Программа "Поговорим о прекрасном" (по ознакомлению дошкольников с известными скульпторами Калмыкии)
методическая разработка
Программа "Поговорим о прекрасном" (по ознакомлению дошкольников с известными скульпторами Калмыкии)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skulptura.docx | 361.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Национальный детский сад №!6 «Бадм цецг»
Методическая разработка
Программа «Поговорим о прекрасном»
(по ознакомлению дошкольников с известными скульпторами Калмыкии)
Составила Очирова В.Э., воспитатель
г.Элиста
Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
Микеланджело Буонарроти
итальянский художник и скульптор
Пояснительная записка
Скульптура - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную форму. Скульпторы используют для своих работ металл, камень, глину, дерево и др. материалы. Чтобы рассмотреть скульптypy, нужно обойти ее со всех сторон, внимательно присматриваясь к каждому новому ракурсу. При изучении скульптуры детям следует предложить рассмотреть сначала лицо, причем место обзора нужно постоянно менять. При таком рассматривании дети смогут заметить несколько душевных сторон человека. Необходимо обратить их внимание на то, что каждая прожилка лица скульптypы, каждый мускул, морщинка, бyгoрок, впадинка живут своей жизнью. Здесь нет строгой симметрии. Необходимо акцентиpoвать внимание детей на многочисленных декоративных деталях: на том, как скульптор изобразил одежду, на обрабoтку самого материала (скульптор отполировал поверхность, и мы «как бyдто» чувствуем живую человеческую кожу с тонкими прожилками, в которых пульсирует кровь). Все это делает скульптypy живой и неповторимой. Рассматривая скульптуру и постигая ее содержание, дети усваивают или закрепляют знания об окружающем мире. Чаще всего предметом скульптурного изображения является человек, животные, а также неодушевлённые предметы. Скульптура – это история народа, воплощенная в камне, металле, мраморе, бронзе: памятники героям Великой Отечественной войны, покорителям космоса, известным деятелям литературы и искусства и.т.д.
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в последующем самостоятельном творчестве, использовать полученные знания при выборе профессии.
Цель – расширение художественного опыта ребенка, развитие творческой активности и задатков в области скульптуры, способствовать раскрытию творческой одаренности и развитию потенциальных способностей ребенка, формирование общей культуры. Воспитание способности к самостоятельной исследовательской деятельности, стремление к самосовершенствованию.
Задача:
Развитие художественно – творческих способностей детей. Знакомство с культурным наследием России и Калмыкии, высшими достижениями искусства. Раскрыть и развить индивидуальные художественные способности.
Задания программы адаптированы к возрасту детей и построены с учетом их интересов, возможностей.
Выполнение программы рассчитано на 4 года.
Возраст: 4 – 7 лет
При реализации творческих замыслов детям предлагается применять пластилин, цветную бумагу, глину, акварель, гуашь и т.д.
Задачи:
эстетическое воспитание дошкольников, формирование таких качества как настойчивость, умение доводить дело до конца.
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
развивать воображение, фантазию, пространственные представления, память, навыки работы с материалами.
развивать умение выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных элементов;
способствовать освоению дошкольниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
способствовать овладению детьми умениями, навыками, способами художественной деятельности;
знакомство с историей искусств, современным искусством, народными промыслами.
способствовать различению по материалу и технике исполнения современные виды декоративно- прикладного искусства
Виды скульптуры
Скульптура по своей форме делится на два основных вида: круглую скульптуру и рельеф. В круглой скульптуре обычно обработаны все ее стороны, и поэтому зрителю хочется обойти ее кругом и осмотреть со всех точек окружности, чтобы полнее воспринять содержание образа
Круглая | Рельеф |
Всегда связана с определенной пространственной средой, Освещена естественным или искусственным светом. Свет и тень являются средством выявления художественно-пластической сущности скульптуры. Главными типами круглой скульптуры являются: статуя, статуэтка, бюст, торс, и скульптурная группа. | От итальянского «relievo» - выступ, выпуклость. Композиция фигур в рельефе развертывается вдоль плоскости, которая служит и технической основой изображения и одновременно фоном. Такая органическая связь с плоскостью и является отличительной особенностью рельефа. Рельеф - это скульптурное изображение на плоскости (стена, свод и т. д.). Иногда рельеф входит в композицию скульптурного памятника. Основными видами рельефа являются: - барельеф - рельефная скульптура, которая выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема; - горельеф - рельефная скульптура, которая выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема. |
Монументальная | Станковая | Скульптура малых форм |
| ||
Монументальная скульптура - это памятники великим людям или историческим событиям. Как правило, они строгие, величественны, выразительные. Монументальная скульптypа может быть частью архитектурного ансамбля. Фигуры в нем создают обобщенный образ. | Станковая скульптура чаще всего представлена портретом. Ее главная задача - передача образа человека. Каждый скульптор, высекающий из камня образ человека, стремится к тому, чтобы сделать его «живым». В станковой скульптуpe значительное место занимает жанровая скульптура, изображающая группу людей или фигypy одного человека. | Скульптура малых форм распространена в быту. Это фигурки небольшого размера, котоpыe могут быть выполнены из фарфора, дерева, кости, пластмассы. К скульптype малых форм относятся и некоторые виды игрушек, изображающие живoтныx и людей. |
Основными эстетическими средствами скульптуры выступают объем, силуэт, пропорции, зрительный эффект массы и весовых отношений; светотень, т.е. построение объемной формы, пластическая моделировка, постановка фигуры в пространстве, передача ее движения, позы, жеста; разработка силуэта, фактура лепки или обработка материала, сам материал, иногда цвет.
