«Использование ИКТ как средства интерактивного обучения и повышения познавательного интереса воспитанников»
проект на тему
Одна из приоритетных задач Стратегии развития ХМАО-Югры до 2020года – это развитие информационного обеспечения современных образовательных технологий, широкое внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения. Следовательно, развитие ИКТ в дошкольном образовательном учреждении является одной из приоритетных задач. А развивать творческую, мыслящую, социально-активную и успешную личность с высоким уровнем информационной компетентности, необходимо уже в дошкольном возрасте, что и отвечает современным требованиям семьи и общества.
Правительство РФ усилило внимание к вопросу развития информационно-коммуникационных технологий и считает, что переход к новым принципам использования языков программирования, а также использование сетевых инфраструктур позволит вывести российские ИТ-компании на новую ступень развития и занять лидерские позиции в мире. Кроме того, в связи с выявленной проблемой, большая роль отводится подготовке новых научно-исследовательских, технологических и инженерных кадров, занятых в промышленности и активно реализующих ИКТ технологии.
В условиях современных изменений в системе образования, меняется взгляд на организацию образовательного процесса в дошкольном образовании. Акцент устанавливается не, сколько, на формирование у воспитанников знаний, умений, навыков, сколько на формирование способности применять их на практике, то есть на формирование определенного опыта. Это требует иного подхода к организации основных составляющих образовательного процесса - к выбору образовательных технологий, форм, средств, методов и приемов работы с детьми.
В век информатизации от дошкольника требуются умения подстраиваться под изменяющиеся условия современного мира. В связи с этим становится актуальным развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством применения МКТ в образовательном процессе. Данная проблема - одна из самых актуальных в дошкольной педагогики и детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования интеллектуальных умений, самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.
Один из ведущих специалистов в области познавательного развития дошкольников, Н.Н. Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.
Отличительной особенностью дошкольного образования в двадцать первом веке является внедрение информационно – коммуникативных технологий, главная цель которых развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста. ИКТ выполняют определенную образовательную функцию, помогая воспитаннику разобраться в потоке информации, воспринимать ее, запомнить. И одним из требований к выпускнику, включающимся в ФГОС ДО, является наличие устойчивого познавательного интереса, проявление познавательно-исследовательской деятельности.
Современное поколение, или «цифровые» дети, все больше и больше углубляются в электронный ресурс и не могут уже представить мир без телефона, планшета или смартфона, а также ПК. Дети используют различные гаджеты в основном для того, чтобы поиграть в приложения, скачать картинки, музыку или видео. Чаще всего взрослые пытаются ограничить своих детей от возможности использования данных технологий, аргументируя тем, что это негативно влияет на здоровье, нервную деятельность и умственную активность ребенка, но в современном мире это сделать очень трудно и практически невозможно. Я предлагаю альтернативное решение данной проблемы – использование информационно-коммуникативных технологий (компьютеры, планшеты, телефоны и другие гаджеты) для развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Учитывая направления работы Правительства (поддержки и развития научно-исследовательской, технологической и инженерной инфраструктуры), опираясь на Стратегию развития региональной и муниципальной системы образования, я понимаю, что работу в данном направлении необходимо уже начинать в дошкольном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ikt.docx | 60.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 28 «КАЛИНКА»
Проект
«Использование ИКТ как средства интерактивного обучения и повышения познавательного интереса воспитанников»
Салимова Елена Юрьевна,
Воспитатель
г. Сургут
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Автор проекта: Салимова Елена Юрьевна.
Тема проекта: «Использование ИКТ как средства интерактивного обучения и стимулирования познавательного интереса воспитанников».
Участники проекта: воспитанники группы среднего дошкольного возраста (4-5 лет) «Теремок», родители воспитанников, педагоги.
Время проведения проекта: 2014-2015г.г., 2015-2016г.г., 2016-2017г.г.
Проблема: как посредством использования ИКТ в образовательном процессе повысить уровень познавательного интереса воспитанников?
Цель проекта: повышение уровня познавательного интереса воспитанников посредством использования ИКТ в образовательном процессе.
Задачи проекта:
- изучить литературу по проблеме развития познавательного интереса дошкольников;
- проанализировать работу ДОУ на предмет использования ИКТ;
- рассмотреть современные программы, на подборку наиболее оптимальных программ;
- выявить уровень развития познавательного интереса у воспитанников;
- разработать и апробировать комплекс мероприятий с применением ИКТ по развитию познавательного интереса у воспитанников;
- выявить эффективность работы по развитию познавательного интереса у воспитанников посредством применения ИКТ.
