Программа преемственности ДОУ и школы
рабочая программа (подготовительная группа) по теме
Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом рассматривается нами на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребёнка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания. Преемственность – объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_preemstvennosti.docx | 96.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад «Колосок» общеразвивающего вида
Принято Утверждаю
на педагогическом совете заведующий ДОУ
протокол №2 от 05.12.2014г. _____________Ефремова Л.И.
ПРОГРАММА
ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
ДОШКОЛЬНОЙ И НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ
с.Вятское
Паспорт Программы
Ответственный исполнитель программы | МОУ «Вятская средняя общеобразовательная школа»; Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колосок» общеразвивающего вида |
Практическая значимость | Создание комплекса условий, обеспечивающих сотрудничество ДОУ со школой на основе согласованности и перспективности компонентов методической системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) с учётом внедрения ФГОС; создание условий для естественного вхождения детей в новые условия, что способствует повышению эффективности обучения с первых дней пребывания в школе; |
Основания для разработки программы | - Федеральный Закон от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»; - Закон РМЭ «Об образовании в Республике Марий Эл» от 26 июля 2013 года
|
Разработчики программы | Зам. директора МОУ «Вятская средняя общеобразовательная школа» по ВР Мельникова С.В., учитель начальных классов Бусыгина Л.И., педагог-психолог Запевалова Г.И., старший воспитатель МДОУ «Детский сад «Колосок» Нагаева В.И.; учитель-логопед Ивашова И.Ю.; музыкальный руководитель Кирчанова Л.М., воспитатель Александрова Н.А., воспитатель Клюкова С.В. |
Проблема |
- несовпадение представлений о понятии «преемственность» представителей различных позиций: учителя и воспитателя - недостаточное сотрудничество воспитателя и учителя в плане ознакомления с задачами образовательно-воспитательной работы и использования форм и методов работы как дошкольного учреждения , так и в начальной школе; - несовершенство существующих систем диагностики при переходе с одного образовательного уровня на другой; - недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к работе в системе непрерывного образования. |
Цель программы | создание единого непрерывного образовательного процесса, обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности, на переходе ребенка с уровня дошкольного образования на начальное общее образование, как условие получения образовательного результата, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту. |
Задачи | - Разработка алгоритма деятельности педагогического коллектива школы по организации преемственности между дошкольным и начальным общим образованием; - обеспечение единого структурно-организационного подхода, заключающегося в совокупности требований к условиям реализации стандарта, структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы, образовательным результатам; - применение единого психолого-педагогического методологического подхода к ориентации на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности», опора на зону актуального развития и ориентация на зону ближайшего развития ребёнка, к понятию об универсальных учебных действиях, ориентации на возрастные психофизиологические особенности детей - соблюдение принципа организации инклюзивного образования: разработка адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ, опора на индивидуальную программу реабилитации (при организации специальных образовательных условий для детей-инвалидов). - создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника. |
Основные мероприятия реализации программы | Административный, методический, психологический, оздоровительный блоки, блок досуговой деятельности, блок дополнительных услуг |
Условия | - Совершенствование форм организации и методов обучения как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе; - обогащение образовательного содержания в ДОУ и начальной школе; - мониторинг деятельности педагогов по результатам преемственности; - создание развивающей среды для развития творческих, интеллектуальных и личностных потенциалов ребенка; - сохранение ведущих видов деятельности. |
Планируемые результаты | - Обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности на переходе ребенка с уровня дошкольного образования на начальное общее образование на основе УМК «Школа 2100»; - скоординированность деятельности педагогического коллектива МОУ «Вятская средняя общеобразовательная школа» и МДОУ комбинрованного типа «Колосок» по организации преемственности между дошкольным и начальным общим образованием в соответствии с планом; - обеспечение единого структурно-организационного подхода к реализации ООП ДО и ООП НОО; - выработка единого психолого-педагогического методологического подхода к личностному развитию ребенка. - обеспечение принципа организации инклюзивного образования. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главная задача, которую ставит государство и общество перед школой, – сформировать личность, способную занять в жизни достойное место, вырастить человека, способного взять ответственность за себя и своих близких. Однако существуют проблемы, не решив которые, невозможно выполнить этот социальный заказ. Одним из актуальных проблем является отсутствие преемственности и непрерывности между дошкольным образованием и начальной школой.
Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом рассматривается нами на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребёнка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания. Преемственность – объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Непрерывность образования понимается нами как обеспечение этой необходимой связи в процессе, как согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждом уровне образования. Таким образом, преемственность – это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития.
Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, – любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. Знания, умения, навыки и компетенции рассматриваются в системе непрерывного образования как важнейшие средства развития ребенка.
Концептуальные подходы к решению проблемы преемственности разных ступеней образования в образовательной системе «Школа 2100» изложены в образовательной программе, разработанной авторским коллективом под руководством А.А. Леонтьева в 1999 г. В этом документе непрерывность и преемственность в обучении рассматриваются как факторы, обеспечивающие эффективность образования.
Цель: создание единого непрерывного образовательного процесса, обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности, на переходе ребенка с уровня дошкольного образования на начальное общее образование, как условие получения образовательного результата, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту.
Задачи:
- Разработка алгоритма деятельности педагогического коллектива школы по организации преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.
- Обеспечение единого структурно-организационного подхода, заключающегося в совокупности требований к условиям реализации стандарта, структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы, образовательным результатам;
- Применение единого психолого-педагогического методологического подхода к ориентации на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности», опора на зону актуального развития и ориентация на зону ближайшего развития ребёнка, к понятию об универсальных учебных действиях, ориентации на возрастные психофизиологические особенности детей
- Соблюдение принципа организации инклюзивного образования: разработка адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ, опора на индивидуальную программу реабилитации (при организации специальных образовательных условий для детей-инвалидов).
- Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
Программа преемственности дошкольного образования и начального общего образования является частью Основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) МОУ «Вятская средняя общеобразовательная школа» и Основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад «Колосок» общеразвивающего вида. Имеет психолого-педагогическую направленность.
Охватывает дошкольников и учащихся 1 класса 6-8 лет.
Сроки реализации программы: 4 года.
Психофизические возрастные особенности
Программа предлагает общие принципы и подходы для конкретных действий педагога, определяют ведущие цели, конкретные задачи, дают характеристику способов достижения целей развития ребёнка дошкольного возраста, а также результатов такого развития. При этом Программа носит рекомендательный характер, что позволяет педагогам учитывать когнитивные и эмоциональные потребности, интересы детей, их мотивации и мнения, разные точки зрения.
Программы обеспечивают развитие интеллектуально-познавательных, физических, духовно-нравственных, эстетических и личностных качеств детей дошкольного возраста, их творческих способностей, а также формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников и учащихся 1 класса.
Программа включают совокупность образовательных областей (ДО) и предметных областей (НОО), реализация которых обеспечивает создание условий развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, открывает возможности для позитивной социализации каждого ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе взаимодействия со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному и младшему школьному возрасту видах деятельности.
Программа предлагает подходы к организации образовательного процесса как для детей, развивающихся в норме, так и для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Алгоритм деятельности педагогического коллектива школы по организации преемственности между дошкольным и начальным общим образованием (известный под условным названием «Восемь шагов»):
1-й шаг. Создание приказом администрации МОУ «Вятская СОШ» и МДОУ «Детский сад «Колосок» общеразвивающего вида рабочей группы педагогов школы и воспитателей дошкольного учреждения.
Рабочая группа создается на один учебный год. Она должна объединять учителей, которые в момент образования рабочей группы ведут 4 классы в начальной школе и воспитателей подготовительной группы ДОУ.
2-й шаг. Договоренность всех участников рабочей группы о едином понимании целей: уровне общеучебных умений, которого необходимо достичь на выходе из подготовительной группы и далее развивать в ходе реализации программы «Школа будущего первоклассника», о соблюдении единых технологий и принципов системы «Школа 2100». Реализация этого шага предполагает поиск компромисса между опытом и традициями воспитателей ДОУ и педагогов начального звена в организации перехода ребёнка из детского сада в школу не с точки зрения его подготовленности к этому шагу, а с точки зрения изменения социальной позиции ребёнка в результате его вхождения в новую социальную среду на школьном этапе обучения. Также данный шаг предполагает освоение педагогами основной школы технологий «Школы 2100» и использование преемственного содержания, отраженного в учебниках данной образовательной системы. Все это позволяет начать выстраивать линии преемственности (целевую, методическую и содержательную).
