Программа кружка "Юнный скульптор"
рабочая программа на тему
Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция.
Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_teatr_i_deti.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ОРЛА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 86 ГОРОДА ОРЛА»
г. Орёл 302001, ул. Красина, 5 тел. (факс) 59-13-89
тел. 59-04-55
Email: mou.nshds86@mail.ru
Сайт: ds86-orel.ru
«ПРИНЯТО» На Педагогическом совете Протокол № 1 от «30» августа 2016 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Заведующая МБДОУ ЦРР детский сад № 86 ____________Т.А. Козельская Приказ № 104 от «01» сентября 2017 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Юнный скульптор»
Возраст детей: 3-4 года
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Черенова Наталия Валерьевна
Воспитатель группы
«Мишутка»
Орел-2017
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3-17 с. |
2. | Содержание программы | 18-20 с. |
3. | Учебный план | 21-26 с. |
4. | Методическое сопровождение программы | 27-28 с. |
5. | Организация работы по программе | 29-32с. |
6. | Методическое обеспечение реализации программы | 33-34 с. |
1. Пояснительная записка
Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция.
Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны.
Направленность программы
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.
Актуальность программы
Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.
Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку.
Занятия в мастерской тестопластики даёт уникальную возможность моделировать мир и свое представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:
повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
синхронизирует работу обеих рук;
развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
А также способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.
По своему содержанию занятия имеют своей целью развитие индивидуальности, интуиции, воспитание организованности и аккуратности. Лепка включает в себя сенсорные и другие модально-специфические факторы развития, при этом отрабатывается глазо - ручная координация, концентрация внимания и усидчивости, развитие произвольной регуляции.
Цель программы
Развитие творческих способностей детей в процессе создания поделок из соленого теста (лепка и последующая роспись готовых изделий)
Задачи программы
Показать детям разнообразие пластических материалов (соленое те-сто), познакомить с его свойствами (пластичность, вязкость, вес, цельность массы), возможностями своего воздействия на материал и на этой основе учить детей:
• видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки;
• синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и рук (формировать зрительный контроль за движением своих рук); соизмерять нажим ладоней на комок теста;
• создавать простейшие формы (шар сплющивать в диск, цилиндр замыкать в кольцо), создавая при этом выразительные образы (мячики, яб-локи, пряники, конфеты, бублики, баранки);
• учить лепить пальцами (не только ладонями) – соединять детали, не прижимая, а тщательно примазывая, их друг к другу; защипывать край формы; вытягивать или оттягивать небольшое количество теста для формирования деталей (хвостиков, крылышек, клювиков);
• создавать оригинальные образы из 2-3 деталей, передавая пропорции и взаимное размещение частей, правильно соединяя и аккуратно скрепляя детали (грибок, неваляшка, птенчик в гнездышке).
Отличительные особенности программы
Занятие адаптированы к специфике и особенностям преподавания в нашем саду. Изменения или дополнения в занятия внесены на основе полученных диагностических материалов, скоростью и возможности усвоения именно нашими детьми с учетом их индивидуальных особенностей.
Работа ведется с детьми, желающими лепить и, имеющими индивидуальные возможности усвоить больше, чем программные задачи.
Адресат программы
Программа составлена для детей в возрасте 3 – 4 лет. Данная программа разработана для детей 2 младшей группы. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Оптимальное количество детей в группе – 10 человек. Длительность занятий 15 – 20 минут.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребѐнка:
- Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
- Синхронизирует работу обеих рук;
- Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
- Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
- Способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.
По своему содержанию занятия имеют своей целью развитие индивидуальности, интуиции, воспитание организованности и аккуратности. Лепка включает в себя сенсорные и другие модально-специфические факторы развития.
Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция. Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны.
Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей. Процесс овладения определѐнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.
Планируемые результаты освоения программы
В ходе прохождения курса обучения лепки из соленого теста дети должны:
— свободно ориентироваться в умении находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их отображении в лепке;
- самостоятельно выбирать способы создания выразительных образов, используя для этого основные технические приемы;
- работать в сотворчестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций;
— получать эмоциональное удовлетворение от занятий лепкой.
Организация учебного процесса
При организации игр - занятий, воспитателю необходимо помнить следующие правила:
1. Не мешать ребенку, творить.
2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.
3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
4. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его
5. Поддерживать инициативу детей.
6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.
Способы лепки
1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе) .
2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.
3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.
Преимущества солёного теста
- можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
-легко отмывается и не оставляет следов;
- безопасно при попадании в рот, один раз попробовав
- тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно!
- если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
- можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе;
- краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;
- поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века.
- с готовым «изделием» можно играть — без боязни, что оно потеряет форму.
Результаты фиксации освоения программы
В ходе реализации программы предусмотрено проведение промежуточного и итогового контроля. В конце каждого образовательного года проводятся отчетные мероприятия (спектакли, театрализованные представления, открытые занятия, праздники и др.).
2. Содержание программы
Программа состоит из 1 раздела.