Актуальность проекта
Одна из приоритетных задач Стратегии развития ХМАО-Югры до 2020года – это развитие информационного обеспечения современных образовательных технологий, широкое внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения. Следовательно, развитие ИКТ в дошкольном образовательном учреждении является одной из приоритетных задач. А развивать творческую, мыслящую, социально-активную и успешную личность с высоким уровнем информационной компетентности, необходимо уже в дошкольном возрасте, что и отвечает современным требованиям семьи и общества.
Правительство РФ усилило внимание к вопросу развития информационно-коммуникационных технологий и считает, что переход к новым принципам использования языков программирования, а также использование сетевых инфраструктур позволит вывести российские ИТ-компании на новую ступень развития и занять лидерские позиции в мире. Кроме того, в связи с выявленной проблемой, большая роль отводится подготовке новых научно-исследовательских, технологических и инженерных кадров, занятых в промышленности и активно реализующих ИКТ технологии.
В условиях современных изменений в системе образования, меняется взгляд на организацию образовательного процесса в дошкольном образовании. Акцент устанавливается не, сколько, на формирование у воспитанников знаний, умений, навыков, сколько на формирование способности применять их на практике, то есть на формирование определенного опыта. Это требует иного подхода к организации основных составляющих образовательного процесса - к выбору образовательных технологий, форм, средств, методов и приемов работы с детьми.
В век информатизации от дошкольника требуются умения подстраиваться под изменяющиеся условия современного мира. В связи с этим становится актуальным развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством применения МКТ в образовательном процессе. Данная проблема - одна из самых актуальных в дошкольной педагогики и детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования интеллектуальных умений, самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.
Один из ведущих специалистов в области познавательного развития дошкольников, Н.Н. Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.
Отличительной особенностью дошкольного образования в двадцать первом веке является внедрение информационно – коммуникативных технологий, главная цель которых развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста. ИКТ выполняют определенную образовательную функцию, помогая воспитаннику разобраться в потоке информации, воспринимать ее, запомнить. И одним из требований к выпускнику, включающимся в ФГОС ДО, является наличие устойчивого познавательного интереса, проявление познавательно-исследовательской деятельности.
Современное поколение, или «цифровые» дети, все больше и больше углубляются в электронный ресурс и не могут уже представить мир без телефона, планшета или смартфона, а также ПК. Дети используют различные гаджеты в основном для того, чтобы поиграть в приложения, скачать картинки, музыку или видео. Чаще всего взрослые пытаются ограничить своих детей от возможности использования данных технологий, аргументируя тем, что это негативно влияет на здоровье, нервную деятельность и умственную активность ребенка, но в современном мире это сделать очень трудно и практически невозможно. Я предлагаю альтернативное решение данной проблемы – использование информационно-коммуникативных технологий (компьютеры, планшеты, телефоны и другие гаджеты) для развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Учитывая направления работы Правительства (поддержки и развития научно-исследовательской, технологической и инженерной инфраструктуры), опираясь на Стратегию развития региональной и муниципальной системы образования, я понимаю, что работу в данном направлении необходимо уже начинать в дошкольном учреждении.
Для развития познавательного интереса воспитанников посредством ИКТ были реализованы следующие этапы: подготовительный, основной, заключительный. Остановимся подробно на характеристике каждого этапа.
1 этап – подготовительный (май 2014 г. – сентябрь 2014г.).
- изучение литературы по данной проблеме;
- изучение практического опыта;
- мониторинг ДОУ на предмет использования ИКТ;
- проведение мониторинга по выявлению уровня познавательного интереса воспитанников;
- анализ современных программ, на подборку наиболее оптимальных программ;
- подбор мультимедийных презентаций посредством изучения интернет-ресурсов;
- соотнесение мультимедийных презентаций с основными образовательными областями, видом НОД согласно реализуемой основной образовательной Программе МБДОУ;
- разработка тематического плана по использованию ИКТ в соответствие с основными образовательными областями Основной образовательной программы МБДОУ;
- создание медиатеки наглядных, демонстрационных электронных материалов к видам НОД.
2 этап – основной (деятельностный) (сентябрь 2014 г. – апрель 2017 г.)
- реализация тематического плана по использованию ИКТ в соответствие с основными образовательными областями Основной образовательной программы МБДОУ на период (январь 2016-май 2016г.);
- ознакомление педагогов и родителей с возможностями использования ИКТ для развития познавательного интереса воспитанников;
- проведение комплекса мероприятий с воспитанниками с применением информационно-коммуникативных средств;
- реализация тематического плана по использованию ИКТ в соответствие с основными образовательными областями Основной образовательной программы МБДОУ;
- активное использование «Кейса информационно-коммуникационных средств в образовательной деятельности»;
- корректировка планов;
- реализация плана проектной деятельности с детьми;
- распространение педагогического опыта педагогическими кадрами.
