Формирование эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа)
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре и к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности и индивидуальности ребенка. Проблема эмоционального развития ребенка принадлежит к числу важнейших и актуальных проблем в современном дошкольном воспитании. Процесс глобализации, экономические, политические, социальные преобразования оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают его серьезным эмоциональным испытаниям. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, способный переживать, сопереживать, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.
Современные подходы к проблеме развития эмоциональной отзывчивости детей подводит к поиску эффективных путей эмоционального развития личности ребенка, этому способствуют продуктивные виды деятельности, направленные на получение результата. Занимаясь изобразительной деятельностью, дети имеют возможность выражать свои впечатления, понимание, эмоциональное отношение к окружающей их жизни в своем художественном творчестве Во время изобразительной деятельности решаются не только традиционные задачи по формированию умений и навыков, но и специфические задачи по коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya._formirovanie_emotsionalnoy_otzyvchivosti.docx | 30.48 КБ |
Предварительный просмотр:
»
Торопова Светлана Борисовна
воспитатель первой
квалификационно категории
ГБОУ Школы №1222
Формирование эмоциональной отзывчивости
старших дошкольников посредством
изобразительной деятельности
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре и к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности и индивидуальности ребенка. Проблема эмоционального развития ребенка принадлежит к числу важнейших и актуальных проблем в современном дошкольном воспитании. Процесс глобализации, экономические, политические, социальные преобразования оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают его серьезным эмоциональным испытаниям. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, способный переживать, сопереживать, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.
Современные подходы к проблеме развития эмоциональной отзывчивости детей подводит к поиску эффективных путей эмоционального развития личности ребенка, этому способствуют продуктивные виды деятельности, направленные на получение результата. Занимаясь изобразительной деятельностью, дети имеют возможность выражать свои впечатления, понимание, эмоциональное отношение к окружающей их жизни в своем художественном творчестве Во время изобразительной деятельности решаются не только традиционные задачи по формированию умений и навыков, но и специфические задачи по коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребёнка.
В психологии эмоциональную отзывчивость (восприимчивость, чувствительность) понимают:
• как свойство индивида легко, быстро и гибко эмоционально реагировать на различные воздействия – социальные события, процесс общения, особенности партнёров и т.д.
• как эмоциональную реакцию на состояние другого человека, отношения к другим людям, включающую сопереживание и сочувствие;
• как показатель развития гуманных чувств, коллективизма
Понятие «эмоциональная отзывчивость», основывается на идеях С.Л. Рубинштейна об эмоциональных переживаниях; П.М. Якобсона о воспитании у ребенка эмоциональной восприимчивости; А.Д. Кошелевой о развитии способности понимать другого человека; А.В. Запорожца о переживаниях и ценностях. [4], [13]. Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с другими людьми. Показателями эмоциональной отзывчивости дошколят выступают: эмоционально реагирование на состояние другого; идентификация с эмоциями состояния другого, сочувствия, сопереживания; проявление заботы к сверстникам, животным; осуществление эмоционально-утешительных действий. Решение этой проблемы, является насущной необходимостью современной педагогической теории и практики. Развитие этого значимого качества личности особенно важно в детском возрасте, когда закладывается личность и формируется эмоционально-чувственная направленность ребенка на мир другого человека.
Рассматривая созданные коллективные работы: рисунки, аппликации, скульптурные изображения, - дети учатся высказывать оценочные суждения. У них формируется наблюдательность, развивается эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к художественно-творческой деятельности, формируются эстетические чувства. Изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста многообразно по средствам изображения и содержанию. В этом возрасте у детей ярко проявляется тенденция к самовыражению, самоутверждению, желание выразить свое отношение к окружающему. Они становятся наблюдательнее, замечают и выделяют красоту цветовой гаммы, пропорций, выразительность характерных черт персонажа. В нашем исследовании из всех видов изобразительной деятельности главным выступает рисование. Важной на данном этапе стояла задача – найти пути эффективного педагогического взаимодействия с ребенком, способствующего развитию самостоятельности и обеспечивающего творческую направленность в рисовании. Карандаши мы использовали для проведения линий различной толщины, применяли для тушевки и штриховки. Восковыми мелками получали мягкие очертания. Фон, выполненный мелками, делал рисунок выразительным. Гуашь это непрозрачные краски, поэтому они обладали хорошим кроющим свойством. Акварель же наоборот имеет прозрачность, ее мы использовали для наложения одного цвета на другой в Семикаракорской росписи. Работая в коллективе, дети смогли сформировать умения и навыки, строить общение, развили привычку к взаимопомощи, что создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.
