Актуальность внедрения здоровьесберегающих технологий в практику современного дошкольного образования.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Описание приемов, которые можно использовать на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Новичихина Елена Леонидовна, учитель-логопед МДОУ ЦРР - детский сад № 27 «Сказка» г.Саяногорск
Актуальность внедрения здоровьесберегающих технологий в практику современного дошкольного образования.
В современных условиях проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер. Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности ДОУ в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии. Здоровье наших воспитанников – это общая проблема медперсонала, педагогов и родителей. Решение данной проблемы видится нам во внедрении элементов здоровьесберегающих технологий.
Логопедия – важное звено комплекса здоровьесберегающих технологий. Все систематически проводимые на занятиях упражнения, связанные с речью, с двигательной активностью, комплексно воздействуют на коррекцию устной речи, на психофизическое развитие детей, имеющих нарушения речи.
Поэтому в работе учителя-логопеда широкое применение получила здоровьесберегающая практика:
- массаж биологически активных зон. Суть метода заключается в воздействии пальцами на биоактивные точечные зоны на теле. Эти точки – как кнопки на пульте, управляющие всем организмом. Во время проведения массажа происходит раздражение рецепторов кожи, мышц, импульсы от которых проходят одновременно в ГМ и СМ, а оттуда уже поступает команда включиться в работу различным органам. (Упражнение «Снеговик». Можно выполнять как разминку на фронтальном занятии по теме «Зима», «Зимние забавы». Упражнение «Маланья» - тема «Семья».)
- Релаксационные упражнения. Цель – успокоить детей, переключить внимание. Урегулировать процессы возбуждения и торможения.(Упражнение «Снеговик» - тема «Весна». Дети – это снеговики: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к другу, все мышцы напряжены. Пригрело солнышко, под его теплыми лучами снеговик начал медленно таять.(Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают голову, руки, затем опускаются на корточки, ложатся на пол и полностью расслабляются.) упражнение «Устали» - тема «Части тела».) Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.
- Пальчиковые игры и упражнения. Становление речи тесно связано с развитием движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогая себе, непроизвольно высовывает язык? Потому что сначала развиваются движения пальцев рук, а затем появляется артикуляция слогов. (Игра «Паучок» - тема «Насекомые». Игра «Кормушка для птиц» - тема «Птицы».)
- Элементы логоритмики – «терапия движением». Главная задача – содействие логопедической работе путем использования упражнений, сочетающих движение и речь. Регулярное выполнение разминок развивает темпо-ритмическую и мелодико-интонационную характеристику речи, активный словарь. Мышечная и эмоциональная раскованность – главное условие для естественной речи и правильных телодвижений. У детей корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, закрепляется лексический материал.
- Массаж рук, ног, спины, тела. Под влиянием массажа в рецепторах возникают импульсы, которые оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении работы всех систем. (Массаж тела «Утром деточки проснулись». Массаж рук «Целый день тук да тук». Массаж спины «спинка-тростинка».)
Дети с интересом и удовольствием выполняют, казалось бы, скучные двигательные упражнения. В воображении детей возникает конкретный образ, а значит, увеличивается объем слов активного словаря.
Именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация здоровьесберегающих технологий зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью.
Список литературы:
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. - 2000. - Т. 7. - №2. - С.21-28.
Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.
Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
Педагогика и психология здоровья / Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.
Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. - 2000. - Т. 7. - №2. С.29-34.
Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных технологий в условиях современного дошкольного образования.
Проникновение компьютеров и информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни современного человека не могло не затронуть и дошкольное образование...
"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс дошкольного образования как условие повышения качества образования"
Введение инноваций в образовательный процесс - это не прихоть, не равнодушное отношение к творческому поиску эффективных форм работы с детьми, это - требование времени....
Внедрение инновационных технологий педагогической деятельности воспитателя в современное дошкольное образование: проблемы и перспективы
На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами....
«Внедрение современных педагогических технологий в практику работы дошкольной образовательной организации в рамках образовательной программы «Вдохновение»
Работа по апробации и внедрению инновационной программы началась в содружестве с детскими садами № 25, 5, 11, 46....
Внедрение здоровьесберегающих технологий в практику
Музыкальное воспитание и развитие ребёнка в семье зависят от условий, которые определяются врождёнными музыкальными задатками, образом жизни семьи, её традициям, отношением к музыке, общей культурой....
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования
Памятка для педагога. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:приобщение детей к физическо...
Отчет на тему: «Внедрение здоровьесберегающих технологий в практику семейного воспитания»
Отчет на тему: «Внедрение здоровьесберегающих технологий в практику семейного воспитания»...