«Развитие познавательных интересов воспитанников на основе технологии интегрированного обучения»
статья (старшая группа) по теме
Важнейшая цель образования – развить заложенные в человеке способности, не дать им погибнуть, укрепить духовные силы человека, помочь ему найти и понять самого себя. Поэтому дать знания, развить навыки и умения – не самоцель. Гораздо важнее – пробудить интерес к познанию. По этой причине сегодня имеет смысл говорить об интеграции знаний, о видах интегрированного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Развитие познавательных интересов воспитанников на основе технологии
интегрированного обучения»
воспитатель Мухрова З.И.
Важнейшая цель образования – развить заложенные в человеке способности, не дать им погибнуть, укрепить духовные силы человека, помочь ему найти и понять самого себя. Поэтому дать знания, развить навыки и умения – не самоцель. Гораздо важнее – пробудить интерес к познанию. По этой причине сегодня имеет смысл говорить об интеграции знаний, о видах интегрированного обучения.
Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного занятия. Система интегрированных занятий лежит в основе интегрированного обучения.
Интегрированное занятие – это специально организованные занятия, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных разделов образовательной деятельности, направленных на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющей добиться целостного, синтезированного восприятия воспитанниками исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе различные методы, имеющий практическую направленность.
Признаки интегрированного занятия:
1. специально организованное занятие, т.е., если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадается на отдельные занятия, не объединённые общей целью;
2. цель специфическая (объединённая); она может быть поставлена, например, для а) более глубокого проникновения в суть изучаемой темы; б) повышения интереса детей к изучаемым разделам программы; в) целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов и т.п.;
3. широкое использование знаний из разных областей.
Принципы интегрированного обучения призваны в полной мере работать на достижение главной цели интегрированного обучения – развитие мышления воспитанников.
1. Синтезированность знаний.
Целостное, синтезированное, систематизированное восприятие изучаемых по той или иной теме вопросов способствует развитию широты мышления. Постановка проблемы, исследуемой методами интеграции, развивает целенаправленность и активность мышления.
2. Углублённость изучения.
Более глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины мышления.
3. Актуальность проблемы, или практическая значимость проблемы.
Обязательная реализация рассматриваемой проблемы в какой-то практической ситуации усиливает практическую направленность обучения, что развивает критичность мышления, способность сопоставлять теорию с практикой.
Типы и формы интеграции
Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных занятий и занятий с широким использованием связей между разделами программы. Типы и формы этих занятий мы рассмотрим далее.
Тип занятия: занятие формирования новых знаний
По формирования новых знаний конструируются в формах:
- занятие-путешествие;
- занятие -исследование;
- занятие -инсценировка;
- занятие -экскурсия;
- мультимедиа- занятие;
- проблемный занятие.
Тип занятия: занятие обучения умениям и навыкам
по обучению умениям и навыкам предусматривает формы:
- занятие -диалог;
- деловая или ролевая игра;
- комплексный подход;
- путешествие;
- экскурсия и т.д.
Тип занятия: применение знаний на практике
Основные формы занятия данного типа:
- ролевые и деловые игры;
- практикумы;
- занятия защиты проектов;
- путешествие;
- экскурсии т.д.
Тип занятия: занятие повторения,
систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Этот занятие имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.
Формы данного типа занятия
- игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);
- театрализованное занятие
- -беседа.
Тип занятия: занятие контроля и проверки знаний и умений
Оперативный контроль на занятиях осуществляется постоянно, но для обстоятельного контроля конструируются специальные занятия.
Формы занятия:
- викторина;
- конкурсы;
- выставки;
- диагностика;
- собеседование.
Считаю, что проведение таких занятий позволяет значительно активизировать непрерывный образовательный процесс и установить наглядные связи между различными областями познания.
В заключении хочется сказать, что проблема интеграции является актуальной для дошкольного образования, потому что интеграция – это естественная взаимосвязь наук, разделов, тем разных учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким, последовательным и многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений.
Методика интегрированного обучения обеспечивает деятельность педагога и ребенка на уровне субъективных отношений, в результате которых возникают возможности для совместного творчества и саморазвития участников образовательного процесса. Потому что занятие – это всегда произведение педагога, а интегрированное занятие – это многоточие, которое даёт возможность завершить поиск, пробуждает интерес в глубоком смысле слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса воспитанников на основе содержания песенного материала
Ознакомление с содержанием работы по разучиванию песенного репертуара с дошкольниками....
«Опыт использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена в развитии познавательного интереса воспитанников дошкольной образовательной организации»
В наше время детям приходится сталкиваться с большим количеством информации и необходимостью её запомнить. Как помочь дошкольникам охватить определённый объем информации, увидеть взаимосвяз...

«Использование ИКТ как средства интерактивного обучения и повышения познавательного интереса воспитанников»
Одна из приоритетных задач Стратегии развития ХМАО-Югры до 2020года – это развитие информационного обеспечения современных образовательных технологий, широкое внедрение программ дистанционного о...

ТЕМА: «Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса у старших дошкольников на основе наглядности в процессе обучения»
Вашему вниманию предоставляется опытно- экспериментальная работа. На сегодняшний день методика организации развития познавательных интересов в решении умственных задач разработана неполно.Это обус...

Развитие познавательного интереса дошкольников через использование технологии Посткроссинг
Работа была представлена на конкурсе Воспитатель года 2021...

Комплект дидактических игр по развитию познавательной активности дошкольников на основе технологии интерактивного обучения
Дидактические игры...

Статья "Игра как средство развития познавательного интереса посредствам использования игровой технологии "Бизиборд"
Один из ведущих видов деятельности в младшем дошкольном возрасте - игра.Игровая технология "Бизиборд" отличное пособие для развития познавательного интереса у детей раннего возраста....