программа преемственности "Год до школы"
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа преемственности "Год до школы". Робата с детьми, родителями, пегагогами в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_priemstvennosti.docx | 374.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа преемственности
дошкольного и начального общего образования
МКОУ Шубинская СОШ и структурное подразделение
МКОУ Шубинская СОШ детский сад «Лучик»
(срок реализации: долгосрочная)
«Год до школы»
Разработали программу: воспитатели структурного подразделения МКОУ Шубинская СОШ детский сад «Лучик» Лахина Н.Н. Шайдорова Т.Н. |
с. Шубное 2021г.
Содержание
1. | Актуальность программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 4 |
3. | Целевой раздел | 6 |
3.1. | Единая система целей на дошкольном и начальном школьном уровне | 6 |
3.2. | Цель, задачи программы | 6 |
3.3. | Принципы построения программы | 7 |
4. | Условия реализации программы | 8 |
5. | Направления реализации преемственности | 10 |
6. | Формы осуществления преемственности | 10 |
6.1. | Совершенствование форм организации, методов обучения в детском саду и в начальной школе | 12 |
7. | Универсальные учебные действия | 12 |
8. | Ожидаемые результаты | 13 |
9. | Мониторинг | 14 |
10. | Литература | 16 |
11. | Приложения |
1.АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Проблема преемственности дошкольного и начального общего образования принадлежит к числу «сквозных» проблем педагогической (психолого-педагогической) теории и практики. Имея за собой значительную историю, она по-прежнему остается открытой, более того – приобретает особое звучание в условиях происходящего в настоящее время серьёзного обновления дошкольного и начального образования.
Основная задача, которую ставит государство и общество перед сегодняшней школой – сформировать личность, способную занять в жизни достойное место, вырастить человека, готового взять ответственность за себя и своих близких.
Вместе с тем существуют проблемы, не решив которые, невозможно выполнить данный социальный заказ. Это:
1. Отсутствие преемственности и непрерывности между дошкольным образованием и начальной школой. Общеизвестно, что в первом классе тратится немало учебного времени на коррекцию того, что было не сделано или сделано некомпетентно на предшествующем этапе.
2. Узко понимаемая преемственность и непрерывность между начальной и основной школой. По прежнему считается, что преемственность касается лишь содержания обучения, в то время когда необходимо решение проблемы преемственности между этими этапами на дидактическом, психологическом и методическом уровнях.
3. Непонимание того, что непрерывный образовательный процесс должен иметь общую методологическую основу, опираться на единую систему психолого-педагогических принципов, иметь одинаково построенный методический аппарат и единое психологическое пространство; что все образовательное учреждение должно работать над созданием единой образовательной среды, что все педагоги должны работать, опираясь на общие психолого-педагогические принципы, общие методические приемы в рамках общего психологического пространства.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) стало знаковым моментом в обеспечении преемственности, целостности и непрерывности образовательной среды в российском образовании.
Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Анализ ситуации показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем.
В ФГОС НОО одной из задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных). Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
При этом хочется отметить, что проблема преемственности в образовании не нова. По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. При этом важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности.
Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли интегративные качества воспитанника: метапредметные - предпосылки универсальных учебных действий и личностные – характеристики мотивационного, эмоционально-волевого, морально-нравственного развития, а не только наличие или отсутствие у него определенных знаний по учебным предметам.
Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе.
Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Решение этого вопроса также заложено в программе.
Учитывая то, что непрерывное образование выступает как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования, для решения проблемы преемственности составлена данная программа сотрудничества начальной школы и детского сада, отражающая эту связь, согласованность и перспективность
Программа регламентирует деятельность дошкольных групп и начальной школы в вопросах организации преемственности согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования и Федеральному государственному стандарту начального общего образования
А также, программа преемственности разработана на основе следующих нормативных правовых документов:
- Закон "Об образовании в Российской Федерации"
- Семейный кодекс Российской Федерации.
- Конвенция о правах ребенка.
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).
- Методическое письмо Министерства Образования РФ №35-М от 25.03 1994 «Об организации преемственности в программах дошкольного и начального общего образования».
- Письмо министерства Образования РФ № 237/23-16 от 09.08.2000 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы».
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2020г.