3-й шаг. Посещение занятий дошкольников по образовательным областям учителями начальной школы по своим предметам и их коллективное обсуждение с позиции соблюдения принципов и технологий развивающего образования и уровня общеучебных умений. Это позволяет учителям-предметникам заранее познакомиться со своими будущими учениками, увидеть их возможности в привычной и комфортной для них обстановке. В ходе обсуждения воспитатели и педагоги уточняют свои позиции и требования, предъявляемые к детям. Многие из умений, которые желали бы видеть у учеников педагоги начальной школы, имеют возможность скорректировать в ходе реализации программ «Школа будущего первоклассника» и «Ступени развития».
4-й шаг. Разработка и проведение учителями начальной школы и воспитателями ДОУ совместных занятий в подготовительной группе. Воспитатели могут выступать в качестве консультантов в процессе освоения технологий педагогами начальной школы, а учителя – консультантами по содержанию своего предмета.
На этом этапе педагоги и воспитатели, делая общее дело, как раз и могут почувствовать себя командой единомышленников, уточнить и скорректировать свои позиции. Одновременно дошкольники познакомятся со своим будущим учителями-предметниками, что сделает их переход на новый уровень обучения более подготовленным и психологически комфортным.
5-й шаг. Диагностика общеучебных и предметных умений, психологического состояния дошкольников подготовительной группы. Наша задача – установить уровень развития общеучебных умений дошкольников подготовительной группы, которые будут продолжать учиться в условиях преемственности целей, содержания и технологий «Школы 2100».
6-й шаг. Посещение уроков в 1 классе воспитателями подготовительной группы. Педагоги и воспитатели, отвечающие за решение проблемы преемственности, должны своими глазами видеть, как адаптируются ученики к новым условиям и как сохраняется единство требований. Одновременно необходимо помогать учителям-предметникам и воспитателям реализовывать на практике совместные договоренности о преемственных технологиях в организации изучения нового материала (проблемный диалог), в работе с текстами (продуктивное чтение), в правилах оценивания и самооценивания образовательных достижений (технология безотметочного оценивания).
7-й шаг. Совместная методическая работа по реализации программы преемственности и решение возникающих проблем. Принципиально важны в первые две недели, и далее следует регулярно встречаться учителям-предметникам и воспитателям, чтобы обсуждать – какими видятся ученики в новых условиях, какие возникают трудности учебного или психологического плана. По любой проблеме можно коллективно найти решение в интересах развития личности каждого ребенка.
8-й шаг. Определение эффективности работы по преемственности – диагностика общеучебных и предметных умений будущих первоклассников по результатам усвоения курса программы «Школа будущего первоклассника» и «Ступени развития». А также, анализ результатов адаптации учащихся первого класса, корректировка деятельности педагогического коллектива.
Психолого – педагогическое сопровождение.
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, в том числе и преемственности психологического сопровождения образовательной деятельности в детском саду и начальной школе.
Цель: реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования,
Задачи непрерывного образования:
- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
- развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
- развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста);
- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
Проблемы непрерывного образования:
- Автономность подсистем образовательно-воспитательной системы, то есть сохранение дискретного характера отдельных ступеней образования. Формирование и развитие образования в каждом звене осуществляется без опоры на предшествующее образование и без учета дальнейших перспектив.
- Разрыв между конечными целями и требованиями при обучении отдельным предметам на различных этапах образовательного процесса. Несогласованность между "входными" и "выходными" требованиями детского сада и школы.
- Необеспеченность учебного процесса в системах преемственного образования учебно-методическими материалами и дидактическими пособиями, несовершенство существующих учебных пособий и их несоответствие новым целям и требованиям обучения.
- Несовершенство существующих систем диагностики при переходе учащихся с одного образовательного уровня на другой.
- Отсутствие системности при отборе содержания обучения и организации учебного материала по ступеням.
- Слабая управленческая и организационная преемственность, т.е. трудности в общем руководстве всем процессом воспитания, обучения и развития учащихся в обеих подсистемах комплекса "детский сад- школа".
