Педагогический проект "Люби и знай свой край"
проект (старшая группа) по теме

Полякова Александра Александровна

Педагогический проект по реализации национально-регионального компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta.docx42.45 КБ
Файл za_okolitsey.docx22.66 КБ
Файл beseda_o_narodnom_tvorchestve.docx19.54 КБ
Файл beseda_o_rodnom_gorode.docx18.83 КБ
Файл podvizhnye_igry.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества»  

                               Д. С. Лихачев. 

Проводя осенью диагностику по разделу «Ребёнок и окружающий мир» нами было выявлено, что большинство детей  знают  только название города, в котором проживают, свой домашний адрес,  но не знают название республики, столицы. Дальнейшие беседы с детьми показали, что дети не знакомы с историей родного края, обычаями, особенностями быта коми народа, его творчеством и фольклором.

В современной педагогике значимое место отводится изучению народного творчества и искусства. Современные педагогические технологии позволяют  преподносить материал в интересной для детей форме, решая при этом множество воспитательных и коррекционных задач. Это навело нас на  мысль создать данный проект.  

I ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Название проекта «Люби и знай свой край».

Авторы:  Сийгур Е.А., Соколова А.Г. – воспитатели; Полякова А.А. – учитель – логопед.

Продолжительность проекта – проект долгосрочный: октябрь 2013г.-март 2014.

Тип проекта: практико – ориентированный.

Участники проекта: воспитатели, учитель-логопед группы, воспитанники группы и их родители, сотрудники музеев, библиотек города.

Возраст детей: 5-6 лет, посещают старшую группу детского сада.

Проблема: получение новых знаний о родном крае: республике, городе, особенностях быта и обычаях Коми народа, его творчества и фольклора, известных людях и героях города и республики.

Цель проекта: формирование  у детей знаний о родном крае, воспитание чувства патриотизма.

В качестве основных задач проекта для детей были определены:

  1. Углубить знания детей о родном крае;
  2. Познакомить с бытом коми народа;
  3. Познакомить с традициями и фольклором коми народа;
  4. Расширять и активизировать словарь по данной теме;
  5. Совершенствовать умение составлять короткие описательные рассказы;
  6. Упражнять в пересказе коротких текстов;
  7. Закреплять умение отгадывать загадки;
  8. Познакомить с произведениями различных авторов Коми народа.

       Основные задачи для педагогов:

  1. Поставить цель и определить  задачи проекта, составить план его реализации;
  2. Подобрать и изучить научную, педагогическую и художественную литературу по теме проекта;
  3. Собрать необходимый материал для осуществления проекта.
  4. Разработать конспекты проведения непосредственной образовательной деятельности по теме проекта;
  5. Определить участие родителей в проживании темы, способствовать совместной работе родителей и детей;
  6. Заинтересовать родителей и детей в участии в данном проекте.
  7. Реализовать проект.

Основные задачи для родителей:

  1. Изучить тему проекта с помощью познавательных бесед и других мероприятий, проводимых педагогами;
  2.  Принимать активное участие в совместных с детьми творческих заданиях в ходе проекта.

Основные задачи для социальных партнёров (сотрудников музея, центра Коми культуры, библиотеки и др.)

  1. Подготовить план ознакомления детей с темой экскурсии (мероприятия) в соответствии с возрастом и уровнем их развития;
  2. Провести экскурсию (мероприятие).

Форма проведения итогового мероприятия проекта: развлечение с участием родителей.

Название итогового мероприятия проекта: «Интеллектуальная игра «Счастливый случай»».

Продукты проекта для детей: рисунки, работы по лепке и аппликации, творческие рассказы.

Продукты проекта для педагогов: папка – передвижка, фотографии по теме, кукла в народной одежде коми, подборки игр (дидактических и подвижных), загадок, пословиц, стихов и произведений  по теме проекта, фотовыставка, разработки конспектов по непосредственно образовательной деятельности.

Продукты проекта для родителей: творческие рассказы.

Продукты проекта для социальных партнёров: план – конспект экскурсии (мероприятия) для детей.

Ожидаемые результаты по проекту для детей: приобретение детьми новых знаний о родном крае, быте, традициях народа коми, расширение и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи, логического мышления, слухового и зрительного внимания.

Ожидаемые результаты по проекту для педагогов: овладение детьми новыми знаниями по теме, навыками и умениями  в продуктивной деятельности, обогащение словаря детей по теме, совершенствование грамматического строя речи воспитанников, подборка методических материалов, участие в конкурсе детского сада «Минута  славы».

Ожидаемые результаты по проекту для родителей: овладение детьми новыми знаниями, умениями и навыками.

Ожидаемые результаты по проекту для социальных партнёров: овладение детьми новыми знаниями, появление  интереса у детей к посещению музеев, библиотек нашего города.

Проект предусматривает проведение мероприятий в следующих направлениях:

  • Совместная  партнёрская деятельность взрослого с детьми;
  • Свободная самостоятельная деятельность детей;
  • Взаимодействие с родителями и социумом.

