Роль синтеза искусств в развитии музыкальной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста.
презентация по теме
У детей дошкольного возраста рано складывается своя «картина мира». При всём своем несовершенстве она имеет важное преимущество - целостность. Весьма продуктивным в этом отношении может стать взаимодействие различных видов искусства, когда ребенок, воспринимая музыкальное произведение, как бы «опирается» на более доступные для него (изобразительное искусство и художественную литературу).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 1.07 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в дошкольной педагогике проблема взаимодействия искусств и его влияния на эмоциональное развитие на музыку у детей не получила достаточного освещения. В дошкольном воспитании сделаны лишь первые шаги интегрированного подхода, поэтому мы пытаемся выделить основу интегрированного подхода как сущность образовательного процесса в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку, из выше сказанного следует, что выбор темы актуален .
Цель исследования – выявить роль синтеза искусств в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования – процесс развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста. Предмет – исследования – использование синтеза искусств в процессе развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста. Гипотез а – Использование взаимодействия различных видов искусства в непосредственной обучающей деятельности приводит к значительному развитию эмоциональной отзывчивости на музыку старших дошкольников.
Задачи исследования: 1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования. 2. Сущность, структура и основные свойства эмоциональной отзывчивости на музыку детей старшего дошкольного возраста. 3.Выявить эффективность синтеза искусств в развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста. 4.Методика организации занятий по развитию эмоциональной отзывчивости на музыку с использованием различных видов искусств.
Этапы исследования: I .Определение теоретических основ проведения констатирующего эксперимента уровня эмоциональной отзывчивости на музыку старших дошкольников; II. Формирующий эксперимент; III . Контрольный срез и обработка данных; IV . Апробация синтеза искусств как средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку детей старшего дошкольного возраста; V . Внедрение в практику комплекса интегрированных занятий как средство развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста на музыку.
У детей дошкольного возраста рано складывается своя «картина мира». При всём своем несовершенстве она имеет важное преимущество - целостность. Весьма продуктивным в этом отношении может стать взаимодействие различных видов искусства, когда ребенок, воспринимая музыкальное произведение, как бы «опирается» на более доступные для него (изобразительное искусство и художественную литературу). В.А Сухомлинский считал, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, «открыть его так, что кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Познавательная деятельность ребёнка возможна лишь там, где созданы определённые условия для её развития. И в этом огромную роль играет интеграция воспитательного процесса в музыкальной отзывчивости.
Синтез искусств – это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления . синтез искусств Музыка – рисование Развитие речи - рисование Музыка – развитие речи – рисование Развитию художественно - творческих представлений детей помогает воспитатель, который создает соответствующую атмосферу, подбирает музыкальный репертуар, учитывая при этом потребности, переживания, желания детей.
« Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие». Виды музыкальной деятельности реализуются на занятиях, в повседневной жизни детского сада, в процессе досуговой деятельности (во время отдыха, вечеров развлечений, праздников, самообразования, в процессе творчества, а также в быту). Основная цель – научить детей слышать, любить и понимать музыку, чувствовать ее красоту. В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально- образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. По этому та важно использовать все виды музыкальной деятельности.
Глава II . Опытно практическая работа по использованию синтеза искусств в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку детей старшего дошкольного возраста Цель: Выявить влияние синтеза искусств в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Провести диагностику уровня развития музыкальной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста; Апробировать комплекс интегрированных занятий по использованию различных видов искусств в развитии музыкальной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста. Выявить эффективность использования синтеза искусств на интегрированных занятиях в развитии музыкальной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста по средствам повторной диагностики.