Программа преемственности «Год до школы» является нормативно-управленческим документом и характеризует специфику:
-содержания образовательных, воспитательных, оздоровительных мероприятий с дошкольниками и младшими школьниками;
-инновационной работы воспитателей, учителей начальных классов и специалистов (психологов, логопеда);
-взаимодействия с родителями и оказания им необходимой консультативной помощи.
Программа может корректироваться в связи с:
-изменениями части учебного плана МКОУ Шубинская СОШ и структурного подразделения МКОУ Шубинская СОШ детского сада «Лучик», с учетом изменяющихся условий образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей. Причины корректировки: изменение социального и государственного заказа.
3. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
3.1. Единая система целей на дошкольном и начальном школьном уровне
Цель дошкольного образования: | Цель образования в начальной школе: |
Общее развитие ребенка, задаваемое государственным стандартом в полном объеме в соответствии с потенциальными возможностями и спецификой детства как самоценного периода жизни человека. | Продолжить общее развитие детей с учетом возрастных возможностей, специфики школьной жизни, наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности (мотивации, способов и типов общения). |
Приоритетные задачи дошкольной ступени образования: | Приоритетные задачи школьной ступени образования: |
-приобщать детей к ценностям здорового образа жизни; -обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка; -развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению; -формировать знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и др. активности детей в различных видах деятельности; -развивать компетентность в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включать детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста). | -воспитывать основы гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формировать умения учиться и способность к организации своей деятельности -формировать умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; -воспитывать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; -воспитывать осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; -индивидуализировать процесс обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания. |
3.2. Цель и задачи программы
Учитывая то, что непрерывное образование выступает как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования, решение проблемы преемственности мы видим в создании программы сотрудничества начальной школы и детского сада, которая бы отражала эту связь, согласованность и перспективность. Мы определили единые цели и задачи программы «Год до школы»
Цель Программы – построение непрерывного образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО и ФГОС ДО.
Задачи:
1. Разработать модель непрерывного образовательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО.
2. Обеспечить готовность педагогов к осуществлению данного процесса.
3. Обеспечить преемственность образовательных программ, учебных планов дошкольного и начального общего образования.
4.Формировать психологическую готовность ребенка к школе с учетом преемственности формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному образованию.
5. Определить диагностический инструментарий для отслеживания развития личности ребенка.
6. Создать на территории школы единое воспитательное пространство, обеспечивающее единство требований, условий, подходов, линий для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении духовного опыта ребенка в условиях реформирования современной системы образования.
7. Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
8. Создать единую стратегию в работе с родителями (законными представителями).
3.3. Принципы построения программы
-принцип интеграции содержания дошкольного и начального общего образования;
-принцип гуманизации, означающий личностно-ориентированный подход к детям дошкольного и младшего школьного возраста на основе передовых идей психолого-педагогической науки;
-принцип системности, означающий проектирование непрерывного процесса по реализации Программы;
-принцип учѐта возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, основанного на специфике этапов развития и личностных характеристик воспитанников;
-принцип преемственности дошкольной ступени образования и начальной школы, позволяющий дошкольникам безболезненно переходить от одной возрастной ступени к другой, изменяя ведущий вид деятельности игру на учение;
а также:
-принцип развития;
-принцип гуманитаризации;
-принцип целостности;
-принцип культуросообразности;
-принцип содержания образования
4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.Кадровые условия | Наличие в штате опытных специалистов руководители МО, воспитатели, учителя начальной школы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе др.). |
2.Материальная база | Оборудованы помещения (в соответствии с ФГОС). Наличие и укомплектованность в соответствии с ФГОС ДО центров развития детей: литературная гостиная, конструирования и моделирования ,экологический, экспериментирования, лего-центр. Наличие информационно-коммуникативных технологий: компьютеры стационарные, ноутбуки, мультимедийный проектор, экран, планшеты и пр. Наличие цифровых образовательных ресурсов: мультимедиа, цифровая лаборатория «Наураша», S голосование и пр. |
3.Развивающая среда | В дошкольных группах: -Организованы центры для театрализованной и игровой деятельности, краеведения, экологические ,двигательной активности, что способствует развитию творческих способностей и формированию познавательной активности детей, созданию чувства уверенности в себе, что бесспорно положительно влияет на развитие личности ребенка. В школе: -Классы с современным интерактивным оборудованием. -Компьютерный класс. -Спортивный зал. -Актовый зал. -Цифровая лаборатория. -Фотолаборатория. - Музыкальная студия. |
Реализация общей цели и задач образования детей требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:
На уровне дошкольного образования | На уровне начальной школы | Общие условия |
- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми; - формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; - построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности; - сохранение самоценности и самоидентичности дошкольного возраста. | - опора на личный уровень достижений дошкольного детства; - направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития; - сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности. | - признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; - создание преемственной предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности; - учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения; - подчинение воспитательно-образовательного процесса должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки; - создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися, воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности; - разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; - осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка; - доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами образовательных учреждений. |
5.НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
Организационно-методическое обеспечение включает:
-Установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов.
-Взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами образовательно-
воспитательной работы в начальной школе и детском саду.
-Совместные заседания МО по вопросам преемственности, по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей дошкольных групп в инновационной работе.
-Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
Для реализации работы по преемственности, составляется план совместной деятельности детского сада «Лучик» и МКОУ Шубинская СОШ, включающий в себя направления:
1.Планирование совместной деятельности с детьми.
2.Взаимодействие педагогов.
3.Сотрудничество с родителями.
6. ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений
Направленность | Формы осуществления преемственности |
Работа с детьми (дошкольниками) | - экскурсии в школу; - посещение школьного музея, библиотеки; - знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; - участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности; - выставки рисунков и поделок; - встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы); - совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников; - участие в театрализованной деятельности; |
Взаимодействие педагогов | - семинары, мастер-классы; - круглые столы педагогов дошкольных групп и учителей школы; - психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей; - проведение диагностики по определению готовности детей к школе; - педагогические и психологические наблюдения. |
Сотрудничество с родителями | - круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»; - родительские конференции, вечера вопросов и ответов; - встречи родителей с будущими учителями; - творческие мастерские; - анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе; - образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы; - семейные вечера, тематические досуги; - визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.); - заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар). |
Совершенствование форм организации и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе достигается за счет:
-максимального обеспечения двигательной активности детей на занятиях и уроках физкультуры, переменах, в совместной и самостоятельной деятельности, в процессе внеклассной работы.
-использования многообразия форм образовательной деятельности, включая специфические виды деятельности на интегративной основе, выход за пределы группы, работа в малых и больших группах и подгруппах.
-использования в детском саду цикличности и проектной организации содержания обучения, обеспечивающего востребованность «предыдущего» в настоящем, создающего условия для использования самими детьми, имеющегося у них опыта;
-обеспечения взаимосвязи занятий (фронтальных, подгрупповых) с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.);
-поддерживания развивающей предметно-пространственной среды, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе, функционально моделирующего содержания детской деятельности;
-широкого использования методов, активизирующих у детей мышление, воображение, поисковую деятельность, т.е. элементов проблемности в обучении, игровых приемов, создание эмоциональной значимой ситуации, условия для самостоятельной практической деятельности;
-изменения форм общения детей, обеспечение возможности ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться поддерживать диалогическое общение между детьми, признание права ребенка на инициативное высказывания и аргументированное отстаивание своих предложений, право на ошибку.
6.1. Совершенствование форм организации, методов обучения в детском саду и в начальной школе
Совершенствование форм организации, методов обучения в детском саду и в начальной школе включает в себя ряд задач:
-максимально обеспечить двигательную активность детей на занятиях и уроках физкультуры, переменах, в совместной и самостоятельной деятельности, в процессе внеклассной работы.
-использовать в детском саду цикличность и проектную организацию содержания обучения, обеспечивающие востребованность «предыдущего» в настоящем, создающие условия для использования самими детьми, имеющегося у них опыта;
-обеспечить взаимосвязь занятий (фронтальных, подгрупповых) с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.);
-поддерживать развивающую предметную среду, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе, функционально моделирующую содержание детской деятельности;
-более широко использовать методы, активизирующие у детей мышление, воображение, поисковую деятельность, т. е элементы проблемности в обучении;
-более широко использовать игровые приемы, создавать эмоционально значимые ситуации, условия для самостоятельной практической деятельности;
-изменять формы общения детей, как на занятиях, так и на уроках в школе, обеспечить ребенку возможность ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться поддерживать диалогическое общение между детьми, признавать право ребенка на инициативное высказывания и аргументированное отстаивание своих предложений, право на ошибку.
