«Опыт использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена в развитии познавательного интереса воспитанников дошкольной образовательной организации»
консультация (подготовительная группа) на тему
В наше время детям приходится сталкиваться с большим количеством информации и необходимостью её запомнить.
Как помочь дошкольникам охватить определённый объем информации, увидеть взаимосвязи событий, явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. Как научить их не только думать, но еще и творить, создавать новое. Проще всего, как считают многие педагоги, изобразить такой процесс в виде ментальной карты. На сегодняшний день метод мыслительных карт является инновационным направлением в дошкольной педагогике.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Опыт использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена в развитии познавательного интереса воспитанников дошкольной образовательной организации»
Воспитатель О.М. Мелаш
1 слайд
В наше время детям приходится сталкиваться с большим количеством информации и необходимостью её запомнить.
Как помочь дошкольникам охватить определённый объем информации, увидеть взаимосвязи событий, явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. Как научить их не только думать, но еще и творить, создавать новое. Проще всего, как считают многие педагоги, изобразить такой процесс в виде ментальной карты. На сегодняшний день метод мыслительных карт является инновационным направлением в дошкольной педагогике.
2 слайд
«Хотите мыслить творчески и легко запоминать? Рисуйте!» - гласит метод правого полушария, который был разработан группой английских психологов. Наиболее известен из них Тони Бьюзен. Его методика направлена на активизацию запоминания и творчества, а также на правильную организацию мышления.
Ментальные карты – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которых развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируются память и мышление. Метод ментальных карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка. Создавая ментальную карту, дети отражают смысловые, ассоциативные, причинно-следственные связи между понятиями, частями, составляющими предметную область, которую изучают. Применение ментальных карт побуждает ребенка к изображению и осмыслению окружающего мира.
3 слайд
Карты ума я использую в 3-х направлениях.
В первом направлении Решаются такие задачи:
-создать ментальную карту в ходе обсуждения предмета или темы;
-при составлении ментальной карты пополнить активный и пассивный словарь, развивать процессы мышления - анализ, синтез, аналогию, обобщение. (Работа может проводиться как индивидуально, так и фронтально).
Во втором направлении Выполняются задачи:
-создать ментальную карту, как результат итоговой работы по изученной теме;
- развивать у детей умение выделять главную мысль,
- активизировать словарь, припоминая изученное,
В третьем направлении Выполняются задачи:
-учить самостоятельно, последовательно излагать свои мысли,
- развивать умение составлять распространенные предложения.
При создании ментальных карт я придерживаюсь нескольких простых правил. Эти существенно повысить эффективность карты памяти.
4 слайд
Правила составления ментальных карт таковы:
- главная тема помещается в центре;
- вместо фраз записываются только слова, несущие основную мысль;
- слова помещаются на веточках, которые отходят от центра т.е. от главной темы к периферии;
- к основным веткам добавляются иллюстрации (картинки).
5 слайд
Результативность применения ментальных карт достигается:
-наглядностью;
-привлекательностью;
-запоминаемостью;
-творчеством;
-возможностью пересмотра.
6 слайд
Сейчас я хочу познакомить вас с тем, как мы составляли ментальную карту после экскурсии по экологической тропе детского сада в смешанный лес.
Начали с основы. Так или иначе, при размышлениях мы отталкиваемся от какой-то ключевой, фундаментальной проблемы, предмета размышления, т.е. центральной темы. Эта тема была чётко определена.
7 слайд
На листе бумаги А-4, расположенной горизонтально в центре приклеили картинку с изображением леса. Это и есть центральный образ, которому посвящена карта. Эта крупная картинка задала направление нашим размышлениям.
8 - 9 слайды
Далее заключили её в замкнутый контур и написали печатными буквами тему «Лес».
10 слайд
- От центральной темы нарисовали несколько линий-ветвей, расположили на них ключевые слова, которые связаны с темой. С лесом ассоциируются деревья, звери, птицы и т.д.
