План по самообразованию на 2018-2022 гг
методическая разработка
План по самообразованию педагога-психолога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_plan_na_2018-2022uch.god_pedagoga-psihologa_ponomarevoy_t.i._m.docx | 39.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №96 «Елмаю» НМР РТ
Индивидуальный план
повышения профессионального уровня
педагога-психолога
Пономаревой Татьяны Ивановны
на межаттестационный период
2018-2022гг
Тема самообразования:
«Психологическая готовность детей к обучению в школе»
2020г.
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
педагога-психолога
Пономаревой Татьяны Ивановны
на 2018/2022 уч. год
Тема самообразования: «Психологическая готовность детей к школьному обучению»
Актуальность темы: В настоящее время актуальность проблемы готовности ребенка к школе обусловливается многими факторами. Школьное обучение - один из серьезнейших этапов в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.
Поэтому вполне понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при приближающемся поступлении в школу. Современные исследования показывают, что 30 - 40% детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы социальный, психологический, эмоционально - волевой, коммуникативный, компоненты готовности.
Начало школьного обучения предполагает необходимость наличия у ребенка сформированности социальной позиции школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение. Важно заранее, еще до начала школьного обучения выяснить, насколько психологические возможности ребенка соответствуют требованиям школы.
Психологическая готовность является важной предпосылкой успешного обучения в школе, от ее сформированности зависит, как сложится отношение ребенка к учению, как будут относиться к нему учитель, одноклассники, как оценят его родители и даже незнакомые взрослые.
Таким образом, исходя из актуальности обозначенной проблемы, была выбрана тема самообразования «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению», что является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Цель: изучение проблемы психологической готовности детей к школьному обучению
Задачи:
- Изучение психолого-педагогической литературы.
- Подбор оптимального диагностического инструментария по определению готовности к школе детей.
- Определение эффективных методов работы педагога-психолога с детьми.
- Психологическая поддержка в семье при поступлении ребенка в школу.
- Разработать эффективную коррекционно-развивающую программу по сопровождению детей к школьному обучению.
План самообразования составлен в соответствии с документами:
- Закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
- Образовательная программа МБДОУ
Форма самообразования: индивидуальная
Источники самообразования: семинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы, Интернет - ресурсы, ГМО, методическая литература, журналы.
Представление материала: транслирование педагогического опыта на региональном и городском уровнях, выступления из опыта работы на педагогических советах, часах, мастер-классы.
Ожидаемые результаты:
- Повысится уровень психологической готовности детей к обучению в школе.
- Дошкольники будут более активными в познании нового, уверенными в своих силах и возможностях.
- У детей будут сформированы коммуникативные умения и навыки, личностные качества.
- Проведение развивающих занятий с детьми, у которых низкий и ниже среднего уровни психологической готовности к школе послужит толчком для более полного развития их интеллектуальной сферы (память, внимание, мышление), физического состояния (развитие крупной и мелкой моторики, повышение двигательной активности, эмоционально-волевой сферы (умение ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации).
- У детей сформируется позитивное отношение к обучению, предпосылки учебной деятельности, «внутренняя позиция школьника» и все ее составляющие, необходимые для успешного обучения.
- Родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию своих детей.
Наименование мероприятий | Организационно-педагогические мероприятия | Год реализации | |
|
| ||
1. | Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования | Реализация | 2018-2022г. |
2. | Изучение литературы «Оценка психологической готовности детей к школе» Н.В.Бабкина | Изучение и внедрение в работу | 2018-2022г. |
3. | Изучение литературы «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе» Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадрикова. «Подготовка к школе» Н.А. Федосова А.А.Плешакова. Методические рекомендации к «Программа предшкольного образования» Р.К.Шаехова. | Реализация в образовательном процессе | 2018-2022г. |
4. | «Путь к успеху» И.Г.Вахрушева. Л.Ф.Блинова. Пособие по работе с родителями ДОУ. | Изучение и внедрение в работу | 2018-2022г. |
5. | Александрова Е.Ю. оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья» - Вологоград, Лункина Е.Н. Растим малыша. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. | Изучение и внедрение в работу | 2018-2022г. |
6. | Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей / Авт. -сост. И.А. Дядюнова. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста/Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. | Реализация во все виды деятельности | 2018-2022г. |
7. | О.М. Дъяченко, Н.Ф. Астаськова, А.И. Булычева и др. Дети, в школу собирайтесь: кн. для родителей и воспитателей дет. сада Белова Л.В. В семье будущий первоклассник. Буре Р.С. Готовим детей к школе | Изучение и внедрение в работу | 2020г. |
8. | Изучение современной литературы по теме самообразования | Аннотация на методическую литературу | 2021г. |
9. | Обзор информации в интернете по изучаемой теме | Перспективное планирование воспитательно-образовательно й работы | 2022г. |
|
| ||
1. |
| Картотека | 2018-2022г. |
2. | Картотека игр направленных на психологическую готовность к обучению в школе. | Картотека | 2018-2022г. |
3. | Разработка программы психологической подготовки детей к школе «Скоро в школу!» | Программа, конспекты занятий | 2018-2022г. |
4. | Консультации для родителей: 1.На пороге школы 2. Личностная готовность ребенка к школе 4. Интеллектуальная готовность ребенка к школе 5. Режим будущего школьника 6.Готовы ли родители к школе 7. Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе | Памятки Буклеты Папки-передвижки | 2018-2022г. |
5. | Выступление на педсовете тема выступления «Психологическая готовность ребенка в школе в условиях ДОУ» | Памятка | 2018-2022г. |
6. | Подбор аудио и видиозаписей песен и мультфильмов | Картотека песен | 2018-2022г. |
7. | Анкетирование родителей на тему: «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу» | Отчет | 2018-2022г |
8. | Папка-передвижка для родителей на тему: «Рекомендации для родителей будущих первоклассников». | Папка-передвижка | 2018-2022г |
9. | Результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию. | Отчёт | 2018-2022г |
План работы по самообразованию
на 2019/2020 уч. год
№ п/п | Мероприятие | Дата | Краткая информация | Результат |
1 | Изучение литературы «Оценка психологической готовности детей к школе» Н.В.Бабкина | сентябрь | Изучить комплекс методик для оценки психологической готовности к школе, особое внимание уделено диагностике сформированности саморегуляции познавательной деятельности ребенка. | Диагностика детей подготовительных групп «Психологическая готовность ребенка к школе».
