ПРОГРАММА Преемственность «Детский сад-Школа»
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Программа содержит алгоритм выстраивания работы по реализации задач преемственности между детским садом и начальной школой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_preemstvennosti_-_gotovaya.docx | 107.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
РАССМОТРЕНО Педагогический совет Протокол № 1 от 30.08.2017г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГАПОУ МОК им. В. Талалихина ___________В.Л. Поляков «30» августа 2017 года |
|
|
ПРОГРАММА
Преемственность «Детский сад-Школа»
Составители программы:
Методисты:
Мельникова В.Н.
Бобровникова Е.П.
Кузнецова О.В.
Москва, 2016г.
Содержание
стр. | ||
Введение | 3 | |
Цели и задачи программы | 4 | |
Условия реализации программы | 5 | |
Планируемые результаты | 6 | |
Модель выпускника | 7 | |
План работы на 2016-17 учебный год | 8 |
- Введение
Ещё в 70-е годы 20 века выдающийся детский психолог Д.Б. Эльконин указывал на тесную взаимосвязь дошкольного и младшего школьного возрастов в едином культурно-образовательном пространстве.
Под преемственностью чаще всего понимают последовательный переход ребенка от одного уровня образования к другому, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. Преемственность не может пониматься только как подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе. Дошкольный возраст сам по себе представляет огромную ценность. Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности и единого развивающего пространства, охватывающего все грани дошкольного и начального общего образования
Отсюда вытекает необходимость построения целостного образовательного пространства, разработки и внедрение в практику инновационных преемственных по своей сути программ, разработки коррекционно- развивающего подхода.
Подготовка ребёнка к школе не может рассматриваться как раннее изучение программы 1-го класса, призванной формировать у дошкольника «узкопредметные знания и умения». Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования и начального общего образования (далее – ФГОС ДО и ФГОС НОО) представляют собой маршрут движения ребенка, его личностного, интеллектуального, познавательного и социального развития. Одним из итоговых результатов дошкольного образования должно стать развитие у детей целеполагания (способности принимать и ставить цели и задачи деятельности, искать средства ее осуществления, добиваться получения результата). В результате чего формируется готовность ребенка принять на себя новую социальную роль ученика и действовать соответствии с этой ролью. Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание пойти в школу, приобрести почетное положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему, стремлении узнавать новое.
Опираясь на «Концепцию содержания непрерывного образования в построении преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего образования», следует отметить, что остро стоит проблема выравнивания стартовых возможностей детей при их поступлении в первый класс. Разная подготовленность детей на пороге школы существенно затрудняет адаптацию детей к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы «натаскивания» ребёнка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей. Принципиально важным в работе педагога (воспитателя, учителя) должно быть глубокое знание особенностей личностного развития каждого ребенка, его природного потенциала, способностей и дарований, создание условий для их раскрытия.
- Цель и задачи программы
Цель программы: создание организационных, психолого-педагогических и методических условий, обеспечивающих преемственность в реализации образовательных программ дошкольного и начального общего образования в условиях ГАПОУ МОК им. В. Талалихина.
Субъекты: воспитанники, учащиеся начальных классов, родители (законные представители), педагогические и административные работники ГАПОУ МОК им. В. Талалихина
Задачи программы:
1. Согласование целей и задач образования на уровне дошкольного и начального общего образования (урочной и внеурочной деятельности, программ дополнительного образования и т.д.).
2. Проектирование долгосрочной стратегии достижения планируемых результатов на уровнях основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования.
3. Подбор форм, методов, средств, технологий обучения и воспитания, обеспечивающих преемственность содержания и планируемых результатов.
4. Формирование индивидуальных образовательных траекторий развития детей дошкольного и начального школьного возраста.
5. Создание единого образовательно-информационного пространства в условиях образовательного ГАПОУ МОК им. В. Талалихина.
На уровне дошкольного образования акцент делается на:
-приобщение к ценностям здорового образа жизни;
-обеспечение эмоционального благополучия ребенка, развитие его положительного самоощущения;
-развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
-формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
-развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе;
-включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста);
- формирование у дошкольника предпосылок учебной деятельности.
