Проект Люби и знай свой край
проект (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида № 10 муниципального образования
Усть – Лабинский район
Инновационно - педагогический проект "Люби и знай свой край"
Воспитатель МБДОУ№10
ПусенковаО.В.
2016-2017г.
«Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал…
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой ее ты в детстве увидал…»
К. Симонов
Актуальность
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, обеспечивающие защиту и развитие ребенка системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей определены Законом РФ «Об образовании», государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы», где особое место уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения, формированию отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства. В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» определены основные направления работы «по формированию первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы родного края».
Академик Д.С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе. Усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его истории, культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где родился человек.
В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным своеобразием родного города.
Центральным звеном социализации - «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» - является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.
В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Ведущим замыслом проекта, является приобщение ребенка к истории и культуре своего города; пополнить знания детей о городе, в котором мы живем, воспитывать уважение к его традициям и обычаям, развивать потребность детей в освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия, с участием родителей.
Проблемы
Приступая к работе по знакомству детей с родным городом, в результате мониторинга знаний детей, заинтересованности и знаний родителей по данной теме, состояния предметно-развивающей среды было выявлено ряд проблем:
- у детей старшего дошкольного возраста отсутствует система знаний об истории родного города, знания носят эпизодический, разрозненный характер;
- дети не понимают значение слова «достопримечательность» и, соответственно, не могут назвать знаменательные места города Городца;
- дети не знают знаменитых людей города, и чем они прославились;
В связи с тем, что знания детей эпизодические, разрозненные, дети не умеют их выражать в связной, монологической речи.
Также наблюдается недостаточность программно-методического и дидактического обеспечения:
- Мало познавательной детской литературы для дошкольников о городе Городце.
- Недостаточно методических разработок, которые можно было бы использовать при знакомстве детей с городом Городцом.
По итогам опроса родителей видно, что у родителей имеются эпизодические знания о нашем городе, и они не знают, как их донести до детей и для чего это необходимо. А в молодых семьях вопросы по ознакомлению детей с родным городом не считаются важными и даже вызывают недоумение. Также родители малоактивны в жизни города, городские праздники и мероприятия посещают меньше половины опрошенных.
Учитывая данные проблемы необходимо систематизировать знания дошкольников с родным городом, введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку личностно-значимого, к менее близкому (культурно - историческим фактам), формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.
- Создание в группе предметно-развивающей среды, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музея русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.)
- Организовать работу с родителями таким образом, чтобы возбудить у самих взрослых, особенно молодых, интерес к истории родного города Городца, чтоб их знания и любовь к Городецкому краю были переданы детям.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сформулировать гипотезу, цель, задачи и предполагаемый результат проекта.
Цель проекта:
Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города Городца, местным достопримечательностям, формировать нравственно – патриотические чувства к родному краю; воспитывать чувство гордости, уважения и любви к родному городу.
Задачи реализации проекта:
- Создать условия для восприятия детьми сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города.
- Знакомить дошкольников с историческим, культурным географическим своеобразием родного края.
- Расширять представление детей об истории родного города Городца.
- Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город Городец.
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, природе.
- Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать воображение, творческие способности.
- Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и ДОУ.
- Оснащение предметно-развивающей среды по знакомству детей с родным городом.
Гипотеза:
Если в воспитательно-образовательную работу ввести систему мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении ребенка, родном городе и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному формированию нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, городу, традициям, культуре и быту родного края
Вид проекта: творческо-информационный, групповой
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2016 – декабрь 2016)
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатель группы, музыкальный руководитель.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Основные направления в работе:
Познавательное развитие:
- Рассматривание альбома фотографий, слайдов с изображением достопримечательностей поселка, улиц, памятных мест, мест культурного отдыха горожан.
- Вечера встреч с интересными людьми, родителями, работающими на градообразующих предприятиях нашего поселка.
-Рассматривание и чтение детям художественной литературы о городе, заучивание стихов, конкурс чтецов.
- Цикл занятий «Знакомство с историей родного города и его символами».