3 этап – заключительный (май 2017 г.).
- анализ результатов - реализация тематического плана по использованию ИКТ в соответствие с основными образовательными областями Основной образовательной программы МБДОУ
- определение проблем и дальнейших перспектив работы по данному направлению;
- выявление эффективности работы по развитию познавательного интереса воспитанников посредством ИКТ;
Таблица 1. План мероприятий:
Содержание проекта
Образовательный процесс – целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений, навыков в соответствии с целями и задачами образования, развития личности. Образовательный процесс включает два основных составляющих блока:
1) совместная деятельность взрослого с детьми: непосредственно образовательная, образовательная осуществляемая в ходе режимных моментов;
2) свободная самостоятельная деятельность самих детей.
В какой мере прочен и актуален будет опыт ребенка, зависит от выбора образовательных технологий, используемых педагогом в работе с детьми дошкольного возраста. Поэтому актуальным является выбор таких технологий, которые были бы привлекательными для детей, мотивировали их на приобретение новых знаний, умений, навыков, их преобразование, способствовали проявлению творчества, активизации мыслительных процессов.
Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические средства (компьютер, аудио, кино, видео) т.е. компьютерную и информационную технику. Цель: развитие творческого потенциала ребенка.
Обучающие программы и компьютерные модели, использование мультимедийных презентаций являются эффективными в образовательном процессе.
Мультимедийные презентации-средство ИКТ, позволяющее представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.
Использование мультимедийных презентаций оказывает влияние на развитие познавательных процессов: задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Учитывая взаимодействие всех основных психических приемов, процесс усвоения информации является целостным.
Использование на НОД мультимедийных презентаций позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, ярким и запоминающимся, комфортным для усвоения. Наблюдения педагогов, применяющих в работе ИКТ, показывают рост интереса детей к познавательному материалу, уровня познавательных возможностей ребенка, повышения произвольности психических процессов, регуляции поведения.
Интерактивный стол делает обучение креативным и интересным. Стол несет в себе образовательные функции и вместе с тем поддерживает игру, как ведущий вид деятельности дошкольников, является ярким и наглядным, что делает его использование в среде дошкольного образования значимым.
Стол совместим с ноутбуком, проектором, экраном, интернетом. Работа на интерактивном столе способствует развитию у детей когнитивных, социальных и моторных навыков. Один из больших плюсов работы на интерактивном столе – это развитие коммуникативных способностей. Дети работают в группе: учатся принимать решения вместе и самостоятельно, уступать друг другу, прислушиваться к мнению других, делиться своими эмоциями.
Интерактивный глобус с голосовым сопровождением может помочь родителям и педагогам сделать своих детей более эрудированными и образованными, по крайней мере, в области географии, истории, биологии, астрономии. Для этого достаточно взять в руку умную ручку-указку и, коснувшись ей любой страны на глобусе, получить массу полезной информации. Обзоры всех стран, столицы, города, климат, время, история, язык, количество населения, гимны, валюта, флаги государств мира и Российской Федерации и многое другое. Кроме того, эти умные глобусы имеют выдвижную интерактивную карту России для изучения субъектов федерации. Многочисленные игры для игроков от одного до четырех человек. При этом, информацию умного говорящего глобуса регулярно можно обновлять через сеть Интернета. Также можно установить программу на одном из иностранных языков и для разных возрастных категорий.
Важной особенностью применения ИКТ в образовательном процессе является обеспечение личностно-ориентированного подхода к ребенку, построению партнерской образовательной среды.
Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Эффективность работы будет зависеть от выбранных форм и методов работы с детьми.
Основные формы работы с воспитанниками:
- виртуальные экскурсии с использованием ИКТ;
- индивидуальная работа по углубленному изучению необходимых тем;
- детская проектная деятельность;
- беседы,
- развлечения.
Для реализации задач данного проекта используются методы и приемы, способствующие активизации проявлений у дошкольников осознанного отношения к окружающему миру, поддержке детской любознательности и социализации дошкольника в целом.
Методы работы:
Наглядный
- Просмотр фильмов, слайд – программ, презентаций видеоряда;
- Демонстрационный материал;
- Наблюдение;
- Рассматривание схем, иллюстраций, информационных плакатов;
Словесный
- Чтение стихов, сказок, пословиц, рассказов, поговорок.
- Беседы по проблемным ситуациям, сравнение, обобщение.
- Исследование предметов, материалов, способов изготовления.
Практический
- Показ действий – способов решения проблемной ситуации, последовательности выполнения.
- Экспериментирование – направленно на помощь ребенку приобрести новые знания.
- Моделирование – направлено на прогнозирование и моделирование ситуаций и их разнообразных вариантов и способов решения.
- Сотрудничества и сотворчества – направлен на активное взаимодействие педагога ребенка.
