Программа по преемственности Детский сад- школа "Содружество"
рабочая программа на тему
Пояснительная записка
Проблема преемственности является важнейшей проблемой отечественного образования и не теряет своей актуальности на протяжении длительного времени. Структурные изменения в образовательном пространстве, процессы обновления содержания образования, новые нормативно-правовые основы активизируют поиск путей обеспечения преемственности между ДОУ и начальным блоком обучения.
Сегодня понятие преемственности – это непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка. Это связь между различными ступенями развития. Необходимость сохранения целостности и преемственности образовательной сферы ДОУ и школы относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. По определению Д.Б. Эльконина «дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Дошкольник и младший школьник характеризуется сильнейшей зависимостью от влияния взрослого. Воспитатель и учитель также имеют много общего. И одно имя – педагог».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sodruzhestvo_11_posledniy_variant.doc | 220 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«Содружество»
МБОУ «СШ № 4», МКДОУ -Детский сад № 14 «Герел»
Составители: старший воспитатель
МКДОУ-д/с №14 «Герел» Афанасьева Р.И.
Зам.по УВР по нач.шк. СШ№4 Джоджина С.Б.
Элиста, 2013 г.
Пояснительная записка
Проблема преемственности является важнейшей проблемой отечественного образования и не теряет своей актуальности на протяжении длительного времени. Структурные изменения в образовательном пространстве, процессы обновления содержания образования, новые нормативно-правовые основы активизируют поиск путей обеспечения преемственности между ДОУ и начальным блоком обучения.
Сегодня понятие преемственности – это непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка. Это связь между различными ступенями развития. Необходимость сохранения целостности и преемственности образовательной сферы ДОУ и школы относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. По определению Д.Б. Эльконина «дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Дошкольник и младший школьник характеризуется сильнейшей зависимостью от влияния взрослого. Воспитатель и учитель также имеют много общего. И одно имя – педагог».
Проблема преемственности может быть успешно решена при условии профессиональной подготовки воспитателя и учителя. Ключевой момент в реализации преемственности – определение готовности ребенка к началу систематического школьного обучения: сокращение периода адаптации дошкольников к школе. Устранение феномена изолированности позволило коллективам МДОУ «Детский сад № 14 «Герел» и МБОУ «СОШ № 4» реально осуществлять
непрерывность в развитии и образовании детей:
- Скоординировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательного процесса детского сада и школы.
- Обеспечить условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка.
На основе письма МО РФ от 25.03. 1994. за № 235-«М» «Об организации преемственности» коллективы МКДОУ «Детский сад № 14» МБОУ «СОШ № 4» выбрали вариант взаимодействия на основе договора о совместной работе ДОУ и школы. За истекший период совместной работы есть положительные моменты в реализации преемственности.
Взаимодействие детского сада и школы строится на основе законодательной и нормативной базы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
- Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного возраста от 27 октября 2011 г. № 2562.
- Концепция непрерывного образования.
- Концепция преемственности ДОУ и начальной школы: Центр «Дошкольное детство». А.В. Запорожца, 25.09. 1997 г.
Взаимодействие носит гуманистический характер, основывается на взаимопонимании, сотрудничестве, доверительности.
Главный принцип – «Не навреди».
Каким образом мы строим работу?
Если раньше преемственность сводилась только к взаимопосещениям уроков и занятий, экскурсиям в школу, отличалась несогласованностью между выходными требованиями ДОУ и входными требованиями школы, несовершенством систем диагностики, отсутствием единых программ воспитания и обучения, недостаточным уровнем подготовки педагогических кадров, то сейчас МКДОУ № 14 реализует инновационную программу «Развитие» Л.А. Венгера, которая обеспечивает преемственность с системой опережающего развития А.В. Занкова. Эти программы объединяют две начальные ступени образования и придают педагогическому процессу целостный, последовательный, перспективный характер. Образовательно-воспитательный процесс в ДОУ и школе направлен:
- на становление личности ребенка, развитие его общеинтеллектуальных и коммуникативных умений, креативности, инициативности, любознательности самосознания и самооценки;
- выработку новых технологий и средств обучения, общих подходов к организации образовательного процесса в старших группах и начальных
классах, отказ от учебно-дисциплинарных методов, активизирующих
мышление, воображение; - согласование единых норм и критериев оценки знаний, умений и навыков на разных этапах обучения;
- адекватное восприятие школьных требований.