Средствами выразительности скульптуры являются: | ||||
Объем | Материал | Поза (движение) | Цвет | Фактура |
Главное средство выражения в скульптуре – ее объем. Она смотрится со всех сторон: возможен круговой осмотр или восприятие с нескольких точек зрения. | Соответственно идее и образу скульптор выбирает материал. Нет случайности в том, что одна работа выполняется в дереве, другая – в мраморе, третья – в бронзе. Бронза, например, дает шанс большой детализации; дерево обладает пластичностью, мрамор – теплотой, камень – образным обобщением. | Скульптура может правдиво показать фигуру, лицо, сложные переживания, настроения, характер, порывы, мечты и надежды человека. | Основными эстетическими средствами скульптуры выступают объем, силуэт, пропорции иногда и цвет | Фактура лепки или обработка материала также являются выразительными средствами скульптуры |
Знакомить детей со скульптурой можно во всех возрастных группах. В младшей и средней это лучше осуществлять путем показа предметов декоративно - прикладного искусства и скульптуры малых форм. Старших дошкольников можно знакомить не только со скульптурой малых форм, но и с монументальной и парковой. Знакомство со скульптурой заставляет ребёнка задуматься над судьбой родной земли. События прошлого предстают перед ним как истоки настоящего. Познавая героическое прошлое своего народа, юный гражданин чувствует свою причастность к святыням Родины, в его сознании зреет убеждение: для каждого человека самое дорогое в мире – честь, свобода, независимость, слава Отечества. Скульптура несёт в себе большие воспитательные возможности. Рассматривая скульптуру, дошкольники под руководством взрослого приходят к выводу о том, каким способом можно добиться при лепке плавности перехода (пластики): заглаживание стекой, пальцами, мокрой тряпкой или постепенно наращивая объём; как нужно обрабатывать поверхность для получения той или иной фактуры: при помощи стеки, налепов. Скульптура открывает возможности и для обучения композиции. Дети овладевают умением видеть взаимосвязь между предметами и располагать фигуры на постаменте. Дети знают, что у каждого человека есть родной город, деревня, село, где он родился. Они знакомятся с их названием, достопримечательными местами, памятниками, парками, красивыми зданиями. Необходимость знакомства детей со скульптурой связана не только с ее воспитательной стороной. В процессе восприятия дети усваивают язык скульптуры, ее выразительные средства и способы изображения. Кроме того, ребенок постигает социальный опыт, накопленный человечеством.
Какие же знания должны получить дети о скульптуре?
В первой младшей группе.
Проявлять интерес к народным игрушкам, иметь желание играть с ними.
Во второй младшей группе.
Не только проявлять интерес к народным игрушкам, но и видеть разнообразие формы, цвет росписи, понимать, что это не игрушка, а предмет для украшения группы, улицы, парка.
В средней группе.
Знать некоторые народные игрушки (дымковская, богородская, калмыцкая), уметь рассказать о них; уметь показать малую скульптуру, которая находится в группе, относится к ней как к произведению искусства; знать, что скульптуру создает скульптор.
В старшей группе.
Знать, из какого материала делают народные игрушки, скульптуры понимать их выразительные средства (уметь рассказать о форме, пропорциях, движении, дополнительных деталях, которые делают игрушку красивее и интереснее). Уметь внимательно слушать рассказ воспитателя о скульптуре во время экскурсии в близлежащий парк; узнавать скульптуру на фотографиях, слайдах; включаться в беседу о скульптуре.
В подготовительной к школе группе.
Понимать и любить народную игрушку; знать и различать между собой отдельные промыслы, уметь самостоятельно рассказывать о народной игрушке, ее содержании и выразительных сторонах; знать, какая бывает скульптура (малых форм, монументальная и.т.д.); уметь рассматривать скульптуру (обходить со всех сторон, обращать внимание на ее выразительные средства).
Знакомство детей со скульптурой может иметь место во всех возрастных группах. В младшей и средней — это в основном предметы декоративно-прикладного искусства и скульптуры малой формы. В старшем дошкольном возрасте детей можно знакомить уже и с монументальной скульптурой.
