ПРОГРАММА Преемственность «Детский сад-Школа»
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Бобровникова Елена Павловна

Программа содержит алгоритм выстраивания работы по реализации задач преемственности между детским садом и  начальной школой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_preemstvennosti_-_gotovaya.docx107.1 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города МосквыC:\Users\МАРИЯ\Desktop\изобр..png

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»C:\Users\User\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image1.jpeg

РАССМОТРЕНО

Педагогический совет

Протокол № 1 от 30.08.2017г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАПОУ МОК

им. В. Талалихина

___________В.Л. Поляков

 «30» августа 2017 года

 

 

ПРОГРАММА

Преемственность «Детский сад-Школа»

Составители программы:

Методисты:

Мельникова В.Н.

Бобровникова Е.П.

Кузнецова О.В.

 Москва, 2016г.


Содержание  

стр.

Введение

3

Цели и задачи программы

4

Условия реализации программы

5

Планируемые результаты

6

Модель выпускника

7

План работы на 2016-17 учебный год

8

 

  1. Введение

Ещё в 70-е годы 20 века выдающийся детский психолог Д.Б. Эльконин указывал на тесную взаимосвязь дошкольного и младшего школьного возрастов в едином культурно-образовательном пространстве.

 Под преемственностью чаще всего понимают последовательный переход ребенка от одного уровня образования к другому, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.   Преемственность не может пониматься только как подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе. Дошкольный возраст сам по себе представляет огромную ценность. Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности и единого развивающего пространства, охватывающего  все грани дошкольного и начального общего образования  

Отсюда вытекает необходимость построения целостного образовательного пространства, разработки и внедрение в практику инновационных преемственных по своей сути программ, разработки коррекционно- развивающего подхода.

Подготовка ребёнка к школе не может рассматриваться как раннее изучение программы 1-го класса, призванной формировать у дошкольника «узкопредметные знания и умения». Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования и начального общего образования (далее – ФГОС ДО и ФГОС НОО) представляют собой маршрут движения ребенка, его личностного, интеллектуального, познавательного и социального развития. Одним из итоговых результатов дошкольного образования должно стать развитие у детей целеполагания (способности принимать и ставить цели и задачи деятельности, искать средства ее осуществления, добиваться получения результата). В результате чего формируется готовность ребенка принять на себя новую социальную роль ученика и действовать соответствии с этой ролью. Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание пойти в школу, приобрести почетное положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему, стремлении узнавать новое.

Опираясь на «Концепцию содержания непрерывного образования в построении преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего образования», следует отметить, что остро стоит проблема выравнивания стартовых возможностей детей при их поступлении в первый класс. Разная подготовленность детей на пороге школы существенно затрудняет адаптацию детей к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы «натаскивания» ребёнка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей. Принципиально важным в работе педагога (воспитателя, учителя) должно быть глубокое знание особенностей личностного развития каждого ребенка, его природного потенциала, способностей и дарований, создание условий для их раскрытия.

  1. Цель  и задачи программы

Цель программы: создание организационных, психолого-педагогических и методических условий, обеспечивающих преемственность в реализации образовательных программ дошкольного и начального общего образования в условиях ГАПОУ МОК им. В. Талалихина.

Субъекты: воспитанники,  учащиеся начальных классов, родители (законные представители), педагогические и административные работники ГАПОУ МОК им. В. Талалихина

Задачи программы:

1. Согласование целей и задач образования на уровне дошкольного и начального общего образования (урочной и внеурочной деятельности, программ дополнительного образования и т.д.).

2. Проектирование долгосрочной стратегии достижения планируемых результатов на уровнях основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования.  

3. Подбор форм, методов, средств, технологий обучения и воспитания, обеспечивающих преемственность  содержания и планируемых результатов.

4. Формирование индивидуальных образовательных траекторий развития детей дошкольного и начального школьного возраста.

5. Создание единого образовательно-информационного пространства в условиях образовательного ГАПОУ МОК им. В. Талалихина.

На уровне дошкольного образования акцент делается на:

-приобщение к ценностям здорового образа жизни;

-обеспечение эмоционального благополучия ребенка, развитие его положительного самоощущения;

-развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

-формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;

-развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе;

-включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста);

- формирование у дошкольника предпосылок учебной деятельности. 

На уровне начального общего образования акцент делается на:

- усвоение универсальных учебных действий в познании и освоении мира;

- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;

- умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности;

- принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

- формирование «портрета выпускника начальной школы»:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

  1. Условия реализации программы

Организационные условия:

  1. Материально- техническое оснащение основных и дополнительных образовательных программ.
  2. Совершенствование кадрового потенциала.
  3. Разработка учебно – программной и локальной нормативной документации.
  4. Организационная структура управления ГАПОУ МОК им. В. Талалихина.
  5. Организация приема.

