Модель предметно-развивающей среды в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ как средство оптимизации речевого развития детей с нарушениями речи
методическая разработка по логопедии по теме
Назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.
1. Предметная среда с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами.
2. Научно-методическое (технологическое) сопровождение коррекционно-образовательного процесса.
3. Научно-методическое (технологическое) сопровождение коррекционно-образовательного процесса.
4. Информационный блок для педагогов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_sreda_logopedicheskogo_kabineta_-_dlya_konkursa.docx | 1011.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 57»
Модель
предметно-развивающей среды
в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ
как средство оптимизации речевого развития детей с нарушениями речи
Цель - создать коррекционно-образовательное пространство в ДОУ.
Задачи:
- повышение профессионального уровня педагога;
- создание условий для качественной реализации лого-педагогической деятельности;
- обеспечение качественной деятельности педагога и воспитанника.
Назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.
- Предметная среда с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами.
- Научно-методическое (технологическое) сопровождение коррекционно-образовательного процесса.
- Научно-методическое (технологическое) сопровождение коррекционно-образовательного процесса.
- Информационный блок для педагогов и родителей.
Принципы функционирования предметно-развивающей среды:
- Принцип научности.
- Принцип природосообразности.
- Принцип систематизации.
- Принцип перспективной направленности.
- Принцип комплексного использования предметов среды.
- Принцип оптимального насыщения.
- Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
- Принцип соответствия санитарным, гигиеническим и эстетическим требованиям.
Содержание предметно-развивающей среды
- Материально-техническая база кабинета:
- оборудование кабинета;
- наличие современных технических средств обучения и коррекции.
- Содержание методического материала:
- нормативные документы, регламентирующие коррекционно-образовательную деятельность;
- нормативные документы, регламентирующие деятельность педагога;
- программно-методическое обеспечение;
- информационно-методическое обеспечение;
- аналитико-диагностические материалы;
- информационно-методические материалы.
- Систематизация материала:
- паспорт кабинета;
- визитная карточка;
- перспектива развития кабинета;
- Соответствие кабинета требованиям СанПин 2.4.1.2660-10
- Оформление кабинета
Визитная карточка
логопедического кабинета «ЛОГОРАДУГА»
- Заведующая логопедическим кабинетом: Мальцева Татьяна Владимировна, учитель-логопед высшей квалификационной категории.
- Площадь логопедического кабинета: 34, 5 кв.м.
- Число посадочных мест в логопедическом кабинете: 12.
- Оборудование и документация логопедического кабинета:
- шкафы, стеллажи для хранения документации, методических и дидактических материалов, литературы – 3 шт.;
- рабочий стол учителя-логопеда – 1 шт.;
- место для работы с детьми: столы – 6 шт. и стулья – 12 шт для детей;
- стол компьютерный (детский) – 1 шт.;
- стенды для наглядных информационно-методический материалов – 3 шт.;
- доска навесная (магнитная) – 1 шт.;
- настенное зеркало (с освещением, шторами) – 1 шт., индивид. зеркала – 12 шт.;
- настенные часы – 1 шт.;
- логопедические зонды – 1 комплект, шпателя – 12 шт.:
- умывальник – 1 шт.;
- ковёр – 1 шт.;
- приборы для занятия: секундомер – 1 шт., песочные часы – 2 шт., экран для закрывания лица логопеда – 1 шт.
Коррекционно-развивающие центры
- Научно-методический центр – «Мастерская педагога»
В данном центре размещается:
- рабочий стол учителя-логопеда, где хранится логопедическая документация: паспорт логопедического кабинета, протоколы по набору и выводу детей с логопункта, перспективное планирование на учебный год по основным разделам логопедической работы, журнал обследования речи детей, журнал посещаемости, журнал движения детей, речевые карты, план образовательной работы учителя-логопеда, тетрадь учета медицинского спирта, портфолио педагога, папки с информационным материалом для родителей, педагогов; папки с разработками занятий, развлечений и других мероприятий проводимых с детьми, родителями, педагогами;
- нетбук;
- стеллаж, где материал расположен по разделам: справочная литература по дефектологии, логопедии и детской психологии; диагностический инструментарий; методическая литература по коррекции речевых нарушений, инновационные технологии и методики; программно-методическое обеспечение; нормативно-правовая документация, картотеки.
Полистаем картотеки?!
- Картотека игр на развитие общих речевых навыков.
- Картотека артикуляционных упражнений с иллюстрациями, "Сказка о веселом Язычке".
- Картотека упражнений на развитие мелкой моторики "Пальчиками играем - речь развиваем", "Образовательная кинесиология".
- Картотека "Самомассаж карандашом "Карандашик ты катай, язычку помогай!".
- Картотека игр на развитие слухового восприятия "Внимательные ушки" и навыков звукового анализа и синтеза.
- Картотека игр на развитие фонематических процессов.
- Картотека игр и заданий по формированию лексико-грамматического строя речи для детей 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет - "Веселая грамматика", "Грамматические игры с мячом" и др.
- Картотека заданий для развития психических процессов "Умные игры", "Скоро в школу".
- Картотека заданий на закрепление правильной слоговой структуры слова.
- Картотека заданий на автоматизацию звуков во фразовой речи "Говорим правильно".
- Картотека игр на развитие общей моторики.
- Картотека предметных картинок на автоматизацию звуков для индивидуальных и подгрупповых занятий.
- Картотека заданий по обучению грамоте, "Профилактика дисграфии".
