Конспект игр организованной образовательной деятельности по ознакомлению с основами экономики детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Хизбуллина Малика Минихановна

автор представляет вниманию педагогов занимательный материал в виде игровых упражнений и ситуаций по формированию навыков экономического воспитания дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект-игра организованной  образовательной деятельности

по ознакомлению с основами экономики

 детей старшего дошкольного возраста

Тема:  « Удивительный мир экономики».

Программные задачи:

Образовательные: 

      1. продолжать учить определять универсальные и специализированные            

          магазины; учить считать деньги и раскладывать их на более        

            мелкие;  

       2. закрепить у детей экономические понятия: деньги, доход, убытки, товар, банк, реклама;

      3. Закрепить знания детей о профессиях и предметах, относящихся к

            данным профессиям;

Развивающие:

        6.Развивать смекалку, сообразительность, логическое и                  

            экономическое  мышление.

Воспитательные: 

         7. воспитывать желание детей работать командой, сопереживать,                

              находить коллективный ответ путем обсуждения.

Методы:   практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Приемы:  игровая ситуация, сюрпризный момент, групповая коллективная работа, загадывание загадок, чтение пословиц.

Предварительная работа:         

- Беседы, отгадывание загадок, чтение детской литературы.

- Д/и «Кому что нужно для работы», «Крабы».

- Разучивание физкультминуток, пальчиковых гимнастик.

- Разгадывание кроссвордов.

- Проведение ситуативных игр, использование в играх реальных ситуаций, в которых дети решали бы не только экономические задачи, но и экологические и нравственные проблемы.

- Работа с родителями: родителям рекомендовали провести экскурсию с детьми в разные магазины, рассмотреть  названия; побеседовать, что продается в разных магазинах. 

Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика «Рыбки», физкультминутки «Повар», «Почтальон».

Оборудование: - игрушки: кукла-Царица Экономика и гном Эконом

                             - мольберты 2 шт.

                             - картинки с изображениями магазинов

                             - карточки с названиями магазинов

                             - картинки с товарами

                             - карточки и картинки по профессиям

                             - игра «Крабы»

                             - кроссворд

                             - шкатулка, шоколадные медальки

                             - экономическая игра

Словарная работа: доход, убытки, купить, товар, банк, реклама, клад.                     

Ход ННОД:

Организационный момент.

   – Дети, к нам сегодня в гости пришли Царица Экономика и гном Эконом. Они хотят с вами поиграть.

1. Пословицы о труде

Стоя на ковре.

- Царица Экономика спрашивает: «В стране Экономике живут трудолюбивые люди. Какие пословицы о труде они придумали?»

  • Сделал дело – гуляй смело.
  • Дело мастера боится.
  • Хорошо живет тот, кто много работает и учится.
  • Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
  • Делу – время,  потехе -  час.
  • Труд кормит, а лень портит.
  • Всякая работа мастера хвалит.

2. Отгадывание экономических загадок.

Стоя на ковре.  У гнома в руках карточка.

Гном Эконом предлагает вам отгадать загадки:

  1. Возьми ты первую из нот,

Затем добавь к ней слово «ход»,

Получишь то, о чем мечтает

Любой, кто бизнес начинает…(доход)

2. Тимофей носки связал

     И на рынке их продал

     Дешевле, чем стоят нитки.

     Получил одни … (убытки)

3. Чтоб продукты потреблять,

    В платьях ярких щеголять,

    Чтобы вкусно есть и пить,

    Надо все это…(купить)

                       4. Угадай, как  то зовется,

    Что за деньги продается.

    Это не чудесный дар,

    А просто-напросто…

                                 (товар)

- Молодцы, ребята!

3.Дидактическая игра «Магазины».

На ковре стоя у мольбертов.

-Царица Экономика умеет разумно распоряжаться деньгами и приобретает только необходимые товары.

- А вы умеете приобретать необходимые товары?

- А где их можно приобрести, вы сейчас узнаете:

                            Надо хлеба нам купить

                            Иль подарок подарить –

                            Сумку мы с тобой берем

                            И на улицу идем.

