Конспект открытого занятия с детьми среднего дошкольного возраста по формированию основ познания окружающего мира и развитию познавательной активности «Почемучки»
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему
Тема: «Свойства воздуха»
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
-Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.
-Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предложенным алгоритмом деятельности.
-Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; способствовать формированию у детей познавательного интереса; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
-Дать представление о том, что воздух обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.
-Обогатить словарь детей новыми словами.
-Развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия.
-Воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор;
воспитывать любознательность, взаимопомощь, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Словарная работа: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Оборудование:
- ноутбук;
- аудиозапись муз. «Шум прибоя»;
- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
- стаканчики с водой (по количеству детей);
- трубочки-соломинки (по количеству детей);
- вееры (по количеству детей); воздушные шары (по кол-ву детей).
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ Вахтанский детский сад «Елочка»
Конспект открытого занятия
с детьми среднего дошкольного возраста
по формированию основ познания окружающего мира
и развитию познавательной активности
«Почемучки»
Тема: «Свойства воздуха»
Составила: воспитатель
Леонова
Людмила Леонидовна
2016 г.
Тема: «Свойства воздуха»
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
-Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.
-Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предложенным алгоритмом деятельности.
-Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; способствовать формированию у детей познавательного интереса; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
-Дать представление о том, что воздух обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.
-Обогатить словарь детей новыми словами.
-Развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия.
-Воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор;
воспитывать любознательность, взаимопомощь, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Словарная работа: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Оборудование:
- ноутбук;
- аудиозапись муз. «Шум прибоя»;
- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
- стаканчики с водой (по количеству детей);
- трубочки-соломинки (по количеству детей);
- вееры (по количеству детей); воздушные шары (по кол-ву детей).
Ход занятия:
Организационный момент
(Стук в дверь)
Воспитатель: Ребята, к нам приходил почтальон и принес письмо от профессора Почемучкина! Откроем, прочитаем его?
Дети: Да!
Почемучкин: Здравствуйте, ребята. Я целый день тружусь в лаборатории. У меня возникли некоторые проблемы, и я прошу вас мне помочь. Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух. Но его нельзя ни увидеть, ни потрогать руками. Так может, и нет никакого воздуха?
Воспитатель: Ребята поможем профессору Почемучкину? Не будем доверять слухам, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух и какими свойствами он обладает. Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, я предлагаю вам пойти в нашу лабораторию и, как настоящим ученым, провести опыты, чтобы узнать много интересного о воздухе. Вы согласны? Тогда – вперед!
Дети: Да! Согласны!
Воспитатель: послушайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! Что это?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг себя. Вы видите воздух?
Дети: Нет!
В: Если мы не видим воздух, значит он какой? Как иначе можно сказать.
Дети: Невидимый.
Воспитатель: Может, у воздуха есть цвет?
Дети: Нет, он бесцветный, прозрачный.
Воспитатель: Подумайте, пож-та, есть ли запах у воздуха? Что нужно сделать, чтобы узнать? (понюхать) Понюхайте воздух. Чем пахнет воздух?
Дети: ничем, он без запаха.
В: Правильно. Какой же вывод мы с вами можем сделать?
(Помогаю детям сформулировать вывод, если они затрудняются)
Вывод : Воздух невидимый, прозрачный, без запаха.
Посмотрите пож-та на схемы.
(Использую схемы, знакомые детям, обозначающие:
-не имеет запаха;
-бесцветный;
-невидимый).
Воспитатель: Но ребята, раскрою вам секрет. Воздух всё-таки можно обнаружить, если мы его поймаем. Хотите научиться ловить воздух?
Дети: Да, хотим!
Опыт 1
Воспитатель: Перед вами лежат полиэтиленовые пакетики, возьмите пож-та их.
Воспитатель: Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. (Показываю детям, они действуют по показу)
В: Что в пакете?
Пакет полон воздуха, и стал похожим на подушку.
Какой воздух по весу? Он легкий или тяжёлый? Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал пустым. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
В: Какой же вывод мы можем сделать?
(Дети думают, высказываются. Если затрудняются, помогаю сформулир. вывод)
Вывод : воздух существует, он невидимый, легкий, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Ребята, а вы знаете, что воздух живет внутри людей?
Д: Да!
В: А как это можно доказать? Подскажите мне пож-та, может кто-то знает?
(Дети думают, высказывают свои предположения)
В: Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?
Дети: мы его вдыхаем через нос.
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат, вдыхают и выдыхают воздух. Но правильно вдыхать воздух через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики - вдыхаем и выдыхаем воздух. Давайте сначала вдохнем глубоко носом, а затем выдохнем через рот.