- Метод проектов – направлен на достижение поставленных целей и задач в воспитательно-образовательном процессе.
Выбор методов и приемов зависит от темы деятельности и возрастных особенностей детей.
Ресурсы
Для реализации проекта необходимы определенные ресурсы.
1. Кадровые ресурсы.
Реализация данного проекта предполагает достаточно высокий уровень компетентности у педагога по данной теме. Следовательно, воспитателю необходимо стремиться к самообразованию, изучению передового педагогического опыта среди педагогического сообщества региона и России. Важна курсовая подготовка, которая позволяет изучить современные изменения и узнать об особенностях работы в данном направлении. Большую роль имеет информационная компетентность педагога, владение информационно-компьютерными технологиями, которое позволяет систематизировать полученную информацию по содержанию проекта и транслировать ее воспитанникам, родителям, воспитателям.
2. Материально-техническая база.
Только при наличии полноценной материально – технической базы возможно внедрение работы по проекту.
Для работы с детьми дошкольного возраста с использованием ИКТ в образовательном процессе для повышения познавательного интереса необходим определенный минимум: персональный компьютер, мультимедийная установка (проектор, интерактивная доска), электронные носители, цифровая камера и фотоаппарат, интерактивный глобус, интерактивный стол.
Важным в работе по данному направлению является разработка и использование методического материала:
-викторин, кроссвордов, подборка проблемных ситуаций и заданий;
- разработка и использование электронных презентаций (соответствии с темой недели);
- дидактических игр;
- планов виртуальных экскурсий;
- сценарии развлечений.
Использование материально-технического оснащения позволяет эффективнее решать поставленные задачи. Широко используется: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, цифровой фотоаппарат, камера, электронные носители, диски,
Использование цифровой камеры и фотоаппарата помогает в течение работы с детьми зафиксировать работу, дает возможность проанализировать ее, сделать выводы, наметить дальнейшие пути работы.
Правильно организованная предметно-развивающая среда в группе, будет способствовать успешной реализации данной темы. Она должна соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям безопасности, возрасту детей и их индивидуальным особенностям, и потребностям.
Большая роль отводится методическому сопровождению.
В методическом кабинете в достаточном количестве имеется наглядный материал. В наличии методическая литература по данной теме.
Заместителем заведующего оказывается консультативная помощь в реализации проекта, определении основных направлений деятельности по проекту, использованию эффективных форм работы с детьми.
Одним из важных моментов является обмен опытом: изучение передового педагогического опыта из различных источников (периодическая печать, использование ресурсов Интернет), обмен опытом, как внутри МБДОУ, так и за его пределами: организация открытых мероприятий в учреждении, посещение открытых мероприятий педагогов других детских садов.
Таким образом, наличие ресурсной базы в учреждении позволяет судить о возможности реализации данного проекта в МБДОУ.
Партнеры
Для полноценного осуществления проекта в образовательном процессе детского сада необходимо сотрудничество педагога с участниками образовательного процесса – родителями и педагогами. Осуществляя работу с родителями, мы решаем задачи формирования у них социальной компетентности в вопросах использования ИКТ в образовательном процессе, в привлечении их к участию в различных совместных досугах и праздниках.
Поэтому особое внимание в проекте я уделяю выбору форм и методов работы с родителями.
Используемые разнообразные формы работы позволяют эффективнее решать задачи данного проекта.
Вышеперечисленные формы работы позволяют сформировать у родителей умение вести беседы с детьми дома, доносить необходимую информацию, доступную для понимания детям.
Использование разнообразных форм работ с родителями дает возможность более интересно и разнообразно представить материал и вызвать интерес к важности использования ИКТ в образовательном процессе на современном этапе образования и общества.
Немаловажным в реализации проекта является сотрудничество с педагогами ДОУ. Применение различных форм работы с воспитателями, способствует повышению компетентности педагогов в вопросах безопасности и осуществления работы с воспитанниками в данном направлении.
Важное значение имеет сотрудничество с общественными организациями города:
Центральная детская библиотека – посещение библиотеки позволяет собрать необходимый материал для создания презентаций и электронных игр, организации бесед, открытых мероприятий. Кроме того, совместно с библиотекой организовываются выставки и конкурсы, в которых участвуют наши воспитанники;
ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет» - повышение квалификации педагогов по использованию ИКТ в образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, получение консультации по реализации данного проекта.
Срок реализации проекта: данный проект рассчитан на 3 года (сентябрь 2014 года по май 2017 года).