Создание лепного образа всегда связано с передачей пластики, которую дети постигают не сразу. Но уже в старшем дошкольном возрасте дети начинают понимать плавность очертаний формы. Для этого при рассматривании скульптуры детей учат движениям руки в воздухе показать линию перехода одного объема в другой. Производя зрительный охват всей скульптуры, они вычленяют ее части. Под руководством взрослого ребенок дошкольник приходит к заключению, каким образом можно добиться плавного перехода одной формы в другую — путем заглаживания формы в другую — путем заглаживания формы пальцами или путем постепенного наращивания объема.
Скульптура открывает большие возможности для обучения детей композиции. Детей четырех лет учить понимать содержание скульптуры и средства ее выразительности. У детей пяти и шести лет формировать представление о скульптуре как виде изобразительного искусства; учить выделять средства выразительности, передающие характер образа. Рассматривание многофигурных композиций подводит детей к умению видеть взаимосвязь между предметами и самостоятельно располагать их на подставке.
Наиболее доступно детям восприятие ясно выраженного действия, поэтому при ознакомлении со скульптурой следует обращать внимание на характер движений, постановку фигур, выражение лиц. Важно научить детей точно называть и определять характер действия. Имеется скульптура жанрового характера, например «Девочка кормит кур», «Девочка с куклой», «Лыжник»; сказочные образы: «Снегурочка», «Аленушка», «Иванушка на гусе». При рассматривании скульптурных фигур дети отдают предпочтение скульптуре, натурально передающей образ животного. Важно иметь набор скульптур, изображающих животных, птиц. Например, знакомя детей с дымковской игрушкой, можно показать несколько предметов разного содержания (куклу, козлика, индюка и др.), чтобы дать ребенку представление о том, какие дымковские игрушки, кого они изображают; что все предметы яркие, расписные. Как дополнительный материал воспитатель использует 2−3 иллюстрации, цветные фотографии с изображением дымковских игрушек или набор открыток. Все это позволит при небольшом количестве образцов, имеющихся в дошкольном учреждении, показать разнообразие, красоту изделий народного творчества данного вида. Прежде чем начать работу по знакомству детей со скульптурой, коллектив детского сада должен расширить свои знания о скульптуре (посещение выставок, музеев, чтение соответствующей литературы, рассматривание иллюстраций, слайдов); пополнить методический кабинет скульптурой малой формы и народной пластикой, приобрести книгу о скульптуре. Знакомство детей с малой скульптурой и народной пластикой можно начать с организации небольшой выставки, состоящей из нескольких скульптур, разных по материалу и содержанию. Содержание выставки можно пополнять с помощью своих родителей. Воспитатель предлагает всем детям «пойти» на выставку и рассмотреть скульптурные работы. Дети с интересом осматривают мини-скульптуры, задают вопросы, описывают произведения искусства, используя выразительные средства скульптуры. После осмотра выставки с детьми проводится беседа о том, что такое скульптура, кто ее делает, из какого материала. Так, у шестилетних детей воспитатель спрашивает, чем скульптура отличается от живописи и книжной иллюстрации. Если они не смогут ответить, то педагог в доступной форме объясняет, что в скульптуре в отличие от рисунка передается объемно-пространственное изображение. Рассмотрев с детьми несколько фигурок, педагог подводит их к пониманию того, что скульптура может быть выполнена из разного материала (камня, фаянса, глины, дерева и др.). Затем предлагает старшим дошкольникам самостоятельно определить, из какого материала выполнены остальные фигуры, представленные на выставке. Очень важно обратить внимание детей на средства выразительности, передающие характер образа. Так, например, рассматривая скульптуру из фаянса «Медвежонок», надо показать, как скульптор сумел передать тревогу и испуг своего героя. Оставшись без мамы-медведицы в большом лесу, медвежонок в нерешительности переступает с лапы на лапу и напряженно думает, как ему поступить: идти вперед или нет. В ходе непосредственно-образовательной деятельности дети сами стали скульпторами и могут пополнить выставку своими интересными мини-скульптурами из теста и глины. Под влиянием скульптуры дошкольники быстрее осваивают изображение фигур в действии. Их работы становятся ярче, выразительнее. Таким образом, скульптура своим глубоким содержание, выразительными средствами обогащает ребенка социальным опытом, развивает умение воспринимать прекрасное, закладывает первоначальные основы художественного вкуса. Элементарные знания о скульптуре дают возможность делать выводы, рассуждать, сравнивать пластические образы. Разнообразие скульптурных материалов (камень, дерево, металл, керамика) значительно обогащает сенсорный опыт детей, а небольшие размеры скульптуры малых форм делают её доступной восприятию каждым ребёнком. Скульптура малых форм жанра не только эстетически обогащает старших дошкольников, но и даёт им возможность получать новые знания о животных. В значительной степени этому способствуют занятия по лепке, составление творческих рассказов по скульптуре, в процессе которых происходит формирование у детей начальных суждений, эстетической оценки.
