Внедрение здоровьесберегающих технологий в практику
методическая разработка

Мищенко Ольга Григорьевна

Музыкальное воспитание и развитие ребёнка в семье зависят от условий, которые определяются врождёнными музыкальными задатками, образом жизни семьи, её традициям, отношением к музыке, общей культурой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnedrenie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_v_praktiku.docx40.33 КБ

Предварительный просмотр:

Внедрение здоровьесберегающих технологий в практику

Для решения поставленных задач - развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, я использую:

- Пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику, помогающую сделать разминку перед пением. Пальчиковые и жестовые игры интересны, занимательны, не требуют много времени (1,5-2 мин), легко запоминаются, выполняются по показу взрослого. Они позволяют отдохнуть детям в течение малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки, и в то же время не дают детям отвлечь свое внимание от слушания, разучивания и т.д.

- На начало и конец занятия внедряю элементы валеологических

песенок-распевок, позволяющих настроить детей на нужный лад (взбодрить, успокоить).

- Подбирая музыку, для слушания, стремлюсь к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями.

- Обеспечиваю кратковременный, активный отдых для

дошкольников во время занятий, проводя физкультминутки.

- Развиваю фантазию, воображение, пластику движений, через речевые игры.

Организация работы проводится по трем направлениям:

1. Групповая и индивидуальная работа с детьми.

2. Взаимодействие и просветительская работа с родителями.

3. Совместная работа педагогов ДОУ.

https://www.youtube.com/watch?v=v8IN8rSF8Fg

Работа с детьми.

Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием

здоровьесберегающих технологий (виды деятельности варьируются в зависимости от плана занятия и настроя детей).

1. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения.

2.Приветствие. Валеологическая песня-распевка для настройки на рабочий лад.

3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка, пальчиковая или жестовая игра.

4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика.

5. Танцы, танцевальное творчество.

6. Музыкальные игры, хороводы, речевые игры.

7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование.

8. Прощание.

Музыкальное занятие "Зимняя сказка"-подготовительная группа –

https://www.youtube.com/watch?v=v8IN8rSF8Fg .

Взаимодействие и просветительская работа с родителями.

Музыкальное воспитание и развитие ребёнка в семье зависят от условий, которые определяются врождёнными музыкальными задатками, образом жизни семьи, её традициям, отношением к музыке, общей культурой. Изучить эти условия помогает анкетирование родителей в начале учебного года.

Анкетирование родителей «Мой ребёнок и музыка

Вопросы

Результаты обследования

  1. Какое место занимает музыка в жизни вашего ребёнка?
  2. Любит ли он её слушать?

  1. Какое самое любимое произведение вашего ребёнка?
  2. Любит ли ребёнок танцевать под музыку?

  1. Передаёт ли в движении характер музыки, ритм?

  1. Насколько эмоционально реагирует на музыку?

  1. Каково ваше участие в музыкальном развитии ребёнка: есть ли дома фонотека детской музыки? Посещаете ли вы детские спектакли? Смотрите ли по телевизору музыкальные программы?

Не знаю-36%

Любит петь-60%

Никакое-4%

Любит-32%

Не любит-0%

Не знаю-68%

Не знаю-88%

Назвали произведение-12%

Любит-60%

Не любит-8%

Не знаю-32%

Да-60%

Нет-0%

Не знаю-40%

Очень-12%

Не реагирует-8%

Не знаю-80%

Разные ответы

Вывод: большинство родителей не интересуется музыкальным воспитанием детей, не знает их любимых произведений, не видит их музыкальные способности.

Решение проблемы: правильно организовать работу с родителями по музыкальному воспитанию детей в семье, проводить беседы, консультации о музыке, совместные праздники и досуги.

Совместная работа педагогов ДОУ.

Совместная работа с педагогами ДОУ включает в себя проведение консультаций, совместное планирование самостоятельной музыкальной деятельности детей, подготовки наглядного материала с советами и рекомендациями по занятиям с детьми на информационных стендах, проведение мастер-классов для педагогов по применению здоровьесберегающих технологий.

Практическое применение здоровьесберегающих технологий, по моему мнению, возможно только при условии согласованности действий всего педагогического коллектива.

Педагоги оценили нововведения и с успехом применяют технологии в своей деятельности. Совместно со специалистами нашего ДОУ разработан план взаимодействия специалистов по реализации совместных задач оздоровления детей. Разрабатывается единая линия в планировании образовательного процесса.

Разработан материал для папки воспитателя, отражающий содержание по созданию единой развивающей музыкальной-оздоровительной среды. На данный момент обновлено содержание моделирования с учётом здоровьесберегающих технологий, систематизирована подборка музыки для режимных моментов, в организационные папки добавлены консультации для воспитателей по данной теме, которые помогают им лучше ориентироваться в музыкально-оздоровительном процессе.

