низкий уровень готовности к инновационным изменениям в содержании и технологиях образовательного процесса.

3. Отсутствие системной работы по предупреждению эмоционального выгорания педагогических кадров

4 класс. Проблемы, связанные с несоответствием содержания и качества взаимодействия с родителями современным требованиям

1. Отсутствие обратной связи с родителями воспитанников.

2. Низкий уровень педагогической культуры у значительной части родителей

5 класс. Проблемы, связанные с несовершенством финансово-экономической системы

1. Отсутствие системной работы по привлечению внебюджетных средств

6 класс. Проблемы, связанные с несоответствием управленческой деятельности современным требованиям

1. Недостаточно отработана система информационного обмена с социумом

7 класс. Проблемы, связанные с несоответствием кадровой политики реальному инновационному потенциалу и готовности к обучению педагогов

1. Мотивирующая среда ОУ построена без учета личностных особенностей персонала и реального социально-экономического положения педагогов.

 Приложение 4

Установление взаимосвязей решаемых проблем

Выявлено:

  • Профессиональные знания, навыки и умения педагогов не соответствуют современным требованиям и как следствие – несоответствие социального заказа и реальных возможностей учреждения;
  • Нежелание администрации и части учителей нарушать привычный для себя режим работы и как следствие – отсутствие  направленности методической работы на личность педагога.

Приложение 5

Модель модернизации образовательной среды

        


 

Приложение 6а

Оценка состояния образовательной среды

МОУ НОШ № 65

Компоненты образовательной среды

Содержание

Оценка состояния (%)

в полном объеме

частично

отсутствует

Социальный

А. Педагоги

  • Ориентированность педагога на личность ребенка отражают его коммуникативные умения:

- слушать воспитанника;

- верно воспринимать индивидуальность ребенка;

- отказаться от воздействия и перейти к взаимодействию

  • Эффективность анализа и самоанализа деятельности определяется наличием у педагогов умений:

- изучать коллектив и личность;

- диагностировать развитие детей;

- анализировать конкретные педагогические ситуации;

- изучать и обобщать свой педагогический опыт;

- определять эффективность собственной деятельности

  • Личностно-ориентированное взаимодействие требует от педагога умений морально-волевой  саморегуляции:

- осознавать свои чувства и контролировать их проявление в любой ситуации;

- проявлять деликатность и предупредительность;

- соотносить собственные мотивы и потребности с потребностями других людей

  • Личностную ориентированность педагога определяет его готовность к аналитической деятельности:

- осознание собственных затруднений и достижений, интересов и потребностей позволяет выбрать эффективные формы повышения квалификации и актуальные темы самообразования, максимально использовать свой педагогический потенциал в образовательном процессе;

- определение собственной роли в развитии и образовании детей для формирования чувства ответственности за качество образования


78


92

84

60


44



46

46

54


38

38


38



38


38

38


50



46







54


22


8

16

40


44



46

54

38


38

46


35



54


46

54


38



38







38


-






12



-

8

24


24

16


11



8


16

8


12



16







8

В. Администрация

  • Личностная ориентированность руководителя проявляется:

- в знании и учете индивидуальных качеств педагога при выборе форм методической работы;

- в определении перспектив профессионального развития педагога;

- в создании условий для самовыражения каждого специалиста;

- в учете не только профессиональных умений и навыков, творческих способностей педагога, но и его личных мотивов, желаний, интересов;

- в предоставлении возможности самостоятельного выбора педагогами маршрутов профессионального роста, вовлечение их в процесс управления деятельностью образовательного учреждения


40%


+


+












60%






±


±



±




















С. Взаимодействие с родителями

  • Личностная ориентированность взаимодействия с родителями проявляется:

-в доступности информации о деятельности образовательного учреждения;

-в разноплановости социокультурных связей образовательного учреждения;

-в учете потребностей различных типов семей, конкретных детей и родителей при оказании образовательных услуг;

 направленности  педагогов  и  администрации  на  повышение  педагогической  культуры  родителей,  изучение  опыта  семейного  воспитания  и  использование  его  в  образовательном  процессе;

-в использовании  педагогами  специальных  активизирующих  методов  и  приемов  работы  с  родителями.


20%




+


60%


±




±








±


20%









-

Психодидактический

Д. Освоение содержания образования

  • Ориентация содержания  образования  на  потенциальные  возможности  ребенка,  на  перевод  его  из  зоны  актуального  в  зону  ближайшего  развития проявляется:

-в направленности  содержания  на  формирование  способов  и  средств  построения  деятельности (анализ,  сравнение,  синтез,  моделирование,  планирование,  контроль);

-в направленности  содержания  на  формирование   у  детей  ценностных  ориентаций  общечеловеческого  характера;  основ  правовой,  эстетической,  физической  и  экологической  культуры;

-в направленности  содержания  на  личностное  развитие;  развитие  познавательных  функций;  на  формирование  ключевых  компетентностей;

-в направленности  на  максимально  полное  удовлетворение   потребностей  семьи  за  счет  дополнительных  программ (для  одаренных  детей;  для  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья;  и  т.п.)