Необходимым ресурсным обеспечением проекта являются:

  • Информационные ресурсы (научная, педагогическая и художественная литература);
  • Наглядные ресурсы (картины, фотографии, открытки);
  • Материальные ресурсы (дидактические и развивающие игры, оборудование для рисование, лепки, аппликации, строительный материал);
  • Экспонаты музея, центра Коми культуры, книги и наглядные материалы библиотеки.

II ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Проект осуществляется в несколько этапов: подготовительный, деятельностный (этап  непосредственной реализации) и завершающий (результативный, рефлексивный).

На подготовительном этапе были обозначены проблема и тема будущего проекта, поставлена цель и определены основные задачи. Были подобраны научная, педагогическая и художественная литература, материальное оснащение, разработаны необходимые материалы: конспекты НОД, сценарии бесед, викторины, оформление папки – передвижки, составлен план его реализации. С родителями воспитанников и работниками музея, библиотеки проводилась организационная и подготовительная работа.

Деятельностный этап предусматривал непосредственную реализацию проекта – проведение запланированных мероприятий.

На этом этапе со всеми участниками проекта были проведены беседы:

  • «Город Ухта». Цель беседы: познакомить детей с достопримечательностями города, его историей, воспитывать чувство гордости за народ Ухты, прививать любовь к родному городу.
  • «Поздняя осень» с использованием произведений коми авторов. Цель беседы: познакомить детей с некоторыми коми авторами и их произведениями.
  • «Моя родина – Коми край». Цель беседы: познакомить детей с городами республики Коми, её столицей.
  • «Богатства Коми края». Цель беседы: познакомить детей с полезными ископаемыми республики.
  • «Наши герои». Цель беседы: познакомить детей с героями ВОВ  и других вооруженных конфликтах – наших соотечественниках.
  • Беседа о народном творчестве нашего края.  Цель беседы: воспитывать интерес к народному творчеству коми края, гордость и уважение к местным умельцам.

 Воспитанники группы  проявляют большой интерес к произведениями художественной литературы, поэтому в течение шести месяцев педагоги знакомили их произведениями коми авторов и коми народными сказками: сказка «Пера – богатырь» , «Сказ о земле Коми», «Ема и две сестрицы» «Муштук вышел из тундры» В. Рочев, «Первая охота» - отрывок из повести В.Юхнина, «Про оленей» Г.Снегирёв и другие.

Дети с удовольствием заучивали стихи: В. Кушманова «Кукла»,  П.Образцова «Строители», С. Попова  «Русское поле» и другие.

В процессе специально организованной деятельности дети знакомились  с пословицами, поговорками, считалки народа Коми.

Поскольку ведущий вид деятельности дошкольника – игра, в рамках реализации проекта были запланированы и проведены игры:

Дидактические:

  • «Занимательные кубики». Цель: учить узнавать коми орнамент, закреплять умение анализировать, сравнивать, учить из частей собирать целое, находить общее и различие в узоре, развивать зрительное внимание, воспитывать умение добиваться цели.
  • «Домино». Цель: учить узнавать коми орнамент, закреплять умение анализировать, сравнивать, учить из частей собирать целое, находить общее и различие в узоре, развивать зрительное внимание, воспитывать умение добиваться цели.
  • «Собери орнамент». Цель: учить узнавать коми орнамент, закреплять умение анализировать, сравнивать, учить из частей собирать целое, учить самостоятельно составлять узор, находить общее и различие в узоре, развивать зрительное внимание, воспитывать умение добиваться цели.
  • «Найди ошибку». Цель: учить узнавать коми орнамент, закреплять умение анализировать, сравнивать, находить общее и различие в узоре, развивать зрительное внимание, воспитывать умение добиваться цели.
  • «Укрась шапочку». Цель: учить узнавать коми орнамент, закреплять умение анализировать, сравнивать, учить самостоятельно составлять узор, находить общее и различие в узоре, развивать зрительное внимание, воспитывать чувство эстетики.
  • «Чего не хватает». Цель: учить узнавать коми орнамент, закреплять умение анализировать, сравнивать, находить общее и различие в узоре, развивать зрительное внимание, воспитывать умение добиваться цели.
  • «Найди пару».  Цель: учить узнавать коми орнамент, закреплять умение анализировать, сравнивать, находить общее и различие в узоре, развивать зрительное внимание, воспитывать умение добиваться цели.
  • «Одень куклу». Цель: учить узнавать коми орнамент, закреплять умение анализировать, сравнивать, находить общее и различие в узоре, развивать зрительное внимание, воспитывать умение добиваться цели.
  • «Найди маму».  Цель: учить узнавать коми орнамент, закреплять умение анализировать, сравнивать, находить общее и различие в узоре, развивать зрительное внимание, воспитывать умение добиваться цели.

Сюжетно – ролевые:

  • «Рыбаки». Цель: обогатить знания детей о рыбах коми края, закрепить их названия, расширить словарный запас по теме,  дать понятие о труде рыбака, прививать уважение и любовь к труду.
  • «Охотники». Цель: обогатить знания детей о диких животных  коми края, закрепить их названия, расширить словарный запас по теме,  дать понятие о необходимости охоты, её значимости для коми народа, прививать уважение и любовь к труду.
  • «Нефтяники». Цель: через игру обогатить знания детей о труде нефтяников, прививать любовь, уважение к профессии нефтяников, дать понятие о значимости данной профессии для развития родного края.