В нашем ДОУ педагогический коллектив работает в творческом режиме по проблеме оздоровления детей, создает необходимые для этого условия, в комплексе проводит оздоровительные мероприятия, развивает свои профессиональные качества, широко использует здоровьесберегающие технологии в работе с детьми.

4. Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий.

Используя в своей работе новые методики, инновационные технологии, я достигла хороших результатов. В этом мне очень помогло пособие «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» автор О.Н.Арсеневская.

Знания, полученные из этого пособия, дали мне возможность лучше направлять детей, учить их активно мыслить, изобретать, в разумных пределах фантазировать. Дети на музыкальных занятиях получают ощущение радости и с нетерпением ждут новых встреч. Главный критерий в оценке результатов творческих опытов детей для меня – это не только правильность выполненных заданий, а возникший у них интерес к этому занятию, стремление каждого из них к самостоятельной деятельности, к совершенствованию своих поисков. Лучшая награда за мою работу – сияющие глаза детей, всегда ожидающие чуда, их быстрый изобретательный ум, раскрепощённость, неиссякаемый интерес к музыке, умение включаться спонтанно в любое музицирование.

Чтобы воспитание и обучение носило творческий характер, мною был тщательно продуман и подобран наглядный и практический материал. Непременным условием для успешного обучения и воспитания является музыкальная предметно - развивающая среда. Универсальный зал оборудован современными техническими средствами обучения:

Музыкальные инструменты: используется рояль, музыкальный центр, магнитофон, DVD видеоплеер, телевизор; имеются детские музыкальные инструменты – металлофоны, деревянные ложки, барабаны, бубны, колокольчики, треугольники и т.д., кассеты, диски по разделу «Слушание музыки», «Пение», «Музыкально-ритмическая деятельность», «Музыка для релаксации», диски с детскими песнями, танцами, фонограммами.

Методическая литература: журналы: «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Дошкольное воспитание» и др.

На занятиях используются иллюстрации и репродукции, игровые атрибуты, музыкально-дидактические пособия и игры.

Мною были систематизированы и оформлены в папки все музыкально-дидактические игры.

В каждой группе есть магнитофон с аудиокассетами, дисками. Всё это даёт возможность для творческих проявлений дошкольников. Воспитатели одобрили мой опыт работы с детьми, они используют речевые игры, пальчиковые гимнастики, речевые игры.

Наблюдаю положительную динамику.

Положительная динамика результатов диагностики музыкальных способностей детей позволяет сделать выводы о благоприятном влиянии здоровьесберегающих технологий на процесс музыкального воспитания.

Анализ проведения занятия с позиции здоровьесбережения.

Сентябрь 2016 г.

Параметры

Результаты анализа

Обстановка и гигиенические условия в музыкальном зале: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения, наличие/отсутствие звуковых раздражителей.

Продолжительность музыкальных занятий.

Соответствует нормам СанПин

Соответствует возрасту.

Количество видов деятельности: слушание, пение, игра на ДМИ, дидактические игры, танцевальная деятельность.

Норма – 3-5 видов за занятие, в зависимости от возраста ребенка. Однообразность, как и слишком частые смены одной деятельности другой, способствуют утомлению дошкольников, приводят к утрате внимания, интереса.

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов музыкальной деятельности ориентировочно 3-10 минут (в зависимости от возраста детей)

Количество видов деятельности на муз. занятиях:

3-5 видов деятельности (слушание, пение, муз. ритм. движения, игра на ДМИ, детское творчество, песенно-танцевальное творчество,

игры-драматизации).

Средняя продолжительность каждого вида деятельности соответствует нормам. Статические и динамические виды деятельности чередуются.

Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами).

Технические средства обучения применяется в основном для прослушивания музыки.

Общая длительность использования на занятии не превышает 25%

Соответствуют нормам.

Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии - их место, содержание и продолжительность.

В процессе слушания и пения проводятся физкультминутки с использованием пальчиковой гимнастики. В качестве разминки во время пения проводится дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Проведение бесед, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

Регулярно проводятся.

Психологический климат на занятии.

В основном, занятия проходят в спокойной обстановке

Темп и особенности начала и окончания занятия.

В начале и конце занятия проводятся Психогимнастические упражнения.

Работая с детьми, стараюсь пропускать все чувства, переживания детей через свою душу и сердце. Я несу ответственность за каждый свой жест, поступок, за каждый миг, проведенный с детьми. Свою работу планирую с целью обеспечения максимально благоприятных условий для развития здоровой, творческой, активной личности, способной к самопознанию и самореализации в изменяющейся среде. Знания, умения и навыки, которые получают мои дошкольники, я рассматриваю не как самоцель, а как средство полноценного развития личности. Я стремлюсь обогатить не только свой практический опыт, но и развивать себя как личность. Свою деятельность строю на основе сотрудничества, опираясь на современные технологии развивающего обучения и воспитания детей.