Формы ознакомления дошкольников со скульптурой.
1.Экскурсия
Экскурсии условно можно разделить на следующие виды:
Экскурсия к мемориальному комплексу.
Детям важно показать особенности художественно-эстетического взаимодействия нескольких скульптур, их индивидуальность и общность одновременно.
Экскурсия к культурно-историческому памятнику.
Нужно продумать эту экскурсию так, чтобы детям было познавательно, интересно и не утомительно. В программу экскурсии целесообразно включать анализ не только самого скульптурного произведения, но и среды, в которой находится памятник, поскольку на восприятие памятника она оказывает влияние.
Экскурсия в музей
Музейная экспозиция позволяет не только сравнивать разные по характеру, технике, форме пластические образы, но и сопоставить их с произведениями различных видов изобразительного искусства (живописи, графики). Это помогает детям прочувствовать специфику скульптуры, своеобразие ее выразительных средств.
Виртуальная экскурсия
Она не связана с непосредственным созерцанием произведений скульптуры. С ее помощью можно не только познакомить дошкольников с самыми редкими пластическими образами мирового искусства, но и сделать возможным глубокий детальный анализ выразительных средств отдельных произведений и целых скульптурных групп. Виртуальные экскурсии благодаря высокому уровню развития компьютерных технологий позволяют продемонстрировать этапы создания скульптуры, показать наглядно зависимость выразительности пластического образа от выбранного материала. Разнообразие тем, которые можно раскрыть, используя виртуальные экскурсии, делает процесс ознакомления еще насыщеннее с точки зрения познавательного развития детей.
2 .Рассматривание альбомов.
По скульптуре, фотоальбомов, содержащих фотографии различных произведений скульптуры на этапе закрепления представлений детей о скульптуре и ее видовом многообразии. Альбомы можно помещать в уголке творчества детей, чтобы дети самостоятельно рассматривали их в свободное время.
Все жанры скульптуры, которые существуют в искусстве, могут быть предметом изучения детьми дошкольного возраста, даже жанр ню. Опасения взрослых, что дети не поймут и что им сложно воспринимать такую скульптуру, на практике не находят подтверждения.
3.Организованно-образовательная деятельность.
Задача – дать первоначальное представление о скульптуре как виде искусства, ее разновидностях. На таких занятиях целесообразно рассказать о материалах, инструментах, используемых скульптором, о выразительных возможностях скульптуры.
В ходе этих занятий дошкольники изучают специфику произведений скульптуры.
Эффективность ознакомления дошкольников с произведениями скульптуры зависит от того, насколько разнообразны методы и приемы.
Методические приемы ознакомления дошкольников со скульптурой:
Прием пояснения.
Прием сравнения
Прием акцентирования
Прием активизации.
Прием оживления детских эмоций
Прием музыкального сопровождения.
Игровые приемы
Рассматривая скульптуру и постигая ее содержание, дети усваивают или закрепляют знания об окружающем мире. Чаще всего предметом скульптурного изображения является человек, животные, а также неодушевлённые предметы. Благодаря привычным для дошкольника вещам раскрывается суть пластических образов. Эти предметы скульптуры ребенок может самостоятельно обследовать. Педагог только направляет дошкольника в его познавательно-эстетическом поиске.
Данная программа рекомендована для детей дошкольного возраста с учетом требований индивидуального и дифференцированного подхода к детям. Анализ занятий, знаний, умений и навыков детей убеждает в том, что рационально организованное обучение помогает решению многих педагогических задач дошкольного детства:
1. Воспитание нравственных качеств личности: доброты, отзывчивости, способности к сопереживанию.
2. Развитие психофизических качеств: наблюдательности, умение ориентироваться в пространстве и временных понятиях, развитие воображения, эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей и т.д.
3. Знакомство с бытованием некоторых народных промыслов, формирование понятия «история» через произведения искусства, пробуждение к изучению отечественной истории.
Программа содержит планирование учебного процесса на четыре года и соответствует:
∙ возрасту детей (по всем возрастным группам)
∙ целям и задачам обучения
Включает в себя:
∙ развитие способности воспринимать и понимать произведения искусства во взаимосвязи с окружающим миром
∙ работу над восприятием зрительной культуры
∙ формированием навыков межличностного общения по поводу искусства
∙ развития эмоциональной сферы ребенка, его творческих способностей.
