Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юные скульпторы» для детей дошкольного возраста (4- 5 лет)
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Хрусталёва Екатерина Николаевна

"Юные скульпторы" программа дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_skulptory_-_kopiya_-_kopiya.docx78.16 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«Юные скульпторы»

для детей дошкольного возраста (4- 5 лет)

Срок реализации программы 1 год

        

                                                                                            Составитель: воспитатель

Е.Н.Хрусталева

г. Заводоуковск, 2022 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка

  1. Учебно–тематический  план

  1. Календарный учебный график

  1. Содержание программного материала

  1. Методические материалы

  1. Оценочные материалы

  1. Планируемые материалы

  1. Перечень информационного, материально-технического обеспечения и кадрового обеспечения реализации программ

Пояснительная записка

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" В.А.Сухомлинский.

Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причем делает это самым эффективным и безотказным способом - всё нужно увидеть, услышать, пощупать руками, попробовать на зуб. Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему  узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается.

   Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук,  а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы ребёнок развивался и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной направленности  «Юные скульпторы». Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

Пластилинография - это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графин» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создания  картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж,  а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал - пластилин, а основным инструментом  в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень  умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям  дошкольного возраста, что позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным,  что очень важно для работы с детьми.

Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию детей. Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие способности ребенка ‚ делают детский мир красочнее и духовно богаче. Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей.

Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех функций, которые необходимы для дальнейшего успешного обучения.

Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Занимаясь пластилинографией у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний.

Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные области: «Познавательно-речевое развитие», «Коммуникативно-личностное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», тесно переплетаются с жизнью детей, с той образовательной, игровой деятельностью, которую они осуществляют постоянно.

 Такое построение занятий кружка «Пластилииография» способствует более успешному освоению образовательной программы. Реализуется познавательная активность детей. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения. В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих. Знакомятся с художественными произведениями, стихами, загадками, потешками, пальчиковыми играми.  Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилииографии, происходит развитие общих сенсорных способностей; цвет, форма, величина. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве. Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется их сила, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так - же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Создание программы дополнительного образования обосновано отсутствием пластилинографии в образовательной программе с дополнительным количеством времени по развитию ручных умений у детей дошкольного возраста. Также данная программа – обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

Нормативно – правовая база дополнительной общеобразовательной программы:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Актуальность программы

Программа основывается на индивидуальном подходе к каждому ребенку, игровых принципах построения  занятий, а также совместной деятельности взрослого и ребенка. Содержание программы включает: совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей. В процессе занятий осуществляется всестороннее развитие детей.

Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для  их всестороннего развития, которое способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно как с помощью красок, карандашей, фломастеров, так и используя нетрадиционную художественную технику – пластилинографию.

Сама техника универсальна, она позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более разнообразным, увлекательным и интересным.  Дети не только получают знания, умения, навыки, но и одновременно закрепляют информацию, полученную на занятиях по экологии, рисованию, знакомятся с миром разных предметов в процессе использования нетрадиционного материала (бросового), что способствует расширению возможности изобразительной деятельности детей.

Пластилинография (или пластилиновая живопись) — это новая интересная техника работы с пластилином по созданию объёмных картин с применением нетрадиционных техник и материалов.  Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, что способствует его речевому развитию.

Новизна

При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Занятия  представляют большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей.  Новизна программы состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.

Цели и задачи программы:

Цель: Развитие художественно – творческих способностей, укрепление мелкой моторики и координации движений рук, у детей дошкольного возраста 4- 5 лет, через художественно – изобразительную деятельность, посредством нетрадиционной техники –пластилинографии.

Задачи:

Обучающие:

- формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;

- обучать основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание), закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения;

- дать теоретические знания и формировать у воспитанников практические приемы и навыки работы с пластилином.

Развивающие:

- способствовать развитию познавательной активности, творческого мышления, воображения, фантазии;

- способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия;

- развивать художественный вкус, изобретательность, интерес к процессу и результатам работы; - развивать мелкую моторику пальцев рук;

- развивать речь воспитанников, обогащать словарный запас.

Воспитательные:

- воспитывать желание участвовать в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, выражать эмоциональное сопереживание, доброту к игровым персонажам, воспитывать усидчивость, аккуратность в работе;

- поддержать проявления фантазии и смелости в применении собственных замыслов;

- воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Категория воспитанников:

Занятия с детьми рассчитаны на 1 год обучения (средний дошкольный возраст). Форма детского  образовательного объединения - кружок. Форма обучения - очная. Проводится два занятия в неделю, длительностью 20 минут. По количеству детей участвующих в занятии – индивидуально - групповая(15  человек).

       По особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей - изостудия.

На учебных занятиях доминирует самостоятельная практическая работа.

При работе с детьми используются развивающие педагогические технологии, позволяющие добиться положительной динамики в обучении и воспитании.

Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей.

Традиционные технологии обучения являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии педагога и воспитанника. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение детей, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулирует развитие речи дошкольника. Одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающегося обучения.

Личностно – ориентированные технологии направлены на организацию учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей детей. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально – активные черты, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во занятий

В том числе

Формы контроля

Теория

Практика

1

Диагностика

2

2

Беседа, создания карточек шаблонов

2

Растительный мир

15

15

Беседы, игры

3

Рукотворный мир

16

16

Беседы, игры

4

Животный мир

10

10

Беседы, игры

5

Природные явления

4

4

Беседы, игры

Итого 47 занятий

Календарный учебный график

Месяц

Наименование разделов, тем

Форма проведения

Количество часов (занятий)

Место проведения

Форма контроля

Сентябрь

Диагностическое занятие

Раздел «Природные явления»

Тема: «В гости к солнышку»

Раздел «Растительный мир»

Тема: «Созрели яблочки в саду»

Раздел «Природные явления»

Тема: «Радуга»

Практическое

Практическое

Практическое

Практическое

2 /20 минут

2 /20 минут

2/20 минут

2/20 минут

Группа

«Почемучки»

Выставка,

презентации

работ

Октябрь

Раздел «Растительный мир»

Тема: «Овощи»

Раздел «Растительный мир»

Тема: «Мухомор»

Раздел «Растительный мир»

Тема: «Цветочная клумба»

(Коллективная работа)

Раздел «Растительный мир»

Тема: «Осенние листья»

Раздел «Природные явления»

Тема: «Осень»