После анализа занятий я поставила перед собой новую задачу:

расширение информационных мероприятий для детей, связанных со здоровьем и здоровым образом. Ввести в музыкальные занятия игровой массаж. Для этого мне потребуется помощь инструктора ЛФК, медицинского работника ДОУ, разработки и программы А.Уманской, М.Картушиной, А.Галановой.

5. Выводы по результатам работы.

Анализ литературы по проблеме и проведённая работа позволили сделать следующие выводы:

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность музыкального воспитательно-образовательного процесса:

• способствует обеспечению устойчивого интереса ребёнка к занятиям музыкой,

• способствует формированию потребности в двигательной активности,

• способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья,

• позволяет качественно решать задачи обеспечения комфорта детей,

• формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. 

  • формирует у детей потребность в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
  • повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
  • стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
  • повышение уровня речевого развития;
  • снижение уровня заболеваемости;
  • стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года, не зависимо от погоды.

Мной был разработан ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на тему: «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей. Развитие мелкой моторики, физической, эмоциональной и психической активности детей. Гармонизация взаимоотношений ребенка и взрослого» (приложение 2).

Список используемой литературы.

1. «Коррекционная ритмика», авторы: М.А.Касицина, И.Г. Бородина;

2. «Адаптация ребенка в детском саду», автор И.С.Ильина;

3. Программа эмоционально – личностного развития «В мире друзей», автор Е.В.Котова;

4. «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду», автор О.Н.Арсеневская;

5. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» авторы: М.А.Михайлова, Н.И.Воронина.

Приложения.

1.

Примерный алгоритм проведения музыкальной НОД с применением

здоровьесберегающих технологий.

Старшая группа (продолжительность НОД – 25 мин.)

Вводная часть.

Активная музыкотерапия с использованием музыкально-ритмических упражнений

2 мин

Приветствие.

Кинезиологические распевки

2 мин

Восприятие музыки

Слушание музыки с элементами музыкотерапии, дыхательной гимнастики, ритмопластики

3 мин.

Пение, песенное творчество

Дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, кинезиологические пальчиковые игры

6 мин.

Музыкально-дидактические игры

Использование ИКТ, пособий, моделирование

2 мин.

Танцы, танцевальное творчество

Музыкально-ритмические движения

5 мин.

Музыкальные игры, игра на ДМИ

Творческое музицирование

3 мин.

Заключительная часть

Психогимнастика, элементы пассивной музыкотерапии

2 мин

Подготовительная группа (продолжительность НОД – 30мин.)

Вводная часть.

Активная музыкотерапия с использованием музыкально-ритмических упражнений

3мин

Приветствие.

Кинезиологические распевки

2мин

Восприятие музыки

Слушание музыки с элементами музыкотерапии, дыхательной гимнастики, ритмопластики

4мин.

Пение, песенное творчество

Дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, кинезиологические пальчиковые игры

7мин.

Музыкально-дидактические игры

Использование ИКТ, пособий, моделирование

2мин.

Танцы, танцевальное творчество

Музыкально-ритмические движения

5-7мин.

Музыкальные игры, игра на ДМИ

Творческое музицирование

4мин.

Заключительная часть

Психогимнастика, элементы пассивной музыкотерапии

2мин

2.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

Тема: «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей. Развитие мелкой моторики, физической, эмоциональной и психической активности детей. Гармонизация взаимоотношений ребенка и взрослого».

Задачи

  • Устранение речевых нарушений;
  • Умение координировать движения с текстом;
  • Развивать оптико – пространственные представления и навыки, координацию движений, тонкую произвольную моторику и мимику лица;
  • Воспитывать чувство ритма и темпа в движении, целенаправленно воздействовать на речевые нарушения»
  • Развитие подвижности речевого аппарата, слухового внимания и слуховой памяти, зрительного внимания и зрительной памяти;
  • Снятие психического напряжения, создание условий для самовыражения;
  • Воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, согласовывать движения с характером музыки.
  • Преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других;
  • Развитие позитивного самоощущения собственного эмоционального благополучия, своей значимости в коллективе, сформированной положительной самооценки.

Актуальность проблемы.

Уровень цивилизации общества во многом оценивается его отношением к подрастающему поколению. В последнее время заметен рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств у детей, что связано с экологическими, психологическими, нравственными проблемами всего общества. Согласно концепции модернизации образования, именно дошкольные учреждения призваны создавать основу для дальнейшего развития ребенка и обеспечивать максимально благоприятные условия для формирования его здоровья. И педагог детского сада занимает ключевую позицию в этом процессе. От его квалификации, личностных качеств, творческого потенциала, инициативы и профессионализма во многом зависит здоровье дошкольников.