Для обеспечения непрерывности, целостности, системности преемственности программа предлагает:
- Систему грамотного подбора образовательных программ и технологий.
- Систему методической работы: совместные педсоветы, семинары, взаимопосещения уроков и занятий учителями и воспитателями с последующим обсуждением; годовой план носит комплексный характер, образовательная деятельность на различных ступенях сбалансирована в содержании. Координационный план деятельности МБОУ «СОШ № 4» и МКДОУ «Детский сад № 14» предполагает тесное сотрудничество и предусматривает систему педагогического всеобуча для родителей: собрания, семинары-практикумы, дни открытых дверей, семейные праздники и т.д., которые способствуют сотрудничеству родителей, детского сада и школы в подготовке детей к учебной деятельности и их всестороннему развитию. Педагогический процесс в ДОУ и школе строится с учетом психических и физиологических особенностей ребенка и включает в себя НОД, совместную деятельность взрослого и детей, строящуюся на основе партнерских отношений.
- План мероприятий с детьми «Детский сад, школа, я – вместе дружная семья», который включает в том числе традиционные встречи с выпускниками ДОУ в каникулярное время. Эти встречи обеспечивают эмоциональную комфортность и реализацию потребности в общении. Благодаря таким мероприятиям дети из детского сада и школы знают друг друга, общаются, имеют общие интересы.
Ежегодно работу мы начинаем с очень важного этапа – периода диагностики. Для диагностики разработана карта развития ребенка, которая заполняется воспитателем группы и педагогом-психологом. Она позволяет провести предварительное диагностирование, помогающее при формировании классов и при постановке воспитательно-образовательных задач.
Стало традицией проводить Дни здоровья, в которых участвуют как воспитанники детского сада, так и ученики начальных классов школы.
II. Методическое обеспечение программы
Всестороннее развитие и формирование личности ребенка зависит от
взаимосвязанной работы всех звеньев воспитательно-образовательного процесса и правильного осуществления преемственности этих звеньев.
Со стороны детского сада преемственность выражается в подготовке
детей к обучению с учетом требований современной начальной школы.
Со стороны школы – в использовании того, что приобрел ребенок в детском саду для обучения на более высоком уровне.
В основе нашего подхода лежат выработанные в педагогике и психологии теоретические положения:
- теория Запорожца А.В. о самоценности дошкольного периода развития, согласно которой путь развития ребенка – это амплификация развития, то есть его обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности;
- концепция Венгера Л.А. о развитии способностей, согласно которой основная линия в развитии ребенка – это формирование потенциальных способностей. Способности понимаются как высокий уровень развития умений, действий.
III. Задачи дошкольного звена.
- Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
- Обеспечение эмоционального благополучия ребенка, развитие его положительного самоощущения: создание условий для разнообразной продуктивной деятельности.
- Развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению.
- Формирование интеллектуальных, духовно-нравственных качеств личности ребенка с учетом традиций народной педагогики.
- Формирование различных знаний об окружающем, стимулирование коммуникативной, познавательной активности дошкольников в различных видах деятельности.
IV. Задачи начального звена.
- Осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция в соответствии с этим своего поведения.
- Готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная).
- Воспитание гражданина – члена общества, осознающего личную причастность к жизни своей республики, города, Родины.
Наша работа, обеспечивающая реализацию преемственности, проводится в двух направлениях:
- психолого-педагогические исследования, направленные на дальнейшее совершенствование содержания, форм и методов умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания для развития у дошкольников интеллектуальных нравственно-волевых, физических качеств, необходимых для успешного обучения в школе;
- анализ результатов работы, который позволит проследить положительные и выявить отрицательные воздействия на психофизиологическое развитие ребенка, состояние его здоровья.