Подвижные:

  • «Ёма». Цель: развивать ловкость, внимание, память, умение выполнять действие по сигналу.
  • «Воробей». Цель: развивать ловкость, внимание, память, умение выполнять действие по сигналу.
  • «Стой, Олень!». Цель: развивать ловкость, внимание, память, умение выполнять действие по сигналу, четко проговаривать слова.
  • «Куропатки». Цель: развивать ловкость, внимание, память, умение выполнять действие по сигналу.
  • «Невод». Цель: развивать ловкость, внимание, память, умение выполнять действие по сигналу, закрепить название рыб, обитающих в реках коми края.
  • «Попади в ямку». Цель: развивать ловкость, меткость, внимание, память, умение выполнять действие по сигналу.
  • «Угадай». Цель: развивать ловкость, внимание, память, умение выполнять действие по сигналу, закрепить знание предметов коми быта.
  • «Кукушка». Цель: развивать ловкость, внимание, память, умение выполнять действие по сигналу, четко выполнять движения под слова.

и другие.

Речевые:

  • «Какой наш город?». Цель: совершенствовать умение подбирать слова – признаки к предмету.
  • «Подбери слова». Цель: расширять и активизировать словарь по теме.
  • «Закончи предложение». Цель: совершенствовать умение подбирать слова – антонимы.
  • «Отгадай, что это?». Цель: Учить определять предмет по существенным признакам.
  • «Было – стало». Цель: Учить согласовывать имена числительные с именами существительными.

и другие.

Детям совместно с родителями было дано творческое задание: составление творческих  рассказов «Мой город».

Запоминающимися событиями для детей стали:

  • Экскурсия в центр Коми культуры, целью которой было знакомство с коми избой, бытом и предметами одежды народа коми.
  • Экскурсия в краеведческий музей, целью которой было знакомство с  различными промыслами коми народа.
  • Экскурсия в библиотеку, целью которой было знакомство с творчеством поэтов и писателей земли Коми.

Достижению цели проекта способствовала художественная деятельность.

  • Аппликация «Узор на фартуке» (коми орнамент). Цель: учить детей изображать коми орнамент, понимать и чувствовать красоту  и гармонию форм и красок, самостоятельно создавать узор, располагая его симметрично.
  • Аппликация «Украсим блюдо» (коми орнамент). Цель: учить детей изображать коми орнамент, понимать и чувствовать красоту  и гармонию форм и красок, самостоятельно создавать узор, располагая его симметрично.
  • Декоративное рисование «Полотенце» (коми орнамент). Цель: учить детей изображать коми орнамент, понимать и чувствовать красоту  и гармонию форм и красок, самостоятельно создавать узор, располагая его симметрично.
  • Рисование «Коми малица». Цель: учить детей составлять симметричные узоры, проводить элементы из разных линий, дуг, точек, располагать элементы правильно.
  • Лепка «Птицы севера». Цель: закрепить название птиц, обитающих в коми крае, учить детей лепить из одного куска пластилина, учить передавать характерные признаки птиц.
  • Лепка «Пимы» (коми орнамент). Цель: учить детей изображать коми орнамент способом налепа, понимать и чувствовать красоту  и гармонию форм и красок, самостоятельно создавать узор, располагая его симметрично.

      Также были проведены интегрированные занятия:

  • Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка интегрированное с аппликацией «Украсим шапочку коми орнаментом». Цель: совершенствование навыка употребления лексико – грамматических категорий по тете «Одежда» в процессе продуктивного вида деятельности – аппликации.
  • Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка интегрированное с лепкой «Украсим пимы». Цель: совершенствование навыка употребления лексико – грамматических категорий по тете «Обувь» в процессе продуктивного вида деятельности – лепки.
  • Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка интегрированное с аппликацией «Дома нашего города». Цель: совершенствование навыка употребления лексико – грамматических категорий по тете «Город» в процессе продуктивного вида деятельности – аппликации.
  • Занятие по развитию связной речи интегрированное с конструированием «Мой дом». Цель: совершенствование навыка употребления лексико – грамматических категорий по тете «Город» в процессе продуктивного вида деятельности – конструирования.
  • Занятие по развитию связной речи интегрированное с рисованием  «Осень». Цель: совершенствование навыка употребления лексико – грамматических категорий по тете «Осень» в процессе продуктивного вида деятельности – рисования.

    В рамках проекта было проведено развлечение «За околицей», целью которого было приобщать детей к народной культуре, воспитывать уважение к людям труда, развивать творческие способности дошкольников, их художественный вкус.  А также спортивное развлечение «Богатырская наша сила».

На завершающем этапе была проведена интеллектуальная игра «Счастливый случай», позволяющая выявить уровень полученных знаний, умений и навыков детьми в ходе реализации проекта.

III СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ

Социально-коммуникативное развитие

Беседы:

  • «Город Ухта».
  • «Поздняя осень» с использованием произведений коми авторов.
  • «Моя родина – Коми край».
  • «Богатства Коми края». «Наши герои».
  • Беседа о народном творчестве нашего края.

