План по самообразованию на 2018-2022 года
материал по логопедии
План содержит основные аспекты реализации педагогической работы по теме самообразования за аттестационный период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_na_2018-2022_goda.docx | 24.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ГАЛИМУЛЛИНОЙ ЛИЛИ МАРСЕЛЕВНЫ
МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 9» НМР РТ на 2018-2022 года
Тема: «Социальное партнерство учителя-логопеда и семьи как профилактика речевых нарушений у детей в условиях реализации ФГОС»
Цель самообразования: повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний
- Разработать перспективный план работы с детьми для профилактики и коррекции речевых нарушений детей
- Участвовать в профессиональных семинарах, конференциях, вебинарах различной формы и уровня
- Оформить в группе и в кабинете центр речевой активности
- При взаимодействии специалистов, через проведение мастер-классов, семинаров и консультаций по теме, повысить компетенцию педагогов по развитию речи и улучшить организацию единого образовательного процесса
- Через проведение ряда мероприятий для родителей по теме, повысить их мотивацию для участия в едином образовательном процессе
Обоснование выбранной темы.
Количество воспитанников с речевыми нарушениями возрастает год от года, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития и профилактики речевых нарушений весьма актуальна. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его сверстниками и взрослыми.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Даже незначительные недостатки звукопроизношения и фонематического восприятия могут привести к трудностям в усвоении ребенком процессов чтения и письма. Сравнительный анализ данных обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста ДОУ в мае 2016 и 2017 годов показали, что количество детей с нормативным речевым развитием имеет тенденцию к уменьшению и составляет всего 17% от общего количества детей по сравнению с 21% в предыдущем году. В основном преобладают недостатки звукопроизношения и фонематического восприятия. При этом проявления органических поражений ЦНС (дизартрия и алалия) отрицательно влияющих на развитие речи детей наблюдаются лишь в 40% случаев из всех нарушений. Из чего можно сделать вывод: родители и педагоги ДОУ не уделяют достаточного внимания развитию речи, а именно процессам формирования фонематического слуха и звукопроизношения.
В этой связи одной из главных задач учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация единого образовательного процесса при взаимодействии специалистов (учителя - логопеда, педагогов групп всех возрастов детского сада, педагога - психолога, музыкального руководителя) и родителей с целью создания эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.
Итогом работы должны стать высокие результаты освоения детьми программы детского сада, хорошее качество дошкольной подготовки, в частности, речевой, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий) для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции.
Самообразование - одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ДОУ, уровнем владения педагогом научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории воспитания.
Гипотеза: Своевременная профилактическая работа в образовательном учреждении и семье, а именно, проведение артикуляционной, пальчиковой, дыхательной, нейрогимнастики и игр по развитию фонематического слуха приведет к сокращению количества детей, нуждающихся в логопедической помощи.
Цель этапа | Задачи этапа | Педагогический
| Субъективные | Формы представления (место и дата) |
I этап - Аналитический Период 2018-2019 | ||||
Изучение проблемы | - Создать каталог научно-методической литературы, инновационного опыта, проанализировать интернет-ресурсы; - провести диагностические исследования уровня речевого развития детей, - составить методическую копилку, картотеку | - Каталог научно-методической литературы, инновационного опыта, Интернет-ресурсов - мониторинг диагностических исследований - картотека методических пособий по теме самообразования - посещение открытых мероприятий (или занятий опытных педагогов), семинаров. | Аналитическая справка | Выступление на педагогическом совете |
II этап - Конструирующий Период 2019-2020 | ||||
Создать методическое сопровождение по теме самообразования | -Разработать план занятий по коррекции нарушении звукопроизношения у старших дошкольников -Разработать план по профилактике недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей | - Рабочая программа учителя-логопеда - перспективные планы работы с детьми - создание и оснащение зоны коррекции речевых нарушений в кабинете логопеда - план работы с педагогами ДОУ, родителями по профилактике недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей | Самоотчет | - Сообщение на педагогическом часу, педсовете - участие в конкурсах, выставках - информации на профессиональных сайтах (альтернативных сайтах) |
