Программа дополнительного образования «Юный скульптор» (для детей 5 -6 лет)
рабочая программа по аппликации, лепке

Чулкова Ирина Валерьевна

Программа дополнительного образования

 «Юный скульптор»

 (для детей 5 -6 лет)

Направленность программы: художественно-эстетическая

Срок реализации программы- 1 год

 

 

 

 

 

Воспитатель:

Чулкова Ирина Валерьевна

 

 

 

 

 

Канск, 2020

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В дошкольные годы у ребёнка развивается чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонично развитой личности.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.

Лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей. Можно лепить по старинке - из глины и пластилина, но интересно попробовать и что-то новое, например, солёное тесто.

Из этих материалов можно вылепить все что угодно, а полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребёнок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.

Программа – это и своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. 

Актуальной данная деятельность является потому, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребёнка в школу способствуют занятия по лепке.

Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Это – доступное занятие и для взрослых, и для детей, которое приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идёт полное расслабление тела и души.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.

Ещё одной специфической чертой лепки является её тесная связь с игрой. Объёмность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

Создание ребёнком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Работа с пластилином, глиной и солёным тестом, в разных техниках развивает умственные способности детей, расширяет их художественный кругозор, формирует нравственные представления, содействует формированию творческого отношения к окружающему миру, воспитывает любовь к труду.

Открытие в себе индивидуальности поможет ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, в общении с другими.

Очень важным моментом является и развитие руки, её тактильных ощущений поверхностной фактуры. Многие учёные указывают на важность развития мелкой моторики, которая находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Кропотливый труд по развитию мелкой моторики и координации движений можно превратить в забавную игру и даже сказку.

Введение  программы «Юный скульптор» как раз и заключается в воспитании пространственного видения разнообразных форм, предметов. Знания и навыки, получаемые учащимися в результате обучения, необходимы для умения передавать форму, обрести опыт пластического чутья.

Программа разработана на основе:

- Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г.  №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;

- Концепции развития дополнительного образования детей, от 04.09.2014 г. №1726-р, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации.  

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и науки РФ.

- Краевых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, 2016 г.

Программа «Юный скульптор» художественно-эстетической направленности, и предназначена для обучения детей декоративно-прикладному творчеству

Актуальность данной программы заключается в том, что работа с различными материалами в разнообразных техниках будит фантазию, развивает эстетический вкус, творческую активность, мелкую моторику рук, имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка. Содержание программы характеризуется разнообразием материалов, используемых в работе, разнообразием ручных операций и видов деятельности, разнообразием познавательных сведений.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr_yun_skulptor_moya_ofits.docx74.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №39 «Теремок»

             

     ПРИНЯТО  на заседании                                                                                УТВЕРЖДАЮ

     педагогического совета                                                               Заведующий МБДОУ №39

             Председатель                                                               _____________/Е.И.Балабина /

Педагогического совета МБДОУ №39                                       «___»______________2020г.

             Протокол №  1

    «09» Сентября   2020г.                                                                        

Программа дополнительного образования

 «Юный скульптор»

 (для детей 5 -6 лет)

Направленность программы: художественно-эстетическая

Срок реализации программы- 1 год

Воспитатель:

Чулкова Ирина Валерьевна

Канск, 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

Оглавление

Введение…………………………………………………………..………..………………3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА………………………………………..………….…….4

Виды лепки……………………………………………………………………….…………6

Лепка отдельных предметов………………………………………….….………………....6

Сюжетная лепка……………………………………………………..…………………..…13

Декоративная лепка……………………………………………………………….……….15

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕПКЕ В ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА…16

Уровень программы, объем и сроки реализации………………………………………...23

Организационно-методическая деятельность по реализации программы:………... ….23

Методы организации непосредственной образовательной деятельности:……………..25

Методическое обеспечение программы……………………………….…………………26

Учебно-тематический план………………………………………………….………….…29

Содержание программы ………………………………………………………………..….23

Список литературы    ……………………………………………………………..…….…24


ВВЕДЕНИЕ

Скульптура - это вид изобразительного искусства, в котором, так же как и в других видах, художник выражает своё мировоззрение, идеалы эпохи, создавая образ в своеобразных формах. Она даёт объёмно-пространственное изображение и может быть выполнена как в мягком материале - глине, пластилине, так и в твёрдом - дереве, камне. Скульптуру в мягком материале называют лепкой, пластикойОвладение изобразительными и техническими средствами лепки составляет для  ребёнка большую сложность, и это заставляет воспитателя с особой ответственностью подходить к отбору материала для лепки, содержанию и приёмам обучения. Обычно в детском саду используют солёное тесто, глину и пластилин.

Своеобразие скульптуры проявляется в содержании и в средствах выражения. Основным её содержанием является изображение прежде всего человека.
Объектами скульптурного изображения могут быть и животные.  Спецификой скульптуры является возможность передавать все особенности формы с разных сторон. Неживая природа, среда, окружающая человека, изображаются в пластике крайне редко. Растения, вещи и прочие предметы иногда включаются в скульптуру как детали, дополняющие основной образ, или служат декоративными элементами.

Какие же выразительные средства познает ребёнок в процессе восприятия скульптуры?

Создание лепного образа всегда связано с передачей пластики, которую дети постигают не сразу. Но уже в старшем дошкольном возрасте дети начинают понимать плавность очертаний формы. Для этого при рассматривании скульптуры детей учат движениям руки в воздухе показать линию перехода одного объёма в другой. Производя зрительный охват всей скульптуры, они вычленяют ее части. Под руководством взрослого ребёнок дошкольник приходит к заключению, каким образом можно добиться плавного перехода одной формы в другую - путём заглаживания формы в другую - путём заглаживания формы пальцами или путём постепенного наращивания объёма.

Скульптура открывает большие возможности для обучения детей композиции. Рассматривание многофигурных композиций подводит детей к умению видеть взаимосвязь между предметами и самостоятельно располагать их на подставке.

Под влиянием скульптуры дошкольники быстрее осваивают изображение фигур в действии. Их работы становятся ярче, выразительнее.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В дошкольные годы у ребёнка развивается чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонично развитой личности.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.

Лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей. Можно лепить по старинке - из глины и пластилина, но интересно попробовать и что-то новое, например, солёное тесто.

Из этих материалов можно вылепить все что угодно, а полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребёнок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.

Программа – это и своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. 

Актуальной данная деятельность является потому, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребёнка в школу способствуют занятия по лепке.

Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Это – доступное занятие и для взрослых, и для детей, которое приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идёт полное расслабление тела и души.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.

Ещё одной специфической чертой лепки является её тесная связь с игрой. Объёмность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

Создание ребёнком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Работа с пластилином, глиной и солёным тестом, в разных техниках развивает умственные способности детей, расширяет их художественный кругозор, формирует нравственные представления, содействует формированию творческого отношения к окружающему миру, воспитывает любовь к труду.

Открытие в себе индивидуальности поможет ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, в общении с другими.

Очень важным моментом является и развитие руки, её тактильных ощущений поверхностной фактуры. Многие учёные указывают на важность развития мелкой моторики, которая находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Кропотливый труд по развитию мелкой моторики и координации движений можно превратить в забавную игру и даже сказку.