Практическое

Практическое

Практическое

Практическое

Практическое

2/20 минут

2/20 минут

2/20 минут

2/20 минут

2/20 минут

Группа

«Почемучки»

Выставка

детских работ

Ноябрь

Раздел «Рукотворный мир»

Тема: «Светофор»

Раздел «Животный мир»

Тема: «Весёлый ёжик в лесу»

Раздел «Рукотворный мир»

Тема: «Бусы»

Раздел «Рукотворный мир»

Тема: «Снеговик»

Практическое

Практическое

Практическое

Практическое

2/20 минут

2/20 минут

2/20 минут

2/20 минут

Группа

«Почемучки»

Выставка

детских

работ

Декабрь

Раздел «Растительный мир»

Тема: «Ёлочка злёная»

Раздел «Рукотворный мир»

Тема: «Снеговик»

Раздел «Природные явления»

Тема: «Снежинка»

Раздел «Растительный мир»

Тема: «Праздничная ёлочка»

Практическое

Практическое

Практическое

Практическое

2/20 минут

2/20 минут

2/20 минут

2/20 минут

Группа

«Почемучки»

Выставка

детских работ

Январь

Раздел «Животный мир»

Тема: «Разноцветные рыбки»

Раздел «Животный мир»

Тема: «День рождения

медвежонка»

Раздел «Рукотворный мир»

Тема: «Тили

- бом, тили

- бом

загорелся Кошкин дом»

(элементами аппликации)

Практическое

Практическое

Практическое

2/20 минут

2/20 минут

2/20 минут

Группа

«Почемучки»

Выставка

детских

работ,

Итоговые

мероприятия

Февраль

Раздел «Рукотворный мир»

Тема: «Поезд мчится тук, тук,

тук…» (коллективная работа)

Раздел «Животный мир»

Тема: «Кудряшки для овечки»

Раздел «Рукотворный мир»

Тема: «Быстрокрылые самолеты»

Раздел «Рукотворный мир» Тема:

«Воздушные шарики»

Практическое

Практическое

Практическое

Практическое

2/20 минут

2/20 минут

2/20 минут

2/20 минут

Группа

«Почемучки»

Выставка

детских

работ,

Досуг

Март

Раздел «Растительный мир»

Тема: «Ромашки для мамы»

Раздел «Животный мир»

Тема: «Совушка, сова

- большая

голова»

Раздел «Растительный мир»

Тема: «Тюльпан»

Раздел «Животный мир»

Тема: «Гусеница на листочке»

Практическое

Практическое

Практическое

Практическое

2/20 минут

2/20 минут

2/20 минут

2/20 минут

Группа

«Почемучки»

Выставка

детских

работ,

Досуг

Апрель

Раздел «Рукотворный мир»

Тема: «Машины»

Раздел «Рукотворный мир»

Тема: «Кукла

-неваляшка»

Раздел «Рукотворный мир»

Тема: «Юла»

Раздел «Растительный мир»

Тема: «Цветик семицветик»

Раздел «Животный  мир»

Тема: «Три поросенка»

Практическое

Практическое

Практическое

Практическое

Практическое

2/20 минут

2/20 минут

2/20 минут

2/20 минут

2/20 минут

Группа

«Почемучки»

Выставки,

презентации

работ

Май

Раздел: «Рукотворный мир»

Тема: «Салют Победы»

Раздел: «Растительный мир»

Тема: «Верба золотая»

Практическое

Практическое

2/20 минут

2/20 минут

Группа

«Почемучки»

Презентация

детских работ

Июнь

Раздел «Растительный мир»

Тема: «Одуванчики цветы, словно солнышко желты»

Раздел «Животный мир»

Тема: «Божья коровка на

ромашке»

Раздел «Рукотворный мир»

Тема: «Гжель.Самовар»

Раздел «Растительный мир»

Тема «Белая берёза»

Практическое

Практическое

Практическое

Практическое

2/20 минут

2/20 минут

2/20 минут

2/20 минут

Группа

«Почемучки»

Выставка детских работ

Июль

Раздел «Животный мир»

Тема: «Кошка Мурка»

Раздел «Рукотворный мир»

Тема: «Звёздное небо»

Раздел «Рукотворный мир»

Тема: «Одежда»

Раздел «Рукотворный мир»

Тема: «Хохлома. Расписная тарелочка»

Практическое

Практическое

Практическое

Практическое

2/20 минут

2/20 минут

2/20 минут

2/20 минут

Группа

«Почемучки»

Выставка детских

работ

Август

Раздел «Животный мир»

Тема: «Петушок, петушок золотой

гребешок»

Раздел «Рукотворный мир»

Тема: «Бочонок мёда»

Раздел «Растительный мир»

Тема: «Ландыш»

Диагностическое занятие

Практическое

Практическое

Практическое

Практическое

2/20 минут

2/20 минут

2/20 минут

2/20 минут

Группа

«Почемучки»

Итоговые

мероприятия

Презентация

проекта

                                                                                Итого:                  94

        

Содержание изучаемого курса «Юные скульпторы»

Неделя

Тема занятия

Содержание

Средства обучения и воспитания

Сентябрь

1

Диагностическое занятие

Проверка индивидуальных способностей детей

Презентация, раздаточный материал

2

Раздел «Природные явления»

Тема: «В гости к солнышку»

1. Закреплять знания о солнышке (для чего оно нужно?

какое оно?).

2. Учить передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями,

придавая ему шарообразную форму; учить приему сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для

получения плоского изображения исходной формы.

Плотный картон синего цвета,

размер ½ А4; пластилин желтого и

красного цветов; доска для лепки.

3. Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.

4. Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца

Плотный картон синего цвета, размер ½ А4; пластилин желтого и

красного цветов; доска для лепки.

3

Раздел «Растительный мир»

Тема: «Созрели яблочки в саду»

1. Учить передавать посредствам пластилинографии

изображение фруктового дерева: отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, расплющивать шарики на

всей поверхности силуэта (кроны дерева).

2. Развивать эстетическое восприятие природы.

3. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, доводить

начатое дело до конца

Плотный картон жёлтого цвета с силуэтом дерева, размер А4; пластилин кранного, желтого или

зеленого цветов; стека. «Один – много» - дидактическая игра.

4

Раздел «Природные явления»

Тема: «Радуга»

1. Вызвать интерес к природным явлениям.

2. Учить детей передавать характерное строение радуги

(дугообразное расположение цветовых полос). 3. Закреплять

умение лепить одинаковой толщины «колбаски».

4. Развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие,

глазомер.