Таким образом, в рисовании ребенок создаёт образы, отражающие его отношение к окружающей действительности доступными ему средствами выразительности. Образы в детских рисунках выступают своеобразным знаком эмоционального отношения ребенка, показателем его внутреннего мира.
Краткая характеристика образовательных программ по формированию эмоциональной отзывчивости дошкольников, которые можно использовать в своей работе, как полностью, так и частично;
ПРОГРАММА «ДЕТСТВО» под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой [8]- это развитие детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости. Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству
ПРОГРАММА «СЕМИЦВЕТИК» авторы В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова [10] – воспитание через культуру и Красоту. Задачи заключаются в том, чтобы раскрыть и развить восприятия красоты, заложить этические и нравственные основы. Расширить кругозор и раскрыть индивидуальность творческого потенциала.
ПРОГРАММА «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ» – авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханева [11].Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность должны быть национальными. Большое место в приобщении детей к русской народной культуре должны занимать народные праздники и традиции
ПРОГРАММА «КРАСОТА. РАДОСТЬ. ТВОРЧЕСТВО» – авторы Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина [12] предназначена для эстетического воспитания детей. Эта программа является целостной, интегрированной по всем направлениям эстетического воспитания, основывающегося на разных видах искусства
ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МЫ» под редакцией Н.Н. Кондратьевой. [11] При отборе содержания программы авторы руководствовались идеей гуманизации, т.е. развитием у ребенка гуманистической направленности отношения к миру. Содержание этой программы способствует развитию личности ребенка, его экологического сознания, экологического поведения, правильного отношения к ней.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе экспериментальной работы были поставлены следующие задачи:
1. Определить уровень сформированности эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить особенности проявления эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения обозначенных задач использовались следующие методы: педагогические ситуации, беседа.
Для оценивания уровня и особенностей проявлений эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста использовались следующие критерии и показатели:
Высокий уровень эмоциональной отзывчивости:
• ведущий тип эмпатии - гуманистический: дети проявляют интерес к состоянию других, ярко, эмоционально реагируют на него, идентифицируются с эмоциональным состоянием другого, выражают сочувствие, сопереживают;
• ярко выражена эмоционально-социальная направленность поведения: дети активно включаются в ситуацию, успокаивают, обнимают переживающего ребенка, готовы даже поделиться;
• развиты эмоционально-перцептивные способности: способность замечать эмоциональное состояние другого, распознавать и адекватно реагировать на это состояние.
Средний уровень эмоциональной отзывчивости:
• ведущий тип эмпатии - смешанный, т.е. дети в одних ситуациях проявляют гуманистическую, а в других эгоцентрическую эмпатию;
• эмоционально - действенное реагирование стимулируется извне (под влиянием взрослого или сверстника);
• проявление эмоционального отклика чаще всего происходит под действием узколичного мотива - быть хорошим, заслужить похвалу;
• отсутствует внутренняя потребность в оказании помощи, пытаются «взять» внимание взрослого на себя; сочувствие и сопереживание носят неустойчивый характер
Низкий уровень эмоциональной отзывчивости:
• преобладает эгоцентрический тип эмпатии: реагируя на переживания сверстников, дети при этом пытаются «взять» внимание взрослого на себя и особенности своего поведения
• социально-эмоциональная направленность развита слабо: свойственно проявление эгоизма, сосредоточенность на себе и своих переживаниях;
• характерно отсутствие активного, действенного выражения сопереживания и сочувствия
Для решения поставленных задач использовались следующие методики: Методика 1. Педагогическая ситуация «Помоги сверстнику»
Цель: выявить умение ребенка замечать эмоциональное неблагополучие сверстника.
Описание методики: двум детям, из которых только один ребенок был испытуемым, предлагалось выполнить разные задания. Задание испытуемого было более легким, чем задание его сверстника. О том, что задания имеют разную степень трудности, детям не сообщалось. Мы выясняли, как дети поняли смысл того, что им предстоит сделать, и в заключение добавляли: «Закончите работу - можете поиграть с игрушками», - и указывали на размещенный в этой же комнате игровой уголок.
Необходимо подчеркнуть, что особенность осуществления данной деятельности состояла в том, дети оказывались в неравном положении по отношению к возможности «играть с игрушками». По мере завершения своего, более легкого, задания испытуемый не только приближался к возможности приступить к выполнению другой деятельности – игре, но вместе с тем незаметно для себя он как бы втягивался в ситуацию выбора: выполнив практическое задание, приступить к игре или оказать помощь сверстнику, продолжающему решать более трудное задание. После того как дети приступали к выполнению заданий, и один из них обнаружил существенные затруднения в деятельности, мы наблюдали за тем, обращается ли ребенок к сверстнику за помощью и как откликается на его обращение. Если испытуемый не оказывал помощи сверстнику, то мы побуждали его к этому, ставя перед ним соответствующие вопросы. Поэтому важно было установить, какими мотивами и эмоциями обусловлено было принятие ребенком именно такого, а не другого решения.