Предложенный материал разрабатывался в соответствии с возрастными особенностями дошкольников, их потребностью в игре, двигательной активности. Позволяет расширить возможности программы « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы в разделах «Ребенок и окружающий мир», «Ознакомление с искусством», «Развитие речи». Предлагаемая программа предусматривает использование эвристических приемов, различных способов работы с наглядностью, занимательных упражнений и различных видов игр. Проведение занятий по данной программе предполагает работу, как со всей группой детей, так и по подгруппам (8 –10 человек). Занятия проводятся во всех группах дошкольного возраста 1 раз в неделю. Во второй младшей группе занятия начинаются со второй половины учебного года.
Рабочая программа «Поговорим о прекрасном» рекомендована для использования в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения, т.к. ее материал интересен детям и легко ими усваивается.
Первый год обучения
Задачи:
∙ вызвать эмоциональный отклик на увиденное;
∙ прививать навыки внимательного рассматривания воспринимаемого объекта;
∙ учить замечать движение в изображении;
∙ учить слушать и слышать взрослого;
∙ развивать у детей интерес к предметам искусства, к миру людей;
∙ учить видеть разницу между объемным изображением и плоскостным;
∙ учить видеть и называть знакомые формы;
∙ дать детям первое представление о скульптуре;
∙ развивать диалогическую речь
Второй год обучения
Задачи:
∙ развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения;
∙ развитие памяти;
∙ формирование навыков устной речи;
∙ первое знакомство с жанрами изобразительного искусства (скульптура)
∙ развивать способность к переживанию скульптурного образа и эмоционального восприятия;
∙ развитие начальных навыков наблюдательности по отношению к людям;
∙ формирование внутренней, эмоциональной сферы детей;
∙ подвести к понятию того, что в скульптуре мастер передает не только внешность человека, а так же его настроения, переживания и характер;
∙ дать общее представление о скульптуре как виде изобразительного искусства;
∙ дать представление о скульптурных материалах (глине, камне, дереве, металле) и их свойствах;
∙ показать объемность скульптуры, роль пространственной среды (площади, парка, сквера, музейного зала);
∙ воспитывать любовь к своему городу, к истории своего народа
Тематический план по ознакомлению дошкольников
с видами скульптуры
Тематический план по ознакомлению дошкольников с различными видами скульптуры включает в себя:
2-3 темы с детьми 3-4лет
4-5 тем с детьми 4-5 лет
6-7 тем с детьми 5-6 лет,
8-10 тем с детьми 6-7 лет (см. таблицу)
Вид скульптуры | Вт. мл. гр. | Кол-во часов | Ср. гр. | Кол-во часов | Ст. гр. | Кол-во часов | Подг. гр. | Кол- во часов |
Тематика | Тематика | Тематика | Тематика | |||||
Монумен тальная | 1 | 1 | 3 | 4 | ||||
Станковая | 1 | 2 | 2 | 3 | ||||
Скульптура малых форм | 1 | 2 | 2 | 3 |
Эффективное усвоение материала дошкольниками младшего и старшего возраста может быть достигнуто посредством внедрения в педагогическую практику блочного планирования занятий по ознакомлению детей со скульптурой (см. таблицу)
Структура блочного планирования совместной деятельности
с дошкольниками
- Таблица
блок | этапы | структура | цель |
Виды скульптуры | 1 этап | Рассматривание и составление описательного рассказа по скульптуре (вид скульптуры). | Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о содержании скульптуры. Совершенствовать монологическую и диалогическую речь дошкольников, обогащая эмоционально окрашенной лексикой (величественная, могучая и.т.д.), эстетическими и искусствоведческими терминами (скульптура, скульптор). Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ скульптуры. |
2 этап | Составленние наброска простым карандашом, в соответствии с тематикой скульптуры. | Продолжать учить детей делать предварительный набросок рисунка простым карандашом, соблюдая алгоритм последовательности изображения скульптуры. Закреплять умение наносить легкий контур простым карандашом. Вызвать желание передавать основной сюжет скульптуры. | |
3 этап | Завершение работы с передачей эмоционального, личностного отношения к изображаемому объекту, посредством отражения эмоций, чувств, через лепку и составление рассказов. | Учить дошкольников прорисовывать мелкие детали, используя разные приемы Воспитывать умение анализировать проделанную работу. | |
4 этап | Организация выставки детских работ. | Выявить творческий потенциал воспитанников. | |
Структура блочного планирования совместной деятельности
с дошкольниками по ознакомлению со скульптурой «О.И.Городовиков»
Таблица
блок | этапы | структура | цель |
Станковая скульптура | 1 этап | Составление описательных рассказов по скульптуре « О.И.Городовиков» | Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о содержании скульптуры (портрет). Совершенствовать монологическую и диалогическую речь дошкольников, обогащая эмоционально окрашенной лексикой (смелый, гордый, мужественный), эстетическими и искусствоведческими терминами ( скульптура, памятник). |