-в использовании (соответствующих  содержанию  и  индивидуальным,  возрастным,  психофизиологическим  особенностям  развития  детей)  различных  форм  проведения  занятий  и  развивающих  методов  обучения  и  воспитания.    

  • соответствие  способов  освоения  содержания  образования  его  развивающему  характеру проявляется:

-в разнообразии  форм  и  методов  обучения;

-в интеграции  освоения содержания;

-в диагностической  основе  обучения.

38%














+








+








+

62%





±




±








±














±

±

-































Пространственно-предметный

Е.

  • развивающая  направленность проявляется:

-в обогащенности  достоверной  информацией;

-в условиях  для  разнообразной  продуктивной  деятельности;

  • здоровьесберегающая  направленность проявляется:

-в соответствии  санитарно  -  гигиеническим  нормам  и  требованиям;

-в обеспечении  оздоровительной  работы  и  физического  развития  детей.

  • Соответствие предметной  среды    личностно  -  ориентированной  модели  обучения  и  воспитания проявляется:

-в соответствии  предметного  окружения  требованиям  комплексной  безопасности  пребывания  детей  в  образовательном  учреждении;

-в наличии  условий  для  полноценного  физического  развития,  удовлетворения  потребности  в  разнообразной  двигательной  активности;

-в наличии  условий  для  формирования  потребности  в  здоровом  образе  жизни;

-в оснащении  основных  и  дополнительных  функциональных  зон  современным  комплектом  игрового, учебного  и  компьютерного  оборудования,  обеспечивающее  участие  детей  в  творческой,  исследовательской  и  других  видах  конструктивной  деятельности (в  том  числе,  самостоятельной  деятельности);

-в предоставлении  возможностей  для  самопредъявления  личностных  достижений  учащихся (воспитанников).

45%


+





+







+

















+

55%



±






±









±




±


±



Приложение 6б

Оценка состояния образовательной среды

МОУ НОШ № 65

структурного подразделения детского сада «Клубничка»

Компоненты образовательной среды

Содержание

Оценка состояния (%)

в полном объеме

частично

отсутствует

Социальный

А. Педагоги

  • Ориентированность педагога на личность ребенка отражают его коммуникативные умения:

- слушать воспитанника;

- верно воспринимать индивидуальность ребенка;

- отказаться от воздействия и перейти к взаимодействию

  • Эффективность анализа и самоанализа деятельности определяется наличием у педагогов умений:

- изучать коллектив и личность;

- диагностировать развитие детей;

- анализировать конкретные педагогические ситуации;

- изучать и обобщать свой педагогический опыт;

- определять эффективность собственной деятельности

  • Личностно-ориентированное взаимодействие требует от педагога умений морально-волевой  саморегуляции:

- осознавать свои чувства и контролировать их проявление в любой ситуации;

- проявлять деликатность и предупредительность;

- соотносить собственные мотивы и потребности с потребностями других людей

  • Личностную ориентированность педагога определяет его готовность к аналитической деятельности:

- осознание собственных затруднений и достижений, интересов и потребностей позволяет выбрать эффективные формы повышения квалификации и актуальные темы самообразования, максимально использовать свой педагогический потенциал в образовательном процессе;

- определение собственной роли в развитии и образовании детей для формирования чувства ответственности за качество образования


56


73

50

46


48



54

73

54


32

27


54



41


68

54


48



41







54


26


18

32

27


28



19

18

31


22

51


35



45


23

37


37



37







37


18


9

18

27


24



27

9

15


46

22


11



14


9

9


15



22







9

В. Администрация

  • Личностная ориентированность руководителя проявляется:

- в знании и учете индивидуальных качеств педагога при выборе форм методической работы;

- в определении перспектив профессионального развития педагога;

- в создании условий для самовыражения каждого специалиста;

- в учете не только профессиональных умений и навыков, творческих способностей педагога, но и его личных мотивов, желаний, интересов;

- в предоставлении возможности самостоятельного выбора педагогами маршрутов профессионального роста, вовлечение их в процесс управления деятельностью образовательного учреждения


20%




+












80%


±




±


±



±




















С. Взаимодействие с родителями

  • Личностная ориентированность взаимодействия с родителями проявляется:

-в доступности информации о деятельности образовательного учреждения;

-в разноплановости социокультурных связей образовательного учреждения;

-в учете потребностей различных типов семей, конкретных детей и родителей при оказании образовательных услуг;

 направленности  педагогов  и  администрации  на  повышение  педагогической  культуры  родителей,  изучение  опыта  семейного  воспитания  и  использование  его  в  образовательном  процессе;

-в использовании  педагогами  специальных  активизирующих  методов  и  приемов  работы  с  родителями.


