План по самообразованию на 2018 - 2022 г.
материал на тему
Тема: «Формирование элементарных математических представлений и логического мышления у детей дошкольного возраста посредством развивающих игр».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_18-22.docx | 40.7 КБ |
Предварительный просмотр:
План повышения квалификации
воспитателя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 68»
на 2018 – 2022 г.г.
Ф.И.О.:ОхотниковаАлсуЗуфаровна
Должность: воспитатель.
Образование: Высшее. ИЭУиП – 2007г.,
Профессиональная переподготовка: Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов – 2011г.
Повышение квалификации:
Елабужский институт (филиал) К(П)ФУ - 2015г. «Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в свете ФГОС ДО»
Квалификационная категория: Первая
Общий стаж: 16 лет,с июля2001г.
Педагогический стаж: 16 лет,с июля2001г.
Дата составления плана: октябрь,2017 год.
Тема самообразования: «Формирование элементарных математических представлений и логического мышления посредством развивающих игр».
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский
1. Актуальность темы и ее обоснованность.
Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача взрослых — помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. Чем более подготовленным придет ребенок в школу (имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость и пытливость ума), тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода — школьного детства.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Огромное значение в умственном воспитании и развитии человека занимает математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка и подготовке к обучению в школе.
В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по предмету. Причиной тому может послужить недостаточная интеллектуальная подготовка в период дошкольного возраста, не сформированность познавательных процессов и мыслительных операций. Чтобы помочь ребенку избежать данных затруднений, необходимо правильно и грамотно подбирать методы и приемы обеспечивающие интеллектуальное развитие, вести работу систематически и планомерно исходя из принципа от простого к сложному.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Как же узнать что лучше, эффективнее? Какие именно технологии нужно применить, чтобы дети усваивали материал быстро, качественно, и чтобы им это было интересно?
Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в дошкольной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и многих педагогов: Ф. Фребеля, Е. И. Удальцовой. По их мнению, основная особенность дидактических игр определена названием –обучающие и развивающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности и интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них игровой деятельности - отличительная особенность развивающих дидактических игр. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных развивающих игр в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить эффективность формирования элементарных математических представлений и качество развития познавательных способностей и мышления посредством использования развивающих дидактических игр.
2. Цель: повышение теоретического и практического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
3. Задачи:
1. Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений и логического мышления посредством развивающих дидактических игр.
2. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данному вопросу.
3. Познакомиться и изучить игровые инновационные методики и технологии в обучении математике детей дошкольного возраста;
4. Составить картотеку дидактических развивающих игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений и формирования логического мышления у детей дошкольного возраста;
5. Разработать программу по формированию основ математики и логики с использованием разработанного материала.
6. Исследовать эффективность использования развивающих игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
4. Ожидаемый результат: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, практический и научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.
Блок «Родители». У родителей повышается потребность в активном участии в процессе подготовки детей к школе, формировании у них познавательных процессов и способностей, развитии и поддержке интеллектуальной активности, что помогает формированию и повышению уровня компетенции родителей в вопросах воспитания и обучения детей.
Блок «Педагог». Повышение уровня использования мною современных технологий и дидактических игр по формированию элементарных математических представлений и развитию логического мышления в различных видах образовательной деятельности.
Блок « Дети». В процессе реализации разработанной программы происходит всестороннее развитие личности ребенка, его кругозора, интеллекта, личностных качеств, формирование предпосылок универсальных учебных действий и подготовка к школе с учетом возрастных особенностей.
Ставятся и решаются следующие задачи:
- Развитие коммуникативных способностей детей (умение слушать и понимать чужую речь, грамотно оформлять свою мысль и суждения в устной речи, выполнять различные роли в учебной группе).
- Формирование и развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, включающих в себя развитие умения обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности)
- Формирование основных групп знаний по математике (представления о числе и количестве, о величине, о форме, о пространственных и временных ориентирах).
5. Механизм реализации:
- сроки 5 лет
- блоки.
Подготовительный этап.
- Создание условий для развития когнетивных и практических способностей дошкольников.
Теоретический этап.
- Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.
Аналитико-диагностический:
- проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители);
- задачи для каждого этапа (для достижения промежуточного результата);
- перспективные планы (технологическая карта).
План работы над темой самообразования.