Сюжетно-ролевые игры:

 «Рыбаки».

«Охотники».

«Нефтяники».

Познавательное развитие

Дидактические игры:

  • «Занимательные кубики».
  • «Нарисуем рассказ».
  • «Найди ошибку».
  • «Чего не хватает».
  • «Найди пару».
  • «Домино».
  • «Укрась шапочку».
  • «Найди маму».
  • «Одень куклу».
  • «Собери орнамент».

Развлечение

«За околицей».

Интеллектуальная игра «Счастливый случай».

Экскурсия в центр Коми культуры.

Экскурсия в краеведческий музей.

Экскурсия в библиотеку.

Речевое развитие

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка интегрированное с аппликацией «Украсим шапочку коми орнаментом».

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка интегрированное с рисованием «Украсим пимы».

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка интегрированное с аппликацией «Дома нашего города».

Занятие по развитию связной речи интегрированное с конструированием «Мой дом».

Занятие по развитию связной речи интегрированное с рисованием  «Осень».

Речевые игры:

«Какой наш город?».

«Подбери слова». «Закончи предложение». «Отгадай, что это?». «Было – стало».

Чтение произведений  коми авторов и коми народными сказок:

Сказка

«Пера – богатырь»

 «Сказ о земле Коми» «Ема и две сестрицы» «Муштук вышел из тундры» В. Рочев «Первая охота» - отрывок из повести В.Юхнина, «Про оленей» Г.Снегирёв

   Заучивание стихов: 

В. Кушманова «Кукла»,  П.Образцова «Строители», С. Попова  «Русское поле».

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация «Узор на фартуке» (коми орнамент).

Аппликация «Украсим блюдо» (коми орнамент).

Декоративное рисование «Полотенце» (коми орнамент).

 Рисование «Коми малица».

Лепка «Птицы севера». Лепка «Пимы» (коми орнамент). 

Физическое развитие

Спортивное развлечение «Богатырская наша сила».

Спортивные игры:

  • «Ёма».
  • «Воробей».
  • «Стой, Олень!».
  • «Куропатки».
  • «Невод».
  • «Попади в ямку».
  • «Угадай».
  • «Кукушка».

Формы взаимодействия с семьёй и социальными партнёрами

Развлечение «За околицей».

Экскурсия в центр Коми культуры, целью которой было знакомство с коми избой, бытом и предметами одежды народа коми.

Экскурсия в краеведческий музей, целью которой было знакомство с  различными промыслами коми народа.

Экскурсия в библиотеку, целью которой было знакомство с творчеством поэтов и писателей земли Коми.

Режимные моменты

На протяжении всего проекта в режимные моменты активно включались пословицы, поговорки, считалки коми народа, проводились подвижные, речевые и дидактические игры. Во время прогулок велось наблюдение за изменениями в природе.

Результаты  проведения проекта «Люби и знай свой край».

В проекте приняли участие  12 семей, что составило 100%.

Итоговым мероприятие проекта стала интеллектуальная игра  «Счастливый случай», послужившая диагностическим материалом для выявления сформированности знаний о родном крае, также для оценки результативности проекта мы воспользовались диагностическим материалом раздела «Ребёнок и окружающий мир».

 Итоговая диагностика показала:

В начале года у 100% детей знания о профессиях были на среднем уровне, после завершения проекта у 50% (6 детей) отмечается высокий уровень знаний.

Умением классифицировать предметы, определять материал, из которого они сделаны (поверхность, структура) 4 ребёнка(33%) обладали на высоком уроне, на итоговой диагностике уже у 8 детей, что составило 66.5% отмечался высокий уровень.

Знание названия родного города, республики, столицы республики, название страны 100% детей продемонстрировали на высоком уровне после реализации проекта, тогда как в начале года этот процент составлял только 33 (4 ребёнка).

Также 100% детей в результате итоговой диагностики проявляют интерес к животному и растительному, явлениям природы, бережно относятся к результатам труда других людей. У 66.5% детей (8 чел.) выявлен высокий уровень знаний о деревнях и кустарниках родного края и России.

В ходе итоговой игры были отмечены следующие результаты:

 Дети обладают  новыми  знаниями  о родном крае, быте, традициях народа коми;

В активном и пассивном словаре всех детей присутствуют новые термины по теме проекта;

Большинство детей  грамматически правильно строят своё высказывание, подирают признаки к предмету, антонимы;

Все дети знают  элементы коми орнамента, отличают национальную одежду;

Все дети знают народные промыслы;

Таким образом, цель проекта нами была достигнута.

Список литературы:

Гордеев Ю. Птицы тайги. Свердловск,  Среднеуральское книжное издательство, 1985.

Детские народные подвижные игры. //Составители: А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. М., Просвещение, 1995 г.

Жуковская Р.И., Виногладова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., Просвещение, 1985.

Коми старинные детские игры. [Сост. Ю.Г.Рочев]. – Сыктывкар: Коми кн. Изд-во. – 1988. – 24л.б.

Кречмар А.В., Забродин В.А. Животный мир Севера России. Россельхозиздат, 1987.

Мазуренко М.Т., Москалюк Т.А.Краски северного лета.СПб., Алфавит, 1997.