7.УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Особое значение в своей работе мы отводим вопросу формирования универсальных учебных действий, которые как основа умения учиться должны быть сформированы у выпускников начальной школы в результате изучения всех предметов. В дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки универсальных учебных действий.
Основные направления деятельности, направленные на формирование предпосылок учебной деятельности на предшкольной ступени образования включают:
- использование игр с правилами и сюжетно-ролевых игр для пропедевтики произвольности; игра «в школу»; и т.д.
- использование игровой формы занятий, загадок, предложения что-то придумать, предложить самим;
- доброжелательное и уважительное отношение воспитателя к воспитанникам, учителя к ученикам
- поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи (любой ответ, даже неверный);
- адекватная оценка – развернутое описание того, что сумел сделать ученик, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности ученика (ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр.). Ведется активная работа с учителями и воспитателями.
8.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Обеспечение оптимального перехода ребенка – субъекта образования - от дошкольного уровня к уровню начального общего образования:
-доступность качественных услуг общего образования для детей старшего дошкольного возраста, выравнивание их стартовых возможностей при переходе в начальную школу;
-благоприятные условия для успешного перехода на следующий образовательный уровень - начальную школу в части преемственности образовательных программ (подведение выпускника дошкольных групп к целевым ориентирам, определенными в ФГОС ДО, его готовность к первоначальному включению в жизнь общества, единство требований, предъявляемых к первокласснику ФГОС НОО).
-уменьшение периода адаптации первоклассников к условиям обучения в школе;
-возможности для развития неповторимой индивидуальности каждого ребенка, проявления каждым ребенком творческих способностей в разных видах деятельности.
-стабильный интерес детей к процессу обучения.
-формирование позиции успешного первоклассника.
2) Осуществление профессиональных взаимосвязей между воспитателями и учителями начальной школы, обеспечивающих:
-внедрение эффективной системы управления качеством образования;
-создание условий для успешной профессиональной самореализации, проявления и развития творческого потенциала, в том числе в рамках предшкольного образования детей;
-понимание взаимосвязи ФГОС ДО и ФГОС НОО;
-создание возможностей для постоянного повышения уровня психолого-педагогических знаний и умений, взаимообмена ими с коллегами;
3) Максимальное удовлетворение социального заказа, в частности запросов родителей в качественной подготовке ребенка к начальному общему образованию:
-укрепление партнерских отношений с педагогами на этапе перехода ребенка на новый уровень развития – школьный;
-обеспечение свободного доступа к информации, возможности повышения компетентности в вопросах развития и воспитания детей с использованием информационной среды учреждения;
4) Разработка методических рекомендаций необходимых для воспитания, обучения и развития выпускника дошкольных групп – успешного первоклассника.
5) Создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:
-обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;
-гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;
-комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.
9. МОНИТОРИНГ
На сегодняшний день проблема мониторинга и педагогической диагностики остается актуальным вопросом дошкольной образовательной организации. В конце учебного года перед педагогами встает задача, как оценить достижения дошкольников, на что обратить внимание, а главное - на какие критерии ориентироваться.
При внимательном прочтении пункта 4.3. ФГОС ДО, мы видим, что в его содержании не идет речь о проведении мониторинга: «целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для сравнения с реальными достижениями детей,
Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной Программы в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (педагогического мониторинга) с целью определения динамики индивидуального профиля развития ребенка и оптимизации работы с группой детей. Т.е. данное положение не означает запрет на отслеживание эффективности усвоения Программы воспитанниками. Очевидно, что полный отказ от проведения мониторинга не возможен с профессиональной точки зрения.
Следовательно, мониторинг в ДОУ и педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) в соответствии с ФГОС может заключаться в анализе освоения воспитанниками содержания образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие детей в ДОУ, социально-коммуникативное развитие в ДОУ.