Психолого - педагогические условия:

  1. Психолого-педагогическая готовность воспитанников к обучению в школе;
  2. Организация единой развивающей среды в рамках внеурочной деятельности.
  3. Преемственность программ дополнительного образования (по направленности, уровням и т.д.).
  4. Преемственность в формировании универсальных учебных действий.
  5. Создание условий для осуществления осознанного выбора воспитанниками, учащимися, родителями (законными представителями).
  6. Создание ситуации успеха, развитие комфортной образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранение его индивидуальности;
  7.  Ориентация на индивидуальные достижения ребенка (сравнение «сегодняшних достижений» ребенка с его собственными «вчерашними»);
  8. Опора на ведущие вид деятельности, зону ближайшего развития ребенка;
  9. Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
  10. Выстраивание конструктивного взаимодействия с педагогами;
  11.   Поддержка одарённых детей, детей с особыми образовательными потребностями;  
  12. Формирование положительное отношение к различным видам трудовой деятельности, раннее профессиональное «включение в трудовую деятельность».

Методические условия:

  1. Разработка фондов оценочных средств и методических материалов.
  2. Внедрение современных, в том числе и электронных технологий в организацию  образовательной деятельности и в процесс взаимодействия родителей.
  3. Разработка планов работы методических объединений.
  4. Повышение квалификации, сопровождение личностного профессионального роста педагогов.
  5. Сопровождение всех участников образовательных отношений.

Условия

Формы организации

Организационные

Совет ГАПОУ МОК им. В. Талалихина, Педагогический совет, административное совещание, круглый стол, приемная комиссия, собрание родителей, Совет родителей (законных представителей),

 

Методические

  1. Педагогический совет, Учебно – методический совет, семинар, аттестационная комиссия, курсы повышения квалификации, переподготовки, взаимопосещение открытых занятий, уроков, мероприятий, творческие группы, предметные недели методических объединений, консультации, День открытых дверей, информационные материалы, аттестационная комиссия, курсы повышения квалификации (внутренние).

Психолого- педагогические

 

 

  1. Мониторинг качества образования и личных достижений обучающихся (портфолио), психолого- педагогическое и социальное сопровождение, диагностика уровня готовности воспитанников к обучению в школе, семинары, мастер- классы, открытые уроки и мероприятия, защиты проектов, тренинги, круглые столы, экскурсии, конкурсы, концерты, праздники, дополнительные общеобразовательные программы, программы внеурочной деятельности, программы учебных предметов, курсов, консультации, информирование, повышение квалификации, стажировка.

  1. Планируемые результаты

  1. переход детей из «дошкольного» отделения в «школьное» – 90%;
  2. произвольность поведения, овладение способами самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач;
  3. использование планов, схем, знаков, символов, предметов-заместителей;
  4. сформированность творческого воображения через использование сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций,  детского экспериментирования;
  5. сформированность коммуникативных навыков (умение общаться с взрослыми и сверстниками);
  6. формирование патриотических качеств: любящий свой народ, свой край и свою Родину, формирование  гражданской позиции;
  7. успешность в освоении образовательной программы на уровне начального общего образования;
  8. развитие интереса  к предметным наукам, любознательный, активный и заинтересованно познающий мир;
  9. доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию,  высказывать свое мнение;
  10. выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

 

Модель выпускника на ступени дошкольного образования:

Модель школьника на ступени начального  общего  образования:

 

План работы по реализации

программы

Преемственность «Детский сад-Школа»

на        2016-17 учебный год

№ п/п

Проводимые мероприятия и их краткое содержание

Дата

проведения

Место

 проведения

Ответственный исполнитель

Родительские собрания в подготовительных группах с участием учителей начальных классов.

Сентябрь

Шоссейная 53,55.

1ая Курьяновская 2 к.1,2.

Заведующие отделением, руководители СП

Межрегиональный слет «Это гордое звание -Талалихинцы».

По плану

Ул. Полбина 72

Зав. отделением

Участие в фестивале «Сто дорог- одна твоя»

Октябрь

Ул. Полбина 72

Зав. отделением

Экскурсия в школьную детскую библиотеку

Ноябрь

Ул. Полбина 68

Воспитатели групп, библиотекарь

Мастер-класс для воспитанников старшего дошкольного возраста Знакомимся с профессией «Повар».

23,28 ноября

30 ноября

5 декабря

Шоссейная 53,55.

1ая Курьяновская 2 к.1,2.

Ханяева С.Г.

Кузнецова О.В.