- Картотека загадок "Овощи", "Фрукты", "Домашние животные", "Дикие животные", "Ягоды", "Грибы", "Школьные принадлежности", "Времена года", "Транспорт", "Мебель", "Птицы", "Игрушки", "Спорт".
- Картотека домашних заданий для детей с ОНР, ФФНР, ФНР.
- Картотека "Методическая литература логопедического кабинета".
- Картотека "Программы ДОУ"
- Картотека "Современные технологии в образовании".
- Картотека "Современные методики в коррекционном образовании".
- Картотека "Здоровьесберегающие технологии".
- Картотека "Журнал "Вестник образования".
- Картотека "Журнал "Логопед".
- Центр речевого и креативного развития – «Мастерская обезьянки Анфиски»
В этом центре располагаются большое настенное зеркало со шторкой и дополнительным освещением; столик со слоговыми дорожками; набор стерильных логопедических зондов; хозяйка-игрушка обезьянка Анфиска; сменная игрушка на развитие физиологического дыхания; попугай-диктофон, позволяющий выводить ребёнка на уровень произносительного самоконтроля; рабочие планшеты (характеристика звука, артикуляционные уклады звуков; стеллаж (оборудование, способствующее формированию артикуляционной моторики, речевого дыхания, просодической стороны речи; картинный материал, картотека игр для постановки, автоматизации и дифференциации звуков; дидактические игры на автоматизацию, дифференциацию звуков; рабочие тетради по коррекции звукопроизношения и т.д.); умывальник.
Механический способ постановки звука [р]
Упражнение на развитие плавности воздушной струи - «Колобок»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
ЗАНЯТИЯ
Автоматизация звука [c] – игровое упражнение «Рассмотри и назови»
Автоматизация звука [р] – «Мы со звуком [р] играем и картинки называем"
- Центр сенсорного, моторного и конструктивного развития – «Мастерская Клёпы»
В данном центре расположены: звучащие игрушки, маленькая ширма, кассеты с записью «голосов природы», предметные картинки с изображениями животных, птиц; карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов по всем лексическим темам; настольные игры для развития зрительного восприятия и профилактики нарушений письменной речи («Узнай по контуру», «Узнай на ощупь», «Чего не хватает?» и т.д.); палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными, пластиковыми игрушками, конструкторы, мозаики, «Тактильные коврики», игрушки-шнуровки, игрушки-застёжки, занимательные игрушки из разноцветных прищепок, «пальчиковые бассейны» с различными наполнителями, массажные мячики; разрезные картинки и пазлы по всем изучаемым темам.
- Центр релаксации – «Солнечные зайчики»
В данном центре располагается мягкий диван, мягкие игрушки, мини-театральная зона с настольным, кукольным, пальчиковым, теневым театрами – всё это способствует расслаблению заикающихся детей и раскрепощает детей с ОНР.
- Информативный центр для педагогов и родителей «Логопед советует»
Информация для педагогов и родителей расположена на планшете «Логопед советует» в кабинете и в коридоре, содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей, домашнюю игротеку. В данном центре расположена переносная библиотечки «Для Вас, родители», «Новинки педагогической литературы», журналы.
консультирование педагогов
консультирование родителей
- Центр ТСО – «Мастерская Незнайки»
В данном центре располагаются детский компьютерный стол, компьютер, принтер, сканер, микрофон, магнитола, игрушка-хозяйка Незнайка, полочка с обучающими и развивающими дисками, банк «ИКТ в работе учителей-логопедов г. Березники», банк «КТ на логопедических занятия по разделам «Грамматика», «Фонематика», «Развитие связной речи», «Картотека домашних заданий»; аудиотека (кассеты с весёлой азбукой, сказками, популярными детскими песенками, подборка чистоговорок), и видиотека (видеокассеты «Домашний логопед» – С.-Пб., «Мастерская Игоря Шадхана», цикл развивающих программ – «Уроки тётушки Совы»).
Фронтальное занятие – «Дифференциация звуков [с]-[ш]»
Индивидуальное занятие - автоматизация звука [р] через игру «Звуковой кубик»
Микро-подгрупповое занятие – «Дифференциация звуков [з]-[ж», д/и «Кто в домике живет?»]
Фронтальное занятие – «Зимний лес полон тайн и чудес!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология «Ситуация» как средство активизации речевой деятельности детей с нарушением речи. (выступление на педсовете)
В материале(текст выступления и презентация) представлено описание структуры и применение технологии "Ситуация" в дошкольном учреждении для конструирования образовательной деятельности, с це...
Диагностика речевого развития детей с нарушениями речи дошкольного возраста
Коллектив учителей-логопедов с работой «Диагностика речевого развития детей с нарушениями речи дошкольного возраста» стал участником Всероссийской экспериметально-творческой группы педагог...
Мониторинг речевого развития детей с нарушением речи
критерии к мониторингу...
Этическая сказка как средство духовно-нравственного и речевого развития детей с нарушением речи
В статье говорится о речевом развития детей с нарушением речи посредством этических сказок...
Использование ЭОР как средство повышения речевой активности детей с нарушениями речи
В современном мире в работе с детьми-логопатами сейчас недостаточно использовать традиционные технологии в коррекционной работе. Все чаще возникает необходимость поиска новых подхо...
Использование методов кинезиологии, как средства оздоровления и развития детей с нарушениями речи
Актуальность проекта – за последние годы увеличилось число детей с проблемами в развитии. У детей наблюдаются нарушения в сенсорной, интеллектуальной и волевой сферах, незрелость психических про...