2 этап | Составление наброска по скульптуре« О.И.Городовиков » | Продолжать учить детей делать предварительный набросок рисунка простым карандашом, соблюдая алгоритм последовательности изображения. Закреплять умение наносить легкий контур простым карандашом. Вызвать желание передавать основной сюжет скульптуры «О.И.Городовиков » | |
3 этап | Завершение работы и передача эмоционального, личностного отношения к изображаемому объекту. | Учить дошкольников лепить фигуру лошади и человека, соблюдая пропорции Воспитывать умение анализировать проделанную работу. | |
4 этап | Организация выставки детских работ. | Выявить творческий потенциал воспитанников. |
Тема | количество часов | Теория | Практика |
Скульптура | 5 | 3 | 2 |
Учебно-тематический план
Тема | Количество часов | Теория | практика |
Малые формы скульптуры | 1 | 1 | - |
Материал и его свойства | 1 | - | 1 |
Лепка «Степные зайчата» | 1 | - | 1 |
Садово-парковая скульптура Выразительные возможности скульптуры | 1 1 | 1 1 | - - |
Краткое содержание
тема | содержание |
Тема Скульптура | |
Скульптурный материал. | Дать общие представления о скульптуре как виде изобразительного искусства. Показать объемность скульптуры. Дать детям представление о скульптурных материалах (камень, глина, дерево, металл) и их свойствах |
Малые формы скульптуры. | Обратить внимание детей на особенности скульптуры малых форм, использование цвета, фактуры. Упражнять в узнавании способов создания скульптуры: высекание, лепка. Дать понятие о тематике скульптурных изображений. |
Лепка «Степные зайчата». | Развивать у детей способность лепить животных, передавая характерные особенности внешнего вида и характера. Учить лепить из нескольких частей, правильно располагать части, соблюдать пропорции. |
Садово-парковая скульптура | Подвести детей к понятию, что скульптура - искусство объема, ее нужно смотреть, меняя точку зрения. Показать роль пространственной среды (площадь, парк, сквер). Формировать понятие «садово-парковая скульптура» |
Выразительные возможности скульптуры. | Продолжать учить внимательно рассматривать, видеть характерные особенности скульптуры (материал, форму, объем, фактуру), чувствовать эмоциональную характеристику образа |
Третий год обучения
Задачи:
∙ знакомство с языком изобразительного искусства (линия и форма, фактура);
∙ развитие зрительного восприятия;
∙ развитие способности эмоционально переживать скульптурный образ
∙ учить понимать свои чувства, настроения, управлять своими эмоциями;
∙ развивать диалогическую речь;
∙ развитие способности понимания человеческих эмоций и их изображения в скульптурах;
∙ воспитание понимания красоты человеческой личности, выраженной в скульптуре;
∙ формирование способности находить красоту в обычном, повседневном;
∙ развитие навыков восприятия языка скульптурного произведения – композиции, фактуры
∙ углублять представление о скульптуре и используемых мастером выразительных средствах (линия, объем, поза)
∙ знакомство с языком скульптуры, развитие сенсорных способностей – пространственного видения, пластической формы;
Учебный план программы
Тема | Количество часов | Теория | практика |
Скульптура | 4 | 2 | 2 |
Учебно-тематический план
Тема | Количество часов | Теория | практика |
Ознакомление со скульптурой малых форм | 1 | - | 1 |
Образ человека в скульптуре малых форм | 1 | - | 1 |
Монументальная скульптура | 1 | 1 |
Краткое содержание
тема | содержание |
Тема Скульптура | |
Ознакомление со скульптурой малых форм | Продолжать знакомить детей с понятием "скульптура малой формы". Учить понимать содержание, выделять и называть средства выразительности, определять материал, из которого сделана скульптура. Развивать художественный вкус, воспитывать интерес к скульптуре. Вызвать желание составить рассказ – описание понравившейся скульптуры. Активизировать в речи слова: скульптура, скульптор |
Образ человека в скульптуре малых форм | Продолжать знакомить детей с понятием «скульптура малой формы». Учить понимать ее содержание, учить определять, из чего она сделана, кто ее сделал, как рассматривать скульптуру (со всех сторон), выделять средства выразительности (объем, поза, движение, настроение). Воспитывать художественный вкус, развивать выразительность речи |
Монументальная скульптура | Раскрыть понятие «монументальная скульптура» (ее размер, содержание). Учить понимать ее содержание, учить определять, из чего она сделана, кто ее сделал, как рассматривать скульптуру (со всех сторон), выделять средства выразительности (объем, поза, движение, настроение). Воспитывать художественный вкус, развивать выразительность речи. Закреплять знание о скульптуре малой формы. |
Четвертый год обучения
Задачи:
∙ продолжать знакомить детей с языком изобразительного искусства (линия и форма, фактура);
∙ развитие художественных способностей – чувство объема, фактуры;
∙ развитие наблюдательности по отношении к людям в скульптуре, к их переживаниям, к миру человеческих чувств;
∙ продолжить знакомство со скульптурой как видом изобразительного искусства, особо подчеркнув ее отличительное свойство – объемность, в связи, с чем отметить роль разных точек зрения и пространственной среды в восприятии скульптуры;
∙ продолжать работу по дальнейшему знакомству с народными промыслами.