Необходимо отметить, что диагностика и мониторинг дополняют друг друга. Например, мониторинг может включать диагностику как метод сбора информации, т.е. педагогическая диагностика – основа для осуществления педагогического мониторинга. Только взаимосвязь и взаимодополнение этих способов позволят получить сведения о качестве образовательной деятельности ДОУ, а также отразить динамику развития воспитательно-образовательного процесса.
Постоянно систематизированная информация о результатах педагогического процесса позволяет:
- создать банк информации;
- подвести итоги;
- наметить перспективу;
- определить направление в деятельности педагогов.
И так, педагогическая диагностика - это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка, который необходим педагогу для получения «обратной связи», в процессе взаимодействия с ребенком или с группой детей. (Письмо Минобрнауки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС ДО»). Предметом диагностики является освоение ребенком Образовательной программы.
Главная цель диагностического обследования – получить не столько качественно новые результаты, констатировать уровень развития воспитанников, сколько получить информацию об индивидуальных особенностях развития ребенка и реальном состоянии педагогического процесса, организованного в дошкольном учреждении.
Установлена следующая периодичность исследований – 2 раза в год:
-на начало учебного года (сентябрь) диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и корректировки учебно-воспитательного процесса.
-на конец учебного года (май) - сначала проводится итоговая диагностика, потом – сравнительный анализ результатов на начало и конец года.
Обработанные результаты такого анализа являются основой конструирования образовательного процесса на новый учебный год, выведения годовых задач и основой для рабочей программы педагога.
Диагностика не должна предполагать специально созданных для ее проведения мероприятий, которые могут привести к нарушению режима, переутомлению детей и жестких временных рамок, так как это противоречит сути мониторинга и содержанию Стандарта.
Разработка инструментария педагогической диагностики, вызывает много сложностей у педагогов- практиков. Причиной тому является ожидание конкретных, доступных практических материалов с понятными комментариями, а не ссылок на методическую литературу.
Программа предоставляет организации право САМОСТОЯТЕЛЬНОГО выбора инструментов педагогической диагностики. Поэтому, используя материалы различной литературы, анализируя новые разработки, Интернет ресурсы, в ДОУ создана своя система мониторинга. Инструментарий для проведения педагогической диагностики (методики, технологии, способы сбора и хранения аналитических данных и т.п.) утверждены педагогическим советом.
Процедура диагностики
1-ый шаг
Диагностику учебно-воспитательного процесса, состояния психических процессов, состояния физического здоровья осуществляют воспитатели. Педагоги изучают показатели уровней эффективности педагогических воздействий по образовательным областям и направления их реализации.
В качестве основных методов на практическом этапе, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, используются:
- наблюдение
- изучение продуктов деятельности детей
- несложные эксперименты
- нестандартизованные беседы
- диагностические ситуации, провоцирующие деятельность ребенка.
Систематические наблюдения проводятся в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении: в процессе образовательной деятельности, в режимных моментах и разных видах деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, изобразительная, трудовая деятельность в группе, на прогулке и пр.).
Воспитатели заносят результаты обследования в таблицу или индивидуальную карту развития ребенка.
- ой шаг
В результате педагоги анализируют, определяют уровень эффективности педагогических воздействий в отношении каждого ребенка, выстраивают картину индивидуальной траектории развития и оценивают единую картину в группе в целом. Делают выводы и разрабатывают своевременные коррекционные действия.
В целом итоги постоянного мониторинга образовательного процесса дают возможность видеть индивидуальные и групповые результаты работы педагогов.
- ий шаг
На основе полученных результатов разрабатываются рекомендации по совершенствованию образовательного процесса на новый учебный год, выводятся годовые задачи и составляются рабочие программы педагогов. Аналитическая справка, зачитывается на педагогическом совете.
Диагностический материал хранится в методическом кабинете, выдается только на время проведения обследования.
ЛИТЕРАТУРА
- Белая К.Ю. От сентября до сентября: планирование работы дошкольной образовательной организации на учебный год-методическое пособие. М. «Русское слово»,2018.
- Астапов В. М. Определение готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.
- Бабаева Т. И. У школьного порога. – М., 1993.
- Безруких М. М. Ступеньки к школе. – М., 2001.