Тестопластика, или лепка декоративных изделий из соленого теста – это один из видов художественного конструирования. Она не только активизирует и координирует тонкие движения кистей и пальцев рук, но и стимулирует умственное развитие: заставляет работать воображение, память, внимание. Это мощный способ развития у детей умственной активности, творчества.
Четвертый год жизни ребенка – важный возрастной период, в который лепка имеет большое значение для развития мелкой моторики. Как правило, малыши уже знакомы с пластилином, и с удовольствием работают с соленым тестом. Тесто – мягкий, пластичный материал, с которым ребенку работать намного легче, чем с пластилином.
Учебный план
(2 – я младшая группа)
Месяц | № | Тема | Задачи |
Сентябрь | 1-2 3-4 | Мой веселый звонкий мяч Ягодки на тарелочке | Лепить предметы округлых предметов. Синхронизировать движения обеих рук: раскатывать тесто круговыми движениями ладоней. Развивать кисти руки. Создать композицию из одного большого предмета (тарелочки) и 5-10 мелких (ягодок). Получить шарообразную форму разными приемами: круговыми движениями ладоней (для тарелки) и пальцев (для ягод). |
Октябрь | 1 2 3-4 | Репка на грядке Мышка норушка Грибы на пенечке | Лепить репку в определенной последовательности: раскатать шар, сплющить, вытянуть хвостик, прикрепить листья. Создать композицию на куске теста (грядка) Лепить конусообразную форму и создать образ мышки: засотрить мордочку, использовать дополнительные материалы (для ушек – семечки, для глаз – бисер). Создать коллективную композицию из грибов. Лепить грибы из 3-х частей (ножка, шляпка, полянка). Учить соединять детали прочно и аккуратно. |
Ноябрь | 1 2 3-4 | Падают, падают листья… Вот ежик – ни головы, ни ножек Лесной магазин | Создавать изображения предметов на пласте теста: отрывание (отщипывание) кусочков теста (желтого, красного цвета) и примазывание к фону. Развивать чувство цвета и мелкую моторику. Моделировать образ ежика: лепить конусообразную форму и дополнять ее «иголками» - спичками, семечками, зубочистками. Развивать чувство формы и мелкую моторику. Лепить лесных зверей комбинированным способом (по представлению). Учить составлять коллективную композицию. |
Декабрь | 1 2 3-4 | Снеговики играют в снежки Елочка Елочные игрушки | Закрепить скатывание кусочков теста круговыми движениями ладоней, создать коллективную композицию в сотворчестве с воспитателем. Развивать чувство формы, мелкую моторику. Создавать рельефную работу в определенной последовательности: скатать большой жгутик и наложить на пластину, затем маленькие жгутики накладывать по порядку. Развивать чувство ритма. Моделировать игрушки (из2-3 частей) для новогодней елки. Сочетать разные приемы лепки: раскатывание округлых форм, соединение деталей, сплющивание, прищипывание, вдавливание. |
Январь | 1 2 | Я пеку, пеку, пеку… Бублики, баранки | Лепить угощения для игрушек: раскатывание, сплющивание в диск и полусферу, прищипывание, защипывание края. Развивать чувство формы, мелкую моторику. Раскатывать цилиндры (колбаски) разной длины и толщины с замыканием в кольцо. Оформлять изделия ( посыпать маком, манкой, протыкать спичкой или пластиковой вилкой). Развивать глазомер и мелкую моторику. |
Февраль | 1 2 3-4 | Птички на кормушке Баю бай засыпай Бабушкина корзина | Создавать выразительный образ знакомой птички, дополняя работу мелкими деталями (перышки, семечки, бусинки). Создавать коллективную композицию в сотворчестве с воспитателем. Моделировать образы спящих существ. Лепить игрушки или животных в стилистике пеленашек: туловище – овоид (яйцо), голова – шар. Оформить композицию в маленьких коробочках. Лепить отдельные изображения по замыслу (яблоки, печенье, орехи, пряники) и выкладывать их на общую основу (корзинку). Развивать мелкую моторику. |
Март | 1 2-3 4 | Сосульки Букет цветов Клоун | Освоить способ лепки предметов в форме конуса. Моделировать сосульки разной длины и толщины. Помочь найти приемы для усиления выразительности образов: сплющивание, скручивание, вытягивание, свивание, налепы. Лепить предмет, состоящий из частей, разных по форме (жгутики, шарики) и величине. Развивать чувство формы и пропорций. Делить тесто на части с помощью стеки. Лепить фигурки, состоящие из частей одной формы, но разного размера. Развивать чувство формы и пропорций, моторику рук. |
Апрель | 1 2-3 4 | Мостик Птичка в гнездышке Ути – ути! | Моделирование мостика из 3-4 бревнышек, подобранных по длине (лишнее отрезается стекой). Создать композицию из ручейка и мостика. Моделировать гнездышко: раскатать шар, сплющить в диск, вдавить, прищипать. Слепить птенчика по размеру гнездышка. Обыграть композицию (червячок в клюве). Воспитывать интерес к лепке. Лепить птиц в стилистике народной игрушки: раскатать шар или овоид, оттянуть часть теста для головы, прищипнуть хвостик, вытянуть клювик. Воспитывать интерес к познанию природы. |
Май | 1 2 3-4 | Котенок Васька Собачка Жучка Филимоновские игрушки | Создавать образ любимого животного, используя различные приемы и способы лепки. Развивать чувство пропорции. Продолжать лепить домашних животных. Искать приемы для усиления выразительности образа: оттягивание, сплющивание, вытягивание. Развивать мелкую моторику .Воспитывать любовь к природе Познакомить с филимоновской игрушкой. Рассмотреть, обследовать, обыграть разные фигурки (петушок, курочка, медведь, лиса и др.). Лепить фигурки в стилистике и по мотивам народной пластики.Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству. |
4. Методическое сопровождение программы
Методы обучения и воспитания.