                            Мы проходим вдоль витрин

                            И заходим в…( Магазин)

- Какие бывают магазины, нам расскажет…(дети читают стихи)

                       …В магазин везут продукты,

                            Но не овощи, не фрукты.

                            Сыр, сметану и творог,

                            Глазированный сырок.

                            Привезли издалека

                            Три бидона молока.

                            Очень любят дети наши

                            Йогурты и простоквашу.

                            Это им полезно очень,

                            Магазин же наш… (молочный)

       … У метро стеклянный дом.

            Покупаем в доме том

            Помидоры и капусту,

            Лук и перец очень вкусный.

                                      (овощной магазин)

                    … Ну, а в этом магазине

                          Крендель, булки на витрине,

                          С отрубями хлеб лечебный.

                          Магазин зовется…(хлебный)

- Мы назвали не все магазины. Давайте вспомним другие.

- На мольберте картинки с изображением  магазинов.

Царица Экономика просит подобрать названия магазинам. (Дети берут карточки с названиями, подходят к нужной картинке)

- Теперь мы все магазины назвали.

 – Ребята, подойдите к этим столам.

(Стоя у столов, взять гнома)

Восп. - Здесь лежат картинки с товарами, которые купил гном Эконом, но  забыл в каких магазинах он сделал эти покупки. Давайте поможем ему вспомнить. Выбирайте картинки.

Ответы детей:

    - Утюг продается в магазине «Электротовары».

    - Рубашку можно купить в магазине «Одежда».

    - Шкаф мы покупаем в магазине «Мебель».

    - Можно приобрести ролики в «Спортивном магазине».

    - Учебники и книги купим в «Книжном магазине».

    - Сковорода продается в магазине «Посуда».

    - Неваляшку можно купить в магазине «Игрушки».

    - Клей, цветную бумагу и ножницы приобретем в «Канцтоварах».

Восп.- Кто работает в магазине? (Продавец, кассир, директор, менеджер, администратор, грузчик,  бухгалтер, уборщица, шофер).

4. Физкультминутки «Повар», «Почтальон»

- А сегодня вспомним про повара.

         Идет повар на работу,     (ходьба)

         У него одна забота!        

         Приготовить на обед:       (мешают)

         Кашу, щи, большой омлет,   (загибают пальцы)

         Пирожки, компот, икру,

         Рыбу, торт и пастилу.  

- Мы знаем, что делает повар.

- А что делает почтальон?

                   Что принес нам почтальон?       (сжимают и разжимают кулачки)

                   С толстой сумкой ходит он.      (ходьба)

                   Перевод, журнал, газету,

                   В бандероли – две кассеты        (загибают пальцы)

                   И письмо от тети Вали,

                     Чтоб ее приезда ждали.

5. Д/и «Кому что нужно для работы?».

– А еще какие профессии вы знаете? (…)

Подойдите к столам.

- Перед вами  картинки с профессиями и карточки. Царица Экономика просит вас подобрать предметы, относящиеся к данной профессии. (Дети раскладывают картинки)

Восп. –Какие предметы понадобятся учителю для работы?

           - Чем пользуется повар, когда готовит еду?..

- Молодцы, для всех профессий подобрали нужные предметы.

6. Пальчиковая гимнастика «Рыбки». На ковре.

У гнома Эконома есть друзья – рыбки. Поиграем с ними.

                             Рыбка плавает в водице,        ( сложить ладони,

                             Рыбке весело играть.           изобр., как плывет)

                             Рыбка, рыбка, озорница,        (грозят пальчиком)

                             Мы хотим тебя поймать.        (сближают ладони)

                             Рыбка спинку изогнула,        (двумя ладонями)

                             Крошку хлебную взяла.        (хватат. движения)

                             Рыбка хвостиком махнула,        (плывет)

                             Рыбка быстро уплыла.

7. Дидактическая игра «Крабы».

–А еще гном эконом очень дружит с крабами.

- Хотите и вы с ними подружиться?