Плесовский Ф.В., составитель Коми пословицы и поговорки. Изд. Сыктывкар: Коми кн. Изд-во. – 1983. – с.208

Сказки народов Севера. //Составитель В.В.Винокурова, Ю.А.Сем. Л., Просвещение, 1991.

Шорыгина Т.А. Беседы о русском севере. М., Сфера, 2008.



Предварительный просмотр:

Развлечение «За околицей».

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Приобщать детей к народной культуре. Воспитывать уважение к людям труда. Развивать творческие способности дошкольников, их художественный вкус.

Площадка, где развивается действие, изображает околицу села. Дети приходят сюда в русских, коми национальных костюмах и свободно группируются, рассаживаются на скамейках, пеньках-. Ведущая - 'в нарядном сарафане, в платке. Два мальчика играют на гармошках знакомую песенку.

Ведущая: Хорошо вечером в деревне. Тихо. Песни слышны за околицей. После трудового дня, когда солнышко садится, собираются люди, чтобы песни спеть, хороводы поводить, пошутить, посмеяться, добрым словом перемолвиться. В народе 'говорят: "Сделал дело - гуляй смело", "Делу время - потехе час". Какие только дела за день не переделали: сено косили, в стога метали, по ягоды, по грибы ходили, рыбу ловили, стада на лугах пасли, пахали и сеяли - всех дел не перечислить. Теперь и отдохнуть можно. Последними возвращаются в деревню пастухи. Они гонят стадо, на рожке играют - принимайте, мол, хозяюшки, свою скотину.

Пастух играет на рожке "Пастухи играют на свирели" муз. К.Сорокина, ударяет об пол кнутом. Ребёнок-пастух:

Ранним утром поутру

Пастушок: "Туру-ру-ру!" А коровки в лад ему Затянули: Му-му-у!"

Ты, Бу-ренушка, ступай

В чисто поле погуляй. А вернешься вечерком,

Нас напоишь молочком.

Ведущий: Ласково называют в народе коровушку " кормилицей",

И песни о ней складывают.

Девочка исполняет песню "Коровушка”, русская народная мелодия (без аккомпанемента).

Ведущая: За околицей белоснежные березки стоят, зелеными, листьями чуть колышут, словно прислушиваются к нашей беседе.

Ребёнок: Берёза моя, берёзонька! Берёза моя белая! Берёза раскуд- рявая.!

Исполнится хоровод "Во поле берёза стояла", песня "Шор" ("Ручеек "Л муз. А.Осипова.

Ведущий а теперь встаньте-ка парами, да поиграем в "Ручеек". Есть и ещё игры-забавы, потешки. Встаньте, да поиграем в игру «Скок - поскок».

Скок, скок - поскок (подпрыгивают по. кругу)

Молодой дроздок.

По водичку пошел, (идут по кругу)

Молодичку нашел.'

Молодичка - невеличка (сужают круг)

Сама с вершок, (присаживаются)

Голова с. горшок. (большими шагами расширяют круг)

Потешка на коми языке (по желанию).

Ведущий: А есть игры, в которых ведущих выбирают по считалке. (Считалка "Заяц белый,..").

Давайте поиграем в игру "У медведя во бору".

Ведущий: У каждого Федота своя работа,

А Ереме да Фоме переговорить Друг друга охота. :

Фома: По поднебесью, братцы, медведь летит.

Ерема:        Медведь летит, хвостом вертит. Фома:        Свинья        на        ели

гнездо свила. Ерема:        Гнездо        свила,        деток        вывела.

Фома: милых деточек, поросяточек.

Ерема: Попосяточки по сучкам висят.

По сучкам сидят, полететь хотят.

  1. ребёнок: Как у бабушки Арины
  2. ребенок; Расплясалась вся скотина. 3 ребенок: Заиграли утки в дудки,
  1. ребёнок: Тараканы в барабаны.
  2. ребёнок: Коза в синем сарафане,

В шерстяных носках

Во льняных платках

Так и пляшет, ногой машет.

  1. ребёнок: Журавли пошли плясать,

Долги ноги выставлять,

Серым хвостиком махать.

  1. ребёнок:        Федул,        что        губы        надул?
  2. ребенок:        Кафтан        прожег!
  1. ребёнок:        Починить можно?
  2. ребёнок:        Да иглы нет.
  1. ребёнок:        А велика ли дыра? ,
  2. ребёнок:        Остались ворот да рукава.
  1. ребёнок: Ты пирог ел?
  2. ребёнок: Нет, не ел.
  1. ребёнок: А вкусный был?
  2. ребёнок: Очень.

/Ведущий; А частушки споем?

Дети исполняют частушки на русском и коми языках. Ведущий: В коми народе говорят:

Кужан йоктыны - куж и уджавны" ("Умей плясать - умей и работать") Вот бабушки вечерком сидят у окошка, рукавички вяжут, сказочки рассказывают. Ровные узоры» в них рога оленей, солнышко над тундрой и оленевод.

  1. ребёнок: Яркие узоры. Родины просторы.

Бабушкину мудрость бережет народ.

  1. ребёнок: Знают в каждом доме, ребятишки коми,

Доброту и ласку бабушки моей.