План работы по преемственности «Детский сад – школа»
2008 – 2009 учебный год
Задачи:
- Объединить усилия учителей и воспитателей по созданию условий для успешного обучения в 1 классе.
- Совершенствовать работу воспитателей по развитию у дошкольников интеллектуальных умений, необходимых для успешного обучения в начальной школе:
- разговорной речи и самостоятельного связного речевого высказывания;
- фонематического слуха.
- Направить усилия воспитателей на выработку у дошкольников самостоятельности, ответственности и активности в выполнении заданий и поручений взрослых.
- Способствовать поддержке и развитию творческой инициативы и способностей дошкольников к творческой деятельности.
- Изучить индивидуальные особенности дошкольников и систему проведения обучающих занятий воспитателями старшей группы детского сада (учителям школы).
- Проводить совместные внеклассные мероприятия учащихся начальных
классов и воспитанников детского сада для их более успешной адаптации в первом классе.
Мероприятия | Сроки | Ответственный |
Методическая работа | ||
Утверждение совместного плана сотрудничества детского сада и школы по подготовке детей к школьному обучению | Сентябрь | Заместитель директора по начальной школе Джоджина С.Б., старший воспитатель ДОУ № 14 Афанасьева P.И. |
Знакомство воспитателей с программой обучения и воспитания первоклассников | Сентябрь | Заместитель директора по начальной школе Джоджина С.Б., старший воспитатель ДОУ № 14 Афанасьева P.И. |
Знакомство учителей с программой воспитания и обучения дошкольников | Сентябрь | Заместитель директора по начальной школе Джоджина С.Б., старший воспитатель ДОУ № 14 Афанасьева P.И. |
Посещение воспитателями уроков учителей в 1 классах (по графику) | Октябрь | Воспитатели старших групп ДОУ |
Круглый стол «Успешная адаптация выпускников «Детский сад, школа, я – дружная семья» | Октябрь | Воспитатели старших групп ДОУ |
Посещение занятий в детском саду | Октябрь – апрель | Учителя начального блока школы |
Методическая неделя «Школа – детский сад» Малый педсовет «Развитие интереса к учебной деятельности через нестандартные формы уроков и занятий» | Декабрь | Администрация ОУ, ДОУ |
Неделя педагогического мастерства в ДОУ | Март | Воспитатели старших групп |
Выпуск газеты «Мы – вместе» | Март | Заместитель директора по начальной школе Джоджина С.Б., старший воспитатель ДОУ № 14 Афанасьева P.И. |
Сотрудничество с семьей | ||
Родительские собрания «Задачи семьи и детского сада по созданию условий для успешной подготовки детей к школьному обучению» | Сентябрь | Воспитатели старших групп ДОУ |
Родительское собрание «Итоговые результаты подготовки к школе будущих первоклассников» | Апрель | Воспитатели старших групп ДОУ |
День открытых дверей для учителей и родителей «Что мы умеем» | Апрель | Воспитатели старших групп ДОУ |
Информационный стенд «Уголок школьника» | В течение года | Старший воспитатель Афанасьева Р.И., воспитатели старших групп ДОУ |
Консультации для родителей будущих первоклассников | Апрель | Учителя, заместитель директора по начальной школе Джоджина С.Б., старший воспитатель ДОУ № 14 Афанасьева P.И. |
Посещение учителями родительских собраний в ДОУ № 14 | Апрель | Администрация ОУ, ДОУ, учителя начального блока |
Консультации специалистов | Март – май | Учитель-логопед, педагог-психолог |
Собрания для родителей будущих первоклассников | Май | Заместитель директора по начальной школе Джоджина С.Б., учителя начального блока |
Работа с детьми | ||
Экскурсии детей в школу. Проведение совместных праздников «Первое сентября» | Сентябрь | Воспитатели старших групп ДОУ |
День Зая-Пандитской письменности | Сентябрь | Воспитатели, учителя |
Посвящение в первоклассники | Октябрь | Воспитатели, учителя |
Презентация национального класса | Октябрь | Заместитель директора по начальной школе Джоджина С.Б. |
