Индивидуальный план по самообразованию на 2018 – 2022 г.г.
рабочая программа по теме
Тема: «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте»
Методики нейропсихологических диагностик помогают специалистам выявлять причины отставания или неравномерности развития ребенка, причины отставания в школе и прогнозировать возможные трудности школьного обучения у дошкольников. Понимание механизма нарушения позволяет выстроить коррекционный процесс, направленный не на снятие внешних симптомов, а на работу с дефицитарным механизмом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_plan_po_samoobrazovaniyu_na_2018.docx | 31.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план по самообразованию на 2018 – 2022 г.г.
педагога-психолога МАДОУ № 88
Замаевой Елены Шагитовны
Тема: «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте»
Актуальность темы: Нейропсихология - это отрасль психологии, которая находится на стыке психологии и физиологии, на грани с медицинскими науками. Нейропсихология изучает мозговую должно развиваться, и какая психическая функция должна формироваться.
Нейропсихологическая организацию психических процессов (проще говоря, какая область мозга отвечает за ту или иную способность и психическую функцию). Детская нейропсихология исследует развитие мозга ребенка и факторы, влияющие на это развитие и препятствующие ему. И отслеживает закономерности: что зачем, в какой очередности
диагностика и коррекция в детском возрасте - это одно из современных направлений в работе с детьми, имеющими различные формы отклоняющегося развития. Методики нейропсихологических диагностик помогают специалистам выявлять причины отставания или неравномерности развития ребенка, причины отставания в школе и прогнозировать возможные трудности школьного обучения у дошкольников. Понимание механизма нарушения позволяет выстроить коррекционный процесс, направленный не на снятие внешних симптомов, а на работу с дефицитарным механизмом.
Цель самообразования: Повышение эффективности психологической помощи детям дошкольного возраста посредством нейропсихологической диагностики и коррекции.
Задачи:
- изучить опыт нейропсихологической коррекции и реабилитации методом «замещающего онтогенеза»
- познакомиться с основами коррекции когнитивных нарушений у детей методами нейропсихологии;
- освоить базовые нейропсихологические, телесно-ориентированные, игровые
коррекционные техники.
Направления самообразования.
Профессиональное:
- Знакомиться с современными тенденциями в нейропсихологии.
- Пройти курсы повышения квалификации.
- Посещать семинары разного уровня, ГМО, участвовать в обмене опытом.
- Проводить открытые занятия для различных категорий участников (коллеги, родители).
- Проводить открытые мероприятия на региональном и муниципальном уровнях.
- Внедрять в педагогический процесс современные нейропсихологические технологии.
- Создать банк презентаций «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте»
Психолого-педагогическое:
- Совершенствовать свои знания в области нейропсихологии.
- Знакомиться с новыми нейропсихологическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через издания и Интернет - ресурсы.
- Изучать опыт коллег.
- Принимать активное участие в работе ГМО, КМО педагогов-психологов и специалистов ДОУ.
- Разработать методические мероприятия с применением нейропсихологических технологий.
Ожидаемые результаты работы по теме самообразования:
- Разработка программ, проектов.
- Проведение открытых мероприятий.
- Проведение мастер-классов для различных категорий педагогических работников.
- Выпуск буклетов, памяток.
- Разработка и внедрение дидактических материалов.
- Публикации на сайтах: ДОУ, Социальная сеть работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/ и т.д.
- Представление результатов педагогической деятельности на муниципальном и региональном уровня.
Источники самообразования:
- Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
- Интернет-ресурсы;
- Медиа - информация на различных носителях;
- Семинары – практикумы, конференции;
- Выставки;
- Курсы повышения квалификации.
Основные этапы работы по самообразованию.
Реализация программы по самообразованию рассчитана на 5 лет, с разбивкой по годам, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.