Ожидаемый результат:
Педагог
- Прохождение курсов повышения квалификации по использованию ИКТ;
- Сформированная педагогическая компетентность в использовании ИКТ;
- Собран «Кейс информационно-коммуникационных средств в образовательной деятельности»;
- Методическое сопровождение педагогов;
- Диссеминация педагогического опыта (результативность участия в конкурсах разного уровня);
- Проявление творческого подхода, мастерства в реализации образовательного процесса;
- Создана и активно используется медиатека наглядных, демонстрационных электронных материалов к видам НОД.
Воспитанники
- Повышен уровень развития познавательного интереса по ряду показателей: позитивное отношение к процессу познания; умение рассуждать, делать умозаключения и выводы, задавать вопросы познавательного характера; способность работать сосредоточенно и продолжительно, проявлять настойчивость.
- Развиты умения применять ИКТ для решения познавательных задач самостоятельно, умение использовать разные способы познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне видимым и скрытым существенным признакам), измерение, упорядочивание, классификация; умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии.
Родители.
- Активное участие родителей в организации образовательного процесса посредством применения ИКТ;
- Повышение компетентности в вопросах организации образовательного процесса посредством применения ИКТ;
Критерии результативности:
- Количество мультимедийных презентаций в соответствие с образовательными областями основной образовательной программы;
- Количество развивающих игр для детей дошкольного возраста;
- Доля педагогов, участвовавших в создании информационных Банков;
- Доля педагогов, участвовавших в конкурсах различного уровня;
- Участие родителей в реализации проекта.
Мониторинг:
- Самоанализ педагогов по использованию ИКТ технологий в образовательном процессе.
- Проведение диагностики по выявлению уровня развития познавательного интереса воспитанников.
Необходимые условия реализации проекта:
- материально-техническая обеспеченность;
- активное участие родителей и педагогов в реализации проекта.
Обеспечение проекта
Материально-техническое:
- Фотоаппарат, цифровая камера,магнитофон;
- Компьютер, мультимедийная система, интерактивный глобус, интерактивный стол.
Учебно-методическое:
- Аверина, Л.И. Интернет-среда и не только / Л.И. Авенина, Пани-фидникова, Н. Сапожникова // Дошкольное воспитание. – 2007. –№7. – с. 97-102.
- Королева, Н. Использование новых информационных технологий в образовательном процессе детского сада / Н. Королева, С. Петрова // До-школьное воспитание. – 2010. – №6. – с. 93-100.
- Маленькие граждане большого города: Коллективная монография / А.Г. Гогоберидзе [и др.]. Под ред. А.Г. Гогоберидзе. – Спб.: СОЮЗ, 2007. – 400с.: ил. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.- 96с.
- Карпова С. И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 143с., ил.
- Краснощекова Н.В., Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 251с. – (Школа развития)
- Оберемок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007. – 48 с.
- Оберемок С.М. Проектирование в образовании. Комплексный проект модернизации образования Новосибирской области: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2009. – 45 с.
- Интернет ресурсы.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Реализуя данный проект, можно отметить, что работа в данном направлении оказывает положительное влияние на развитие детей дошкольного возраста:
- способствует повышению уровня познавательного интереса;
- расширяет кругозор детей об окружающей действительности;
- формирует навыки использования ИКТ;
- развивает мыслительную деятельность: умение сравнивать, анализировать, обобщать;
- формирует умение сотрудничать, сочувствовать и сопереживать, умение высказывать свои мысли;
- формирует умение общаться, обращаться за помощью, отражать в речи свои выводы;
Проделанная работа по реализации данного проекта позволяет определить задачи на перспективу:
По работе с воспитателями
- познакомить педагогическую общественность с особенностями работы с детьми в данном направлении;
- познакомить с созданием собственных презентаций для детей дошкольного возраста по реализации определенных тем с применением современных ИКТ;
По работе с детьми:
- использовать в работе с детьми проектную деятельность, затрагивающие определенные темы, наиболее актуальные на сегодняшний день;
- вызвать желание детей участвовать в совместной проектной деятельности со взрослыми или сверстниками;
- расширить представления детей о современных ИКТ;
- расширить блок «ИКТ в образовательном процессе» методическими и дидактическими материалами, разработать мини-проекты для дошкольников;
- разработать планы и методическое сопровождение по работе с детьми младшего дошкольного возраста;
По распространению собственного педагогического опыта:
- продолжить публикацию материалов по данной теме на сайте педагогических работников, на сайте ДОУ, на областном и всероссийском уровне, участвовать в сетевом взаимодействии;
- продолжить участвовать в различных конкурсах и выставках разного уровня;
- представление опыта работы по данной теме на городских методических объединениях воспитателей, педагогов дополнительного образовании.
Перспективный план работы с педагогами по формированию компетентности в вопросах использования ИКТ как средства интерактивного обучения и повышения познавательного интереса воспитанников
Период: сентябрь 2014г. – апрель 2017г.
