Практико значимая работа "Приемы внедрения информационных технологий в процессе дошкольного образования"
консультация по информатике
В связи с модернизацией образования изменилось его содержание, изменились задачи, которые общество поставило сегодня перед педагогом.
Актуальность, значимость и новизна информатизации образовательного процесса: наш информационный век требует от педагога использования новых технологий в образовательном процессе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Практико-значимая работа
Приемы внедрения информационных технологий
в процесс дошкольного образования.
Выполнила
Королькевич
Валентина Николаевна
Воспитатель МДОУ №56
Город Электросталь
Приемы внедрения информационных технологий в процесс дошкольного образования.
В связи с модернизацией образования изменилось его содержание, изменились задачи, которые общество поставило сегодня перед педагогом.
Актуальность, значимость и новизна информатизации образовательного процесса: наш информационный век требует от педагога использования новых технологий в образовательном процессе. Мы все видим, как умнеют наши дети, многие из них уже в дошкольном возрасте разбираются в компьютерных программах. Для ребенка, который большую часть своего времени проводит в саду, главным развивающим фактором является предметно-развивающая среда. И главная роль в адаптации ребенка к современным условиям жизни должна, конечно, отводится педагогу.
В настоящее время педагоги сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на занятии. Существует много способов развития познавательной активности учащихся. Один из способов - это применение мультимедиа технологий, которые дают возможность повысить степень активности дошкольников и привлечь их внимание.
Необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии и, в частности, на мультимедиа технологии.
Мультимедиа в дошкольном образовании – это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. Его перспектива – в совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации педагогов. Мультимедиа – это новая форма старого метода обучения через видение и восприятие на слух, так как эта технология позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: текст, цифры, графику, анимацию, видео и звук.
Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени.
Мультимедиа технологии уже доказали свою эффективность. Предоставляя разнообразные выразительные средства для отображения учебной информации в сочетании с интерактивностью, мультимедиа обеспечивает качественно новый уровень обучения.
Применение мультимедиа технологий в дошкольном образовании дают педагогу возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, насытить его информацией.
Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению - перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.
Не исключением является и наш детский сад. В работе с детьми информационно-компьютерные технологии используются довольно активно в процессе занятий. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала. Считаю, что применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне.
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности» [2, с. 16]. Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Наглядность материала повышает его усвоение, т. к. задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Главной задачей взаимодействия ДОУ с семьей является повышение педагогической компетентности родителей, их активности. В работе с родителями ИКТ используется при оформлении наглядного материала, при проведении родительских собраний, круглых столов, практикумов, мастер-классов, консультаций. Использование ИКТ позволяет разнообразить общение, повысить интерес взрослых к получению полезной информации о воспитании детей.
Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки информации могут стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.
Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ по всем предметам, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка, стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.
Наш детский сад располагает для педагогов компьютерами и мультимедийным комплексом.
Однако мы столкнулись с проблемой – педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности.
Процесс информатизации в дошкольных образовательных учреждениях обусловлен требованием современного развивающегося общества. Информационные технологии вносят значительные изменения в содержание образования. В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, успех которых связан с реализацией национального проекта «Образование».
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в образовательный процесс дошкольного учреждения заключается в том, что с детьми должны работать педагоги, знающие технические возможности компьютера, мультимедиоаппаратуры, владеющие навыками работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования их в учреждениях образования, ориентирующиеся в компьютерных программах, обладающие компьютерной грамотностью, коммуникабельные и творческие личности с высокими интеллектуальными способностями.
Применение компьютера на занятиях с детьми логопедических групп позволяет успешно решать коррекционно-образовательные и воспитательные задачи. Использование специализированных компьютерных технологий в работе с детьми, страдающими нарушениями речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте. Занятия, которые направлены на развитие фонематического слуха и восприятия детей, способствуют эффективной коррекции речевых нарушений. Внедрение данных инноваций повышает интерес детей к занятиям, помогает формировать познавательную мотивацию. На фронтальных и подгрупповых занятиях используются мультимедиа, компьютерные презентации, логопедические игры для развития звукового анализа и синтеза с опорой на зрительный ряд, классификацию предметов, обобщение, исключение.
Итак, включение информационных мультимедийных технологий в ДОУ делает процесс обучения технологичнее и результативнее, повышает интерес дошкольников к работе и активность на занятиях, развивает мышление, воображение, стимулирует их творческую деятельность. Конкретно-наглядная основа занятия в сочетании с другими методическими приемами делает его ярким, зрелищным, необычным, увлекательным и поэтому запоминающимся. Использование ИКТ на занятиях значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность дошкольников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих воспитанников.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что применение информационно-компьютерных технологий в ДОУ:
- способствует повышению профессионального уровня педагогов, побуждает их искать новые нетрадиционные формы и методы обучения, проявлять творческие способности;
- способствует повышению интереса детей к обучению, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала детьми;
- способствует повышению уровня педагогической компетентности родителей, информированности их о направлениях деятельности всего учреждения и результатах конкретного ребенка, сотрудничеству родителей и ДОУ.
Таким образом, реализуя программу информатизации в ДОУ можно с уверенностью сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить ребенка.
Использование ИКТ позволяет вывести дошкольные учреждения на новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество дошкольного образования, соответствующее современным государственным стандартам образования.
Технологическая карта занятия в подготовительной группе
«Путешествие в страну знаний»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-значимый проект «Развитие эмоций у детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры »
Практико-значимый проект«Развитие эмоций у детей среднего дошкольного возрастав процессе сюжетно-ролевой игры »...
"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс дошкольного образования как условие повышения качества образования"
Введение инноваций в образовательный процесс - это не прихоть, не равнодушное отношение к творческому поиску эффективных форм работы с детьми, это - требование времени....
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс ДОО
Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе: привлекать пассивных слушателей к активной деятельности; делать образовательную ...
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс ДОО
Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе: привлекать пассивных слушателей к активной деятельности; делать образовательную деятельность более наглядной и ин...
ПЕСКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образован...
ИКТ-компетентность педагога – важнейшее условие внедрения информационных технологий в практику ДОУ
Актуальность внедрения информационных технологий связана с потребностью общества в качественном образовании и воспитании детей, а также с высокими темпами развития ИТ-сообщества. Базовая компьютерная ...
Использование информационно - коммуникативных технологий (ИКТ) в образовательном процессе дошкольного образования
ИКТ прочно входят во все сферы нашей жизни. Соответственно, предоставляются новые требования к образованию подрастающего поколения, внедрению новых технологий, которые способствуют не замене традицион...