Введение  программы «Юный скульптор» как раз и заключается в воспитании пространственного видения разнообразных форм, предметов. Знания и навыки, получаемые учащимися в результате обучения, необходимы для умения передавать форму, обрести опыт пластического чутья.

Программа разработана на основе:

- Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г.  №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;

- Концепции развития дополнительного образования детей, от 04.09.2014 г. №1726-р, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации.  

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и науки РФ.

- Краевых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, 2016 г.

Программа «Юный скульптор» художественно-эстетической направленности, и предназначена для обучения детей декоративно-прикладному творчеству

Актуальность данной программы заключается в том, что работа с различными материалами в разнообразных техниках будит фантазию, развивает эстетический вкус, творческую активность, мелкую моторику рук, имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка. Содержание программы характеризуется разнообразием материалов, используемых в работе, разнообразием ручных операций и видов деятельности, разнообразием познавательных сведений.

Новизна  программы состоит в том, что за основу взята новая технология изготовления лепных изделий с дополнительным освоением техник декоративно-прикладного искусства. Такое сочетание способствует более углубленному овладению навыкам художественного мастерства у подрастающего поколения, развитию мотивации к познанию и становлению личности через творческое самовыражение. В процессе творческой деятельности изменяется форма и способы мышления, личностные качества, поэтому важно знакомить учащихся с интересным миром декоративно-прикладного искусства, помочь им реализоваться в деятельности, способствующей духовному развитию.

Педагогическая целесообразность

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребёнка, умение наблюдать, выделять главное, характерное. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребёнку их отыскать. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук. Именно лепка учит выражать свои чувства и мысли.

Отличительной особенностью данной программы является ее вариативность. Программа предполагает формирование у учащихся умений и навыков от изучения простого материала к более сложному, от упражнений и игровых ситуаций к творческим заданиям. Все разделы программы предусматривают не только усвоение материала, но и формирование практического опыта и способствуют развитию у детей творческих способностей, умению создавать самостоятельные работы. В программе «красной чертой» проходит тема познания окружающего мира, а также бережное отношение к природе и животным.

Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.

Виды лепки


Лепка отдельных предметов. 

Изображение предметов в лепке для ребёнка является более простым, чем в рисовании. Здесь он имеет дело с реальным объёмом, где нет надобности прибегать к условным средствам изображения. Наиболее легко дети овладевают изображением предметов конструктивной и растительной форм и с большими трудностями - изображением фигур человека и животного. Это связано со сложностью строения, пластичностью их форм; ребёнку бывает трудно понять сложное анатомическое строение животных.
Исследования и опыт работы с детьми показывают, что дошкольников можно научить относительно правильному изображению человека и животного.
При лепке живых существ дети передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остаётся обобщённой.
Поэтому важно, чтобы воспитатель учил детей изображению основных форм предметов с их яркими, характерными признаками. На занятиях дошкольники должны научиться передавать пропорции предметов, овладевать определёнными техническими умениями. Эти общие задачи конкретизируются для каждой возрастной группы. Например, для первой младшей группы научить детей лепить простейшие формы (цилиндр, диск, шар). Для средней группы - уточнять представление о форме предметов и их строении. Для старшей группы - видеть сходство и различие предметов, их положение в пространстве, замечать характерные признаки.
Постепенно дети учатся создавать выразительные образы. Как подсказывает опыт, занятия лепкой можно начинать с двухлетними детьми. В этом возрасте у малышей появляется желание вылепить из глины предметы, которые их окружают. Но изображение получается неотчётливым. Во время лепки для ребёнка 2-3 лет наиболее значительными являются свойства материала (вязкость, пластичность, величина, вес), но не форма и строение предметов. Этот период, как и в рисовании, называется доизобразительным, но в лепке он проходит быстрее.
Это объясняется тем, что знакомство с объёмным, осязаемым материалом, его пластичностью быстрее вызывает у ребёнка осмысленный интерес и его действия становятся более логичными. В этот период, как уже указывалось, детей увлекают свойства материала, они отрывают от общего кома глины отдельные кусочки, нагромождают один на другой, раскатывают на дощечке, расплющивают рукой о доску. Если дети осваивают материал под руководством взрослого, то они быстрее переходят к изобразительному периоду. Продольными и вращательными движениями ладоней сначала просто о стол или доску, а затем между ладонями они видоизменяют бесформенный ком глины. 2-3-летние дети, как правило, лепят всей кистью руки, так как движения пальцев у них ещё некоординированны. Слабый зрительный контроль у детей этого возраста влияет на изображение формы предмета.
В результате ребёнок может передать лишь общую форму предмета, без его характерных свойств и деталей.
Задачи обучения лепке вытекают из особенностей развития детей и в основном сводятся к общим учебно_воспитательным задачам: содействовать формированию у детей интереса к лепке; знакомить их со свойствами материала; учить правильно   куски, раскатывать, соединять; научить создавать простейшие формы (цилиндры, палочки, диски, шары), на основе чего дети смогут воспроизводить более сложные предметы (самолёты, баранки, пирамидки). Сам процесс лепки вызывает у детей радость от ощущения собственной силы, под воздействием которой комочек глины расплющивается, скатывается в шарик, столбик и т. д. Они с большим интересом занимаются лепкой. Малышей увлекает возможность отрывать от глины куски, соединять их. Ребёнок наблюдает изменение первичного кома глины, и это также производит на него впечатление (был шарик, сжал его между ладонями - получилась лепёшка, раскатал комок - получился столбик или шарик).
Интерес детей к действию с глиной и её свойствам нужно использовать и направлять на формирование желания изображать предметы. Иначе, если ребёнку дать увлечься лишь её свойствами, то он будет размазывать её, разбрасывать по полу и т. д. Воспитатель начинает занятия лепкой не с изображения предметов, а сначала учит отрывать от кома глины небольшие кусочки, вновь соединять их в комок, раскатывать между ладонями, получившиеся формы раскладывать на доске. На этих занятиях дети знакомятся со свойствами глины.
Обычно дети двух лет своей работе не дают никакого названия, но у некоторых из них на основе ассоциации по форме или признаку движения появляется стремление дать название изделию, которое они вылепили. Воспитатель в таких случаях должен выразить своё одобрение.
По мере усвоения элементарных действий с глиной дети постепенно приобретают необходимые навыки в лепке простейших форм, которые являются основой для лепки самых разнообразных предметов. Сначала дети учатся изображать цилиндрическую форму: столбик, палочки (глина раскатывается между ладонями продольными движениями, которые напоминают движения во время рисования прямых вертикальных линий).
В связи с тем что у ребёнка двух лет зрительный контроль ещё не выработан, а движения рук недостаточно координированы, ему трудно соразмерить свою силу, отчего у одного и того же ребёнка столбики могут получиться разной длины и толщины. Но это не имеет существенного значения, так как главное - закрепление движения, с помощью которого ребёнок может создать цилиндрическую форму.
Следующий этап - научить детей изображать шаровидные формы: шарик, мяч, апельсин. Здесь также важно добиться чёткости формообразующего движения рук. Это сложнее, чем создание цилиндрической формы, так как требует от ребёнка большего анализа действий, слаженности движений обеих рук.
Когда дети освоят изображение шара, они учатся лепить диск (лепёшку, печенье). Эта форма получается от расплющивания шаровидной формы между ладонями. Таким образом, малыш знакомится с новым движением и возможностью видоизменять одну форму для получения другой. Программа данной группы включает и воспроизведение предметов, состоящих из форм, изготовлению которых уже обучились дети (самолёты - из нескольких столбиков, баранка - из согнутого столбика, пирамидка - из нескольких колец или дисков, гриб - из цилиндра и диска, погремушка - из столбика и шарика). Таким образом, дети первой младшей группы под руководством воспитателя в какой-то степени овладевают умением изображать основные формы, а с их помощью и создавать некоторые предметы.