№ п/п | Месяц | Тема | Цель |
1 | Сентябрь 2014г. | Анкетирование педагогов с целью выявления уровня владения ИКТ | Определить степень владения и использования ИКТ педагогами ДОУ |
Разработка планов методического сопровождения педагогов по формированию ИКТ | Определение наиболее эффективных форм работы по повышению ИКТ компетентности педагогов | ||
2 |
Октябрь 2014г. | Семинар на тему: «Основы работы на профессиональном компьютере» | Приобщить педагогов к компьютерной грамотности, дать первичные практические навыки работы на современном компьютере |
Консультация «Социальные сети – как инструмент модернизации образовательного пространства детского сада» | Познакомить педагогов с основными способами общения и взаимодействия с родителями и социумом в социальных сетях | ||
Консультация «Использование ИКТ как средство стимулирования познавательной активности воспитанников» | Формирование компетентности у педагогов в выборе стилей взаимоотношения, форм и методов работы, направленных на формирование положительного эмоционального комфорта у ребенка, пребывающего в МБДОУ. | ||
3 | Ноябрь 2014г. | Практическое занятие по теме: «Работа в текстовом редакторе Microsoft Word» ( 1 часть) | Овладение приемами создания Word-документа (Ввод текста. Перемещение по тексту. Редактирование текста. Проверка орфографии и грамматики. Команды копирования, вставки, перемещения выделенного фрагмента. Использование шрифтов. Выбор гарнитуры, кегля. Цвет текста. Форматирование текста абзаца: режим выравнивания, межстрочный интервал, отступ.) |
Практикум «Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми в программе Microsoft Power Point» | Овладение приемами создания мнемотаблиц для разучивания стихотворений с детьми | ||
Выступление с опытом работы на конференции для родителей | Трансляция опыта для молодых специалистов по использованию ИКТ в работе с родителями | ||
4 | Декабрь 2014 | Практическое занятие по теме: «Работа в текстовом редакторе Microsoft Word» ( 2 часть) | Овладение приемами создания Word-документа (Вставка графических изображений. Положение рисунков относительно текста. Изменение видимых размеров изображения. Настройка яркости, контрастности, цветности, поворот изображения. Группировка и сжатие изображений.) |
Консультация с элементами практикума «Использование электронной почты в организации взаимодействия с родителями | Дать представление педагогам о значение электронной почты, актуальности её использования | ||
Семинар – практикум на тему: «Создание слайд-шоу, фильма в Windows Movie Maker» (1занятие – теоретическая часть) | Познакомить педагогов с технологией создания клипа в программе Windows Movie Maker и возможности его использования в работе с детьми и родителями. | ||
5 | Январь 2015г. | Практическое занятие по теме: «Работа в текстовом редакторе Microsoft Word» ( 3 часть) | Овладение приемам создания диаграмм различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами; |
Практическое занятие: «Создание электронной почты в поисковой системе Yandex, Google». | Познакомить с педагогов с этапами создания электронной почты. | ||
Семинар – практикум на тему: «Создание слайд-шоу, фильма в Windows Movie Maker» (2занятие – практическая часть) | Создание клипа в программе Windows Movie Maker. | ||
6 | Февраль 2015г. | Практическое занятие по теме: «Работа в электронной таблице» | Овладение приемами создания электронных таблиц и вариантами её использования. |
Вебинар по работе с интерактивным оборудованием | Знакомство с интерактивным оборудованием, его возможностями | ||
Семинар-практикум «Актуальность использования ИКТ в образовательном процессе» | Формирование представлений у педагогов об использовании мультимедийных презентаций и проектора. | ||
7 | Март 2015г. | Семинар – практикум для педагогов на тему: «Мультимедийные презентации в образовательном процессе» (1занятие – теоретическая часть) | Сформировать представление педагогов о целесообразности использования ИКТ в различных видах образовательной деятельности. |
Практическое занятие «Участие в интернет -конкурсах» | Создать условия для участия педагогов в интернет -конкурсах | ||
Консультация с элементами практикума «Знакомимся с интерактивной доской» | Познакомить педагогов с интерактивной доской. С возможностью её использования. Научить устанавливать программное обеспечение для интерактивной доски. | ||
9 | Апрель 2015г. | Семинар – практикум для педагогов на тему: «Мультимедийные презентации в образовательном процессе» (2 занятие – практическая часть) Разработка памятки «Основные правила создания презентации» | Овладение приемами создания педагогически эффективных презентаций в программе Microsoft Power Point |
