Внедрение здоровьесберегающих технологий в практику
методическая разработка
Музыкальное воспитание и развитие ребёнка в семье зависят от условий, которые определяются врождёнными музыкальными задатками, образом жизни семьи, её традициям, отношением к музыке, общей культурой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnedrenie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_v_praktiku.docx | 40.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Внедрение здоровьесберегающих технологий в практику
Для решения поставленных задач - развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, я использую:
- Пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику, помогающую сделать разминку перед пением. Пальчиковые и жестовые игры интересны, занимательны, не требуют много времени (1,5-2 мин), легко запоминаются, выполняются по показу взрослого. Они позволяют отдохнуть детям в течение малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки, и в то же время не дают детям отвлечь свое внимание от слушания, разучивания и т.д.
- На начало и конец занятия внедряю элементы валеологических
песенок-распевок, позволяющих настроить детей на нужный лад (взбодрить, успокоить).
- Подбирая музыку, для слушания, стремлюсь к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями.
- Обеспечиваю кратковременный, активный отдых для
дошкольников во время занятий, проводя физкультминутки.
- Развиваю фантазию, воображение, пластику движений, через речевые игры.
Организация работы проводится по трем направлениям:
1. Групповая и индивидуальная работа с детьми.
2. Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
3. Совместная работа педагогов ДОУ.
https://www.youtube.com/watch?v=v8IN8rSF8Fg
Работа с детьми.
Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием
здоровьесберегающих технологий (виды деятельности варьируются в зависимости от плана занятия и настроя детей).
1. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения.
2.Приветствие. Валеологическая песня-распевка для настройки на рабочий лад.
3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка, пальчиковая или жестовая игра.
4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика.
5. Танцы, танцевальное творчество.
6. Музыкальные игры, хороводы, речевые игры.
7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование.
8. Прощание.
Музыкальное занятие "Зимняя сказка"-подготовительная группа –
https://www.youtube.com/watch?v=v8IN8rSF8Fg .
Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
Музыкальное воспитание и развитие ребёнка в семье зависят от условий, которые определяются врождёнными музыкальными задатками, образом жизни семьи, её традициям, отношением к музыке, общей культурой. Изучить эти условия помогает анкетирование родителей в начале учебного года.
Анкетирование родителей «Мой ребёнок и музыка
Вопросы | Результаты обследования |
| Не знаю-36% Любит петь-60% Никакое-4% Любит-32% Не любит-0% Не знаю-68% Не знаю-88% Назвали произведение-12% Любит-60% Не любит-8% Не знаю-32% Да-60% Нет-0% Не знаю-40% Очень-12% Не реагирует-8% Не знаю-80% Разные ответы |
Вывод: большинство родителей не интересуется музыкальным воспитанием детей, не знает их любимых произведений, не видит их музыкальные способности.
Решение проблемы: правильно организовать работу с родителями по музыкальному воспитанию детей в семье, проводить беседы, консультации о музыке, совместные праздники и досуги.
Совместная работа педагогов ДОУ.
Совместная работа с педагогами ДОУ включает в себя проведение консультаций, совместное планирование самостоятельной музыкальной деятельности детей, подготовки наглядного материала с советами и рекомендациями по занятиям с детьми на информационных стендах, проведение мастер-классов для педагогов по применению здоровьесберегающих технологий.
Практическое применение здоровьесберегающих технологий, по моему мнению, возможно только при условии согласованности действий всего педагогического коллектива.
Педагоги оценили нововведения и с успехом применяют технологии в своей деятельности. Совместно со специалистами нашего ДОУ разработан план взаимодействия специалистов по реализации совместных задач оздоровления детей. Разрабатывается единая линия в планировании образовательного процесса.
Разработан материал для папки воспитателя, отражающий содержание по созданию единой развивающей музыкальной-оздоровительной среды. На данный момент обновлено содержание моделирования с учётом здоровьесберегающих технологий, систематизирована подборка музыки для режимных моментов, в организационные папки добавлены консультации для воспитателей по данной теме, которые помогают им лучше ориентироваться в музыкально-оздоровительном процессе.
В нашем ДОУ педагогический коллектив работает в творческом режиме по проблеме оздоровления детей, создает необходимые для этого условия, в комплексе проводит оздоровительные мероприятия, развивает свои профессиональные качества, широко использует здоровьесберегающие технологии в работе с детьми.
4. Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий.
Используя в своей работе новые методики, инновационные технологии, я достигла хороших результатов. В этом мне очень помогло пособие «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» автор О.Н.Арсеневская.
Знания, полученные из этого пособия, дали мне возможность лучше направлять детей, учить их активно мыслить, изобретать, в разумных пределах фантазировать. Дети на музыкальных занятиях получают ощущение радости и с нетерпением ждут новых встреч. Главный критерий в оценке результатов творческих опытов детей для меня – это не только правильность выполненных заданий, а возникший у них интерес к этому занятию, стремление каждого из них к самостоятельной деятельности, к совершенствованию своих поисков. Лучшая награда за мою работу – сияющие глаза детей, всегда ожидающие чуда, их быстрый изобретательный ум, раскрепощённость, неиссякаемый интерес к музыке, умение включаться спонтанно в любое музицирование.
Чтобы воспитание и обучение носило творческий характер, мною был тщательно продуман и подобран наглядный и практический материал. Непременным условием для успешного обучения и воспитания является музыкальная предметно - развивающая среда. Универсальный зал оборудован современными техническими средствами обучения:
Музыкальные инструменты: используется рояль, музыкальный центр, магнитофон, DVD видеоплеер, телевизор; имеются детские музыкальные инструменты – металлофоны, деревянные ложки, барабаны, бубны, колокольчики, треугольники и т.д., кассеты, диски по разделу «Слушание музыки», «Пение», «Музыкально-ритмическая деятельность», «Музыка для релаксации», диски с детскими песнями, танцами, фонограммами.
Методическая литература: журналы: «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Дошкольное воспитание» и др.
На занятиях используются иллюстрации и репродукции, игровые атрибуты, музыкально-дидактические пособия и игры.
Мною были систематизированы и оформлены в папки все музыкально-дидактические игры.
В каждой группе есть магнитофон с аудиокассетами, дисками. Всё это даёт возможность для творческих проявлений дошкольников. Воспитатели одобрили мой опыт работы с детьми, они используют речевые игры, пальчиковые гимнастики, речевые игры.
Наблюдаю положительную динамику.
Положительная динамика результатов диагностики музыкальных способностей детей позволяет сделать выводы о благоприятном влиянии здоровьесберегающих технологий на процесс музыкального воспитания.
Анализ проведения занятия с позиции здоровьесбережения.
Сентябрь 2016 г.
Параметры | Результаты анализа |
Обстановка и гигиенические условия в музыкальном зале: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения, наличие/отсутствие звуковых раздражителей. Продолжительность музыкальных занятий. | Соответствует нормам СанПин Соответствует возрасту. |
Количество видов деятельности: слушание, пение, игра на ДМИ, дидактические игры, танцевальная деятельность. Норма – 3-5 видов за занятие, в зависимости от возраста ребенка. Однообразность, как и слишком частые смены одной деятельности другой, способствуют утомлению дошкольников, приводят к утрате внимания, интереса. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов музыкальной деятельности ориентировочно 3-10 минут (в зависимости от возраста детей) | Количество видов деятельности на муз. занятиях: 3-5 видов деятельности (слушание, пение, муз. ритм. движения, игра на ДМИ, детское творчество, песенно-танцевальное творчество, игры-драматизации). Средняя продолжительность каждого вида деятельности соответствует нормам. Статические и динамические виды деятельности чередуются. |
Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами). | Технические средства обучения применяется в основном для прослушивания музыки. Общая длительность использования на занятии не превышает 25% Соответствуют нормам. |
Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии - их место, содержание и продолжительность. | В процессе слушания и пения проводятся физкультминутки с использованием пальчиковой гимнастики. В качестве разминки во время пения проводится дыхательная и артикуляционная гимнастика. |
Проведение бесед, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. | Регулярно проводятся. |
Психологический климат на занятии. | В основном, занятия проходят в спокойной обстановке |
Темп и особенности начала и окончания занятия. | В начале и конце занятия проводятся Психогимнастические упражнения. |
Работая с детьми, стараюсь пропускать все чувства, переживания детей через свою душу и сердце. Я несу ответственность за каждый свой жест, поступок, за каждый миг, проведенный с детьми. Свою работу планирую с целью обеспечения максимально благоприятных условий для развития здоровой, творческой, активной личности, способной к самопознанию и самореализации в изменяющейся среде. Знания, умения и навыки, которые получают мои дошкольники, я рассматриваю не как самоцель, а как средство полноценного развития личности. Я стремлюсь обогатить не только свой практический опыт, но и развивать себя как личность. Свою деятельность строю на основе сотрудничества, опираясь на современные технологии развивающего обучения и воспитания детей.