Социально-коммуникативное развитие:
- Дидактические игры «Где это находится», «Узнай по описанию», «Знатоки Городецкого края», «Кто подберет больше слов?», «Знаешь ли ты город?», «Вот так построили!» (с использованием ЛЕГО).
- Игры с макетом «Улицы нашего города».
- Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по родному городу», «Наша улица».
- Игровые упражнения «Продолжи», «Так бывает», «Найди отличия», «Все ли верно? Докажи».
- Режиссерская игра «Дом для домовёнка Кузи» (учить разворачивать режиссерскую игру на основе созданной постройки).
Художественно-эстетическое развитие:
- Рисование:
- «Улицы нашего города».
- «Осенний Городец».
- «Наш город в будущем».
- «Городецкая роспись».
- «Памятник Александру Невскому».
- «Мы рисуем мир».
- Аппликация:
- «Герб нашего города» (познакомить с геральдикой).
- «У города Мастеров» - обрывная аппликация.
- «Строим блочный дом» (формировать умение изображать фасад дома из блоков в соответствии с выбранным проектом, передавать симметричное строение).
- «Дома на нашей улице».
- «Наш микрорайон» - коллективная работа.
Предметно-развивающая среда:
- Альбом «Люди, прославившие наш город».
- Альбом «Русские народные костюмы».
- Карта Краснодарского края.
- Атрибуты к сюжетно-ролевым играм по профессиям.
- Дидактические игры по ознакомлению с городом.
- Мини – музей «Русская изба».
- Настольные игры по ознакомлению со старинными русскими предметами.
- Дидактические игры для закрепления знаний о народных промыслах.
Работа с родителями
- Предложить родителям посетить вместе с детьми памятники, красивые места нашего города.
- Поручить родителям вместе с детьми зарисовать понравившиеся места.
- Организация выставки «Где мы были, мы расскажем», «Мы рисуем мир».
Ожидаемые результаты:
Дети:
- Воспитание патриотов Родины, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью.
- Расширение знаний об истории родного города, ответственное отношение к общественно-значимым местам города, достопримечательностям.
- Развитие инициативы, активности, самостоятельности, самореализация.
- Развитие связной речи, обогащение словаря (ребёнок-экскурсовод-проведение экскурсий в уголке по краеведению).
- Формирование заботливого отношения к родному городу.
Родители:
- Повышение уровня личностного сознания, укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, между родителями и ДОУ, самореализация, повышение родительской компетентности по данной проблеме, участие семьи в учебно-воспитательном процессе.
- Активное участие в конкурсах, выставках, совместных мероприятиях.
- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.
- Перспективный план реализации проекта
Этапы работы | Мероприятия | Сроки | Результат |
| Анкетирование родителей | Сентябрь | Выявление представлений родителей о родном городе. |
Мониторинг знаний детей о родном городе | Сентябрь | Выявление знаний и представлений детей о родном городе | |
| Сентябрь | Повышение компетентности по данной проблеме. | |
Составление информационных листов для родителей. | Сентябрь | Повышение компетентности представлений родителей о родном городе. | |
II Основной | Непосредственно образовательная деятельность с детьми в соответствии с перспективным планом «Люби и знай свой край родной!» | Сентябрь-декабрь | Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы. |
Совместные мероприятия с семьями воспитанников. | Сентябрь- декабрь | Повышение детской и родительской компетентности. | |
Экскурсии | Сентябрь- декабрь | Повышение детской компетентности, устойчивый интерес к истории и культуре города. | |
Краеведческие мини – центры в группах | Постоянно | Пополнение развивающей среды. | |
Выставки:
| Каждый месяц | Выставки детских работ | |
Анализ результативности реализации проекта | Ноябрь | Выявление уровня знаний и представлений детей о родном городе для корректировки работы по данной проблеме. | |
III Итоговый | Систематизация практического материала (конспекты, фото, игры, детская продуктивная деятельность). | Декабрь | Систематизация практического материала. |
Педагогический анализ сформированности знаний и представлений детей о родном городе. | Декабрь | Выявление знаний и представлений детей о родном городе. | |
Анализ результатов. | Декабрь | Систематизация методического материала, обобщение опыта по данной проблеме. |
Перспективный план работы реализации проекта через разные виды деятельности.