Плотный картон синего цвета; пластилин разного цвета; доска для лепки, дидактическая  игра: «Собери радугу»

Октябрь

1

Раздел «Растительный мир»

Тема: «Овощи»

1. Расширять представление детей об овощах (форма, цвет, величина).

2. Учить лепить плоскостные изображения овощей, наносить

стекой рельефные рисунки (точки, полоски).

3. Развивать правильноецветовосприятие, мелкую моторику.

Речевая задача: Активизация словаря - Сладкий, кислый, гладкий, пупырчатый, круглый, овальный, красный, закрепление основной цветовой гаммы

Плотный картон жёлтого цвета; пластилин злёного и красного цвета; стека; доска для лепки, настольная

игра «Магазин», иллюстраций картинок «Овощей», дидактическая игра

«Собери овощи»

2

Раздел «Растительный мир»

Тема: «Мухомор»

1. Расширить представление детей о грибах (форма, цвет, величина, съедобные-несъедобные).

2. Учить лепить плоскостное изображение мухомора, выделяя его отличительные признаки.

3. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений,

глазомер, цветовосприятие.

4. Приучаем детей к усидчивости и аккуратности.

Плотный картон жѐлтого цвета; пластилин красного и белого цвета; доска для лепки, иллюстраций

картинок «Грибы», дидактическая игра

«Собери грибы в корзинку»

3

Раздел «Растительный мир»

Тема: «Цветочная клумба»

(Коллективная работа)

1. Развивать умение детей самостоятельно размазывать

пластилиновый шарик в виде цветка;

2.Продолжать развивать у детей умение изображать предметы

на большом пространстве листа;

3.Развивать согласованности в работе обеих рук;

4. Воспитывать у детей  отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается.

Речевая задача: Активизация словаря – цветочная клумба,

разноцветные цветы.

Незавершённая композиция

«Теремок с клумбами» для

коллективной работы, иллюстрации цветов, дидактическая ига: «Собери цветок»,

хрестоматия стихи о цветах, цветной пластилин, стеки, досочки для лепки по кол-ву детей.

4

Раздел «Растительный мир»

Тема: «Осенние листья»

1. Закреплять приемы надавливания и размазывания, учить смешивать различные цвета.

2. Поддерживать желание доводить начатое дело до конца, развивать мелкую моторику.

3. Воспитывать навыки аккуратности.

Плотный картон голубого цвета с силуэтом дерева, размер А4; пластилин красного, желтого,

оранжевого цветов; стека, дидактическая игра «Определи какой листок с какого дерева»

5

Раздел «Природные явления»

Тема: «Осень»

1. Познакомить детей с приемом изображения двух ярких явлений природы (листопад и дождь) на общем сюжете;

2.Продолжаем учить детей создавать коллективную работу;

3. Продолжать учить детей использовать в своей работе

несколько цветов пластилина;

4.Развивать мелкую моторику пальцев;

5. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином

Речевая задача: Обогащение словаря: листопад, вьются.

Активизация словаря: желтый, зелёный, красный, листья.

Незавершённая композиция «Осень» для индивидуальной работы, дидактическая игра «С какого дерева листок», букетосенних листьев, хрестоматияА.Плещеев «Осень наступила»

К.Бальмонт «Осень». М.Ивенсен«Падают, падают листья»,иллюстрации о осени «Времена года, Осень», аудио П.И. Чайковского,

«Дождик», «Осенняя песенка»,

муз.Т. Мираджи, цветной пластилин, стеки, досочки для лепки по кол-ву детей.

Ноябрь

1

Раздел «Рукотворный мир»

Тема: «Светофор»

  1. Вызвать желание у детей создавать изображения светофора,

используя три основных цвета (красный, желтый, зеленый);

2.Закреплять умение детей прикреплять готовую форму на

плоскость путем равномерного расплющивания по

поверхности основы;

3.Развивать глазомер, координацию в системе «глаз-рука»;

4. Приучаем детей к усидчивости и аккуратности.

Речевая задача: Активизация словаря: Светофор, красный

цвет горит – идти нельзя, пешеход.

Заготовка картинка «Светофора» покол-ву детей

макет города, игрушки «машины»,плакат по правилам дорожногодвижения, аудиозапись песни

«Машина», иллюстрации о машинах,цветной пластилин, стеки, досочкидля лепки по кол-ву детей.

2

Раздел «Животный мир»

Тема: «Весёлый ёжик в лесу»

1. Учить передавать в работе характерные особенности окраса осенних листьев; правильно выбирать фон для будущей работы; уметь разглядывать различные оттенки

цвета.

2.Развивать эстетическое восприятие; мелкую моторику.

3. Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги;

4.Развивать глазомер, координацию в системе «глаз-рука»,

5.Воспитывать доброту, сочувствие.

Речевая задача: Закреплять знания цветов

Осенние листья, игрушка Ёжик, картон различных цветов размером А4 с нарисованным контуром

кленового листка, пластилин; стека; картинки с изображением осенних

деревьев, произведения «Ночь

пришла -темноту привела», «Месяцмесяц» А. Пушкин

3

Раздел «Рукотворный мир»

Тема: «Бусы»

1. Познакомить детей с тем, как прикреплять бусинки на

«веревочку» конкретного цвета;

2.Продолжаем учить детей работать вместе, создавая

коллективную работу и находить место своей работе на

общем фоне;

3. Закрепляем приём – надавливания на веревочку;

4. Развивать согласованности в работе обеих рук;

5. Воспитывать желание работать самостоятельно.

Речевая задача: Активизация словаря Бусы, бусинка,

Закрепление знания основных цветов.

Иллюстраций с изображением

украшений (бусы, серьги…),

хрестоматия А. Барто «Люся»,

незавершённая композиция “Бусы”для коллективной работы, бусыразных расцветок, дидактическая игра «Соберибусы», цветной пластилин, стеки,досочки для лепки по кол-ву детей

4

Раздел «Рукотворный мир»

Тема: «Снеговик»

1. Закрепить способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости путём

раскатывания, сплющивания.

2. Развивать интерес к экспериментированию через

включение в оформление работы «бросового» материала для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте.

Картон голубого (синего) цвета с силуэтом снеговика; размер А4, набор пластилина; белая яичная скорлупа; стека; игрушка снеговик.

Декабрь

1

Раздел «Растительный мир»

Тема: «Ёлочка злёная»

1. Учить детей путём пластилинографии передавать строение

елки, направление веток, украшать разноцветными

шариками.

