Проект «Люби и знай свой край родной»
проект (подготовительная группа) на тему
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Родной свой край люби и знай!»
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lyubi_i_znay_svoy_kray_rodnoy.docx | 32.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 35»
г. Дзержинск
Проект «Люби и знай свой край родной»
Мелехина Елена Алексеевна
Скворцова Надежда Вячеславовна
Г. Дзержинск 2015г.
Старинная мудрость напоминает: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Актуальность:
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание, включающее региональный компонент. Тем не менее, ни одна из программ не даёт возможности в полном объёме решить задачи по ознакомлению детей с родным краем, поэтому педагоги самостоятельно разрабатывают и систематизируют практический материал.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Родной свой край люби и знай!»
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Вид: долгосрочный
Тип: информационно-практико-ориентированный
Участники: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители, жители посёлка Желнино
Сроки реализации: 1 год
Цель: Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, города Дзержинска, посёлка Желнино, местным достопримечательностям.
Задачи:
- Дать знания детям о родном городе Дзержинске, история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в крае.
- Познакомить с историей г. Дзержинска, с его прошлым: станция Черноречье – город Растяпино - г. Дзержинск.
- Познакомить с культурой и традициями города.
- Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям, умение видеть прекрасное.
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом Дзержинска
- Развивать способность ориентироваться в городе;
- Способствовать формировию позиции будущего гражданина.
- Задачи для родителей:
- сформировать представление о необходимости передачи семейных традиций от поколения к поколению;
- обеспечить нравственно-патриотическое воспитание в условиях семьи;
- использовать различные учреждения города для благополучной социализации будущего первоклассника.
Предполагаемый результат:
- Повышение интереса детей к истории родного города его достопримечательностям.
- Привлечение большого количества семей и жителей посёлка и города к реализации проекта.
- Приобретение знаний детьми о своей «малой родине», умения их применять.
- Дети смогут ориентироваться в городе;
- У детей сформируется активная позиция будущего гражданина.
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Информационно-накопительный:
- Изучение интереса детей для определения целей проекта.
- Сбор и анализ краеведческой и художественной литературы для взрослых и детей.
- привлечение жителей посёлка, города к сбору информационных материалов, музейных экспонатов.
- Анкетирование родителей. Цель: выявить знания о родном городе, их заинтересованность в реализации проекта.
II. Организационно-практический.
Совместная деятельность педагога с детьми .Работа с родителями
- Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, на темы: “Станция Черноречье – Растяпино - Дзержинск- прошлое и настоящее .», «Дзержинцы– участники ВОВ», «Моё имя, его значение», «О чём рассказали старые фотографии», «Семья. Родословное древо моей семьи»
- Просмотр видеофильма «Мой город», «Наша Родина – Россия»
- Словотворчество сдетьми и родителями «Сочини частушку о крае, городе»
- Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
- Выставка фото- отчёт об экологических акциях «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)
- Разучивание стихов , песен о Дзержинске.
- Изготовление макета своего детского сада – архитектурного памятника.
- Работа в музейном пространстве мини-музея ДОУ «Русская изба»
Экскурсии в мини – музей «Русская изба»
- Знакомство с выставками и экспозициями мини-музея:
- « Русская изба и быт чернореченцев» (предметы быта, кухонная утварь, макет бутафорской печи, коллекция корзин, рушников, светильников, самоваров и др.)
- «Игрушки купеческих детей и игрушки крестьянских детей , идетей рабочих»( игрушки- подленники дореволюционного времени, до и после- военного времени)
- «Куклы наших мам и бабушек»( куклы советского времени : 60-80гг)(коллекция советских «авосек»)
- «Коллекция монет и денежных знаков»( старинных и советских, заграничных денег)
- «Коллекция старинных фотографий» (основатели п.Желнино, элита)
- «Коллекция вышивок жительницы посёлка от 30-70гг»
- «Коллекция замков и ключей» ( дореволюционного , довоенного и советского периода)
- Пополнение экспозиций предметами старины, краеведческой литературой, экспонатами.
Работа и помощь родителей :
Организация развивающей среды
Выставка рисунков «Любимый город»
Фотоотчеты, информационный поиск . Подбор материалов о городе, фотоальбом о Дзержинске.