3 ребёнок: Рукавички вяжет, сказочку расскажет Про лесного духа и богатырей.

Девочки исполняют пляску "Бабушкины варежки" (девочки в малицах, пимах и рукавицах, вышитых коми орнаментом).

Ведущий: У коми народа есть много интересных игр. В одну из них мы с вами поиграем. Она называется "Байдогьяс", что значит "Куропатки". А ведущего надо выбрать по считалке "Шёл утёнок по тропинке...".

Теперь самое время загадки загадывать.

Ребенок Голубой платок, алый клубок

По платку катается, людям улыбается. (Небо и солнце)

Дети загадывают друг другу загадки.

Ведущий: Мальчики наши сильные, смелые, умелые. Мы хотим посмотреть, кто же из них смелее, ловче, сильнее.

Игра "Скороговорки"

1 и 2 ребёнок: Что возьмешь; ниточку или иголочку ?

  1. и 4 ребёнок: Сахару кусочек или красненький платочек9

5 и 6 ребёнок: Чего тебе дать: бобов или гороху9

7 и 8 ребёнок: Конь вороной или хомут золотой? ,

9 и 10 ребёнок: Гороху мешок или масла горшок?

Ведущий: А какой же вечер без игры в колечко?

Выйди на крылечко! Игра "Колечко".

Ведущий: Посмотрите, какие ложки золотые, ложки расписные. А кто с ними спляшет? А кто поиграет9

Дети берут музыкальные инструменты и рассаживаются для исполнения песни «Во саду ли в огороде». Оставшиеся дети пляшут Ребенок: Уж как сядем мы играть.

Слушает вся улица:

Петух и курица, кот и кошка,

Мой друг Ермошка, и я немножко.

Ведущий: Наплясались, навеселились мы с вами. Вот и солнышко село за околицей. Пора и нам по домам.

Дети парами расходятся.



Предварительный просмотр:

Беседа о народном творчестве нашего края.

Программное содержание:. Способствовать воспитанию интереса к народному творчеству нашего края, гордости и уважения к местным умельцам, мастерицам, рукодельницам.

Предварительная работа: экскурсия в музей на выставку народного прикладного искусства. Рассматривание различных предметов народного творчества, рисование и роспись различных предметов.

Оборудование: кукла в усть-цилемском наряде, книга «Радуга севера», предметы народного творчества из дерева, бересты, мха, плетеные пояса, вязаные чулки, рукавицы, фотографии.

Ход занятия:

Богат наш край старинными самодельными предметами, в которое умельцы вложили свою душу, старание и которые с любовью украшали. Богат, потому, что наши люди бережно, с любовью и уважением относятся ко всему, что создали и создают наши мастера - умельцы, мастера - рукодельницы.

Сегодня мы побеседуем о творчестве людей нашего края.

Вопросы:

  1. Чем славится село Усть-Цильма? Усть-цилемской горкой, правильно. «Горку» показывают по телевидению, печатают в книгах, рисуют художники. Вот посмотрите на эти красочные снимки. «Радуга севера».
  2. что это за усть-цилемская горка? Народное гуляние, праздник, который проводится перед сенокосом. В страдную пору людям уже не до гуляния.
  3. как люди одеваются в этот праздник? Нарядно, красиво.
  4. откуда берут местные женщины такой наряд? (Показывается кук-

складки, нашивая кисти. Они очень берегут праздничный наряд. Хранят его в сундуке бережно сложенным.

  1. из чего рукодельницы плетут пояса? Плетут из пряжи и нитей.

Специальным деревянным ножом мастерицы набирают разнообразные узоры, сочетая различные цвета.

  1. что одевал мужчина на «горку»? писаные чулки. Показываются мужские и женские писаные чулки.
  2. каким узором они вяжутся? Усть-цилемским. Основной фон пряжи - черный, верхняя часть чулка завязывается из нескольких горизонтальных цветных полос. Пятка и носок контрастного белого цвета.
  3. какие цвета сочетаются в усть-цилемском узоре? Красный, желтый, зеленый. Белый.
  4. что еще вяжут усть-цилемским узором?  Рукавицы. С детьми рассматриваю рукавицы. Обращаю внимание на то, что в таких рукавицах зимой тепло. Пожилые женщины вязали себе чулки и рукавицы более скромные, а молодые - поярче.
  5. какую одежду шьют у нас на севере, чтобы было и тепло и красиво. Малицы, шапки, рукавицы, тапочки, бурки. Дети рассматривают иллюстрации.
  6. как украшают меховые изделия, чтобы они не были однообразными, радовали глаз? Полосками сукна, кусочками меха и сукна.
  7. почему слава о ложках - пижемках дошла до Москвы и Санкт- Петербурга? Они легкие, удобные, красивые.
  8. какие        предметы делают из дерева? Прялки, веретена, разную посуду, лукошки, украшают их резьбой. Рассмотрели картины с названными предметами.
  9. что делают из простой бересты умельцы. Туеса, коробы, шкатулки, коробочки.
  10. для        чего использовали туеса? Ходили в лес за ягодами, носили в них на сенокос молоко, простоквашу, хранили разные соленья.
  11. почему люди создавали разные предметы и вносили в них свое творчество?  Разве нельзя было пойти в магазин и купить все. что нужно было для дома? Дети рассказывают о том, как здесь раньше жили люди.