- Болотина Л. Р., Микляева Н. В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. – М., 2006.
- Белая, К. Ю. Особенности планирования работы с учетом ФГОС ДО // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – М.: Издательский дом МЦФЭР – 2011. – № 11.
- Венгер Л. А. Как дошкольник становится школьником.// Дошкольное воспитание. – 1995 - №8.
- Галета Я. Модель выпускника. Предпосылки формирования универсальных учебных действий в ДОУ. // Школьный психолог. 2011. №16. С. 24-28.
- Детский сад и школа будущего: основы сотрудничества и партнёрства./ Под ред. Н. В. Микляевой. – М., 2011.
- Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников./ Под ред. Е. П. Арнаутовой. – М., 2006.
- Технологии непрерывного образования в детском саду и школе./ Под ред. Н. В. Микляевой. – М., 2011.
- Черникова Т. В. Школа и детский сад: лицом друг к другу (организация образовательной среды для выпускников детского сада).// Управление ДОУ. – 2005 - №4.
Приложение № 1
Анализ преемственности в методологии и структуре ФГОС ДО и ФГОС НОО.
Преемственность ФГОС ДО и ФГОС НОО
1. Единый структурно-организационный подход, заключающийся в совокупности требований | - к условиям реализации стандарта; - к структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы; - к образовательным результатам. |
2. Единый психолого-педагогический методологический подход | - ориентация на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»; - опора на зону актуального развития и ориентация на зону ближайшего развития ребёнка; - понятие об универсальных учебных действиях; - ориентация на возрастные психофизиологические особенности детей. |
3. Принцип организации инклюзивного образования | - минимальная регламентация образования детей, имеющих ОВЗ, детей-инвалидов; - разработка адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ; - опора на индивидуальную программу реабилитации (при организации специальных образовательных -- условий для детей-инвалидов). |
4. Направленность основных образовательных программ ДО и НОО | - формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей; - процесс успешной социализации ребёнка; - развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования; - сохранение и укрепление здоровья детей. |
Приложение № 2
Портрет выпускника детского сада
- Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками (личностные результаты).
У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
- Любознательный, активный (личностные результаты).
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
- Эмоционально отзывчивый (личностные результаты).
Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками (коммуникативные результаты).
Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
- Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения (регулятивные результаты).
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо».
Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту (познавательные результаты) .
Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
- Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе (личностные результаты).
Ребенок имеет представление:
- о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
- о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
- об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем;
- о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;
- о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты).
- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности (регулятивные результаты):
умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
- Овладевший необходимыми умениями и навыками (предметные результаты).
У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Приложение № 3
План совместной деятельности детского сада «Лучик» и МКОУ Шубинская СОШ
Цель: обеспечение согласованности преемственно-совместных действий между детским садом и школой для реализации федеральных государственных образовательных стандартов
Задачи:
1.Согласовать цели, задачи, содержание, методы и формы развития детей, связанные с формированием предпосылок универсальных учебных действий.
2.Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
3.Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
4.Согласовать действия педагогов ДОУ и школы в работе с родителями по вопросам формирования универсальных учебных действий.