2. Учить пользоваться стекой, передавая игольчатую

пушистость елки.

3.Развивать согласованности в работе обеих рук;

4. Воспитывать усидчивость, желание доводить дело до конца.

Речевая задача: Активизация словаря: Зима, снежные сугробы, береза, ель. Закрепить сущ. с обобщающим значением - деревья.

Заготовки по кол-ву детей. Фонподелен на 2 части. Вверху голубойвнизу белый, плакат «Зимний лес», картины, иллюстраций о лесе, художественное слово потешки «Из за леса из за гор», «Ой по зеленому бору», «Поёт зима аукает», В.Васиной «Березы», аудио песни М. Раухвергера «Пришла зима», «Времена года, Зима» П.И.

Чайковского, цветной пластилин, стеки, досочки для лепки по кол-ву детей.

2

Раздел «Рукотворный мир»

Тема: «Снеговик»

1.Закреплять умение детей создавать композиции на основе интеграции рисования и пластилинографии;

2. Продолжать обучать детей размазывать по всей основе, не

выходя за контур;

3.Развивать согласованности в работе обеих рук.

4.Развивать мелкую моторику пальцев;

5. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином

Речевая задача: Активизация словаря – снег, снеговик, большой, маленький

Иллюстрации с изображением зимы,плакат «Зима», заготовки снеговиковпо кол-ву детей, художественное

слово стихотворения

Е.Михайленко «Снежная баба»А.Блока «Зима»и др., аудио «Времена года, Зима» П.И. Чайковского, цветной пластилин, стеки, досочки для лепки по кол-ву детей.

3

Раздел «Природные явления»

Тема: «Снежинка»

1. Расширять представления детей о зиме.

2. Учить лепить плоскостное изображение снежинки из

отдельно слепленных «колбасок».

3. Развивать у детей способность замечать вокруг себя в

зимний период что - то красивое, оригинальное, завораживающее;

4.Развивать мелкую моторику пальцев;

5. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином

Речевая задача: Обогащение словаря: мороз, снежинки, звездочки, узор.

Заготовка «голубой фон» по кол-ву детей, фотографии, картинки снежинок, аудио запись П.И.Чайковский«Зимние грезы»,

художественное слово загадки о морозе, цветной пластилин, стеки, досочки для лепки по кол-ву детей.

4

Раздел «Растительный мир»

Тема: «Праздничная ёлочка»

1. Показать детям как использовать в своей работе два приема - размазывания основы и вдавливания;

2. Продолжаем обучать детей не выходить за контур;

3.Развивать координацию в системе «глаз-рука»;

4. Приучаем детей к усидчивости и аккуратности.

Речевая задача: Активизация словаря – колкие иголочки,

Елочка – короткая иголочка.

Заготовки основ елочек по кол-ву детей, книги о зиме, новом годе, украшенная елка, художественное слово стихи В.Шипуновой «Ёлочка»,

М.Ивансе “Ёлочка” и др., аудио «Елка» муз. Е.Тиличеевой, картинки

с изображением новогодней елки, цветной пластилин, стеки, досочки для лепки по кол-ву детей.

Январь

1

Раздел «Животный мир»

Тема: «Разноцветные рыбки»

1. Обучать приёму «скатывания» кругообразными движениями. Закреплять умение раскатывать комочки

пластилина кругообразными движениями; учить преобразованию шарообразной формы в овальную путём

надавливания и продвижения пальчика по горизонтали, создавая изображение рыбки в движении; учить передавать

характерные особенности (раздвоенный хвостик).

2. Развивать пространственное восприятие, мелкую моторику

рук.

3.Развивать согласованность в работе обеих рук.

4. Воспитывать желание работать самостоятельно.

Речевая задача: Активизировать речь детей: ко-ко-ко, пи-пипи, курочка, цыплята, зеленая травка, гулять.

Плотный картон синего цвета;

пластилин красного, злёного,

жёлтого цвета; карандаши злёного цвета; стека; доска для лепки, картинки с эмоциями радости и грусти.

2

Раздел «Животный мир»

Тема: «День рождения

медвежонка»

1 Закреплять умение раскатывать комочки пластилина

кругообразными движениями; учить преобразованию шарообразной формы в  овальную путём надавливания и

продвижения пальчика по вертикали вниз.

2. Использовать стеку для создания медвежонка;

3. Развивать согласованности в работе обеих рук;

4. Воспитывать у детей отзывчивость, потребность

приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается.

Картинки, иллюстрации о диких животных, картина «Три медведя»,

художественное слово чтение сказки «Три медведя», Е.Чарушин «Что за зверь?», аудио «Медведи»,

подвижная игра «У медведя во бору» цветной пластилин, стеки, досочки для лепки по кол-ву детей.

3

Раздел «Рукотворный мир»

Тема: «Тили - бом, тили - бом

загорелся Кошкин дом».

(элементами аппликации)

1. Заинтересовать детей создавать изображения предмета из большого количества одинаковых деталей (столбиков), с аппликационным дополнением (крыша-треугольник);

2.Продолжать учить детей работать на заданном пространстве;

3. Продолжаем учить детей использовать – стеку;

4. Развивать согласованности в работе обеих рук;

5. Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается.

Речевая задача: Активизация словаря: пожарная машина, Кошкин дом.

Незавершённая картинка «Дом» по кол-ву детей, книга со сказкой, картинки с изображением разных

домов, пожарная машина красного цвета, муз. - дидактическая игра «Кошки и мышки» - различать громкие и тихие звуки, картинки с эмоцией удивления, испуга, плакат по пожарной безопасности, цветной пластилин, стеки, досочки для лепки по кол-ву детей.

Февраль

1

Раздел «Рукотворный мир»

Тема: «Поезд мчится тук, тук,

тук…» (коллективная работа)

1.Показать детям как прикреплять готовую форму на плоскости в соответствии со цветом (красный вагончик - красные колеса);

2.Продолжать учить детей раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, расплющивать их между

ладонями;

3.Развивать глазомер, координацию в системе «глаз-рука»

4. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

Речевая задача: Активизация речи детей: паровоз, мчится, блестящий

Незавершённая композиция «Поезд мчится тук, тук, тук…» для коллективной работы, иллюстрации картинки паровоза с вагончиками, транспортом, художественное слово чтение стихотворения

Э.Мошковская «Мчится поезд» В.Шапуновой «Паровозик», Т.Волгина «Паровоз», цветной

пластилин, стеки, досочки для лепки по кол-ву детей.

