Развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Шипилина Вера Дмитриевна

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, проявлять свое сочувствие и сострадание. Детская агрессивность последнее время очень высока и вызывает тревогу у взрослых. Способность сопереживать, сочувствовать, умение радоваться за другого становятся дефицитными качествами личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sayta.docx16.92 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоциональной отзывчивости детей

старшего дошкольного возраста

Надо ли развивать эмоциональную отзывчивость в современном обществе?

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, проявлять свое сочувствие и сострадание. Детская агрессивность последнее время очень высока и вызывает тревогу у взрослых. Способность сопереживать, сочувствовать, умение радоваться за другого  становятся дефицитными качествами личности. Регулярно сталкиваешься с ситуациями, когда дети испытывают радость от причиненной боли людям, животным, при этом стремятся данное поведение снять на мобильные телефоны, показать свою значимость в глазах сверстников.

С каждым годом увеличивается количество эмоционально неблагополучных детей, которые требуют особого внимания со стороны педагогов. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности должно происходить целенаправленно и системно, начиная с дошкольного периода. Ребенок, который понимает чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.

Эмоциональная отзывчивость дошкольников это:

  • умение откликаться на события, явления окружающей действительности;
  • способствовать сопереживать окружающим людям, животным, соотносить факты с жизненным опытом;
  • эмоциональный отклик на боль другого человека или живого существа.

Л.С. Выгодский считал, что «эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога».

В формировании эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения).

Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми.

В дошкольном возрасте сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие. Ласковое отношение к ребенку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Дошкольникам свойственно стремление разделить свои переживания не только со взрослыми, но и со сверстниками.

Значительная роль в развитии и воспитании у ребенка старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости принадлежит семье, а также правильно организованному воспитательному процессу и создание специальных условий в дошкольном учреждении.

Таким образом, в ДОУ целесообразно вести работу по трем направлениям: с воспитанниками, с педагогами и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль синтеза искусств в развитии музыкальной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста.

У детей дошкольного возраста рано складывается своя «картина мира». При всём своем несовершенстве она имеет важное преимущество - целостность. Весьма продуктивным в этом отношении может стать взаимоде...

Организация работы по созданию эмоционально-развивающей среды как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Анализ данной проблемы, изучение её теоретических аспектов позволило мне наработать практический материал. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие осно...

Практика1" Эмоциональное взаимодействие через коррекционно-развивающие занятия «Удивительный мир эмоций и чувств» как средство развития эмоциональной устойчивости детей старшего дошкольного возраста"

 В основе практики лежат самостоятельно разработанные коррекционно-развивающие занятия «Удивительный мир эмоций и чувств» с использованием технологий сказко-терапии, психогимна...

«Дидактическая игра «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТЮД «КОТЯТА» » словесная с целью развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста».

Один из самых демократичных и популярных видов игр — это словесная игра. Словесные игры построены на словах и действиях играющих.Цели: развитие эмоционального интеллекта дете...

Конспект занятия педагога-психолога на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Конспект занятия педагога-психолога на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Целью занятия является развитие эмоциональной сферы дете...

«Развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных игр в дошкольной образовательной организации»

С введением ФГОС все образовательное содержание программы, в том числе и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Круг задач музыкального восприятия и развития ребенка в дошкольном...

Формирование эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, предметным м...