Цикл реальных и виртуальных экскурсий по городу. –
- Центральные улицы города;
- - Парки и скверы Дзержинска; Архитектурные памятники п.Желнино. Знатные красивые места посёлка.
- -Памятники и музеи города. Помощь в подборе материалов для экскурсий, организация экскурсий. (виртуальная экскурсия по краеведческому музею Дзержинска)
- -Исторические здания города. Поисковая деятельность с детьми «История возникновения города» (символика, история возникновения )
Подбор дидактических игр по краеведению в познавательно-речевом уголке.
Знакомство с творчеством дзержинских и желнинского поэтов. (Комисаров Н.) Подбор материалов
Оформление фото-галлереи «Дзержинску – 85 лет!» «Дзержинск вчера и сегодня!»
Оформление страничек книги « Моя малая Родина»
Составление рассказов на тему: «Что бы я рассказал гостям своего города»
Историческая викторина «Знатоки родного города»
Продукт проекта:
книга «Моя малая Родина», изготовленная руками детей, педагогов и родителей. Книга включает в себя:
Глава №1 «Возникновение Дзержинска»:
- краткий очерк возникновения г. Дзержинска “Станция Черноречье – г.Растяпино - г.Дзержинск- прошлое и настоящее»,
- Фоторепортаж по теме «Как жили наши предки» (быт, традиции);
- художественное творчество детей (рисование на тему «Я люблю тебя, Дзержинск»);
- рассказы детей «Кем были мои предки».
Глава №2 «Дзержинск в военные годы»
- историческая справка о Великой отечественной Войне ;
- альбом военной техники;
- фоторепортажи с экскурсий к памятникам- обелискам;
- рассказы детей о военном прошлом своих предков;
- художественное творчество (рисование на тему «Салют над городом»);
Глава №3 «Дзержинск сегодня»
- Аналитическая справка о современном состоянии г. Дзержинска;
- карта города и схемы улиц города;
- фоторепортаж «Дзержинск сегодня»;
- рассказы детей о предприятиях, фабриках и заводах, на которых работают родители;
- художественное творчество (рисование на тему «Мой Детский сад» и «Дом, в котором я живу»)
Глава №4 «Дзержинск– город для детей»
- фотоальбом «Детские учреждения города»
- детское литературное творчество «Мир вокруг нас»
- фоторепортаж «Детство в Дзержинске»
Глава № 5 «Мы не просто девочки и мальчики, мы – будущее нашего города!»
- рассказы детей на тему «Кем я буду, когда вырасту»
- фоторепортаж «И весною город расцветет»
- художественное творчество (рисование на тему «Город моей мечты»)
- интервью детей на тему «Чтобы дети смеялись»
III. Презентационно – завершающий
Презентация проекта «Посмотри, как хорош, этот город, где живёшь…»
Праздничное итоговое мероприятие концерт “Дзержинску – 85 лет!”
Выставка информационных плакатов «С юбилеем, город мой!» ,изготовленных совместно детьми и родителями.
Оценка этапов реализации проекта детьми.
IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов. Беседа «Я люблю свой город»
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
Материалы Интернет – сайтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Люби и знай свой край родной"
ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫХ. ЗАДАЧА ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ - КАК МОЖНО РАНЬШЕ ПРОБУДИТЬ В РАСТУЩЕМ ЧЕЛ...
Проект: «Люби и знай свой край родной».
Проект: «Люби и знай свой край родной»....
Информационно-познавательный проект «Люби и знай свой край родной»
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недо...
Проект «Люби и знай свой край родной. Мой город» (Для детей младшего и среднего возраста)
Научное обоснование Теоретические основы нравственно- патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируются на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития ...
Проект «Люби и знай свой край родной», в старшей группе
Проект творческо-поисковый, долгосрочный (ноябрь-март)Участниками проект являются - дети старшей группы - родители-педагоги.Цель: Воспитывать патриотические чувства, гордости за...
Проект «Люби и знай свой край родной»
Проблема: произошел резкий спад патриотического воспитания. У детей стали искажены представления о доброте, великодушии, прервалась связь поколений. Нестабильность в обществе требует верну...
Проект " Люби и знай свой край родной"
Планирование работы по краеведению в подготовительной группе....