2

Раздел «Животный мир»

Тема: «Кудряшки для овечки»

1. Заинтересовать детей для передачи выразительного образа кудряшек пользоваться дополнительным орудием;

2.Развивать согласованности в работе обеих рук;

3. Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином.

Речевая задача: овечка, белые кудряшки

Заготовки “картинок” по кол-ву детей, игрушка и картинки овечки, дид. игра «Кто как кричит?», дид. игра «Кто, где живет?», иллюстрации овечки и др. домашних животных, художественное слово

чтение стихотворения: «Две овечки», цветной пластилин, стеки, досочки для лепки по кол-ву детей.

3

Раздел «Рукотворный мир»

Тема: «Быстрокрылые

самолеты»

1.Показать детям как создавать на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной

передачи формы предмета, его строения, частей;

2.Дополнять изображение характерными деталями

(окошками);

4. Развивать согласованности в работе обеих рук;

5. Воспитывать желание работать самостоятельно.

Речевая задача: Рассказывания наизусть стихотворения

А.Барто «Самолет»

Незавершённая композиция

«Быстрокрылые самолеты» по кол-ву детей, бумажные самолетики, картинки с изоб. Самолётиков, книги

о транспорте, альбом «воздушный транспорт», плакат «Воздушный

транспорт», художественное слово стихотворения А.Барто «Самолет», Г.Лагздынь «Мы играем братом», Н.Найденова «Самолет», цветной

пластилин, стеки, досочки для лепки по кол-ву детей.

4

Раздел «Рукотворный мир»

Тема: «Воздушные шарики»

1. Закреплять умение детей размазывать пластилин по круглой и овальной форме;

2. Продолжать учить детей размазывать пластилин по всей

фигуре, не выходя за контур;

3.Учить детей в своей работе использовать несколько цветов

пластилина;

4. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;

5. Развивать согласованности в работе обеих рук.

Речевая задача: Активизация словаря

Формировать умения повторять за воспитателем

стихотворный текст

Разнообразные воздушные шары,

подвижные игры и развлечения с

воздушными шарами, заготовки

рисунков воздушных шаров,

художественное слово

стихотворения В.Шипуновой

«Воздушные шары»,

«Непослушный шарик» Г.Лагздынь

«Шарики воздушные» цветной

пластилин, стеки, досочкидля

лепки по кол-ву детей.

5

Раздел «Рукотворный мир»

Тема: «Мячики для Тани»

1. Закреплять у детей умение способом размазывания, закрашивать мячик;

2. Продолжать учить детей использовать в своей работе

несколько цветов пластилина;

3. Развивать согласованности в работе обеих рук;

4. Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается.

Речевая задача: Активизация словаря: мячик, разноцветные, много.

Заготовки рисунков мячей по кол-ву детей, рассматривание иллюстраций

с изображением игр с мячами,

художественное слово чтение «Наша Таня громко плачет», «Мой веселый звонкий мяч», картина «Наша Таня»,

цветной пластилин, стеки, досочки для лепки по кол-ву детей.

Март

1

Раздел «Растительный мир»

Тема: «Ромашки для мамы»

1.Помочь создать композицию на основе готовых элементов

(лепестки ромашек), вдавливая их вокруг середки цветка.

2. Закреплять прием – вдавливания.

3. Развивать мелкую моторику пальцев

4. Воспитывать отзывчивость, доброту.

Речевая задача: букет, цветы, ромашки, белые лепестки,

желтая серединка, Мамин праздник.

Заготовка лепестков ромашки по кол-ву детей, картинки,

иллюстрации с изображением

цветов, незавершенная композиция ромашки по кол-ву детей, составная ромашка для фланелеграфа¸

музыкальная игра «Вот такой

цветок, выходи в кружок»,

художественное слово

стихотворения Т.Волгиной

«Наступает мамин праздник…», ватные палочки, цветной пластилин, стеки, досочки для лепки по кол-ву детей.

2

Раздел «Животный мир»

Тема: «Совушка, сова - большая

голова»

1. Вызвать желание дополнять образ совы различными

дополнительными деталями (семечки, крупа, перышки и т. д.);

2. Учить передавать характерные черты совы через цвет,

особенности строения (хвост, клюв, глаза и т.д.);

3. Закрепление приёма- надавливания и размазывания;

4. Воспитывать чувство сопереживания (приходить на

помощь);

5. Развитие мелкой моторике рук.

Речевая задача: сорока, стрекотала. Учить называть части тела птицы.

Плакаты: Птицы, картинки и

иллюстрации с изображением птиц, заготовка птиц по кол-ву детей, картинки о жизни птиц, аудио «Пение птичек», муз. М.Раухвергера

художественное слово

стихотворение Е.Благина «Голодно, холодно», перья птиц, цветной пластилин, стеки, досочки для лепки по кол-ву детей.

3

Раздел «Растительный мир»

Тема: «Тюльпан»

1. Развивать умение детей самостоятельно рисовать стебель и

листья цветка;

2.Продолжаем учить детей пользоваться предметами заместителями;

3.Развивать согласованности в работе обеих рук;

4. Воспитывать отзывчивость, доброту.

Речевая задача: Тюльпан. Учить называть части цветка

Учить отвечать полным ответом на вопрос: Какой?

Расширять словарь детей через речевые игры.

Заготовки листов бумаги по кол-ву детей, картинки и иллюстрации с изображением цветов «Тюльпанов», открытки, иллюстраций с изображением цветов, музыкальная игра «Вот такой цветок, выходи в кружок», аудио произведения П. И.

Чайковского «Времена года»

«Весна», пластмассовые ложки, разного цвета, цветной пластилин, стеки, досочки для лепки по кол-вудетей.

4

Раздел «Животный мир»

Тема: «Гусеница на листочке»

1.Прикреплять готовую форму по поверхности основы в определённом порядке (друг за другом);

2. Закреплять умение детей расплющивать диск на основу;

3.Развивать согласованности в работе обеих рук;

4. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

Речевая задача: Активизация речи детей: зеленая гусеница,

ножки трусятся.

Заготовки «картинок» по кол-ву детей, иллюстрация с изображением гусеницы, геометрическая мозаика,

игрушка гусеница, художественное

слово стихотворение «На листочке, барышня поселилась», цветной

пластилин, стеки, досочки для лепки по кол-ву детей.