На уровне начального общего образования акцент делается на:
- усвоение универсальных учебных действий в познании и освоении мира;
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
- умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности;
- принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- формирование «портрета выпускника начальной школы»:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
- Условия реализации программы
Организационные условия:
- Материально- техническое оснащение основных и дополнительных образовательных программ.
- Совершенствование кадрового потенциала.
- Разработка учебно – программной и локальной нормативной документации.
- Организационная структура управления ГАПОУ МОК им. В. Талалихина.
- Организация приема.
Психолого - педагогические условия:
- Психолого-педагогическая готовность воспитанников к обучению в школе;
- Организация единой развивающей среды в рамках внеурочной деятельности.
- Преемственность программ дополнительного образования (по направленности, уровням и т.д.).
- Преемственность в формировании универсальных учебных действий.
- Создание условий для осуществления осознанного выбора воспитанниками, учащимися, родителями (законными представителями).
- Создание ситуации успеха, развитие комфортной образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранение его индивидуальности;
- Ориентация на индивидуальные достижения ребенка (сравнение «сегодняшних достижений» ребенка с его собственными «вчерашними»);
- Опора на ведущие вид деятельности, зону ближайшего развития ребенка;
- Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
- Выстраивание конструктивного взаимодействия с педагогами;
- Поддержка одарённых детей, детей с особыми образовательными потребностями;
- Формирование положительное отношение к различным видам трудовой деятельности, раннее профессиональное «включение в трудовую деятельность».
Методические условия:
- Разработка фондов оценочных средств и методических материалов.
- Внедрение современных, в том числе и электронных технологий в организацию образовательной деятельности и в процесс взаимодействия родителей.
- Разработка планов работы методических объединений.
- Повышение квалификации, сопровождение личностного профессионального роста педагогов.
- Сопровождение всех участников образовательных отношений.
- Планируемые результаты
- переход детей из «дошкольного» отделения в «школьное» – 90%;
- произвольность поведения, овладение способами самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач;
- использование планов, схем, знаков, символов, предметов-заместителей;
- сформированность творческого воображения через использование сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, детского экспериментирования;
- сформированность коммуникативных навыков (умение общаться с взрослыми и сверстниками);
- формирование патриотических качеств: любящий свой народ, свой край и свою Родину, формирование гражданской позиции;
- успешность в освоении образовательной программы на уровне начального общего образования;
- развитие интереса к предметным наукам, любознательный, активный и заинтересованно познающий мир;
- доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Модель выпускника на ступени дошкольного образования:
Модель школьника на ступени начального общего образования:
План работы по реализации
программы
Преемственность «Детский сад-Школа»
на 2016-17 учебный год
№ п/п | Проводимые мероприятия и их краткое содержание | Дата проведения | Место проведения | Ответственный исполнитель |
Родительские собрания в подготовительных группах с участием учителей начальных классов. | Сентябрь | Шоссейная 53,55. 1ая Курьяновская 2 к.1,2. | Заведующие отделением, руководители СП | |
Межрегиональный слет «Это гордое звание -Талалихинцы». | По плану | Ул. Полбина 72 | Зав. отделением | |
Участие в фестивале «Сто дорог- одна твоя» | Октябрь | Ул. Полбина 72 | Зав. отделением | |
Экскурсия в школьную детскую библиотеку | Ноябрь | Ул. Полбина 68 | Воспитатели групп, библиотекарь | |
Мастер-класс для воспитанников старшего дошкольного возраста Знакомимся с профессией «Повар». | 23,28 ноября 30 ноября 5 декабря | Шоссейная 53,55. 1ая Курьяновская 2 к.1,2. | Ханяева С.Г. Кузнецова О.В. Бобровникова Е.П. | |
