Программа дополнительного образования "Дошколенок"
рабочая программа на тему
Цель программы - подготовить детей дошкольного возраста к обучению в школе путем развития их социальный и психических функций в единстве дошкольного и школьного образовательного пространства с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, позволяющего им адаптироваться к школьной жизни.
Ожидаемые результаты освоения программы:
соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика
свободно считать в пределах 10; сравнивать числа в пределах 10
знать "соседей" числа
решать простые задачи (в одно действие)
на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой)
составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений
пересказывать небольшие тексты
правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами
выполнять на слух инструкции для обучающегося
ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого
решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание
самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета
сформированность положительной мотивации к учебной деятельности "Я хочу учиться!" - самый желаемый планируемый личностный результат
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_doshkoljonok.doc | 613.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Актуальность программы обусловлена положениями нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
В настоящее время детский сад решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребёнка
( готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира.
Актуальность программы «Дошколёнок» состоит в решении вопросов выравнивания стартовых возможностей детей с учётом проблемы разного уровня подготовленности детей, затрудняющего их адаптацию к условиям школьной жизни. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребёнка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребёнок дошкольного возраста должен быть готов к новым формам общения. Он должен уметь общаться со взрослыми и выстраивать свои отношения со сверстниками. У него должно быть достаточно развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально – волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками учебных действий: уметь анализировать объект, выделять признаки предмета; рассматривать объект и составлять его из частей; проводить классификацию; строить речевое высказывание в устной форме, владеть коммуникативными и речевыми компетенциями. Для успешной адаптации детей дошкольного возраста к обучению в школе необходима системная работа, которая не только подготовит ребёнка к школе, но и сумеет снять разного рода перегрузки, сохранит здоровья детей. Создания комфортной развивающей образовательной среды для общего развития детей дошкольного возраста в самый сложный для них период перехода из дошкольного детства в школьное обучение определяет направление программы «Дошколёнок».
Программа «Дошколёнок» представляет личностно ориентированную модель взаимодействия педагога с детьми и родителями.
Программа разработана на основе программы «Преемственность»: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет/ [ Н. А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова и др.; науч. рук. Н. А. Федосова]. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2015.- 159 с., рекомендованной Ульяновским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Работа по программе осуществляется в соответствие с нормативно – правовыми документами:
- Разработано на основании нового Закона об образовании в Российской Федерации, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, Стандарт), с учётом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Федерального -- закона от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- СанПиН 2.4.2.1.3049 – 13, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26;
- Федерального закона от 24 июля 1998 г. №124 –ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
- Уставом МБ ДОУ «Детский сад №104»;
- Положением об оплатных дополнительных услугах МБ ДОУ «Детский сад №104»
Цель программы - подготовить детей дошкольного возраста к обучению в школе путём развития их социальных и психических функций в единстве дошкольного и школьного образовательного пространства с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, позволяющего им адаптироваться к школьной жизни.
Задачи.
1. Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием.
2. Сохранение и укрепление психического здоровья детей и их эмоционального благополучия.
3. Формирование предпосылок универсальных учебных действий, развитие коммуникативных умений.
4. Развитие личностных качеств детей.
Принципы построения программы:
1. Учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей.
2. Сбалансированности совместной деятельности педагога и воспитанников.
3. Интегрированности разных видов продуктивной, творческой деятельности.
4. Развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребёнка, а усваиваемые ребёнком знания, умения и навыки являются лишь средством достижения этой цели.
5. Сохранения самоценности детства как значимого этапа в общем развитии человека.
6. Положительная оценка любого достижения ребёнка.
7. Развитие личностных компетенций, творческой активности.
Виды деятельности – игровая, продуктивная (рисование, лепка, конструирование и т.д.), творческая, познавательно – исследовательская, конструирование, моделирование.
Ведущие формы и технологии обучения: коллективные, индивидуальные, репродуктивные и продуктивные; исследовательская работа, проектная деятельность, задачная форма обучения. На занятиях осуществляется смена видов деятельности, а все темы изучаются в ходе разнообразных игр, что соответствует возрастным особенностям дошкольников. Материал разработан по принципу от простого к сложному.