Презентация национальной группы | Октябрь | Старший воспитатель Афанасьева Р.И. |
«Зул» | Декабрь | Воспитатели, учителя |
«Цаган Сар» | Февраль | Воспитатели, учителя |
«Прощание с начальной школой» | Май | Воспитатели, учителя |
«Выставки работ будущих первоклассников «Я рисую школу», «Я – первоклассник» | Ноябрь | Воспитатель по изодеятельности |
Встречи на осенних каникулах (в соответствии с планом) | Ноябрь | Воспитатели, учителя |
Встречи на зимних каникулах (в соответствии с планом) | Январь | Воспитатели, учителя |
Встречи на весенних каникулах (в соответствии с планом) | Март | Воспитатели, учителя |
Совместный праздник «До свиданья, детский сад, здравствуй, школа!» | Май | Воспитатели, учителя |
Лагерь дневного пребывания | Июнь | Начальник лагеря |
Координационный план совместной деятельности МБОУ СОШ № 4, МКДОУ «Детский сад № 14 «Герел» по обеспечению преемственности детский сад – семья – школа – единое пространство детского развития
2012 – 2013 учебный год
Совместные задачи МБОУ «СОШ № 4», МКДОУ «Детский сад № 14 «Герел»
- Согласование целей воспитания, обучения и развития на уровне детского сада и начальной школы по становлению личности ребенка, развитию
его общеинтеллектуальных и коммуникативных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки. - Повышение эффективности проведения совместных мероприятий в рамках плана работы «Детский сад, школа, я – вместе дружная семья».
- Создание системы диагностических тестов и заданий для мониторинга уровня развития детей, дальнейшего его прогнозирования с учетом ФГТ, ФГОС.
- Согласование норм и критериев оценки знаний, умений, навыков старших дошкольников на разных этапах обучения.
- Выработка единой стратегии в работе с родителями.
- Обеспечение профессионального роста педагогов.
№№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Методическая работа | |||
Пролонгация совместного плана деятельности на 2012 – 2013 учебный год | Октябрь | Заместитель директора МОУ СОШ № 4 Джоджина С.Б., заместитель заведующего по ВМР МКДОУ № 14 Афанасьева Р.И. | |
Малый педагогический совет «Ребенок на пороге школы» | Ноябрь | Заместитель директора МОУ СОШ № 4 Джоджина С.Б., заместитель заведующего по ВМР МКДОУ № 14 Афанасьева Р.И. | |
Посещение уроков в первых классах | Октябрь | Воспитатели старших групп | |
Методическая неделя «Школа – детский сад» Малый педсовет «Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка в соответствии с ФГТ» | Январь | Заместитель заведующего по ВМР МКДОУ № 14 Афанасьева Р.И. | |
Неделя педагогического мастерства в ДОУ | Март | Заместитель заведующего по ВМР МКДОУ № 14 Афанасьева Р.И. | |
Выпуск совместной малотиражной газеты «Мы вместе» | Апрель | Заместитель директора МОУ СОШ № 4 Джоджина С.Б., заместитель заведующего по ВМР МКДОУ № 14 Афанасьева Р.И. | |
Сотрудничество с семьей | |||
Родительские собрания в старших группах «Роль семьи в воспитании будущего школьника» | Сентябрь | Воспитатели старших групп | |
Информационный стенд «Уголок школьника» | В течение года | Воспитатели старших групп | |
День открытых дверей для учителей и родителей | Март | Воспитатели старших групп | |
Родительское собрание «Итоги готовности выпускников ДОУ к школьному обучению» | Апрель | Воспитатели старших групп, специалисты, заместитель заведующего по ВМР Афанасьева Р.И. | |
Консультации для учителей и родителей будущих первоклассников | Апрель | Специалисты МОУ СОШ № 4, МКДОУ № 14 | |
Работа с детьми | |||
Посвящение в первоклассники | Сентябрь | Специалисты МОУ СОШ № 4, МКДОУ № 14 | |
Презентация первого национального класса, национальной группы в ДОУ | Сентябрь | Специалисты МОУ СОШ № 4, МКДОУ № 14 | |
Экскурсии в школьную библиотеку | В течение года | Специалисты МОУ СОШ № 4, МКДОУ № 14 | |
Встречи на осенних, зимних, весенних каникулах | Ноябрь, январь, март | Специалисты МОУ СОШ № 4, МКДОУ № 14 | |