- Неполное соблюдение психологической преемственности (необходимость в специалистах, умеющих работать с детьми 3-10 лет, сочетающих профессиональный потенциал воспитателей и учителей начальных классов).
- Отсутствие единых программ воспитания и обучения.
- Недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к работе в системе непрерывного образования.
Преемственность образовательного процесса:
- Целевая - согласованность целей и задач воспитания и обучения на отдельных ступенях развития.
Цель дошкольного образования: Общее развитие ребенка, задаваемое государственным стандартом в полном объеме в соответствии с потенциальными возможностями и спецификой детства, как самоценного периода жизни человека.
Цель начального образования: Продолжить общее развитие детей с учетом возрастных возможностей, специфики школьной жизни, наряду с освоением важнейших учебных навыков, в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности (мотивации, способов и типов общения)
- Содержательная - обеспечение "сквозных" линий в содержании, повторений, пропедевтика, разработка единых курсов изучения отдельных программ.
Создание на каждом этапе базы для последующего изучения учебного материала на более высоком уровне за счет расширения и углубления тематики, путем обеспечения "сквозных" линий, использование принципа концентричности в организации содержания учебных программ и межпредметных связей.
Содержательная преемственность обеспечивается через федеральный компонент программы: программа школы и примерная образовательная программа дошкольного образования, парциальные программы - единые.
- Технологическая - преемственность форм, средств, приемов и методов воспитания и обучения.
- Создание новых методик, технологий и средств обучения, разработка общих подходов к организации воспитательного - образовательного процесса в подготовительной группе детского сада и образовательного процесса в начальном звене, при которой обучение дошкольников осуществляется на основе специфических для этого возраста видов деятельности: отказ в д/саду от учебно-дисциплинарной модели и переход к личностно-ориентированному обучению. Обучение в школе: учебно-воспитательный процесс должен быть насыщен игровыми приемами, драматизацией, различными видами предметно-практической деятельности, то есть руководство деятельностью первоклассников должно осуществляться с использованием методов и приемов дошкольного воспитания.
- Взаимодействие применяемых на разных ступенях образовательной лестницы средств, форм, методов обучения характеризует требования, предъявляемые к знаниям, умениям, навыкам учащихся на каждом этапе обучения.
- Психологическая - совершенствование форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в детском саду и школе с учетом общих возрастных особенностей:
- учет возрастных особенностей;
- снятие психологических трудностей;
- адаптация переходных периодов;
- обеспечение достаточной двигательной активностью;
- общение в формах неурочного типа с опорой на диалоговое взаимодействие;
- обучение на интегративной основе, связь знаний с повседневной жизнью;
- использование методов, активизирующих мышление, воображение, поощрение инициативности учащихся, их активности на занятиях;
- снятие психологических трудностей адаптационных переходных периодов.
- Управленческая и структурно-организационная - наличие общего руководства.
- Административная - хорошо отработанная нормативно-правовая база: Устав, локальные акты, четкое распределение обязанностей между администрацией, бюджетное и внебюджетное финансирование, база данных на детей и сотрудников.
Психолого-педагогические условия реализации
непрерывного образования
- Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми.
- Предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности партнера, средств и пр.;
- Ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
- Создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранение его индивидуальности;
- Формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка, опора на игру при формировании учебной деятельности;
- Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей, готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных норм активности.
Основания для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования.
- Состояние здоровья и физическое развитие детей;
- Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности;
- Умственные и нравственные способности учащихся и воспитанников.
- Сформированность их творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития;
- Развитие коммуникативности, то есть умения общаться с взрослыми и детьми.
Планируемые результаты:
- обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности на переходе ребенка с уровня дошкольного образования на начальное общее образование на основе УМК «Школа 2100» и программы «Детство»;
- скоординированность деятельности педагогического коллектива МОУ «Вятская средняя общеобразовательная школа» и МДОУ «Детский сад «Колосок» общеразвивающего вида по организации преемственности между дошкольным и начальным общим образованием в соответствии с планом;
- обеспечение единого структурно-организационного подхода к реализации ООП ДО и ООП НОО;
- выработка единого психолого-педагогического методологического подхода к личностному развитию ребенка;
- обеспечение принципа организации инклюзивного образования.