№ | Блоки | Мероприятия | Сроки проведения | Отметка о выполнении |
2018-2019 учебный год | ||||
1 | Теоретический | 1. Изучение нормативных документов: - Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ14 ноября 2013 г. № 30384) - Комплексный план формирования и реализации современной модели образования в Российской Федерации на 2009 -2012 годы и на плановый период до2020 года; - Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» 2. Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме: - Обучение математике детей дошкольного возраста с ОНР: метод. пособие / Калинченко А.В., 2005 - Развитие познавательных способностей дошкольников (4-7) Е. Е. Крашенинников, Холодова О.Л., 2016 - Знакомство с математикой: метод. пособие для педагогов / Ерофеева Т.И., 2006 - Развитие творческого мышления. Работаем по сказке О. А. Шиян, 2016 - Игровые технологии развития школьно-значимых функций у дошкольников / Шаехова Р.К., 2006 3. Пройти курсы повышения квалификации | В течение учебного года 2018 г. | |
2019-2020 учебный год | ||||
2. | Разработка программно – методического обеспечения образовательного процесса | 1.Составление перспективного плана по образовательной области «Познавательное развитие», включающее в себя занятия по формированию элементарных математических представлений, плана организованной образовательной деятельности в режимных моментах, включающий в себя инновационные технологии и дидактические игры. Разработка программы дополнительного образования по предшкольной подготовке «Начальный курс математики и логики - Знайка». 2. Разработка диагностических карт для мониторинга по познавательному развитию. 3. Разработка анкет для родителей. 4. Разработка и изготовление дидактического и демонстрационного материала, игровых технологий и пособий. 5. Составление картотеки дидактических развивающих игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений и формирования логического мышления у детей дошкольного возраста 6. Разработка и создание интерактивных игр – тренажеров по формированию элементарных математических представлений, развитию логического мышления и познавательных процессов. Оформление электронной картотеки. | ||
2020-2021 учебный год | ||||
3. | Практический: 1. Работа с детьми | Практическая работа с детьми по разработанной программе формирования элементарных математических представлений и логического мышления. Участие воспитанников в конкурсах различного уровня. | В течение учебного года | |
2. Работа с родителями | Доклад «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений» | |||
Анкетирование родителей по теме: «Познавательные способности вашего ребенка». | ||||
Консультация для родителей «Несколько основных правил для родителей при подготовке детей к школе» | ||||
Проведение открытых мероприятий, круглого стола для родителей по вопросам психологической и интеллектуальной готовности к школе. | ||||
Рекомендации родителям. Закрепление дома освоенных игр. | ||||
Показ открытого занятия по математике. | ||||
3. Работа с педагогами | 1. Посещение ООД по проблеме 2. Участие в семинарах – практикумах. 3. Показ открытого ООД по проблеме | |||
4 | Диагности- ческий блок | Выявление уровня освоения программного материала начало учебного года и на конец учебного года | Октябрь Май | |
5 | Аналитический блок | Обоснованность уровня освоения программы | Октябрь Май | |
2021-2022 учебный год | ||||
6 | Обобщение опыта | 1.Обучение на курсах повышения квалификации 2. Работа на альтернативном сайте nsportal.ru. 3. Продолжить работу над выбранной методической темой. Формулирование темы творческого отчёта. 4. Оформление педагогического опыта в форме портфолио. 5.Обобщение и распространение опыта работы в ходе дальнейшей педагогической деятельности. | 2021 г. В течение учебного года | |
2022-2023 учебный год | ||||
7 | Подведение итогов самообразования | Подготовка к прохождению аттестации. 1.Изучение нормативных документов по аттестации 2.Подготовка заявления на педагогическую аттестацию. 3.Подготовка к проведению и видео съемке открытого мероприятия для педагогической аттестации. 4.Подготовка к прохождению профессионального тестирования для педагогических работников | сентябрь - декабрь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на 2018-2022 гг.
: «Всестороннее развитие и оздоровление организма ребенка на занятиях по плаванию»...
План по самообразованию на 2018-2022 года
План содержит основные аспекты реализации педагогической работы по теме самообразования за аттестационный период....
План по самообразованию на 2018-2022 гг
План по самообразованию педагога-психолога...
План по самообразованию на 2018-2022 гг
План по самообразованию на 2018-2022 гг...
Индивидуальный план по самообразованию на 2018 – 2022 г.г.
Тема: «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» Методики нейропсихологических диагностик помогают специалистам выявлять причины отставания или неравномерн...
Перспективный план по самообразованию на 2018-2022 гг. воспитателя по обучению татарскому и русскому языкам Сабировой Гузалии Наиловны МБДОУ №53
Тема самообразования: «Театрализованная деятельность как средство развития творческой личности и развитие речи дошкольников»....
Перспективный план по самообразованию на 2018-2022 гг.
План по самообразованию...