Учебный план программы
тема | Общее количество часов | теория | практика |
скульптура | 4 | 2 | 2 |
Учебно-тематический план
тема | Количество часов | теория | практика |
Экскурсия в художественный салон Ознакомление с разными видами скульптур | 1 1 | 1 - | - 1 |
Ознакомление со скульптурой разного вида | 1 | 1 | - |
Парки, скверы Элисты | 1 | - | 1 |
Краткое содержание
тема | содержание |
Тема Скульптура | |
Экскурсия в художественный салон | Знакомить с профессией скульптора, развивать к ней интерес. Учить рассматривать скульптуру малой формы, видеть выразительный образ, разнообразие материалов (фарфор, камень, стекло, дерево, металл), знать, что скульптура украшает помещение. Развивать художественный вкус, умение понимать красивое. |
Ознакомление с разными видами скульптур | Воспитывать у детей интерес к скульптуре. Учить понимать содержание скульптуры, выделять средства выразительности: объемную форму, характер, настроение (животного, человека). Различать виды скульптуры - малой формы и монументальную. Познакомить с работой скульптора. |
Ознакомление со скульптурой разного вида | Закрепить знания детей о том, что скульптура бывает монументальной и малой формы. Учить составлять рассказ о скульптуре малой формы, видеть выразительные средства, знать, для чего нужна скульптура. Развивать художественный вкус. Познакомить с понятиями: «коллекция», «выставка», «вернисаж». |
Парки, скверы Элисты | Дать детям представление о том, что входит в оформление парков, скверов (аллеи, скульптуры, фонтаны и.т.д. |
Сравнительный анализ рабочей программы «Поговорим о прекрасном» и программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Программа «От рождения до школы» | Рабочая программа «Поговорим о прекрасном» |
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) | |
Первая встреча с музеем | |
Подготовка детей к посещению выставки детских работ. Подвести детей к восприятию произведений искусств | Дать детям доступное понятие о музее как о здании, где хранятся красивые вещи. Дать первое понятие о скульпторе и его работе. |
Сравнительный анализ рабочей программы «Поговорим о прекрасном» и программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Программа «От рождения до школы» | Рабочая программа «Поговорим о прекрасном» |
Старшая группа (от 5 до 6 лет) | |
Знакомство со скульптурой малых форм | Опираясь на уже имеющиеся представления детей о скульптуре как виде изобразительного искусства, дать понятие о ее видах: садово-парковая, станковая, монументальная. Дать представление о выразительных средствах скульптуры и их роли в создании художественного образа, обратив внимание на фору, линию силуэта, материал. Учить видеть движение в скульптуре |
Сравнительный анализ рабочей программы «Поговорим о прекрасном» и программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Программа «От рождения до школы» | Рабочая программа «Поговорим о прекрасном» |
Подготовительная группа (от 6 до 7 лет) | |
Обогащение представлений о скульптуре малых форм, выделяя образные средства выразительности (форма, пропорция, цвет, характерные детали, позы, движения и др.) | Продолжить знакомство детей со скульптурой как видом изобразительного искусства, особо подчеркнув ее отличительные свойство – объемность, в связи с чем отметить роль различных точек зрения и пространственной среды восприятия скульптуры. Дать представление о содержании скульптуры (мотивы, сюжеты, образы) |
Способы лепки для изображения объемной формы:
Конструктивный способ:
Лепить можно из отдельных кусочков материала, соединяя их в единое целое. Разделить материал на нужное количество частей. Продумать последовательность работы. Начинать с самых крупных деталей, присоединяя к ним более мелкие.
Пластический или скульптурный:
Лепка из целого куска, постепенно изменяя его – вытягивая, оттягивая, загибая, вдавливая необходимые части.
Комбинированный способ:
Это способ, объединяющий лепку из отдельных частей и целого куска, т.е. «скульптурный + конструктивный».
Также в работе с детьми дошкольного возраста можно лепить не скульптуры, а картины. Для этого необходимо подготовить основу (картонную, деревянную или керамическую), покрыть ее тонким слоем пластилина, процарапать на ней задуманный рисунок или сделать эскиз на бумаге. А затем можно лепить детали по порядку и прикреплять их – придавливать, примазывать, разглаживать.
Лепка Средняя группа
Способы:
- прямые движения,
- круговые,
- сплющивание,
- защипывание,
- предметы из частей,
- вдавливание,
- загибание краев,
- оттягивание,
- творчество (добавление интересных деталей)
- использование стеки.