Крабы очень умные и умеют считать деньги. Давайте поможем гному Эконому выстроить цепочку из карточек с крабами, чтобы суммы денег вверху и внизу совпали.

- Молодцы! ( Спросить, как получили сумму 5 рублей, 30 копеек, 10 рублей).

8. Экономический кроссворд.

Садитесь на стульчики. (На магнитной доске кроссворд).

- Царица экономика предлагает вам разгадать кроссворд.

            1. Место хранения и накопления денег. (Банк)

            2.Информация, которая помогает продать и купить товар. (Реклама)

            3. То, что продается или покупается. (Товар)

            4. Чтобы купить товар, нужны… (деньги)

В выделенных клетках получилось слово КЛАД.

- Что такое клад?  (Неожиданная находка, принесшая дополнительный доход).

- А где можно найти клад?

- Царица Экономика говорит, что у нас в группе тоже есть клад.

- Где же он лежит? (дети ищут)

(В экономическом уголке шкатулка с медальками.) Угощаю детей и гостей.

- На что похожи медальки? (на монетки). Но только они волшебные, шоколадные. А под шкатулкой еще один сюрприз – экономическая игра.

Мы с вами будем в нее играть.

Приложение

Экономический кроссворд.

1

3

2

4

   1. Место хранения и накопления денег. (Банк)

   2.Информация, которая помогает продать и купить товар. (Реклама)

   3. То, что продается или покупается. (Товар)

   4. Чтобы купить товар, нужны… (деньги)

В выделенных клетках получится слово КЛАД.

Экономическая сказка-игра

«Теремок на новый лад»

Цель: Развивать у детей выдумку, сообразительность; воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности. Развивать речь детей. Логическое мышление, творчество.

Материал: Зал оформлен по сказке «Теремок»; шапочки для зверей, разнообразные товары, деньги, реклама, другие аксессуары.

Содержание:

В зал входит сказочница с детьми старшей группы.

Сказочница. Мы старую-старую сказку расскажем,

Расскажем о Мышке, Лягушке-квакушке,

О Ежике и о Лисе,

О Волке коварном, Медведе забавном,

О Зайчике и Петухе.

Какую сказку мы расскажем,

Вы, наверное, уже догадались.

Дети. Теремок.

Сказочница. Каждый ребенок знает с пеленок

Старую сказку про теремок.

Он в поле стоял, не высок и не низок

Потом в теремке поселились зверушки,

Какие – вы знаете все на зубок!

Работали дружно, дружили друг с другом.

Промчались года, а их теремок все также стоит.

И звери все те же, но как изменились,

Ведь время вперед непрерывно бежит.

В зал вбегают дети подготовительной группы в шапочках зверей.

Дети. Приглашаем в теремок, всех зайти на огонек,

Мы расскажем вам о том,

Как по-новому живем.

Время бежит, жизнь не стоит,

Век двадцатый пролетит.

Эй, не ленись, поторопись, за дело ты дерись.

Заяц. Мои друзья,

Двадцатый век – не дело долго песни петь.

Пора работать, по местам!

Работы нынче хватит нам!

Лиса. Гостям расскажем о себе,

Как живем мы в теремке.

Мышка, начинай рассказ:

Делу – время, потехе – час!

Мышка. Я мышка-норушка,

Я в фирме служу.

«Макдональдс» - зовут так фирму мою.

Я вас накормлю, я вас напою,

По первому классу вас обслужу.

Науку от бабушки я получила,

Она всех зверей пирогами кормила.

Стояла, бедняжка, у печки все дни,

Ведь не было у нее СВЧ – печи!

Я только на кнопочку нажимаю

И пирожки из нее вынимаю.

Они и вкусны, они и сочны,

Не так уж они у меня дороги.

Такая работа мне прибыль дает,

А от зверушек – любовь и почет.

Сказочница. Ой, мышка-норушка, ты так вкусно рассказывала о своих пирожках,

Что нам захотелось их купить и попробовать.

Мышка. За ценой не постаю,

Их по рублю я отдаю.