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственный |
Методическая работа | |||
1 | МО «Обсуждение плана работы по подготовке детей к школе» | август | зам. директора УВР, руководители МО |
Делова игра «Планирование и организация тематических дней и недель в образовательном процессе» | Воспитатели дошкольных групп | ||
2 | Круглый стол «Развитие инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности | ноябрь | зам. директора УВР, руководители МО |
3 | МО «Речевое развитие, как средство объщения и культуры дошкольника» | февраль | зам. директора УВР, руководители МО |
Масстер-класс «Роль театрализации, как средство формирвания речевого развития дошкольников» | Воспитатели дошкольных групп | ||
4 | МО «Подведение итогов воспитательно-образовательной работы в дошкольных группах» | май | зам. директора УВР, руководители МО |
Педагогическое совещание в дошкольной группе. Вопросы для обсуждения:
| воспитатели, учитель начальных | ||
Работа с родителями | |||
1 | Собрание для родителей будущих первоклассников «Поступление детей в школу- важное событие в жизни детей». | сентябрь | воспитатели |
Мониторинг « Мой ребёнок, его индивидуальные особенности». | |||
2 | Круглый стол «Педагогика сотрудничества: педагог-ребенок-родители» | ноябрь | воспитатели, учителя нач. классов |
3 | Оформление стенда «Для вас, родители будущих первоклассников» | декабрь | воспитатели |
4 | Размещение рекомендаций для родителей будущих первоклассников на сайте школы | в течение года | воспитатели, уч. нач. классов |
5 | Анкетирование родителей «Ваш ребенок скоро станет первоклассником». | январь | воспитатели, учителя нач. классов |
6 | Беседа «Как помочь ребенку подготовиться к школе»; | март | Воспитатели, учителя начальных классов |
7 | Нетрадиционные формы работы с родителями. «Папа, мама, я – читающая семья» - конкурс читающих семей. | апрель | воспитатели, учителя нач. классов |
8 | Родительское собрание «Особенности организации обучения по ФГОС в начальной школе». | май | учителя нач. классов |
Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностики готовности детей к обучению в школе. | воспитатели | ||
9 | Выставки детских работ | в течение года | воспитатели |
Работа с детьми | |||
1 | Экскурсии детей в школу:
День Знаний «1 сентября». Мониторинг готовности дошкольников к школьному обучению | сентябрь | воспитатели, учителя нач. классов |
2 | Интеллектуальный марафон «Знай-ка!» для детей старшего дошкольного возраста | февраль | воспитатели |
3 | Работа «Школы будущего первоклассника» | февраль-апрель | учителя нач. классов |
4 | «Прощай, любимый детский сад! Здравствуй, здравствуй, школа!» | май | воспитатели |
Мониторинг готовности дошкольников к школьному обучению | воспитатели |
Приложение № 4
Анкета для родителей
«Ваш ребенок скоро станет школьником»
ФИО (ребенка) ____________________________________________________________________________
Год рождения ребенка _______________ Возраст _____
1.В каком возрасте вы планируете отдать ребенка в школу. Почему?
В 6 лет, потому что
· друзья, с которыми общается ребенок в детском саду (дома) уже идут в школу и ребенку будет легче освоиться в школе в уже привычной компании;
· ребенку уже «скучно» в детском саду, он уже «вырос из игры», материал занятий в саду уже известен ребенку;
· интерес ребенка к школе, существующий в данный момент, может перегореть до того, как ребенку исполнится 7 лет;
· ребенок достиг больших успехов и для их развития следует отдать его в школу;
· другие причины (укажите какие) ____________________________________________________________________________
В 7 лет, потому что
· в 6 лет ребенок еще слаб физически и не вынесет школьных нагрузок;
· в 6 лет ребенок еще не умеет читать и не владеет необходимым минимумом знаний и умений для поступления в школу и успешного в ней обучения;
·в 6 лет ребенок психологически еще не готов стать школьником, его больше привлекает игра, а не учеба;
· другие причины (укажите какие) ____________________________________________________________________________
2. Выберите, что, по-вашему, свидетельствует о готовности ребенка к школьному обучению? (можно выбрать несколько пунктов)
·здоровье, физическая выносливость;
· умение общаться со сверстниками;
· умение строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми;
· отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи у ребенка;
· умение читать;
· способность связно говорить, составлять или пересказывать рассказ по законам литературного, а не разговорного языка;
· развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации;
· интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
· логичность рассуждений ребенка, способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец;
·другое (укажите что)
___________________________________________________________________________
3. Как вы считаете, насколько ваш ребенок готов в настоящий момент к поступлению в школу и школьному обучению? Почему? ____________________________________________________________________________
4. Посещает ли ваш ребенок подготовительные курсы?
- да; - нет, т.к._______________________________________________________________
(укажите причины).
5. Выбрана ли вами школа, в которой будет учиться ваш ребенок?
- да; - нет, т.к. ______________________________________________________________
Если да, то что повлияло на ваш выбор:
- близость к местожительству вашей семьи;
- специфика школы (углубленное изучение иностранных языков и т. п.);
- применяемые в школе специальные программы обучения (например, Давыдова, Занкова);
- рекомендация знакомых;
- другие причины ___________________________________________________________
(укажите какие)
Если да, то учитывались ли при этом склонности и желания ребенка; рекомендации работающих в настоящее время с ребенком педагогов;
- да; - нет, т. к. ______________________________________________________________
(укажите причины)
6. Проводите ли вы дома дополнительные занятия с ребенком для повышения его готовности к поступлению в школу?
