ИКТ-компетентность педагога – важнейшее условие внедрения информационных технологий в практику ДОУ
консультация на тему
Актуальность внедрения информационных технологий связана с потребностью общества в качественном образовании и воспитании детей, а также с высокими темпами развития ИТ-сообщества. Базовая компьютерная грамотность помогают в решении многих повседневных задач и необходимы людям любой профессии. В современных условиях к воспитателям детских садов предъявляются новые, повышенные требования, направленные на решение главной задачи ДОУ – всестороннее формирование детской личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИКТ-компетентность педагога – важнейшее условие внедрения информационных технологий в практику ДОУ
Гришина Галина Николаевна,
воспитатель
МБДОУ ДС №57«Радуга» г. Старый Оскол
Трофимова Ольга Викторовна,
воспитатель
МБДОУ ДС №57«Радуга» г. Старый Оскол
Актуальность внедрения информационных технологий связана с потребностью общества в качественном образовании и воспитании детей, а также с высокими темпами развития ИТ-сообщества. Базовая компьютерная грамотность помогают в решении многих повседневных задач и необходимы людям любой профессии. В современных условиях к воспитателям детских садов предъявляются новые, повышенные требования, направленные на решение главной задачи ДОУ – всестороннее формирование детской личности.
В последние годы приоритетным направлением российского образования стала реализация Стратегии развития информационного общества. Преобразования направлены на повсеместное внедрение ИТ в дошкольное воспитание, хотя еще недавно использование компьютера в ДОУ можно было назвать точечным опытом.
В связи с тем, что информационная культура неразрывно связана с общепедагогической культурой, с внедрением ИТ повышаются требования к профессиональному мастерству педагогов.
Приказ Минобрнауки № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», введенный в 2014 году, а также профстандарт «Педагог», утвержденный приказом Минтруда от 18.10.2013 № 544, определили новые требования к деятельности педагогов ДОУ. Названные документы декларируют ИКТ-компетентность педагогов как характеристику его профессиональных знаний и умений. Воспитатели, которые владеют информационными технологиями, чувствуют себя более комфортно в современных социально-экономических реалиях, а детские сады могут функционировать и развиваться как открытые образовательные системы.
Но ИКТ-компетентность воспитателей ДОУ не ограничивается только умением работать на компьютере. Помимо этого, им необходимо уметь пользоваться мультимедиа технологиями, разрабатывать собственные образовательные ресурсы и обеспечивать их применение на практике. Однако, педагоги должны помнить, что современные технологии следует сочетать с традиционными методами воспитания ребенка и результативным взаимодействием с его родителями. Только в этом случае будет сохранен целостный и уникальный характер дошкольного воспитания([1, с. 23]).
На практике у педагогов, имеющих различный уровень ИКТ-компетентности, отсутствуют необходимые знания в области информационных технологий, поэтому у них возникают трудности в работе с компьютерным оборудованием.
В зависимости от степени понимания значения информационных технологий в процессе повышения педагогического мастерства, а также мотивации использования указанных технологий в воспитательном процессе, можно выделить следующие категории педагогов:
1 категория (нулевые навыки работы на компьютере при полном отсутствии мотивации): если педагогам, применяющим традиционные формы воспитания, удается достичь высокого качества обучения, то внедрение ИТ в их деятельность является нецелесообразным.
2 категория (компьютерная грамотность – базовая, уровень мотивации – низкий): современные технологии отличаются разнообразием и постоянно совершенствуются, поэтому на их применение тратится много времени. Педагоги, предпочитающие традиционные методы обучения, черпают необходимую информацию из библиотек, поскольку могут растеряться при поиске сведений из альтернативных источников.
3 категория (нулевые навыки работы на компьютере при высоком уровне мотивации): осваивая современные технологии, воспитатели ДОУ реализуют индивидуальные методы преподавательской деятельности и достигают значительных успехов, однако, они слабо представляют, каким образом использовать ИТ на практике.