Мышка достает из печи пироги. Дети покупают.

Сказочница. А теперь пойдем к лягушке,

Что расскажет нам квакушка?

Лягушка. Открыла в лесу я магазин

Идет покупатель один за другим.

На технику нынче повышенный спрос –

Кому телевизор, кому пылесос.

Есть видео, фото и центр музыкальный,

На разные вкусы имею товар.

Сказочница. К лягушке зайдем мы сейчас в магазин.

Не купим, так просто товар поглядим.

Дети рассматривают товар, спрашивают цены, покупают.

Сказочница. Ну, хвалитесь, показывайте, что купили.

А вот, друзья колючий еж,

Он был на елочку похож.

Ну а сейчас он деловит,

Среди зверей он знаменит.

Еж. Ведь коли я в иголках весь,

Портным зовет меня весь лес.

Я шью, порю, крою, метаю –

Заказ любой я принимаю!

И исполняю точно в срок –

Не нарушает ежик слов!

Сказочница. Дорогой ежик! А нашим ребятам как раз нужны новые костюмы

К выступлению. Может, ты нам их сошьешь?

Еж. Пожалуйста, выбирайте фасон. Вот модели в журнале мод.

Я сниму с вас мерки, и костюмы будут готовы точно в срок.

Сказочница. А какова цена?

Еж. Сарафан по 10 копеек, а рубашка по 5 копеек.

Еж работает с детьми: принимает заказы, снимает мерки. Дети выбирают модели, ткань, рассчитываются за изделия.

Сказочница. А теперь зайдем сюда. Как называется этот салон?

Дети читают: «Волшебница».

Сказочница. Что же это такое и кто волшебник?

Лиса. А волшебница здесь я – Патрикеевна-кума.

Я – частный предприниматель,

Великолепный парикмахер.

Услуг вам много окажу:

Я мигом подстригу

И феном уложу, вам завивку предложу,

Вас покрасить я смогу.

Предложу вам новинки сезона:

Шампуни, лаки и одеколоны.

Кто хочет быть красив всегда,

К услугам тех кума-лиса!

Сказочница. А ну, ребята, поглядите и товар купите.

Те, кто нуждается в красе,

Вставайте в очередь к лисе.

Дети покупают товар. Лиса делает прически.

Сказочница. А мы к медведю поспешим,

Поспешим-поговорим.

Здравствуй, мишенька - медведь.

Чем занят ты, скорей ответь!

Медведь. Я мед душистый поставляю,

Всех зверушек им снабжаю.

Ценился мед во все века,

В нем и здоровье, и краса!

И за границу мед идет,

Там грамотный народ живет.

Сказочница. А какой ты, медведь, производишь обмен?

Медведь. Я мед на авто меняю,

Так сделки по бартеру осуществляю.

Товар на товар, обмен на обмен –

Так нынче живет медведь-бизнесмен.

Сказочница. А что такое авто? Кто такой бизнесмен?

Высказывание детей.

Сказочница. Какие же автомобили ты, медведь выбираешь?

Медведь. А вот посмотрите рекламу.

Дети рассматривают рекламу автомобилей разных марок.

Сказочница. Ой, а про костюмы забыли. Наверное, Ежик их уже сшил. Пора их

Примерить, пора надевать и весело в этих костюмах плясать!

Дети примеряют костюмы и танцуют танец.

Мышка. Часы пробили 3 часа. Рабочий день кончать пора.

Лягушка. Мы славно нынче потрудились

Мы не минуты не ленились.

Сказочница. Вот и вечер наступает.

Как же звери отдыхают?

Звери

(по очереди) вечером мы читаем книги,

играем в шахматы и шашки,

составляем и решаем кроссворды.

Сказочница. А есть у вас для нас кроссворд?

Ребята решают кроссворд.

1. Б А Н К

2. Р Е К Л А М А

3. Т О В А Р

4. Д Е Н Ь Г И

По горизонтали: 1. Учреждение, в котором хранятся деньги.

2. Информация, которая помогает продать и купить товар.