Задачи и содержание обучения во второй младшей группе. 

Дети 3-4 лет уже знают, что из глины можно лепить, однако еще не умеют обращаться с ней. Они пока плохо представляют себе, как от движения рук зависит получаемая форма предмета. Программа для детей 3-4 лет повторяет программу первой младшей группы, но расположена чётко по кварталам и предусматривает более самостоятельную работу детей, чем в предшествующей группе. Ребята должны ориентироваться в понятиях «величина», «форма», «количество». Задача воспитателя этой группы - пробудить у дошкольников инициативу в работе, воспитывать эстетические чувства.
В программе даётся ряд упражнений, которые помогут педагогу в обучении детей лепке. Цель их - научить маленького ребёнка согласованно работать обеими руками, соразмерять нажим ладоней на ком глины. Тематика, которая предлагается в программе, даёт возможность разнообразить задания. Так, можно предложить для лепки столбик или несколько столбиков, палочку, колбаску, карандаш.
Следующий этап - это овладение умением видоизменять знакомую форму для получения какого-то другого предмета, а именно свёртывать, например, палочку или столбик в колечко, баранку и т, д. Благодаря этому упражнению, в котором предусматривается раскатывание глины прямыми движениями, дети закрепляют приобретённые навыки. Здесь же воспитатель помогает детям освоить соединение концов цилиндрической формы и скреплять их. Если форма столбика получается почти механически (под воздействием ладоней), то при изображении кольца ребёнку нужно зрительно проконтролировать правильность формы кольца или баранки. В работу включаются пальцы, что очень важно для создания более сложных фигур. Во время занятий воспитатель обращает внимание детей на то, как лучше пользоваться глиной, чтобы не пачкать стол, одежду (лепить надо на дощечке, перед лепкой засучивать рукава). Здесь же он учит различать и правильно называть величины: больше, меньше, длинная, короткая, мало, много, один, два, три.
Далее дети учатся раскатывать ком глины между ладонями круговыми движениями, что сложнее для трёхлетних детей, чем овладение движениями по прямому направлению.
Тут нужны зрительный контроль и координация движений обеих рук, чтобы раскатываемый ком принял округлую форму. Упражняясь в движениях по кругу, дети могут вылепить шарик, мяч, вишню, яблоко. На этом этапе обучения они не изображают характерные детали предметов, так как усваивают лишь движения, которые образуют форму шара.
Следующим этапом обучения является видоизменение шара. Малыши учатся расплющивать шар между ладонями, для того чтобы сделать диск. Этим они овладевают быстро, и вскоре из шара они лепят в форме диска лепёшку, печенье, пряник.
После того как дети усвоят изображение основных форм (шар, цилиндр, диск), можно перейти к лепке несложных предметов (снеговик, самолёт). Задания должны быть простыми: вылепить снеговика только из двух шаров - большого и маленького; самолёт - из трёх удлинённых кусков глины.
Детей нужно научить плотно прижимать одну часть к другой, не нарушая формы частей. Постепенно в процесс лепки включаются пальцы. Это очень важный и ответственный момент, так как последующая работа над лепной формой в других группах будет требовать все большего включения пальцев, а не ладоней. В связи с этим малышей надо научить защипывать края формы концами пальцев. Дети могут вылепить пряник, пирожное или торт с украшениями, выполненными путём защипывания.
Программой предусматривается закрепление полученных умений на темах, которые могут быть связаны с летними впечатлениями: лепка ягод, грибов, некоторых овощей, фруктов, насекомых. К переходу в среднюю группу дети должны вполне свободно владеть необходимой техникой лепки и изобразительными умениями для создания несложных предметов.
Дети 4 - 5 лет заметно отличаются по своему развитию от ребят младшей группы и физически, и умственно. Их словарный запас больше, чем у малышей, а следовательно, повышается регулирующая роль речи. Ребенок средней группы более внимателен, он уже может выслушать объяснение воспитателя, но ему еще трудно сосредоточиться на длительном объяснении.
Четырехлетние дети начинают уже выделять некоторые функциональные признаки предметов. У них чаще проявляются эстетические чувства по отношению к окружающему миру. Но несмотря на это, результаты лепки у детей средней группы мало чем отличаются от работ младшей группы. Они еще не справляются с изображением формы, искажают пропорциональные соотношения частей предметов, не умеют вполне самостоятельно пользоваться приемами лепки. Поэтому воспитатель должен пробуждать у детей устойчивый интерес к занятиям лепкой, развивать координированные движения рук, уточнять представления о форме предметов и их строении, учить передавать эти представления в лепке. Дети должны научиться чувствовать форму, ритм, симметрию, пропорции.
В начале года программой предусматривается повторение пройденного материала, а именно раскатывать ком глины прямыми и круговыми движениями ладоней, расплющивать его. Это повторение дает возможность воспитателю не только закрепить пройденное, но и потребовать от детей более точного изображения форм на знакомых предметах, проследить правильно ли двигаются руки у детей при изображении шаровидной, цилиндрической форм и диска.
В начале года надо учить ребят создавать круглую, цилиндрическую и овальную формы пальцами.В младшей группе дети учились защипывать края формы, делать отверстия пальцами, когда надо было украсить предмет. Начиная со средней группы, детей нужно приучать выполнять пальцами в основном всю работу, так как красивая форма не может получиться только от механического воздействия ладонями на ком глины.Дети учатся лепить овал из шаровидной или цилиндрической формы, передавать характерные детали формы таких предметов, как яблоко, орех, морковка, гриб, огурец, кабачок, лимон. Работая над их изображением, ребёнок может вылепить основу, раскатывая ком глины между ладонями, а детали выполнить пальцами.
Например, основой для изображения морковки может быть цилиндрическая форма, полученная путем раскатывания глины между ладонями, а дальнейшее изображение характерной формы и деталей делается пальцами. На данном этапе обучения воспитатель должен помнить, что у детей четырех лет мелкие мышцы кисти руки ещё недостаточно окрепли, а поэтому им трудно справиться с крупной формой. Кроме того, создание формы пальцами требует определённого хода мысли, рассуждений и зрительного контроля. Дальнейшее обучение детей связано с формированием умения изображать предметы, состоящие из нескольких частей. В какой-то степени они этому уже учились в предшествующей группе.
        На пятом году жизни дети учатся точнее передавать форму и структуру предметов. Кроме того, они знакомятся с изображением человека и животного. Воспитатель может вылепить Снегурочку, снеговика, девочку в шубке, птичку, кролика, ежа, рыбку, поросёнка. Все эти предметы требуют соблюдения формы, пропорций, но могут быть изображены пока упрощённо. Например, для того чтобы выполнить девочку в шубке, дети лепят столбик, придают ему коническую форму, затем раскатывают маленький шарик для головы и удлинённую цилиндрическую форму для рук, которую делят пополам. В результате плотного соединения частей получается фигурка в несложном исполнении. Но изображение даже таких простых предметов требует от детей знания формы, пропорций, изобразительных и технических умений. При изображении птички ребята знакомятся с новым техническим приёмом - оттягиванием глины от общей формы для получения таких деталей, как клюв, лапки, но вначале от детей ещё не требуют усвоения этого приёма.
Программа предусматривает и повторение упражнения для развития движений пальцев. Воспитатель должен научить детей защипывать края формы кончиками пальцев, заострять и закруглять конец столбика. В качестве упражнений дети лепят морковь, угощение для кукол (пирожки, печенье, ватрушки).
Ребята средней группы знакомятся с новыми изобразительными и техническими умениями. Например, учатся оттягивать от формы мелкие детали при изображении цыплят и птиц, вдавливать пальцами округлую форму, чтобы получить полую, загибать края расплющенной формы. Тематика, предлагаемая программой, помогает закрепить приобретённые навыки. Дети могут вылепить посуду для кукол: миски, тарелки, чашки с блюдцами. При изображении птиц они учатся плотно скреплять части, прижимая их одну к другой и замазывая пальцем места скреплений.
В летнее время дети свободно применяют полученные в течение года умения и лепят различные предметы, которые наблюдают во время прогулок на участке, в лесу и т. д.