Результаты работы.
Разное поведение испытуемых в данной ситуации позволило выделить три группы показателей их эмоциональной отзывчивости.
1. Высокие показатели эмоциональной отзывчивости, обнаруживаемой в форме содействия ребенка сверстнику.
2. Средние показатели эмоциональной отзывчивости, обнаруживаемой в форме сопереживания или сочувствия ребенка сверстнику.
3. Низкие показатели эмоциональной отзывчивости или полное ее отсутствие.
В соответствии с этими показателями испытуемые были разделены на три группы, существенно отличавшиеся по поведению детей.
В первую группу вошли дети с самыми высокими показателями эмоциональной отзывчивости. К этой группе мы отнесли всего 5% воспитанников. Дети этой группы обнаруживали затруднения у сверстника, адекватно их оценивали, утешали в случае их возникновения, довольно содержательно реагировали на успешное выполнение полученного ими задания. Ко второй группе были отнесены дети со средними показателями эмоциональной отзывчивости, выражавшейся в форме сопереживания или сочувствия. К этой группе мы отнесли 63% воспитанников. Они быстро замечали возникшие у сверстника затруднения при выполнении задания, живо откликались на них, испытывая при этом огорчение, обращали внимание взрослого на неблагополучие сверстника. В третью группу были включены дети с низкими показателями эмоциональной отзывчивости; характерным для них было отсутствие выраженного сопереживания и сочувствия. К этой группе мы отнесли 32% воспитанников. Они не только не проявляли активного содействия сверстнику в преодолении им трудностей, но и не откликнулись на наше предложение оказать помощь сверстнику.
Методика 2. Беседа (Модифицированный вариант методики Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной.)
Цель: выявить наличие сформированных знаний о социальных эмоциях.
Проведение: наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности. Затем проводилась беседа с каждым ребенком:
— Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?
— Можно ли обижать животных? Почему?
— Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
— Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?
— Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
Результаты работы: Анализ данных, полученных в результате проведенной методики, указывает на то, что у детей недостаточно сформированы знания о социальных эмоциях. В результате выделено три уровня по сформированности социальных эмоций у детей: высокий, средний, низкий.
В высокий уровень по сформированности социальных эмоций попали 7% детей. Они отвечали правильно на все поставленные вопросы, обосновывали свои ответы, оказывают помощь сверстнику
В средний уровень по сформированности социальных эмоций попали 58% воспитанников. При наблюдении за этими детьми мы замечали, что они радуются за успехи других, замечают эмоциональное состояние сверстника, но не пытаются его утешить. На некоторые вопросы эти дети отвечали неверно, не могли обосновать свой ответ.
К низкому уровню по сформированности социальных эмоций были отнесены 35% детей. При наблюдении за ними мы отмечали, что они равнодушно реагируют на успехи и неудачи других. Ответы на вопросы давали неверные, обосновать затруднялись
Таким образом, полученные на констатирующем этапе экспериментальной работы результаты свидетельствуют о том, что не все дети проявляют отзывчивое отношение к сверстникам, другим людям, живым существам, а также не все дети имеют точные представления о чувствах человека.
Содержание и методы работы по формированию эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности. На формирующем этапе экспериментальной работы нами были поставлены следующие задачи:
1. Разработать систему занятий по изобразительной деятельности, направленных на формирование эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить эффективные методы и приемы, способствующие формированию эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для формирования личности ребенка. Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. В нашей работе основное внимание было уделено эмоциональной стороне рисования, а именно социальному характеру эмоциональных проявлений в процессе изобразительной деятельности. На формирующем этапе экспериментальной работы нами была разработана система занятий по изобразительной деятельности, направленных на формирование эмоциональной отзывчивости. Организовывались игра-перевоплощение, где ребенок и взрослый становились то актерами, то зрителями. Для того чтобы игра была успешней, использовались движения, музыка, звуки, прикосновение. Все это способствовало установлению эмоциональных контактов между детьми, между взрослым и ребенком. Рисование помогает ребенку снимать напряжение. В процессе рисования, особенно важное для тех детей, которые не могут выразить свои конфликты и осознать их из-за бедности своего словаря. Рисунок - это как средство зрительной связи. В процессе проведения занятий по рисованию использовались различные методы и приемы для формирования эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста: эмоциональный настрой, художественное слово, пластика, театр.