Практическое занятие: «Создание профессионального сайта педагога» | Дать представление педагогов о значение создания сайта педагога в сети интернет, как одной из форм трансляции опыта педагогов, этапы создания. | ||
Практическое занятие «Работа в программе «Smart Notebook»» (часть 1) | Дать практические рекомендации по созданию игр и упражнений в программе «Smart Notebook»» | ||
10 | Май 2015г. | Мастер – класс для воспитателей по использованию ИКТ во время НОД с детьми | Развивать умение педагогов использовать ИКТ в образовательной работе с детьми: НООД, индивидуальная работа, совместная деятельность и т.д. |
Практическое занятие «Работа в программе «Smart Notebook»» (часть 2) | Научить педагогов создавать анаграммы для занятий по грамматике | ||
13 | Июнь 2015г. | Анкетирование педагогов с целью оценки эффективности проекта | Определить степень эффективности проекта, корректировка плана работы на будущий год. |
14 | Сентябрь 2015г. | Опрос «Методические потребности по формированию ИКТ - компетентности у педагогов» | Определить запросы педагогов на оказание методического сопровождения по формированию ИКТ - компетентности |
Консультация «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования ИКТ» | Формирование компетентности у педагогов в выборе стилей взаимоотношения, форм и методов работы, направленных на формирование положительного эмоционального комфорта у ребенка, пребывающего в МБДОУ. | ||
15 | Ноябрь 2015г. | Консультация на тему: «Что такое браузер» | Дать педагогам представление о понятие «поисковая система», и как осуществляется перемещение в глобальной компьютерной сети Интернет. |
16 | Декабрь 2015г. | Практическое занятие в программе «Microsoft Office Publisher» | Научить педагогов разрабатывать буклеты для родителей |
Консультация «Социальные сети – как инструмент модернизации образовательного пространства детского сада» | Познакомить педагогов с основными способами общения и взаимодействия с родителями и социумом в социальных сетях | ||
17 | Январь 2016г. | Практическое занятие «Участие в интернет-конкурсах» | Создать условия для участия педагогов в интернет-конкурсах |
Консультация на тему: «Использование компьютерных программ в образовательном процессе с дошкольниками» | Сформировать представление педагогов о компьютерных программах, видах компьютерных программ и их использование в образовательном процессе с детьми | ||
18 | Март 2016г. | Практикум «Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми в программе Microsoft Power Point» | Овладение приемами создания мнемотаблиц для разучивания стихотворений с детьми |
19 | Апрель 2016г. | Консультация с элементами практикума «Использование электронной почты в организации взаимодействия с родителями | Дать представление педагогам о значение электронной почты, актуальности её использования |
Семинар – практикум на тему: «Создание слайд-шоу, фильма в Windows Movie Maker» (1занятие – теоретическая часть) | Познакомить педагогов с технологией создания клипа в программе Windows Movie Maker и возможности его использования в работе с детьми и родителями. | ||
20 | Май 2016г. | Консультация с элементами практикума «Знакомимся с интерактивной доской» | Познакомить педагогов с интерактивной доской. С возможностью её использования. Научить устанавливать программное обеспечение для интерактивной доски. |
21 | Сентябрь 2016г. | Практическое занятие «Работа в программе «Smart Notebook»» (часть 1) | Дать практические рекомендации по созданию игр и упражнений в программе «Smart Notebook»» |
22 | Ноябрь 2016г. | Практическое занятие «Работа в программе «Smart Notebook»» (часть 2) | Научить педагогов создавать анаграммы для занятий по грамматике |
23 | Декабрь 2016г. | Практическое занятие «Работа в программе «Smart Notebook»» (часть 2) | Научить педагогов создавать анаграммы для занятий по грамматике |
24 | Февраль 2017г. | Выступление на педагогическом совете ДОУ «Самоанализ деятельности педагога (презентация)» | Анализ эффективности проекта по формированию ИКТ-компетентности у педагогов |
25 | Апрель 2017г. | Итоговое анкетирование педагогов на выявление представлений о возможностях использования ИКТ в работе с детьми и родителями | Определить степень сформированности ИКТ-компетентности у педагогов |
Перспективный план работы с родителями по формированию компетентности в вопросах использования ИКТ как средства интерактивного обучения и повышения познавательного интереса воспитанников
Период: сентябрь 2014г. – апрель 2017г.