       Изобразительная деятельность детей 5 лет становится разнообразнее и сложнее. Это связано с тем, что в психологическом и физиологическом отношении ребенок стал более развитым. Окрепли и руки, но мелкие движения пальцами детям производить трудно. Ребёнок на шестом году жизни может анализировать форму, части предмета и запоминать их. Дети этого возраста уже намного самостоятельнее в процессе работы над формой, способны подмечать наиболее яркие, красивые стороны предметов.
     Таким образом, можно сформулировать общие задачи по лепке в этой группе: необходимо у детей развивать любознательность, эстетическое восприятие окружающего мира, уточнять их представления о форме предметов, их различии и сходстве, характерных признаках, положении в пространстве.
Учитывая, что ребята этого возраста стали более самостоятельны в творчестве, необходимо поощрять их инициативу, сообразительность. Известно, что на развитие изобразительной деятельности детей влияют знание формы предметов, их строение, но не меньшее значение имеет овладение техническими и изобразительными средствами лепки.
       В старшей группе усиливается внимание к умению передавать характерные особенности формы, а также к изображению динамики.
Программа строится таким образом. Сначала дети лепят знакомые предметы, овощи, фрукты. На одном занятии они могут вылепить 2-3 предмета разной формы и величины. И немаловажно, чтобы они путём сравнения научились выделять и передавать наиболее яркие, характерные признаки предметов.
Воспитатель продолжает работу с детьми над изображением фигур человека и животного. Данная задача решается в этой группе несколько по-иному, чем с детьми четырёх лет. Используя способность дошкольников к анализу, им можно предложить лепку этих предметов с игрушек, скульптур малой формы, изделий народных умельцев. Надо отметить, что лепка с натуры требует особого внимания к форме, характерным деталям и особенностям ее строения, учит следить за получающейся формой и сравнивать ее с натурой. Дымковские куклы и фигуры животных, тульские глиняные игрушки должны помочь ребёнку понять элементарное строение предметов, кроме того, они подсказывают способы несложного выполнения лепки из целого куска. Техника лепки в этой группе продолжает совершенствоваться. Особое внимание уделяется работе пальцами. Основные формы предметов, туловище и голова человеческой фигуры, туловище и ноги животного предлагается лепить способом вытягивания из одного куска глины. Дети должны уметь передавать признаки предметов: длинный, короткий, толстый и тонкий. В связи с тем что тематикой в основном является изображение человека и животных, появляется необходимость знакомить ребят с приёмами установки фигур в вертикальном положении и учить их понимать относительную величину частей. Воспитатель показывает, как надо скреплять части, чтобы они плотно прилегали одна к другой. Предметами для изображения могут быть Снегурочка, мальчик на санках, заяц, собака, мишка. Здесь дошкольники могут использовать приёмы, которыми они пользовались при изображении дымковских и тульских игрушек. Для развития мелких мышц кисти руки и движений пальцами детям предлагается лепить посуду для кукол, горшки, миски, чашки по мотивам керамических народных изделий. Эти занятия связаны не только с развитием изобразительных навыков, но и с упражнением детей в таких технических приёмах, как лепка из целого куска, вдавливание, вытягивание, прищипывание, работа над мелкими деталями и фактурой, которая в данном случае должна быть очень гладкой. Изготовление посуды открывает возможность использовать умения, полученные на занятиях рисованием, т. е. роспись глиняных изделий ангобом или гуашью. Для того чтобы фигурки были выразительными, дети должны изображать человека и животных в действии. Изображение действия в лепке является одним из выразительных средств, которое усваивается ребёнком быстрее, чем в рисовании, так как в лепной работе он имеет дело с реальным объёмом и ему не нужно прибегать к условным средствам, как при изображении на листе бумаги. Движения, которые изображают дети, очень несложные: поднятые руки или расставленные ноги у человеческой фигуры, вытянутые вперёд лапы у животных. Предлагаемая тематика может быть следующая: «Петрушка танцует», «Мишка играет», «Кошка с клубком», т. е. даются те предметы, приёмы изображения которых детям известны.
Задачи и содержание обучения в подготовительной к школе группе. Летом дети закрепляют свои знания в области изобразительного искусства, знакомясь ближе с природой, приобретая новый жизненный опыт в понимании окружающего.
У детей 6-7 лет имеются необходимые данные для создания выразительного образа в лепке. Это определяется тем, что их кругозор стал намного шире. Идёт дальнейшее развитие творческого воображения. Окрепла мускулатура кисти руки, а с ней развились мелкие движения пальцев. Развиваются эстетические оценки качеств предметов, появляются собственные суждения об окружающих предметах и событиях. Ребёнок начинает понимать не только форму, строение, но и состояние предмета.
Характер лепки детей 6-7 лет сильно отличается от работ дошкольников младшего возраста. У них появляется желание точнее изобразить форму предмета, обогатить образ дополнительными деталями и предметами, показать его в движении. В работе они используют многие приемы лепки и дополнительные материалы. Но старшие дошкольники с помощью выразительных средств в лепке живых существ передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей у них все ещё остается обобщенной. Происходит это вследствие того, что им трудно понять сложное строение формы предметов.
        Перед воспитателями подготовительной группы стоят следующие задачи по обучению детей лепке: развивать зрительное и мускульное восприятия формы предметов, учить использовать в лепке самые разнообразные средства для создания выразительного образа и осваивать различные изобразительные и технические приемы - развивать творческую инициативу. В подготовительной группе дети хорошо знакомы с такими объемными формами, как шар, цилиндр, конус, диск.
Основываясь на знании кх, дошкольники подготовительной группы должны лепить уже знакомые им предметы - овощи и фрукты. Очень важно на данном этапе обучения потребовать от детей уточнения формы и пропорций, научить внимательно работать с натурой, рассматривая ее со всех сторон, сравнивать получившееся с моделью. Можно предложить вылепить небольшую композицию по представлению после рассматривания овощей или фруктов: овощи в корзине, фрукты на тарелке, в вазе. После того как работы высохнут, дети могут их окрасить.
Для изображения подобных композиций можно предложить цветной пластилин, цвет которого явится дополнительным выразительным средством и позволит изобразить мелкие детали, что бывает трудно сделать из глины.
В начале года дети вспоминают, как лепить птиц, коней, кукол по типу народных глиняных игрушек, уточняют приемы лепки из целого куска путем постепенного вытягивания отдельных частей. Им можно показать нбвый способ изображения дымковской куклы, когда юбка лепится из пласта глины в виде колокола, а верхняя часть туловища и голова - из конусообразного куска глины, затем обе части соединяются. Руки изображаются каждая в отдельности и прикрепляются к общей форме. Так, постепенно дети учатся изображать фигуры человека и животного.
          Как известно, изображение действия является одним из средств выразительности. Ребёнок должен хорошо представлять изображаемый объект в определённом положении. Наиболее простые темы для изображения: «Мальчик держит флажок», «Мальчик бежит на лыжах», «Мальчик и девочка делают зарядку». В этих темах определены конкретные действия, которые нужно изобразить. Но могут быть и такие темы: «Лиса крадётся за добычей», «Лиса слушает песенку гусей». Эти темы сложнее. Чтобы их решить, ребёнку нужно знать повадки зверей, их движения (как зверь прислушивается к шороху в лесу, как ведёт себя во время испуга, охоты, обороны, нападения). Для этого воспитатель может прочитать сказку, где точно подмечены характеры зверей.
         В подготовительной группе много внимания уделяется сюжетной лепке. В течение года ведётся работа над усовершенствованием изображения формы, пропорций предметов. Дети закрепляют приёмы лепки из целого куска, учатся прочно устанавливать фигуры с глиняными подставками и без них, продолжают обучаться использованию таких выразительных средств, как движение дополнительных предметов и деталей. Воспитатель может предложить ребятам окрашивать готовые изделия ангобом или гуашью. В подготовительной группе дети могут самостоятельно упражняться в отборе и употреблении приёмов лепки для изображения тех или иных предметов.