Методы обучения.
- Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
- Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
- Практический
Методы воспитания – убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.
Формы организации образовательного процесса.
Программой предусматриваются групповые занятия с детьми одного возраста (3-4 лет).
Формы организации занятия
Занятия могут проводиться в форме бесед, игры, открытого занятия, творческой мастерской.
Алгоритм занятия
Важным условием всей работы является сохранение игрового начала: короткое объяснение - пробный показ - краткий анализ показа. Поощрение лучших воспитанников.
Каждое занятие несет в себе новый элемент, упражнение, задание или игру. Если задание оказалось сложным для детей, то его надо заменить на более легкое, чтобы к нему вернуться на другом этапе.
С приближением выступления занятия могут полностью посвящаться разработке номеров для выступления.
Алгоритм занятия
1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
2. Объяснение, показ приемов лепки.
3. Лепка детьми.
4. Физ. пауза.
5. Доработка изделия из дополнительного материала.
6. Рассматривание готовых работ.
Алгоритм занятия может меняться, в зависимости от основной цели занятия, возраста, степени усвоения материала. Необходимо следить за тем, чтобы своевременно происходила смена одного задания другим и т.д.
Педагогические технологии
Технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровье сберегающие технологии.
Дидактические материалы
Демонстрационный материал, атрибуты, иллюстрации на заданную тему, литературные произведения для чтения, музыкальный материал для прослушивания.
5. Организация работы по программе
Срок реализации программы
Срок реализации программы – 1 год.
Режим занятий, их продолжительность и периодичность.
Год обучения | Количество детей в группе | Количество занятий в течение учебного года | Количество занятий в неделю | Длительность одного занятия |
2017-2018 | 10-15 | 36 | 1 | 15-20 мин. |
Особенности организации образовательного процесса
Занятия проводятся по группам (10-15 чел.) с детьми одного возраста:
- 2 – я младшая группа (3-4 года),
Кадровое обеспечение
В реализации программы принимают участие:
1. Воспитатель.
6. Методическое обеспечение
Список используемой литературы
Литература, используемая педагогом
для разработки программы и организации образовательного процесса
1. «Внешкольник» №9, 2003 (Требования к созданию и оформлению образовательных программ дополнительного
образования детей).
2. Знатных Ольга, сост. Дородин Ю.Г. Мезенская роспись. – М. Мозаика-Синтез, 2003 г.
3. Костина Катя Лубочные картинки – М. Мозаика-Синтез, 2003 г.
4. Кискальт И. «Соленое тесто» - М. Провиздат, 2004 г.
5. Поделки и сувениры из соленого теста – ткани, бумаги и природных материалов. – М. «Мой мир» 2006 г.
6. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. Для учителя – М. Просвещение, 1984 г.
7. Силаева К.В. Соленое тесто. Украшения, сувениры, поделки. – М. Эксмо, 2003 г.
8. Лыкова И.А. Мы за чаем не скучаем.- Издательский дом « Цветной мир».-2012
9. Лыкова И.А. Мукосольки. Подарки из соленого теста.- Издательский дом « Цветной мир».-2012
10. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста.- ООО ТД «Издательство Мир книги» - 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективный план кружка "Юный скульптор"
Цель кружка: Учить детей пользоваться стекой, доской, соленым тестом, формочкой. Учить детей нетрадиционным методам в своих работах. Учить делить большой кусок на несколько маленьких кусочков. Развива...
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Юный скульптор»
Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днем. Перед работниками дошкольных образовательных учреждений стоит непростая задача – построить свою работу так,...
Рабочая программа "Юный скульптор" по художественно-эстетическому развитию (лепка)
Создание программы дополнительного образования связано с актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей дошкольного возраста, а также запросом родителей дополнить занятия с детьми по изобраз...
Программа дополнительного образования «Юный скульптор» (для детей 5 -6 лет)
Программа дополнительного образования «Юный скульптор» (для детей 5 -6 лет)Направленность программы: художественно-эстетическаяСрок реализации программы- 1 год...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юные скульпторы» для детей дошкольного возраста (4- 5 лет)
quot;Юные скульпторы" программа дополнительного образования...
Программа "Поговорим о прекрасном" (по ознакомлению дошкольников с известными скульпторами Калмыкии)
Программа "Поговорим о прекрасном" (по ознакомлению дошкольников с известными скульпторами Калмыкии)...