Модель описание развивающей среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возраста.
консультация (старшая группа) на тему

Условная зона пространства группового помещения с подвижными зонами границ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_opisanie_razvivayushchey_sredy.docx81.03 КБ

Предварительный просмотр:

Модель описание  развивающей среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возраста.

Групповая комната представлена тремя зонами (рис. 1):
-  рабочая зона
-  активная зона

- спокойная зона
http://www.ivalex.vistcom.ru/image/konsultac170_clip_image002.jpg-

.

Содержание уголков 
Уголок «Здоровячки»
Задачи: Продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать  основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки, телесную рефлексию. Поддерживать интерес к разным видам спорта. Развивать двигательную активность  детей.

Компонент дидактический

Компонентборудования

Компонентстимулирующий

 - Дидактические игры, направленные на знакомство детей с разными видами спорта;
 - книги о спорте и ЗОЖ;
 - альбомы и фотографии с известными спортсменами;
- картинки, фотографии, иллюстрации с видами спорта;
- картотеки игр: подвижных, малой подвижности; на развитие дыхания;
 - картотеки гимнастики;
 - зарисовки о последовательности выполнения упражнений, движений;
 - рисунки детей о спорте.

 - шведская стенка, маты, ковровая дорожка;
- спортивный инвентарь (кегли, мячи, обручи, дуги, пластмассовые гантели, «кольцеброс»  и др.) 
 - нетрадиционное спортивное оборудование;
- спортивный комплекс.

- схемы-правила о пользовании спортивным оборудованием;
- карты-достижения («Я сегодня научился»)
- «дневничок здоровья»
- модель «правильного питания»

Уголок конструирования  «Строим сами»
Задачи: развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу. Формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

 - модели, схемы, чертежи, картинки различных построек
- фотоматериалы, иллюстрации городов, мостов, улиц и т.п.
- макеты города, железной дороги, улиц и т.п.
- альбомы «Дома в прошлом», «Дома сказочных героев» 
 - фото детских построек

 - наборы конструкторов: крупногабаритный, напольный, конструктор типа «лего», мелкий, средний;
- мозаики крупные, средние, мелкие;
 - пазлы;
- строительный материал: кубики, призмы, кирпичики, пластины;
- нетрадиционный материал: 
картонные коробки, оклеенные цветной пленкой, бумагой;
- контейнеры разных размеров;
- игрушки для обыгрывания построек;
- игрушки-трансформеры

- алгоритмы выполнения различных построек;
- алгоритмы работы в уголке;
-схемы достижения (значки): «Получилось!», «Еще постараюсь» (для самооценки и самоконтроля)

 

Уголок музыки «Веселые нотки»
Задачи:  развитие музыкальных способностей и творческих проявлений; совершенствование навыка игры на металлофоне, гармошке, губной гармошке; развитие музыкального слуха, внимания, эмоциональной отзывчивости; приобщение  детей к истокам народного творчества.

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент
стимулирующий

 - музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство детей с музыкальными инструментами, музыкальным творчеством;
- фото, портреты известных композиторов, 
- музыкальные книги, открытки
- тематический альбом «музыка и дети»;
- фото детей, посещающих музыкальную школу.

 - магнитофон или музыкальный центр;
- комплект кассет, дисков
- детские музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, детское пианино (игрушечное), бубен, губная гармошка, маракасы, трещотка, деревянные ложки и др.
-  звучащие предметы- заместители
- музыкальные шкатулки, игрушки, 
- микрофон;
-караоке.

- схемы-правила обращения с музыкальными инструментами

Уголок театральный  «Мы артисты»
Задачи: развитие речевого творчества детей на основе литературных произведений; формирование навыков речевого общения, наиболее полного перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, голоса, интонации; развитие творческого воображения и подражательности, работа над выразительным исполнением ролей; обучение использованию в речи слов и выражений, необходимых для характеристики персонажей.

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент
стимулирующий

- дидактические игры, направленные на развитие творческих, артистичных способностей;
- мини-сценарии детских постановок, праздников;
- тематические альбомы о театре;
- фото детей в театральных постановках.

 

- ширма;
- стойка-вешалка для костюмов;
- костюмы, маски, атрибуты для постановки различных сказок;
- разные виды театра:

  • плоскостной;
  • пальчиковый;
  • стержневой;
  • кукольный;
  • перчаточный;
  • настольный;
  • напольный.

- грим, зеркало, парики;
- аудиозаписи детских песен;
- аудиозаписи различных звуков окружающего мира.