Сюжетная лепка
       Изображение сюжета в лепке имеет свою специфику по сравнению с рисованием. В последнем изображение сюжетной композиции часто бывает связано с использованием условных приёмов изображения предметов, находящихся на земле и в воздухе. В лепке это не всегда удаётся сделать. Например, изобразить летящий самолет ребёнок не может. Но ребята в некоторых случаях при показе предметов в полете поднимают скульптуры на подставке или палочке-каркасе, но этот условный прием не всегда можно использовать, особенно если в сюжете не один предмет в воздухе, а несколько. Работа над сюжетной лепкой требует от детей большого умственного напряжения, так как для композиции нужно отобрать наиболее выразительные предметы.Сюжетная лепка проводится с детьми старших групп.
Дети старшей группы уже могут вылепить в течение одного занятия не один предмет, а несколько, т. е. они в состоянии работать над сюжетом. Правда, пятилетним ребятам воспитатель предлагает композицию из однородных предметов, где формы и приемы повторяются, например: «Кошка с котятами», «Собака со щенком». Лепка однородных предметов связана не только с тем, чтобы детям было посильно задание, закреплялся тот или иной приём путём неоднократных повторений,- важно, чтобы они научились передавать соотношение величин (большой - маленький), интересно располагали предметы на подставке. В качестве тем для занятий можно взять сюжеты, где один предмет состоит из нескольких частей и является наиболее сложным для изображения, остальные предметы являются простыми по своему строению и форме и включают в себя не больше 1-2 частей, например: «Заяц встретился с колобком», «Мальчик лепит снеговика», «Девочка кормит птиц». Фигуры девочки, мальчика и зайца состоят из нескольких частей, причём с изображением их дети знакомы: лепка колобка, снеговика и птицы не должна вызывать затруднений. Наиболее сложной задачей в работе над данной темой является расположение предметов на подставке. При этом необходимо следить за соотношением величин, элементарно передавать динамику фигур. Дети должны уметь изображать фигуры людей и животных в движении, им предлагают темы, включающие в себя знакомые по форме и строению предметы («Мишки играют» и др.). Ребёнок может вылепить две однородные фигурки, но придать им разное положение, расположить на подставке так, чтобы они были связаны одним сюжетом. Обычно дети 5-6 лет уже не ограничиваются лепкой лишь заданных предметов. Они дополняют сюжет второстепенными деталями: могут вылепить траву, дерево, пень, скамейку и т. д. Но при этом очень небрежно выполняют форму и плохо соединяют части. Ограничивать детей в их стремлении сделать лепку более выразительной за счёт дополнительных предметов не следует, но необходимо требовать от них более точного и полного изображения формы основных предметов и плотного соединения частей. Если на данном этапе обучения на это не обращать внимания, то дети привыкнут к небрежному изображению формы, излишнему нагромождению предметов на подставке, а это будет большим тормозом в развитии дальнейших умений детей и их творчества. Изображение сюжета в подготовительной группе требует от детей активности и самостоятельности в подборе эпизода, в использовании изобразительных и технических приёмов, в планировании всей работы.
Дети этого возраста уже знакомы с приёмами лепки разных форм, достаточно хорошо умеют видеть форму в предметах и передавать её характер в лепке.