Программа состоит из следующих курсов:
1.«Родное слово»
2. «Математические ступеньки»
3. «Зелёная тропинка»
Программа «Дошколёнок» состоит из трёх курсов (подпрограмм):
№п/п | Название | Количество занятий в год |
1 | Курс «Родное слово» | 60 |
2 | «Математические ступеньки» | 30 |
3 | «Зелёная тропинка» | 30 |
ИТОГО | 120 |
Учебно-методическое обеспечение программы:
Пособия для детей.
1. Программа «Преемственность», авторы Федосова Н.А., Волкова С.И., Плешаков А.А., Шпикалова Т.Я. и др.
2. Тетради на печатной основе «Учусь читать и писать» (в четырёх частях) - автор Федосова Н.А.
3. Тетрадь на печатной основе «Математические ступеньки» – автор Волкова С.И. и др.
4. Тетрадь на печатной основе «Зелёная тропинка», автор Плешаков А.А.
5. Наглядный материал по лексическим темам (модели звуков, букв, цифр, математических знаков, состав числа, счётный материал для каждого воспитанника, плакаты, таблицы по темам).
6. Дидактические игры (развивающие настольно – печатные игры Кюизенера «Цветные счётные палочки», учебно – игровое пособие Дьёнеша, игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения).
7. Картотека сюжетно – ролевых игр, подвижных, математических, на развития речи, театрализованных игр, народных и подвижных игр.
Условия реализации программы
1. Подгрупповые занятия –10 - 15 человек.
2. Занятия организуются на базе МБ ДОУ «Детский сад №104» в течение всего учебного года (сентябрь – май)
3.Временная структура - два раза в неделю с двумя 30 минутными занятиями и 10 минутными динамическими паузами для отдыха детей.
4. Гигиенические требования по организации обучения детей:
1. Каждый ребёнок обеспечивается удобным рабочим местом за партой, в соответствии с его ростом и состоянием здоровья;
2. Искусственное освещение соответствует государственным гигиеническим требованиям к нему;
3. Во время занятий обязательно проводятся физминутки, гимнастика для глаз, динамические паузы с целью профилактики переутомления, нарушения осанки и зрения детей;
4. Перед каждым занятием осуществляется влажная уборка помещения и сквозное проветривание;
5. На занятии осуществляется смена видов деятельности, а все темы изучаются в ходе разнообразных игр, что соответствует возрастным особенностям дошкольников.
Основное внимание в программе уделено формированию предпосылок универсальных учебных действий (УУД), предложенные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Универсальные учебные действия (УУД) переработаны и адаптированы в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей дошкольного возраста.
Структура и содержание программы соответствуют ФГОС ДО, основываясь на котором выделили образовательные области, их содержание обеспечено курсами программы «Дошколёнок».
Образовательные области:
1. «Социально – коммуникативное развитие».
2. «Познавательное развитие».
3. «Речевое развитие».
4. «Художественно – эстетическое развитие».
Контроль и отслеживания результатов мониторинга детей:
1. Наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями.
2. Формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование текста.
3. Взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями, тесты.
Диагностика с помощью метода наблюдения – это последовательное и целенаправленное фиксирование фактов поведения и проявлений ребёнка в условиях обучения, а также при взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Полученные результаты позволяют выявить особенности поведения и области развития ребёнка, которые требуют дополнительного развития и коррекции.
На последних занятиях проводится групповая и индивидуальная диагностика готовности ребёнка к школьному обучению, с помощью тестовых заданий. Дети, посещающие объединение «Дошколёнок», как правило, показывают хорошие результаты готовности к школьному обучению. После завершения обучения в группах подготовки к школе проводится собеседование, диагностика, включающая в себя следующие задания: копирование рисунка; ориентировка в межклеточном пространстве; решение простых математических задач с графическим изображением ответа; тест на развитие фонематического слуха; выделение главного признака предмета.
Прогнозируемые результаты программы.
Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:
1. соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
2. свободно считать в пределах 10; сравнивать числа в пределах 10;
3. знать «соседей» числа;
4. решать простые задачи (в одно действие);
5. на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой);
6. составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
7. пересказывать небольшие тексты;
8. правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
9. выполнять на слух инструкции для обучающегося;
10. ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого;
11. решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание;
12. самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.