17.что можете рассказать о Коми народе? Эти люди трудолюбивые мастера - умельцы, очень любили северную природу, берегли ее. в своих предметах изображали северную природу. Солнце, животных, птиц, рыб, богатый лес и красивое северное сияние. Коми люди уважали друг друга, помогали друг другу на охоте, при рыбной ловле, при заготовке леса. Они любили природу и она щедро дарила им свои плоды, ягоды, грибы, рыбу, мех.

Коми люди жили дружно между собой. До сих пор они с уважением относятся к людям разных национальностей.

Вы теперь ходите в детский сад, с вами занимаются, учат играть в разные игры. А раньше детских садов не было. Дети сами придумывали разные игры. Подрастая, учили играть в эти игры младших детей. В некоторые народные игры вы тоже любите играть. Назовите их.

В заключении предлагаю детям поиграть в народную игру «А мы просо сеяли». Которую очень любят исполнять на празднике «Горка».



Предварительный просмотр:

Беседа о родном городе Ухте.

Программное содержание: познакомить детей с прошлым города Ухты, научить отличать улицу от проспекта, закрепить знания о достопримечательностях города, воспитывать чувство гордости за трудовой народ Ухты, прививать любовь к родному городу и Коми народу.

Словарная работа: обогащение словаря. Нефть, газ, бензин, мазут, битум, лаковый битум.

Предшествующая работа: экскурсии по городу, рассматривание альбомов и фотографий о Коми крае, Ухте, чтение стихов и сказок коми народа, разучивание «коми кадрили» и коми мелодий на музыкальных занятиях.

Оборудование: иллюстрации и фотографии с видами города, магнитофонная запись, детские музыкальные инструменты, нефть и ее продукты: лак. битум. Иллюстрации автомобилей и машин.

Ход занятия.

  • Дети, в какой республике мы живем?
  • Как называется столица нашей Коми республики?
  • В каком городе мы живем?

А знаете ли вы, что много лет назад здесь не было города, а кругом была непроходимая тайга с белоствольными березами, с беспокойными осинами, с красавицами елями. Кругом были мхи и лишайники, покрытые ягодами красной брусники.

Трудно описать всю красоту севера, а еще труднее поверить в то, что здесь бушевало теплое море. Со временем оно исчезло, но следы времен остались. На этом месте земля хранит свои богатые клады: нефть, газ.

В 30-е годы люди впервые высадились на берег речки Ухты. Помните, мы с вами были на экскурсии, где стоит памятный знак первой экспедиции, которая высадилась на берегу реки Ухты, (показываю иллюстрации).

Продукты питания и все нужные материалы перевозились на лошадях, тащили волоком до речки, а затем переплавляли на мелких судах - лодках. Жили в темных маленьких избушках, которые сами строили. Не было электрического света, больниц, детских садов, больниц, почты, магазинов.

Вот послушайте песню композитора Коми И. Воронина, о том, какой Ухта была раньше, какая она теперь. И как любят ее Ухтинцы.

Мы с вами ходили и ездили на экскурсии по родному городу. Кто скажет, какой стала наша Ухта сегодня и почему вы любите свой родной город9 (Рассказы детей смотри ниже). Воспитатель обобщает, дополняет, уточняет рассказы детей о красоте города, домах с лепными украшениями на улице Мира. Об отличии улиц от проспектов, о достопримечательностях города: парках - детском и культуры и отдыха. О том, что детский парк называют лесопарком, а культуры и отдыха - рукотворным, созданным в память погибшим во время войны ухтинцам. О техникумах, институтах, школах, библиотеках, магазинах и т.д.

Говорю о том, что Ухта богата не только своими певцами и танцорами, но и композиторами, такими, как Яков Перепелица, Иван Воронин. Поэтами: Николай Володарский, Серафим Попов. Они своим творчеством воспевали красоту родного края, города, его тружеников.

Чтение стихов Володарского об Ухте.

  • А теперь давайте исполним Коми народную мелодию «Доли шели» на наших инструментах.
  • дети, а какие заводы есть у нас в Ухте? (механический, нефтеперерабатывающий, комбинат строительных материалов).

Дополнить рассказы детей о том, как славится наш битум - площади и улицы Москвы покрыты ухтинским битумом, а лаковый битум вывозится в разные страны. Им красят легковые автомобили, машины. (Показываются нефтепродукты и иллюстрации машин). Ухтинский кирпич славится по всей республике Коми. Вот сколько хорошего можно сказать о нашей Ухте. О том как

строят дома, сажают деревья, чистят улицы, любят свой город.  А о том, как вы любите свой город, вы сейчас нам расскажете, прочитав стихи, которые вы сочинили дома вместе со своими родителями, (дети читают свои стихи см. ниже). На этом занятии я узнала, как много вы знаете о своем городе, как вы его любите.



Предварительный просмотр:

Стой, Олень! (Коми игра)

Дети находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены). Названный воспитателем или выбранный детьми пастух, получив палочку, становится на середине площадки.