Возрастные и изобразительные особенности детей 6-7 лет позволяют сформулировать следующие задачи:
формировать умение у детей самостоятельно подбирать сюжеты для лепки по мотивам знакомых сказок и рассказов, а также из окружающей жизни;
использовать знакомые приёмы лепки, изображая сюжет, располагать предметы на подставке; изображать изменение формы в зависимости от действия предмета.
      При умелом руководстве воспитателя дети 6-7 лет могут научиться предварительно выбирать и обдумывать тему, причём не только содержание, но и частично материалы к ней: объем глины, длину и количество палочек-каркасов.
Программа по сюжетной лепке в этой группе связана не только с изображением формы - дошкольники учатся передавать динамику предметов. Ставится задача - достигнуть в изображении движения большей выразительности. Для этого детей учат изображать скульптурные композиции из 2-3 фигур, передавая их соотношения и действия. Исследования и практика показывают, что дети с интересом передают динамичность фигур, но, увлекаясь изображением движения, забывают о форме, на что должен обращать внимание воспитатель. Содержание для лепки можно брать из окружающей жизни: игры и забавы детей на прогулке, дома, по сюжетам любимых сказок и рассказов, например: «Три медведя», «По щучьему веленью», «Лиса и гуси».
В сюжетной лепке ребята должны понятно для окружающих изобразить содержание эпизода, т. е. дать 2-3 персонажа в определённой обстановке и взаимодействии. Основной материал для лепки в подготовительной группе - глина, но иногда, для того чтобы дети поупражнялись в лепке мелких деталей, можно им дать цветной пластилин. При использовании его нужно помнить, что появляется новое изобразительное средство - цвет, который делает работу более выразительной, но может и отвлечь от наиболее важного в лепке - формы. В подготовительной группе много места отводится коллективной лепке, которая имеет не только образовательное, но и большое воспитательное значение. Она учит детей согласовывать свои действия с действиями товарищей, радоваться общему успеху, помогать друг другу, сообща решать, какие дополнительные детали нужны для большей выразительности всей работы. Темами для коллективной лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, рассказов, сказок, дающие композиции из 3-4 и более фигур. Важно, чтобы работа получилась цельной и не была похожа на макет. Эпизоды для такой лепки нужно подбирать так, чтобы фигурки располагались на подставке недалеко друг от друга, а иногда касались одна другой. Например, из сказки «Репка» можно взять эпизод, когда все персонажи, взявшись друг за друга, тянут ее или все стоят около вытащенной репки, а из «Трёх медведей» - момент, когда медведи подходят к своей избушке. Из сказки «Коза и семеро козлят» - берётся эпизод, когда козлята стоят вокруг козы. Дети могут вылепить воспитателя и себя во время игр, на улице, в лесу или, например, группу первоклассников, идущих с портфелями, причём важно, чтобы фигурки детей были в осенних или зимних одеждах, а в движениях чувствовались энергия и бодрость. Во время коллективной лепки дети должны работать дружно, советоваться, обсуждать ход работы.

Декоративная лепка

Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, разными его видами, в том числе мелкой декоративной пластикой народных умельцев.Красивые, обобщённые формы птиц, животных с условной яркой росписью ангобом и глазурью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют кругозор и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Они охотно рассматривают простые, а порой замысловатые формы солонок, кружек и других изделий, с интересом знакомятся с декоративными пластинками.
Дети старшей и подготовительной групп могут сами создать интересные изделия, используя их в играх или как настенные украшения, сувениры для взрослых и своих товарищей.
         Декоративная лепка учит детей работать творчески: предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка и в процессе работы следовать ему, решать условно форму предмета и роспись (например, солонка изображается в виде цветка, крылья птицы или жука могут быть расписаны растительным или геометрическим орнаментом).Декоративная лепка учит работать с инструментом, некоторые украшения можно наносить специальными печатками в виде трубочек, квадратов, треугольников и др. В качестве таких печаток можно использовать гвозди, винты со шляпками разной формы. Работа над лепным орнаментом развивает мелкие мышцы кисти руки ребёнка, учит работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными к форме. Содержанием декоративной лепки могут быть сосуды, бусы, настенные и настольные пластинки. В старшей группе можно дать задание - изобразить сосуды, бусы, а детям шести лет предложить все виды декоративной лепки, расширяя способы выполнения. Так, в старшей группе дети учатся лепить сосуды путем вдавливания или оттягивания и прищипывания краёв, а также ленточным способом, когда ко дну сосуда прикрепляется стенка в виде лентообразной формы. В подготовительной группе дошкольники должны уметь пользоваться всеми вышеприведенными способами, а также способом кругового налепа, который заключается в постепенном примазывании колец ко дну сосуда. В этой же группе детям можно показать способ выбирания глины из целой формы, пользуясь стекой-петлей.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕПКЕ

В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ


           Подготовительная группа. В этой группе большое внимание воспитатель должен уделять обучению детей умению планировать свою работу, обдумывать заранее изображение формы предмета и его динамику. Это необходимо для развития детской самостоятельности и творческой активности. Здесь детям так же, как и в старшей группе, предлагается ещё до занятия обдумать содержание лепки, некоторые её приёмы изображения и даже материал. Например, предлагается лепить по выбору зверей из зоопарка. Воспитатель даёт детям задание - выбрать и обдумать содержание для изображения, форму пропорции, положение, а также количество глины, длину каркасов. Только после этого ребята приступают к работе.
Для формирования зрительных восприятий воспитатель показывает детям игрушки, изображающие людей, животных, картинки с изображением отдельных предметов и эпизодов из сказок и рассказов. Во время наблюдения и рассматривания разных предметов воспитатель предлагает ребятам внимательнее присмотреться к форме, пропорции, положению частей и действию, фактуре, некоторым деталям и дополнительным предметам, усиливающим характеристику образа. Очень важно, чтобы ребята учились видеть характерные черты предметов, умели их отбирать, а для этого необходимо знакомить их с выразительными, легко запоминающимися образами: слоном, бегемотом, некоторыми породами собак (боксёр, овчарка, такса). С интересом ребята будут рассматривать сказочных персонажей: Бабу Ягу, Емелю, Снегурочку, Василису Прекрасную, Царевну-лягушку и др.
Отличительные черты быстрее запомнятся детям, их легче изображать в лепке. Например, вылепив длинную шею жирафа, ребёнок сразу делает образ похожим и выразительным. Но это не все: нужно изобразить и специфические пропорции ног, а поэтому воспитатель выделяет несколько отличительных признаков. Так, при рассматривании жирафа он обращает внимание детей на пропорции, форму частей, детали на голове - уши, рожки. Кроме того, важно, чтобы дошкольники параллельно овладевали изображением предмета в опредёленном положении, в действии. Движение в лепке даётся им легче, чем в рисунке, так как они реально действуют с частями предмета и им не нужно прибегать к условным способам изображения, как в рисунке.
       Важно, чтобы ребёнок хорошо представлял, как сгибаются руки, ноги человека во время ходьбы, бега, прыжка, как вытягивает шею гусь в момент обороны, как бежит собака и т. д. Для выразительного изображения движения нужно иметь запас зрительных образов, которые накапливаются в процессе познания окружающего мира. Воспитатель обращает внимание детей на то, как бегут лыжники, скользят по льду конькобежцы. Для того чтобы ребята могли понять действия сказочных персонажей, можно показать им иллюстрации с изображением одного и того же героя в разных положениях. Воспитатель предлагает ребятам самим принять те позы, которые они собираются изобразить. Например, кому-нибудь из детей предлагается принять то положение, в котором находится лыжник во время бега. Уже в начале занятия воспитатель стремится наводящими вопросами подвести ребят к самостоятельному решению хода работы. Затем, стремясь сохранить индивидуальность в работе каждого ребёнка, он показывает детям некоторые средства лепки, которые помогут сделать образ более точным и выразительным. Отдельные приёмы, как, например, изображение фактуры стекой, можно показать всем ребятам сразу, но в основном приходится подсказывать или показывать отдельно каждому.
Индивидуальная работа в данной группе приобретает особое значение на занятиях по изобразительной деятельности. Фронтальный показ способов лепки используют ограниченно, так как все внимание педагог направляет на сохранение творческих проявлений у детей. Воспитатель наблюдает, как ребёнок планирует работу, с чего начал её (заготовил части, разделив глину, или собирается лепить из целого куска). Вопросами педагог направляет ребят на правильное изображение характерной и выразительной формы и динамики. Например, он обращается к ребёнку и предлагает: «Подумай, в каком положении у петуха шея и голова, когда он поёт? Какой толщины шея около головы и около туловища?» Если ребята лепят не по воображению, а с модели, то тем, кто затрудняется, воспитатель предлагает ещё раз осмотреть предмет с целью уточнения формы. Лепка с модели (натуры) предлагается ребятам с большой осторожностью, только для более глубокого анализа формы и пропорций предмета.
Стараясь развить в детях большую самостоятельность, педагог, после того как определил задание и дал необходимые указания, некоторое время остаётся в стороне и дает ребятам возможность самостоятельно начать изображение. По мере того как они начинают работать, он подходит к ним и даёт необходимые указания.
Если предполагается коллективная лепка, то воспитатель распределяет детей на группы и каждой даёт задание. В конце занятия все обсуждают вылепленные фигурки, сравнивают их с моделью или с тем, что когда-то видели.
В основном дети сами дают оценку изделиям. В тех случаях, если работы мелкие, их помещают на специальную доску с фамилиями, а если крупные (сюжетная лепка), то ребятам дают метки, и они прикрепляют их к своим работам. Приучая детей предварительно обдумывать замысел, можно иногда предлагать делать карандашные эскизы. Особенно это целесообразно, когда они лепят бусы и декоративные пластинки. Детям предлагают во время рисования изобразить будущую пластинку на бумаге карандашом, решив её размер, форму и содержание (узор, сюжет). На занятии ребёнок должен вылепить её, руководствуясь своим эскизом. Для того чтобы научить детей работать над эскизом, а затем по нему создавать пластинку, педагог проделывает всю работу сам, а ребята наблюдают. Далее им даётся задание - нарисовать пластинку с узором и на занятии её вылепить.
Изготовление декоративных пластинок с рельефными изображениями можно начать с беседы о том, какими они бывают, затем организовать выставку из готовых изделий. Воспитатель, анализируя пластинки, объясняет детям, что они могут быть с изображением одного предмета, с декоративным узором и сюжетом. Из беседы ребята узнают, как делают, окрашивают и обжигают пластинки в муфельной печи, чтобы они стали яркими, блестящими и прочными. Ребятам объясняют, что они сами смогут сделать такие же, чтобы украсить ими комнату, а для этого предлагают каждому придумать пластинку и во время занятия по рисованию составить предварительный эскиз.
От воспитателя дети должны узнать, что глина для изготовления пластинок должна быть очень мягкая, а краска, которой их окрашивают, называется ангобом, ее готовят из глины и воды (глину разводят водой до густоты жидкой сметаны) и наносят кистью на изделие толстым слоем путём примакивания кисти к изделию. Если изделие из белой или серой глины, то ангоб должен быть из красной, и наоборот.
За день до занятия воспитатель предлагает ребятам вместе с ним приготовить глину и ангоб для изготовления пластинок. Размоченную, мягкую глину дети с воспитателем тщательно перебирают руками, очищая её от примесей и делая более эластичной, и в готовом виде складывают в полиэтиленовые мешочки или бак. Затем они готовят ангоб, разводя водой глину в стеклянных банках и размешивая её палочками до нужного состояния, банки с ангобом плотно закрываются крышками.
После проведённой подготовки (на следующий день) они приступают к работе над пластинками. Работа рассчитана на два занятия: на первом изготавливают пластинки, на втором работают над рельефом и окраской. 