13. сформированность положительной мотивации к учебной деятельности «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Литература:
1. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития дошкольников// АСТ -2008г
2. Горькова Л.Г. К вопросу о воспитании и обучении дошкольников// Начальная школа
3. Гаврина С.Е. Рабочие тетради «Развиваем внимание», «Занимательные прописи», «Учимся решать задачи», «Учимся писать», «Развиваемся, играя», «Размышляйка», «Учусь быть внимательным», М. Росмен.2009
4. Землянухина Т.М. Подготовительная и коммуникативная активность ребенка при подготовке к школе// Начальная школа , 2009
5. Конышева Н.М. К проблеме преемственности дошкольного и начального образования// Начальная школа, 2002
6. Синицына Е.И. Умные пальчики //м. Лист, 2009
7. Степанова М.И Здравствуй, школа! / М., АСТ, 2010
8. Федосова Н.А. Программа «Преемственность»/ Москва – Псков -1988
9. Школьник Ю.К. «Логопедия. Шаги к пятерке». /М., 2008
10. Узорова Е.А., Нефедова Е.А. 350 упражнений при подготовке детей к школе. / М., 2009
11. Управителева Л.Т. Скоро в школу // Начальная школа, 2001
12. Тонких А.П. Логические игры и задачи на уроках математики/ Ярославль, 2008
13. Гатанова Н.В. Тесты для подготовки ребенка к щколе./ С- П, 2010
14. Сокина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста, / М., 2008
15. Стрелкова Л.П. Уроки сказки / М., 2008
Курс «Родное слово».
Цели и задачи курса:
1. Подготовка детей к обучению чтению, письму и совершенствование связной речи ребёнка.
2.Развитие:
1. связной речи;
2. фонетического слуха;
3. творческого мышления;
4. мелкой моторики движений;
5. мышц двигательного аппарата руки;
6 двигательных и зрительных факторов как единого целого действия.
Направления работы:
1. развитие связной речи;
2. подготовка к обучению чтению;
3. подготовка к обучению письму.
Содержание курса
1. Развитие связной речи
Обучение правильному произношению
Развитие творческого воображения и образного мышления
Совершенствование звуковой культуры речи
Упражнения в дифференциации звуков на слух
Укрепление и развитие артикуляции (голос, сила, интонация, темп, паузы)
Разучивание загадок, скороговорок, пересказ сказок
Формирование умений правильно употреблять слова по смыслу, замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки
Развитие монологической и диалогической речи
Обучение передаче текста с опорой на иллюстрации
Выделение из речи небольших предложений, слов, звуков
2. Подготовка к обучению чтению
Выделение из речи слов, звуков
Знакомство с правильным произношением звуков
Выделение звуков в начале, в конце и середине слова
Сопоставление слов по звуковой структуре
3. Подготовка к обучению письму
Знакомство с тетрадью и ее разлиновкой и положением при письме
Работа в ограниченном пространстве (рабочей строке)
Знакомство с контуром и его особенностями
Графические упражнения
Штриховка
Пальчиковые игры
Росчерки
Правила посадки при письме
К завершению подготовки к обучению дети должны:
Правильно произносить все звуки
Выделять звуки из слова
Отчётливо и ясно произносить слова
Выделять слова и предложения из речи
Соблюдать орфоэпические нормы произношения
Раскрывать смысл несложных слов
Давать описание несложного предмета
Пересказывать сказку, рассказ по опорным словам, иллюстрациям
Работать на листе бумаги сверху вниз, слева направо
Соблюдать элементарные гигиенические правила
Ориентироваться на странице тетради
Календарно-тематическое планирование
«Совершенствование и развитие устной речи»:
№ п/п | Дата | Тема занятия | |
1. | Знакомство с детьми. Ознакомление детей с пособием, особенности работы в нём. В. Берестов «Первое сентября». | ||
2. | Звук [о], печатные буквы Оо. | ||
3. | Звук [а], печатные буквы Аа. | ||
4. | Звук [у], печатные буквы Уу. | ||
5. | Звук [ы], печатная буква ы. | ||