Бобровникова Е.П.

Открытый урок "Попробуй себя в роли первоклассника" 

22, 23 ноября

Ул. Полбина 68, ул.1-ый Курьяновский проезд, дом 14

Ячменева Г.А, Кузнецова О.В., Ермакова С.И.

«Шашечный турнир» между первоклассниками и воспитанниками подготовительных групп

30 ноября

Шоссейная 55

Кузнецова О.В., Резник Г.Н., воспитатели групп

Регистрация и запись воспитанников подготовительных групп в 1-й класс

С15 декабря

Ул. Полбина 68, ул.1-ый Курьяновский проезд, дом 14

Руководители СП 6,7,9,10,11

Конкурс чтецов «75-летию битве за Москвы посвящается…».

07.12.2016

Ул. Полбина 72

Кузнецова О.В.

Тимофеева Н.И.

Экскурсия в музей В. Талалихина (колледж) совместно 1-ый класс и подготовительная группа

Декабрь

Ул. Полбина 72

Кузнецова О.В.

Тимофеева Н.И.

«Новогодний калейдоскоп». Досуговое мероприятие для дошкольников силами старшеклассников.

15.12.2016

Шоссейная 53,55.

Мельникова В.Н.,

Нечаева Е.В.

Кузнецова О.В.

«Новогодняя открытка» Мастер- класс от первоклассников

Декабрь

Учителя начальных классов

Учимся готовить.  Мастер-класс студентов колледжа для старших дошкольников.

январь

Шоссейная 53,55.

1ая Курьяновская 2 к.1,2.

Ханяева С.Г.

Кузнецова О.В.

Бобровникова Е.П.

Фрадкина И.В.

Мастер-класс для воспитанников старшего дошкольного возраста Знакомимся с профессией «Логист», «Товаровед»

февраль

Шоссейная 53,55.

1ая Курьяновская 2 к.1,2.

Капранова Е.В.

Васильева И.А.

Жукова Л.А.

Кузнецова О.В.

Странички истории. Студенты детям - дошкольникам «Подвиг героя-лётчика В. Талалихина».  

Начало марта

Курьяновская 2 к.1,2.

Демидова А.А., Фрадкина И.В.

«Прощание с  Букварём». Совместный досуг первоклассников и воспитанников подготовительных групп.

Март, вторая половина

Полбина 68

Ячменева Г.А. воспитатели групп

Мастер-класс для учеников начальной школы «Подарок маме».

Март

Кузнецова О.В.

Круглый стол для учителей начальных классов и воспитателей по проблемам преемственности при подготовке к школе.

30 марта

Шоссейная 53,55.

1ая Курьяновская 2 к.1,2.

 Мельникова В.Н.,

Кузнецова О.В.

Бобровникова Е.П.

Конкурс чтецов «Все профессии нужны, все профессии важны». Участники: ученики начальной школы, воспитанники детского сада.

Апрель

Шоссейная 53,55.

1ая Курьяновская 2 к.1,2.

Кузнецова О.В.,

Фролкина С.А., Резник Г.Н.,

Мастер-класс для учеников начальной школы «Разноцветная мозаика»

Апрель

Творческая группа

учитель нач.кл.

 Совместное Культурно- патриотическое мероприятие (школьники-дошкольники старших групп)  "Парад строевой песни".

Апрель

Полбина 68

Мельникова В.Н.

Якухина В.П.

Захарова Н.В.

Бобровникова Е.П.

Праздник «Скоро в школу»

Май

Шоссейная 53,55.

1ая Курьяновская 2 к.1,2.

Муз. Работники, учителя нач. кл., воспитатели групп

«День защиты детей».  С участием

студентов.

1 июня

Шоссейная 53,55.

1ая Курьяновская 2 к.1,2.

Капранова Е.В.

Мельникова В.Н.. Кузнецова О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа преемственности ДОУ и школы

Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом рассматривается нами на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребёнка и определяется степенью его готовности само...

Программа по преемственности Детский сад- школа "Содружество"

Пояснительная записка            Проблема преемственности является важнейшей проблемой отечественного образования и не теряет своей актуальности ...

Тема. Самообразование по преемственности детский сад школа

Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни. Развития инициативности , любознательности. Желание и умение учится. Развитие инициативности и свмостоятельности....

ПЛАН по преемственности "Детский сад - школа"

План работы "Преемственность Детский сад-школа"...

Программа преемственности ДОУ и школы

Цель ПрограммыРеализация преемственности на этапах дошкольного и начального общего образования. Создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе. Обеспечение непрерыв...

программа преемственности "Год до школы"

Программа преемственности "Год до школы". Робата с детьми, родителями, пегагогами в подготовительной группе....