В основу практической работы положена педагогическая технология развития эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников: 1.Основными признаками музыкальности человека является переживание музыки, при котором постигается её содержание. Поскольку музыкальное переживание – это эмоциональное переживание и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыкального произведения, центром музыкальности становиться способность человека эмоционально откликаться на музыку. 2.Эмоциональная отзывчивость на музыку – это способность погружаться в её настроение, способность « вчувствования », «вживания» в музыкальные образы, острота, глубина и богатство эмоциональных переживаний в процессе восприятия музыки. 3. Эмоциональная отзывчивость на музыку детей в старшем дошкольном возрасте – это ведущая составляющая музыкальности ребенка, которая проявляется в том, что слушание музыки вызывает у него сопереживание, сочувствие, адекватное содержанию музыкального образа, побуждает к размышлениям о нем, его настроении. Эмоциональная отзывчивость к музыке выражается и в умении ребенка осуществлять элементарный музыкальный анализ произведения, определять средства музыкальной выразительности, которые вызывают яркие эмоциональные реакции и чувства в ходе слушания. Эмоциональная отзывчивость на музыку проявляется в таких специальных способностях, как ладовое чувство (эмоциональный компонент слуха) и чувство ритма (эмоциональная способность). Поэтому музыкальная отзывчивость, прежде всего, развевается в ходе восприятия дошкольником музыки. 4.Музыкальное восприятие – начальная ступень музыкально – художественной деятельности, ни исполнительство, ни творчество не могут получить своего развития без данного процесса.
Первичная диагностика развития навыков музыкальной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. Методика Н.Г.Куприной « Полихудожественная тест-игра». Цель: Диагностировать развитие у детей эмоциональной отзывчивости к музыке в процессе её восприятия.
« Дерево с листочками» Цель : при использование двигательной импровизации привести к обострению у детей внимания к музыке, эмоционального вчувствования в неё.
Апробация комплекса интегрированных занятий по использованию различных видов искусств в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку детей старшего дошкольного возраста.
Сочинение коллективного рассказа на музыку М.Тарисова «Забытый мотив» из органного цикла «Настроения».
Сравнительный анализ результатов исследования. Анализ результатов показал, что у детей экспериментальной группы, в значительной степени повысилась эмоциональная отзывчивость на музыку в ходе проведения занятий с использованием синтеза искусств. Так, число детей с низким уровнем развития музыкальной отзывчивости сократилось с 40% до 30 %, количество со среднем уровнем возросло с 35% до 40%, значительно увеличилось число с высоким уровнем развития музыкальной отзывчивости с 25% до 40%. Данные представлены в диаграмме № 2. Сравнительный анализ развития музыкальной отзывчивости «до» и «после» проведения интегрированных занятий.
Опытно-практическая работа была направлена на апробирование интегрированных занятий с использованием различных видов искусств на повышения развития эмоциональной отзывчивости на музыку детей старшего дошкольного возраста. Музыкальные шедевры помогли в формировании у ребенка эталонов красоты и основ эстетического вкуса. Способствовали становлению эмоциональной отзывчивости с помощью специально организованного процесса восприятия музыки. В ходе повторных диагностических заданий наблюдается, что музыкальная отзывчивость детей эффективно развита за короткое время. В дошкольной педагогике проблема взаимодействия искусств и его влияния на развитие музыкального восприятия у детей не получила достаточного освещения. Исследовались лишь отдельные её аспекты. В курсовой работе мы реализовали цель и решили поставленные задачи исследования, логически выстроили рассматриваемую проблему, представили положительный результат используемых диагностических заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классической музыки в развитии музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста
Статья будет полезна для музыкальных руководителей и воспитателей детских садов...
Развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста
Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, проявлять св...
Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в музыкально – ритмической деятельности
С этой презентацией я защитила высшую категорию...
статья "ИНТЕРАКТИВНАЯ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Статья была опубликована в журнале "Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС" в 2019 г. В статье подробно рассматривается деятельность музыкального руководителя ДОУ по внедрен...
Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в рамках реализуемой программы
Декоративно-прикладное искусство – это особый вид искусства, который дает возможность увидеть красоту предмета, понять смысл его существования и имеет свой образный язык, которому присущи обобще...
«Развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных игр в дошкольной образовательной организации»
С введением ФГОС все образовательное содержание программы, в том числе и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Круг задач музыкального восприятия и развития ребенка в дошкольном...
«Русское народное декоративно-прикладное искусство в развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста»
ПРОЕКТ Тема: «Русское народноедекоративно-прикладное искусство в развитиехудожественного творчествадетей старшего дошкольного возраста»...