6. | Закрепление изученного о звуках и буквах. К. Ушинский «Дятел». Работа по содержанию текста. | ||
7. | Звук [и], печатные буквы Ии. | ||
8. | Звук [э], печатные буквы Ээ. | ||
9. | Звук [э], печатные буквы Ээ. Разучивание стихотворения Г. Виеру «Эхо». | ||
10. | Печатные буквы Яя. | ||
11. | Печатные буквы Юю. | ||
12. | Печатные буквы Ее. | ||
13. | Печатные буквы Ёё. | ||
14. | Закрепление изученного о звуках и буквах. К. Ушинский «Мышки». Пересказ описания животного, упражнение в диалоге. | ||
15. | Звуки [л, л,], печатные буквы Лл. | ||
16. | Звуки [м, м,], печатные буквы Мм. | ||
17. | Составление сказки о животных по картинке. Русское народное творчество. Разучивание потешки. | ||
18. | Звуки [н, н,], печатные буквы Нн. | ||
19. | Составление сказки по картинке. Русское народное творчество. Разучивание потешки. | ||
20. | Звуки [р, р,], печатные буквы Рр. | ||
21. | Закрепление изученного о звуках и буквах. А.Н. Толстой «Ёж». Работа по содержанию текста. Упражнение в пересказе диалога. | ||
22. | Звуки [в, в,], печатные буквы Вв. | ||
23. | Звуки [ф, ф,], печатные буквы Фф. | ||
24. | Рассказывание русской народной сказки «Колобок» по серии картинок. | ||
25. | Звуки [з, з,], печатные буквы Зз. | ||
26. | Звуки [з, з,], печатные буквы Зз. Словесное рисование «Зимние забавы». | ||
27. | Звуки [с, с,], печатные буквы Сс. | ||
28. | Звуки [с, с,], печатные буквы Сс. Разучивание стихотворения Г. Бойко «Солнышко». | ||
29. | Звук [ш], печатные буквы Шш. | ||
30. | Звук [ж], печатные буквы Жж. | ||
31. | Закрепление изученного о звуках и буквах. Д. Габе «Вишня цветёт». Работа по содержанию текста. | ||
32. | Звуки [б, б,], печатные буквы Бб. | ||
33. | Закрепление изученного о звуках и буквах. Д. Габе «Воробей». Рассказывание с опорой на картинку. | ||
34. | Звуки [п, п,], печатные буквы Пп. | ||
35. | Звуки [д, д,], печатные буквы Дд. | ||
36. | Звуки [т, т,], печатные буквы Тт. | ||
37. | Закрепление изученного материала о звуках и буквах. Д. Габе «Крапива». Работа по содержанию текста. Упражнение в диалоге. | ||
38. | Звуки [г, г,], печатные буквы Гг. | ||
39. | Звуки [к, к,], печатные буквы Кк. | ||
40. | Закрепление изученного о звуках и буквах. Д. Габе «Утята». Работа по содержанию текста. Рассказ об утятах. | ||
41. | Звуки [х, х,], печатные буквы Хх. | ||
42. | Звуки [х, х,], печатные буквы Хх. Разучивание стихотворения Г. Виеру «Хлеб» с опорой на картинки. | ||
43. | Звук [ц], печатные буквы Цц. | ||
44. | Звук [ц], печатные буквы Цц. Словесное рисование по произведению С. Маршака. | ||
45. | Звук [ щ,], печатные буквы Щщ. | ||
46. | Звук [ч,], печатные буквы Чч. | ||
47. | Звук [ч,], печатные буквы Чч. Р. Селянин «Наш котёнок». Описание котёнка. | ||
48. | Звук [й,], печатные буквы Йй. | ||
49. | Закрепление изученного о звуках и буквах. А.Н. Толстой «Лиса и рак». Работа по содержанию текста. | ||
50. | Печатная буква ь. | ||
51. | Печатная буква ъ. | ||
52. | А. Шибаев «Мягкий знак и твёрдый знак», И. Коньков «Петя». Инсценирование. | ||
53. | Загадки. Составление загадки по рисунку. | ||
54. | Русское народное творчество. Разучивание потешки с элементами игровой импровизации. | ||
55. | Рассказывание русской народной сказки «Репка» по серии картинок. |
| |
56. | Рассказывание русских народных сказок. |
| |
57 | Придумывание своего рассказа. | ||
58 | Моя страна – Россия. | ||
59 | Тестирование. | ||
60 | Итоговое занятие «Путешествие в весенний лес». |
Подготовка к обучению письму – процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребёнка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаз и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родного языка приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений. Речевые игры развивающие мышление, речь, внимание, воображение. Это например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (форма, цвет, размер) и т.д.