- да;- нет, т. к. _______________________________________________________________
(укажите причины)
7. Считаете ли вы, что ваша семья материально готова к поступлению ребенка в школу?
- да; нет; - еще не задумывались над этим.
8. Располагаете ли необходимыми средствами для покупки всех необходимых ребенку учебников?
- да; - еще нет; - еще не задумывались над этим.
9. Считаете ли вы необходимым уделять ребенку дополнительное время в течение его первых школьных дней, месяцев?
- да; - еще нет; - еще не задумывались над этим
10. Планируете ли вы оставить на время работу (взять отпуск, отгулы и т.п.) либо изменить график рабочего дня для того, чтобы иметь возможность провожать ребенка на занятия и встречать его из школы?
- да; - еще нет; - еще не задумывались над этим.
11. Имеется ли у ребенка в вашей семье некое место (например, шкаф, полка, уголок), за порядок в котором он самостоятельно отвечает?
- да; - еще нет; - еще не задумывались над этим.
12. Планируете ли вы выделить ребенку собственное рабочее место с началом его учебной деятельности?
- да;
- нет, т. к. __________________________________________________________________
(укажите причины)
еще не задумывались над этим ________________________________________________
13. Считаете ли вы, что, когда ваш ребенок станет школьником, ему необходимо будет предоставлять больше свободы и самостоятельности в его поведении?
- да; - нет, т. к. _______________________________________________________________
(укажите причины)
еще не задумывались над этим.
Приложение № 5
Сочинение для родителей на тему «Мой ребёнок, его индивидуальные особенности».
Уважаемые родители!
Просим вас рассказать о своём ребёнке.
Вы можете сделать это в любой форме.
Постарайтесь в своём рассказе ответить на следующие вопросы:
- Какой характер у Вашего ребёнка (уверенный, решительный, не очень уверенный, неуверенный)?
- Общительный он или нет? Как это проявляется?
- Какое у него любимое занятие?
- Есть ли у Вашего ребёнка, на Ваш взгляд, какие-либо способности?
- Каково обычное состояние Вашего ребёнка и его настроение?
- Часто ли плачет Ваш ребёнок?
- Как он засыпает? Как спит?
- Часто ли он устаёт? Если да, то почему.
- Как он реагирует на неудачи?
- Как он реагирует на замечания, наказания?
- Как у Вашего ребёнка проявляется самостоятельность (любит делать всё самостоятельно, даже если не умеет; не очень стремится к самостоятельности; предпочитает, чтобы за него всё делали другие)?
- Каковы отношения со сверстниками ( умеет организовать детей выполняет только ведущие роли; успешно выполняет и ведущие и второстепенные роли; чаще выполняет второстепенные роли, подчиняется другим детям)?
- О каких ещё особенностях вашего ребёнка вы хотите рассказать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА подготовительной к школе группы (от 6до 7 лет) составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой (2016 г)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА подготовительной к школе группы (от 6до 7 лет) составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой (2016 г)...
Анализ программы дошкольного образования «От рождения до школы» и программы начального образования «Школа России» с точки зрения преемственности
В данной статье рассмотрен сравнительный анализ программы дошкольного образования "От рождения до школы" и программы начального образования "Школа России" с точки зрения преемствен...
Рабочая программа подготовительной к школе (речевой) группы составлена на основе основной образовательной программы детского сада
Рабочая программа реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности...
Рабочая программа подготовительной к школе группы по программе "Детство"
Рабочая программа подготовительной к школе группы, разработанная в соответствии с программой "Детство"....
ПРОГРАММА «СКОРО В ШКОЛУ!» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
Программа «Скоро в школу!» является частью образовательной программы дошкольного образования детского сада, предназначена для детей, родителей подготовительной к школе группы и...
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова «Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников»
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова «Готовимся к школе: 60 занятий п...
Рабочая программа «Готовимся к школе» для подготовки детей 6-7 лет к школе
Рабочая программа «Готовимся к школе» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образов...
- Мне нравится (1)