Время проведения | Формы совместной деятельности детей и педагога | Формы работы с родителями |
СЕНТЯБРЬ | Диагностика «Знаешь ли ты свой город?» Цель: определение уровня знаний детей и родителей по нравственно – патриотическому воспитанию. | Знакомство с памяткой по проектной деятельности. |
НОД «Краснодарский край – прошлое и настоящее». Цель: знакомство детей с историей возникновения города. Формирование устойчивого интереса к истории своего города. | Оказание помощи в поисках информации. | |
НОД «Улицы нашего города» (рисование). Цель: формирование умений передавать в рисунке красоту родного города. Дидактическая игра «Прогулка по городу». Просмотр презентации «Улицы нашего города». Словесно – дидактическая игра «Узнай по описанию». Цель: формировать умение составлять небольшой рассказ про улицу города, узнавать улицу по словесному описанию. | Оказание помощи в организации экскурсии, в подборе материала для презентации. | |
ОКТЯБРЬ | НОД «Моя малая Родина». Цель: познакомить с символами Краснодарского края (герб). | Помощь в подготовке сообщения о символике и достопримечательностях города. |
Аппликация «Герб города Усть-Лабинска». Цель: закреплять знания детей о символике города на основе ранее полученных знаний. | ||
Конкурс чтецов «Мой край родной!» | Заучивание с детьми стихотворений о родном городе. | |
Дидактическая игра «Так бывает». Цель: формировать умение рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивать воображение, мышление. | ||
НОЯБРЬ | НОД «Русская изба» (с использованием мини – музея). Цель: познакомить с русской избой, домашней утварью, предметами быта прошлого времени. | Изготовление макета русской избы. |
Просматривание альбома «Русские народные костюмы». | Оказание помощи в оформлении альбома и дидактических игр. Выставка совместного творчества «Рукавичка для Деда Мороза» | |
Дидактическая игра «Собери картинку» (предметы домашней старинной утвари). | ||
Дидактическая игра «Отгадай». Цель: закрепление знаний о старинных русских предметах. | ||
Анкетирование «Что ты знаешь о своей малой Родине?» Цель: определение уровня полученных знаний у детей и родителей. Беседа с использованием мультимедийной презентации «Достопримечательности родного города». Цель: расширять представления детей о достопримечательностях родного города. | ||
ДЕКАБРЬ | Видео – экскурсия «Предприятия родного города». Цель: расширять представления о предприятиях родного города, изготавливаемой продукции. | Непосредственное участие в экскурсии, рассказы о предприятиях своего места работы. |
Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». | ||
«Юные архитекторы» (конструирование детского сада) | ||
| Беседа с использованием мультимедийной презентации «Достопримечательности родного города». Цель: расширять представления детей о достопримечательностях родного города. | |
Анализ результативности проекта. | ||
Систематизация практического материала. | ||
Систематизация методического материала, обобщение опыта по данной проблеме. |
Анализ результативности реализации проекта:
Анализируя результативность реализации проекта, мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Мы видим, что проводимая нами работа помогает детям проявлять любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Люби и знай свой край родной"
ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫХ. ЗАДАЧА ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ - КАК МОЖНО РАНЬШЕ ПРОБУДИТЬ В РАСТУЩЕМ ЧЕЛ...
Педагогический проект "Люби и знай свой край"
Педагогический проект по реализации национально-регионального компонента....
Проект: «Люби и знай свой край родной».
Проект: «Люби и знай свой край родной»....
Проект «Люби и знай свой край родной»
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым соде...
Информационно-познавательный проект «Люби и знай свой край»
Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы, воспитания гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет. А также воспитания нравственных качеств личности через ознакомлени...
проект "Люби и знай свой край"
В воспитании гражданина и патриота своей Родины – особенно важная роль принадлежит дошкольному детству. Именно там закладывается «фундамент» настоящего патриотизма, р...
Проект "Люби и знай-свой край"
Детско-родительский проект в подготовительной к школе группе...