3. То, что продается или покупается.

4. В чем измеряется цена товара.

- По вертикали: неожиданная находка, принесшая дополнительный доход.

- Правильно, это – клад.

Звучит музыка, появляется волк.

Волк. Клад. Где клад?

Знаю, любите трудиться,

Знаю, деньги есть у вас.

Мне ж трудиться не годится.

Заболею в тот же час.

Я деньги, денежки люблю,

Но я работать не хочу.

Работа мне не по плечу,

Я от нее худею.

Я лучше деньги отберу,

В большой мешок их положу,

И буду жить да поживать,

Пока не постарею.

Ага! Испугались, задрожали!

Открывайте кошельки, отдавайте денежки!

Звери. А у нас - их нет.

Волк. Так я вам и поверил! Вы же с утра до вечера работаете. И получаете

Зарплату. У всех пользуетесь почетом и уважением. Не то что я!

Звери. А у нас все деньги в банке.

Волк. Ну, так я эту банку вмиг отыщу. А какая она: железная или

Пластмассовая? Большая или очень большая?

Волк ищет банку, но не находит.

Сказочница. Ребята, давайте, объясним волку, что такое банк?

Дети. Банк – это учреждение, где хранят деньги

Волк. Ох, я несчастный остался без денег.

Сказочница. Не расстраивайся, волк. Ты попроси жителей теремка, может, они

Возьмут тебя к себе в теремок?

Волк. Звери, вы меня простите.

В теремок к себе возьмите.

Буду терем охранять,

От врагов вас защищать!

Звери. Ладно, будешь у нас охранником.

Сказочница. Стали жить все вместе,

Занят всяк своим трудом.

Умеют звери все трудиться.

А в праздники повеселиться.

Шутки, пляски, песни, смех –

Теремок открыт для всех!

Вот уж музыка играет,

Мы частушки начинаем.

Частушки.

Волк. Всех гостей мы приглашаем,

В оркестре весело сыграем.

Пусть услышат наш оркестр

Далеко от наших мест.

Оркестр.

Сказочница. Спасибо вам, звери, за песни, за пляски,

За шутки-прибаутки.

Звери. Ну и нас не забывайте,

И почаще навещайте.

Игровой вечер досуга «Аукцион»

Цель: Раскрыть детям особенности продажи товаров на аукционе; развить желание играть в игры с математическим и экономическим содержанием.

Развивать речь детей. Логическое мышление, творчество.

Материал: Зал оформлен в виде театра: красивый занавес с персонажами, у центральной стены стоит барабан для игры «Что? Где? Когда?», на кубиках «сидят» большие красивые игрушки (лоты).

Содержание:

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Мы сегодня – участники аукциона. Этот аукцион будет проходить в театре Карабаса - Барабаса. А вот и хозяин театра Буратино.

Карабас. Здравствуйте, дорогие зрители!

Посмотреть наш театр, не хотите ли?

В нашем театре много забав,

Хотите песню, хотите пляс!

Буратино. Наши артисты все знаменитые,

Все популярные, все именитые.

И будут рады они для вас

Петь, танцевать здесь хоть целый час.

Звучит песня «Куклы» Ильи Розенштейна.

Ведущий. Сегодня в нашем театре аукцион.

? Что такое - аукцион?

С этим вопросом мы обратимся к его участникам.

Ответы детей.

У кого есть деньги, тот может принять участие в нашем аукционе. На аукцион выставляются красивые игрушки.

Карабас. У меня денег целый мешок, что захочу, то и куплю!

Буратино. А у меня, как вы помните, 5 золотых. А у вас, ребята, есть деньги?

Дети. Нет!

Ведущий. Как можно заработать деньги?

Ответы детей.

Я предлагаю заработать деньги в игре «Что? Где? Когда?». Вы настоящие знатоки и любители экономики. За правильный ответ каждый из вас получит то количество денег, в которое этот вопрос оценивается. Итак, игра начинается.

Дети подходят к барабану, крутят его, берут конверты, в которых лежат вопросы.