Таким образом, проведенная работа показала, что изобразительная деятельность выступает эффективным условием формирования эмоциональной отзывчивости дошкольников. Ребенок видел свой результат продуктивной деятельности, испытывал множество эмоций, что способствует обогащению его индивидуального опыта. Влияние изобразительной деятельности на формирование отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста на завершающем этапе работы решалась задача, связанная с выявлением изменения уровня эмоциональной отзывчивости. Для решения задачи использовались методики, которые позволили провести диагностику на констатирующем этапе нашей работы:
- Методика 1. Педагогическая ситуация «Помоги сверстнику»
- Методика 2. Беседа (Модифицированный вариант методики Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной.)
Проведение указанных методик позволило получить экспериментальные данные, об изменениях в уровне сформированности эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста по отношению к сверстникам. Обобщенные результаты на контрольном этапе экспериментальной работы показали, что высокий уровень демонстрируют 85% воспитанников, средний уровень — 10%, низкий уровень — лишь 5% детей. В результате наблюдений было выявлено, что большинство детей стремятся помочь сверстникам, младшим детям, взрослым. Если они видят, что кто-то огорчен, пытаются утешить его, узнать, что с ним произошло. Наряду с потребностями взаимодействовать со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста остается сильная потребность в общении с близкими, в их ласке, внимании, поделиться впечатлениями. Ребенок отождествляется с чувствами, возникающими при рисовании на заданную тему, выражает свой внутренний мир, свои чувства, переживания. Благодаря использованию разного цвета, работы преображались, в зависимости от позитивного или негативного отношения к теме рисунка. Каждая детская работа была наполнена детским содержанием, впечатлением детей, отношение к тому, что изображают, проявляя позитив или негатив.
Выводы
Развитию личности ребенка способствуют продуктивная деятельность, в которой важен сам результат. Развивается умение создавать и воплощать замыслы. Осваиваются специфические выразительные средства изобразительной деятельности. Разработанная система занятий по изобразительной деятельности и применение различных методов и приемов по активизации, стимулированию проявления эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста позволили обогатить их эмоциональный опыт положительными социально-эмоциональными переживаниями.
В результате проведенной работы дети стали более отзывчивыми, проявляли интерес к настроению и состоянию сверстников, стремились к сотрудничеству и успешному взаимодействию. Было отмечено снижение эмоциональной напряженности, повышение эмоциональной активности. По качественным характеристикам эмоциональные проявления детей стали содержательнее, обогатились ценностными установками.
Список литературы
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте ,1997
- Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изо деятельности.- М., 2000
- Комарова Т. С. Изодеятельность в детском саду: обучение и творчество. - М., 1990
- Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. - М., 2002.
- Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника.- М., 1996
- Курносова С.А. Эмоциональная отзывчивость 2007г
- Мухина В.С. Изодеятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта – М: Педагогика, 1981.
- Программа «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой
- Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» – авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханева
- Программа «Семицветик» – авторы В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова
- Программа эко образования детей «Мы» под редакцией Н.Н. Кондратьевой.
- Программа эстетического воспитания детей «Красота. Радость. Творчество» – авторы Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина
- Эмоциональное развитие дошкольника А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.; Под ред. А. Д. Кошелевой, - М.: 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность /Методическая разработка/
Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возрастачерез изобразительную деятельность/Методическая разработка/ Программные задачи:-продолжать формировать интерес детей ...
Рабочая программа по теме: «Формирование эмоционально-эстетического отношения к природе Алтайского края у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность»
Здесь представлена авторская рабочая программа по изобразительной деятельности с учетом регионального компонента....
Методическая разработка на тему "Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность"
Целенаправленное эстетическое развитие, начатое в раннем возрасте, способно помочь ребенку раскрыть себя наиболее полно, создать условия для динамики творческого роста, поз...
Педагогический опыт по теме: «Развитие театрально-исполнительских навыков и эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Имея опыт работы по театрализованной деятельности, я делилась знаниями с коллегами по работе, организовала консультации, показала открытые мероприятия, оформила театральный уголок. Моя раб...
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
В данной статье рассматриваются методы и приемы, позволяющие преодолеть ребенку страх и неуверенность, обогатить свой жизненный опыт, а так же научиться взаимодействию с сверстниками....
Перспективный план работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность
Перспективный план работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельностьЭтапы Месяцы по неделямрисованиелепкааппликация 2 этапПрактиче...
Методическая разработка. Конспект занятия "Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Театрализованная игра по мотивам сказки "Теремок."".
Тема: «Театрализованная игра по мотивам сказки Теремок».Образовательные области: "Социально-коммуникативное развитие".Цель - Развитие эмоционального интеллекта детей ...