«Развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных игр в дошкольной образовательной организации»
методическая разработка по музыке (старшая группа)
С введением ФГОС все образовательное содержание программы, в том числе и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Круг задач музыкального восприятия и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnyy_rukovoditel.docx | 22.14 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Позвольте предоставить вашему вниманию методическую разработку
по теме «Развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных игр в дошкольной образовательной организации»
С введением ФГОС все образовательное содержание программы, в том числе и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Круг задач музыкального восприятия и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.
Как показывает практика, в развитии эмоциональной сферы дошкольников можно использовать возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения.
Тема исследования «Развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных игр в ДОО». Объект и предмет вы видите на экране.
Объект исследования – развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных игр.
Цель исследования: выявить педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в процессе музыкальных игр.
В соответствии с целью были определены 3 задачи, которые вы видите на экране:
1. Рассмотреть вопросы эмоционального развития старших дошкольников.
2. Выявить особенности развития эмоциональной отзывчивости детей на музыкальных занятиях.
3. Описать формы и способы развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОО.
Методы исследования:
- Теоретический анализ литературы.
- Моделирование педагогической деятельности.
3. Наблюдение за процессом развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников.
В ходе решения первой задачи мы рассмотрели роль эмоций в жизни старшего дошкольника, которые помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Для детей 5-7 лет характерно непосредственное, активное выражение чувств. Они легко плачут и быстро успокаиваются, радость не знает границ, печаль безутешна, страх глубок, удивление безмерно, а смех заразителен. Преобладает жизнерадостность и спонтанность в выражении чувств и желаний. Вместе с тем дети становятся заметно спокойнее, более уступчивыми и терпеливыми, бывают кратковременные состояния раздражения, недовольства и гнева
Но дети не всегда понимают свои простые эмоции, тем более им трудно осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связи с внешним миром. Таким образом, тенденция к развитию эмоциональной регуляции, формирование адекватной и дифференцированной эмоциональной экспрессии, развитие способности использовать ее в качестве средства общения на этапе дошкольного детства становятся чрезвычайно взаимосвязанными
2. Анализ трудов отечественных и зарубежных психологов и педагогов вскрыл достаточно широкую освещенность проблемы развития эмоций в психологических исследованиях в деятельностном, поведенческом и личностном направлениях.
Л.С. Выготский говорит, что эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Развивать эмоции тем важнее, что они напрямую связаны с нравственностью: эмоциональное восприятие плохих и хороших поступков, умение их анализировать учат человека быть отзывчивым и добрым.
Тревогу вызывает позиция, которой придерживаются многие: единственное направление эмоционального развития детей – воспитание способности контролировать свои чувства.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.
3. В работах известных педагогов-музыкантов подчеркивается особая значимость эмоционально-образной сущности музыки, её роль в становлении эмоциональной сферы личности. Педагоги-музыканты давно убедились, что музыкальное искусство, отражая жизнь в её многообразии, расширяет кругозор ребёнка, обогащает его духовный мир.
Очень важно, чтобы в процессе музыкальных занятий ребенок научился воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая свое отношение к искусству.
Дошкольник может научиться воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности, в этом могут помочь музыкальные игры.
В ходе третьей задачи мы описали несколько форм и способов развития эмоциональной отзывчивости у детей на музыкальных занятиях. Начинать работу надо с небольших детских песенок или с помощью музыкальных игр. Для начала это кроткие песни-распевки «Доброе утро!», «Капризка», «Солнышко встало» и др., в которых есть слова «подсказки» на эмоции.
Потом можно перейти к развернутым музыкальным играм. Существует большое количество народных песен, закличек, небылиц, в которых текст подскажет, как надо эмоционально реагировать. Задача детей при исполнении – чувствовать, передавать и объяснять те или иные эмоции. Допустим детскую закличку «Дождик» можно петь разными способами: грустно, очень печально и радостно.
Музыкальнвые игры также способствуют выработки умения через пластические движения (пантомимику) передавать музыкально-художественные образы звучащей музыки. В этих играх организационная роль, конечно, отводится музыкальному руководителю. Рассмотрим музыкальную игру по песне «Жили у бабуси».
О проявлениях эмоциональной отзывчивости у детей следует судить по их реакциям в процессе музыкальной деятельности, а также вербальному и невербальному выражению отношения к прослушанной музыке.
Музыкальную игру можно начать с обсуждения рисунков, символизирующих то или иное настроение, эмоцию.
Для того чтобы развить эмоциональную отзывчивость детей на музыку, необходимо строить занятия так, чтобы дети как можно чаще были включены в активную деятельность, выполняли творческие задания, упражнения, которые способствуют развитию воображения и требуют постоянного выражения отношения к музыке, себе и другим людям.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута. Педагогическими условиями развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в процессе музыкальных игр является:
1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В групповых соревнованиях главным стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и количество негативных экспрессии снижается.
2. Развитие эмоциональной отзывчивости возможно в различных ситуациях в ДОУ – в процессе игры, в рамках трудового воспитания. Целенаправленно эмоциональную отзывчивость можно реализовывать в рамках специально организованной деятельности на музыкальных занятиях. В ходе слушания, пения, специальных музыкальных игр, насыщенных переживаниями, дети могут испытывать определенные чувства, связанные с восприятием музыки.
3. Осознавать определенные чувства и эмоции ребенку помогают песни, в содержании которых имеются слова, характеризующие эмоциональный мир человека (радость, грусть, удивление и т. д.). Наличие эмоциональных характеристик типа «веселые гуси», «улыбнись скорее», «целый день я буду ныть» подталкивают ребенка к осмыслению богатого и многогранного мира чувств и эмоций, характерных для человека.
4. Развитие эмоциональной отзывчивости в процессе музыкального воспитания может быть основано как на вербальных, так и на невербальных формах. В первом случае музыкальный руководитель просит от детей словесного объяснения музыкально-художественного образа, во втором случае – показать мимикой, пантомимикой, рисунками, выбором карточек с определенным цветом.
5. Для организации музыкальных игр на развитие эмоциональной отзывчивости музыкальному руководителю требуется особая наглядность, дидактический материал – карточки с «лицами»-эмоциями, рисунки с образными картинками, цветные карточки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.
Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогашении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция. Влияние музыки в ...
Развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.
Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогашении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция. Влияние музыки в ...
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дршкольного возраста с нарушенями речи посредством сказки
14 занятий по развитию эмоциональной сферы детей, включая развитие таких эмоций, как радость, грусть, эмпатия, удивление, страх. тревога. злость и т.д....
«Воспитание эмоционально творческой культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности».
Одной из основных задач музыкального воспитания является развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности: восприятия и исполнительства, певческой деятел...
Развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста
Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, проявлять св...
Проект " Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий"
Проект направлен на внедрение комплекса занятий, направленного на успешное развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста....
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий
Проект направлен на внедрение комплекса занятий, направленного на успешное развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. ...