Календарно – тематическое планирование
«Подготовка к обучению письму»:
№ | Тема занятия | Дата | |
ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД | |||
1 | Раскрашивание пространства около контура. | ||
2 | Сравнение и сопоставление формы предметов. | ||
3 | Контур предметов. Обведение по контуру. | ||
4 | Обведение контура предметов по нанесённым точкам. Сравнение и сопоставление форм предметов. | ||
5 | Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы, овалы. | ||
6 | Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы, овалы. Повторение пройденного. | ||
7 | Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы, овалы. Закрепление. | ||
8 | Нахождение предложенных форм в нарисованных предметах. | ||
БУКВЕННЫЙ ПЕРИОД | |||
9 | Контур предмета и раскрашивание его внутри. | ||
10 | Линии, образующие внутренний контур предметов. Штриховка. | ||
11 | Обведение по контуру предметов в рабочей строке. Рабочая строка, надстрочные и подстрочные линии. | ||
12 | Рабочая строка. Работа в рабочей строке слева направо. | ||
13 | Буква А (заглавная). Работа в рабочей строке. | ||
14 | Буква а (строчная). Работа в рабочей строке. | ||
15 | Буква О (заглавная). Работа в рабочей строке. | ||
16 | Буква о (строчная). Работа в рабочей строке. | ||
17 | Буква У (заглавная). Работа в рабочей строке. | ||
18 | Буква у (строчная). Работа в рабочей строке. | ||
19 | Буква И (заглавная). Работа в рабочей строке. | ||
20 | Буква и (строчная). Работа в рабочей строке. | ||
21 | Буква Э (заглавная). Работа в рабочей строке. | ||
22 | Буква э (строчная). Работа в рабочей строке. | ||
23 | Буква ы (строчная). Работа в рабочей строке. | ||
24 | Твёрдые и мягкие согласные. Буква Н (заглавная). Работа в рабочей строке. | ||
25 | Буква н (строчная). Работа в рабочей строке. | ||
26 | Буква Р (заглавная). Работа в рабочей строке. | ||
27 | Буква р (строчная). Работа в рабочей строке. | ||
28 | Буква Л (заглавная). Работа в рабочей строке. | ||
29 | Буква л (строчная). Работа в рабочей строке. | ||
30 | Буква М (заглавная). Работа в рабочей строке. | ||
31 | Буква м (строчная). Работа в рабочей строке. | ||
32 | Звонкие и глухие согласные. Составление и написание слогов. | ||
33-34 | Буквы Б-П. Составление и написание слогов. | ||
35-36 | Буквы Д-Т. Составление и написание слогов. | ||
37-38 | Буквы Д-Т. Составление и написание слогов. | ||
39-40 | Буквы Г-К. Составление и написание слогов. | ||
41-41 | Буквы Г-К. Составление и написание слогов. | ||
42-43 | Повторение изученного материала. | ||
44-45 | Буквы В- Ф. Составление и написание слогов. | ||
46-47 | Буквы З-С. Составление и написание слогов. | ||
48-49 | Буквы З-С. Составление и написание слогов. | ||
50 -52 | Буква Ч,ч (заглавная и строчная). Составление и написание слогов. | ||
53-54 | Буква Ц,ц (заглавная и строчная). Составление и написание слогов. | ||
55-56 | Буква Ж-Ш. Составление и написание слогов. | ||
57 | Повторение написания изученных букв. | ||
58 | Составление и написание слов с изученными буквами. | ||
59 | Составление и написание предложений. | ||
60 | Написание Ь и Ъ знаков. |
Планируемые результаты:
Дошкольники должны знать:
1. Отличие буквы от звука;
2. конфигурацию печатных букв;
3. назначение прописной и строчной буквы;
4. отличие прописных букв от печатных.
Дошкольники должны уметь:
1. Ориентироваться на листе и странице тетради на печатной основе;
2. перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо, справа налево и т.д.;
3. Печатать буквы;
4. Отличать заглавные и строчные буквы.
Курс «Математические ступеньки».
Цели и задачи курса:
1. Обучение детей счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа;
2. целенаправленное и систематическое развитие познавательных способностей через развитие познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания;
3. формирование навыков учебной деятельности;
4. формирование предпосылок для развития универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных);
5. формирование элементарных математических представлений и способов действий, необходимых для успешного изучения математике в школе.
Направления работы
1.арифметическое
2. геометрическое
3. содержательно - логическое
Содержание курса
1. Признаки (свойства) предметов, сравнение предметов и групп предметов по форме, размеру, расположению на плоскости, цвету, назначению и т.д.
2. числа от 0 до 10, счет предметов, устная нумерация чисел.
3. Чтение чисел первого десятка, сравнение.
4.Простые геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг)
5. Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже и др.)