Совместный праздник «До свиданья детский сад, здравствуй, школа» | Май | Специалисты МОУ СОШ № 4, МКДОУ № 14 | |
Диагностико-консультативная работа логопедов, психологов ДОУ и школы | В течение года | Специалисты МОУ СОШ № 4, МКДОУ № 14 |
Договор
о творческом сотрудничестве между МКДОУ – детский сад № 14 «Герел» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» по развитию комплекса «Детский сад – школа» от 11.01. 2012 г.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 «Герел», именуемое в дальнейшем «Детский сад», в лице заведующей Бальденкиновой Е.П., действующей на основании Устава с одной стороны и Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4», именуемое в дальнейшем «Школа», в лице директора Цадыровой М.В. с другой стороны, заключили настоящий договор о следующем:
Предмет договора
Предметом договора является укрепление связи детского сада и школы для организации преемственности в педагогической деятельности воспитателей и учителей, создание условий для адаптации детей к условиям школьной жизни в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов.
Обязанности сторон
МКДОУ «Детский сад № 14 «Герел» обязуется:
- Ознакомить учителей начальных классов (в том числе национальных) с методическими материалами по подготовке детей к школе, программой воспитания и обучения детей, реализуемой в ДОУ.
- Осуществлять преемственность в работе воспитателей и учителей начальных классов (в том числе национальных).
- Проводить родительские собрания с участием учителей начальных (в том числе национальных) классов.
- Посещать уроки начальных (в том числе национальных) классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4».
- Посещать заседания методического объединения учителей начальных (в том числе национальных) классов с целью обеспечения преемственности общеобразовательных программ, в изучении родного языка, выработке лексического минимума и терминологии.
- Посещать праздники (в том числе национальные) и другие внеклассные
мероприятия, проводимые в начальных классах. - Проводить работу по набору детей в национальные классы, в том числе из национальных групп ДОУ.
- Проводить совместные семинары, практикумы по изучению программы
«Развивающая система Л.В. 3анкова», «Развитие» Л.А. Венгера.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» обязуется:
- Создать необходимые условия для формирования начальных и национальных классов на базе выпускников МКДОУ № 14.
- Обеспечить методическое оснащение учителей, работающих в начальных
классах. - Осуществлять ежемесячный контроль качества обучения учащихся.
- Создать условия для творческой работы учителей школы, повышения
их квалификации. - Осуществлять постоянную связь с МКДОУ № 14, воспитателями с целью
ознакомления с процессом развития личности ребенка. - Готовить и проводить мероприятия в соответствии с планом совместной работы.
- Оказывать помощь детскому саду в организации экскурсий воспитанников детского сада в школу, занятий бесплатной Школы первоклассников.
- Обязуется осуществлять шефскую помощь по изготовлению оборудования для трудового воспитания дошкольников.
Положение о Малом педагогическом совете МКДОУ «Детский сад № 14 «Герел» и начального блока образовательной ступени МБОУ «СОШ № 4»
- Задачи и содержание работы малого педагогического совета
- Малый педагогический Совет является постоянно действующим органом
образовательных учреждений СОШ и ДОУ для коллегиального рассмотрения вопросов воспитательно-образовательного процесса и учебной деятельности с воспитанниками, учениками и методической работы с педагогами. - Основными задачами малого педагогического совета являются: повышение уровня воспитательно-образовательной работы с детьми, внедрение в практику работы учреждений СОШ и ДОУ достижений педагогической науки и передового педагогического опыта в вопросах преемственности, повышение педагогического мастерства учителей и воспитателей, развитие их творческой активности.