Ресурсы:
Кадры начальной школы имеют базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, способны к инновационной профессиональной деятельности, обладают необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни.
Педагоги компетентны в осуществлении обучения и воспитания младших школьников, использовании современных образовательных, в том числе информационно-коммуникационных, технологий обучения, способны эффективно применять учебно-методические, информационные и иные ресурсы реализации основной образовательной программы начального общего образования, постоянно развиваются в профессиональном отношении
П№ п/п | Должность | Ф.И.О. | Наличие квалиф. категории |
Административный аппарат | |||
1. | Директор школы | Мусина А.Ю. | высшая |
2. | Заместитель директора школы по учебной работе | Куршаков А.П. | первая |
3. | Заместитель директора школы по воспитательной работе | Мельникова С.В. | высшая |
4. | Заведующий МДОУ | Ефремова Л.И. | высшая |
Педагоги: учителя начальных классов, учителя – предметники, педагог- психолог, воспитатели | |||
1. | Учитель начальных классов | Бусыгина Л.И. | высшая |
2. | Учитель начальных классов | Гребенщикова Л.А. | высшая |
3. | Учитель начальных классов | Светлакова Н.П. | первая |
4. | Учитель начальных классов | Милютина К.А. | первая |
5. | Учитель начальных классов | Глушкова И.Н. | |
6. | Учитель английского языка | Паровая Л.В. | первая |
7. | Учитель английского языка | Калинина Л.Л. | первая |
8. | Учитель музыки | Шабалина Т.А. | высшая |
9. | Учитель физической культуры | Васильев А.А. | первая |
10. | Учитель ИЗО | Кукарева Л.В. | высшая |
11. | Педагог-психолог | Запевалова Г.И. | высшая |
12. | Педагог -хореограф | Малинина А.А. | первая |
13. | Старший воспитатель | Нагаева В.И. | высшая |
14. | Воспитатель | Апполонова О.В. | первая |
15. | Воспитатель | Богданова В.М. | первая |
16. | Воспитатель | Таныгина Г.Ф. | первая |
17. | Воспитатель | Александрова Н.А. | первая |
18. | Воспитатель | Орлова О.А. | |
19. | Музыкальный руководитель | Кирчанова Л.М. | первая |
20. | Воспитатель ИЗО | Клюкова С.В. | высшая |
21. | Учитель-логопед | Ивашова И.Ю. | высшая |
Комплексное оснащение учебного процесса и оборудование учебных помещений, учебно-методическое обеспечение, материально-техническое оснащение и информационное обеспечение учебного процесса регламентировано Приказом Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. N 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений". Не беря в расчет требования к помещениям и оборудованию для внеурочной деятельности по каждому из направлений, реализуемых школой. Оснащенность соответствует требованиям на 83%
Развивающая среда ДОУ способствует развитию творческих способностей и сенсорики у детей, созданию чувства уверенности в себе, что бесспорно положительно влияет на всестороннее развитие личности ребенка. В группах организованы уголки театрализованной и игровой деятельности, уголки экспериментирования и физкультурные уголки. Рациональное построение режима дня создает комфортные условия пребывания детей в детском саду, а также природосообразный ритм жизни рождает привычку к регулярной смене разных видов деятельности, дисциплинирует детей, повышает их работоспособность, способствует нормальному физическому и психическому здоровью.
Схема сотрудничества
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создаёт особый настрой в группе старших дошкольников. Интерес к школе развивается естественным путём: в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение Школы будущего первоклассника, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Главное – связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста своих достижений, с потребностью познания и освоения нового.
Воспитатель совместно с учителями-предметниками, педагогом-психологом стремится развить внимание и память детей, формирует элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий.
Образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется преимущественно в форме игровых занятий и включает занятия познавательного цикла по математике, подготовке к освоению грамоты, по ознакомлению с окружающим миром, по развитию художественно-продуктивной деятельности и музыкально-ритмических способностей.
Как отмечалось выше, общая цель дошкольного и начального школьного образования – согласованность целей и задач воспитания и обучения .