№ п/п | Месяц | Тема | Цель |
1 | Сентябрь 2014г. | Консультация «Использование ИКТ для повышения качества обучения, воспитания и развития дошкольников» | Сформировать компетентность в вопросах в вопросах использования ИКТ в образовательном процессе. |
2 | Октябрь 2014г. | Консультация «Использование мультимедийной презентации при организации НОД» | Приобщить педагогов к компьютерной грамотности, дать первичные практические навыки работы на современном компьютере |
Консультация «ИКТ в ДОУ: плюсы и минусы» | Познакомить педагогов с основными способами общения и взаимодействия с родителями и социумом в социальных сетях | ||
3 | Ноябрь 2014г. | «Использование мультимедийной презентации при организации НОД» | Сформировать представление родителей о целесообразности использования ИКТ в различных видах образовательной деятельности. |
4 | Декабрь 2014 | Консультация с элементами практикума «Использование электронной почты в организации взаимодействия с родителями | Дать представление родителям о значение электронной почты, актуальности её использования |
5 | Январь 2015г. | Практическое занятие по теме: «Работа в текстовом редакторе Microsoft Word» | Овладение приемам создания диаграмм различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами; |
6 | Февраль 2015г. | Вебинар по работе с интерактивным оборудованием | Знакомство с интерактивным оборудованием, его возможностями |
7 | Апрель 2015г. | Семинар – практикум для педагогов на тему: «Мультимедийные презентации в образовательном процессе» | Сформировать представление родителей о целесообразности использования ИКТ в различных видах образовательной деятельности. |
Консультация с элементами практикума «Знакомимся с интерактивной доской» | Познакомить родителей с интерактивной доской. С возможностью её использования. | ||
8 | Октябрь 2015г. | Мастер – класс для родителей по использованию ИКТ во время НОД с детьми | Вовлечение родителей в образовательный процесс |
9 | Декабрь 2015г. | Консультация «Использование ИКТ как средство стимулирования познавательной активности воспитанников» | Формирование компетентности у педагогов в выборе стилей взаимоотношения, форм и методов работы, направленных на формирование положительного эмоционального комфорта у ребенка, пребывающего в МБДОУ. |
10 | Февраль 2016г. | Консультация на тему: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования ИКТ» | |
11 | Апрель 2016г. | Консультация «Социальные сети – как инструмент модернизации образовательного пространства детского сада» | Познакомить родителей с основными способами общения и взаимодействия с МБДОУ и социумом в социальных сетях |
12 | Сентябрь 2016г. | Семинар «Актуальность использования ИКТ в образовательном процессе» | Формирование представлений у родителей об использовании мультимедийных презентаций и проектора. |
13 | Ноябрь 2016г. | Консультация на тему: «Использование компьютерных программ в образовательном процессе с дошкольниками» | Сформировать представление родителей о компьютерных программах, видах компьютерных программ и их использование в образовательном процессе с детьми |
14 | Январь 2017г. | Консультация с элементами практикума «Использование электронной почты в организации взаимодействия с родителями | Дать представление родителям о значение электронной почты, актуальности её использования |
15 | Февраль 2017г. | Консультация с элементами практикума «Знакомимся с интерактивной доской» | Познакомить родителей с интерактивной доской. С возможностью её использования. |
16 | Апрель 2017г. | Итоговое анкетирование педагогов на выявление представлений о возможностях использования ИКТ в работе с детьми и родителями | Определить степень сформированности ИКТ-компетентности у родителей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии детско-взрослого проектирования, как одного из способов повышения познавательного интереса у старших дошкольников
МДОУ ЦРР Детский сад № 142 воспитатель Миролюбова О.В. Тема: « Использование технологии детско-взрослого проектирования, как одного из способов повышения познавательного интереса у старших дошкольник...
«Развитие познавательных интересов воспитанников на основе технологии интегрированного обучения»
Важнейшая цель образования – развить заложенные в человеке способности, не дать им погибнуть, укрепить духовные силы человека, помочь ему найти и понять самого себя. Поэтому дать знания, развить навык...
«Опыт использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена в развитии познавательного интереса воспитанников дошкольной образовательной организации»
В наше время детям приходится сталкиваться с большим количеством информации и необходимостью её запомнить. Как помочь дошкольникам охватить определённый объем информации, увидеть взаимосвяз...
«Использование ИКТ как средства интерактивного обучения и повышения познавательного интереса воспитанников»
Одна из приоритетных задач Стратегии развития ХМАО-Югры до 2020года – это развитие информационного обеспечения современных образовательных технологий, широкое внедрение программ дистанционного о...
Проект "Буктрейлер - как средство повышения познавательного интереса и мотивации к чтению дошкольников старшего возраста»
Автор проекта: Логинова Елена ЛеонидовнаУчастники проекта: дети и педагогиТип проекта: познавательно - творческийСроки реализации проекта: сентябрь 2021-май 2022 г.Вид проекта: инновационныйПроблема. ...
Опыт работы "Интерактивная доска Elite Panaboard Book - как средство повышение познавательного интереса у дошкольников"
С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Для повышения эффективности образовательного процесса, качества обучения, познавательного интереса у детей использ...
Опыт работы по теме: «Интерактивная доска - как средство повышение познавательного интереса у детей подготовительной группы»
С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Для повышения эффективности образовательного процесса, качества обучения, познавательного интереса у детей воспита...