Открытый урок "Попробуй себя в роли первоклассника" | 22, 23 ноября | Ул. Полбина 68, ул.1-ый Курьяновский проезд, дом 14 | Ячменева Г.А, Кузнецова О.В., Ермакова С.И. | |
«Шашечный турнир» между первоклассниками и воспитанниками подготовительных групп | 30 ноября | Шоссейная 55 | Кузнецова О.В., Резник Г.Н., воспитатели групп | |
Регистрация и запись воспитанников подготовительных групп в 1-й класс | С15 декабря | Ул. Полбина 68, ул.1-ый Курьяновский проезд, дом 14 | Руководители СП 6,7,9,10,11 | |
Конкурс чтецов «75-летию битве за Москвы посвящается…». | 07.12.2016 | Ул. Полбина 72 | Кузнецова О.В. Тимофеева Н.И. | |
Экскурсия в музей В. Талалихина (колледж) совместно 1-ый класс и подготовительная группа | Декабрь | Ул. Полбина 72 | Кузнецова О.В. Тимофеева Н.И. | |
«Новогодний калейдоскоп». Досуговое мероприятие для дошкольников силами старшеклассников. | 15.12.2016 | Шоссейная 53,55. | Мельникова В.Н., Нечаева Е.В. Кузнецова О.В. | |
«Новогодняя открытка» Мастер- класс от первоклассников | Декабрь | Учителя начальных классов | ||
Учимся готовить. Мастер-класс студентов колледжа для старших дошкольников. | январь | Шоссейная 53,55. 1ая Курьяновская 2 к.1,2. | Ханяева С.Г. Кузнецова О.В. Бобровникова Е.П. Фрадкина И.В. | |
Мастер-класс для воспитанников старшего дошкольного возраста Знакомимся с профессией «Логист», «Товаровед» | февраль | Шоссейная 53,55. 1ая Курьяновская 2 к.1,2. | Капранова Е.В. Васильева И.А. Жукова Л.А. Кузнецова О.В. | |
Странички истории. Студенты детям - дошкольникам «Подвиг героя-лётчика В. Талалихина». | Начало марта | Курьяновская 2 к.1,2. | Демидова А.А., Фрадкина И.В. | |
«Прощание с Букварём». Совместный досуг первоклассников и воспитанников подготовительных групп. | Март, вторая половина | Полбина 68 | Ячменева Г.А. воспитатели групп | |
Мастер-класс для учеников начальной школы «Подарок маме». | Март | Кузнецова О.В. | ||
Круглый стол для учителей начальных классов и воспитателей по проблемам преемственности при подготовке к школе. | 30 марта | Шоссейная 53,55. 1ая Курьяновская 2 к.1,2. | Мельникова В.Н., Кузнецова О.В. Бобровникова Е.П. | |
Конкурс чтецов «Все профессии нужны, все профессии важны». Участники: ученики начальной школы, воспитанники детского сада. | Апрель | Шоссейная 53,55. 1ая Курьяновская 2 к.1,2. | Кузнецова О.В., Фролкина С.А., Резник Г.Н., | |
Мастер-класс для учеников начальной школы «Разноцветная мозаика» | Апрель | Творческая группа учитель нач.кл. | ||
Совместное Культурно- патриотическое мероприятие (школьники-дошкольники старших групп) "Парад строевой песни". | Апрель | Полбина 68 | Мельникова В.Н. Якухина В.П. Захарова Н.В. Бобровникова Е.П. | |
Праздник «Скоро в школу» | Май | Шоссейная 53,55. 1ая Курьяновская 2 к.1,2. | Муз. Работники, учителя нач. кл., воспитатели групп | |
«День защиты детей». С участием студентов. | 1 июня | Шоссейная 53,55. 1ая Курьяновская 2 к.1,2. | Капранова Е.В. Мельникова В.Н.. Кузнецова О.В. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа преемственности ДОУ и школы
Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом рассматривается нами на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребёнка и определяется степенью его готовности само...
Программа по преемственности Детский сад- школа "Содружество"
Пояснительная записка Проблема преемственности является важнейшей проблемой отечественного образования и не теряет своей актуальности ...
Тема. Самообразование по преемственности детский сад школа
Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни. Развития инициативности , любознательности. Желание и умение учится. Развитие инициативности и свмостоятельности....
ПЛАН по преемственности "Детский сад - школа"
План работы "Преемственность Детский сад-школа"...
Программа преемственности ДОУ и школы
quot;Год до школы"...
Программа преемственности ДОУ и школы
Цель ПрограммыРеализация преемственности на этапах дошкольного и начального общего образования. Создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе. Обеспечение непрерыв...
программа преемственности "Год до школы"
Программа преемственности "Год до школы". Робата с детьми, родителями, пегагогами в подготовительной группе....