6. Содержательно – логические задания на развитие воображения, памяти, мышления, внимания
К концу подготовки к обучению дети должны:
1. знать названия однозначных чисел, уметь считать до 10 в прямом и обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше)
2. знать названия основных геометрических фигур, различать их
3.проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные математические операции (сравнивать, классифицировать, складывать, вычитать)
4. сравнивать предметы по длине, массе, используя практические действия
5. сравнивать и определять количество предметов в двух группах (больше, меньше, равно)
6. владеть универсальными предпосылками учебной деятельности
7. уметь работать по образцу, по заданному правилу, по инструкции взрослого
8 делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части
9. название текущего месяца, последовательность дней недели
10 цифры 0-9, знаки =, +, -.
Календарно-тематическое планирование
«Математические ступеньки»:
№ |
Тема занятия | Дата занятия |
Пространственные и временные представления. Подготовка к изучению числа. | ||
1-2 | Уточнение пространственных представлений (вверху, внизу, между, слева, справа). | |
3-4 | Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру: большой – маленький, больше – меньше. | |
5-6 | Сравнение предметов по размеру: высокий – низкий, выше – ниже. | |
7-8 | Ориентация на плоскости: слева, справа. | |
9-10 | Длина. Длинный, короткий, длиннее – короче. | |
11-12 | Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же. | |
13-14 | Закрепление пройденного материала. | |
15-16 | Круг. Многоугольник: треугольник, четырёхугольник. | |
17-18 | Прямоугольник, квадрат. | |
19-20 | Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше. | |
21-22 | Сравнение объектов по массе: лёгкий – тяжёлый, легче – тяжелее. | |
23-24 | Закрепление пройденного материала. | |
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел. | ||
25-26 | Число и цифра 1. Понятие «один – много». | |
27-28 | Число и цифра 2. Понятие «пара». | |
29-30 | Число и цифра 3. Состав числа 3. | |
31-32 | Число и цифра 4. Состав числа 4. | |
33-34 | Число и цифра 0. | |
35-36 | Число и цифра 5. Состав числа 5. | |
37-38 | Понятие «равенство». Знак «=». | |
340 | Действие «сложение». Конкретный смысл действия «сложение». Знак действия «+». | |
41-42 | Действие «Вычитание». Конкретный смысл действия «вычитание». Знак действия « - ». | |
43-44 | Закрепление пройденного материала. | |
45-46 | Число и цифра 6. Состав числа 6. | |
47-48 | Число и цифра 7. Состав числа 7. | |
49-50 | Число и цифра 8. Состав числа 8. | |
51-52 | Число и цифра 9. Состав числа 9. | |
53-54 | Число 10. Особенности числа 10. | |
55-56 | Сложение и вычитание в пределах 10. | |
57-58 | Закрепление пройденного материала. | |
59 | Тестирование. Проверочная работа. | |
60 | Повторение. |
Курс «Зелёная тропинка»
Программа «Зелёная тропинка» нацелена на развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных интересов и интеллектуальных способностей, формирование основ безопасности жизнедеятельности и экологического сознания.
Данный курс обеспечивает систематизацию и научную коррекцию накопленных детьми в дошкольном возрасте природоведческих представлений. Вместе с тем это и опыт последовательного приобщения ребёнка к свойственным естественнонаучным дисциплинам методам познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях.
В основу подготовки детей к обучению положена познавательно – исследовательская деятельность: непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для ребёнка данного возраста занимательной, игровой форме. Данная деятельность дополняется продуктивной деятельностью: рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой, моделированием и т.д.
Цели и задачи курса
1. Накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности.
2. Развитие наблюдательности.
3. Воспитание бережного отношения к окружающей природе.
Разделы курса
1. Звезды, Солнце и Луна
2. Зелёные чудо – растения
3. Наши друзья - животные
4. Круглый год
5. Окружающий мир и наша безопасность.
Содержание курса
1. Наши друзья - животные
Обитатели живого уголка, домашние животные, животные нашей местности
Бабочки и жуки, распознавание на рисунках, раскрашивание
Рыбы
Наблюдение за поведением птиц, их разнообразие
Разнообразие животных
Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей
Необходимость бережного отношения к природе
2. Зелёные чудо - растения
Растения и их разнообразие
Декоративные растения
Раскрашивание изображений растений, рисование, аппликация
Лепка овощей и фруктов, различающихся размером, формой, цветом
3. Звезды, Солнце и Луна
Наблюдение звёздного неба, выделение созвездий (2-3)
Игра – путешествие на Луну
Наблюдение Луны на небе
Приключения Солнечного зайчика
Игры с солнечным зайчиком
Совместное сочинение сказки о солнечном зайчике
Свет и тень
Постановка «театр теней»
4. Круглый год
Наблюдения сезонных изменений в природе
Времена года их важнейшие признаки
Моделирование последовательности времён года
Различное отношение человека к природе (на основе наблюдений примеров положительного и отрицательного отношения), первые уроки экологии, оценка поведения человека в природе (собственного и окружающих), простейшие правила поведения.