III этап - Формирующий Период 2020-2021 | ||||
Апробация проекта | - Реализация своих разработок в логопедической практике. | - Подготовка и проведение открытых мероприятий (занятий, мастер-классов, выступлений и т.д.) - оформление результатов диагностики - участие в конкурсах различного уровня | Аналитическая справка, результаты участия в конкурсах, отзыв коллег, родителей | - выступление на педагогическом часу, педсовете, семинарах, МО, конференциях - участие в диспутах и творческих мастерских - информация на профессиональных сайтах - участие в профессиональных конкурсах, выставках - открытый показ ОД детей, мастер-классы для педагогов |
IV этап - Обобщающий Период 2021-2022 | ||||
Оформление результатов по проблеме и апробации проекта «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста» | - Проведение обучающих семинаров для педагогов в рамках реализации проекта - Обобщение и распространение опыта работы по теме самообразования | Оформление опыта работы (портфолио), его обобщение и распространение: - проведение итоговых диагностических исследований - редакция рабочих программ, перспективных планов работы с детьми, проектов, методических рекомендаций, технологических карт, цикла конспектов ОД, программы работы с родителями - издание собственных разработок - размещение публикаций - мониторинг развития речи детей - оформление методических рекомендаций - участие в профессиональных конкурсах различного уровня - разработка сценариев и проведение мероприятий совместно с педагогами ДОУ: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы -подготовка детей к конкурсам – чтецов, творческим конкурсам, олимпиадам, викторинам по обучению грамоте, литературному жанру | Само-презентация, результаты участия в конкурсах, отзыв коллег, родителей | - Участие в педсоветах, МО - информация на профессиональных сайтах - участие в конкурсах, выставках - консультирование родителей по вопросам речевого развития посредством общения на страницах персонального интернет-сайта учителя - логопеда, сайта детского сада на портале Электронное образование, в личной переписке |
Планируемый результат:
- Своевременное выявление уровня речевого развития и причин нарушений речи у детей ДОУ. Выявление детей с особыми потребностями развития, сбор анамнеза, разработка анкет и проведение анкетирования, формирование групп коррекции, выработка индивидуального маршрута коррекции речи каждого ребенка. Составление рекомендаций для педагогов и родителей по профилактике недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей.
- Повышение компетентности педагогов и родителей о речевом развитии ребенка.
- Создание доступной, безопасной, вариативной, полифункциональной предметно – развивающей среды согласно ФГОС ДО. Оснащение речевых уголков в группах и зоны коррекции речевых нарушений в кабинете логопеда.
- Планы работы с детьми дошкольного возраста по коррекции речевых нарушений, в зависимости от нарушения.
- Улучшение состояния уровня развития речи у выпускников ДОУ.
- Методические рекомендации для учителей-логопедов по сопровождению и поддержке семей, имеющих детей с нарушениями речи в разной степени выраженности.
- Технология работы по сопровождению и помощь родителям в осознании своей роли в процессе развития речи ребенка. Вооружение родителей определенными методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнение конкретным содержанием домашних занятий с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний при коррекции речевых нарушений.
- Повышение родительской компетенции в вопросе профилактики речевых нарушений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на 2018-2022 гг.
: «Всестороннее развитие и оздоровление организма ребенка на занятиях по плаванию»...
План по самообразованию на 2018-2022 гг
План по самообразованию педагога-психолога...
План по самообразованию на 2018-2022 гг
План по самообразованию на 2018-2022 гг...
Индивидуальный план по самообразованию на 2018 – 2022 г.г.
Тема: «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» Методики нейропсихологических диагностик помогают специалистам выявлять причины отставания или неравномерн...
План по самообразованию на 2018 - 2022 г.
Тема: «Формирование элементарных математических представлений и логического мышления у детей дошкольного возраста посредством развивающих игр»....
Перспективный план по самообразованию на 2018-2022 гг. воспитателя по обучению татарскому и русскому языкам Сабировой Гузалии Наиловны МБДОУ №53
Тема самообразования: «Театрализованная деятельность как средство развития творческой личности и развитие речи дошкольников»....
Перспективный план по самообразованию на 2018-2022 гг.
План по самообразованию...