- Малый педагогический совет обсуждает: выполнение приказов, инструкций, Положений и других нормативных документов по начальному и дошкольному образованию Министерства образования и науки РФ, РК, Управления образования Мэрии г. Элиста, годовые планы работы образовательных учреждений, ход качественного выполнения образовательных программ, передовой опыт учителей и воспитателей с целью внедрения его в практику работы и другие вопросы деятельности образовательных учреждений.
- Состав малого педагогического совета ДОУ и школы, и организация его работы
- В состав малого педсовета входят:
- администрация ОУ: заведующий дошкольным учреждением, директор школы, заместитель директора начального блока СОШ, заместитель заведующего по ВМР МКДОУ;
- педагоги ОУ: воспитатели, учителя начального блока обучения;
- старшая медицинская сестра, врач;
- педагоги-психологи СОШ и ДОУ;
- учителя-логопеды СОШ и ДОУ;
- представители родительской общественности СОШ и ДОУ.
- На заседания малого педагогического совета могут приглашаться представители общественных организаций, учителя других школ, родители воспитанников и учеников ДОУ и СОШ.
- Малый педагогический совет работает по плану, утвержденному советом.
- Заседания малого педсовета созываются 2 раза в год; на обсуждение
выносится не более 2 – 3 вопросов; педагогический совет проводится в
нерабочее время. - Педсовет принимает решение по каждому из обсуждаемых вопросов
большинством голосов при наличии на совете не более 2/3 его членов. При равном количестве голосов решающим является голос председателя совета. - Решения должны носить конкретный характер с указанием сроков проведения мероприятий и ответственных за их выполнение.
- Организация вопросов по выполнению решений педагогического совета
осуществляет директор СОШ, заведующий ДОУ, которые привлекают к этой работе педагогические коллективы. На очередных заседаниях
педагогического совета председатель педсовета докладывает о реализации принятых решений. - Члены малого педсовета имеют право вносить на рассмотрение совета
вопросы, связанные с улучшением работы ДОУ и школы. - Каждый член педагогического совета обязан посещать все его заседания,
активно участвовать в подготовке и работе совета, своевременно и полностью выполнять принятые решения.
- Делопроизводство малого педагогического совета.
- Педагогический совет избирает из своего состава председателя и секретаря для ведения протоколов, сроком на один год. Протоколы подписываются председателем совета и секретарем.
- Протоколы малых педсоветов заносятся в книгу протоколов или оформляются на отдельных листах и хранятся делах образовательных учреждений.
Положение о малотиражной педагогической газете для педагогов I блока начального обучения СОШ № 4, МКДОУ «Детский сад № 14 «Герел», родителей
«Мы вместе»
I. Общие положения.
- Малотиражная газета входит в систему педагогического всеобуча, обеспечивающего единство общественного и семейного воспитания.
- Газета является органом педагогического просвещения и содействует обмену опытом детский сад – семья – школа.
- Учредители газеты – педагогические коллективы МКДОУ «Детский сад № 14 «Герел» и МБОУ «СОШ № 4».
II. Организационно-педагогические требования к газете.
- Газета выпускается 1 раз в год в ДОУ и школе.
- Выпуск посвящен определенной тематике воспитания и обучения детей.
- Содержание номера готовится с учетом вопросов, интересующих родителей, педагогов.
- Материал располагается в соответствии с постоянными рубриками.
- Каждый выпуск содержит информацию о жизни школы, ДОУ, семьи, мероприятиях, проводимых в педагогических учреждениях.
- Авторами материалов в газете могут выступать: родители, учителя, воспитатели, администрация ОУ и ДОУ.
- В каждом номере желательно наличие «детского» материла (фото, продукция детского творчества, анкеты, высказывания, суждения детей).
- Обязательным в каждом номере является наличие фотоматериалов.
III. Права и обязанности.
- Каждый сотрудник СОШ № 4, ДОУ № 14, родители имеют право на публикацию собственного материала и личное мнение о публикуемом, и право на получение каждого выпуска газеты.
- Авторы материала обязаны:
- предоставить правдивую, достоверную информацию;
- в спорных случаях обоснованно выдвигать аргументы.