3 балла – владеет всеми способами, работает самостоятельно,
2 балла – не достаточно владеет способами, требуется незначительная помощь педагога,
1 балл – не владеет способами, требуется значительная помощь педагога.
Лепка. Старшая группа
- Настроение. Характер.
3 балла – передача настроения человека и характера животного (волк злой, лиса хитрая и т.д.),
2 балла – недостаточная передача настроения,
1 балл – не умеет передавать настроение и характер.
- Использование стеки для передачи выразительности образа.
3 балла – самостоятельно использует стеку,
2 балла – требуется подсказка педагога,
1 балл – не использует стеку.
- Присутствие частей.
3 балла – переданы все части предметов,
2 балла – нет одной части (например: ушей животного или хвоста)
1 балл – нет 2 – 3 частей.
- Пропорции. Соотношение частей.
3 балла – соотношение частей передано верно,
2 балла – допущены незначительные ошибки,
1 балл – большие неточности в пропорциях.
- Динамика.
3 балла – движение передано верно.
2 балла – есть недостатки в передаче движения.
1 балл – фигуры статичны.
- Творчество.
3 балла – ребенок вносит самостоятельно дополнительные элементы, проявляет изобретательность, фантазию.
2 балла – ребенок с подсказки педагога вносит дополнительные элементы,
1 балл – требуется большая помощь педагога.
Лепка. Подготовительная группа
- Настроение. Характер.
3 балла – передача настроения человека и характера животного ( волк злой, лиса хитрая и т.д.),
2 балла – недостаточная передача настроения,
1 балл – не умеет передавать настроение и характер.
- Использование стеки для передачи выразительности образа.
3 балла – самостоятельно использует стеку,
2 балла – требуется подсказка педагога,
1 балл – не использует стеку.
- Присутствие частей.
3 балла – переданы все части предметов,
2 балла – нет одной части (например: ушей животного или хвоста)
1 балл – нет 2 – 3 частей.
- Пропорции. Соотношение частей.
3 балла – соотношение частей передано верно,
2 балла – допущены незначительные ошибки,
1 балл – большие неточности в пропорциях.
- Динамика.
3 балла – движение передано верно.
2 балла – есть недостатки в передаче движения.
1 балл – фигуры статичны.
- Творчество.
3 балла – ребенок вносит самостоятельно дополнительные элементы, проявляет изобретательность, фантазию.
2 балла – ребенок с подсказки педагога вносит дополнительные элементы,
1 балл – требуется большая помощь педагога.
Техническое обеспечение.
• Экран,
• Мультимедийный проектор,
• Ноутбук.
Презентации по темам:
• Жанры искусства.
• Декоративно- прикладное искусство.
• Музеи мира и России.
• Художники.
• Диагностический материал.
Литература
1.Грибовская А.А. Ознакомление дошкольников со скульптурой.
Методическое пособие /под общей редакцией Грибовской А.А. -
М. Педагогическое,- 96с. общество России,2004
2.Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве.
3.КуревинаО.А, СелезневаГ.Е. Путешествие в прекрасное. Пособие для
дошкольников в 3-х частях.- М.: «Баласс», 1999.- 64с.
4.Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. – М.: «Просвещение»,1984г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
"Знакомство дошкольников с известными и знаменитыми деятелями культуры и искусства Кубани".
На Кубани очень любят читать. Книги учат нас, заставляют о многом задуматься. В детском саду мы знакомим дошкольников с инересными людьми: писателями, художниками и другими известными людьми нашего го...
«Ознакомление дошкольников с картинами Ставропольских художников: воспитываем в детях чувство прекрасного, чувства патриотизма».
«Ознакомление дошкольников с картинами Ставропольских художников: воспитываем в детях чувство прекрасного, чувства патриотизма»....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Ознакомление детей с известными людьми, прославившими город Новочебоксарск»
Нравственно-патриотическое воспитание детей на современном этапе — одна из основных задач дошкольного образования, важной частью которого является знакомство с родным краем, с известными людьми,...
Проект по ознакомлению дошкольников старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых «Много есть профессий разных — важных, нужных и прекрасных!»
Проектпо ознакомлению дошкольниковстаршего дошкольного возраста с профессиями взрослых«Много есть профессий разных —важных, нужных и прекрасных!»...
Конспект открытого занятия по лепке в подготовительной группе на тему "Чабан" (по ознакомлению дошкольников с известными скульпторами Калмыкии)
Конспект открытого занятия по лепке в подготовительной группе на тему "Чабан" (по ознакомлению дошкольников с известными скульпторами Калмыкии)...
Особенности последовательности ознакомления с цифрами Известно,
Особенности последовательности ознакомления с цифрами Известно, что в подготовительной к школе группе детей знакомят с цифрами от 0...