Уровень программы, объем и сроки реализации

Цель программы: обучение детей некоторым видам техники скульптуры.

Задачи программы:

Воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность;
  • формировать нравственные основы личности, гуманистическое отношение к окружающему миру;
  • формировать потребность личности в непрерывном самосовершенствовании;
  • формировать дружный, творчески сплочённый коллектив;
  • привить любовь к труду и уважение к людям труда.

Развивающие:

  • развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук;
  • развивать образное и логическое мышление, художественный вкус учащихся;
  • развивать познавательный интерес учащихся.

 Обучающие:

  • сформировать понятия скульптуры
  • знания об основных техниках лепки объёмных образов человека и животных ;
  • обучить основам композиции и колористики и применению их в самостоятельных творческих работах;
  • научить грамотно и аккуратно работать со специальными материалами и инструментами;
  • сформировать умения работать в различных техниках лепки;
  • расширить знания детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира.

        Организационно-методическая деятельность по реализации программы:

  • систематический анализ развития мелкой моторики детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.
  • создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям

дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.

        Работа   данной программы направлена  на всестороннее развитие личности ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счёт постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия отличаются комплексным подходом и направлены на развитие всех необходимых познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой; занятия по данной программе проходят в игровой форме. В методическое обеспечение входит рассматривание изделия из бисера, чтение стихов, сказок, слушание народной музыки.

           Приёмы:

работа по подгруппам;

индивидуальная работа;

игровые приёмы;

моделирование;

беседа, рассказ, показ, слушание;

совместная деятельность детей;

совместная деятельность детей и педагога.

Программа «Юный скульптор» базового уровня.

Форма обучения – очная.

Содержание изучаемого курса

Срок реализации программы: один год

Возраст детей: старший дошкольный возраст (5 - 7 лет)

Режим:

- 1 раз в неделю во вторую половину дня

Структура:

проводится с детьми старшего дошкольного возраста с октября по май включительно.

Процесс обучения делится на 3 этапа:

1 этап – усвоение элементарных знаний и умений;

2 этап – расширение знаний и умений;

3 этап – углубление и совершенствование знаний и умений.

   

Методы организации непосредственной образовательной деятельности:

наглядный

исследовательский

практический

объяснительно-иллюстративный.

Каждое  занятие включает в себя:

вводную часть: уточнение – напоминание правил личной и общей безопасности во время бисероплетения;

рассматривание схемы изделия;

выполнение работы;

комплексы гимнастик для глаз.

Планируемые результаты

К концу года ребёнок:

  • делит пластилин на части разными способами;
  • выполняет базовые формы (шар, лепёшка, яйцо, колбаска, жгутик);
  • соединяет детали;

использует приёмы лепки:

• скатывание прямыми движениями;

• скатывание круговыми движениями;

• расплющивание;

• соединение в виде кольца;

• защипывание  края формы;

• лепка из нескольких частей;

• пропорции;

• оттягивание части от основной формы;

• сглаживание поверхности формы;

• присоединение  части;

• прижимание;

• примазывание;

• вдавливание для получения полой формы;

• использование стеки.

Методическое обеспечение программы

Оборудование: детские столы и стулья;

стенды для образцов и наглядных пособий;

- канцелярские принадлежности.

  • Линейки
  • Треугольники
  • Карандаши
  • Гуашь
  • Кисти
  • Баночки для воды
  • Стеки
  • Деревянные палочки, зубочистки
  • Пластилин
  • Глина
  • Мука
  • Соль
  • Клей обойный

Информационное обеспечение

Видео-, фото-, интернет источники, книги и дидактические пособия

   

Формы аттестации

Проверка результатов обучения носит текущий и итоговый характер. На протяжении процесса обучения педагог контролирует эффективность работы учащихся по результатам  выполнения практических заданий по каждой теме с проведением анализа и исправлением допущенных ошибок, обращая особое внимание на способности учащихся самостоятельно добавлять детали декорирования к своим работам. Выполненные работы оцениваются педагогом по соответствию поставленной задаче, технической и эстетической стороне выполнения.