Правила безопасности в различные сезоны года
К концу подготовки к обучению дети должны:
1. Распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных.
2. Перечислять в правильной последовательности времена года.
3. Умение владеть универсальными предпосылками учебной деятельности.
4. Распознавать в природе на рисунках изученные растения и животных.
5. Перечислять в правильной последовательности времена года и кратко описывать их.
6. Проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, соблюдать элементарные правила безопасности ДД и безопасного поведения в мире природы.
7. Проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению, соблюдать простейшие правила поведения в природе.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Зелёная тропинка»:
№ п/п | Тема занятия | Дата | ||
Окружающий мир и наша безопасность. | ||||
1-2 | Мир вокруг нас. | |||
3-4 | Безопасность в природе. | |||
Звёзды. Солнце. Луна. | ||||
5-6 | Звёздное небо. | |||
7-8 | Солнце и Луна. | |||
9-10 | Радуга. | |||
11-12 | Народные приметы. | |||
Зелёное чудо растения. | ||||
13-14 | Как узнать растения? | |||
15-16 | Травы. Кустарники. Деревья. | |||
17-18 | Декоративные растения. | |||
19-20 | Съедобные и ядовитые растения. | |||
21-22 | Лекарственные растения. | |||
23-24 | Мхи и папоротники. | |||
25-26 | Грибы. | |||
27-28 | Отношение людей к растениям и грибам. | |||
Наши друзья животные. | ||||
29-30 | Как узнать животных? | |||
31-32 | Домашние животные. | |||
33-34 | Породы собак. | |||
35-36 | В мире насекомых. | |||
37-38 | В мире рыб. | |||
39-40 | В мире зверей. | |||
41-42 | В мире птиц. | |||
43-44 | Отношение людей к животным. | |||
Круглый год. | ||||
45-46 | Времена года. | |||
47-48 | Осень. | |||
49-50 | Зима. | |||
51-52 | Весна. | |||
53-54 | Лето. | |||
55-56 | Цветущие весной. | |||
57-58 | Птицы весной. | |||
59 | Отношение человека к природе. | |||
60 | Путешествие в весенний лес. Тест. |
Дети, посещающие интеллектуально – познавательный кружок «Дошколёнок».
№п/п | Ф. И. О. ребёнка | Дата рождения, группа | Примечание |
1 | Апонькин Андрей Евгеньевич | 03.07.10.,гр№6 | |
2 | Баталова Анна Дмитриевна | 25.02.10., №6 | |
3 | Баширов Артём Витальевич | 04.05.10.,№6 | |
4 | Борисов Кирилл Николаевич | 13.01.10.,№6 | |
5 | Бортникова Вероника Владимировна | 31.01.10.,№6 | |
6 | Дегтярёва Виктория Дмитриевна | 04.10.10.,№5 | |
7 | Горночакова Дарья Сергеевна | 27.10.09.,№6 | |
8 | Лукин Лука Сергеевич | 12.11.10.,№5 | |
9 | Литвиненко Ярослав Константинович | 30.10.10.,№6 | |
10 | Маркова Полина Дмитриевна | 16.10.10., №6 | |
11 | Мишуков Ярослав Николаевич | 20.12.09., №6 | |
12 | Муковнина Полина Кирилловна | 21.09.10., №5 | |
13 | Нагайцев Павел Викторович | 05.06.10.,№6 | |
14 | Разводовская Виталина Валерьевна | 24.08.10.,№6 | |
15 | Сафонов Матвей Максимович | 25.09.10.,№6 | |
16 | Титова Аля Михайловна | 02.07.10., №6 | |
17 | Шалкова Таисия Алексеевна | 24.11.09., №6 | |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №104»
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КРУЖКА «ДОШКОЛЁНОК»
Составила:
воспитатель
подготовительной к школе группы №6
Ерошенко Елена Егоровна
Новокузнецк городской округ, 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...