- пиктограммы с настроением; эмоциями
- «модели перевоплощений»

Уголок сюжетной игры  «Мы играем»
Задачи:  развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развитие творческого воображения, фантазии; закрепление в игре примеров социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент
стимулирующий

 - дидактические игры социально-нравственного характера;
- дидактические игры, направленные на знакомство с предметным миром и трудом взрослых;
- картинки с изображением различных трудовых процессов;
 - альбомы «Наша группа», «Моя семья» и др.

 

-атрибуты  для сюжетно-ролевых игр; - наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: игрушечная бытовая техника, мебель, посуда, игрушки-орудия труда;
- разнообразные технические игрушки: заводные, инерционные, с с управлением;
- игрушки-персонажи, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрослых и их детенышей);
- объемные модули (надувные и набивные);
-подвижная мебель на колесиках;
-сборно-разборные домики легкой конструкции, переносные зонты;
 - предметы-заместители.

- схема «Правила дружной игры»;
- модель-последовательность «Убираем игрушки»

 

 

Уголок математики  «Сосчитай-ка»
Задачи:  развитие у детей математических представлений; совершенствование ориентировки в пространстве и на плоскости; развитие умения работать с геометрическим материалом.

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент
стимулирующий

- дидактические игры математического содержания;
- игры и пособия, направленные на развитие психических процессов;
- перфокарты;
- разнообразные головоломки;
- пособия для формирования временных представлений;
- занимательный и познавательный математический материал

- пособия и материалы для счета (комплекты цифр, математических знаков), геометрические фигуры
- ковролин, наборы геометрических фигур, счетного материала для ковролинового полотна и магнитной доски;
- измерительные приборы

- оценочная карта достижений;
- пооперационные карты; - схемы

Уголок речи и  грамоты   «АБВГдейка»
Задачи:  развитие правильного физиологического дыхания, закрепление в речи чистого произношения  звуков; обучение различным способам словообразования; формирование грамматически правильной речи.

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент
стимулирующий

- дидактические игры,  направленные на развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи, развитие словаря, грамматического строя речи, для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
- картотека пальчиковых, коммуникативных, словесных игр;
 - материал для звукового анализа и синтеза;
- серии сюжетных картинок;
- картотека предметных картинок

 

- предметы, пособия, игрушки для развития мелкой моторики, правильного дыхания, тактильных ощущений;
 - фишки, разноцветные магниты для звукового анализа и синтеза;
- ковролин, разрезная азбука, кубики «Азбука», настенный алфавит, магнитная азбука

- мнемотаблицы для составления стихов, рассказов;
- алгоритмы для составления стихов, рассказов;
- оценочный лист

 

 

Уголок книги «В гостях у книжки»
Задачи:   Освоение родного языка; воспитание духовной культуры, развитие представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой.

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент
стимулирующий

- детские книги по программе;
- любимые книги детей (книги по интересам);
- сезонная литература;
- тематические альбомы;
-  два-три постоянно меняемых детских журнала;
 - словари
- портреты детских писателей;
- книги-самоделки (изготовленные детьми, детьми совместно с родителями);
- книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки, потешки

 - стеллаж или открытая витрина для книг, стол, стульчик, мягкий диван;
- магнитофон с набором аудиокассет, дисков с записью литературных произведений

- материал для изготовления книжек-самоделок «Сотвори книгу сам»;
- схема «Правила работы с книгой»

Уголок краеведения
Задачи: всесторонне изучение родного города, края, страны; расширение области социально-нравственных чувств и ориентаций, пробуждение любви к родному городу, краю, России, воспитание патриотических чувств, чувства любви к родному городу.

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент
стимулирующий

- тематические альбомы: "Наш детский сад", "Наша семья", "Наш город" (образование, культура, спорт, медицина, заводы) "Наша область" (медицина, спорт, культура, образование), "Народы Прикамья", "Россия" (города, костюмы, песни, национальная кухня), предметы искусства народов Прикамья,  других регионов России; предметы одежды и быта народов Прикамья;
- художественная литература (стихи, рассказы, произведения о крае, России). 
- традиции, обычаи, фольклор Пермской области, других регионов России (описания, иллюстрации);
- дидактические игры по краеведению 
- флаг, гербы и другая символика городов Пермского края, России; Фотография президента РФ.

- мини-музей («Предметы русского быта»; «прошлое и настоящее посуды» «Символика государств», «Игрушки в прошлом и настоящем» и др.);
- видеокассеты, диски с записью природы родного края, достопримечательностей родного города, достопримечательностей других городов России о

Схема-подсказка «Работа в музее»

Уголок экспериментальной деятельности «Хочу все знать»
Задачи: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

Компонентдидактический

Компонент оборудования

Компонент
стимулирующий

-  схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
 - серии картин с изображением природных сообществ;
- книги познавательного характера, атласы;
- тематические альбомы;
- коллекции

- материалы распределены по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет»,  «Стекло», «Резина» ;
 - природный материал: песок, вода, глина, камни, ракушки,  спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.);
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др.;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и др.
- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки

- мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»;
- личные блокноты детей для фиксации результатов опытов
- карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя»

 

«Зеленый уголок»
Задачи:  стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к природным объектам; формировать трудовые навыки по уходу за живыми объектами; воспитывать бережное отношение к природе.