Апрель

1

Раздел «Рукотворный мир»

Тема: «Машины»

1. Закреплять умение покрывать пластилином сложную по форме изображение;

2.Продолжаем обучать детей размазывать пластилин по всей

фигуре, не выходя за контур;

3.Учить доводить работу до конца;

4. Развитие мелкой моторики рук.

Речевая задача: Учить называть части машины.

Познакомиться с обобщениями: грузовые, легковые машины.

Заготовки машин по кол-ву детей, плакат: «Транспорт», Иллюстрации

и картинки с изображением

транспорта художественное слово стихотворение А.Барто «Грузовик»

потешка «Еду к бабе, еду к деду» В. Степанов «Шофер», аудио «Автомобиль» муз. М.Раухвергера, цветной пластилин, стеки, досочки

для лепки по кол-ву детей.

2

Раздел «Рукотворный мир»

Тема: «Кукла-неваляшка»

1. Показать, как прорисовывать детали лица неваляшки, накладывая пластилин поверх основы;

2.Продолжаем обучать детей размазывать пластилин по всей фигуре, не выходя за контур;

3. Развитие мелкой моторике рук;

4.Учить доводить работу до конца.

Речевая задача: кукла- неваляшка. Чтение стихов из цикла

«Игрушки» наизусть. Уточнение слова- неваляшка.

Заготовка неваляшек по кол-ву детей, куклы-неваляшки разного размера, стих С.Михалкова«Магазин игрушек», Г. Лагздынь

«Маша – неваляша» Ч.Янчарский «В магазине игрушек», аудио песни

«Мы матрешки», цветной пластилин, стеки, досочки для лепки по кол-ву детей.

3

Раздел «Рукотворный мир»

Тема: «Юла»

1. Показать детям как в одном изображении самостоятельно

использовать несколько цветов пластилина;

2.Продолжать обучать работать на ограниченном пространстве не выходя за контур;

4.Развивать мелкую моторику пальцев;

5.Поддерживать в детях желание доводить дело до конца, следуя игровой мотивации занятия;

Речевая задача:

Чтение стихов из цикла “Игрушки” наизусть. Закрепить употребление в речи сущ. С обобщающим значением –

игрушки.

Игрушка юла, заготовки рисунков «юлы» по кол-ву детей, художественное слово

стихотворение из цикла «Игрушки» А. Барто, Ч.Янчарский «В магазине

игрушек», цветной пластилин, стеки, досочки для лепки по кол-ву детей.

4

Раздел «Растительный мир»

Тема: «Цветик семицветик»

1. Развивать умение детей создавать красивый образ цветка;

2.Продолжаем обучать детей размазывать пластилин по

сложной фигуре, не выходя за контур;

3. Развитие мелкой моторики рук;

4.Учить доводить работу до конца. Речевая задача: Знакомства с новыми словами: бутон,

лепестки, аромат. Умение отвечать полным ответом на вопрос: какой?

Заготовка цветика по кол-ву детей, иллюстрации, картинки с изображением цветов, дид, игры:

«Составь цветок», «Найди свой цветок», художественное слово стих В.Викторов «Цветок», аудио«Цветики» Муз. В.Карасевой, цветной пластилин, стеки, досочки

для лепки по кол-ву детей.

5

Раздел «Рукотворный мир»

Тема: «Три поросенка»

1. Закрепить и расширить представления детей о домашних

животных, об особенностях их внешнего облика.

2. Продолжать знакомить со свойствами пластилина: мягкий, податливый, способен принимать заданную форму.

3. Учить достигать выразительности через более точную передачу формы, цвета.

4.Развивать согласованности в работе обеих рук;

5. Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином.

Речевая задача: красный, желтый, зеленый, синий, колечко,

круглый, клоун.

Заготовки “картинок” по кол-ву детей, иллюстрации с изображением домиков для поросят, игры с дидактическими

игрушками (кольцами)

художественное слово рассказ о «Трех поросятах», иллюстрации картин с изображением домашних

животных, цветной пластилин,

стеки, досочки для лепки по кол-ву детей.

Май

1

Раздел: «Рукотворный мир»

Тема: «Салют Победы»

1.Учить рисовать салютики пластилином: скатывание небольших комочков в шарики, примазывание их к основе в хаотичных направлениях.

2. Учить прикладывать усилие при работе с подручными материалами: стеки, трубочки, колпачки.

3. Поддерживать интерес к созданию коллективной композиции «вечерний город».

Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику рук

2

Раздел: «Растительный мир»

Тема: «Верба золотая»

1.Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой весенней природе средствами художественного слова, произведений живописи. 2.Вспомнить с детьми весенние  приметы.

3. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем.

Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей.

Июнь

1

Раздел «Растительный мир»

Тема: «Одуванчики цветы, словно солнышко желты»

1.Обучение умению изображать цветок одуванчика на плоскости в полу объёме при помощи пластилина.

2.Учить детей создавать образы полевых растений нашего края;

3.Развивать эстетическое восприятие природы и образное мышление;

4.Воспитывать доброту, любовь и бережное отношение к природе родного края.

Заготовка цветка по кол-ву детей, иллюстрации, картинки с изображением цветов, дидактические игры:

«Составь цветок», «Найди свой цветок», художественное слово стих В.Викторов «Цветок»,  цветной пластилин, стеки, досочкидля лепки по кол-ву детей.

2

Раздел «Животный мир»

Тема: «Божья коровка на

ромашке»

1. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе;

2.Закрепить использование в творческой деятельности детей

технического приема–пластилинографии, формировать

обобщенные способы работы посредством пластилина.

3. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические о природе.

4. Закреплять умение детей раскатывать пластилин прямыми движениями между ладонями;

5. Продолжать обучать детей использовать в своей работе

несколько цветов пластилина;

6. Развитие мелкой моторики рук;

7. Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином.

Речевая задача: Формировать умения повторять за воспитателем стихотворный текст

Заготовки «божьих коровок» по колву детей, игрушка, картинки наклейка «божья коровка», художественное слово А. Усачев «Божья коровка», цветной пластилин, стеки, досочки для лепки

по кол-ву детей.

3

Раздел «Рукотворный мир»

Тема: «Гжель.Самовар»

Обобщить представления детей о технологии росписи, русской народной посуде. Разобрать особенности внешнего вида, цветовой гаммы. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер.

Заготовки «самоваров» по колву детей, игрушка, картинки «божья коровка», художественное слово К. Чуковский «Муха - цокотуха», цветной пластилин, стеки, досочки для лепки

по кол-ву детей.