(Дыхательная гимнастика «Подуем на снежинки»)
В: Ребята, перед вами лежат снежинки, возьмите пож-та их за ниточку, подуем вместе на снежинки, от выдыхаемого воздуха они закачаются, закружатся так мы обнаружим, что воздух был внутри нас.
Опыт 2
Воспитатель: А вот как ещё можно обнаружить воздух. Перед вами лежат соломинки и стаканчики с водой, попробуйте подуть в соломинки, опущенные в стаканчики (дети дуют).
Воспитатель: Ой, что это?
Дети: пузырьки.
Воспитатель: а что они делают?
Дети: Пузырьки поднимаются наверх.
Воспитатель: почему? (помогаю детям сформулировать ответ, если затрудняются)
Дети: Мы выдыхаем из себя воздух, а пузырьки – это и есть воздух.
В: Какой же вывод мы с вами можем сделать?
(Помогаю детям сформулировать вывод, если они затрудняются)
Вывод: воздух существует вокруг нас и внутри нас.
Опыт 3
Воспитатель: Мы настолько привыкли дышать, что даже и не замечаем этого. Между тем мы бы не смогли жить без дыхания. Давайте это проверим. Закройте носики и постарайтесь не дышать. Посмотрим, как долго вы сможете вытерпеть без воздуха.
Вот видите, все вы в итоге отпустили носик, чтобы подышать. Может человек жить без воздуха? Я предлагаю сделать вывод.
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
(Предлагаю немного размяться)
Физминутка
Зашагали ножки прямо по дорожке
Весело гуляли, друга повстречали.
– Здравствуй, здравствуй милый друг,
Ты посмотри вокруг,
Ты мне просто улыбнись, крепко обнимись.
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите пож-та как можно почувствовать воздух?
Дети: Подуть и т. п.
Воспитатель: А если не дуть, как ещё можно почувствовать воздух?
(Дети высказывают свои предположения)
Опыт 4
В: Ребята, перед вами на столе лежит веер. Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
В: Да, ветер можно почувствовать на улице. Значит ветер-это что такое?
(Помогаю детям сформулировать вывод, если они затрудняются)
Вывод: ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: Мы с вами очень много узнали сегодня о воздухе, сделали выводы и помогли профессору Почемучкину, а ответ ему мы напишем вечером. Хорошо?
Д: Да!
В: Я предлагаю еще раз повторить наши выводы. (Повторяем вместе с детьми)
Вывод 1: Воздух существует!
Вывод 2: Воздух невидимый, легкий, бесцветный, прозрачный, без запаха.
Вывод 3: Воздух живет вокруг нас и внутри нас.
Вывод 4: Человек не может жить без воздуха.
Вывод 5: Ветер – это движение воздуха.
В: Молодцы! Мы с вами хорошо потрудились, а теперь немножко отдохнем.
Релаксация
Воспитатель: Закройте пож-та глаза (включаю спокойную музыку «Шум прибоя»)
Представьте, мы с вами на берегу моря. Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Тихо колышется травка. Над нами порхают бабочки. Мы вдыхаем чистый, свежий морской воздух. Нам хорошо и приятно. Но вот вдалеке что-то виднеется…
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, какие красивые, разноцветные шарики прилетели к нам с моря. Это ветерок дул, дул и принес к нам эти шарики, потому, что они легкие и внутри у них что?
Дети: Воздух!
Рефлексия
(Дарю детям шарики на память о занятии, хвалю за работу)
Вопросы к детям (какие опыты понравились, понравилось ли играть)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Формирование мышления.
Конспект занятия с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Формирование мышления (3 год обучения).Тема: «Сначала-потом»....
Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста по формированию нравственно-этических норм через чтение художественной литературы
Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста приобретает актуальность, связи со сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная от...
Тематическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности
Современные дети проявляют большой интерес к серьезным экономическим вопросам. Откуда берутся деньги? Почему они заканчиваются? Как можно заработать? Грамотному осуществлению экономического образовани...
Кустовое методическое объединение для воспитателей среднего дошкольного возраста по теме: «Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника»
Кустовое методическое объединение для воспитателей среднего дошкольного возраста по теме: «Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника»...
Конспект открытого занятия с детьми среднего дошкольного возраста по теме: Нетрадиционная техника рисования «Царство соли»
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования солью....
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности "Что такое реклама?"
Задачи:Дать представление о рекламе, ее истории, видах и значении.Учить правильно воспринимать рекламу (не покупай все, что рекламируется, прежде чем купить подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли ...
Открытый показ, с детьми среднего дошкольного возраста по формированию основ здорового образа жизни на тему: «Полезные и вредные продукты»
Цель:Закрепление знаний детей о продуктах питания и их значении для человека, ознакомление с понятиями: «здоровая пища», «полезные продукты», «вредные прод...