После сигнала воспитателя “Бегите, олени!” все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-нибудь из играющих и коснуться палочкой, сказать “Стой, олень”.

Тот, кого коснулись палочкой, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух 4-5 «оленей». При повторении игры новым пастухом становится последний пойманный «олень». В игре могут участвовать все желающие.

Ловля оленей. (Коми игра)

Среди играющих выбираются два пастуха. Остальные - «олени» становятся внутри круга. Пастухи в противоположных концах друг против друга. По сигналу 1-2-3 - пастухи бросают мяч в оленей, те убегают от мяча. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным. 4-5 р. - подсчитывается количество оленей. При повторной игре выбираются новые пастухи.

Зимой используются снежки. 10-12 детей.

Куропатки. (Коми игра)

Выбирается «сова». Остальные — куропатки. Куропатки стоят на отведенных участках. Сова находится в противоположном конце площадки «на холме». По сигналу “день” — куропатки бегают. “Ночь” - куропатки останавливаются и замирают (столбиками). Сова обходит куропаток и того, кто шевелится, забирает и отводит с собой.

2-3 куропатки пойманы - выбирается другая сова. Участвуют все дети.

Не попадись в круг. (Коми игра)

Чертится круг. Дети стоят по кругу друг против друга. По сигналу участники стараются столкнуть друг друга в круг. Кто окажется в кругу, тот проигрывает и выходит из игры. Игра продолжается. Упасть 10-14 детей.

Невод. (Коми игра)

Дети выбирают «рыбу». На голову ей надевают платок. «Рыба» стоит в центре круга. Дети стоят по кругу, изображают «невод». На расстоянии 1,5 - 2 метра от хоровода устанавливают 4 украшенные лентами шеста. Рыба, пробившись сквозь невод, бежит к одному из шестов и прячется. Дети догоняют рыбу. Если догонят, рыбой становится тот, кто догнал.

Прыжки через нарты (сани). (Коми игра)

Перед играющими командами ставятся в 2 колонны санки ( поЗ санок на расстоянии 40 - 50 см). Участники перепрыгивают через них, приземляясь на обе ноги и передают эстафету.

Та команда, которая закончит становится победителем. У детей должны быть хорошие навыки в прыжках в длину с места.

Угадай. (Коми игра)

Участники игры садятся на полу в обручах и имеют свой порядковый номер. На расстоянии 3 метров располагается стойка с картинками предметов коми быта. Воспитатель называет номер и один из предметов. Двое играющих бегут к стенке и ищут названный

предмет. Каждый старается поднять его первым. В игре участвуют 2 команды по 5 - 10 человек. В конце игры суммируется, сколько раз команда подняла предмет первой. Команда, набравшая больше очков становится победителем.

Чья команда скорее составит героя Коми сказки.

На кубах нарисованы части героев Коми сказок. По сигналу воспитателя первые стоящие команд добегают до кубиков, выбирают нужный и начинают складывать Коми героя сказки. Затем возвращаются и передают эстафету другому. Дети должны хорошо знать героев Коми сказок.

Попади в ямку. (Коми игра)

На одной линии выкапывается несколько ямок (по числу играющих). Выбирается водящий Водящий берет мяч, отходит от линии на несколько шагов, кладет мяч на землю и пинает, стараясь попасть в яму. В чью яму попадет, тот и становится водящим. В игре участвуют 4 — 5 детей.

Медведь. (Коми игра)

Выбирается «медведь». Он опускается на четвереньки, его накрывают шубой. Остальные ходят, собирают ягоды.

Мишка, мишенька,

Собираем мы бруснику.

Мишка, мишенька,

Собираем голубику.

Ягодки берем, медведю не даем.

После этих слов медведь догоняет детей.

Кукушка. ( Коми игра)

Дети, держась за руки, идут по кругу и поют:

К нам кукушка в огород Залетела и поет.

Эй, кукушка, не зевай,

Кто окликнул, отгадай.

В центре круга - кукушка с закрытыми глазами. После слов дети останавливаются, воспитатель молча показывает на одного из детей. Тот произносит: «кукушка». Кукушка должна отгадать, кто ее позвал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование любви к Родине через воспитание любви к родному краю» «Ой, Кубань, ты – мать родная» КВН для педагогов «Люби и знай свой край»

Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется Малой Родиной .Именно с нее начинается познание ребенком окружающего мира. Недаром в народе говорят: «Кубань – родная земля!»...

«Визитная карточка» педагогического проекта «Люби и знай свой край»

Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те кто даёт жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и д...

Педагогический проект: "Люби и знай свой край".

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждени...

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с родным краем «Люби и знай свой край»

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с родным краем«Люби и знай свой край»...

Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Люби и знай свой край родной»

Данный проект для детей старшего дошкольного возраста.Срок реализации 1 год....

Проект «Люби и знай свой край – Алтай!» посвященный юбилею Алтайского края для детей старшей группы (5-6 лет)

Проект: «Люби и знай свой край – Алтай!»  Актуальность проблемы:    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собо...

Творческий проект "Знай свой край люби и знай"

Твоческий проект по духовно - нравственному воспитанию....