Сроки | Цель | Содержание работы | Форма представления результатов |
1.Этап «Организационно-диагностический» | |||
2018-2019 | Определение цели и задач работы |
|
|
2 .Этап Основной (Практический) | |||
2019-2021 | Теоретическое изучение проблемы и практическое применение |
|
|
3.Заключительный (обобщающий этап) | |||
2022 | Подведение итогов работы | - оформление результатов работы по теме самообразования - использование опыта работы педагогическим коллективом |
|
Используемая литература:
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Цветковой. — М., 2001.
2. Бабкина Н. В. Радость познания. — М., 2000.
3. Волина В. В. Русский язык. (Серия «Учимся играя»). — Екатеринбург, 1996.
Гаваа Лувсан. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. — М., 1990.
4. Гарафеева А., Кузнецова Ю. Волшебное путешествие. — Кострома, 1996.
5. Гоникман Э.И. Даосские лечебные жесты. — Минск, 1998.
6.Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. — М., 1993.
7. Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки. — М., 1993.
8. Игры — обучение, тренинг, досуг… / Под ред. В.В.Петрушинского. — М., 1994.
9. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения. — М., 1993.
10. Корсакова Н. К., Микадзе Ю.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. — М., 1994.
11. Локалова Р. П. 90 уроков психологического развития младших школьников. — М., 1995.
12. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. — М., 1969.
13. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.
14. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. — М., 1997.
15. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Банк И. А. Как развить внимание и память вашего ребенка: Книга для детей и их родителей. — М., 1994.
16. Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. — СПб., 1995.
17. Никольская И.Л., Тигранова Л. И. Гимнастика для ума. — М., 1997.
18. Пылаева Н.М., Ахутина Т. В. Школа внимания: Методика развития и коррекции внимания у детей 5–7 лет: Методическое пособие и дидактический материал. — М., 1997.
19. Романенко O.K. Практическая гештальттерапия. — М., 1995.
20. Рудестам К. Групповая психотерапия. — М., 1993.
21. Сатья С.Х. Кундалини-йога: Для здоровья, тела, ума и души. — Гамбург, 1990.
22. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М., 2000.
23. Семенченко П.М. 399 задач для развития ребенка. — М., 2000.
24. Семенович А нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте
25. Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. — М., 1985.
26. Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. — Ярославль, 1996.
27. Тушканова О. И. Развитие внимания: Пособие для детей 7–9 лет: В 3 ч. — Волгоград, 1997.
28. Уманская А. А. Волшебные точки. — М., 1987.
29. Хамская Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий. — М., 1997.
30. Хрестоматия по логопедии: Учеб. пособ. для студ. высш. и сред. спец. пед. учеб, заведений / Под ред. Л.С.Волковой, В.И.Селиверстова. — М., 1997.
31. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. В.Ю.Баскакова. — М., 1992.
32. Цветкова Л. С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. — М., 1997.
33. Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. — М., 1985.
34. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: Нарушение и восстановление. — М., 1997.
35. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. — М., 1985.
36. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1995.
37. Шевченко Ю.С., Добридень В. П. Онтогенетически-ориентированная психотерапия. — М., 1998.
Интернет - ресурсы
- Социальная сеть работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на 2018-2022 гг.
: «Всестороннее развитие и оздоровление организма ребенка на занятиях по плаванию»...
План по самообразованию на 2018-2022 года
План содержит основные аспекты реализации педагогической работы по теме самообразования за аттестационный период....
План по самообразованию на 2018-2022 гг
План по самообразованию педагога-психолога...
План по самообразованию на 2018-2022 гг
План по самообразованию на 2018-2022 гг...
План по самообразованию на 2018 - 2022 г.
Тема: «Формирование элементарных математических представлений и логического мышления у детей дошкольного возраста посредством развивающих игр»....
Перспективный план по самообразованию на 2018-2022 гг. воспитателя по обучению татарскому и русскому языкам Сабировой Гузалии Наиловны МБДОУ №53
Тема самообразования: «Театрализованная деятельность как средство развития творческой личности и развитие речи дошкольников»....
индивидуальный план повышения квалификации на 2018-2022 гг.
Тема. "Поддержка и развитие кадрового потенциала педагогов ДОУ в условиях ФГОС ДО". Содержание деятельности, форма представления результата...