20%




+


60%


±




±








±


20%









-

Психодидактический

Д. Освоение содержания образования

  • Ориентация содержания  образования  на  потенциальные  возможности  ребенка,  на  перевод  его  из  зоны  актуального  в  зону  ближайшего  развития проявляется:

-в направленности  содержания  на  формирование  способов  и  средств  построения  деятельности (анализ,  сравнение,  синтез,  моделирование,  планирование,  контроль);

-в направленности  содержания  на  формирование   у  детей  ценностных  ориентаций  общечеловеческого  характера;  основ  правовой,  эстетической,  физической  и  экологической  культуры;

-в направленности  содержания  на  личностное  развитие;  развитие  познавательных  функций;  на  формирование  ключевых  компетентностей;

-в направленности  на  максимально  полное  удовлетворение   потребностей  семьи  за  счет  дополнительных  программ (для  одаренных  детей;  для  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья;  и  т.п.)

-в использовании (соответствующих  содержанию  и  индивидуальным,  возрастным,  психофизиологическим  особенностям  развития  детей)  различных  форм  проведения  занятий  и  развивающих  методов  обучения  и  воспитания.    

  • соответствие  способов  освоения  содержания  образования  его  развивающему  характеру проявляется:

-в разнообразии  форм  и  методов  обучения;

-в интеграции  освоения содержания;

-в диагностической  основе  обучения.

25%














+


















+

63%





±




±








±





±








±


12%































_

Пространственно-предметный

Е.

  • развивающая  направленность проявляется:

-в обогащенности  достоверной  информацией;

-в условиях  для  разнообразной  продуктивной  деятельности;

  • здоровьесберегающая  направленность проявляется:

-в соответствии  санитарно  -  гигиеническим  нормам  и  требованиям;

-в обеспечении  оздоровительной  работы  и  физического  развития  детей.

  • Соответствие предметной  среды    личностно  -  ориентированной  модели  обучения  и  воспитания проявляется:

-в соответствии  предметного  окружения  требованиям  комплексной  безопасности  пребывания  детей  в  образовательном  учреждении;

-в наличии  условий  для  полноценного  физического  развития,  удовлетворения  потребности  в  разнообразной  двигательной  активности;

-в наличии  условий  для  формирования  потребности  в  здоровом  образе  жизни;

-в оснащении  основных  и  дополнительных  функциональных  зон  современным  комплектом  игрового, учебного  и  компьютерного  оборудования,  обеспечивающее  участие  детей  в  творческой,  исследовательской  и  других  видах  конструктивной  деятельности (в  том  числе,  самостоятельной  деятельности);

-в предоставлении  возможностей  для  самопредъявления  личностных  достижений  учащихся (воспитанников).

45%



+




+







+

















+

55%


±







±









±




±


±



Модернизация работы школы как средство повышения качества образования

Проект «Шире круг»

Проект «Здравствуй»

Проект «Технопарк»

Проект «Дебютант»

Проект «Профессионал»

Центр инновационной деятельности

Социальная подсистема:

  • Личностно-ориентированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса

Организационная подсистема:

  • Развитие диалогической системы управления;
  • Организация личностно-ориентированного сопровождения каждого педагога

Педагогическая подсистема:

  • Обновленное содержание образования;
  • Введение в образовательный процесс цикла познавательных программ;
  • Изменение потенциала образовательной среды в аспекте предоставления возможностей для всех видов детской деятельности;
  • Введение новых форм оценки достижений ребенка

Модернизация образовательной среды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по созданию инновационной модели развивающей образовательной среды

Проект по созданию инновационной модели развивающей образовательной среды....

Статья по теме : "Опыт создания модели информационно-образовательной среды с учётом требований ФГОС ДО".

Статья раскрывает инновационные подходы к организации ППРС с учётом требований ФГОС ДО....

Проект «Модель организации образовательной среды для позитивной социализации детей»

Цель проекта создание модели организации образовательной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребенка....

Создание модели здоровьесберегающей образовательной среды в условиях введения ФГОС ДО

В данной статье представлен опыт работы МБДОУ "ЦРР - детский сад №121" города Воронежа  по созданию  модели здоровьесберегающей образовательной среды...

Реализация модели инновационной образовательной среды ДОУ

В данном разделе представлен материал по реализации модели инновационной образовательной среды ДОУ...

Доклад на тему:Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...