Вопросы к детям:

? Все ли на свете можно купить и продать?

? Почему все люди должны трудиться?

? Всегда ли были товары?

? Почему люди должны покупать и продавать товар?

Дети отвечают на вопросы и получают заработанные деньги.

Карабас. Скрипичный ключ поставлю я,

Музыкальная пауза у нас, друзья

Дети исполняют частушки.

1 – ребенок. В детском садике с монетой

Удивили мы полсвета,

Покупаем, продаем,

Мы играть не устаем.

2 - ребенок Моя бабушка в чулке

Денежки хранила.

И пропали деньги те-

На спички не хватило!

3 – ребенок Я бабусе говорю:

«В банк тебя я отведу.

Там проценты ты получишь,

Заживешь на них ты лучше».

4 – ребенок Экономика больна,

И страдает вся страна.

Дайте вырасти нам только –

Вылечим ее тогда!

Припев: Эхма, тру-ля-ля!

Трудные задачки!

Не приложим мы ума –

Не купить нам жвачки!

Ведущий. Продолжаем зарабатывать деньги для нашего аукциона.

Дети отвечают на вопросы:

? По какой цене выгодно продать: по дорогой или по дешевой?

? По какой цене выгодно купить: по дорогой или по дешевой?

? Где продают и покупают?

? Когда цены на рынке дороже: когда много продавцов и мало покупателей или когда мало продавцов и много покупателей?

Ведущий. Ну, кажется, все участники игры заработали деньги. Посчитайте, сколько каждый из вас заработал.

Дети подсчитывают деньги.

Буратино. Но у меня мало денег, и я ничего не смогу купить на аукционе.

Карабас. Буратино, я могу дать тебе деньги в долг.

Буратино. А что такое долг?

Ведущий. Ребята, давайте расскажем Буратино, что такое дать деньги в долг.

Ответы детей.

Буратино. Буду тебе очень благодарен!

Карабас. А пока я отсчитаю Буратино деньги, объявляется вторая музыкальная

Пауза.

Буратино. Вы и пели, и играли, но еще не танцевали.

Какой же танец всех нас ждет:

Полька, вальс или фокстрот?

Танец.

Ведущий. Начинаем наш аукцион. Вашему вниманию представлен большой выбор красивых и ярких игрушек. Я желаю вам купить ту игрушку, которая вам понравилась, и по выгодной для вас цене.

На аукционе продается 3-4 игрушки. Называется их стартовая цена. Происходит распродажа игрушек.

Карабас. Дорогие друзья, в нашем театре сейчас антракт. Достает из кармана

Будильник и звонит. Вот и закончился наш аукцион, все приобрели

Себе понравившуюся игрушку, всем хватило денег?

Купленные игрушки дети уносят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для старшего дошкольного возраста "Путешествие в весенний лес"

Это итоговое занятие на тему "Весна" для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Птицы" старший дошкольный возраст

На занятии обобщаются знания о многообразии птиц, уточняются названия часто встречающихся, в игровой форме подводят детей к пониманию связей между внешним видом птиц и образом жизни....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (старший дошкольный возраст подготовительная группа) "Кругосветное путешествие"

Это занятие продолжает знакомить детей с материками и океанами, животным миром различных материков, а также воспитывает у детей любовь и бережное отношение к природе. Формирует представление о разнооб...

Конспект занятия по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на основе словесных игр с использованием ИКТ

помощь в работе воспитателям, логопедам, дифектологам в работе с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) старшего дошкольного возраста. В зимнем лесу.

Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) старшего дошкольного возраста. Тема: В зимнем лесу.  Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой....

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Железнодорожное путешествие» с использованием материала по ознакомлению с железной дорогой. (старший дошкольный возраст)

Цели: уточнение представлений детей о профессиях железнодорожников, активизация речи детей, воспитание уважения к труду взрослых, взаимосвязи профессий на железной дороге....

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшем дошкольном возрасте «Зимующие и перелётные птицы»

В данном конспекте раскрывается работа по обобщению представлений о зимующих и перелётных птицах....