Цель ДОУ | Цель МОУ |
Общее развитие ребенка в соответствии с потенциальными возможностями и спецификой детства, как самоценного периода жизни человека. Формирование предпосылок учебной деятельности. | Продолжать общее развитие детей с учетом возможностей, специфики школьной жизни. Освоение важнейших учебных навыков и становление учебной деятельности (мотивация, способы общения и т.д.). |
Сравнительный анализ содержательных областей образовательных программ ФГОС ДО и ФГОС НОО:
Образовательные области ФГОС ДО: | Предметные области ФГОС НОО: |
социально-коммуникативное | обществознание и естествознание (окружающий мир) основы духовно-нравственной культуры народов России |
познавательное развитие | филология математика и информатика технология речевое развитие |
речевое развитие | филология |
художественно-эстетическое развитие | искусство |
физическое развитие | физическая культура |
Дошкольный уровень образования сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка. Начальная школа – подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал до уровня понимания и осмысления.
Преемственность результатов ДО и НОО:
от целевых ориентиров к универсальным учебным действиям
Целевые ориентиры ДО: | Планируемые результаты по УУД НОО |
| ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ |
| КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ |
| РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ |
| ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ |
В основе реализации Программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
– ориентацию на достижение цели и основного результата образования;
– развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
– обеспечение преемственности дошкольного, начального общего
образования.
– опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
- технологию продуктивного чтения,
- проблемно-диалогическую технологию,
- проектно- исследовательскую технологию
- технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов);
Программа предусматривает следующие виды деятельности дошкольника и младшего школьника:
- учебное сотрудничество (в том числе, взаимодействие с учителем, коллективная дискуссия, групповая работа);
- индивидуальная учебная деятельность (в том числе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);
- игровая;
- художественно-эстетическая (изобразительное, музыкальное, вокальное, хореографическое творчество, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.) и проектная деятельности;
- познавательная деятельность;
- трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);
- спортивно-оздоровительная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях, спортивных акциях, др).
В самостоятельной деятельности, в общении воспитателя с детьми создаются возможности для расширения, углубления и широкого вариативного применения детьми содержания, освоенного на занятиях.
Коллектив МОУ «Вятская средняя общеобразовательная школа» и МДОУ «Детский сад «Колосок» общеразвивающего вида работают над единой методической темой: «Формирование интеллектуальной, физической, мотивационной готовности к школе в условиях реализации ФГОС»
Основные мероприятия реализации программы:
Блоки | Ответственные | Основные мероприятия |
Административый блок | Директор школы, заведующая ДОУ | 1. Совместные административные совещания, круглые столы 2. Комплектование первых классов. Организация групп для подготовки к школе 3. Общее родительское собрание |
Методический блок | Заместитель директора по УВР, старший воспитатель | 1.Совместные педагогические советы, семинары, консилиумы 2.Взаимопосещение открытых занятий 3. Работа творческих групп 4.Проведение предметно-педагогических недель. 5. Анкетирование, тестирование. 6. Мониторинги усвоения учебной программы. 7. Дни открытых дверей для родителей и будущих первоклассников. 8. Родительские собрания, консультации для родителей 9. Оформление уголков в д/садах «Вас приглашает школа» 10. Информационные бюллетени для родителей |
Оздоровительный блок | Медицинский работник закрепленный за ДОУ и ОУ, учитель физкультуры. | 1. Семинары- практикумы. 2.Проведение оздоровительных, закаливающих, профилактических мероприятий 3. Проведение дней здоровья 4. Работа с родителями. 5. Мониторинг здоровья воспитанников |
Психологический блок | Социально- психологическая служба | 1.Диагностическая и исследовательская деятельность психологов ДОУ и школы 2. Анализ психологической готовности детей к школе на основе исследований. 2.Психолого-педагогические семинары 3.Тренинги. 4.Консультации для педагогов и родителей 5.Уроки общения. |
Блок досуговой деятельности | Музыкальные руководители и педагоги организаторы | 1.Организационные экскурсии в школу, на пришкольный участок, в школьную библиотеку. 2.Конкурсы, викторины, выставки детских работ. 3. Праздники 4.Сбор информации о детях, посещающих кружки |
Блок дополнительных услуг | Руководители курсов. | 1.Платные образовательные услуги |
Формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми:
- экскурсии в школу;
- посещение школьной библиотеки (библиотечные уроки «Путешествие в мир сказок», «О чем рассказывают книги».)
- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
- участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах (интеллектуальная игра «Умники и умницы»), проектной деятельности;
- выставки рисунков и поделок.
- Участие в конкурсе чтецов
- встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
- совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
- посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, дефектолога).
2. Взаимодействие педагогов:
- совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
- семинары, мастер- классы;
- круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
- психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
- проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
- взаимодействие психологов и логопедов ДОУ и школы;
- открытые занятия в ДОУ и открытых уроков в школе;
- педагогические и психологические наблюдения.
3. Сотрудничество с родителями:
- совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
- круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
- родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
- консультации с педагогами ДОУ и школы;
- встречи родителей с будущими учителями;
- дни открытых дверей;
- образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры;
- визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
- заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).
План
совместной работы МДОУ «Детский сад «Колосок»» общеразвивающего вида
с. Вятское и МОУ «Вятская средняя общеобразовательная школа» по реализации программы преемственности
на 2014 – 2015 уч. год.
Мероприятия | Сроки | Ответственные | Примечание |
1.Разработка рабочими группами МОУ и ДОУ программы преемственности. 2.Уточнение списков будущих первоклассников.
3.Планирование коллективных и дифференцированно – индивидуальных форм работы по подготовке детей к школе с педагогами, детьми и родителями. 4.Корректировка совместных планов по сотрудничеству. 5.Работа педагогов над программами по направлениям подготовительных курсов для детей 5– 7 лет. 6.Посещение будущими первоклассниками праздника «День Знаний». 7. Взаимопосещение уроков и занятий педагогами ДОУ и МОУ | Сентябрь - Октябрь в течение года | Члены рабочей группы Куршаков А.П. Бусыгина Л.И. Запевалова Г.И. Нагаева В.И. Апполонова О.В. Члены рабочей группы Куршаков А.П. Нагаева В.И. Гребенщикова Л.А. Апполонова О.В. Апполонова О.В. Бусыгина Л.И. педагоги | |
1.Проведение стартовой диагностики с первоклассниками в соответствии с УУД. 2.Проведение консилиума по результатам диагностики педагогической и психологической (внутришкольный). 3. Формирование коррекционной группы. 4.День открытых дверей. Открытие школы будущего первоклассника «Ступени Развития». 5. Родительское собрание.
6.Индивидуальное консульти-рование родителей, учителей, воспитателей по вопросам развития детей и подготовке к школе. 7.Родительское собрание. «Составляющие готовности к школе».
8.Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, дефектолога). 9. Заседание рабочей группы «Детский сад – школа». Разработка общих подходов к диагностике по подготовке ребенка к школе. 10.Новогодняя елка для дошколят совместно с первоклассниками | Октябрь - декабрь | Запевалова Г.И. Глушкова И.Н. Бусыгина Л.И. Нагаева В.И. Запевалова Г.И. Нагаева В.И. Запевалова Г.И. Мусина А.Ю. Куршаков А.П. Запевалова Г.И. Мусина А.Ю. Запевалова Г.И. | |
Куршаков А.П. Гребенщикова Л.А. Бусыгина Л.И. Запевалова Г.И. Педагоги, социально-педагогическая служба Гребенщикова Л.А. Бусыгина Л.И. Запевалова Г.И. Апполонова О.В. Орлова О.А. Члены рабочей группы Глушкова И.Н. Апполонова О.В. Бусыгина Л.И. | |||
1.Заседания рабочей группы по реализации программы «Преемственность: детский сад – школа» 2. Организация контрольных мероприятий по преодолению возникших проблем 3. Родительское собрание.