4

Раздел «Растительный мир»

Тема «Белая берёза»

1.Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой природе средствами художественного слова, произведений живописи.

2.Вспомнить с детьми  приметы дерева.

3.Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем.

Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей.

Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей.С.Есенин «Белая берёза»

художественное слово, картон, цветной пластилин, стеки, досочки для лепки по кол-ву

детей.

Июль

1

Раздел «Животный мир»

Тема: «Кошка Мурка»

1.Побуждать детей к изготовлению домашних животных.

2. Учить создавать на плоскости полуобъемный объект – «кошка», сочетая разные приемы техники – пластилинографии. Закреплять умения и навыки в работе с пластилином, побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей картины; закреплять знания о повадках и образе домашнего любимца, развивать творческие способности, внимание, фантазию, общую и мелкую моторику; воспитывать самостоятельность, инициативу, умение рассказывать о своих чувствах и настроении

Плакаты: домашние животные, картинки и

иллюстрации с изображением кошек,

заготовка по кол-ву детей,

картинки о жизни домашних животных, Э.Успенский «Кошка Мурка»

художественное слово, цветной пластилин, стеки, досочки для лепки по кол-ву детей.

2

Раздел «Рукотворный мир»

Тема: «Звёздное небо»

1.Учить создавать на плоскости «космический сюжет – звёзды » в технике пластилиновой живописи.         2.Закреплять приемы лепки в нетрадиционной технике, умение использовать способ цветовой растяжки, его возможности для решения темы и усиления эмоциональной выразительности;

3. Зактивизировать и расширять словарь, развивать мелкую моторику пальцев рук;

4.Закреплять знания о космосе, истории его развития, воспитывать любознательность, интерес к нетрадиционной технике рисования.

Закрепить навыки работы с пластилином: раскатывание комочка прямым движением, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета.

Плотный картон черного (темно-синего или фиолетового) цвета, размер ½ А4; пластилин желтого, белого или оранжевого  цветов; стека; салфетка для рук; доска для лепки.

3

Раздел «Рукотворный мир»

Тема: «Одежда»

1.Обобщить представления детей об одежде.

2.Разобрать особенности сезонности в одежде, назначении.

3.Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер.

На каждого ребенка приготовлены шаблоны одежды, пластилин разных цветов и картинка с изображением одежды. Сюжетно-ролевые игры «Ателье», «Магазин „Одежда», игры с куклами, рассматривание одежды, дидактические игры и упражнения, беседы об одежде, рассматривание иллюстраций с изображениями одежды, изготовление детьми заготовки шаблона.

4

Раздел «Рукотворный мир»

Тема: «Хохлома. Расписная тарелочка»

Учить украшать на горизонтальной плоскости готовый силуэт «чаши» элементами хохломской росписи, выполняя работу в технике –пластилинография;закреплять знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи. Развивать глазомер, творческие способности,  чувство ритма и композиции, эстетические чувства, мелкую моторику рук;-воспитывать бережное отношение к труду, познавательный интерес к народным промыслам.

Продолжить работу с детьми в технике пластилинографии;

Таблицы элементов росписи, круги из чёрного картона( тарелочки), пластилин, стек, доска для лепки, влажные салфетки. Презентация росписи «Хохлома»

Август

1

Раздел «Животный мир»

Тема: «Петушок, петушок золотой

гребешок»

1 Закреплять умение раскатывать комочки пластилина

кругообразными движениями; учить преобразованию шарообразной формы в  овальную путём надавливания и

продвижения пальчика по вертикали вниз.

2. Использовать стеку для создания петушка;

3. Развивать согласованности в работе обеих рук;

4. Воспитывать у детей отзывчивость, потребность

приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается.

Заготовки листов бумаги по кол-ву детей, картинки и иллюстрации с

изображением петушка, открытки, иллюстраций, беседа, загадки для восприятия темы.

Цветной пластилин, стеки, досочки для лепки по кол-ву детей, салфетки.

2

Раздел «Рукотворный мир»

Тема: «Бочонок мёда»

1.Обучение детей умению лепить из пластилина на плоскости.

2. Расширить представления детей об мёде, о его свойствах, назначении. 3. Создавать образ путем использования разнообразных способов лепки (раскатывание, сплющивание, скатывание, отщипывание, сворачивание в трубочку).

4. Учить пользоваться стекой для нанесения узоров бочонок.

5.Развивать творческие способности, усидчивость, аккуратность, умение доводить начатое до конца.

6.Воспитывать художественный вкус.

Заготовки «картинок» по кол-ву детей, иллюстрация с изображением бочонка  с мёдом, геометрическая мозаика, игрушка мишка с бочонком мёда, подвижная игра «У медведя во бору», цветной

пластилин, стеки, досочки для лепки по кол-ву детей.

3

Раздел «Растительный мир»

Тема: «Ландыш»

1. Развивать умение детей самостоятельно рисовать стебель и

листья цветка;

2.Продолжаем учить детей пользоваться предметами заместителями;

3.Развивать согласованности в работе обеих рук;

4. Воспитывать отзывчивость, доброту.

Речевая задача: Ландыш. Учить называть части цветка

Учить отвечать полным ответом на вопрос: Какой?

Расширять словарь детей через речевые игры.

Заготовки листов бумаги по кол-ву детей, картинки и иллюстрации с

изображением цветов «Ландышей», открытки, иллюстраций с изображением цветов, музыкальная игра «Вот такой цветок, выходи в

кружок», аудио произведения П. И.

Чайковского «Времена года»

«Весна», пластмассовые ложки, разного цвета, цветной пластилин, стеки, досочки для лепки по кол-вудетей.

4

Диагностическое занятие

Проверка индивидуальных способностей детей

Презентация, раздаточный материал

Методическое обеспечение программы

Педагогические технологии, используемые в обучении:

• Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.

• Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.

• Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.  

Методы обучения:

- Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации по теме, пальчиковая гимнастика, наблюдение за действиями педагога);

- Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово, поощрение, обыгрывание игрушки);

- Практический (индивидуальная помощь, упражнения с материалом, отработка приемов).

Основные приёмы. Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов лепки:

 Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

 Скатывание - кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик.

 Оттягивание - слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения.

 Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев.

 Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п.

Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

 Надавливание и размазывание - важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.

Среди методов воспитательного воздействия используются поощрения, совместная рефлексия, позитивная обратная связь. По особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей - изостудия. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно - образовательные, что в целом позволяет развивать личность ребенка.