Этапы работы

Формы работы и средства решения задач.

Сроки.

Диагностический

1.Анализ диагностики музыкального развития с целью выявления одаренных детей и детей, нуждающихся в коррекционной помощи

2.Изучение передового педагогического опыта и литературы по проблеме.

Прогностический



Организационный

  1. Создание развивающей среды.

  1. Работа с педагогическим коллективом

  1. Работа с родителями

Практический и коррекционный

  1. Анализ результатов работы, затруднений.
  2. Отслеживание динамики процесса самообразования.

Обобщающий

1. Провести первичную диагностику детей с целью выявления уровня развития музыкальных способностей.

2. Обработать диагностический материал, составить диагностические карты.

3. Анализ годового и перспективных планов с учетом данной проблемы.

4. Анализ программ, технологий по данной проблеме.

5.Составление каталога литературы по изучаемой проблеме с аннотацией.

6.Посещение курсов, семинаров, работа в Интернете.

1. Проводить корректировку перспективного плана работы с учетом данной проблемы.

2. Отслеживать результаты реализации поставленных задач.

  1. Осуществлять отбор содержания работы с учетом данной темы.
  2. Создать картотеку пальчиковых, дыхательных и артикуляционных упражнений логоритмических попевок, коммуникативных игр и танцев.
  3. Изготовить демонстрационный материал и атрибуты к занятиям
  4. Разработать цикл образовательной деятельности с использованием здоровьесберегательных технологий
  1. Провести консультацию для воспитания «Музыка в повседневной жизни группы (её функции)»
  2. Осуществлять творческиесвязи со школой искусств
  1. Провести анкетирование родителей с целью определить уровень их музыкальных способностей, интересов и предпочтений, а также просвещенность родителей в вопросах музыкального воспитания ребенка.
  2. Провести консультацию «Развитие детей с ЗПР средствами музыкального искусства»

3.Провести консультацию «Коррекционная ритмика –

как средство гармонизации личности ребенка»

4.Выступление на родительском собрании с консультацией «Использование игровых методов для развития художественно – творческих способностей дошкольника».

1.Провести диагностику и сравнить с первичной диагностикой.

2.Провести самоанализ деятельности по теме.

1. Откорректировать планы для дальнейшей работы

  1. Проанализировать и дать оценку результатам работы за год.
  2. Принимать участие в городских МО.
  3. Представить результаты работы на педагогическом совете.




Октябрь




В течении года








В течении года


В течении года

В течении года

В течении года

В течении года

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Февраль

Март

Апрель-Май

Май

В течение года

Май

Результаты работы за год: Обогащение содержания музыкального образования различными видами здоровьесберегающей деятельности. Повышение эффективности овладения детьми музыкальной деятельностью, посредством внедрения в музыкальное образование здоровьесберегающих технологий. Формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. Положительная динамика развития по результатам диагностики.

Используемая литература:

  1.  «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет», автор М.Ю.Картушина;
  2. «Конспекты логоритмический занятий с детьми 6-7 лет», автор М.Ю.Картушина;
  3. «Сценарии оздоровительных досугов», автор М.Ю.Картушина;
  4. «Танцевальная мозаика», автор С.Л.Слуцкая;
  5. «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду», автор О.Н.Арсеневская;
  6. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» авторы: М.А.Михайлова, Н.И.Воронина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Внедрение здоровьесберегающих технологий, как условие дифференцированного подхода в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Внедрение здоровьесберегающих технологий, как условие дифференцированного подхода в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста «Мир мальчиков,  мир девочек»  Работа...

Модель системной комплексной работы с внедрением здоровьесберегающих технологий

МОДЕЛЬ СИСТЕМНОЙ  КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ...

ИКТ-компетентность педагога – важнейшее условие внедрения информационных технологий в практику ДОУ

Актуальность внедрения информационных технологий связана с потребностью общества в качественном образовании и воспитании детей, а также с высокими темпами развития ИТ-сообщества. Базовая компьютерная ...

Долгосрочный проект "Формирование здоровьесберегающей среды и внедрение здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС ДО" «Гибкие пальчики»

Проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» с учетом здоровьесберегающих технологий....

Долгосрочный проект «Формирование здоровьесберегающей среды и внедрение здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС ДО Профилактика плоскостопия.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Уже в детском саду практически не осталось детей с первой группой здоровья, пост...

Отчет на тему: «Внедрение здоровьесберегающих технологий в практику семейного воспитания»

Отчет на тему: «Внедрение здоровьесберегающих технологий в практику семейного воспитания»...