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент
стимулирующий

- дидактические игры, направленные на формирование и развитие экологического познания окружающего мира;
- модели строения растений, признаков живого, фенологических изменений в природе;
- альбомы, фотографии, иллюстрации, картины, видеофильмы, слайды с изображением сред обитания, объектов живой и неживой природы; - календари погоды и природы 
-гербарии, альбомы «Экологические сказки», «Экологические идеи», «Мои четвероноги друзья», коллекционные материалы; 
- подборка стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок о природе; 
- рисунки о природе и поделки детей из природного материала;
- макеты

- живые объекты: комнатные растения, аквариум с рыбками, черепахи, хомячки, клетка с птицами; 
- инвентарь для ухода за растениями и животными: лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, совочки, горшочки, передники, нарукавники;
- инвентарь для посадки семян и рассады;
- «огород на окне»

- алгоритм выполнения трудовых операций по уходу за комнатными растениями, другими живыми объектами;
-оценочная карта со значком-картинкой

Уголок творчества «Умелые ручки»
Задачи:   Развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент
стимулирующий

 - репродукции картин, скульптура малых форм, произведения графики, альбомы;
-  детские энциклопедии по изодеятельности; 
- схемы последовательного рисования предмета;
- пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию образа из глины, бумаги и других материалов;
- книжки-раскраски с образцами;
- картотека тематических книжек-раскрасок;
- альбомы для рассматривания «Городецкая игрушка», «Хохломская роспись», «Гжель» и др.;
- дидактические  игры для развития творческих способностей

- цветная и белая бумага (глянцевая с тиснением гофрированная, прозрачная, блестящая) картон, ватман, наклейки, ткани, нитки, ленты, самоклеющаяся пленка;
- восковые и акварельные краски, мелки, гуашь, восковые мелки, фломастеры разной толщины, цветные карандаши, графитные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, губки угольный карандаш; 
- глина, пластилин, тесто, наборы для детского творчества;
- материалы для декора: бусины, семена, фантики, тесьма, фольга 
инструменты: кисти различные, ножницы, палитры, каркасы для лепки, доски для лепки, печатки, валик, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам;
- панно для выставки детских работ, магнитная доска, мольберты;
- клеенчатые скатерти, разносы, банки, подставки

 «Чудо-дерево»
(«Что я умею», «Чему хочу научиться»)

«Уголок уединения»
Задачи: обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка группы

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент
стимулирующий

- картотека релаксационных упражнений

- легкая воздушна беседка из прозрачной ткани, мягкая модульная мебель, подушки- игрушки;
- мягкие игрушки
- телефон
- бумага, боксерские перчатки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный, творческий среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста.Агния Барто. Стихи детям.

Детская поэтесса Агния Барто - одна из самых известных и любимых читателями детских поэтов. Ее стихи известны многим, и юным читателям и взрослым. Веселые и интересные стихи Агнии Барто понятны каждом...

Конспект занятия в сенсорной комнате для детей старшего дошкольного возраста "Секреты Капитошки"

Конспект занятия с использованием оборудования сенсорной комнаты, которое может организовать любой педагог для детей старшего дошкольного возраста....

Занятие с элементами психогимнастики и медитации в сенсорной комнате для детей старшего дошкольного возраста «В стране спокойствия и радости»

Занятие в рамках Клубного часа "День здоровья" ( сопровождается композициями классической музыки)Цель: способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей.З...

Конспект занятия с использованием оборудования сенсорной комнаты для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в чудесный лес»

Занятие с использованием оборудования сенсорной комнаты, направленное на развитие саморегуляции и релаксации, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения. В ходе занятия используется  сенсо...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в групповом помещении для детей старшего дошкольного возраста

В данной статье расматривается создание предпосылок  к проявлению самостоятельного познавательного интереса,через создание безопасной,насыщенной,функциональной и доступной предметно-развивающей с...

Мастер-класс: " Особенности организации подвижных игр в групповой комнате с детьми старшего дошкольного возраста"

Подвижные игры один из самых популярных и действенных способов воспитания и полноценного физического развития для подрастающего человека.Цель подвижной игры – повысить положительный настрой и ук...