Занятия разделены на тематические циклы. Основой каждого занятия является использование нетрадиционной техники работы с пластилином пластилинографии. Занятия составлены с учетом возрастных, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов, приемов позволит достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развития творческих способностей детей. Занятия проводятся нетрадиционно, используются новые методы: надавливание и размазывание, изготавливаются простейшие рельефные поделки методом скатывания и раскатывания, соединяя детали. Вдавливая различные предметы в основу из пластилина, размазываем пластилин указательнымпальцем на картоне. Занятия лепкой одновременно являются и занятиями и по развитию речи, в процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем ребенок вступает в диалог с игрушечным персонажем. Занятия пластилинографией - это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей. Применяются и работе с детьми стихотворения, потешки, загадки, пальчиковые игры. На занятиях предполагается знакомство детей с окружающим миром, даются знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, развитие фантазии и творчества. Занятия строятся на основе Федеральных государственных требований к интеграции образовательных областей, деятельности и тематического планирования. Во время занятий с детьми предлагается пластилин разного цвета, используются эстетически красочные предметы, игрушки. Разумно чередуется активная деятельность и отдых, чтобы предупредить детское переутомление.

Структура занятия:

1. Подготовительный этап: организационный момент (художественное слово), пальчиковая гимнастика.

2. Основной этап: объяснение и практическая деятельность.

3. Заключительный этап: подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции.

 Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Формы организации образовательного процесса

Форма проведения занятия.

В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами.

Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.

Мониторинг результатов освоения программы:

Для оценки результативности дополнительной общеразвивающей программы «Юные скульпторы» применяются:  начальный, текущий и итоговый виды мониторинга.

Входящий мониторинг осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года. Цель - определить исходный уровень знаний детей, определить формы и методы работы с дошкольниками. Формы оценки – собеседование, самооценка восптанника.

Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы.

В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения практических - творческих работ. Анализируются отрицательные и положительные стороны работы, корректируются недостатки. Мониторинг  знаний осуществляется с помощью заданий педагога (викторины, досуги, тесты по картинкам); взаимоконтроль, самоконтроль и др. Они стимулируют работу детей дошкольного возраста.

Анализ творческих заданий. Такой анализ можно проводить периодически в конце каждого задания, с целью выявления трудностей в освоении детьми программы.

Анализ отзывов родителей, воспитателей, других специалистов.

Анализ самостоятельных работ детей. Подобная форма очень полезна для самих дошкольников, так как дает им возможность осуществить самоанализ деятельности.

Формы оценки: участие в конкурсах.

Итоговый мониторинг осуществляется в конце учебного года. Формы оценки: выставка работ.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы:

• Оценка овладения обучающимися каждого вида техники работы с материалом;

• Проведение выставок работ детей дошкольного возраста;

• Участие в муниципальных, региональных выставках, конкурсах, интернет-конкурсах;

Методы проведения педагогической диагностики

Малоформализованные методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности.

Данный вид диагностики не предполагает специальных форм и видов организации детей, осуществляется в наблюдениях во времяфронтальных занятий. Диагностика проводится с целью эффективного построения занятия.

Педагогическая диагностика проводится два раза в год (в сентябре и мае). В проведении диагностики участвуют педагоги. Оценкапедагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по заданным критериям:

низкий уровень – ребёнок не может выполнить все параметры оценки;

средний уровень – ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

высокий уровень – ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки.

Протокол педагогической диагностики заполняются дважды в год (в сентябре и мае).

Фамилия,

имя

ребенка

Технические навыки

Проявление

творчества

Развитие

мелкой

моторики

Проявление

аккуратности

и трудолюбия

Раскатывание

Скатывание

Сплющивание

Размазывание

 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников:

При организации совместной с семьями необходимо придерживается следующих принципов:

- открытость для семьи;

- сотрудничество с родителями детей;

- обеспечение единые подходов к развитию личности ребенка;

- главный принцип - не навредить.

Материально-техническое обеспечения образовательного процесса

- шкаф для методической литературы - 1 штука,

- магнитная доска - 1 штука;

- стеллаж для изделий народно - прикладного искусства - 1 штука;

- мольберт – 1 штука;

- стулья детские – 15 штук;

- столы детские – 7 штук;

- пластилин – 15 штук;

- белый картон – 15 штук;

- цветной картон – 15 штук;

- доска (пластиковая или деревянная) для раскатывания пластилина и лепки деталей – 15 штук;

- набор стек разной формы – 15 штук;

- салфетки для рук – 15 штук (упаковок).

        

Перечень информационного, материально-технического обеспечения и кадрового обеспечения реализации программ

Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. - М.:

Издательство «Скрипторий», 2007.

6. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. 2008.

7. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн-2» Поделки из бросового

материала.2007.

8. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы.2007.

9. Е. Данкевич, О. Жакова. "Лепим из пластилина".

10. Иванова М. Лепим из пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА.

2007.

11. Е.Г. Лебедева. Простые поделки из бумаги и пластилина. Издательство:

Айрис-пресс. 2008.

12. Лыкова Ирина. Серия Мастерилка. Издательство: Мир книги. 2008.

13. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. - М.: Аст; СПб: Сова,

2006.

14. Орен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук,

Издательство Махаон. 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Город мастеров» (для детей 6-7 лет)

Программа для работы с детьми 6-7 лет. Программа составлена с учетом работы по двум направлениям: изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник и декоративно-прикладное творчеств...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Город мастеров» (для детей 6-7 лет)

Программа составлена с учетом работы по двум направлениям: изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник и декоративно-прикладное творчество с обучением основам вязания крючком и...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Маленькие чародеи» для детей 4-5 лет

Дополнительная программа "Маленькие чародеи" разработана для детей 4-5 лет, имеет художественную направленность и является продолжением программы для детей младшего возраста....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Юные волшебники

Наряду с общей физической развитостью к детям дошкольного возраста предъявляется одно особенное требование: желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторика рук. Ведь школа сразу дает больш...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник»

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник» (для детей 4-5 лет) (далее Программа) направлена на создание условий для развития личности ребёнка, р...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Юные артисты"

Направленность дополнительной образовательной программы «Юные артисты» художественная: театральное искусство. Программа направлена на художественно-эстетическое развитие детей дошкольного ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАГИЯ ОРИГАМИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель и задачи программы Цель: Создать условия для формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к искусству оригами. Задачи: Обучающие: 1. З...