После анализа занятий я поставила перед собой новую задачу:
расширение информационных мероприятий для детей, связанных со здоровьем и здоровым образом. Ввести в музыкальные занятия игровой массаж. Для этого мне потребуется помощь инструктора ЛФК, медицинского работника ДОУ, разработки и программы А.Уманской, М.Картушиной, А.Галановой.
5. Выводы по результатам работы.
Анализ литературы по проблеме и проведённая работа позволили сделать следующие выводы:
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность музыкального воспитательно-образовательного процесса:
• способствует обеспечению устойчивого интереса ребёнка к занятиям музыкой,
• способствует формированию потребности в двигательной активности,
• способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья,
• позволяет качественно решать задачи обеспечения комфорта детей,
• формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
- формирует у детей потребность в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
- стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
- повышение уровня речевого развития;
- снижение уровня заболеваемости;
- стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года, не зависимо от погоды.
Мной был разработан ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на тему: «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей. Развитие мелкой моторики, физической, эмоциональной и психической активности детей. Гармонизация взаимоотношений ребенка и взрослого» (приложение 2).
Список используемой литературы.
1. «Коррекционная ритмика», авторы: М.А.Касицина, И.Г. Бородина;
2. «Адаптация ребенка в детском саду», автор И.С.Ильина;
3. Программа эмоционально – личностного развития «В мире друзей», автор Е.В.Котова;
4. «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду», автор О.Н.Арсеневская;
5. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» авторы: М.А.Михайлова, Н.И.Воронина.
Приложения.
1.
Примерный алгоритм проведения музыкальной НОД с применением
здоровьесберегающих технологий.
Старшая группа (продолжительность НОД – 25 мин.)
Вводная часть. | Активная музыкотерапия с использованием музыкально-ритмических упражнений | 2 мин |
Приветствие. | Кинезиологические распевки | 2 мин |
Восприятие музыки | Слушание музыки с элементами музыкотерапии, дыхательной гимнастики, ритмопластики | 3 мин. |
Пение, песенное творчество | Дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, кинезиологические пальчиковые игры | 6 мин. |
Музыкально-дидактические игры | Использование ИКТ, пособий, моделирование | 2 мин. |
Танцы, танцевальное творчество | Музыкально-ритмические движения | 5 мин. |
Музыкальные игры, игра на ДМИ | Творческое музицирование | 3 мин. |
Заключительная часть | Психогимнастика, элементы пассивной музыкотерапии | 2 мин |
Подготовительная группа (продолжительность НОД – 30мин.)
Вводная часть. | Активная музыкотерапия с использованием музыкально-ритмических упражнений | 3мин |
Приветствие. | Кинезиологические распевки | 2мин |
Восприятие музыки | Слушание музыки с элементами музыкотерапии, дыхательной гимнастики, ритмопластики | 4мин. |
Пение, песенное творчество | Дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, кинезиологические пальчиковые игры | 7мин. |
Музыкально-дидактические игры | Использование ИКТ, пособий, моделирование | 2мин. |
Танцы, танцевальное творчество | Музыкально-ритмические движения | 5-7мин. |
Музыкальные игры, игра на ДМИ | Творческое музицирование | 4мин. |
Заключительная часть | Психогимнастика, элементы пассивной музыкотерапии | 2мин |
2.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
Тема: «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей. Развитие мелкой моторики, физической, эмоциональной и психической активности детей. Гармонизация взаимоотношений ребенка и взрослого».
Задачи
- Устранение речевых нарушений;
- Умение координировать движения с текстом;
- Развивать оптико – пространственные представления и навыки, координацию движений, тонкую произвольную моторику и мимику лица;
- Воспитывать чувство ритма и темпа в движении, целенаправленно воздействовать на речевые нарушения»
- Развитие подвижности речевого аппарата, слухового внимания и слуховой памяти, зрительного внимания и зрительной памяти;
- Снятие психического напряжения, создание условий для самовыражения;
- Воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, согласовывать движения с характером музыки.
- Преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других;
- Развитие позитивного самоощущения собственного эмоционального благополучия, своей значимости в коллективе, сформированной положительной самооценки.
Актуальность проблемы.
Уровень цивилизации общества во многом оценивается его отношением к подрастающему поколению. В последнее время заметен рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств у детей, что связано с экологическими, психологическими, нравственными проблемами всего общества. Согласно концепции модернизации образования, именно дошкольные учреждения призваны создавать основу для дальнейшего развития ребенка и обеспечивать максимально благоприятные условия для формирования его здоровья. И педагог детского сада занимает ключевую позицию в этом процессе. От его квалификации, личностных качеств, творческого потенциала, инициативы и профессионализма во многом зависит здоровье дошкольников.
Этапы работы | Формы работы и средства решения задач. | Сроки. |
Диагностический 1.Анализ диагностики музыкального развития с целью выявления одаренных детей и детей, нуждающихся в коррекционной помощи 2.Изучение передового педагогического опыта и литературы по проблеме. Прогностический Организационный
Практический и коррекционный
Обобщающий | 1. Провести первичную диагностику детей с целью выявления уровня развития музыкальных способностей. 2. Обработать диагностический материал, составить диагностические карты. 3. Анализ годового и перспективных планов с учетом данной проблемы. 4. Анализ программ, технологий по данной проблеме. 5.Составление каталога литературы по изучаемой проблеме с аннотацией. 6.Посещение курсов, семинаров, работа в Интернете. 1. Проводить корректировку перспективного плана работы с учетом данной проблемы. 2. Отслеживать результаты реализации поставленных задач.
3.Провести консультацию «Коррекционная ритмика – как средство гармонизации личности ребенка» 4.Выступление на родительском собрании с консультацией «Использование игровых методов для развития художественно – творческих способностей дошкольника». 1.Провести диагностику и сравнить с первичной диагностикой. 2.Провести самоанализ деятельности по теме. 1. Откорректировать планы для дальнейшей работы
| Октябрь В течении года В течении года В течении года В течении года В течении года В течении года Ноябрь Декабрь Декабрь Февраль Март Апрель-Май Май В течение года Май |
Результаты работы за год: Обогащение содержания музыкального образования различными видами здоровьесберегающей деятельности. Повышение эффективности овладения детьми музыкальной деятельностью, посредством внедрения в музыкальное образование здоровьесберегающих технологий. Формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. Положительная динамика развития по результатам диагностики.
Используемая литература:
- «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет», автор М.Ю.Картушина;
- «Конспекты логоритмический занятий с детьми 6-7 лет», автор М.Ю.Картушина;
- «Сценарии оздоровительных досугов», автор М.Ю.Картушина;
- «Танцевальная мозаика», автор С.Л.Слуцкая;
- «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду», автор О.Н.Арсеневская;
- «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» авторы: М.А.Михайлова, Н.И.Воронина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Внедрение здоровьесберегающих технологий, как условие дифференцированного подхода в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста
Внедрение здоровьесберегающих технологий, как условие дифференцированного подхода в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста «Мир мальчиков, мир девочек» Работа...
Модель системной комплексной работы с внедрением здоровьесберегающих технологий
МОДЕЛЬ СИСТЕМНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ...
Актуальность внедрения здоровьесберегающих технологий в практику современного дошкольного образования.
Описание приемов, которые можно использовать на практике....
ИКТ-компетентность педагога – важнейшее условие внедрения информационных технологий в практику ДОУ
Актуальность внедрения информационных технологий связана с потребностью общества в качественном образовании и воспитании детей, а также с высокими темпами развития ИТ-сообщества. Базовая компьютерная ...
Долгосрочный проект "Формирование здоровьесберегающей среды и внедрение здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС ДО" «Гибкие пальчики»
Проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» с учетом здоровьесберегающих технологий....
Долгосрочный проект «Формирование здоровьесберегающей среды и внедрение здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС ДО Профилактика плоскостопия.
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Уже в детском саду практически не осталось детей с первой группой здоровья, пост...
Отчет на тему: «Внедрение здоровьесберегающих технологий в практику семейного воспитания»
Отчет на тему: «Внедрение здоровьесберегающих технологий в практику семейного воспитания»...