|
2 | Изучение литературы «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе» Н.В.Нижегородцева В.Д.Шадрикова. «Подготовка к школе» Н.А. Федосова А.А.Плешакова. Методические рекомендации к «Программа предшкольного образования» Р.К.Шаехова.
| октябрь | Познакомиться с педагогическими технологиями особенностей детей старшего дошкольного возраста и различные стороны готовности к школе, диагностики развития учебно-важных качеств. | Анкетирование родителей детей подготовительных к школе групп «Готовность ребенка к школе» Выступление на родительском собрании |
3 | «Путь к успеху» И.Г.Вахрушева. Л.Ф.Блинова. Пособие по работе с родителями ДОУ. | ноябрь | Изучить Концепцию позитивной профилактики. Теоретические подходы в работе с родителями детей старших групп. | « Круглый стол» с родителями «Влияние родителей на успешность ребенка в школе» |
4 | И.М. Марковская «Тренинг взаимодействия родителей с детьми» Т.Д.Гимбутас «Формы работы с родителями в условиях детского сада» | декабрь | Познакомиться с новыми подходами в общении с родителями на современном этапе, а так-же взаимодействия ДОУ с семьей ребенка. | Консультация для родителей «Особенности взаимодействия с детьми старшего возраста» |
5 | Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка Т.Н.Доронова. «Вместе с семьёй» Т.В. Полетаева. «Проектная деятельность психолого-педагогической службы в ДОУ по повышению коммуникативной компетентности педагогов и родителей воспитанников» | январь | Изучить взаимодействие педагогов ДОУ с родителями воспитанников | Семинар-практикум для педагогов «Обобщение опыта работы взаимодействия семьи и детского сада» |
6 | Александрова Е.Ю. оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья» - Вологоград, Лункина Е.Н. Растим малыша. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. | февраль | Анкетирование родителей по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
| Родительское собрание на тему «Здоровье ребенка в наших руках»
|
7 | Конвенция о правах ребенка Харитончик Т.А. Правовое образование в ДОУ.//Управление ДОУ. | март | Экспресс-опрос родителей по содержанию статей Конвенции о правах ребенка. Выявление семей, в которых нарушаются права ребенка. | Памятки для родителей «Стиль общения с ребенком» |
8 | Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей / Авт. -сост. И.А. Дядюнова. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста/Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. | апрель | Составление комплекса игр на развитие памяти, внимания, мышления детей старшего дошкольного возраста. | Практикум «Играем – память, внимание, мышление развиваем». |
9 | О.М. Дъяченко, Н.Ф. Астаськова, А.И. Булычева и др. Дети, в школу собирайтесь: кн. для родителей и воспитателей дет. сада Белова Л.В. В семье будущий первоклассник. Буре Р.С. Готовим детей к школе | май | Консультирование родителей выпускников «На пороге школы». Оформление памяток «Учеба на отлично!», «Скоро в школу». | Информационный стенд: «Как подготовить ребенка к обучению в школе» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на 2018-2022 гг.
: «Всестороннее развитие и оздоровление организма ребенка на занятиях по плаванию»...
План по самообразованию на 2018-2022 года
План содержит основные аспекты реализации педагогической работы по теме самообразования за аттестационный период....
План по самообразованию на 2018-2022 гг
План по самообразованию на 2018-2022 гг...
Индивидуальный план по самообразованию на 2018 – 2022 г.г.
Тема: «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» Методики нейропсихологических диагностик помогают специалистам выявлять причины отставания или неравномерн...
План по самообразованию на 2018 - 2022 г.
Тема: «Формирование элементарных математических представлений и логического мышления у детей дошкольного возраста посредством развивающих игр»....
Перспективный план по самообразованию на 2018-2022 гг. воспитателя по обучению татарскому и русскому языкам Сабировой Гузалии Наиловны МБДОУ №53
Тема самообразования: «Театрализованная деятельность как средство развития творческой личности и развитие речи дошкольников»....
Перспективный план по самообразованию на 2018-2022 гг.
План по самообразованию...