План по самообразованию на 2018-2022 гг
методическая разработка

Пономарева Татьяна Ивановна

План по самообразованию педагога-психолога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №96 «Елмаю» НМР РТ

Индивидуальный план

повышения профессионального уровня

педагога-психолога

Пономаревой Татьяны Ивановны

 на межаттестационный период

2018-2022гг

Тема самообразования:

 «Психологическая готовность детей к обучению в школе»

2020г.

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

педагога-психолога

Пономаревой Татьяны Ивановны

на 2018/2022 уч. год

Тема самообразования:  «Психологическая готовность детей к школьному обучению»

Актуальность темы:  В настоящее время актуальность проблемы готовности ребенка к школе обусловливается многими  факторами. Школьное обучение - один из серьезнейших этапов в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.

Поэтому вполне понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при приближающемся поступлении в школу. Современные исследования показывают, что 30  -  40% детей  приходят в первый  класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы социальный, психологический, эмоционально - волевой,  коммуникативный,  компоненты готовности.

Начало школьного обучения предполагает необходимость наличия у ребенка сформированности социальной позиции школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение. Важно заранее, еще до начала школьного обучения выяснить, насколько психологические возможности ребенка соответствуют требованиям школы.

Психологическая готовность является важной предпосылкой успешного обучения в школе, от ее сформированности зависит, как сложится отношение ребенка к учению, как будут относиться к нему учитель, одноклассники, как оценят его родители и даже незнакомые взрослые.

 Таким образом, исходя из актуальности обозначенной проблемы, была выбрана тема самообразования «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению», что является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Цель: изучение проблемы психологической готовности детей к школьному обучению

Задачи: 

  • Изучение психолого-педагогической литературы.
  • Подбор оптимального диагностического инструментария по определению готовности к школе детей.
  • Определение эффективных методов работы педагога-психолога с детьми.
  • Психологическая поддержка в семье при поступлении ребенка в школу.
  •  Разработать эффективную коррекционно-развивающую программу по сопровождению детей к школьному обучению.

План самообразования составлен в соответствии с документами:

  • Закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  • Образовательная программа МБДОУ

Форма самообразования: индивидуальная

Источники самообразования: семинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы, Интернет - ресурсы, ГМО, методическая литература, журналы.

Представление материала: транслирование педагогического опыта на региональном и городском уровнях, выступления из опыта работы на педагогических советах, часах, мастер-классы.

Ожидаемые результаты:

  • Повысится уровень психологической готовности детей к обучению в школе.
  • Дошкольники будут более активными в познании нового, уверенными в своих силах и возможностях.
  • У детей будут сформированы коммуникативные умения и навыки, личностные качества.
  • Проведение развивающих занятий с детьми, у которых низкий и ниже среднего уровни психологической готовности к школе послужит толчком для более полного развития их интеллектуальной сферы (память, внимание, мышление), физического состояния (развитие крупной и мелкой моторики, повышение двигательной активности, эмоционально-волевой сферы (умение ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации).
  • У детей сформируется позитивное отношение к обучению, предпосылки учебной деятельности, «внутренняя позиция школьника» и все ее составляющие, необходимые для успешного обучения.
  • Родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию своих детей.

Наименование мероприятий

Организационно-педагогические

мероприятия

Год реализации

 

  1. Научно-теоретическая подготовка

1.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Реализация

2018-2022г.

2.

Изучение литературы «Оценка психологической готовности детей к школе» Н.В.Бабкина

Изучение и внедрение в работу

2018-2022г.

3.

Изучение литературы

 «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе» Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадрикова.

«Подготовка к школе» Н.А. Федосова А.А.Плешакова.

Методические рекомендации к «Программа предшкольного образования» Р.К.Шаехова. 

Реализация в образовательном процессе

2018-2022г.

4.

«Путь к успеху» И.Г.Вахрушева. Л.Ф.Блинова. Пособие по работе с родителями ДОУ.

Изучение и внедрение в работу

2018-2022г.

5.

Александрова Е.Ю. оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья» - Вологоград, Лункина Е.Н. Растим малыша.

 Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития.

Изучение и внедрение в работу

2018-2022г.

6.

Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника

Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей / Авт. -сост. И.А. Дядюнова. 

Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста/Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко.

  Реализация  во все виды деятельности

2018-2022г.

7.

О.М. Дъяченко, Н.Ф. Астаськова, А.И. Булычева и др. Дети, в школу собирайтесь: кн. для родителей и воспитателей дет. сада Белова Л.В. В семье будущий первоклассник. 

Буре Р.С. Готовим детей к школе

Изучение и внедрение в работу

2020г.

8.

Изучение современной литературы по теме самообразования

Аннотация на методическую литературу

2021г.

9.

Обзор информации в интернете по изучаемой теме

Перспективное планирование воспитательно-образовательно й работы

2022г.

 

  1. Разработка программно-методического обеспечения

1.

  • Разработка и оформление  игр по данной тематике.

Картотека

2018-2022г.

2.

Картотека  игр направленных на психологическую готовность к обучению в школе.

Картотека

2018-2022г.

3.

Разработка программы психологической подготовки детей к школе «Скоро в школу!»

Программа, конспекты занятий

2018-2022г.

4.