11 - 12 слайд
- Продолжая цепочки ассоциаций, от главных ветвей нарисовали ветви второго порядка. Использовали разные цвета.
13 - 14 слайд
На каждую веточку приклеили ключевую картинку, которая ассоциируется с основной ветвью. Деревья – это сосна, берёза, рябина и т.д., звери – это медведь, лиса, белка … .
15 - 16 слайд
- На соответствующие веточки поместили полоски с их названиями.
17 слайд
- Продолжили цепочки ассоциаций, расширяя карту, добавляя к уже нарисованным ветвям подветви с ключевыми рисунками, пока тема не была исчерпана. У медведя тело покрыть коричневой шерстью, питается рыбой, малиной, зимой спит в берлоге и т.п.
18 слайд
Так мы визуализировали все имеющиеся у нас представления, связанные с главной темой, и увидели их взаимосвязи по ней.
Использование метода мыслительных карт позволило сгруппировать полученные детьми знания, легче запомнить материал. Способствовало развитию познавательного интереса, мышления и воображения у детей.
19 слайд
Метод мыслительных карт Тони Бьюзена – это естественный способ организации мышления, удобная и эффективная техника визуализации мыслительной деятельности и альтернативной записи, зарисовывания. Мысли, изложенные на бумаге графическим способом, представляют определённую схему действий, упрощают процесс запоминания. Мыслительные карты помогают выявить имеющиеся знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ментальные карты Ментальная карта ( Mind-maps - термин может переводиться как «интеллект карта», «карта ума», «карта мыслей», «карта мышления», «ментальная карта», «карта памяти» или «карта разума») – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации
Направления использования ментальных карт Цель первого - сбор материала о предмете, объекте или явлении. Задачи : - создать ментальную карту в ходе обсуждения предмета или темы; - пополнить активный и пассивный словарь , развивать процессы мышления - анализ , синтез, аналогию, обобщение . Цель второго - закрепление и обобщение материала. Задачи : - создать ментальную карту, как результат итоговой работы по изученной теме; -развивать у детей умение выделять главную мысль; - активизировать словарь , припоминая изученное. Цель третьего направления - развитие связной речи детей. Задачи : -учить самостоятельно, последовательно излагать свои мысли; - развивать умение составлять распространенные предложения.
Составление ментальных карт Главная тема помещается в центре. Вместо фраз записываются только слова, несущие основную мысль. Слова помещаются на веточках, которые отходят от центра (главной темы) к периферии. К основным веткам добавляются иллюстрации.
Результативность применения ментальных карт достигается Наглядностью. Привлекательностью. Запоминаемостью. Творчеством. Возможностью пересмотра.
ЛЕС
Вывод Ментальная карта – это: Хороший способ самовыражения эмоций и мыслей по какой-либо теме. Более лёгкое запоминание материала. Хорошее средство для подготовки к занятиям, проектам. Развитие познавательного интереса детей. Развитие мышления и воображения дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Метод проектов в ДОУ, как способ развития познавательного интереса детей дошкольного возраста"
Статья "Метод проектов в ДОУ, как способ развития познавательного интереса детей дошкольного возраста"...
Тезисы "Использование метода мыслительных карт Тони Бьюзена в проектной деятельности"
Использование метода мыслительных карт Тони Бьюзена в проектной деятельности....
«Проектно-исследовательская деятельность с использованием метода мыслительных карт Тони Бьюзена»
http://uo.ehirit38.ru/files/2017/PPO/sbornik_fgos.pdf...
Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.
Мастер-класс для педагогов....
Теоретические положения и возможности использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена.
Теоретические положения и возможности использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена.Мыслительная карта (от англ.сл. MindMap) на русский это название можно перевести как умственные или мозго...
"Метод мыслительных карт" Тони Бьюзена в работе с дошкольниками.
quot;Метод мыслительных карт" - как один из способов разработки проектов в работе с дошкольниками....
Использование метода мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с детьми
Использование мыслительных карт в работе с детьми...