Проверкой результатов обучения являются:

  • Выставка и обсуждение выполненных работ после изучения каждого раздела;
  • Промежуточная аттестация в конце каждого полугодия;
  • Итоговая аттестация в конце каждого года;
  • Отчётная выставка творческих работ учащихся в конце учебного года;
  • Итоговая выставка по завершении всей образовательной программы.

Методические материалы

На занятиях по программе «Юный скульптор» используются следующие современные образовательные технологии:

По видам:

 групповые

По методам:

объяснительно-иллюстрированный

репродуктивный (педагог демонстрирует - воспитанник воспроизводит)

диагностический

поисковый

игровой

Метод творчества:

эвристический (развитие творческих способностей)

смысловое видение

придумывания

Метод воспитания:

изменение деятельности в обществе

Виды занятий:

теоретические и практические

обучающие

закрепляющие

импровизационные

игровые        

Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теор.

Практ.

1.

Вводное занятие. Правила внутреннего распорядка. Охрана труда. Знакомство с программой курса

2

0,5

1,5

2.

Глиняная страна

10

2,5

7,5

3.

От простого колобка, до пингвина и кота

20

5

15

4.

Веселые игрушки – машинки и зверушки

20

5

15

5.

Новый год – это счастье у ворот. Тестопластика.

10

2,5

7,5

6.

Промежуточная аттестация

2

0,5

1,5

7.

Необычная картина слеплена из пластилина

24

6

18

8.

Мамочка моя. Скульптура мамы из глины.

28

7

21

9.

Мой друг. Скульптура из глины.

26

6,5

19,5

10.

Итоговая аттестация

2

0,5

1,5

Итого:

144

36

108

Содержание программы

  1. Вводное занятие. Правила внутреннего распорядка. Охрана труда. Знакомство с программой курса.

Теория: цели и задачи объединения. Организация рабочего места. Правила внутреннего распорядка, пожарная безопасность. Знакомство с программой курса.

Практика: Входная диагностика. Выполнение простых заданий по определению формы и цвета основных геометрических фигур.

Глиняная страна.

Теория: . Игрушки из глины, народные промыслы. Какие инструменты используются при работе с глиной. Условия безопасной работы. Правила и приёмы процесса лепки основных геометрических фигур.

Практика: основные рабочие формы из пластилина (шар, цилиндр, жгут, лепёшка, конус, брусок и т.д.). гигиенические правила работы с глиной.

  1. От простого колобка до пингвина и кота.

Теория: техника создания фигурок животных. Какие геометрические фигуры могут быть использованы при лепке этих фигурок. Приёмы работы при создании фигурок (разрезание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание, соединение, разглаживание). Гигиенические правила работы с пластилином.

Практика: лепка фигурок животных. Использование приёмов лепки при создании фигурок. Ответы на вопросы, в процессе работы по каждой теме раздела. Обсуждение и исправление допущенных ошибок.

  1. Весёлые игрушки – машинки и зверушки

Теория: принципы более сложных поделок на основе простых элементов изученных ранее. Приёмы работы при создании поделок. Технология смешивания цветов.

Практика: лепка фигурок любимых игрушек. Использование основных приёмов лепки. Закрепление ранее изученных принципов при работе с пластилином, обсуждение и исправление допущенных ошибок.

  1. Новый год – это счастье у ворот. Солёное тесто.

Теория: история появления праздника «Новый год» и его атрибутики. Повторение основных приёмов лепки, технологии смешивания цветов.

Практика: лепка ёлки, фигурок Деда Мороза, Снегурочки, подарков под ёлочку с использованием и отработкой основных приёмов лепки и технологии смешивания цветов.

  1. Промежуточная аттестация

Теория: тестирование

Практика: практическая часть

  1. Необычная картина слеплена из пластилина

Теория: принципы «рисования» картин пластилином. Подготовка основы картины. Работа по готовым шаблонам. Лепка деталей картин по эскизу. Как правильно оформить пластилиновую картину.

Практика: первоначальный выбор основы картины с последующим покрытием слоем пластилина. Лепка деталей картины по шаблонам, а также в свободном стиле по заданной теме. Оформление мелкими деталями из пластилина, самостоятельно, по своему творческому вдохновению. Обсуждение достоинств и недостатков этих работ.

  1. Мамочка моя.

Теория: какие приёмы можно использовать при создании фигуры человека.  

 Практика: лепка эксклюзивных скульптур из глины, раскрашивание. Использование всех основных приёмов лепки (разрезание, раскатывание, прищупывание, соединение, разглаживание)

  1. Мой друг.

Теория: беседа о значении друзей в нашей жизни. Как зовут друга, чем он любит заниматься. Какие приёмы можно использовать при создании фигуры человека.  

Практика: лепка эксклюзивных скульптур из глины, раскрашивание. Использование всех основных приёмов лепки (разрезание, раскатывание, прищупывание, соединение, разглаживание)

Итоговая аттестация

Теория: тестирование

Практика: практическая работа.

Список литературы

  1. Волшебная глина Н. Н. Алексахин
  2. «Пластилиновые фигурки животных» - М.: Эксмо; Донецк, СКИФ, 2008 г.
  3. Е.С. Рубцова «Красивые фигурки из солёного теста» - Ростов-на-Дону: Владис, 2010 г.
  4. А.А. Пицык «Игрушки из солёного теста» - М.: ОООДТ «Издательство Мир книги», 2010 г.
  5. «Солёное тесто» (золотая коллекция увлечений) – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2014 г.
  6. Ю.А. Майорова «Поделки из солёного теста и пластилина» - М.: ООО «Издательство «Доброе слово», Нижний Новгород, 2011 г.
  7. Лючия Пацци «Лепим из солёного теста: забавные фигурки и оригинальные композиции»/пер. с итал. – М.: Издательская группа «Континент», 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Юный турист" для детей старшего дошкольного возраста

Программа «Юный турист» определяет качественное повышение физического развития и оздоровления детей старших дошкольников посредством использования элементарных форм детского туризма....

Программа дополнительного образования "Юный турист" для детей старшего дошкольного возраста

Программа «Юный турист» определяет качественное повышение физического развития и оздоровления детей старших дошкольников посредством использования элементарных форм детского туризма....

Программа дополнительного образования «Юные волшебники» для детей 4 – 5 лет

Художественно-эстетическое развитие способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активн...

Тематическое планирование программы дополнительного образования «Юный художник» для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Развитие способностей и творческого потенциала у детей среднего дошкольного возраста посредством технологии нетрадиционного рисования...

Рабочая программа дополнительного образования «Юный натуралист» для детей 4-5 лет на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа дополнительного образования «Юный натуралист» для детей 4-5 лет на 2019-2020 учебный год...

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Юный эколог» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2019-2020 учебного года

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Юный эколог» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2...