Консультации для родителей: 1.На пороге школы 

2. Личностная готовность ребенка к школе
3. Волевая готовность ребенка к школе

4. Интеллектуальная готовность ребенка к школе

5. Режим будущего школьника

6.Готовы ли родители к школе

7. Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе

Памятки

Буклеты

Папки-передвижки

2018-2022г.

5.

Выступление на педсовете тема выступления «Психологическая готовность ребенка в школе в условиях ДОУ»

Памятка

2018-2022г.

6.

Подбор аудио и видиозаписей песен и мультфильмов

Картотека песен

2018-2022г.

   7.

Анкетирование родителей на тему: «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу»

Отчет

2018-2022г

  8.

Папка-передвижка для родителей на тему: «Рекомендации для родителей будущих первоклассников».

Папка-передвижка

   2018-2022г

  9.

Результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию.

Отчёт

2018-2022г

План работы по самообразованию

на 2019/2020 уч. год

п/п

Мероприятие

Дата

Краткая информация

Результат

1

Изучение литературы

«Оценка психологической готовности детей к школе» Н.В.Бабкина

сентябрь

Изучить комплекс методик для оценки психологической готовности к школе, особое внимание  уделено диагностике сформированности саморегуляции познавательной деятельности ребенка.

Диагностика детей  подготовительных групп «Психологическая готовность ребенка к школе».

   

2

Изучение литературы

 «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе»

Н.В.Нижегородцева

В.Д.Шадрикова.

«Подготовка к школе» Н.А. Федосова А.А.Плешакова.

Методические рекомендации к «Программа предшкольного образования» Р.К.Шаехова.

 

октябрь

Познакомиться с педагогическими технологиями особенностей  детей старшего дошкольного возраста и различные стороны готовности к школе, диагностики развития учебно-важных качеств.

Анкетирование родителей детей подготовительных к школе групп «Готовность ребенка к школе»

Выступление на родительском собрании

3

«Путь к успеху» И.Г.Вахрушева. Л.Ф.Блинова.

Пособие по работе с родителями ДОУ.

ноябрь

Изучить Концепцию позитивной профилактики. Теоретические подходы в работе с родителями детей старших групп.

 « Круглый стол» с родителями «Влияние родителей на успешность ребенка в школе»

4

И.М. Марковская  «Тренинг взаимодействия родителей с детьми»

Т.Д.Гимбутас «Формы работы с родителями в условиях детского сада»

декабрь

Познакомиться с новыми подходами в общении с родителями на современном этапе, а так-же взаимодействия ДОУ с семьей ребенка.

 Консультация для  родителей «Особенности

взаимодействия с детьми  старшего возраста»

5

Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка Т.Н.Доронова. «Вместе с семьёй»

Т.В. Полетаева. «Проектная деятельность психолого-педагогической службы в ДОУ по повышению коммуникативной компетентности педагогов и родителей воспитанников»

январь

Изучить взаимодействие педагогов ДОУ с родителями воспитанников

Семинар-практикум для педагогов «Обобщение опыта работы взаимодействия семьи и детского сада»

6

Александрова Е.Ю. оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья» - Вологоград,

Лункина Е.Н. Растим малыша.

 Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития.

февраль

Анкетирование родителей по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.

 

Родительское собрание на тему «Здоровье ребенка в наших руках»

 

7

Конвенция о правах ребенка

Харитончик Т.А. Правовое образование в ДОУ.//Управление ДОУ.

март

Экспресс-опрос родителей по содержанию статей Конвенции о правах ребенка.

 Выявление семей, в которых нарушаются права ребенка.

Памятки для родителей

 «Стиль общения с ребенком»

8

Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника

Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей / Авт. -сост. И.А. Дядюнова. 

Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста/Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко.

апрель

Составление комплекса игр на развитие памяти, внимания, мышления детей старшего дошкольного возраста.

Практикум «Играем – память, внимание, мышление развиваем».

9

О.М. Дъяченко, Н.Ф. Астаськова, А.И. Булычева и др. Дети, в школу собирайтесь: кн. для родителей и воспитателей дет. сада Белова Л.В. В семье будущий первоклассник. 

Буре Р.С. Готовим детей к школе

май

Консультирование родителей выпускников «На пороге школы».

Оформление памяток «Учеба на отлично!»,

 «Скоро в школу».

Информационный стенд: «Как подготовить ребенка к обучению в школе»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на 2018-2022 гг.

: «Всестороннее развитие и оздоровление организма ребенка на занятиях по плаванию»...

План по самообразованию на 2018-2022 года

План содержит основные аспекты реализации педагогической работы по теме самообразования за аттестационный период....

План по самообразованию на 2018-2022 гг

План по самообразованию на 2018-2022 гг...

Индивидуальный план по самообразованию на 2018 – 2022 г.г.

Тема: «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» Методики нейропсихологических диагностик помогают специалистам выявлять причины отставания или неравномерн...

План по самообразованию на 2018 - 2022 г.

Тема: «Формирование элементарных математических представлений и логического мышления у детей дошкольного возраста посредством развивающих игр»....

Перспективный план по самообразованию на 2018-2022 гг. воспитателя по обучению татарскому и русскому языкам Сабировой Гузалии Наиловны МБДОУ №53

Тема самообразования: «Театрализованная деятельность как средство развития творческой  личности и развитие речи дошкольников»....