4 категория (компьютерная грамотность – базовая, уровень мотивации – высокий): в данном случае следует развивать информационную культуру воспитателя, так как от степени ИКТ-компетентности зависит качество его работы([3, с. 10]).
С учетом этого, важнейшей целью на сегодняшний день является повышение компьютерной грамотности воспитателей ДОУ, внедрение в их работу электронных баз данных, ресурсов информационно-коммуникационной сети Интернет. Эта цель достигается путем организации непрерывного образования педагогических работников, направленного на внедрение ИТ в воспитательно-образовательной процесс.
Как мотивировать педагогов на повышение уровня ИКТ-компетентности?
Применяя информационные технологии, воспитатели ДОУ экономят время при разработке вспомогательных обучающих материалов, уделяют большее время их презентабельному оформлению, тем самым повышают свой профессиональный уровень. Значительную роль в образовательном процессе играет Интернет: педагоги могут применять в своей работе браузеры, поисковые ресурсы, почтовые сервисы, участвовать в вебинарах, интернет-конкурсах, разрабатывать сайты, создавать собственные проекты и размещать их в открытом доступе, практиковать виртуальные коммуникации. В Интернете создаются сетевые педагогические сообщества, в которых можно не только искать нужные материалы, но и размещать свои разработки, общаться с другими пользователями и обмениваться с ними педагогическим опытом. Педагогам необходимо регулярно повышать свой профессиональный уровень, в том числе путем применения дистанционных технологий. В процессе поиска курсов следует остановить выбор на тех учебных заведениях, у которых есть соответствующая лицензия. Дистанционное обучение имеет множество плюсов: занимаясь через Интернет, педагоги могут самостоятельно распоряжаться временем, обращаться к большому количеству учебной литературы, общаться с другими обучающимися и преподавателями в режиме онлайн. Кроме того, дистанционное обучение предоставляет всем желающим равные возможности для получения образования([2, с. 29]).
Сегодня разработано множество цифровых учебных пособий, которые посвящены вопросам воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях, при этом электронная база педагогической литературы постоянно пополняется новыми учебными материалами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. М.: Мозаика-Синтез, 2011.
2. Кораблёв А.А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе // НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2006. № 2.
3. Кузнецова Е.С., Семенец Н.В. Использование информационных технологий в деятельности ДОУ как отражение информационно-коммуникативной компетентности руководителя // Современное дошкольное образование. Теория и практика 2013. № 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: «Внедрение информационных технологий в ДОУ»
Информационный век делает актуальной интеграцию ИКТ в образование....
Методическая работа образовательного учреждения как условие внедрения ФГОС в образовательную практику
Современный ритм жизни диктует определенные правила организациям и сотрудникам: информационная составляющая играет важную роль в том, чтобы быть востребованными, идти в ногу со временем. Для педагог...
Внедрение информационных технологий
Внедрение мультимедиа технологий в образовательные процессы является одним из ключевых моментов информатизации образования. В настоящее время мультимедиа технологии относятся к одн...
Актуальность внедрения здоровьесберегающих технологий в практику современного дошкольного образования.
Описание приемов, которые можно использовать на практике....
Практико значимая работа "Приемы внедрения информационных технологий в процессе дошкольного образования"
В связи с модернизацией образования изменилось его содержание, изменились задачи, которые общество поставило сегодня перед педагогом. Актуальность, значимость и новизна информатизации образовател...
Внедрение здоровьесберегающих технологий в практику
Музыкальное воспитание и развитие ребёнка в семье зависят от условий, которые определяются врождёнными музыкальными задатками, образом жизни семьи, её традициям, отношением к музыке, общей культурой....
Отчет на тему: «Внедрение здоровьесберегающих технологий в практику семейного воспитания»
Отчет на тему: «Внедрение здоровьесберегающих технологий в практику семейного воспитания»...