Положение о группе кратковременного пребывания по подготовке детей к школе в рамках дополнительных платных услуг
- Общие положения
- Настоящее Положение направлено на реализацию положений Конвенции о правах ребенка, ст. 43 Конституции РФ, Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ, Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
- В своей деятельности группа кратковременного пребывания руководствуется Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Типовым положением о ДОУ.
- Группа кратковременного пребывания ставит своей целью формирование у детей основ готовности к школьному обучению.
- Дошкольное образовательное учреждение, имеющее в своем составе
группу кратковременного пребывания, несет ответственность во время
образовательного процесса за жизнь и здоровье детей, работников группы, за соответствие форм, методов и средств его организации возрастным и психофизиологическим возможностям детей.
- Порядок создания группы кратковременного пребывания
- Группа кратковременного пребывания создается при наличии необходимых материально-технических условий и кадрового обеспечения (в пределах выделенных средств). Помещение должно отвечать педагогическим и санитарным требованиям, правилам пожарной безопасности.
- Группа открывается приказом Управления образования Мэрии г. Элисты.
- Для открытия группы кратковременного пребывания необходимы:
- режим дня и распорядок организации жизнедеятельности группы;
- список детей;
- заявление родителей;
- договор с родителями;
- образовательная программа;
- штатное расписание.
- Комплектование осуществляется по одновозрастному принципу.
- Наполняемость группы кратковременного пребывания устанавливается в соответствии с Типовым положением о ДОУ. Охват группы – 10 детей.
- Прием в группу осуществляется на основании заявления родителей.
- Отношения между ДОУ и родителями регулируются договором, заключенным в установленном порядке.
- Группа функционирует 2 раза в неделю по 30 минут, без организации питания и сна.
- Организация образовательного процесса
- Содержание образовательного процесса в группе кратковременного
пребывания определяется Программой «Двенадцать месяцев» г. Нижний
Новгород» МО РФ. - Образовательный процесс в группе кратковременного пребывания
включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка. - Организация воспитательной работы осуществляется· с учетом возможностей, интересов, потребностей самих детей.
Критерии оценки готовности старших дошкольников к обучению в школе
по программе «Развитие» Л.А. Венгер
Вид раздела, программы | Критерии оценок | Уровни оценки, показатели достижений | Комментарии | ||
высокий | средний | низкий | |||
Развитие элементарных математических представлений | Построение и использование различных предметных и графических моделей, количественных отношений | ||||
Состав числа до 10 из 2 меньших | |||||
Решение простых арифметических задач | |||||
Установление соотношения чисел в числовом ряду | |||||
Развитие элементов логического мышления | Умение устанавливать родо-видовые отношения между понятиями | ||||
Овладение моделированием понятийных отношений с помощью кругов | |||||
Сериационные отношения между понятиями | |||||
Ознакомление с пространственными отношениями | Умение передать на плане основные ориентиры, расположение объектов | ||||
Умение ориентироваться на местности по плану | |||||
Развитие речи | Использование моделей при пересказе сказок | ||||
Использование символических средств при своем отношении к персонажам | |||||
Моделирование слоговой структуры 1 – 4 сложных слов. Графическая запись | |||||
Звуковой состав 5 звукового слова фишками, звуками соответствующих цветов | |||||
Выделение словесного ударения, различение ударного, безударного звука | |||||
Соотнесение слова с заданной схемой звукового состава слова | |||||
Называние слов на заданный звук | |||||
Овладение составлением предложений из букв | |||||
Овладение чтением |
Целевые ориентиры ФГОС предполагают формирование учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования.
Портрет выпускника ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС:
- Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в различных видах деятельности.
- Ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, обладает чувством собственного достоинства.
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.
- Творческие способности ребенка проявляются в рисовании, танцах, пении, в играх со звуками и словами, придумывании сказок.
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика.
- Ребенок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности.
- Ребенок проявляет любознательность.
- Ребенок обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире.
- Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.
Приложение
План работы семинара-практикума «Построение преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»
Теоретическая часть. Вопросы для обсуждения:
- Корректировка программ по обучению детей калмыцкому языку в детском саду и школе.
Инджиева Л.И., учитель калмыцкого языка МДОУ № 14, Джоджина С.Б., учитель СШ № 4.