4. Заседание педагогического консилиума по результатам адаптации первоклассников к школе. Выявление детей «группы риска» (ШПМПк). 5.Рождественская елка (дошколята и учащиеся нач. классов) 6.День открытых дверей. Открытые занятия ШБП для родителей будущих первоклассников. 7. Физкультурно-оздоровительное развлечение 1 класс и подготовительная группа «Первоклассник – это здорово». Соревнования семей. 8. Посещение школьной библиотеки 9. Оформление папки – передвижки для родителей подготовительной группы «Что должен знать будущий первоклассник» | Январь - февраль | Члены рабочей группы педагоги Мусина А.Ю. Гребенщикова Л.А. Бусыгина Л.И. Запевалова Г.И. Загудайло О. А. Куршаков А.П. Куршаков А.П. Нагаева В.И. Запевалова Г.И. Члены школьного консилиума и учителя начальной школы. Глушкова И.Н. Апполонова О.В. Куршаков А.П. Бусыгина Л.И. Запевалова Г.И. Мельникова С.В. Глушкова И.Н. Мельникова С.В. Кудрявцева М.Ж. Апполонова О.В. Апполонова О.В. Апполонова О.В. | |
1.Вторичная психолого – педагогическая диагностика готовности ребенка к школе. 2.Заседание ШПМПк с приглашением специалистов ДОУ и ведущего воспитателя. Итоги готовности детей к школе. Выявление «детей группы риска». 3. Родительское собрание по итогам работы ШБП. «Ознакомление с результатами диагностики. Наши перспективы». 4. Торжественное закрытие ШБП «Ступеньки развития». 5. Праздник «Прощание с букварем» с приглашением будущих первоклассников. 6. Показ сказки «Кто сказал «Мяу» для детей -первоклассников 7. Праздник «День смеха» с приглашением первоклассников | Март – Апрель март апрель | Бусыгина Л.И. Запевалова Г.И. Глушкова И.Н. Куршаков А.П. Запевалова Г.И. Нагаева В.И. Куршаков А.П. Нагаева В.И. Гребенщикова Л.А. Бусыгина Л.И. Запевалова Г.И. Гребенщикова Л.А. Глушкова И.Н. Апполонова О.В. Апполонова О.В. Кирчанова Л.М., Кирчанова Л.М. Апполонова О.В. | |
1.Утренники «До свиданья, детский сад» «До свиданья, нач. школа» 2.Результаты 1 года обучения. Выступление на педагогическом совещании ДОУ учителя 1 класса. 3.Обсуждение итогов реализации программы «Ступени Развития» на заседании рабочей группы «Детский садик – школа». Внесение предложений по корректировке рабочих программ ШБП. 4. Родительское собрание «Готовность дошкольников к обучению в школе с приглашением учителя | Май | Куршаков А.П. Мельникова С.В. Кирчанова Л.М., Апполонова О.В. Нагаева В.И. Глушкова И.Н. Куршаков А.П. Куршаков А.П. Гребенщикова Л.А. Бусыгина Л.И. Запевалова Г.И Глушкова И.Н. Апполонова О.В. | |
1.Индивидуально – групповые занятия с детьми с низким уровнем готовности к школе и по запросу родителей. | Июнь | Бусыгина Л.И. Мичеева Е.Г. Запевалова Г.И. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар по преемственности с дошкольными учреждениями "Федеральные Государственные Требования к реализации новой общеобразовательной программы «От рождения до школы» (презентация), Занятие с будущими первоклассниками по УМК "Предшкола нового поколения"
Семинар для воспитателей Федеральные Государственные Требования к реализации новой общеобразовательной программы «От рождения до школы».Занятие с будущими первоклассниками по УМК "Предшкола нового пок...
Программа " От рождения до школы: преемственность и недостатки"
Здесь краткое описания на программу " От рождения до школы"....
программа инновационного проекта по преемственности ДОУ со школой
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРОГРАММЫ ПРОЕКТА Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного об- разования и начального школьного образования – важный этап преемственност...
ПРОГРАММА Преемственность «Детский сад-Школа»
Программа содержит алгоритм выстраивания работы по реализации задач преемственности между детским садом и начальной школой....
Программа преемственности ДОУ и школы
quot;Год до школы"...
Программа преемственности ДОУ и школы
Цель ПрограммыРеализация преемственности на этапах дошкольного и начального общего образования. Создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе. Обеспечение непрерыв...
программа преемственности "Год до школы"
Программа преемственности "Год до школы". Робата с детьми, родителями, пегагогами в подготовительной группе....