- Содержание и организация образовательной деятельности ДОУ и СОШ по интеллектуальному развитию.
Лободина В.И., воспитатель МДОУ № 14, Носкова В.А., учитель СШ № 4.
- Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду и письму в школе.
Музраева С.Д., воспитатель МДОУ № 14, Цебекова СА., учитель СШ № 4.
- Преемственность в формировании художественного творчества в детском саду и начальной школе.
Фролкова Л.Ю., воспитатель МДОУ № 14.
Практическая часть. Работа в микрогруппах.
«Какой ты, завтрашний первоклассник?»
- портрет выпускника глазами воспитателя;
- портрет первоклассника глазами учителя;
- портрет первоклассника глазами родителей.
Литература:
- Концепция преемственности – сборник «Дошкольное образование в документах и материалах», 2001 г.
- Новые подходы к проблеме преемственности ДОУ и школы в современных условиях. ДB № 8., 1994 г.
- 200 ответов на вопросы заведующей. г. Москва.
- О подготовке детей к школе «Инструктивно-методическое письмо
№ 990 от 22. 07. 1997 г. Начальная школа № 2, 1981 г. - Программа «Развитие» Л.А. Венгера.
- Личностно-ориентированное обучение в современной школе. Якимовская И.С. М. 1996 г.
Практикум для родителей «Старший дошкольник на пороге школы»
Участники:
родители старших групп ДОУ;
специалисты ДОУ: педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель по обучению грамоте, воспитатель по физвоспитанию;
воспитатели старших групп, учителя школы
Цель:
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах подготовки старшего дошкольника к школьному обучению.
План проведения практикума.
- Знакомство участников, создание рабочего настроя в группах, объяснение актуальности встречи, повышение интереса к изучаемой проблеме.
- Психологический тренинг «Знакомство».
Педагог-психолог.
- Выступления «Готовность дошкольников к школьному обучению».
Специалисты ДОУ (по направлениям).
- Практические задания для родителей.
Специалисты ДОУ (по направлениям).
- Практическое упражнение для педагогов и родителей «Портрет будущего первоклассника».
- Практическая игра с родителями «Речевая готовность ребенка к школе».
- Упражнение «Составь рассказ по схеме».
- Практическое упражнение «Формирование у старших дошкольников звукового строя речи».
Воспитатель по обучению грамоте.
- «Психологическая готовность к школьному обучению». Практическое упражнение «Отгадай кроссворд». «Какими хотели бы Вы видеть своего ребенка».
Педагог-психолог ДОУ.
- Режим дня первоклассника.
Заместитель заведующего по ВМР МДОУ № 14.
- Портрет выпускника национальной группы.
Воспитатель старшей национальной группы.
Подведение итогов встречи, рефлексия.
Для заметок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76 » образовательная область «Музыка» на период 2017-2018 учебный год музыкального руководителя Закировой Венеры Мидхатовны
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС, Приказ от 17 октября 2013 г. N 1155, Концепцией СанПиН от 30.07.2013г.)...
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы МБДОУ Детский сад "Ромашка" по физическому воспитанию детей 1,6-7 лет (в соответствии с ФГОС дошкольного образования)
Рабочая Программа разрабатывалась с учётом основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад «Ромашка», с. Теве-Хая Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыв...
Рабочая программа педагогов ДОУ (средняя группа, 4-5 лет). Составлена на основе основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №18»
Рабочая программа...
Рабочая программа для детей младшего возраста разработана на основе основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад «Аистёнок»
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психич...
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы МБДОУ детский сад №8 «Родничок»
АннотацияВоспитатель: Гнутова Лилия ВикторовнаДанная рабочая программа по развитию детей старшей группы разработана в соответствии с основной образовательной программой детского сада, и определяет сод...
Рабочая программа по реализации образовательной программы МБДОУ «Детский сад №7 «Дюймовочка» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рабочая программа...
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 124" города Воронеж для группы раннего возраста
Рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Вераксы и обеспечивается рядом взаимодополняющих факторов...